Научная статья на тему 'Развитие поликультурных представлений в системе подготовки бакалавра'

Развитие поликультурных представлений в системе подготовки бакалавра Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
75
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие поликультурных представлений в системе подготовки бакалавра»

умение учиться. Достижение этого умения предполагает освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

Список литературы

1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли / под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.

2. Диагностика уровня сформированности предметных умений и УУД. 1 класс / авт.-сост. Т.М. Лаврентьева. - Волгоград: Учитель, 2015. - 71 с.

3. Дунилова Р.А., Бобрикова Л.Г. Реализация требований ФГОС к формированию и оценке универсальных учебных действий у младших школьников // Управление начальной школой. - 2013. - № 5. - С. 29-34.

4. Недюрмагомедов Г.Г., Джахбарова З.М. Проблемы формирования универсальных учебных действий на уроках биологии // Вестн. Дагест. науч. центра РАО. - 2015. - №2. - С. 100-104.

5. Недюрмагомедов Г.Г. Формирование универсальных учебных действий школьников в процессе учебной деятельности // Юбилейная науч.-практ. конф., посвящ. 85-летию Гомельского гос. ун-та им. Франциска Скорины (Гомель, 17 июня 2015 г.): материалы: в 4 ч. Ч. 1 / редкол.: О.М. Демиденко (гл. ред.) [и др.]. - Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2015. - С. 86-89.

6. Пачина А.Г. Педагогические условия формирования универсальных учебных действий у обучающихся // Управление начальной школой. - 2013. -№ 5. - С. 15-27.

7. Старостина О.А. Формирование универсальных учебных действий в ходе реализации новых образовательных стандартов // Управление качеством образования. - 2013. - № 2. - С. 87-90.

8. Шевцова Е.А. Формирование универсальных учебных действий у младших школьников // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2013. - № 2. -С. 28-32.

Л. А. Николенко

Развитие поликультурных представлений в системе подготовки бакалавра

В современной России проблема поликультурного образования приобрела особую актуальность еще в 90-е годы. В новом государстве складывалась новая ситуация в образовании, которую можно описать следующими характеристиками: усиление этнического компонента в содержании образования, возрастание роли родного языка в обучении, «воскрешение» идей народной педагогики и обостренный интерес к этим идеям, распространение влияния религии на формирование личности.

Термин «поликультурность» используется в научном языке достаточно широко и озвучивается по-разному: поликультурное образование, мультикультурное образование, поликультурализм в образовании, многокультурное образование, межкультурное обучение, кросс-культурное образование, мультиперспективное образование, интернациональное образование. Мы рассматриваем эти термины как синонимичные.

Необходимость поликультурного образования трудно оспаривать. В школьном звене права учащихся обеспечиваются ФГОС. Стандарт направлен на обеспечение сохранности и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, права на изучение родного языка, возможности получения начального общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России.

В вузах РФ с 2013-2014 гг. вводится специальный предмет «Поликультурное образование», задачами которого является подготовка будущих педагогов, психологов, социальных работников к осуществлению профессиональной деятельности в разнокультурной среде.

Наш небольшой опыт в разработке и преподавании курса «Поликультурное образование» не позволяет пока сделать какие-либо глубокие выводы. Однако, проведенное нами пилотное исследование готовности слушателей усваивать основы поликультурного образования, представляется достаточно показательным.

В экспресс-опросе, который проводился на заочном отделении (взрослые учащиеся) участвовали 158 человек. Из них в возрасте 20-30 лет - 70 (44,3 %), 30-40 лет - 54 (34,2 %), 40-50 лет -22 (13,9 %), старше 50 лет - 12 (47,6 %). Нам представляется важным знать, связана ли профессиональная деятельность опрашиваемых с образованием, работой с детьми. Из 158 человек 112 (70,1 %) работают в системе образования, остальные 46 (29,9 %) - в других сферах деятельности.

На вопрос, приходилось ли Вам сталкиваться с проблемами межэтнического характера в повседневной жизни, дали положительный ответ 31 человек (19,6 %). Краткие пояснения ответам были даны следующие: в транспорте, на улице, в магазине, касалось моей семьи, ребенка, меня лично, была свидетелем драки, ссоры, приставания мужчин другой национальности.

Аналогичный вопрос касался производственной деятельности: приходилось ли Вам сталкиваться с проблемами межэтнического характера в профессиональной деятельности. Положительно на этот вопрос ответили 30 человек (19 %). В основном, в пояснениях

говорилось о межэтнических конфликтах в детских коллективах (детский сад, школа). Не забудем, что более 2/3 наших респондентов работают в образовании.

Очень показательными, на наш взгляд, стали открытые вопросы, касающиеся определений понятий «толерантность» и «поликультурное образование». Понятие «толерантность» большинство респондентов определяет достаточно близко к «нормативному». Наиболее широко распространено следующее определение толерантности - терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции. Наши респонденты в большинстве своем использовали такие определения, как терпимость, уважение, понимание, дружелюбность. Встречались и достаточно оригинальные определения, несущие, однако, тот же или близкий смысл: толерантный -это дисциплинированный, порядочный, понимающий, справедливый; свобода выбора; соблюдение каких-либо норм по отношению к кому-то; уважительное отношение к обществу, государству; уважение к старшим; способность к самоконтролю в конфликтных и критических ситуациях; умение сопереживать и сочувствовать другому человеку. Встретились также определения, свидетельствующие о непонимании термина: толерантность - это манеры в культурном обществе; это поведение определенной группы людей. Интересно отметить, что как люди, не понимающие сути термина «толерантность» - 2 человека, так и респонденты, проигнорировавшие этот вопрос - 3 человека, были из группы 20-30-летних. Более старшие слушатели все ответили на вопрос и давали определение, близкое к общепринятому. Отсюда можно заключить, что именно в среде современной молодежи понятие «толерантность» не достаточно укоренено и не является однозначно и ясно понимаемым.

Термин «Поликультурное образование» (греч. - многокультурное) трактуется в профессиональном сообществе как образование, построенное на идеях подготовки подрастающего поколения к жизни в условиях многонациональной и поликультурной среды. Целью такого образования является формирование умения общаться и сотрудничать с людьми разных национальностей, рас, вероисповеданий, воспитание понимания своеобразия других культур, искоренение негативного отношения к ним [1].

Здесь в ответах мы видим полную разноголосицу. Самым часто встречающимся понятием, которое можно вычленить и обобщить из

всех данных определений, является представление о поликультурном образовании как об образовании в области искусства, культуры, когда основной акцент делается на гуманитарном знании в области культуры как таковой, вне зависимости от ее этнической принадлежности (64 чел. - 38 %). Приведем некоторые ответы (78 чел. -46,4 %), характерные для всей выборки. Опрашиваемые определяли термин «поликультурное образование» следующим образом: дополнительное образование, в котором много направленностей; это знание многих наук; приобщение к культуре, знание многих языков, профессий; охватывает все области деятельности человека; это культура политических действий; это свободное образование; образование, которое не зависит от того, где мы находимся и многие другие подобные, мягко говоря, нелепости. Однако, невозможно упрекать человека за то, что он чего-либо не знает. Скорее это упрек системе образования, которая не дает даже представления о поликультурном образовании. Только 26 человек (15,6 %) дали ответы, близкие по смыслу базовому понятию. Среди ответов были такие как «образование, разъясняющее особенности народов, наций», «получение информации о различных культурах, обычаях, народах», «изучение разных культур» и тому подобные.

Таким образом, можно с уверенностью заключить, что наши взрослые учащиеся не имеют или имеют крайне расплывчатое представление о том, что такое поликультурное образование и зачем оно нужно.

Наше государство прилагает значительные усилия по достижению гражданского согласия и укоренению толерантности в обществе. В частности, высказывается необходимость внедрения в образовательную систему концепции поликультурности и много-укладности российской жизни, специальной подготовки преподавательского корпуса средней и высшей школы в целях повышения осведомленности в вопросах толерантности и межэтнического диалога и воспитания гражданской позиции, создания системы просве-тительско-воспитательной работы с детьми и родителями на принципах веро- и этнотерпимости и многое другое. Курс «Поликультурное образование» призван решать определенную часть этих задач.

Литература

1. Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). - Екатеринбург, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.