Научная статья на тему 'Развитие политологии как науки и учебной дисциплины в республике Молдова'

Развитие политологии как науки и учебной дисциплины в республике Молдова Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
382
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Политическая наука
ВАК
RSCI
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие политологии как науки и учебной дисциплины в республике Молдова»

В.МОШНЯГА, В.САКА

РАЗВИТИЕ ПОЛИТОЛОГИИ КАК НАУКИ И УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В РЕСПУБЛИКЕ МОЛДОВА

Институционализация политической науки в Молдове в советское время

В Советском Союзе политология долгое время разделяла судьбу генетики, кибернетики, эмпирической социологии. Сам термин «политическая наука» считался неприемлемым, имел привкус буржуазной науки, обслуживающей интересы правящих классов. По существу, до конца 80-х годов XX в. он не употреблялся и официально не признавался, хотя Советская ассоциация политической науки существовала и была членом Международной ассоциации политической науки с 1955 г. На наш взгляд, это было обусловлено внешнеполитическими факторами.

Только с января 1989 г. положение дел меняется; Высшая аттестационная комиссия (ВАК) при Совете министров СССР ввела в регистр научных специальностей политологию (политическую науку). Фактически с этого времени начинается процесс институционализации политической науки и в Молдове1.

1 См.: Мошняга В. Политологические исследования в Молдавском госуниверситете: состояние и проблемы // М01Л308С0Р1Е: (Пробл. полит. анализа). - Кишинев, 1997. -

Ч. 8.- С. 156- 172.; Мошняга В., Руснак Г. Политическая наука в Молдове: состояние и проблемы // М0ЬЭ08С0Р1Е: (Пробл. полит. анализа). - Кишинев, 1993. - Ч. 2. - С. 3-11.

Однако следует отметить, что это не означало полного отсутствия исследований политических процессов до 1989 г. Проблемы политики, политической власти, функционирования политических систем частично изучались научным коммунизмом, марксистско-ленинской философией (историческим материализмом), политической экономией, государственным правом и некоторыми другими юридическими дисциплинами.

Ограниченность подобных исследовательских программ была обусловлена рядом факторов. Во-первых, они были слабо интегрированы между собой, осуществлялись в основном в научных учреждениях Москвы, Ленинграда, Киева и ориентировались, главным образом, на зарубежную тематику. Значительное место в этих исследованиях занимала критика буржуазной идеологии и политической науки, сопровождавшаяся идеологической зашоренностью и ангажированностью.

Во-вторых, исследования, посвященные внутренней социально-политической тематике, испытывали на себе постоянное негативное влияние официальных доктрин, определяющих общественные науки почти исключительно как пропагандиста и комментатора партийных решений. Им было присуще дозированное представление «впечатляющих успехов в социалистическом (коммунистическом) строительстве и отдельных недостатков, носящих временный характер и обусловленных пережитками прошлого в сознании отдельных личностей»1.

В-третьих, постановка и исследование этих проблем осуществлялись только на основе принципов догматизированного марксизма-ленинизма. Опора исключительно на марксизм, трактовка его как абсолютной истины при одновременном отрицании «ненаучной» буржуазной идеологии закономерны. Суть в том, что административно-командная система была заинтересована в изоляции советской общественной науки от мирового опыта, достижений западной политической науки. Ей не нужна была наука, исследующая политические

1 Полагаем, что это также явилось одной из причин того, что в период перестройки политическая публицистика, освободившись от оков коммунистической цензуры, бросилась в другую крайность, видя во всем предшествующем советском развитии только белые, черные и кровавые страницы, выплескивая с грязной водой и ребенка - здоровые, позитивные явления и процессы, которые также имелись в советский период.

процессы, функционирование власти, соперничество политических партий, механизм выборов и т.д., ибо тем самым ставился вопрос об альтернативах административно-командной однопартийной системы в политической сфере. В то же время активно реализовывался государственный заказ на исследование преимуществ социализма, изучение и распространение опыта КПСС в социалистическом строительстве и т.д.

Такое наследство в сфере общественных наук и политической проблематики, в частности, досталось и независимой Молдове. Однако в отличие, скажем, от России, Украины, ряда других республик бывшего Союза, в новом европейском государстве - Республике Молдова - практически не оказалось обществоведческих кадров, занимавшихся ранее исследованиями зарубежной проблематики и знакомых с современной западной политической наукой. И это также явилось отягощающим фактором на пути становления молдавской политической науки.

Тем не менее Молдова быстрее многих открылась западной политической науке. Это было обусловлено тем, что процесс отказа от коммунизма и марксизма-ленинизма как официальной идеологии начался в республике несколько раньше, чем в других частях СССР, хотя шел с некоторым временным отставанием (от 10 до 6 месяцев) от политических и социальных процессов, происходивших в конце 80-х годов в республиках советской Прибалтики.

С сентября 1989 г. в Молдове прекращается преподавание научного коммунизма и истории КПСС. Кафедра научного коммунизма переименовывается в кафедру политологии и теории социализма, кафедра истории КПСС - в кафедру политической истории. Перед преподавателями кафедры политологии и теории социализма была поставлена задача подготовить к 1 января 1990 г. нормативный курс по политологии на молдавском (румынском) и русском языках.

Это стимулировало поиск и знакомство с иностранной политологической литературой. Большую роль в первоначальном приобщении к западной политической науке сыграли работы польских и румынских авторов, труды французских и американских исследователей, переведенные на румынский язык, и имевшиеся в Румынии работы.

С 1 января 1990 г. в Молдавском госуниверситете, а постепенно и в других высших учебных заведениях республики начинается преподавание курса политологии. В 1991 г. выходит учебное пособие по

нормативному курсу по политологии — 15 лекций (молдавский вариант — в 15 брошюрах, русский вариант — в 5 брошюрах)1. Это издание было одним из первых учебных пособий по политологии в Советском Союзе. В феврале 1991 г. из названия «кафедра политологии и теории социализма» благополучно исчезает «теория социализма». Становящаяся политическая наука в Молдове стремится быть менее идеологизированной, процесс ее институционализации становится разносторонним.

Институционализация политологии в независимой Молдове

Становление независимого молдавского государства, новые демократические ориентиры в политическом, социально-экономическом и духовно-идеологическом развитии наложили свой отпечаток и на становление политологии как науки и учебной дисциплины, ее институционализации. Однако процесс этот при уже накопленном позитивном потенциале был далеко не однозначен.

Первый этап (1991—1995 гг.) — «поиск себя»

Университетский нормативный курс по политологии. Молдавское социально-политическое обществознание (кафедры политологии и политической истории) за последние два года советского развития накопило успешный опыт выживания и приспособления. Становление независимого государства потребовало пересмотра концепции социально-политического и патриотического образования в вузах. Но парламент независимой демократической Молдовы принимает Закон «О политических партиях и других общественно-политических организациях» (сентябрь 1991 г.), в котором в ст. 9 декларируется запрет на изучение истории, теории и практики деятельности политических партий в системе народного образования, в высшей школе. Де-факто это был прямой удар по политической нау-

1 См.: Prelegeri la cursul universitär de politologie / Coord. Zavtur A. - Chisinäu: Societatea «Stiinta», 1991; Лекции по нормативному курсу политологии / Под ред. А.Завтура. - Кишинев: Общество «Штиинца», 1991. Одновременно в журнале «Politica (Политика)», бывшем теоретическом и общественно-политическом органе ЦК КПМ, на двух языках печатались тексты лекций по курсу политологии.

ке. В такой позиции отразились не столько антипартийная, сколько антикоммунистическая направленность мышления депутатского корпуса Молдовы в целом, протест против обществоведческих вузовских дисциплин, опирающихся на доктрины идеологизированного марксизма-ленинизма.

Изменяется структура преподавания общественных дисциплин в вузах. Кафедры политической истории и политологии, значительно потеряв в объеме курсов, объединяются на кафедрах политологии. Вместо политической истории на первом курсе начинает читаться курс истории румын, призванный восполнить пробелы национального и патриотического воспитания. Политология как учебная дисциплина, получившая в наследство от научного коммунизма образовательное поле на 4-5-м курсе, переводится на 2-й курс. Процесс затрагивает все высшие учебные заведения страны.

На этом этапе практически во всех вузах создаются кафедры политологии, постепенно они объединяются с другими вузовскими кафедрами обществоведческого цикла; чисто политологические кафедры остаются только в составе Молдавского госуниверситета (на первом этапе) и в возникающих чуть позже (на втором этапе) частных высших учебных заведениях, специализирующихся на обучении в области политической науки. Кроме того, в системе Академии наук Республики Молдова в составе Института философии, социологии и права создается отдел политологии, призванный осуществлять политологические научные исследования.

Политологи, апеллируя к опыту западной политической науки, сумели в таких не всегда благоприятных условиях сохранить во всех вузах обязательный курс политологии. На гуманитарных факультетах его объем — 50 часов, на факультетах реального цикла (естественные, технические, сельскохозяйственные, медицинские специальности) -34 часа. В дальнейшем продолжительность курса, распределение на лекции и семинарские занятия стабилизировались для всех специальностей и сегодня составляют 42-46 часов (2 часа лекций каждую неделю и 2 часа семинарских занятий через неделю). Изучается политология в течение одного семестра на втором курсе.

Кроме того, ряд гуманитарных факультетов внедрил преподавание не только нормативного, но и специальных курсов по политической науке. Осуществляемый переход молдавской высшей школы к мировой практике переводных учебных кредитов расширяет возмож-

ности для увеличения объема политологического образования на неполитологических специальностях вузов. Студенты-неполитологи самостоятельно, на принципах выбора отбирают нужные им для получения необходимого числа кредитов учебные дисциплины. Практика свидетельствует, что политологические специальные курсы пользуются популярностью у студентов различных специальностей.

Предуниверситетский нормативный курс политологии. Была сделана попытка ввести преподавание политологии и в среднюю и среднеспециальную школу, для чего подготовлена и утверждена Министерством образования и науки Республики Молдова типовая программа курса по политологии1. В ряде средних школ, лицеев, колледжей этот курс начал преподаваться на гуманитарных и естествен -но-научных специальностях в объеме 72 и 36 учебных часов, соответственно. Однако в целом это начинание не достигло ожидаемых целей. Одной из причин было отсутствие квалифицированных кадров и недостаток учебной нагрузки по политологии в доуниверситетских учебных заведениях.

Обеспечение преподавания нормативного курса по политологии. В 1990 г. в республике было подготовлено и издано, как мы уже отметили, одно из первых учебных пособий по политологии в бывшем СССР. При всех его недостатках оно давало целостное представление о политической науке, ее проблематике. С учетом новых политических реалий, связанных со становлением независимого и демократического молдавского государства, а также и с новым уровнем знаний, были начаты подготовка и издание еще одного коллективного учебного пособия по политологии. Это учебное пособие, как и предыдущее, выходило на молдавском и русском языках в нескольких выпус-ках2. Позднее в Молдове появились учебные пособия по нормативному курсу политологии, подготовленные отдельными авторами3.

Политологические кадры. В условиях становления системы политологического образования встает вопрос о подготовке кадров. До

1 См.: Mosneaga V. Politologie: Programa pentru licee, scoli de culturä generalä, colegii. - Chisinäu, 1993.

2 См.: Politologia / Coord. Mosneaga V.- Chisinäu, 1993- 1998. - Р.1-4.

3 Popescu T. Politologie. - Chisinäu, 1997; Zavtur A., Varzari P., Pirtac G. Politologia. - Chisinäu, 2000; Бенюк В. Политология. - Кишинев, 2001; Sandu I., Colatchi A. Politologie: Introducere in studiul teoriei politice. - 2-а ed. - Chisinäu, 2002 и др.

этого в республике не существовало системы подготовки кадров по специальности «политическая наука». Первым шагом в создании подобной системы явились регистрация в ВАКе Правительства Республики Молдова, дальнейшая нострификация и перепрофилирование всех национальных преподавательских и исследовательских кадров, занятых в области преподавания и исследования проблем политической науки в Молдове. В 1992—1993 гг. ВАК зарегистрировал все ученые степени и научные звания (дипломы докторов, доктор-хабилитат, доцентов, профессоров), полученные молдавскими специалистами, в том числе и обществоведами, в советское время. Процесс нострификации ученых званий и степеней, полученных в постсоветское время, имеет место и сегодня.

Перепрофилирование педагогических и научных кадров происходит самостоятельно: преподаватели сами определяются в своей приверженности той или иной общественной дисциплине, учебной кафедре. Они должны совершенствовать свои знания, адаптироваться к уже существующему и читаемому университетскому курсу политологии. Молодые неостепененные преподавательские и исследовательские кадры приобщались к политической науке посредством докторантуры, самостоятельного изучения политологической литературы.

Правительство обеспечило возможность краткосрочных стажировок и курсов повышения квалификации в румынских вузах. Справедливости ради отметим, что становление политологии в румынской высшей школе проходило значительно позже, чем в Молдове. Кроме того, использовалась и такая форма, как направление студентов и аспирантов на учебу и в докторантуру в румынские вузы. При помощи Фонда Сороса в Молдове стала возможной подготовка кадров в вузах Франции, США и других стран.

Однако подобные меры не могли удовлетворить потребности страны в высококвалифицированных специалистах, владеющих достижениями современной западной политической науки, способных использовать методы политического анализа и политологического исследования. Это важно подчеркнуть, потому что политическая наука стала выходить за рамки университетов, образовательного процесса или академических исследовательских центров.

Все чаще она востребовалась в государственных и политических структурах Молдовы. Создаются и начинают действовать группы

(и иные подразделения) политического анализа в парламенте, правительстве, президентуре страны. Имеются аналитические политические группы и в составе национального телерадио, министерств иностранных дел, обороны, юстиции, внутренних дел, службы информации и безопасности и др. Потребность в такого рода специалистах растет.

Интерес к политической науке, ее теоретической и прикладной проблематике активно проявляют политические партии и общественно-политические формирования. Хорошей практикой стало создание независимых центров политического анализа, партийных политических школ и т.д.

В этот период была сделана попытка объединить преподавателей, политиков, экспертов-аналитиков, всех интересующихся проблематикой политической науки в рамках специализированных организационных структур. В 1992 г. была создана Ассоциация политологов Молдовы. Однако в силу различных причин организационного, финансового плана Ассоциация как работающая структура не сложилась. В настоящий момент делается попытка возобновить ее деятельность. В начале января 2003 г. в Министерстве юстиции Республики Молдова зарегистрирована Молдавская ассоциация политической науки.

Второй этап (1995—2003 гг.) — интеграция в образовательную систему Молдовы, становление научного и педагогического сообщества

Развитие политологии как науки и как учебной дисциплины потребовало решить вопрос о создании национальной системы подготовки кадров в области политической науки.

Высшие учебные заведения в области политической науки. Пионером в этом деле явился Молд.ГУ (Молдавский государственный университет), который с 1993 г. начал обучение студентов (одна академическая группа) по специальности «история и политология» на историческом факультете (все студенты были зачислены на основе конкурса на бюджетную форму обучения). В 1994 г. в составе исторического факультета открылось отделение политических наук, на котором обучались студенты по специальностям «политология и исто-

рия», «политология и право», «международные отношения». Впервые введена контрактная форма обучения.

В 1995 г. в университете на отделении политических наук был создан факультет политических и административных наук, который готовит специалистов по следующим специальностям: «политология», «правовое образование и политология», «публичная администрация» и «международные отношения»1. В 2001 г. название факультета было изменено на «факультет международных отношений, политических и административных наук». В конце 2003 г. на факультете обучалось 2582 студента, из них на дневном отделении — 2342 и на заочном — 240 человек.

С 2002 г. открыто заочное обучение по специальностям: «политология», «правовое образование и политология», «публичная администрация». На факультете возможно и постуниверситетское обучение. На заочном отделении созданы группы постуниверситетского образования (второе высшее образование). Докторантура и постдокторантура по политической науке функционируют на факультете с 1995 г. С 1999 г. начала работать магистратура по специальности «политология». Постуниверситетское образование (магистратура) непосредственно по политологии открыто только в Молдавском госуниверситете.

В составе факультета действуют четыре кафедры (политологии, международных отношений, публичной администрации и права, прикладных иностранных языков) и одна научно-исследовательская лаборатория «социологии политики». Факультет имеет собственный новый учебный корпус, сданный в эксплуатацию в 1998 г., специализированную библиотеку, современные коммуникационные возможности. Он осуществляет научное и учебно-методическое сотрудничество с рядом университетов Германии, России, Румынии, США, других стран. За время существования факультета было семь выпусков дипломированных специалистов в области политических наук общей численностью более 600 человек.

1 Страх Д. Преподавание политической науки: исторические и организационно-методические аспекты проблемы // MOLDOSCOPIE: (Пробл. полит. анализа). -Кишинев, 1995. - Ч. 5. - С. 170- 179.; Cujbä V. Pledoare pentru libertate si afirmare // República Moldova la ínceputul mileniului III: realitäti si perspective. - Chisinäu, 2001. -Р. 15-19.

В 1997 г. открыто первое частное высшее учебное заведение по подготовке квалифицированных специалистов в области политических наук - ИПЗМО (Институт политических знаний и международных отношений)1. Институт готовит специалистов по следующим специальностям: «политология», «правовое образование и политология», «международные отношения», «европейские исследования», «американистика». Подготовка специалистов-политологов по специальностям «американистика» и «европейские исследования» стала пионерским направлением для политологического образования в Республике Молдова. С 1997 г. в институте открыто заочное обучение, в том числе и постуниверситетское (второе высшее образование), по отмеченным выше специальностям. Институт политических знаний и международных отношений уже осуществил первый выпуск дипломированных специалистов в области политических наук.

В 1999 г. было зарегистрировано, а с 2000 г. начало подготовку специалистов в области политической науки по специальностям «международные отношения», «международные экономические отношения», «международное право», «международная журналистика» другое частное высшее учебное заведение - АМОДЗ (Академия международных отношений и дипломатических знаний). С 2003 г. прием студентов в это высшее учебное заведение не производится; студенты этого учебного заведения должны быть переведены в Молд. ГИМО (Молдавский институт международных отношений), открытый решением правительства Республики Молдова в 2002 г. и осуществляющий прием и обучение студентов на дневной форме обучения с 2003 г. по специальностям: «международные отношения», «международные экономические отношения», «международное право», «международная журналистика».

С 1997 г. начато университетское (очное и заочное) обучение студентов по специальности «публичная администрация» в ГА-ПУПРМ (Государственной академии публичного управления при президенте Республики Молдова), которая была открыта с 1993 г. До этого данное учебное заведение предназначалось для постуниверситетского обучения (второе высшее образование) и совершенствования кадров в области публичной администрации.

1 См.: ВРИ. ОЫаи! эшаеп^с. - СЫапаи, 2003.

Таблица 1

Подготовка аудиентов в области политической науки (постуниверситетское образование) в Академии публичного управления при Президенте Республики Молдова (по годам)1

1993 г. 1994 г. 1995 г. 1996 г. 1997 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. total

А 39 88 149 122 198 82 61 51 54 20 35 899

В 75 190 213 337 456 517 498 468 491 395 483 4123

tot 114 278 362 459 654 599 559 519 545 415 518 5022

Примечание:

А - дневное отделение; В - заочное отделение.

На отделении постуниверситетского образования в Академии в 1993-2003 учебных годах обучалось чуть более 5 тыс. аудиентов. Из них более 80% — заочно. Переподготовку в области публичного управления за период 1993-2003 гг. прошли около 7 тыс. работников сферы управления Республики Молдова2. В Академии состоялось уже два выпуска студентов, получивших образование в области административных наук, публичной администрации.

1 Архив Государственной академии публичного управления при Президенте Республики Молдова.

2 См.: Academia de administrare publica pe línga Presedintele Republicii Moldova: Un deceniu de ímpliniri. - Chisinau, 2003. - Р. 34- 35, Архив Государственной академии публичного управления при Президенте Республики Молдова за 2003 г.

Открытие университетской подготовки изменило образовательный статус данного учебного заведения. С 2003 г. оно стало именоваться Государственной академией публичного управления при Президенте Республики Молдова; университетское дневное обучение по специальности «публичная администрация» было прекращено1, а студенты были переведены в Молдавский госуниверситет на факультет международных отношений, политических и административных наук2. Академия публичного управления при Президенте Республики Молдова занимается постуниверситетским образованием (второе высшее образование, магистратура (с 2002 г.) и докторантура — с 1994 г.) в области публичной администрации.

Среди академических учреждений политологического профиля отметим Институт философии, социологии и права Академии наук Республики Молдова, в котором в 1992 г. был создан отдел политологии, занимающийся как осуществлением научных исследований в различных областях современного политического знания, так и подготовкой кадров. При Институте философии, социологии и права действует докторантура по политической науке.

Количество студентов. Институционализация высших учебных заведений в области политических наук, специализированных академических, научно-исследовательских учреждений сопровождалась ростом числа студентов, магистрантов, докторантов, избравших своей будущей профессией политическую науку.

Подавляющее большинство студентов обучаются на контрактной основе. Так, например, в Молдавском госуниверситете, являющемся флагманом в области подготовки кадров по политической науке, на бюджетной основе обучаются только 299 из 2582 студентов, т.е. менее 12%.

1 Студенты на заочном отделении продолжают обучение по специальностям публичной администрации.

2 Правительство приняло решение перевести в Молдавский госуниверситет на факультет международных отношений, политических и административных наук студентов очного отделения 2-го и 3-го курсов (из 111 студентов на факультет международных отношений, политических и административных наук перевелись 79 человек, остальные выбрали для дальнейшей учебы юридический факультет). Студентов 4-го и 5-го курсов было решено оставить в Государственной академии публичного управления при Президенте Республики Молдовы и позволить завершить обучение в данном учебном заведении.

Подчеркнем, что значительная часть молодых людей из Молдовы, сделав выбор в пользу политической науки, выбрали в качестве alma-mater высшие учебные заведения других стран. К сожалению, мы не обладаем полнотой информации по этой категории молдавских студентов.

Таблица 2

Обучение студентов в области политической науки (университетское образование) в высших учебных заведениях Республики Молдова*

1 2 3 4 5

а b a b a A a b всего

1993 г. 25 - - - - - - - 25

1994 г. 96 - - - - - - - 96

1995 г. 271 - - - - - - - 271

1996 г. 443 - - - - - 68 - 511

1997 г. 594 - - - 156 - 750

1998 г. 752 - 102 27 - - 278 - 1159

1999 г. 891 - 339 63 - - 345 - 1638

2000 г. 958 - 587 141 175 - 441 35 2337

2001 г. 1388 - 753 273 445 - 425 73 3357

2002 г. 1859 104 668 327 625 - 237 86 3906

2003 г. 2342 240 654 389 625 195 150 - 4595

Примечания:

* Источник: Илащук Д. Результаты приема абитуриентов на отделение политических наук Госуниверситета Молдовы в 1993- 1994 учебном году // М0ЬЭ08С0Р1Б: (Пробл. полит. анализа). - Кишинев, 1995. - Ч.7. - С. 304- 306; Илащук Д. Результаты приема абитуриентов на отделение политических наук Госуниверситета Молдовы в 1994- 1996 учебном году // Там же. - С. 307- 310; Архивы высших учебных заведений Республики Молдова.

1 — Молд.ГУ; 2 — Институт политических знаний и международных отношений; 3 — АМОДЗ; 4 — Молд.ГИМО; 5 — Государственная академия публичного управления при Президенте Республики Молдова;

а — дневная форма обучения, Ь — заочная форма обучения.

Причина в том, что многие из них выехали на обучение в зарубежные вузы самостоятельно. Некоторая часть из них была направлена на учебу Министерством образования Республики Молдова. Аналогичная картина и в отношении постуниверситетского образования (магистратура и докторантура). Собственные эмпирические наблюдения показывают, что молдавские граждане, выпускники как молдавских, так и иностранных высших учебных заведений, обучаются, получив грант, государственное финансирование иностранных государств или за собственный счет, во многих европейских странах (от Ирландии до России и от Италии до Швеции), в США, Канаде, Австралии, Израиле и других странах.

Согласно архивным данным Министерства образования Республики Молдова за пределами Республики Молдова за период с 1990 по 2003 г. по направлению министерства на основе межгосударствен -ных и межправительственных соглашений в области политической науки обучались 150—180 студентов, магистрантов, докторантов в Румынии, России, Болгарии, Турции, Украине. Отметим, что подавляющее большинство молдавских студентов и магистрантов обучались в Румынии. В молдавских вузах на политологических специальностях за этот период обучались от 15 до 20 студентов и докторантов, граждан России, Румынии, Украины, Болгарии, Израиля.

Обеспечение учебного процесса. Процесс подготовки квалифицированных специалистов потребовал серьезного учебно-методического и организационно-технического обеспечения. Мы уже отмечали, что подготовка специалистов в области политической науки явилась совершенно новым делом, опыта которого у Молдовы не было. Были изучены учебные планы, тематика и программы курсов университетских центров Беларуси, Германии, России, Румынии, США, Франции, Украины, других стран.

Достаточно оперативно и качественно сформировалась концепция подготовки квалифицированных кадров в области политических наук, она обеспечена учебными программами, планами семинарских занятий, другой учебно-методической литературой по всему

спектру преподаваемых дисциплин и специальностей. При этом отметим, что подавляющее большинство курсов являются оригинальными, пионерскими для молдавской высшей школы.

Так, преподавателями кафедры политологии подготовлено и преподается более 70 оригинальных нормативных и специальных учебных курсов. На кафедре международных отношений таких курсов около 30. На кафедре публичной администрации и права — около 201. Более 30 оригинальных курсов для Молдовы по специальностям «американистика» и «европейские исследования» разработаны преподавателями Института политических знаний и международных отношений2. Немало оригинальных курсов в области государственного управления и публичной администрации подготовлено специалистами Государственной академии публичного управления при Президенте Республики Молдова3.

Серьезным подспорьем студентам, магистрантам, докторантам и начинающим преподавателям в процессе приобщения к сокровищнице современной мировой политической мысли, важным фактором институцио-нализации политической науки в системе образования Молдовы являются учебники и учебные пособия. Молдавские студенты-политологи пользуются российскими, румынскими, американскими, французскими, украинскими учебники. Этому способствует то обстоятельство, что многие из них помимо румынского и русского языков нередко владеют еще и двумя-тремя другими языками (английский, французский, испанский, немецкий, итальянский, болгарский, турецкий), обучение которым осуществляется не только в доуниверситетских учебных заведениях, но и в вузах, на факультетских специализированных кафедрах иностранных языков.

В последнее время начался процесс написания молдавскими авторами учебников и учебных пособий по курсам, читаемым на различных специальностях факультета. Среди них отметим увидевшие свет и получившие высокую оценку специалистов, заслуженную популярность у студентов, магистрантов и докторантов работы молдавских политологов Д.Страха, В.Бенюка, П.Фрунташа, Ф.Спинея,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Universitatea de Stat din Moldova. Catalog 2001-2003. Sistemul de credite transferabile de studii. - Chisinau, 2001.

2 ISPRI. Ghidul studentesc. - Chisinau, 2003.

3 Academia de administrare publica pe linga Presedintele Republicii Moldova. Un deceniu de ímpliniri. - Chisinau, 2003.

П.Варзаря, А.Сымботяну и др.1 И процесс этот продолжается. Более того, прослеживается тенденция к его интенсификации.

Педагогические кадры, их подготовка. Подавляющее большинство преподавателей — выпускники молдавских политологических учебных и научных центров, магистры политических наук. Многие из них продолжают повышать свою научную квалификацию в докторантуре, уже имеются «первые ласточки» — доктора политических наук, выпускники молдавских политологических высших учебных заведений.

Постуниверситетское политологическое образование осуществляется в республике в различных формах. Это и второе высшее образование в области политических наук. Особо широко эта форма используется в Государственной академии публичного управления при Президенте Республики Молдова. Оно осуществляется в очной и заочной формах. Так, за период 1993—2003 гг. на постуниверситетское образование в этом учебном заведении было зачислено более 5 тыс. аудиентов. При этом, как показывает практика, большинство (84%) предпочитают заочную форму обучения2.

Важное место в постуниверситетском образовании занимает магистратура, которая осуществляется в Молдавском госуниверситете и в Государственной академии публичного управления при Президенте Республики Молдова. В Молд.ГУ за период существования магистратуры прошли обучение 85 человек. В настоящее время в магистратуре факультета обучаются 35 человек. В Государственной академии публичного управления при Президенте Республики Молдова прошли обучение 22 человека. В настоящее время обучается 88 человек.

1 Strah D. Istoria gíndirii politice. Din antichitate pina ín secolul XVIII. - Chisinau, 1996; Strah D. Istoria gíndirii politice. Din secolul XXVIII pína la aparitia stiintei politice contemporane. - Chisinau, 1999; Бенюк В. История дипломатии. - Кишинев, 1999; Símboteanu A. Administrada publica centrala. - Chisinau, 1999; Fruntas P. Sistemele politice contemporane: In 2 vol. - Chisinau, 2001; Spinei T. Introducere ín politologie. - Chisinau, 2003; Varzari P. Introducere ín elitologie. - Chisinau, 2003 и др.

2 См.: Academia de administrare publica pe línga Presedintele Republicii Moldova. Un deceniu de ímpliniri. - Chisinau, 2003. - Р. 88.

Таблица 3

Постуниверситетское (магистратура) образование в области _политической науки в Молд. ГУ и ГАПУПРМ_

Молд. ГУ ГАПУПРМ Всего

Годы бюджет контракт бюджет контракт

1999 8 - - - 8

2000 11 - - - 11

2001 11 4 - - 15

2002 8 17 - - 25

2003 10 16 5 17 48

2004 14 21 5 83 123

Всего 62 58 10 100 230

В 1994 г. при Институте философии, социологии и права Академии наук Молдовы в рамках Специализированного научного совета по защите докторских и доктор-хабилитатских диссертаций в области философии, истории философии и социологии, созданного в 1993 г., была открыта защита диссертаций по политологии (специальности «история и теория политологии» и «политические институты и процессы»). В 1998 г. при Молдавском госуниверситете создается Специализированный научный совет по защите докторских и доктор-хабилитатских диссертаций по философии и политологии (специальность «история и теория политологии; политические институты и процессы»).

За период функционирования данных специализированных научных советов в области политических наук было защищено 38 диссертаций, из которых 10 — на соискание ученой степени док-тор-хабилитат политических наук и 28 — на соискание ученой степени доктора политических наук. Среди вновь защищенных докторов и докторов-хабилитат политических наук было 30 граждан Республики Молдова и 8 иностранных граждан. Среди иностранных граждан были представители Бельгии, Германии, Ирана, Румынии, США, Украины. Данные, приведенных табл. 4, подтверждают это.

Таблица 4

Распределение защищенных докторских диссертаций по политическим наукам, по происхождению авторов (1994-2003 гг.)

1994 г. 1995 г. 1996 г. 1997 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. Всего

Доктор 1 1 1 2 5 6 3 1 3 5 28

Молдова 1 1 1 1 3 5 3 1 2 4 22

Иностранцы - - - 1 2 1 - - 1 1 6

Доктор-хаб. - - 2 - - 2 - 1 3 2 10

Молдова - - - - - 2 - 1 3 2 8

Иностранцы - - 2 - - - - - - - 2

Всего 1 1 3 2 5 8 3 2 5 6 38

Помимо присвоения ученых степеней (доктор и доктор -хабилитат) в области политической науки за период до 1 января 2004 г. ВАКом Республики Молдова было присвоено 2 звания профессора и 14 званий доцента в области политической науки1.

Таблица 5

Защита докторских и доктор-хабилитатских диссертаций

по политической науке по месту защиты (по годам)_

Защита 1994 г. 1995 г. 1996 г. 1997 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г.

Доктор

1 Количество доцентов и профессоров в области политологии в республики значительно больше, если учесть, что значительной части остепененных преподавателей политологических кафедр вузов и научных сотрудников политологических подразделений академичес-

Продолжение сноски со стр. 161 ких учреждений стали присваиваться доцентские и профессорские звания в области политической науки ВАКом при Совете министров СССР с 1989 г. После объявления независимости вновь созданный ВАК Правительства Республики Молдова провел регистрацию научных степеней и званий, присвоенных ВАК СССР до 1 января 1992 г.

Всего* 4 5 7 10 17 20 22 21 23

Молдова** 1 2 3 4 7 12 15 16 18 22

Зарубежье*** 2 2 3 3 5 5 6 3 1

Доктор-хаб.

Всего* - - - - - 2 2 3 6 8

Молдова** - - - - - 2 2 3 6 8

Зарубежье*** - - - - - - - - - -

Примечание:

В рубрике «всего» представлена общая (без спецификации места защиты) информация о защите докторских и доктор-хабилитатских диссертаций по политологии (источник: архив Высшей аттестационной комиссии (ВАК) Правительства Республики Молдова).

В рубрике «Молдова» представлена информация национальных специализированных научных советов по защите докторских и доктор-хабилитатских1 диссертаций по политологии (источник: архивы специализированных научных советов Республики Молдова).

Соответственно, в рубрике «зарубежье» представлены данные о количестве молдавских граждан, защитивших докторские и доктор-хабилитатские диссертации в специализированных научных советах в других странах.

В Академии наук Молдовы имеются 1 академик, являющийся академиком-координатором секции общественно-гуманитарных наук, и 2 члена-корреспондента в области политической науки2.

Сравнительный анализ распределения специалистов с учеными степенями по отраслям знаний показывает, что молдавская политологическая наука нашла свое место в регистре научных специальностей, имеет неплохие возможности для роста. Подчеркнем, что сегодня подготовкой докторских и доктор-хабилитатских диссертаций в области политической науки в Молдавском госуниверситете и в Институте философии, социологии и права Академии наук Молдовы занимаются, используя различные формы обучения (дневная и заочная аспирантура на бюджетной и контрактной основе,

1 Расхождение данных по защите доктор-хабилитатских диссертаций по политической науке за 2003 г. по информации Высшей аттестационной комиссии (ВАК) Правительства Республики Молдова и по информации специализированных научных советов по защите доктор-хабилитатских диссертаций объясняется тем, что данные ВАКа приводятся на 1 сентября 2003 г., в то время как данные специализированных научных советов отражают результаты их деятельности на 1 января 2004 г.

2 Архив Академии наук Молдовы.

постдокторантура и соискательство), около 50 человек из Республики Молдова и ряда зарубежных стран1.

В то же время отметим, что сегодняшние возможности для повышения квалификации преподавателей, научных и педагогических стажировок очень ограничены. Поэтому, исходя из существующих молдавских реалий, решение проблемы видится в реализации следующей концепции.

Во-первых, это совмещение педагогической и научно-исследовательской деятельности молдавских политологов. Отметим, что факультет международных отношений, политических и административных наук Молдавского государственного университета сегодня является не только флагманом высшей школы в области подготовки специалистов, но и ведущим научно-исследовательским центром в этой области2. Это апробированный западными странами путь, который дает реальные и позитивные результаты и в Молдове.

Во-вторых, в процессе становления политологии в Молдове и как науки, и как учебной дисциплины необходимо реальное соединение педагогической и научно-исследовательской деятельности с практикой работы в политической сфере. Речь идет об участии в избирательных кампаниях на парламентских или местных выборах в качестве консультантов, экспертов, оказании посильной помощи государственным структурам, участии в социологических исследованиях, экспертных оценках и т.д. Отметим, что и в этой области молдавским политологам не стыдно посмотреть в глаза молдавскому политическому обществу, коллегам из других стран.

В-третьих, активное привлечение студенчества к научно-исследовательской работе. В государственных и частных вузах политологического профиля стало хорошей традицией проведение совместных

1 Архивы кафедры политологии Молдавского госуниверситета и Института философии, социологии и права Академии наук Республики Молдова.

2 Несомненно, что этому способствовало и издание факультетского сборника научных сталей «MOLDOSCOPIE» (Probleme de analizä politicä), который выходит с 1992 г. Увидело свет уже 23 тома научных статей. Специфика данного издания состоит в том, что к опубликованию принимаются только научные статьи, в которых анализируются проблемы политического развития Республики Молдова. Подробный анализ содержания, тематики, авторского коллектива, научной направленности см.: Saca V., Rusnac Gh. Cercetare si traditie politologicä: la 10 ani ai MOLDOSCOPIE (Probleme de analizä politicä) // MOLDOSCOPIE (Probleme de analizä politicä). - Chisinäu. - Ч. 21. - 2003. - Р. 148- 158.

научных конференций преподавателей и студентов1. Выгода от такого рода мероприятий носит обоюдный характер: помогает студентам приобщиться и освоить глубину и широту анализа, а профессорско-преподавательскому составу - выявить талантливую студенческую молодежь, увидеть «безумные идеи», наметить поле и направление будущих оригинальных научных исследований.

В-четвертых, проведение научных симпозиумов, в работе которых участвуют специалисты из различных стран. Благодаря этому удается узнать непосредственно из уст зарубежных политологов новую информацию о происходящих политических процессах, используемых методах исследования, получить возможность для сравнительного анализа, компаративистских политологических исследований, установить многочисленные практические контакты с учеными, политологами различных стран. За это большое спасибо спонсорам из различных научных, исследовательских, благотворительных фондов Германии, США, России и других стран, которые оказали содействие и финансовую помощь в организации и проведении подобного рода мероприятий, издании материалов симпозиумов или сборников научных статей по материалам научных форумов2.

1 См.: República Moldova la ínceputul mileniului III: realitäti si perspective. -Chisinäu, 2001; Republica Moldova pe calea democratizärii: realitäti, probleme, perspective. -Chisinäu, 2002; Anuar stiintic.- Chisinäu, 2002. - Vol. I; Republica Moldova pe calea democratizärii: realitäti, probleme, perspective. - Chisinäu, 2003; Unificarea europeanä: filosofie, politicä, mentalitate. - Chisinäu, 2003 и др.

2 См.: Statul national si societatea polietnicä: Moldova ín anii '90. - Chisinäu, 1997; От этнополитического конфликта к межнациональному согласию в Молдове. - Кишинев, 1998; Política externä a Republicii Moldova: Aspecte ale securitätii si colaborärii regionale. - Chisinäu, 1998; Moldova, Romania, Ucraina: bunä vecinätate si colaborare regionalä. - Chisinäu, 1998; Moldova,

Продолжение сноски со стр. 164.

Romania, Ucraina: integrarea ín structurile europene. - Chisinäu, 2000; Электоральные технологии и президентские выборы. - Кишинев, 2000; Moldova, Romania, Ucraina: integrarea europeanä si migratiunea fortei de muncä. - Chisinäu, 2000; Mass-media ín societätile ín tranzitie: realitäti si perspective. - Chisinäu, 2001; Moldova íntre Est si Vest: Identitatea nationalä si orientarea europeanä. - Chisinäu, 2001; Minoritätile nationale si relatiile interetnice: traditia europeanä si experienta noilor democratii pentru Moldova: In 2 vol. - Iasi, 2002; Украiна, Румунiя, Молдова: кторичт, полiтичнi та культурнi аспекти взаемин. - Чернiвцi, 2002; Aspecte ale migratiei de muncä ín contextul Republicii Moldova: Consideratii ale expertilor europeni si moldoveni. - Chisinäu, 2003; Трудовая миграция и защита прав гастарбайтеров: практика посткоммунистических

В-пятых, это интеграция в международное политологическое сообщество посредством углубления международного научного и учебно-методического сотрудничества, получения грантов в области политической науки с учебными университетскими центрами Европы и США. Отметим гранты в области преподавания политической науки Молд.ГУ с Университетом PACE (Нью-Йорк, США, 19982000), в области международных отношений Молд. ГУ с Университетом Rutgers (Нью-Джерси, США, 2001-2004), получение Институтом политических знаний и международных отношений гранта в области европейских исследований (2002-2005) по проекту Ж.Моне, TACIS и др. Широкое и плодотворное сотрудничество с университетами различных стран осуществляет Государственная академия публичного управления при Президенте Республики МолдоНвао1в. ой и, несомненно, перспективной стала практика совместного научного руководства докторскими диссертациями со стороны молдавских ученых и специалистов-политологов из других стран. Это говорит о постепенном признании международным политологическим сообществом успехов и заслуг молдавских политологов.

Молдавская политическая наука: тематическое и инструментальное измерение

Неформальные исследовательские центры. Отметим, что старая, советская система финансирования науки, научных исследований, в том числе и в области политической науки, канула в Лету. Сегодня Академия наук, в том числе и Институт философии, социологии и права, утрачивает свои функции академического исследовательского центра. Центрами научных исследований все больше становятся университеты, что соответствует западной научно-исследовательской традиции. Более того, наука, управление ею становятся более гибким и неформализованным процессом. Формируются нетрадиционные

стран. - Кишинэу, 2003; Oiganizatiile nonguvemamentale si impactu! lor asupra proceselor de transformare. - Chisinau, 2004 и др.

1 См.: Academia de administrare publica pe linga Presedintele Republicii Moldova. Un deceniu de impliniri. - Chisinau, 2003.

центры, не обладающие строгой и четкой организационной структурой. В молдавском госуниверситете таким центром явилась кафедра политологии, издаваемый ею сборник научных работ в области политической науки.

В рамках традиционных исследований в области политологии, пожалуй, самым известным в республике является сборник научных трудов под названием «МОЬБОВСОРШ (Проблемы политического анализа)», который издается уже более десяти лет кафедрой политологии Молдавского госуниверситета. С этим изданием в значительной мере ассоциируются процесс становления и развития молдавской политической науки, ее успехи и ожидания. В общем плане следует отметить ряд черт, связанных с местом и ролью «МОЬБОВСОРШ» в системе республиканской обществоведческой (политической) науки1.

Во-первых, сборник стал своего рода визитной карточкой для кафедры политологии Молдавского госуниверситета, отражает эволюцию и качественный рост кафедры, ее специфические исследовательские цели, процессы, результаты работы не только в условиях Молдовы, но и по отношению к некоторым университетским коллективам других стран. Он хорошо знаком и высоко оценен в ряде престижных университетов России (Москва, Санкт-Петербург), Украины (Киев, Одесса, Херсон), Беларуси (Минск), Болгарии (София, Велико-Тырново), Румынии (Бухарест, Клуж, Яссы), Германии (Лейпциг, Гамбург, Берлин), Турции (Истамбул), Израиля (Тель-Авив), США (Нью-Йорк, Нью-Джерси).

Во-вторых, сборник «МОЬБОВСОРШ» полезен для университетской и республиканской политической науки, так как в нем обобщаются социально-политическая практика современной Молдовы, ее внутриполитические и внешнеполитические аспекты. Специалисты-политологи из университета и других вузов республики, которые, к сожалению, не имеют пока отдельного республиканского политологического издания (журнала), получили реальную возможность ознакомить научную общественность с результатами своих исследований.

В-третьих, публикуемые в «МОЬБОВСОРШ» материалы имеют информационно-научное, научно-методическое и практическое

1 См.: Saca V., Rusnac Gh. Cercetare si traditie politologicä: la 10 ani ai «MOLDOSCOPIEI» (Probleme de analizä politicä) // MOLDOSCOPIE (Probleme de analizä politicä).- Chisinäu, 2003. - P. 21.

значение. Всесторонне анализируя политические явления и процессы молдавского региона и вырабатывая свою политическую теорию применительно к подобным условиям, сборник особое внимание отводит ассимиляции научных ценностей, накопленных в передовых странах, их рациональному применению к социально-политическим реальностям Молдовы. Он пользуется большим спросом у студентов, магистрантов, аспирантов, преподавателей, незаменим для подготовки к занятиям, при разработке научных сообщений, написании учебно-методических пособий, дипломных работ, диссертаций и т.д. Кроме того, большинство публикаций содержат выводы и рекомендации, адресованные властным институтам, политическим партиям и движениям по разрешению социально-политических конфликтов, по переоценке общественной ситуации в стране и достижению политического согласия.

В-четвертых, особенно вырос удельный вес публикуемых материалов в 1999-2003 гг., примерно в 3 раза больше, чем в 1993-1996 гг. Это обусловлено рядом факторов:

а) приток новых сил, в том числе молодых, с высокой научной подготовкой и ориентацией;

б) расширение географии научных публикаций за счет возрастающего интереса авторов других кафедр университета и иных вузов, включая зарубежные;

в) постоянная поддержка политологических исследований со стороны руководства университета.

В общих чертах за 10 лет существования сборник обеспечивает необходимую связь между политическими исследованиями и политической традицией. Их соотношение таково, что исследования эволюционировали от простых к сложным, от неустойчивых к стабильным формам, от полупрофессиональных к профессиональным.

В-пятых, ценность кафедрального сборника «МОЬБОВСОРШ» находится в прямой зависимости от качественного состава авторов. В его подготовке участвовало около 400 научных сотрудников, преподавателей, аспирантов, магистрантов, студентов, экспертов, специалистов публичной сферы. Из их общего количества 70% составляют преподаватели высшей школы. Абсолютное большинство из них имеют ученую степень доктора и доктора-хабилитат. Это специалисты в области политологии, социологии, права, философии, истории, психологии, что и определяет характер публикаций, содействует ста-

новлению и реализации междисциплинарного анализа в политологических исследованиях.

Вторую позицию (22%) занимают сотрудники различных научных центров, фондов, исследовательских программ, как университетских, так и республиканских (национальных) и интернациональных. Обобщая богатый фактологический материал республиканского, регионального и межгосударственного характера, они способствуют значительному росту теоретического и прикладного уровня «МОЬБОВСОРШ».

В последние годы существенно возросло число авторов за счет аспирантов, соискателей, магистрантов. Их научные интересы являются предметом анализа в каждом номере сборника.

В-шестых, в структуре авторов «МОЬБОВСОРШ» ведущее место занимают преподаватели кафедры политологии Молдавского госуниверситета. За период с 1993 по 2003 г. их доля в общем количестве составляет 55%.

Отметим, что сборник зарекомендовал себя как межкафедральный, межуниверситетский. В нем опубликованы статьи ведущих ученых Академии наук Молдовы, академиков А.Рошки и А.Завтур, преподавателей и ученых (историков, специалистов в области права, журналистики, социологии, психологии, коммуникаций) Молдавского госуниверситета, других вузов страны, представителей государственных структур, неправительственных организаций. Стали чаще появляться статьи ученых других стран.

Другим центром притяжения исследователей в области политической науки является Институт общественных политик Молдовы, финансируемый Фондом Сорос - Молдова. За 2000-2003 гг. сотрудниками этого института было подготовлено более 60 тематических материалов, две трети из которых - за последние 2 года. По их инициативе в республике проведен ряд международных конференций: «Республика Молдова и Европейский Союз: партнеры за расширенную Европу» (июнь, 2003), «Участие в Пакте стабильности как ускоритель социально-экономических реформ в регионе» (декабрь, 2001), «Перспективы разрешения приднестровского конфликта путем федерализации Республики Молдова» (декабрь, 2002) и др.

Монографии и научные сборники. Подчеркнем, что в последние 5 лет увидели свет несколько серьезных монографий, написанных молдавскими специалистами в области политических наук. Отметим

работы таких авторов, как В.Мошняга, Г.Руснак, А.Завтур, В.Бенюк, П.Фрунташ, В.Сака, В.Морару, В.Аникин, К.Марин, К.Соломон, Ю.Фрунташу, С.Назария, А.Рошка. Всего за последнее десятилетие было издано (с учетом 23 томов «MOLDOSCOPIE (Probleme de analizä politicä») более 40 сборников научных работ.

Тематика. В период институционализации молдавской политической науки сложилось множество научно-тематических направлений, главным образом в зависимости от ситуативных, телеологических, социальных, национальных, культурных и других факторов. Эти направления эволюционировали неоднозначно, противоречиво, подчас несогласованно.

Из более 40 затрагиваемых научных тем приоритетными являются те, которые посвящены животрепещущим проблемам молдавского общества: эмиграции и иммиграции населения, электоральному процессу, национальному возрождению, социальной политике, социально-политическому конфликту, политическому интересу и политическим отношениям, особенно межпартийным, межэтническим, возрастанию роли массмедиа в обществе, соотношению политического и гражданского обществ, выработке и осуществлению рациональной многофакторной внешней политики и др. Данная тематика является объектом специальных политологических исследований на уровне отдельных программ, докторских и доктор -хабилитатских диссертаций.

Вышеназванные темы научных исследований стали предметом обсуждения на международных симпозиумах, конференциях, проводимых в республике. Материалы этих международных научных форумов послужили основой для сборников научных статей. Отметим некоторые из них: «Национальное государство и полиэтническое общество: Молдова в 90-е годы» (1997), «Молдова, Румыния, Украина: добрососедство и региональное сотрудничество» (1998), «Интегра-ционистские процессы в Республике Молдова. Разработка национальной стратегии» (2000), «Национальные меньшинства и межэтнические отношения: европейская традиция и опыт новых демократий для Молдовы» (2002), «Массмедиа в переходных обществах: реалии и перспективы» (2001), «Молдова, Румыния, Украина: интеграция в европейские структуры» (2000), «Молдова, Румыния, Украина: европейская интеграция и трудовая миграция» (2000), «Молдова между Востоком и Западом: национальная идентичность и европейская ори-

ентация» (2001), «Философия, наука, политика: достижения, внедрения, перспективы» (2003) и др.

Одной из главных проблем, с которой сталкиваются ныне молдавское общество и государство, является поиск идентичности: общенациональной, регионально-государственной, этнической, социальной, профессиональной, языковой. В этом контексте в политологической литературе последних лет часто рассматриваются особенности эволюции и утверждения национальной идентичности в Молдове, ее внутренние факторы, межэтнические диффузии и проблемы национальной самоидентификации, взаимодействие идентичности и интеграционных процессов, языковой аспект интеграционных процессов и государственного строительства, вопросы русско-национального двуязычия в этнополитике молдавского государства, соотношения региональной и национальной, национальной и европейской идентичности, социально-пространственной самоидентификации студенческой молодежи и др. При этом проводятся этносо-циолингвистические исследования на уровне отдельных сел, районов, уездов, вузов.

Пожалуй, самый больной для молдавского общества вопрос -это приднестровский конфликт, разрешение которого затягивается сепаратистами вот уже более десяти лет. Ему были посвящены ряд научно-практических конференций, множество статей в тематических сборниках.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На страницах последних особое место занимают причины, состояние и пути разрешения приднестровского конфликта, его урегулирование после Стамбульского саммита, проблемы противостояния идентичностей в контексте конфликта, попытка его новой интерпретации. В настоящее время предметом исследований являются новые возможности в разрешении приднестровского конфликта через современные европейские механизмы, в частности СБСЕ, а также посредством России и Украины.

За последние 2-3 года не менее острой стала проблема федерализации Республики Молдова, тесно связанная с приднестровским конфликтом, нашедшая различные отклики и интерпретации в научных кругах республики. Ей посвящен ряд публикаций сотрудников Института общественных политик Молдовы, к которым относятся «Сепаратизм и его воздействие на процесс создания государственности Республики Молдова» (автор И.Рурак), «Гармонизация межэтнических отношений - вызовы и

возможности» (автор И.Боцан), «Эксперимент федерализации Молдовы» (автор В.Сокор), «С кем федерализуемся?» (автор В.Сокор), «Европейский опыт и перспективы Республики Молдова» (автор И.Осояну)1.

Другая важная тема политологических исследований — это электоральные технологии, президентские, парламентские и местные выборы2. В связи с этим на конференциях, в научной печати обсуждаются стратегии и технологии президентских (1991, 1996, 2001), парламентских (1994, 1998, 2001) и местных (1995, 1999, 2003) выборов, особенности форм и методов воздействия на электорат в ходе избирательных кампаний, уровень его активности в условиях Молдовы, роль выборов в контексте трансформации партийной системы. К актуальным для исследования относятся и проблемы возрастания роли масс-медиа в избирательных кампаниях, демократизма информационных ресурсов, использования «черных» техно -логий и контрпропаганды в ходе электорального процесса, компьютерных технологий контент-анализа прессы в планировании избирательных кампаний и др.

В последние годы ученые все больше обращаются к проблеме определения общенационального интереса Молдовы в условиях демократической трансформации3, к его нынешним значениям и парадоксам, к необходимости выработки эффективной общенациональ-

1 См.: Institutul de Politici Public. - Mode of access: http://www.ipp.md/ publications/.

2 См. подробно об этом: Электоральные технологии и президентские выборы. -Кишинэу, 2000; Мошняга В., Руснак Г. Парламентские (2001) выборы в Республике Молдова: специфика, результаты, электоральные стратегии и технологии // MOLDOSCOPIE (Probleme de analizä política). - Chisinäu, 2001. - P. 16; Мошняга В., Руснак Г., Турко Т. Президентские (2001) выборы в Республике Молдова: результаты и технологии // Там же. - Р. 34; Mosneaga V., Rusnac Gh., Tänasä R. Activismul electoratului Republicii Moldova paliza politologicä) // MOLDOSCOPIE (Probl. de analizä politicä). - Chisinäu, 2002. - P. 18; Tänasä R. Votul afectiv in spatiul electoral al Republicii Moldova // MOLDOSCOPIE: (Probl. de analizä politicä). - Chisinäu, 2003. - P. 21; Мошняга В. Выборы генерального примара Кишинэу в ходе местных (2003) выборов в Республике Молдова в контексте трансформации партийной системы // MOLDOSCOPIE: (Probl. de analizä politicä). - Chisinäu, 2003. - P. 22.

3 См. Saca V. Interesul national in conditiile transformatiei democratice: semnificatii si paradoxuri // MOLDOSCOPIE (Probleme de analizä politicä). - Chisinäu, 2002. - P. 19; Saca V. Unitatea nationalä intre mit si realitate // MOLDOSCOPIE (Probl. de analizä politicä). - Chisinäu, 2002. - P.20; Saca V. «Coeziune nationalä» in societatea moldavä // Moldova si lumea. Revistä social-politicä. - Chisinäu, 2003. - № 2.

ной идеи для сближения социальных общностей и придания такому интересу оптимального смысла. Особого внимания со стороны политологической науки требуют партнерские отношения между властными и гражданскими структурами в целях достижения общественного консенсуса, а отсюда - формирование полноценного общенационального интереса. Большое значение имеют исследования по обобщению усилий политического и гражданского общества в деле заключения и реализации Общественного пакта, создание «круглого стола» с постоянным статусом, повышение его эффективности для всех участников и для страны в целом.

Ныне все чаще затрагиваются внешние аспекты общенационального интереса, в частности проблема судьбы Молдовы в контексте европейской интеграции, конституирования и развития еврорегионов, отношения республики с Европейским союзом. Например, более одной трети материалов Института общественных политик нацелены на европейскую стратегию Республики Молдова, на анализ перспектив интеграции Молдовы в Европейский союз, на сотрудничество Молдовы в Пакте стабильности, на экономическую и социальную политику Европейского союза и исходящие из нее выводы для Молдовы, на институциональный фактор вступления стран в Европейский союз, на роль европейских политических критериев в разработке концепции европейской интеграции Республики Молдова.

После известных событий 11 сентября 2001 г. возрос интерес к исследованию проблем терроризма. Данной проблеме посвящен ряд международных научных конференций1, статей2 о сущности и основных тенденциях развития терроризма, его морально-психологических чертах, об его исторической эволюции в ХХ-XXI вв.

1 См.: 11 septembrie 2001: noul concept de securitate internationalä: Materialele conf. Intern. 9- 13 septembrie 2002. - Chisinäu, 2002.

2 Grosu D. Fenomenul terorismului: esenta si träsäturile moral- psihologice // Analele Stiintifice ale Universitätii de Stat din Moldova. Seria «Stiinte socioumanistice». V.II. -Chisinäu, 2002; Zavtur C., Coval C. Psihologia teroristilor. // Analele Stiintifice ale Universitätii de Stat din Moldova. Seria «Stiinte socioumanistice». V.II. - Chisinäu, 2002; Antonov V. Consideratii asupra evolutiei istorice a terorismului in sec. XX-XXI. // Analele Stiintifice ale Universitätii de Stat din Moldova. Seria «Stiinte socioumanistice». V.II. -Chisinäu, 2002; Завтур К., Коваль К. Терроризм: понятие, основные тенденции развития и меры противодействия // MOLDOSCOPIE: (Probl. de analizä politicä). -Chisinäu, 2003. - P. 21.

Вместе с тем некоторые темы еще недостаточно исследованы. К ним относятся проблемы власти, форм правления, соотношения правящих и оппозиционных сил, экологической политики, политического имиджа, методологии политической науки, методики преподавания политологии.

Дальнейшая рационализация политологических исследований требует новых инициатив университетских и академических кадров для более интенсивного исследования властного фактора, эффективности правления с последующей выработкой конкретных рекомендаций по достижению социального и политического согласия в стране.

Большего внимания и оценки требуют и проблемы имиджело-гии, политического менеджмента, демографической и экологической политики, политической антропологии, политического прогнозирования.

Что касается внешнеполитических проблем, необходимо глубже исследовать реальный потенциал Молдовы по оптимизации отношений как с Востоком, так и с Западом, причем акцент необходимо делать не только на цели и возможности вступления Республики Молдова в европейские структуры, но и на уровень подготовленности населения страны мыслить по-европейски. В этой связи стали необходимы и своевременны сравнительные исследования по Молдове и другим странам с целью создания и продвижения имиджа государства за рубежом.

Уровень политологических исследований в республике определяется в основном умением научных сотрудников использовать различные методологические подходы, сочетать их. При этом большая часть научных публикаций опирается на социологический, институциональный, структурно-функциональный анализ. Пока что слабо применяются постструктурные, постсистемные методы исследования, без которых сегодня невозможно вникнуть в суть и адекватно понять особенности переходного общества. Недостаточно используется методологический инструментарий сравнительного анализа, синергетики, энтропийного анализа, качественной экспертной оценки, «искусственного политического интеллекта».

Пожалуй, один из сложнейших вопросов, который стоит сегодня перед политологами республики, — это рациональная адаптация общих и частных методов к изучению специфических политических явлений и процессов посткоммунистического региона в целом и мол-

давского в частности. Это предполагает сочетание в условиях данного региона традиционных и новых способов политического познания, качественных и усиленных современными ЭВМ, количественных приемов анализа.

Таким образом, политическая наука в Республике Молдова характеризуется разнообразием тематической и инструментальной направленности, неоспоримыми сдвигами в исследовании отдельных социально-политических явлений и процессов современного общества и в то же время известными трудностями и недостатками как объективного, так и субъективного характера. К последним относится:

— деформация отношений во всех главных сферах транзитного общества, в том числе в научной, между политической наукой и научной политикой;

— несоответствие значительной части научных кадров возрастающим требованиям времени по осуществлению высококвалифицированной экспертизы политического процесса и такое же несоответствие политических кадров нынешним запросам политической науки, дефицит ее организации и своевременной поддержки;

— отсутствие взаимного механизма приближения ученого к власти и наоборот;

— частое отстранение официальной политической науки от процесса открытого влияния на власть и соответственно поощрение «обслуживающей» науки;

— интенсивная политизация общественной науки и др.

Преодоление этих и других деформаций связано с радикальным реформированием как политического, так и научно-политического фактора с целью увеличения преобразующей роли политологического знания в рационализации социальных отношений.

Проведенный анализ показывает, что процесс институциона-лизации политологии как науки и учебной дисциплины в Молдове имеет место, достигнут ряд положительных результатов. Политология стала значимым явлением в системе высшего образования Республики Молдова. Политический анализ, политический маркетинг, консалтинг и менеджмент являются необходимыми компонентами деятельности государственных и партийных структур, и в силу этого политическая наука все более востребована в независимом демократическом молдавском государстве. Она вызывает интерес и молдавских граждан, молодежи, студенчества. Процесс ее дальнейшей институ-

ционализации неотделим от упрочения ее связей с международным политологическим сообществом, более тесного сотрудничества, интеграции в международные политологические структуры, исследовательские проекты, подготовки высококвалифицированных кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.