Научная статья на тему 'Развитие политической ситуации в индонезийской провинции Ачех через призму выборных кампаний 1999-2006 гг'

Развитие политической ситуации в индонезийской провинции Ачех через призму выборных кампаний 1999-2006 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
201
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОВИНЦИЯ АЧЕХ / ИНДОНЕЗИЯ / ДВИЖЕНИЕ ГАМ / МЕМОРАНДУМ О ВЗАИМОПОНИМАНИИ / ЭЛЕКТОРАЛЬНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ / PROVINCE ACEH / INDONESIA / GAM ORGANIZATION / MEMORANDUM OF UNDERSTANDING / ELECTORAL BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Куликова Мария Олеговна

В статье рассматривается современная политическая ситуация в индонезийской провинции Ачех. Описываются исторические, экономические и социокультурные причины вооруженного конфликта между центральным правительством и повстанческим движением ГАМ. Методами электоральной географии анализируются парламентские выборы 1999, 2004 гг. и выборы губернатора 2006 г. Выделяются основные факторы электоральных предпочтений жителей Ачех, приведшие к победе на губернаторских выбора лидера движения ГАМ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of the Political Situation in Indonesian Province Aceh in the Light of Election Campaigns of 1999-2006

The article examines modern political situation in Indonesian province Aceh. It depicts historical, economic and socio-cultural reasons of armed conflict between central government and rebel organization GAM. By the use of electoral geography methods it studies three election campaigns (parliament elections 1999, 2004 and provincial head election 2006) and defines the main factors of electoral behavior of Aceh citizens, which led to the victory of GAM leader.

Текст научной работы на тему «Развитие политической ситуации в индонезийской провинции Ачех через призму выборных кампаний 1999-2006 гг»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 13. ВОСТОКОВЕДЕНИЕ. 2009. № 2

М.О. Куликова

РАЗВИТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В ИНДОНЕЗИЙСКОЙ ПРОВИНЦИИ АЧЕХ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ВЫБОРНЫХ КАМПАНИЙ 1999-2006 гг.*

В статье рассматривается современная политическая ситуация в индонезийской провинции Ачех. Описываются исторические, экономические и социокультурные причины вооруженного конфликта между центральным правительством и повстанческим движением ГАМ. Методами электоральной географии анализируются парламентские выборы 1999, 2004 гг. и выборы губернатора 2006 г. Выделяются основные факторы электоральных предпочтений жителей Ачех, приведшие к победе на губернаторских выбора лидера движения ГАМ.

Ключевые слова: провинция Ачех, Индонезия, движение ГАМ, меморандум о взаимопонимании, электоральные предпочтения.

The article examines modern political situation in Indonesian province Aceh. It depicts historical, economic and socio-cultural reasons of armed conflict between central government and rebel organization GAM. By the use of electoral geography methods it studies three election campaigns (parliament elections 1999, 2004 and provincial head election 2006) and defines the main factors of electoral behavior of Aceh citizens, which led to the victory of GAM leader.

Key words: province Aceh, Indonesia, GAM organization, memorandum of understanding, electoral behavior.

Провинция Ачех (север о. Суматра) - одна из самых политически неспокойных в Индонезии. На протяжении нескольких столетий ачехцы самоотверженно боролись против европейских колонизаторов за независимость, а затем, войдя в состав нового государства Индонезия, постоянно добивались расширения экономических и политических прав.

Сепаратистские тенденции во многом обусловлены историческими причинами. Географическое положение на самой северной оконечности острова Суматра способствовало тому, что ачехцы одними из первых в Юго-Восточной Азии (с VIII в.) восприняли пришедший с арабского Востока ислам и до сих пор остаются наиболее ортодоксальными его приверженцами в Индонезии. К середине

* В период 1999-2006 г. в провинции Ачех были проведены три предвыборных кампании: общенациональные парламентские выборы 1999 и 2004 гг. и местные губернаторские выборы 2006 г.

XVI в. здесь возник независимый султанат Ачех, контролировавший Малаккский пролив, активно торговавший не только с различными районами Юго-Восточной Азии, но и с Индией, Китаем, Ближним Востоком. Его экономическое значение поддерживалось мощной военной силой, поэтому даже и после прихода в Юго-Восточную Азию европейцев (англичан и голландцев в 1590-х гг.) султанат долгое время сохранял свою независимость. Жители Ачеха упорно сопротивлялись голландской колонизации, что стало причиной 40-летней Ачехской войны (1873-1913). Голландцам так и не удалось установить полный контроль над территорией Ачеха.

Таблица 1

Социально-экономические показатели провинции Ачех и Индонезии

Провинция Ачех Индонезия

Числен. насел. (2007 г.) 4070,2 тыс. человек 224 904,9 млн человек

Плотность насел. (2004 г.) 77 человек/кв. км 114 человек/кв. км

Доля город. насел. (2005 г.) 28,8% 48,3%

Насел. за чертой бедности (2004 г.) 28,47% (4-е место из 32 провинций) 16,66%

Ур. безработицы (2007 г.) 10,27% 9,75%

ВРП на душу насел. (2006 г.) 18,057 тыс. руп (6-е место из 32 провинций) 14,840 тыс. рупий

Площадь 56,500,51 кв. км (3,04% от всей территории И.)

Этнический состав 50% ачехцы, 16% яванцы 12%, гайо, 4% аласы, 18% -другие народы 41,65% яванцы 58,35% другие народы

Религиозный состав 97,3% мусульман, 2,70% другие религии 88,22% мусульман, 11,78% другие религии

Источник: Индонезийское бюро статистики (http://www.bps.go.id).

После провозглашения независимости Индонезии в 1945 г. вся северная часть острова Суматра, в том числе и Ачех, вошла в состав нового государства как одна из его провинций. В период становления Ачехцы выступали за создание суверенного исламского государства, поэтому статус провинции их не устраивал, в результате чего усилилось противостояние центру и участились антиправительственные выступления.

Среди основных причин этого противостояния на первом месте стоит «исламский фактор». Духовные лидеры и население Ачеха выступали за создание исламского государства. Но Индонезия, несмотря на то что более 90% населения страны - мусульмане, формировалась как светское государство. Степень исламизации политической, куль-

турной и духовной жизни в различных частях Индонезии неодинакова. У многих народов Индонезии ислам в известной мере смешался с местными верованиями, наложился на предшествовавший ему индуизм, а также автохтонные обряды и традиции жителей Индонезии. В некоторых областях, в особенности в восточной Индонезии, преобладали другие религии, в частности христианство (Молуккские о-ва) и индуизм (о. Бали, Ломбок), или анимистические верования. Попытка возвести шариат в ранг общегосударственного закона неизбежно привела бы там к активизации центробежных тенденций и сепаратистских движений.

Когда стало очевидно, что идея исламизма не находит поддержки общества, ачехцы стали требовать отделения от Индонезии и создания независимого исламского государства Ачех. В 1976 г. было образовано Движение за Свободный Ачех - ГАМ (GAM - Gerakan Aceh Merdeka). Изначально это было мирное движение за отделение провинции от Индонезии, но правительство сразу начало вооруженную борьбу с ним. Большинство членов движения были либо арестованы, либо погибли, ГАМ перешло на нелегальное существование подпольной сепаратистской организации.

В конце 1980-х гг. ГАМ вновь стало активно действовать на территории провинции. Но все попытки восстаний жестоко подавлялись центральным правительством.

Лишь в последнее десятилетие ХХ в. провинция Ачех получила статус особого региона с широкой автономией. А с 2003 г. местные власти получили право введения законов шариата в решении местных вопросов. Несомненно, это отвечало настроениям большинства жителей, но данную меру нельзя рассматривать как однозначно позитивную. Нормы шариата ограничивают, а иногда и нарушают права человека, так как предполагают вторжение в личную жизнь людей. За несоблюдение законов шариата часты случаи публичных телесных наказаний, особенно страдают женщины, так как по Корану они больше ограничены в свободе действий, чем мужчины.

Другой важной причиной разногласий с центральным правительством является экономическое неравенство. Недовольство жителей Ачеха вызывает механизм межбюджетных отношений - несправедливое распределение доходов и налогов от добычи полезных ископаемых. Провинция обладает значительными запасами нефти, газа, олова, цинка и прочих полезных ископаемых. В период авторитарно-репрессивного режима «нового порядка» (1966-1998) шло их активное промышленное освоение, но провинция оставалась одной из беднейших в Индонезии, поскольку 100% доходов от добычи нефти и природного газа уходили в государственную казну, а через центральный бюджет средства перераспределялись в первую очередь в

пользу густонаселенной Явы. В бюджеты провинций и кабупатенов1 шли лишь налоги на недвижимость (земля, здания) и сделки с нею. Только после падения авторитарного режима в 1999 г. были приняты законы о «Децентрализации финансов» и «Автономии Провинций» (законы № 22, 25, 1999 г.), определившие новые межбюджетные отношения между центральным правительством и провинциями: в бюджет провинций и кабупатенов стало поступать до 15% доходов от добычи нефти и до 30% доходов от добычи природного газа. Диаграмма наглядно иллюстрирует, как после принятия законов в 1999 г. финансирование более мелких административно-территориальных единиц увеличилось в несколько раз.

Эти меры несколько смягчили напряженность в вопросе распределения доходов, но в общественном мнении сохраняются представления о «яванском империализме».

Диаграмма

Формирование бюджета провинции Ачех в 1999-2006 гг.2

Поскольку единство страны в представлениях большинства индонезийцев является высшей ценностью, политические деятели, в том числе и мусульманские вне Ачеха, с настороженностью отнеслись к идее исламского государства. Последовательным противником исламизации страны был первый президент независимой Индонезии Сукарно и возглавлявшееся им секулярно-националистическое крыло освободительного движения. Этот курс в целом сохранился и

1 Кабупатен - административно-территориальное деление провинций в Индонезии, следующее более мелкое деление - кечаматан.

2 Источник: Всемирный банк, http://www.worldbank.org

после отстранения Сукарно от власти. Центральное правительство должно было учитывать природу индонезийского общества, которое (по характеристике А.Ю. Другова) является «полиэтническим, полирасовым (более 150 этносов, принадлежащих к южно-монголоидной и экваториальной расам), поликонфессиональным (почти 90% индонезийцев исповедуют ислам, представлены также буддизм, индуизм, католичество, протестантство, соседствующие и переплетающиеся с автохтонными верованиями), поликультурным (общенациональная индонезийская культура сосуществует с культурами этносов), полиправовым, поскольку установленные государством правовые нормы здесь действуют наравне, а иногда и приходят в столкновение с исламскими законами и обычным правом (адатом3)»4.

Для «нового порядка» единство индонезийской нации было, в сущности, сакральной ценностью. В качестве одного из инструментов ее создания и сохранения использовалась «яванизация» Внешних островов5 в ходе осуществления программы трансмиграций - переселения жителей из густонаселенных районов Явы и Мадуры на другие острова. Являясь наиболее крупным народом, яванцы по своей политической культуре, системе ценностей, мотивации, духовному миру в значительной мере отличаются от других этносов страны. Однако усиление во имя национального единства централизации и унификации, подрывавших местные политические институты и культуру, в ряде случаев имело обратный результат, так как стимулировало рост осознания населением своих интересов, формирование местной идентичности. В частности, в Ачехе в случае насаждения яванского бюрократического стиля во внутренней политике, основанного на вознаграждениях и санкциях, улемы (местные религиозные лидеры) теряли каналы своего влияния на общество Ачеха.

Еще одной причиной конфликтов стала политика военных репрессий и террора, проводившаяся центральным правительством, особенно усилившаяся в 1989-1998 гг. Период действия военного положения в провинции (DOM - Daerah Operasi Militer - Территория военной операции) был отмечен произволом военных, что еще сильнее настраивало местных жителей против центральной власти. Войска были введены на территорию провинции для подавления очередного восстания ГАМ. Подавив сопротивление повстанцев,

3 Адат (от араб. «обычаи, привычки») - у мусульманских народов - обычное право (т.е. право, основанное на обычаях), один из источников шариатского права в части, не противоречащей Корану и сунне (сунна - это второй после Корана источник шариата). Адат представляет собой совокупность обычаев и народной правовой практики в самых разнообразных сферах имущественных, семейных и т.п. отношений.

4 Другое А.Ю. Политическая культура и политический процесс в независимой Индонезии (1945-1998): Дис. ... докт. полит. наук. М., 1999.

5 Внешние острова - термин, используемый, чтобы отличать центр (о. Ява, о. Мадура) от периферии (все остальные, т.е. Внешние острова).

военные оставались на территории провинции, терроризируя местное население. Правительству Индонезии и армии было выгодно сохранять напряженность в провинции (контрабанда, дополнительное, не предусмотренное законом финансирование: индонезийская армия получала всего лишь треть необходимых средств из бюджета страны, остальное поступало за счет «самообеспечения», что, естественно, порождает коррупцию). В ходе этого кровопролитного противостояния повстанцев Движения за независимость Ачеха и правительственными войсками по разным данным погибло от 9 до 15 тыс. человек, точное количество пропавших без вести до сих пор не установлено.

После падения режима «нового порядка» в 1998 г. ситуация в Ачехе ненамного улучшилась. Многочисленные попытки различных политических деятелей и партий заключить мирный договор с повстанцами заканчивались безуспешно, так как они больше не верили обещаниям широкой автономии и требовали полной независимости.

Особенно ачехцев воодушевило получение независимости Восточным Тимором, что произошло при давлении со стороны мировой общественности. Необходимо отметить, что основание для решения вопроса по выделению Восточного Тимора в отдельное государство было совершенно другим: Восточный Тимор был аннексирован Индонезией в 1975 г., и в данном случае просто была восстановлена историческая и правовая справедливость. Однако факт получения независимости одной из провинций создал прецедент.

Все изменилось в Ачехе после трагических событий конца 2004 г. - разрушительного цунами, от которого сильно пострадала провинция6. Благодаря огромной помощи, которая была оказана Ачеху со стороны правительства Индонезии и при содействии мирового сообщества, движение ГАМ пошло на переговоры с Джакартой. Есть предположение, что жители Ачеха как самые ортодоксальные мусульмане в Индонезии восприняли испытания, выпавшие на долю провинции, как знак свыше. Это привело их к мысли, что нужно менять ситуацию. Справедливо, однако, предположить, что повстанцы сложили оружие, так как справиться с последствиями цунами провинция самостоятельно не могла.

При содействии бывшего финского президента М. Ахтисаа-ри7 между правительством Индонезии и движением ГАМ прошли

6 По информации правительства Индонезии, в результате Цунами в провинции погибла 131 тыс. человек, пропали без вести 37 тыс., более полумиллиона человек потеряли дома и имущество.

7 Мартти Ахтисаари - специальный посланник Генерального секретаря ООН по руководству процессом определения будущего статуса Косова. С 1965 г. попеременно работал в министерстве иностранных дел Финляндии и ООН. В 1994-2000 гг. был президентом Финляндии. Выступал международным посредником в различных вооруженных конфликтах, которые велись между ЮАР и повстанцами Намибии; НАТО и Югославией; Великобританией и ирландскими террористами; Индонезией и сепаратистами провинции Ачех. В 2008 г. М. Ахтисаари была присуждена Нобелевская премия мира.

несколько раундов переговоров в течение 2005 г. В итоге 17 июля 2005 г. в прессе было опубликовано совместное заявление, в котором было указано, что «правительство Индонезии и Движение за Свободный Ачех будут поддерживать мир в провинции Ачех, развивать демократические институты и восстанавливать провинцию после разрушительного цунами»8.

15 августа 2005 г. между правительством Индонезии и движением ГАМ был подписан Меморандум о взаимопонимании. Основными договоренностями Меморандума были положения о разоружении членов ГАМ и полной амнистии, вывод индонезийской армии, разрешение проведения независимых выборов в Ачехе, а также участие в политическом процессе независимых кандидатов и партий (ГАМ получил право стать одной из местных партий).

Предполагалось, что на основании договоренностей, зафиксированных в Меморандуме о взаимопонимании, будет принят новый закон о провинции Ачех. В действительности в проекте закона многие положения Меморандума либо были опущены, либо переформулированы. Главное расхождение - это определение статуса провинции Ачех. В изначальной версии: «Ачех - это территория, которой предоставляется самоуправление»; в проекте закона: «Ачех - это провинция со специальным статусом»9.

Среди предметов других расхождений - урезание полномочий местных органов власти в различных сферах политической и общественной жизни провинции. За счет размытых формулировок центральное правительство уменьшило возможности самоуправления в Ачехе.

В Меморандуме был отдельный пункт о контроле за разработками, добычей и реализацией местных полезных ископаемых, который был вообще опущен в проекте закона и заменен на формулировку -«правительство провинции осуществляет контроль в соответствии со своими полномочиями» - т.е. центральное правительство, как и прежде, оставляло за собой изначальную роль в управлении добычей ресурсов и распределении доходов. В области привлечения инвестиций и торговли местные власти также ограничены в свободе действий, так как должны были следовать «нормам, стандартам, процедурам и действующим критериям на национальном уровне».

Важно отметить, что в окончательной редакции закона роль и обязанности военных на территории провинции остаются в юрисдикции центрального правительства. В первоначальной версии им отводилась роль внешней обороны, что исключало вмешательство во внутренние дела провинции.

8 Источник: www.cmi.fi

9 Источник: International Crisis Group // Aceh: Now for the Hard Part. 2006. 29 марта.

В закон был внесен пункт о наказании виновных в нарушении прав человека. Но поскольку закон не имел обратной силы, то все случаи, произошедшие в предшествующие 15 лет, не подпадали под расследование для рассмотрения в суде. Соответственно виновные в репрессиях времен военных конфликтов не были наказаны, что вызвало глубокое разочарование жителей Ачеха.

Дебаты по принятию нового закона о провинции Ачех длились около года. Они встретили сопротивление не только со стороны членов ГАМ, но и с противоположной стороны - внутри парламента. Например, лидер Демократической партии Индонезии (борющейся) - ДПИ(б), Мегавати Сукарнопутри, а также некоторые отставные генералы выступали против закона по нескольким причинам. По их мнению, расширенные права автономии, а также разрешение использовать свой собственный флаг, гимн и символ наравне с государственными будут иметь демонстрационный эффект, что может подорвать основы единого государства Индонезия. Учитывалось и то, что сепаратистские тенденции в разной степени проявляются и в некоторых других районах страны.

Ситуация в Ачехе, так же как и в Восточном Тиморе, стала пробным камнем, на котором проверялась приверженность политической элиты принятым новыми лидерами страны после падения режима «нового порядка» в 1998 г. новым демократическим ценностям и поддержка их со стороны общества в целом. Надо признать, что массовое нарушение прав человека в Ачехе со стороны армии долгое время не вызывало критики в обществе. Идея единства страны рассматривалась как более важный приоритет. Этот же подход просматривался при разработке закона об Ачехе. Парламент принял все меры, чтобы сузить рамки обещанной автономии.

Несмотря на вышеперечисленные основные несоответствия проекта закона и Меморандума о взаимопонимании, а также недовольство членов ГАМ и некоторых членов правительства закон был принят 11 июля 2006 г. Правительство было вынуждено оставить в законе пункт о прямых выборах главы провинции и глав кабупатенов, а также возможности участия в них независимых кандидатов.

В процессе становления современной политической системы в Индонезии после 1998 г. в Ачехе также происходили изменения, особенно ускорившиеся после 2004 г. Проследить эти изменения можно по динамике электоральных предпочтений на парламентских выборах 1999 и 2004 гг., а также на выборах губернатора и вице-губернатора провинции в 2006 г.

Для анализа изменений воспользуемся методами электоральной географии. Картирование результатов выборов позволяет провести сравнение динамики по разным территориям, выявить и описать характер и амплитуду внутрирегиональных различий. Для объяснения

Рис. 1. Территориально-административное деление провинции Ачех, 2003

б ВМУ, востоковедение, № 2

результатов, нахождения устойчивых закономерностей применяется факторный анализ: различные характеристики социума (социально-экономические показатели, религиозный и этнический состав и др.) рассматриваются в качестве факторов, влияющих в той или иной степени на электоральные предпочтения.

Парламентские выборы 1999 и 2004 гг. проходили по новым законам, были прямыми и всеобщими. Они отразили бурное партийное строительство, быстро сменяющиеся надежды и разочарования электората. Для Ачеха это был период перехода от вооруженной борьбы за автономию к переговорному процессу, в ходе которого провинция добилась особого статуса. В то же время его главная общественно-политическая сила - ГАМ - оставалась на нелегальном положении до 2005 г.

Результаты обеих кампаний в Ачехе отличались от общенациональных. И в Индонезии в целом, и в Ачехе сохранились «лидирующие тройки» партий, но их состав существенно различался. Если в целом по стране лидировали партии ДПИ(б), ГОЛКАР и ПНП (Партия Национального Пробуждения), то в Ачехе в число лидеров из них попала только партия ГОЛКАР за счет своего административного ресурса. Остальные две лидирующие в Ачехе партии - это ПЕР (Партия Единства и Развития) и ПНМ (Партия Национального Мандата), которые возникли на базе мусульманских организаций, содержат в своих программах исламские нормы, что и объясняет их массовую поддержку в провинции. Для обеих партий провинция Ачех является электоральным ядром (т.е. здесь они имеют наибольшее по сравнению с другими регионами количество сторонников).

Отклонения результатов выборов в Ачехе от общенациональных укладывается в рамки общей закономерности: чем более регион удален от «центра тяжести» страны - Явы, тем заметнее результаты выборов в нем отличаются от общегосударственных в пользу региональных партий, имеющих местную этническую и конфессиональную окраску.

В 1999 г. партия ПЕР получила в Ачехе максимальную долю голосов - 28,83% (табл. 2), в то время как на общенациональном уровне она была лишь четвертой. Вторая по доле голосов в Ачехе была партия ПНМ - 17,86%, партия ГОЛКАР на третьем месте - 15,61%. В сумме доля голосов за кандидатов крупных партий исламской направленности менее 50%. Данный феномен характерен не только для провинции Ачех, но и для всей Индонезии в целом. За всю независимую историю страны мусульманские партии не получали большинство мест в парламенте. Это факт подтверждает, что большая часть населения является номинальными мусульманами, идея создания исламского государства не поддерживается в обществе. В провинции Ачех, в частности, законы шариата вводят религиозные лидеры

у власти, и не всегда это поддерживается электоратом, поэтому они отдают большинство своих голосов светским партиям.

Таблица 2

Результаты общенациональных парламентских выборов в Индонезии, в %, 1999 г.10

ДПИ(б) ГОЛКАР ПНП ПЕР ПНМ ППЗ ПС Прочие

Ачех 12,71 15,57 1,18 28,75 17,86 3,09 1,64 19,2

Индонезия 33,78 22,3 12,68 10,74 7,02 1,94 1,36 10,17

Примечание: ППЗ - Партия Полумесяца и Звезды; ПС - Партия Справедливости, на выборах 2004 г. была переименована в Партию Процветания и Справедливости (ППС).

Выборы 2004 г. зафиксировали изменения электоральных предпочтений как индонезийцев в целом, так и ачехцев в частности (табл. 3). Если в первую кампанию «первая пятерка» собрала более 3/4 голосов и в Ачехе, и в Индонезии, во вторую только половину и 2/3 соответственно, т.е. выбор стал более разнообразным (дифференцированным). Хотя тройка лидеров не изменилась, процентное соотношение стало иным. Получив примерно такую же долю голосов, что и на предыдущих выборах, партия ГОЛКАР заняла в 2004 г. первое место, вышла в лидеры и в провинции, и в стране в целом. За ней с небольшим разрывом следуют партия ПЕР, доля которой сократилась более чем в 2 раза, и ПНМ, потери которой оказались не столь значительными. Резко ухудшились позиции Демократической Партии Индонезии (борющейся): получив всего 4,1% голосов, она опустилась с 4 на 8 место.

Таблица 3

Результаты парламентских выборов в Индонезии, в %, 2004 г.11

ДПИ(б) ГОЛКАР ПНП ПЕР ПНМ ППЗ ППС ПЗР ПД Прочие

Ачех 4,10 16,19 3,84 13,84 13,31 5,31 9,14 7,42 6,11 20,74

Индонезия 18,53 21,58 10,57 8,15 6,44 2,62 7,34 2,44 7,45 14,89

Примечание: ПЗР - Партия Звезда Реформ; ПД - Партии Демократов.

Частичный сдвиг ачехского электората произошел в сторону новой партии, созданной накануне выборов - Партии Демократов, ПД (6,11%), а также Партии Звезда Реформ, ПЗР (7,42%) и Партии Полумесяца и Звезды, ППЗ (5,31%). Эксперты были удивлены, что ачехцы отдали 6% голосов за партию ПД, так как эта партия не является мусульманской, а во главе ее стоит бывший генерал Сусило

10 Источник: Индонезийское бюро статистики http://www.kpu.go.id

11 Там же.

Бамбанг Юдхойоно. Партия Демократов была совершенно новой партией на политической сцене Индонезии, еще не успела «нагрешить» в глазах избирателей, и на нее возлагались большие надежды. Из этого следует вывод, что для ачехцев исламская направленность партий не всегда является основным фактором для электоральных предпочтений, секулярные партии тоже могут получить поддержку в данной провинции.

Как Индонезия в целом демонстрирует нарастание территориальной дифференциации результатов выборов, так и провинция Ачех не представляет собой однородного электорального пространства. Картосхемы (рис. 2) отражают результаты парламентских выборов в Ачехе по административно-территориальным единицам второго порядка - кабупатенам. В 1999 г. провинция Ачех делилась на 12 ка-бупатенов, к 2004 г. было введено более дробное АТД, и их число увеличилось до 2112.

В 1999 г. партия ПЕР вышла на первое место на парламентских выборах в провинции (28,76%) за счет победы в пяти кабупатенах со средним уровнем поддержки 30-40%, максимальным - 43,7% в кабупатене Ачех Бесар. ГОЛКАР одержал победу в четырех кабупатенах; уровень поддержки 25-30%, максимальный - в 36,09% в кабупатене Сабанг. ДПИ (б) заняла первое место лишь в одном кабупатене (Восточный Ачех - 27,81%). ПНМ победила в двух кабупатенах - Пидие (24,45%) и городе Банда Ачех (39,41%). Таким образом, за партии мусульманской ориентации проголосовали все наиболее густонаселенные и экономически развитые кабупатены, кроме Северного Ачеха. Интересно отметить, что Северный Ачех в прежних границах включал в себя район Локсеумаве, хозяйство которого специализировано на добыче, переработке и экспорте природного газа. Кабупатен проголосовал за партию ГОЛКАР, исторически ассоциирующуюся с центральной властью (следовательно - с яванским доминированием), что свидетельствует о более высокой степени интеграции этой территории в общенациональное разделение труда. Проголосовавший за ДПИ(б) кабупатен Восточный Ачех в силу своего географического положения находится в зоне тяготения г. Медана, одного из крупнейших центров общенационального значения Суматры, с пестрым составом населения и относительно высоким уровнем доходов.

12 После выборов 1999 г. из нескольких кабупатенов были выделены территории и образованы новые кабупатены: из кабупатена Южный Ачех в 2002 г. был выделен каб. Юго-западный Ачех; из каб. Западный Ачех в 2002 г. были выделены каб. Ачех Джая и каб. Наган Райя; из каб. Северный Ачех были выделены каб. Биреуэн (1999) и город Локсеумаве (2001); из каб. Восточный Ачех были выделены город Лангса (2001) и каб. Ачех Тамианг (2003); из каб. Юго-Восточный Ачех в 2002 г. был выделен каб. Гайо Луэс; из каб. Центральный Ачех был выделен каб. Бенер Мериах.

Рис. 2. Результаты парламентских выборов 1999 и 2004 гг. по кабупатенам провинции Ачех

Выборы 2004 г. в Ачехе показали другие соотношения результатов партий-лидеров и несколько иную пространственную картину. Как уже упоминалось, партия ГОЛКАР вернула себе часть электората и вышла на первое место, одержав победу в 10 из 21 кабупатена. Максимальная доля в кабупатене Юго-Восточный Ачех - 59,43%. Это свидетельствует о заметном изменении внутриполитической ситуации в Ачехе в ходе процесса урегулирования: в ослаблении оппозиции, возрастании зависимости от центра, а возможно, и укреплении доверия к нему. Соответственно ПЕР потеряла свои позиции в нескольких кабупатенах и заняла второе место в провинциях, победив лишь в четырех из них со средним уровнем поддержки 18-20%. Зато улучшила свой результат другая происламская партия - ПНМ занявшая 3 место, почти догнав ПЕР. ПНМ победила в 5 кабупатенах, в том числе в тех, где на предыдущих выборах лидировала ПЕР, а также в кабупатенах Локсеумаве и Бериуен, ранее входивших в Северный Ачех, голосовавший в 1999 г. за ГОЛКАР.

Резко изменились электоральные предпочтения жителей столицы провинции Банда Ачех. Если на выборах 1999г. почти 40% проголосовали за ПНМ, то в 2004 г. более 30% здесь получила Партия Процветания и Справедливости. Эта партия образовалась из Партии Справедливости, которая на выборах 1999 г. не прошла двухпроцентного порога и не была допущена к выборам 2004 г. ППС нашла большую поддержку электората на парламентских выборах 2004 г., получив в целом по стране 7,34% (6-е место). По сравнению с ПНМ это более ортодоксальная исламская партия. В своей предвыборной кампании она апеллировала к консервативным религиозным учениям, выступала против коррупции, за жесткие наказания для нарушителей законов о наркотиках. Хотя она и не выступает за повсеместное введение шариата, но поддерживает следование исламским законам и поэтому привлекает ачехских избирателей.

Процессы политического развития Ачеха интенсифицировались после катастрофы 2004 г., нанесшей огромный ущерб экономике и социальной сфере, а также повстанческой инфраструктуре и вынудившей сепаратистов принять правительственную и международную гуманитарную помощь. В соответствии с Меморандумом о взаимопонимании и Законом об Ачехе (2006) произошло разоружение боевиков и трансформация Движения за Свободный Ачех (ГАМ) в политическую партию. Происходило становление местной политической элиты из рядов лидеров повстанцев при поддержке населения. Новую ситуацию отразили выборы губернатора и вице-губернатора в декабре 2006 г.

Предвыборная кампания, как и сами выборы, прошла совершенно спокойно, без каких-либо конфликтов, что подтвердили не только местные жители, но и международные наблюдатели. Сложность

выборной кампании заключалась в том, что после разрушительного цунами было сложно определить число избирателей, так как многие переехали в другие районы или за пределы провинции. Из-за разрушения инфраструктуры доставка избирательных бюллетеней также была непростой задачей. Несмотря на все трудности, выборы прошли в назначенный срок при явке избирателей более 80%.

На посты губернатора и вице-губернатора провинции баллотировались восемь пар кандидатов. Пять пар кандидатов представляли общеиндонезийские партии ГОЛКАР, ПЕР, ПНМ, ППС, ПЗР. Молодая местная политическая партия ГАМ выдвинула кандидатами лидеров движения за свободный Ачех Юсуфа Ирванди и Назара Мухаммада. Кроме того, участвовали две пары независимых кандидатов.

Результаты выборов были полной неожиданностью для многих экспертов, в том числе из Международной кризисной группы13, которые прогнозировали победу кандидатов ГАМ лишь в двух-трех кабупатенах Ачеха из 21. А в действительности Юсуф Ирванди и Назар Мухаммад получили 38,2% голосов, или вдвое больше, чем их ближайшие соперники. Они выиграли в 15 кабупатенах, причем не только в районах, где позиции ГАМ считались сильными, но и в ряде других. В трех кабупатенах ГАМ был на втором месте, в одном - на третьем и в двух - на четвертом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Второе место на выборах заняли представители Партии единства и развития. Позиции ПЕР особенно сильны на северо-востоке провинции, в прибрежных кабупатенах. В Пидие она получила максимальное число голосов - 49,59%. В столице провинции г. Банда Ачех кандидаты от партии ПЕР набрали 22,01%, в то время как в кабупатене Великий Ачех, на территории которого расположена столица, выиграл кандидат от ГАМ (29,67%).

На третье место вышли кандидаты от партии ГОЛКАР. Партия ГОЛКАР победила только в четырех кабупатенах (от 20 до 33% голосов): Ачех-Тамианг, Юго-Восточный Ачех, Ачех-Сингкил, Бенер-Ме-риах, где электорат партии ГОЛКАР сохраняет свою приверженность ей на протяжении последних 7 лет. Некоторые центральные и юго-восточные районы Ачеха, где партия лидировала на выборах 1999 и 2004 гг., проголосовали за ее кандидатов и на выборах губернатора и вице-губернатора.

Таким образом, результаты губернаторских выборов в Ачехе показали, что Движение ГАМ, завоевавшее авторитет, доверие и поддержку населения в период вооруженной борьбы с Центром, сохраняет свои позиции и в качестве легальной партии.

Кандидат от ГАМ Юсуф Ирванди оказался опытным политиком, хорошо знающим запросы местного населения и понимающим со-

13 Источник: Indonesia: How GAM Won in Aceh // ICG. 2007. 22 марта.

держание политического момента. Во-первых, у Ю. Ирванди была четко сформулированная предвыборная программа, основным содержанием которой было поддержание достигнутого мира и недопущение нового конфликта. Его простой тезис: «Если "старые" партии могут поддержать мир, то почему они этого не сделали раньше? Мир был достигнут с нашим приходом, и мы его сохраним», - близок большинству избирателей. Во-вторых, он сосредоточил внимание на кампании в беднейших кабупатенах провинции. В-третьих, он завоевывал доверие и симпатии избирателей тем, что, апеллируя к национальной самобытности ачехцев, выступал в национальной ачех-ской одежде, в отличие от остальных кандидатов, которые были одеты в строгие костюмы, ассоциировавшиеся с бюрократией Центра.

Немаловажную роль в победе Ю. Ирванди сыграла его биография, тесно связанная с новейшей историей Ачеха: он был участником Движения за Свободный Ачех, активно сотрудничал с правительством Индонезии по подписанию Меморандума о взаимопонимании. На уровне провинции «местный» кандидат Ирванди выглядел более предпочтительным по сравнению с кандидатами от общенациональных партий, ориентированных на интересы узких групп элит в Центре. Кроме того, как предполагают эксперты, победа кандидатов от ГАМ должна была гарантировать безопасность бывшим членам повстанческих вооруженных формирований. Опасения репрессий особенно явно прослеживались в бывших районах базирования сепаратистов.

Дополнительные преимущества кандидатам от ГАМ обеспечила опора на Комитет по переходному периоду (Aceh Transition Committee) и на Информационный центр за референдум по Ачеху (Sentrum Informasi Referendum Aceh, SIRA), который со дня его основания в 1999 г. возглавляет кандидат в вице-губернаторы Назар Мухаммад. Обе эти организации, сформированные на базе бывших вооруженных сепаратистских формирований, имеющие поддержку не только в крупных городах провинции, но и в отдаленных деревнях, осуществляли информирование населения о предвыборной программе Ирванди-Мухаммада.

Уровень поддержки электоратом кандидатов партии ГАМ на выборах 2006 г. в среднем по провинции составил 38%, нигде не опускаясь ниже 10%, а в 4 кабупатенах превышая 60%. Географию различий результатов выборов по кабупатенам отражает карта (рис. 3).

Неравномерность поддержки кандидатов от партии ГАМ объясняется тем, что основной электорат партии сосредоточен в отдаленных сельских, в основном прибрежных, областях, где находились базы Движения за Свободный Ачех. Сказываются различия в масштабах разрушений и оттока населения в результате цунами, а также степень зависимости от помощи со стороны центрального правительства и

Рис. 3. Результаты выборов губернатора и вице-губернатора в провинции Ачех,

2006

международных организаций. Максимальная доля голосов за Юсуфа Ирванди и Мухаммада Назара была отдана жителями кабупатенов Ачех-Джая - 70,79%, Южный Ачех и Бируэн - по 62% голосов. А в крупных городах, в том числе в столице Бандар Ачех, они получили небольшой процент голосов.

В труднодоступных редконаселенных районах центрального Ачеха уровень поддержки партии ГАМ не превысил 15%. Низкие результаты в кабупатене Ачех-Сингкил на самом юге Ачеха можно объяснить концентрацией здесь христианского населения провинции (ок. 5% - протестанты, 1,4% - католики); в приграничных районах расположены целые деревни, исповедующие христианство.

Очевидно, что между результатами парламентских выборов 1999 и 2004 гг. и выборов губернатора провинции произошли ко-

ренные изменения. Впрочем, иначе и не могло быть, поскольку политическая ситуация и партийная структура в провинции быстро меняются. Последние выборы в Ачехе свидетельствуют о росте влияния местной партии ГАМ и сокращении электората общеиндонезийских партий.

Перед новым правительством Ачеха стоят нелегкие и противоречивые задачи: оправдать высокие ожидания избирателей, найти компромисс с враждебно настроенной старой элитой, не допускать произвола со стороны пришедших к власти бывших боевиков ГАМ. Одной из самых главных задач руководства ГАМ является противостояние устоявшейся политической культуре с ее коррупцией, ангажированностью и засильем бюрократии. В качестве губернатора Юсуфу Ирванди придется решать проблему сохранения баланса между потребностями в восстановлении провинции, создании новых рабочих мест, привлечении инвестиций и реальными возможностями. Особенная ответственность ложится на власти провинции во взаимоотношениях с центральным правительством.

В 2008 г. в провинции Ачех шла бурная политическая жизнь. В преддверии парламентских и президентских выборов 2009 г. партия ГАМ разделилась на четыре новые партии, непосредственной наследницей партии ГАМ стала новая партия Ачех. Всего на предстоящих выборах в провинции будут участвовать 44 партии, из них 6 местных и 38 национальных14.

Партия Ачех испытывает значительные трудности: тяжелая болезнь лидера Юсуфа Ирванди и недоступность официальной информации о его здоровье породили массу слухов, что ослабило позиции партии во внутриполитической борьбе. Постоянное давление со стороны военных и центрального правительства мешает работе в налаживании социально-экономической ситуации. До сих пор провинция не получила всей полноты власти для самоуправления, так как Джакарта опасается возрастающего влияния партии Ачех и пользуется тем, что в законе 2006 г. достаточно размытые формулировки.

В провинции сохраняется высокий уровень безработицы (более 35%), особенно среди бывших повстанцев, поэтому в 2008 г. участились случаи вооруженных нападений. Правительство провинции пытается бороться со всеми трудностями, но в условиях отсутствия понимания и поддержки со стороны центрального правительства это сделать крайне сложно.

Ярким событием в жизни провинции в 2008 г. стал приезд основателя Движения за Свободный Ачех - Хасана ди Тиро, прожившего

14 Источник: The Jakarta Post. 2008. 18 авг.

в эмиграции 30 лет. Именно этот харизматичный лидер в 1976 г. впервые провозгласил независимость Ачеха. Его выступление в столице провинции Банда Ачех было встречено огромными толпами восторженных жителей. Несмотря на то что принимающей стороной была партия Ачех, вице-губернатор Мухаммад Назар заявил, что приезд Хасана ди Тиро никак не связан с предвыборной кампанией, и это лишь символ возрождения провинции Ачех и налаживания мирной ситуации. Свой визит Хасан ди Тиро продолжил в Джакарте15.

События 2008 г. во многом ослабили позиции партии ГАМ, ныне партии Ачех, в политической борьбе. Ее разделение на 4 новые партии уменьшило электорат, и неизвестно сможет ли она за оставшееся время до выборов привлечь новых избирателей. Вместе с тем большим достижением работы партии и новых губернатора и вице-губернатора стало налаживание мирного развития в провинции, благодаря которому сепаратистские настроения среди населения заметно уменьшились.

Приложение

Таблица 4

Результаты выборов в провинции Ачех по кабупатенам, в %, 1999 г.16

ю1 И( П « ГОЛКАР ПНП ПЕР ПНМ ППЗ О П ПНУ Прочие

1 Семиулей 9,65 13,45 1,02 35,61 18,07 7,43 0,14 0,11 14,52

2 Ачех Синкил 15,19 24,11 1,65 19,03 7,49 2,02 0,25 5,6 24,65

3 Южный Ачех 4,59 10,32 1,13 35,13 19,81 2,51 1,43 4,31 20,77

4 Юго-Вост. Ачех 11,84 28,18 0,13 23,45 9,15 3,74 1,27 1,74 20,51

5 Восточный Ачех 27,81 22,59 0,6 15,86 16,28 2,44 0,72 0,31 13,38

6 Центр. Ачех 15,38 15,05 2,55 30,75 9,48 3,54 1,91 2,53 18,8

7 Западный Ачех 13,96 9,72 2,35 31,99 17,03 2,3 1,56 3,25 17,86

8 Ачех Бесар 4,1 7,06 0,7 43,37 22,51 3,86 2,16 1,06 15,19

9 Пидие 12,23 22,46 0,21 21,16 24,45 1,77 5,08 0,6 12,04

10 Северный Ачех 10,62 29,7 0,66 8,57 23,54 2,99 2,13 0,5 21,29

11 Город Банда Ачех 7,63 12,69 0,32 21,37 39,41 3,41 4,04 0,53 10,6

12 Сабанг 6,7 36,09 0,18 31,9 12,9 1,84 0,89 0,38 9,12

Провинция АЧЕХ 12,71 15,57 1,18 28,75 17,86 3,09 1,64 2,13 17,07

Примечание: ПНУ - Партия Нахдатул Улама (Partai Nahdatul Ulama).

15 Источник: The Straits Times. 2008. 13 окт.

16 Источник: Indonesian Electoral behavior. A Statistical Perspective, ISEAS 2004.

Таблица 5

Результаты выборов в провинции Ачех по кабупатенам, в %, 2004 г.17

С? К П Д ГОЛКАР ПНП ПЕР ПНМ ППЗ ППС ПЗР Д П Прочие

1 Банда Ачех 3,95 9,11 1,09 8,84 16,75 1,79 31,72 3,66 9,23 13,87

2 Ачех Бесар 6,28 8,06 1,96 18,21 13,46 4,25 16,74 8,69 3,33 19,00

3 Сабанг 5,93 22,82 0,87 9,61 15,07 5,87 10,31 10,45 4,68 14,40

4 Пидие 2,14 6,74 2,44 18,48 11,91 6,43 10,70 8,20 2,31 30,65

5 Биреуэн 1,40 9,99 5,01 18,35 23,36 5,56 7,40 8,24 2,94 17,75

6 Северный Ачех 2,64 15,16 10,37 17,19 10,29 5,93 5,19 8,01 3,92 21,30

7 Локсеумаве 2,74 8,88 2,01 12,43 18,56 3,54 13,67 8,68 7,76 21,72

8 Восточный Ачех 4,43 31,65 3,19 16,95 6,48 5,25 3,79 10,29 3,77 14,22

9 Лангса 7,99 23,14 0,94 8,42 13,39 3,55 10,34 4,26 13,06 14,91

10 Ачех Тами-анг 13,84 19,06 1,70 7,46 14,50 3,96 5,36 6,94 13,51 13,68

11 Юго-Вост. Ачех 2,54 59,43 1,09 3,00 4,12 7,62 2,19 2,15 1,91 15,96

12 Гайо Луэс 6,03 24,79 6,83 14,06 9,01 5,54 2,64 6,21 3,27 21,62

13 Бенер Ме-риах 2,70 28,71 3,12 8,56 5,51 2,72 7,69 4,63 11,07 25,29

14 Центр. Ачех 2,51 24,45 2,90 8,30 4,79 4,44 11,47 5,22 13,76 22,16

15 Ачех Син-гкил 4,90 17,91 7,99 5,92 15,23 5,77 3,10 10,29 6,83 22,06

16 Южный Ачех 1,51 13,90 2,34 16,39 19,73 7,60 5,90 4,88 5,53 22,22

17 Юго-Западн. Ачех 3,23 10,84 5,87 12,03 20,59 7,68 6,72 9,27 4,17 19,59

18 Семиулей 5,60 5,39 3,68 6,36 13,72 7,66 4,56 27,59 3,81 21,63

19 Наган Райя 6,68 16,74 3,47 10,69 11,06 8,75 3,51 5,06 7,02 27,01

20 Западный Ачех 3,80 11,26 4,60 12,84 14,55 4,17 6,57 3,36 12,00 26,84

21 Ачех Джая 4,24 9,93 1,60 22,91 13,12 4,73 4,03 5,21 12,13 22,09

Провинция Ачех 4,10 16,19 3,84 13,84 13,31 5,31 9,14 7,42 6,11 20,74

17 Там же.

Таблица 6

Результаты выборов губернатора и вице-провинции Ачех, декабрь 200618

Искандар Хусин и Салех Манаф Тамлика Али и Хармен Нурикмар Малик Раден и Са-йед Фуад Закария Хумам Хамид и Хасби Абдулла Джали Юсуф и Ша-укас Рахматилла Ирванди Юсуф и Мухаммад Назар Азвар Абубакар и Насир Джамил Газали Аббас и Шалахуддин Ал Фата

Принадлежи. Полит. Партии Незав. кан. ПЗР ГОЛКАР ПЕР ПНМ ГАМ ППС Незав. канд.

1 Банда Ачех 2,95 5,31 18,13 22,01 3,47 15,47 20,92 11,73

2 Ачех Бесар 2,82 10,92 21,87 10,89 4,82 29,67 13,07 5,94

3 Сабанг 2,68 2,81 23,42 9,99 2,80 40,81 13,03 4,46

4 Пидие 7,79 2,05 3,60 49,59 1,42 16,37 5,52 13,65

5 Биреуэн 1,03 0,48 3,06 23,87 1,08 62,06 3,87 4,55

6 Северный Ачех 5,15 2,17 6,83 8,63 1,04 60,60 4,84 10,75

7 Локсеумаве 2,48 2,46 11,05 10,38 3,71 40,25 7,54 22,13

8 Вост. Ачех 5,89 3,20 7,89 10,30 3,97 48,76 3,11 16,88

9 Лангса 8,25 3,96 18,22 8,58 6,39 27,33 13,65 13,63

10 Ачех Тамианг 7,96 8,09 19,77 13,09 9,77 19,40 15,34 6,58

11 Юго-Вост. Ачех 4,21 1,49 24,61 8,97 3,90 41,10 14,46 1,27

12 Гайо Луэс 10,26 4,45 16,55 11,07 2,06 39,18 15,79 0,64

13 Бенер Мериах 12,55 6,33 33,43 9,87 3,42 17,47 15,26 1,67

14 Центр. Ачех 10,04 7,18 32,94 6,71 1,65 13,88 25,58 2,01

15 Ачех Сингкил 14,42 6,93 32,92 9,61 4,77 11,10 18,51 1,74

16 Южный Ачех 1,17 2,19 9,77 8,15 4,54 62,35 10,41 1,42

17 Юго-Зап. Ачех 2,73 1,32 10,25 11,90 2,76 49,76 15,02 6,27

18 Семиулей 4,12 3,37 25,74 8,11 2,86 34,41 20,51 0,89

19 Наган Райя 5,54 5,14 18,49 19,24 3,40 31,82 11,10 5,27

20 Западный Ачех 6,85 6,45 12,11 10,55 4,91 41,14 14,22 3,78

21 Ачех Джая 1,69 2,01 8,11 10,00 0,81 70,79 5,01 1,57

Провинция Ачех 5,54 3,99 13,97 16,62 3,26 38,20 10,61 7,80

18 Источник: ICG «Indonesia: How GAM won in Ach». 2007. 22 марта.

Список литературы

Другов А.Ю. Политическая культура и политический процесс в независимой

Индонезии (1945-1998): Дис. ... докт. полит. наук. М., 1999. Indonesian Electoral behavior. A Statistical Perspective, ISEAS 2004. Всемирный банк http://www.worldbank.org Индонезийское бюро статистики http://www.kpu. go.id International Crisis Group «Aceh: Now for the Hard Part», 29.03.06. International Crisis Group «Indonesia: How GAM Won in Aceh», 22.03.07. The Jakarta Post. 2008. 18 авг. The Straits Times. 2008. 13 окт.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сведения об авторе: Куликова Мария Олеговна, аспирантка ИВ РАН. E-mail: kulikova_mary@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.