Научная статья на тему 'Развитие понятийного контекста непрерывного профессионального образования: сущность, тенденции становления'

Развитие понятийного контекста непрерывного профессионального образования: сущность, тенденции становления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОНЯТИЙНО-КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ / ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СЛОВАРЬ / НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРИНЦИП СИСТЕМНОСТИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ / КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩЕГО / ИНТЕГРАЦИЯ / ЦЕЛОСТНОСТЬ СИСТЕМЫ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ / CONCEPTUAL AND CATEGORICAL APPARATUS / POST-INDUSTRIAL EDUCATION / HIGHER EDUCATION / DICTIONARY / CONTINUING PROFESSIONAL EDUCATION / PRINCIPLE OF CONSISTENCY / EDUCATIONAL PROCESS / EDUCATIONAL GOALS / FUTURE COMPETENCE / INTEGRATION / INTEGRITY OF THE SYSTEM OF BASIC CONCEPTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горягин Александр Анатольевич

В статье представлен подход построения понятийно-терминологического аппарата постиндустриальной педагогики. Автором акцентируется внимание на сложности процесса становления тезауруса в зависимости от множества факторов, обусловливающих неоднородность и неоднозначность понятий и категорий педагогического знания. С этих позиций особое значение автор уделяет процессу организационно-содержательной перестройке системы отечественного образования, как многокомпонентной структуры, отличительной особенностью которой выступает взаимосвязь институционально, неинституционального и неформального образования. Формирование понятийно-категориального аппарата постиндустриальной педагогики представлено с позиции принципа системного исследования с учетом «Словаря системы основных понятий» (2013 г.), разработанных академиком РАО А.М. Новиковым. В общем контексте развития высшего образования представлена авторская позиция по необходимости систематизации категориальных понятий, представления их сущностной характеристики, обусловленной прогностическими тенденциями стратегических целей и задач высшей школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горягин Александр Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of the conceptual context of continuing professional education: the essence, the formation trends

The paper presents an approach to the construction of conceptual and terminological apparatus of post-industrial pedagogy. The author focuses on the complexity of the process of formation of the thesaurus depending on many factors that cause heterogeneity and ambiguity of concepts and categories of pedagogical knowledge. The author pays attention to the process of organizational and substantive system of domestic education as a multi-component structure. The formation of the conceptual and categorical apparatus of post-industrial pedagogy is presented from the principles "Dictionary of the basic concepts system" (2013), developed by academician RAO Novikov. The author's aim is to systematize categorical concepts, presentation of their essential characteristics due to the prognostic trends of strategic goals and objectives of higher education.

Текст научной работы на тему «Развитие понятийного контекста непрерывного профессионального образования: сущность, тенденции становления»

Интернет-журнал «Мир науки» / World of Science. Pedagogy and psychology https://mir-nauki.com

2018, №5, Том 6 / 2018, No 5, Vol 6 https://mir-nauki.com/issue-5-2018.html

URL статьи: https ://mir-nauki. co m/PDF/80PDMN518.pdf

Статья поступила в редакцию 23.10.2018; опубликована 12.12.2018

Ссылка для цитирования этой статьи:

Горягин А. А. Развитие понятийного контекста непрерывного профессионального образования: сущность, тенденции становления // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №5, https://mir-nauki.com/PDF/80PDMN518.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Goryagin A.A. (2018). The development of the conceptual context of continuing professional education: the essence, the formation trends. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 5(6). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/80PDMN518.pdf (in Russian)

УДК 378.016 ГРНТИ 14.35

Горягин Александр Анатольевич

НОЧУ ВО «Московский финансово-промышленный университет «Синергия», Москва, Россия

Помощник Руководителя Кандидат педагогических наук E-mail: topolik@mail.ru

Развитие понятийного контекста непрерывного профессионального образования: сущность, тенденции становления

Аннотация. В статье представлен подход построения понятийно-терминологического аппарата постиндустриальной педагогики. Автором акцентируется внимание на сложности процесса становления тезауруса в зависимости от множества факторов, обусловливающих неоднородность и неоднозначность понятий и категорий педагогического знания. С этих позиций особое значение автор уделяет процессу организационно-содержательной перестройке системы отечественного образования, как многокомпонентной структуры, отличительной особенностью которой выступает взаимосвязь институционально, неинституционального и неформального образования. Формирование понятийно-категориального аппарата постиндустриальной педагогики представлено с позиции принципа системного исследования с учетом «Словаря системы основных понятий» (2013 г.), разработанных академиком РАО А.М. Новиковым. В общем контексте развития высшего образования представлена авторская позиция по необходимости систематизации категориальных понятий, представления их сущностной характеристики, обусловленной прогностическими тенденциями стратегических целей и задач высшей школы.

Ключевые слова: понятийно-категориальный аппарат; постиндустриальное образование; высшее образование; словарь; непрерывное профессиональное образование; принцип системности; образовательный процесс; образовательные цели; компетенции будущего; интеграция; целостность системы основных понятий

Развитие педагогического знания на современном этапе согласуется с представлениями о целостности многокомпонентной структуры системы непрерывного образования, реализующей множество функций, направленных на достижение личностью ценностно-

https://mir-nauki.com

значимых целей. В теоретических исследованиях различные аспекты педагогической науки осмысливаются с позиции непрерывного и постиндустриального образования как ведущих идей развития образовательных моделей в контексте мировых образовательных процессов.

Постиндустриальное образование выступает одним из актуальных направлений современных фундаментальных и практикоориентированных педагогических исследований, позволяющих углубить теоретические представления и разработку методологических основ постиндустриальной педагогики [2; 3]. Данный процесс обусловлен стратегией развития направлений исследований, согласующихся с решением таких проблем как непрерывное профессиональное образование, компетенции будущего, инновационная инфраструктура образовательного процесса в системе высшего образования, самообразование, самоорганизация деятельности, т. д. При этом актуальным оказывается исследование факторов включения личности в те условия организации образовательного процесса непрерывного образования, которые обеспечивают продуктивность ее социально и личностно-значимых целей в условиях постиндустриального общества [1]. Вследствие этого создание педагогически организованной образовательно-воспитательной среды как совокупности условий, окружающих личность и взаимодействующих с ней в течение всего процесса включения в непрерывное образование, целесообразно рассматривать в контексте углубления и расширения теории и методологии образования, что согласуется с обогащением категориально-понятийного аппарата педагогики. С этих позиций разработка теоретико-методологических оснований постиндустриальной педагогики, отражающей новую сущность развития инновационной инфраструктуры обучения, воспитания и развития личности, обусловливает необходимость обращения к проблеме построения понятийно-категориального аппарата и логической структуры педагогики современного этапа как нового научного знания.

Отличительной тенденцией педагогической теории и практики выступают новые формы образовательно-воспитательного пространства деятельности субъекта образования, интегрирующие пространство общего, профессионального образования, дополнительного, научного образования. Следствием интеграционных процессов в образовании являются типы связей подсистем непрерывного образования, основанием которых выступает преемственность образовательных программ, реализуемых в уровнях и ступенях системы непрерывного образования во всем многообразии их форм. Упорядочение множества образовательных структур - формальных, неформальных, базовых и дополнительных, основных и параллельных, государственных и общественных обусловливает необходимость построения системы категориальных родовых понятий, имеющих свои характерные признаки, отличающие от других, таких как «векторы образовательных программ», «ветвление образовательных программ», «формы преемственности образовательного процесса», «образовательное пространство», «интегрированные образовательные системы», «диверсификационные процессы» и др.

Отметим, что с позиции развития категориального аппарата педагогики постиндустриального этапа для всех аспектов научных исследований необходимо принятие единой трактовки сущности таких педагогических категорий как «пространство деятельности», «самоорганизация деятельности», «развитие преемственности образовательного процесса в системе высшего образования», «образовательное пространство непрерывного профессионального образования», «уровни социального пространства», «социальное пространство системы непрерывного образования». «социально-реабилитационное образовательное пространство», др.

Формирующийся понятийно-категориальный аппарат педагогики обогащается в ходе решения актуальных задач непрерывного профессионального образования, направленных на достижение образовательных целей, таких как:

1. системный подход к развитию инноваций в системе непрерывного профессионального образования;

2. механизмы формирования у субъекта обучения общественно и личностно-значимых мотивов образовательных маршрутов;

3. профессиональное самоопределение в условиях расширения инфраструктуры вузовского образовательного процесса;

4. мотивационные механизмы молодого специалиста по формированию компетенций будущего, др.

Характерной особенностью контекста понятийно-категориального аппарата педагогики постиндустриального является способность придания широкого спектра представлений о сущности развития организационно-содержательной структуры системы непрерывного профессионального образования как социально освоенного, пространственно-территориального компонента образовательной системы, обеспечивающего профессиональные образовательные маршруты личности в условиях интеграции институциональных и неинституциональных форм освоения образовательных программ [5; 7].

Согласно принципу системного исследования исходным положением является постулат о целостности исследуемой системы, что обусловливает необходимость следующей констатации:

1. система понимается с позиции ее целостности как характерного ее свойства;

2. в качестве системности, как одного из важных свойств системы, определяется ее противопоставление окружению-среде;

3. дифференциация системы приводит к наличию понятия ее элемента-единицы, свойства и функции которой определяются ее местом в рамках целого;

4. представление о целостности системы конкретизируются через понятие «связи», которые выполняют системообразующую функцию;

5. совокупность связей и их типологическая характеристика приводит к понятиям структуры и организации системы [5].

Практика вузовского институционального образования, для которой характерны модели интеграции со сферой образовательных, наукоориентированных, учебно-информационных центров, центров общественной системы профессиональной ориентации и профотбора на различные отрасли, обусловливает появление новых понятий, изменяя спектр понятийно-категориального аппарата современной педагогики. В этом контексте представляется важным отметить новый подход к построению словаря педагогики образования - «Педагогика. Словарь системы основных понятий», разработанный академиком РАО А.М. Новиковым [4].

Основное отличие от ранее разработанных словарей по педагогике1 заключается в том, что данный словарь разработан с позиции системного подхода на основе междисциплинарности: «все понятия здесь связаны друг с другом, и, в силу этого, образуют систему основных педагогических понятий». В словаре содержатся не чисто педагогические понятия, а сопутствующие статьи-понятия из философии, психологии, логики, системного анализа, др. Учитывая, что в условиях становления педагогики постиндустриального этапа главным субъектом рассматривается сам субъект образования, целесообразным оказалось включение А.М. Новиковым значительного числа категориальных понятий, относящихся к «Я -

1 Полонский В.М. Словарь педагогических понятий. - М. - 2003. Страница 3 из 6

концепции» личности: самоопределение, самосознание, потребность, мышление, непрерывное образование, мировоззрение, критерии эффективности профессионального обучения, интеллектуальное развитие, индивидуализация обучения, воспитание самосознания и др. Такой нетрадиционный теоретико-методологический подход к составлению «Словаря» согласуется с сущностью самих оснований содержания педагогического знания, включающего теорию обучения, теорию воспитания и управление образовательными системами. Аспекты методологии и методы исследования нашли свое выражение в словаре по методологии образования2.

Систематизация педагогических понятий высшего образования коррелирует с актуализацией новых концептуальных положений по проблемам подготовки специалиста, нахождением технологий развития конкурентоспособного кадрового ресурса по формированию компетенций будущего, методологии обучения, технологий оценки компетенций и т. д. Формирование пространства научно-исследовательской деятельности, в условиях которой изучаемые объекты инновационной инфраструктуры высшего образования рассматриваются с позиции организации их в определенную систему, обусловливает комплексные теоретико-методологические исследования в рамках соответствующих научных школ.

Сущность прогноза развития высшего образования, выраженная системой категориальных понятий в целях их систематизации, приводит к решению задачи установления причинно-следственных отношений и связей между изучаемыми педагогическими явлениями и процессами как составляющей целостность многокомпонентной системы непрерывного образования.

Систематизации категориальных понятий педагогики, представляемых в словарях по педагогике, предшествуют анализ, синтез, обобщение и сравнение, позволяющие таким образом выявить необходимые закономерности и взаимосвязи с позиции более точной смысловой трактовки их сущности. В этом случае системный подход в общеметодологическом аспекте выполняет свои функции, оставаясь не жестко связанной совокупностью познавательных принципов, основной смысл которых состоит в планируемых исследованиях [6].

В качестве ведущих принципов системного подхода, необходимость которых очевидна при разработке словарей системы высшего образования следует представить:

1. целостность, позволяющая рассматривать систему высшего образования постиндустриальной педагогики;

2. иерархичность строения, т. е. учет наличия множества компонентов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня - высшим уровням;

3. структуризация, позволяющая анализировать элементы подсистемы высшего образования с учетом форм институционального и неинституционального образования;

4. множественность, позволяющая множество кибернетических, экономических, математических моделей для описания отдельных элементов системы в целом;

5. системность, как свойства объекта обладать всеми признаками системы.

2 Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология: словарь системы основных понятий. - М. - 2013. Страница 4 из 6

Понятийно-категориальный аппарат современной педагогики формируется в контексте инноваций в отечественном образовании, ведущей из которых выступает цифровизация образования. В этих условиях непрерывное профессиональное образование, реализующее различный спектр образовательных программ, призвано обеспечить формирование профессиональных и жизненных компетенций, востребованных постиндустриальным обществом. С этих позиций теория и методология постиндустриального образования выступает системообразующим основанием сопровождения активного процесса цифровой трансформации образовательного процесса многокомпонентной системы непрерывного образования.

ЛИТЕРАТУРА

Асмолов А.Г. Непрерывное образование: риски и ценности России в условиях неопределенности / Образование в России и за рубежом. 2016. - № 11 - С. 19-25.

Годунов И.В., Ларионов И.К. Синергия образования. - М. «Маркетинг». - 2017.

Новиков А.М. Постиндустриальное образование. - М. Издательство «Эгвес», -2008.

Новиков А.М. Педагогика. Словарь системы педагогических понятий. - М. -Эгвест. - 2013.

Орешкина А.К. Педагогические системы в логике культурологической парадигмы. - М.: Профессиональное образование, - 2008.

Орешкина А.К., Цибизова Т.Ю. Методологические основы обучения в системе высшего образования. - М.: ИИУ МГОУ, 2017.

Рубин Ю.Б. Высшее образование в России: качество и конкурентоспособность. -М.: Моск. финансово-пром. акд. - 2011.

1.

2.

3.

4.

5.

6. 7.

Goryagin Alexander Anatolievich

Moscow university for industry and finance «Synergy», Moscow, Russia

E-mail: topolik@mail.ru

The development of the conceptual context of continuing professional education: the essence, the formation trends

Abstract. The paper presents an approach to the construction of conceptual and terminological apparatus of post-industrial pedagogy. The author focuses on the complexity of the process of formation of the thesaurus depending on many factors that cause heterogeneity and ambiguity of concepts and categories of pedagogical knowledge. The author pays attention to the process of organizational and substantive system of domestic education as a multi-component structure. The formation of the conceptual and categorical apparatus of post-industrial pedagogy is presented from the principles "Dictionary of the basic concepts system" (2013), developed by academician RAO Novikov. The author's aim is to systematize categorical concepts, presentation of their essential characteristics due to the prognostic trends of strategic goals and objectives of higher education.

Keywords: conceptual and categorical apparatus; post-industrial education; higher education; dictionary; continuing professional education; the principle of consistency; educational process; educational goals; future competence; integration; integrity of the system of basic concepts

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.