Научная статья на тему 'Развитие политологии в Армении: состояние, проблемы, перспективы'

Развитие политологии в Армении: состояние, проблемы, перспективы Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
313
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Политическая наука
ВАК
RSCI
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие политологии в Армении: состояние, проблемы, перспективы»

I. СОСТОЯНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ В ПОСТСОВЕТСКИХ ГОСУДАРСТВАХ

А. МАРКАРОВ

РАЗВИТИЕ ПОЛИТОЛОГИИ В АРМЕНИИ: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ*

Как и повсюду на пространстве бывшего Советского Союза, толчок к возникновению политической науки в Армении произошел на закате советского государства, а ее самостоятельность началась в постсоветский период, одновременно с процессом зарождения (либо возрождения)1 и укрепления независимой государственности. Получив статус университетской дисциплины, политология тем не менее находится на начальном этапе своего развития.

Не претендуя на всесторонний и всеобъемлющий анализ содержания работ и отнюдь не ставя своей целью анализ всей политологической литературы, вышедшей из-под пера армянских авторов,

* Автор выражает благодарность и признательность В. Агляну, И. Баляну, Л. Даниелян, А. Енокяну, С. Золяну, Г. Керяну, Г. Котанджяну, Г. Манучаряну, М. Маркарян, К. Мирумяну, В. Октаняну, Г. Погосяну, М. Шахгельдяну за материалы, предоставленные в ходе работы над статьей.

1 Элементы политической теории и политической идеологии несомненно присутствовали в трудах дореволюционных авторов, а также издавались в эмиграции деятелями армянских политических партий. Тематика данных исследований была посвящена как историко-политическим и внешнеполитическим аспектам развития Первой Армянской республики, так и проблемам политической идеологии, истории политических партий, действовавших в эмиграции, а также проблемам международных отношений и дипломатии, связанным с армянским вопросом после Первой мировой войны.

попытаемся обозначить основной круг исследовательских проблем, указать на тенденции, задачи и дальнейшие перспективы политологии в Армении. Ее становление и развитие рассматривается в двух аспектах: как вузовской дисциплины и как науки на постсоветском пространстве.

Первые кафедры политологии в Армении были основаны на базе кафедр научного коммунизма: в июне 1991 г. кафедра научного коммунизма ЕГУ была переименована в кафедру политологии, в 1997 г. открылось отделение политологии на факультете философии, социологии и психологии, а в 1998 г. кафедра и отделение вошли в состав факультета международных отношений ЕГУ. Общественный интерес к политическим событиям и процессам, конфликт и неурегулированность карабахской проблемы привели к росту острых, критических публицистических публикаций на эти и другие актуальные темы. Тогда же открылись первые профессиональные ассоциации и центры, начиналось ознакомление с достижениями мировой политической и политологической мысли, перепрофилирование специалистов и переподготовка вузовского профессорско-преподавательского состава; курс по политологии вводится в вузах в качестве обязательной для изучения учебной дисциплины. Таким образом, институциональное развитие на первом этапе шло путем создания новых кафедр и небольших аналитических центров и ассоциаций. Процесс был не очень интенсивным, активность специалистов носила спорадический или ситуативный характер, при этом вузовские подразделения в определенном смысле уступали в динамике центрам развития — в связке «вызов — ответ».

Развитие политической науки в целом тормозилось рядом факторов, среди который можно выделить следующие.

1. Отсутствие традиций, научных школ, а на первоначальном этапе — специалистов и профессиональной литературы. Практически не наблюдалось усилий со стороны государства, направленных на развитие учебной дисциплины либо отрасли знаний. Введение курса политологии в качестве обязательной учебной дисциплины в вузах было вызвано как необходимостью отказа от преподавания научного коммунизма и истории партии, так и потребностью освоения новых демократических ценностей. Затем произошла централизация (монополизация) основных политологических центров и ресурсов столицей. В небольшой по масштабам республике связи между вузами и исследователями сохранились, после некото-

рого перерыва начала 90-х годов возобновились профессиональные контакты с коллегами из-за рубежа, хотя менее интенсивно, чем хотелось бы.

2. По-прежнему существует проблема интеграции политологического сообщества Армении в региональные и более масштабные профессиональные сети. Помимо субъективных факторов на процесс профессиональной интеграции негативно влиял ряд объективных условий: информационная блокада начала 90-х годов, возраст преподавателей (так, средний возраст сотрудников кафедры политологии ЕГУ в начале 90-х годов — 50—55 лет), незнание языков и т.д. Политология в Армении оказалась изолированной от мировых тенденций развития, что проявляется и в недостаточной организованности научного сообщества.

3. Слаборазвитая инфраструктура, разобщенность исследователей, их определенная замкнутость на конкретных направлениях либо субдисциплинах, отсутствие, за редким исключением, комплексного подхода к изучению проблем негативно влияют на процесс формирования политологии в целом. С целью объединения политологического сообщества республики в 2003 г. был создан Академический фонд политических наук. Предыдущие попытки строительства профессиональных организаций оказались безуспешными. По мнению ряда экспертов, часть исследователей и/или возглавляемых ими исследовательских центров по причине ангажированности либо вовлеченности в практическую политику оказалась вдали от науки, прекратив свою работу в качестве политологов и начав, скорее, деятельность политика (отнюдь не всегда лидера). Ряд существовавших или зарегистрированных исследовательских центров, лишенных материальных и людских ресурсов для профессиональной деятельности, закончили свое недолговечное существование.

На первоначальном этапе становления политической науки в Армении основной целью стали: перепрофилирование и переподготовка профессорско-преподавательского состава, создание новых кадров, ознакомление с достижениями мировой политологической мысли, издание первых учебных, учебно-методических пособий на армянском и русском языках. Можно с большой долей уверенности предположить, что за исключением ряда трудов советского периода по критике «буржуазной политологии» широкой аудитории, да и большинству преподавателей работы современных политологов были неизвестны, что, естественно, объяснялось давлением идеологиче-

ских догм и закрытостью общества. Труды армянских ученых-эмигрантов если и наличествовали, то в единичных экземплярах в закрытых для широкого пользователя фондах библиотек. Проблема пополнения библиотечного фонда стала решаться лишь в конце 90-х годов библиотекой Американского университета Армении (АУА), ЕГУ, Национальной библиотекой, благодаря поддержке различных программ (в частности, INTAS) появлялась возможность пользоваться электронными базами данных типа EBSCO, JSTOR и т.п. как в вузах, так и в системе Академии наук.

Преподаватели получили доступ к программам Института «Открытое общество», например CRC и HESP, могут проходить переподготовку в рамках международных проектов в Венгрии, Германии, США, Швеции, несколько человек — в России (в основном в области конфликтологии). Несомненно, важную роль в процессе переподготовки молодых кадров сыграли и летние школы по политологии, проводимые как в Армении, так и за ее пределами (в Венгрии, РФ, Литве, Казахстане), позволившие ознакомиться с достижениями современной политологической мысли, возобновить профессиональные контакты с коллегами из-за рубежа. Хотя проблемы, связанные с адекватной подготовкой специалистов, по-прежнему существуют, в целом наметилась тенденция омоложения кадров в государственных учебных заведениях, в ряде случаев подготовленных и в западных вузах. В системе негосударственных учебных заведений преподавание политологии отстает не только от мировых стандартов, но в некоторых случаях от минимально приемлемых, что связано с нехваткой квалифицированных кадров и весьма скромным материальным вознаграждением.

Развитие политологии в Армении оказалось оторванным от политического процесса в республике. Хотя можно привести ряд примеров (исключений, скорее, подтверждающих правило) обратного, однако весьма сомнительно, чтобы научные исследования серьезно влияли на процесс принятия решений политической элитой. Среди тем, вызвавших интерес политологов, помимо карабахской проблемы, путей и возможностей ее урегулирования, проблем региональной безопасности и сотрудничества, можно назвать темы, связанные с конституционной реформой, с выбором формы правления в стране, с партийным строительством, избирательной системой, миграцией, проблемами бедности, обсуждавшиеся, в частности, в ЕГУ, Союзом

правоведов и политологов Армении (СППА), Армянской социологической ассоциацией (АСА), международными организациями, международными и местными НПО. В целом на конференциях, семинарах и «круглых столах» обсуждались самые актуальные на тот момент проблемы (закон о партиях, СМИ, взаимоотношения исполнительной и законодательной власти, европейская интеграция, миграция беженцев, реформы местного самоуправления, институт, проблема омбудсменов и т.д.). Однако по-прежнему насущна потребность в серьезном политологическом анализе событий и явлений, а отнюдь не в их публицистическом освещении, зачастую ангажированном, далеком от серьезного, теоретического анализа политических реалий, а порой носящим заказной характер со стороны тех или иных политических акторов. Скорее всего, эта проблема будет решена только тогда, когда появятся новые специалисты-аналитики и экспертное сообщество.

Как было отмечено, развитие политической науки в Армении началось с вузовской политологии, первая кафедра была основана в ЕГУ. Сегодня политология преподается во всех государственных вузах республики. Кафедры можно подразделить на две категории. Первая категория — специализирующиеся на преподавании специальных политологических дисциплин — кафедра политологии в Ереванском госуниверситете (заведующий — проф. Г.Манучарян), кафедра международных отношений и дипломатии (заведующий — проф. В.Байбуртян), входящие в состав факультета международных отношений, возрожденного в ЕГУ в 1998 г. (декан — проф. Э. Зогра-бян), кафедра политических основ госуправления в Академии государственного управления; кафедра общественных наук в Ереванском государственном лингвистическом университете им. В.Брюсова (заведующий — проф. Р.Кайцуни) и кафедра регионоведения (заведующий — проф. Е.Даниелян), входящие в состав лингвообществовед-ческого факультета, созданного в 1992 г., а также основанные в 2001 г. в Российско-армянском (славянском) государственном университете кафедры общей политологии (заведующий — проф. К.Мирумян), прикладной политологии (заведующая — доцент М. Маркарян) и кафедра мировой политики и международных отношений на единст-

венном в республике факультете политологии1 (декан — доцент А.Енгоян). С большой натяжкой в эту категорию входят кафедра политологии и политической истории в Армянском государственном педагогическом университете им. Х.Абовяна и кафедра истории и политологии в Ереванском государственном институте экономики.

Ко второй категории можно отнести кафедры, где политология преподается в качестве общеобразовательной обязательной дисциплины: кафедра общественных наук в Армянской сельскохозяйственной академии, кафедра политологии и экономики в Государственном педагогическом институте им М.Налбандяна в г.Гюмри, кафедра общественных наук в Гаварском государственном университете и др.

Кафедра политологии ЕГУ была пионером в сфере развития политологии в качестве университетской дисциплины. Начиная с 1990 г. (формально она была еще кафедрой научного коммунизма) специалисты кафедры подготовили и выпустили первые программы по политологии, в 1992 г. были опубликованы материалы к лекциям по политологии («Политология. Материалы к лекциям» под ред. И.Баляна2. — На арм. яз.), в 1996 г. силами преподавателей кафедры был создан первый учебник на армянском языке «Введение в политологию» под общей редакцией И.Баляна, опубликованный Союзом правоведов и политологов Армении. В настоящее время силами профессорско-преподавательского состава кафедры готовится к изданию новый учебник по политологии на армянском языке под редакцией Г.Манучаряна, В.Туманяна, А.Тамазяна и И.Баляна.

Сферу научных интересов профессорско-преподавательского состава кафедры политологии ЕГУ составляют проблемы, связанные с историей развития политической мысли Армении и исследованием национальной идеологии (Г.Манучарян3), политической философии

1 Первый выпуск студентов-политологов РАСУ будет осуществлен в 2004 г. Основные направления исследований политологов РАСУ включают проблемы власти и властных отношений, политического развития, исследования элит.

2 Балян Ишхан, канд. филос. наук, первый заведующий кафедрой политологии ЕГУ; сферу научных интересов составляют проблемы политических идеологий (в соавторстве с А.Енгояном выпущена монография: Политические идеологии. - Ереван, 1996; под редакцией И.Баляна выпущен сборник статей «Демократия». - Ереван: 1998. - На арм. яз.

3 Манучарян Г.Г. К вопросу о периодизации армянской политической мысли // Вест. Ерев. гос. ун-та. - Ереван, 1999. - С. 46-49; Манучарян Г.Г. Очерки истории армянской политической мысли. - Ереван, 2002. - С. 280- 287. - На арм. яз.

и взаимоотношений политики и права (В.Туманян1). В работах, посвященных анализу политической системы Армении, можно выделить несколько направлений: политический процесс в республике, анализ избирательных систем, взаимоотношений законодательной и исполнительной ветвей власти (И.Балян, А.Маркаров2, А.Тамазян3), проблема партийного строительства и становления партийной системы в Армении (Р.Ванесян, Г.Керян4). Кроме того, исследования охватывают: проблемы демократизации и демократической консолидации (А.Маркаров5), принятия политических решений и проблемы безопасности (М.Шахгельдян6), историю армянской дипломатии и внеш-

1 Туманян В. д-р филос.наук, автор одного из первых учебно-методических пособий по политологии на армянском языке (Краткий учебник по политологии. - Ереван, ЕГУ, 1992; Предмет и метод политологии: лекция. - Ереван: 1991, а также монографии «Политика и право», изданной в 2000 г на арм яз.

2 Магкагоу А. Armenian legislative development: From Supreme Soviet to the National Assembly // State, politics and society: Issues and problems within Post-Soviet Development / Ed. by Mark-arov A. - Center for Russian, East European and Eurasian studies, the University of Iowa. - Iowa City, 2002. - С. 63- 78; Маркаров А. Реформа политических институтов в процессе демократического транзита в Армении // Центральная Азия и Кавказ. - Lulea, 2001. - № 4 (16). - C. 109-118;

3 Тамазян А., Бачахчян С. Политические интересы и политические реалии. -Ереван: Мхитар Гош, 1996. - На арм. яз.

4 Керян Г. Политические партии. - Ереван, 1996; Типология политических партий. -Ереван, 2002. - Ряд работ посвящен исследованию становления многопартийности и трансформации партийной системы в РА в 1990- 2002 гг, представляя собой историко-политологический очерк о генезисе политических партий в современной Армении. Керян Г. Партийная система и политические партии третьей Республики Армения. - Ереван, 1996. - На арм. яз; Керян Г. Утверждение многопартийности в Армении // Центральная Азия и Кавказ. - 2001. - № 4/16. -С. 118- 126. В исследованиях использованы историко-сравнительный метод, а также метод математического моделирования.

5 Markarov A. Opposition within hybrid regimes: Actors typology and agenda for further study // State, politics and society: Issues and problems within Post-Soviet development / Ed. by Markarov A. - Iowa City, Center for Russian, East European and Eurasian studies, the University of Iowa, 2002. - C. 1- 28; А.Маркаров также составил библиографию, размещенную на http:// www.asu.edu/clas/reesc/markarovbib.htmhttp://www.asu.edu/clas/reesc/ markarovbib2.htm, включающую более 4 тыс. наименований, посвященных исследованию проблем переходного периода, демократизации, демократической консолидации и процессов трансформации в странах СНГ, Балтии, Центральной и Восточной Европы.

6 Шахгельдян Мгер, канд. полит. наук, автор более 40 научных работ, с 2003 г. председатель постоянной комиссии Национального собрания РА по вопросам обороны, безопасности и внутренних дел. Сфера научных интересов включает методологию принятия политических решений, лоббизм, политику в области национальной безопасности. Основные публикации: Шах-

ней политики Армении (Е.Зограбян,1 Г.Петросян2, В.Байбуртян); теорию государства, проблемы становления гражданского общества и правового государства (Г.Мегрян3, А.Алексанян4), политическое участие в республике (А.Шапахатян), современные политические идеологии (А.Енгоян5), кофликтологию (А.Енгоян6, Х.Галстян7), элиты и политическое лидерство (Л.Макарян, М.Маркарян).

Большая часть исследований носит нормативный характер, прикладной аспект гораздо менее выражен, что частично объясняется невостребованностью политологии в процессе принятия решений и практической политике.

Ниже представлена таблица, иллюстрирующая количество и тип публикаций сотрудников кафедры за 1995—2003 гг.

Продолжение сноски со стр. 15.

гельдян М. Центры принятия политических решений. - Ереван, 1995; Шахгельдян М. Национальная безопасность: Понятие, сущность, особенности. - Ереван, 2003. - На арм. яз.

1 Зограбян Эдуард, д-р ист. наук, основные работы посвящены исследованию истории армянской дипломатии и проблемам внешней политики Первой армянской республики. Проанализированы внешнеполитическая ситуация РА в 1918- 1920 гг., внешняя политика страны (Зограбян Е. Турецко-армянская война 1920 года и великие державы. - Ереван, 1997; Зограбян Е. Нахичеванская проблема и «союзники» Армении (1918 декабрь - 1920 апрель). Ереван, 2002. - 265 с.- На арм. яз.

2 Петросян Г. Из истории дипломатических отношений Армянской Республики и Украины (1918- 1920). - Ереван, 2002. - На арм. яз.

3 Мегрян Г. Гражданское общество и правовое государство. - Ереван, 2000. -На арм. яз.; Мегрян Г. Государство как основной институт политической системы. -Ереван, 2001. - на арм .яз.

4 Алексанян А. К вопросу об определении гражданского общества// Наука, медицина и технология. - Ташкент, 2000. - № 3. - С. 23-28; Алексанян А. Постсоветское пространство: глобализация и цивилархия // Евразийство - будущее России: Диалог культур и цивилизаций / М., 2001. - С. 227-240.

5 Енгоян А. Основные идеологические течения современности. - Ереван, 2002. - На арм. яз.; Балян И. Енгоян А. Политические идеологии. - Ереван, 1996. - На арм. яз.

6 Енгоян А. Политические конфликты: Учебное пособие. - Ереван, 2003. - На

арм. яз.

7 Галстян Х. Карабахский конфликт: перспективы переговорного процесса // Изменяющееся общество. - Ереван, 2001. - № 1- 2. - С. 53- 58.

Таблица 1

Уч. год Учебники Монографии Учебные и учебно-методические пособия Статьи Тезисы

1995/96 1 3 5 5

1996/97 1 3 10

1997/98 1 3

1998/99 1 2 3

1999/2000 9 5

2000/01 3 11

2001/02 3 8

2002/03 1 1 7 8

В 1997/98 уч. г. на факультете философии, социологии и психологии ЕГУ открылось отделение политологии. С 1998 г. отделение вошло в состав новосозданного факультета международных отношений. Ниже представлена динамика приема на отделение политологии в 1997—2002 гг. Отметим, что еще до открытия отделения на кафедре политологии уже наличествовала специализация для студентов факультета философии, социологии и психологии, по семь выпускников факультета специализировались по кафедре политологии в 1995— 1997 гг.

Таблица 2

Уч. год Прием по гос- Прием на платную Прием в Прием в ас-

заказу (бакалав- форму обучения магистрату- пирантуру

риат) (пфо) (бакалавриат) ру (госзаказ и пфо)

1997/98 5 24 1

1998/99 5 29 3 1

1999/2000 7 32 3 -

2000/01 7 34 8 2

2001/02 8 42 14 1

2002/03 17 47 20 -

2003/04 10 49 32 -

Помимо вузовских кафедр проблемами политологического характера занимаются в системе национальной Академии наук РА — в

Институте востоковедения и, прежде всего, в Институте философии и права НАН РА (директор — д-р соц. наук Г.Погосян). Если в Институте востоковедения основные работы посвящены карабахской проблеме (Н.Оганесян1), то перу сотрудников Института философии и права принадлежат многочисленные труды как по карабахской проблематике (А.Манасян), так и по политической философии и истории политической мысли (К.Мирумян), проблемам прав человека (В.Погосян, К.Мирумян, А.Ерицян), демократии, партийного строительства (Г.Погосян, С.Мхитарян), общетеоретическим проблемам трансформации армянского общества (Г.Погосян), этническим процессам и миграции (Г.Погосян), исследованию наций и национальных государств (Г.Геворкян2), проблемам политической культуры, устойчивого развития и динамики современных цивилизаций (Э.Маркарян).

Традиционным направлением исследований, начатым академиком НАН РА Г.А.Брутяном и получившим развитие в Ереванской школе аргументации (Э.Б.Маркарян, Г.Г.Шакарян и др.), является проблема аргументации, и в частности, политической аргументации. Ей занимаются молодые ученые в вузах республики (А.Брутян, А.Атанесян3 и др.).

Исследования на стыке политологии и социологии проводит Армянская социологическая ассоциация (АСА), основанная в 1992 г. Г.А.Погосяном. АСА имеет богатый опыт опросов общественного мнения и экспертных интервью, АСА подготовлены публикации для различных международных организаций, включая национальный отчет для ООН, Института «Открытое общество», UNISEF, подготовлен Human development report за 1997 г. АСА активно сотрудничает с Институтом социологии РАН, IOM, Центром исследования катастроф Университета Делавара, IFES, другими центрами и организация-

1 Оганясян Николай, д-р ист. наук, директор Института востоковедения НАН РА, В монографии «The Karabakh problem. Factors, criteria, variants of solution» (Ереван, 1997) автор раскрывает причины и характер карабахской проблемы, роль исторических, территориальных, этнических, геополитических, культурных и иных факторов конфликта, представляя подходы к его разрешению, анализирует варианты, предложенные международными организациями, политиками и учеными.

2 Геворкян Г. Нация, национальное государство, национальная культура. -Ереван, 1997. - На арм. яз.

3 Атанесян А. Обоснование в принятии политических решений. - Ереван, 2002.

ми. За более чем десятилетнюю историю существования реализованы проекты по заказу Правительства РА, UNDP, UNISEF, UNHCR, USAID, International organization for migration (IOM), Norwegian refugee council (NRC), International foundation for election systems (IFES), GTZ (Germany) и др.

Весомый вклад в развитие политической науки в Армении внес Союз правоведов и политологов Армении (СППА), основанный в 1994 г. д-р юрид. наук А.В.Багдасаряном (ныне председатель Национального собрания РА). Союз ставил перед собой цель распространения политологических и правовых знаний, поддержки развития правового государства и гражданского общества. Основные направления работы включали проведение политологических исследований, организацию научных, общественных мероприятий, публикацию научной и учебной литературы. Именно Союзом была осуществлена поддержка публикации первого учебного пособия по политологии на армянском языке, издана серия «Французская демократия (политологический анализ законодательных актов)», опубликованы сборники «Что такое демократия» «117 вопросов и ответов о новой Конституции Республики Армения» (А. Багдасарян, Ереван 1995. — На арм. яз.) и т.д. Союзом также были проведены «круглые столы» на темы «Формирование партийной системы в Армении», «Выборы и избирательные технологии в государствах переходного периода», выпускался журнал «Закон и право».

В 2003 г. начал свою деятельность Академический фонд политических наук (президент Фонда — д-р полит. наук Г.Котанджян). Целью Фонда является создание в республике благоприятных условий для формирования и развития профессионального сообщества политологов, кристаллизация национальной политологической школы и развитие политологии в качестве академической дисциплины и научной области знаний, предоставление экспертных оценок и проведение независимого анализа проблем, развитие республиканского и международного профессионального сотрудничества. В сентябре-октябре 2004 г. Фондом проводится «круглый стол» с целью обсуждения состояния политологии в Армении, анализа развития политологических субдисциплин в республике, выявления проблем и перспектив развития политической науки в Армении.

Центр региональной интеграции и разрешения конфликтов, возглавляемый проф. Л.Арутюнян и М.Мурадяном, был основан в

1996 г. Основные задачи Центра: исследования в сфере разрешения конфликтов, проведение мероприятий, направленных на создание консенсуса в регионе, изучение проблем региональной безопасности и стабильности. Центром был осуществлен ряд проектов, спонсированных Фондом МакАртуров по интеграции на Южном Кавказе, по оценке социально-экономической и политической ситуации в регионе; миграции в Армении — ее причин и следствий. В рамках проекта, финансируемого Британским советом, осуществляется программа по предотвращению и деэскалации конфликта между Арменией и Турцией. Центр также занимается подготовкой специалистов-конфликтологов.

Анализом проблем политического и социально-экономического развития, сравнительным изучением конфликтов на постсоветском пространстве занимается Центр стратегического анализа «Спектр» (генеральный менеджер Г.Новикова). Среди действующих центров можно назвать Армянский центр этнологических исследований «Азарашен» (президент — Г.Харатян), Turpanjian center for policy analysis Американского университета Армении, независимый социологический центр «Социометр» (А.Адибекян).

Среди тем, вызвавших наибольший интерес исследователей, такие, как история (армянской) политической мысли, исследования политических идеологий, этнополитология, конфликтология, в частности, карабахский конфликт, проблемы его урегулирования, политическая системы Армении и политический процесс в республике, исследования институтов политической системы, принятия политических решений, проблемы демократизации общества, исследования элит, гражданского общества, третьего сектора, СМИ, взаимоотношения государства и церкви, общества и армии, история и теория международных отношений.

С.Манукян1 проанализировал 385 книг по политологии, изданных в период с 1988 по 2001 г. Среди них 24,5% были посвящены проблемам госстроительства; исследованию внешней политики, конфликтов и экономических реформ — около 16%, политической и партийной системам — 8,6 и незначительное число работ — 0,5% — соста-

1 Манукян С. Политология в Республике Армения за 1988- 2001 годы // Постсоветский Южный Кавказ: Обзор публикаций по социальным и политическим наукам (1989- 2001 гг.) / Отв. ред. Искандарян А. - Ереван, 2002. - С. 31- 45.

вили военные исследования. Автор выделил следующие тематические категории с соответствующими подкатегориями: 1) государственное строительство (93 издания по подкатегориям: общие вопросы, философия госстроительства, законы и их анализ, местное самоуправление, гражданское общество, СМИ, информационные издания; 2) политическая и партийная система (33 издания в двух подкатегориях — обшие вопросы, около 45% изданий, и идеология); 3) экономические реформы (58 изданий в 6 подкатегориях); 4) конфликты (57 изданий в двух подкатегориях — общие вопросы и карабахский конфликт);

5) социальные вопросы (68 изданий в 13 подкатегориях, включая миграцию, беженцев, этнологические исследования и т.д.); 6) сравнительные исследования и внешняя политика (71 единица в 9 подкатегориях, разбитых по «геополитическим направлениям»; 7) военные исследования. Как нам представляется, выделенные автором категории носят смешанный характер (так, к одной категории принадлежат и исследования внешней политики, и сравнительные исследования), иногда они не относятся к сфере политологических исследований — например, категория экономических реформ или подкатегории «здравоохранение», «наука», «преступность», «семья» и т.д. Несмотря на очевидные минусы, в том числе отсутствие данных по работам, опубликованным в периодических научных изданиях, представленный материал имеет определенную ценность для анализа развития политической науки в Армении в период до 2001 г. Автор отмечает рост числа изданий в 1994—1997 гг., однако средний тираж книг после 1995 г., как правило, не превышал 1 тыс. экземпляров (с.35).

Качественный анализ каждой из подкатегорий в категории «госстроительство» указывает на следующую ситуацию: абсолютное большинство (более 50% публикаций) представляют собой не политологические исследования, а законы и комментарии. К весьма размытой подкатегории, обозначенной автором как «общие темы», относилось порядка 25% работ, а оставшиеся издания принадлежали к подкатегориям «философия государства», «гражданское общество», «СМИ» и т.д. В категории «сравнительное исследования и проблемы внешней политики» превалируют работы, посвященные внешнеполитическому анализу и single case studies. Из 71 работы 25% посвящено странам Среднего Востока, чуть более 12% — исследованиям стран Кавказского региона, чуть более 10 — европейским странам, около

10 — Турции и Ирану, около 6 — Азербайджану и менее 5% — РФ и Грузии.

Категория работ по конфликтологии в целом насчитывает 58 наименований, в большинстве своем (94,8%) посвященны карабахской тематике.

В период с 1991 по 2001 г. большинство работ — около 73% — было издано на армянском языке, хотя в ряде категорий, в частности по карабахской проблематике, большинство составляют русскоязычные издания — около 57%, около 38% работ на армянском, остальные на английском. Баланс между русско- и армяноязычными изданиями присутствует в работах по внешнеполитической тематике, тогда как в категориях «госстроительство», «политическая и партийная системы» превалирует армянский язык — порядка 77 и 95%, соответственно, а в сфере военных исследований все книги на армянском.

Автор приводит данные об издающих организациях. АЦНСИ опубликовал порядка 18%; 15% приходится на типографии и издательства; около 11% публикаций принадлежит издательству НАН РА, около 8 — различным НПО, столько же учебным заведениям, около

6 — правительственным учреждениям; в 25% случаев издательства не были отмечены, остальные — издательством газеты «Анрапетакан», Центром иранистики и прочими издательствами. Автор отмечает, что небольшое количество публикаций НАН РА связано как со значительным сокращением финансирования, так и с тем, что часть работ сотрудников системы Академии наук и вузов была опубликована иными организациями. Среди наиболее публикуемых авторов Ману-кян выделяет С.Золяна (публикации по конфликтологии), Г.Новикову (исследования Среднего Востока), Г.Хачатряна (проблемы госстроительства и общие проблемы законодательства), а также публикации А.Тадевосяна по этнологии, А.Григоряна, И.Мурадяна, Н.Оганесяна и А. Чакряна, посвященные карабахскому конфликту и странам Востока.

Признавая ценность проделанной Манукяном работы, следует отметить, что автор порой относит юридическую литературу, труды по экономике, проблемам образования, семьи, справочные издания и т.д. к сфере политологических исследований. На наш взгляд, с учетом нынешнего уровня развития политологии в республике, более целесообразно выделить следующие основные направления научных исследований.

1. Труды по политической теории, политической идеологии, истории политических учений и истории (армянской) политической мысли1.

2. Проблемы (теории и истории) международных отношений: в большинстве своем работы посвящены исследованиям двусторонних отношений Армении со странами региона, проблемам регионального и межгосударственного сотрудничества либо истории международных отношений2.

3. Работы в сфере конфликтологии (этноконфликтологии) и методов урегулирования (этнических, этнополитических) конфликтов, при этом, что объяснимо, большая часть работ затрагивает карабахскую проблематику3.

1 Мирумян К. О вопросе национальной интеллигенции и ее задачах. - Ереван, 1995.; Погосян В., Мирумян К. Идеология и Конституция. - Ереван, 1999. - На арм. яз.; Тадевосян А. Общественные корни национальной идеологии. - Ереван, 1999. - На арм яз; Тадевосян А. Общественные восприятия национальной идеологии. - Ереван, 2000. - На арм яз.; Хуршудян Л. Армянская национальная идеология. - Ереван, 1999. - на арм яз; Манучарян Г.Г. К вопросу о периодизации армянской политической мысли // Вестник ЕГУ. - Ереван, 1999. - № 1. - С. 46-49. - На арм яз; Манучарян Г.Г. Очерки истории армянской политической мысли. - Ереван, 2002. - На арм яз; Мирумян К., История армянской политической мысли. - Ереван, 2002. - На арм яз.; Мирумян К. Права человека: историко-политический очерк. - Ереван, 2002. - На арм яз.; Мирумян К. История политической науки: Эпоха античности. - Ереван, 2002.

2 Ананян А. Новая попытка армяно-турецкого диалога. - Ереван, 2003. - На арм яз; Гаспарян А. Армения - Россия: Стабильный курс стратегического партнерства // Полис. -М., 1998. - № 2. - С. 182- 184; Григорян В. Армения и Турция: как быть дальше? - Ереван, 1998. Мурадян И.М., Манукян С.А. Иран и евразийская идея. Ось Москва - Тегеран. - Ереван, 1998. Нижеперечисленные работы были опубликованы в журнале «Центральная Азия и Кавказ: Общественно-политический журнал»: Петросян Д. Армения - Иран: Вчера, сегодня и завтра: К итогам научно-политического симпозиума в Тегеране (19- 23 декабря 1998 г.) // 1999, № 2; Мартиросян А. Армяно-иранские отношения: Прошлое и настоящее // 2000, № 8; Шуга-рян Р. Стабильность на Кавказе: восемь принципов регионального сотрудничества // 2001, № 13; Багдасарян Л. Сотрудничество стран Закавказья: теоретические рассуждения и практические противоречия // 2002, № 20; Минасян С. Формирование системы коллективной безопасности СНГ // 2003, № 25; Айрапетян М. Малая Азия и Кавказ на перекрестке цивилизаций: Армяно-турецкий вопрос в новой эпохе // 2003, № 27; Минасян С. Россия - Иран: Эволюция и перспективы военно-политического сотрудничества // 2003, № 29

3 Айвазян А. Урегулирование Карабахского конфликта и стратегическая безопасность Армении. - Ереван, 1998. - На арм. яз.; О некоторых политико-правовых аспектах проблемы Нагорного Карабаха. Золян С., Худавердян К., Манасян А., и др. -Ереван, 1994; Правовые и политические аспекты нагорно-карабахской проблемы. -Ереван. 1994; Манасян А. Карабахский конфликт: ракурсы правового подхода. - Ереван, 1998; Manasian А. The Karabakh conflict in key words. - Y.: Noian Tapan, 1999; Сарк-

4. Исследования институционально-политического развития и анализ политического процесса в Армении, странах региона и, гораздо реже, сравнительные исследования политических институтов и процессов1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Продолжение сноски со стр. 23.

сян А. Конфликты и посредничество для их урегулирования (Из опыта посреднического урегулирования Карабахского конфликта в 1992- 1999). - Ереван, 1999; Нагорный Карабах и вокруг него: глазами независимых наблюдателей, статьи и материалы / Сост. Мирзоян Гр, Золян С. - Ереван, 1992; Нагорный Карабах: информационный анализ. - Ереван, 1997; Золян С. СБСЕ и региональные конфликты. - Ереван, 1994; Харатян Г. Этнические конфликты на Кавказе; попытка моделирования. - Ереван, 2001 - На арм. яз; Золян С. Нагорный Карабах: проблема и конфликт. - Ереван, 2001. - Нижеперечисленные работы были опубликованы в журнале «Центральная Азия и Кавказ: Общественно-политический журнал»: Мелкумян Н. Нагорный Карабах: в поисках устойчивого мира // 1999, № 4; Гаспарян А. Динамика Карабахского конфликта и роль Россиской Федерации в его урегулировании // 1999, № 6; Григорян М. Карабахский конфликт: суть разногласий // 1999, № 6; Демоян Г. Карабахский конфликт и взаимоотношения тюркоязичных государств // 2000, № 10; Шахназарян Д. Проблема Нагорного Карабаха: вчера и сегодня // 2000, № 12; Енокян А. Армения: противоречивые подходы к урегулированию Карабахского конфликта // 2002, № 19; Айрумян Н. Гражданское общество, демократические выборы и карабахское урегулирование // 2003, № 28; Балаян Т. Карабахский конфликт: Перемирие на долгосрочную перспективу // 2003, № 29; Карапетян Марина. Карабахский конфликт и стабильность на Южном Кавказе // 2003, № 29; Ширинян Л. Вариант «Обмен территориями» в урегулировании Карабахского конфликта //2003, № 26.

1 Арутюнян А.Ш. Институт президента в РА. - Ереван, 1996; Багдасарян А. В. 117 вопросов и ответов о новой Конституции РА. - Ереван, 1995. - На арм. яз; Багдасарян А.В., Арутюнян А.Ш. Конституционно-правовой статус Президента РА. - Ереван, 1996. - На арм. яз; Керян Г. Партийная система и политические партии в Третьей армянской республике. - Ереван, 1996. - На арм. яз; Национальное Собрание РА 1996: Справочник. - Ереван, 1996. Погосян Г., Мхитарян С. Армянские политические партии. - Ереван, 1997. - На арм. яз; Погосян Г.А. Армянское общество в трансформации. - Ереван, 2003; Погосян Г.А. Теория модернизации и постсоветское общество: Судьба социальных трансформаций в Армении // Общество и экономика. - М., 2003. - № 6. - С. 166- 193; Хачатрян Г. Новое конституционное законодательство и выборы. - Ереван, 1989; Хачатрян Г. Парламент и депутат. - Ереван, 1994. Хачатрян Г. Первая конституция РА. - Ереван, 1997; Маркарян М. Армянская политическая элита: теория и современность. - Ереван, 1996. - На арм. яз. Нижеперечисленные работы были опубликованы в журнале «Центральная Азия и Кавказ: Общественно-политический журнал»: Петросян Д. К итогам парламентских выборов в Армении// 1999, № 5; Искандарян А. Государственное строительство и поиск политической иден-

Можно назвать ряд исследователей, ставших как бы инициаторами развития той или иной субдисциплины, однако, повторимся вновь, пока рано говорить о сложившихся и устоявшихся школах или направлениях. Среди ученых, чьи труды, несомненно, позитивно влияют на процесс развития политологии в республике, огромная заслуга принадлежит Г.С.Котанджяну (одному из первых докторов политологии не только в Армении, но и в бывшем СССР) — исследование проблем этнополитологии и проблем национальной безопасности; К.Мирумяну и Г.Манучаряну — история политической мысли Армении и методология политической истории; Л.Хуршудяну и А.Симоняну — проблемы национальной идеологии; С.Золяну и А.Манасяну — конфликтология и, в частности, карабахский конфликт; Г.Погосяну — исследование проблем социально-политической трансформации современного армянского общества.

В работе Котанджяна1 «Этнополитология консенсуса — конфликта. Цивилизационный аспект национальной безопасности» анализируются национально-этнические факторы обеспечения стабильности в жизни государства. Рассматривая возможности цивилизаци-онного подхода к научному решению задачи формирования этнопо-литической теории национальной безопасности, автор очерчивает предмет, проблематику, понятийный аппарат этого специального раздела политологии. Выделяются уровни этнополитической иден-

Продолжение сноски со стр. 24.

тичности в новых странах Закавказья // 2001, № 8; Керян Г. Утверждение многопартийности в Армении // 2001, № 16; Маркаров А. Реформа политических институтов в процессе демократического транзита в Армении // 2001, №16.

1 Котанджян Г. С. Грани согласия - конфликта: Цивилизационные проблемы теоретической и прикладной политологии. - М., 1992; Котанджян Г.С. Введение в этнополитологию консенсуса - конфликта: Теоретико-методологические проблемы цивилизационного анализа. - М., 1992.

тификации в цивилизационных системах. Разработаны и представлены «основные теоретико-методологические подходы к цивилизаци-онной идентификации контактирующих в процессе модернизации переходных этносоциальных систем» (с.180).

Проблемам и состоянию карабахского конфликта посвящены исследования А.Манасяна1 и С.Золяна. В частности, работы проф. С.Золяна2 рассматривают как концептуальные, так и хронологические рамки событий, связанных с Нагорным Карабахом начиная с 1918 г. В его трудах проанализированы политическая ситуация в регионе, переговорный процесс и этапы эскалации конфликта, позиции посредников, роль и деятельность СБСЕ/ОБСЕ, Минский процесс, а также рассмотрены и проанализированы возможные подходы к разрешению ситуации. Работы Золяна внесли существенный вклад в понимание конкретного case study, а также в теоретическое осмысление понятий «конфликт» и «проблема»3.

Развитию армянской политической мысли посвящены работы К.Мирумяна и Г.Манучаряна. Последний в труде «Очерки истории армянской политической мысли» приводит периодизацию развития политической мысли Армении: V в., X-XIV вв., XVIII в., вторая половина XIX в. и с 1918 г. по настоящее время, с подэтапами: 1918— 1920 гг., 1920-1991 гг. и с 1991 г. по настоящее время. В последний период, на взгляд Манучаряна, особое внимание уделялось развитию политического арменоведения, включающего исследования в сфере международных отношений (Э.Зограбян), армянского вопроса (Л.Хуршудян, Г.Симонян) и национальной идеологии (Г.Симонян, А.Симонян, Л.Хуршудян4).

1 Манасян А. Карабахский конфликт: Ракурсы правового подхода. - Ереван, 1998; Manasian A. The Karabakh conflict in key words. - Y.: Noian Tapan, 1999.

2 Золян С. Описание регионального конфликта как методологическая проблема // Полис. - М., 1994. - № 2; Zolyan S. New approaches to regional conflicts // Fourth world review. - L., 1994. - № 63; Золян С. Нагорный Карабах: проблема и конфликт . -Ереван, 2001.

3 Золян С. Проблема и конфликт: опыт логико-семантического анализа // Полис. - M., 1996. - № 4.

4 Хуршудян Л. Армянская национальная идеология. - Ереван, 1999.

К.Мирумян1 описывает политическо-философские воззрения армянских мыслителей в контексте развития мировой политической мысли. Автор представил и проанализировал воззрения и концепции, относящиеся к категориям «свобода», «право», «справедливость». Несомненный интерес представляет анализ восприятия прав и свобод человека средневековыми армянскими мыслителями и мыслителями XVIII в. Проблемы идеологии и прав человека затрагиваются и в работах В.Погосяна2. Им опубликован один из первых трудов по проблемам прав человека на армянском языке, представляющий концепции прав и свобод человека в их историко-политическом развитии. В работах этого автора освещены проблемы естественного и позитивного права, проанализированы права и свободы, закрепленные в Конституции РА.

Многогранна научная деятельность Г.Погосяна. Более ста статей, 14 книг и монографий, изданных с 1990 г., посвящены различным аспектам трансформирующегося армянского общества, проблемам партийного строительства, электорального поведения, властных отношений и проблемам лидерства. В трудах Г.Погосяна освещены этнические и миграционные процессы как в республике, так и в регионе, проанализированы социально-экономическое положение населения, трансформация социальной структуры, эволюция общественного сознания, динамика ценностей населения, представлены контуры новой армянской идентичности3. Основной целью автора

1 Мирумян К. История армянской политической мысли. - Ереван, 2002. - На арм. яз.; Мирумян К. Права человека: историко-политический очерк. - Ереван, 2002. -На арм. яз.; Мирумян К. История политической науки: Эпоха античности. - Ереван, 2004.

2 Погосян В., Мирумян К. Идеология и Конституция. - Ереван, 1999. - На арм. яз.; Погосян В. Права человека: Концепции, принципы и подходы. - Ереван, 2002. -На арм. яз.

3 Авакян Г., Погосян Г., Сейранян Р. Общее миграционное пространство: Роль неправительственных организаций. - Ереван, 1996; Погосян Г., Мхитарян С. Народ, власть, свобода. - Ереван, 1996. - На арм. яз.; Погосян Г., Мхитарян С. Армянские политические партии. - Ереван, 1997. - На арм. яз.; Погосян Г. Этнические процессы и миграция на Кавказе: Этническая и региональная политика Армении и Грузии. -Ереван, 1999; Pogosian G. Ethnic groups and migration. - Y.: Noian Tapan, 1999; Migration processes in Armenia / Ed. Poghosyan G. - Yerevan, 2001; Migration processes in Armenia. -Yerevan, 2002. Погосян Г.А. Армянское общество в трансформации. - Ереван, 2003; Pogosian G. An Armenian's life in Armenia. - Sociological Research Center, Armenian Na-

являлась концептуализация социально-институциональных изменений и трансформаций, которые претерпело общество за последние десятилетия. В работах Г.Погосяна теоретически разработаны концепции депопуляции как социального феномена армянской действительности конца XX в., моноэтнизации обществ в странах Южного Кавказа и в Армении, в частности, представлена теоретико-прикладная разработка проблемы становления гражданского общества в Армении и развития «третьего сектора»; представлен многосоставной анализ миграционных процессов в Армении, описаны масштабы, периодизация, направления и социально-демографическая структура миграции. На основе обширного социологического материала исследованы коренные изменения, происшедшие за последние десятилетия в социальной структуре, институтах и общественном сознании. Проведен анализ эффективности модернизации армянского общества и перспектив процесса в ближайшем будущем. Концептуальным выводом исследователя является то, что «модернизаци-онный процесс в Армении носит не характер реформ в рамках регулируемого переходного этапа, а скорее, является трансформацией общественной системы. В отличие от управляемых реформ и регулируемого перехода, трансформация представляет собой такое изменение социума, которое первоначально задано изменением определенных базисных принципов, однако дальнейшее его течение выходит из-под контроля и носит стихийно-неуправляемый характер» (с.436).

В целом в рамках развития армянской политологической школы выбор тем исследования обусловлен историческим наследием и актуальностью ряда исследовательских проблем. Налицо и влияние двух исторических гиперфакторов — геноцида и проблематики Карабаха, а также набор проблем, характерных для переходных обществ: развитие демократических политических институтов, посттоталитарная конверсия и связанные в этим процессы. Индивидуальные же приоритеты исследователей определяются как актуальностью про-

tional Academy of Sciences. - Yerevan, 1996; Pogosian G. Human Development National Report. Armenia-97. - Yerevan, Tigran Mets Publishing House, 1997. (in Armenian and English); Pogosian G. Caucasian NGOs on migration sector. - Yerevan, Noyan Tapan, 1998. -43 p.; Положение с правами человека в странах Южного Кавказа. Результаты социологических опросов 2002 / Под общ. ред. Погосяна Г.А. - Ереван, 2003; Погосян Г.А. Теория модернизации и постсоветское общество: судьба социальных трансформаций в Армении // Общество и экономика. - М., 2003. - № 6. - С. 166- 193.

блематики в республике, так и их предыдущим опытом. Среди исследовательских подходов превалируют сравнительно-исторический и сравнительно-правовой, в ряде работ используются данные опросов общественного мнения, методы математического моделирования. Однако, и это симптоматично, во многих постсоветских исследованиях зачастую отсутствует «привязка» новосозданных форм к контексту мировой политологической мысли, т.е., создавая структуру в не-ком вакууме, исследователи не рассматривают представленные проблемы в контексте уже сложившихся теорий, лишь изредка предпринимая попытки адаптации западных исследовательских моделей к политической ситуации в стране. Зачастую это объясняется незнанием или поверхностным знакомством не только с исследованиями, проводимыми в странах, где политология уже давно институционализировалась, развиваясь в рамках специфических субдисциплин или направлений, но и с развитием дисциплины на пространстве СНГ. Очевиден дефицит идей, навыков и умений использовать современные методы исследования. Это приводит к запаздыванию в развитии политологии и ее субдисциплин, отсутствию предпосылок для становления школ. Порой создается впечатление, что каждый ученый проводит исследования, носящие экстенсивный характер и не связанные с работами коллег по цеху. Несомненно, необходим компаративистский подход. С другой стороны, в ситуации количественно ограниченного политологического сообщества республики то или иное направление исследований, оставаясь в домене того или иного автора («благо» пока условия это позволяют), создает предпосылки для развития той или иной политологической субдисциплины, хотя сохранение подобной тенденции может повлиять скорее негативно, нежели позитивно на процесс становления армянской политологической школы и институционализации политологии в РА.

В целях институционализации политологии в республике в качестве академической дисциплины и научной отрасли знаний необходимо развитие профессиональной, научно-корпоративной инфраструктуры, повышение качества исследований и ознакомление элит и общества с их результатами, рассмотрение проблем в сравнительном контексте, с учетом разработанных теорий, при условии адаптации к армянским реалиям и учета накопленного научного потенциала как в республике, так и за рубежом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.