Научная статья на тему 'Развитие поликультурного образования в Индонезии на современном этапе'

Развитие поликультурного образования в Индонезии на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
поликультурное образование / образование в Индонезии / учебная программа / образовательная политика / multicultural education / education in Indonesia / curriculum / educational policy

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бокова Татьяна Николаевна, Миляева Дарья Александровна

Поликультурное образование в современном мире призвано обеспечить равные права обучающимся различных этнических групп и культур с учетом исторических и политических особенностей страны обучения. Индонезия как многонациональная страна с несколькими официальными религиями уделяет внимание развитию поликультурного образования, что находит отражение в документах, регулирующих образовательную политику: законах об образовании, учебных программах, руководствах для образовательных организаций и учителей. Главная цель данной статьи состоит в описании развития поликультурного образования в первой четверти XXI века в Индонезии на основании анализа документов, регулирующих и регламентирующих образовательную политику. Образование Индонезии претерпевало существенную трансформацию от централизованного управления и акцента на содержании образования к автономии школ и учителей, развитию компетенций учеников с учетом их особенностей, талантов и культуры. Принятый закон об образовании и утвержденные учебные программы акцентировали внимание на демократизации, большей автономии образовательных организаций, увеличении роли поликультурного образования, когда культурные особенности и интересы каждого ученика выходят на первое место. В настоящее время Индонезия стремится улучшить свои позиции в международных исследованиях, таких как PISA, TIMMS и PIRLS, копирует западные образовательные тренды, развивает поликультурные компетенции учеников в ходе обучения, но при этом старается сохранить свою культуру, традиции и уникальность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTEMPORARY MULTICULTURAL EDUCATION DEVELOPMENT IN INDONESIA

In the modern world multicultural education is aimed to provide equal rights to students of different ethnic groups and cultures, considering the historical and political characteristics of the country. Indonesia, as a multinational country with several official religions, pays attention to the development of multicultural education, which is reflected in the documents regulating educational policy: laws on education, curricula, guidelines for educational organizations and teachers. The main purpose of this article is to describe the development of multicultural education in Indonesia in the first quarter of the 21st century. It is based on the analysis of documents that regulate educational policy. Education in Indonesia has undergone a significant transformation from centralized management and emphasis on the educational content to the autonomy of schools and teachers, the development of students' competencies with their characteristics, talents and culture. The law on education, several curricula that indicated democratization, more autonomy to educational organizations, the increasing role of multicultural education were accepted. Indonesia strives to improve its position in international studies such as PISA, TIMMS and PIRLS, copy western educational trends, develop students' multicultural competencies within the education, but at the same time tries to preserve its culture, traditions and uniqueness.

Текст научной работы на тему «Развитие поликультурного образования в Индонезии на современном этапе»

ТРИ «М»: МЕТОД - МЕТОДИКА - МЕТОДОЛОГИЯ

Ценности и смыслы. 2023. № 5 (87). С.71-82 Values and Meanings. 2023. No.5 (87). P. 71-82 (In Rus) УДК 37.018.556

https://doi.org/10.24412/2071-6427-2023-5-71-82

Развитие поликультурного образования в Индонезии на современном этапе

Бокова Татьяна Николаевна1, Миляева Дарья Александровна2

'Доктор педагогических наук, доцент, профессор РАО, заместитель директора института иностранных языков, Московский городской педагогический университет, Россия

E-mail: bokovatn@mgpu.ru

https://orcid.org/0000-0002-3173-1928

2Начальник управления международного сотрудничества,

Московский городской педагогический университет,

Россия

E-mail: milyaeva@bk.ru

https://orcid.rg/0000-0002-3173-19280000-0002-5489-720X

Аннотация. Поликультурное образование в современном мире призвано обеспечить равные права обучающимся различных этнических групп и культур с учетом исторических и политических особенностей страны обучения. Индонезия как многонациональная страна с несколькими официальными религиями уделяет внимание развитию поликультурного образования, что находит отражение в документах, регулирующих образовательную политику: законах об образовании, учебных программах, руководствах для образовательных организаций и учителей. Главная цель данной статьи состоит в описании развития поликультурного образования в первой четверти XXI века в Индонезии на основании анализа документов, регулирующих и регламентирующих образовательную политику. Образование Индонезии претерпевало существенную трансформацию от централизованного управления и акцента на содержании образования к автономии школ и учителей, развитию компетенций учеников с учетом их особенностей, талантов и культуры. Принятый закон об образовании и утвержденные учебные программы акцентировали вни-

Т. Н. Бокова

Д. А. Миляева

© Бокова Т.Н., Миляева Д.А., 2023

мание на демократизации, большей автономии образовательных организаций, увеличении роли поликультурного образования, когда культурные особенности и интересы каждого ученика выходят на первое место. В настоящее время Индонезия стремится улучшить свои позиции в международных исследованиях, таких как PISA, TIMMS и PIRLS, копирует западные образовательные тренды, развивает поликультурные компетенции учеников в ходе обучения, но при этом старается сохранить свою культуру, традиции и уникальность.

Ключевые слова: поликультурное образование, образование в Индонезии, учебная программа, образовательная политика.

Для цитирования: Бокова Т. Н., Миляева Д. А. Развитие поликультурного образования в Индонезии на современном этапе // Ценности и смыслы. 2023. № 5 (87). С.71-82.

CONTEMPORARY MULTICULTURAL EDUCATION DEVELOPMENT IN INDONESIA Tatyana N. Bokova1, Daria A. Milyaeva2

1Dr.Sc.(Pedagogical Sciences), Associate Professor, Professor of the Russian Academy

of Education, Deputy Director of the Institute of Foreign Languages, Moscow City

University, Russia

E-mail: bokovatn@mgpu.ru

https://orcid.org/0000-0002-3173-1928

2Head of International Relations Department, Moscow City University, Russia E-mail: milyaeva@bk.ru

https://orcid.org/0000-0002-3173-19280000-0002-5489-720X

Abstract. In the modern world multicultural education is aimed to provide equal rights to students of different ethnic groups and cultures, considering the historical and political characteristics of the country. Indonesia, as a multinational country with several official religions, pays attention to the development of multicultural education, which is reflected in the documents regulating educational policy: laws on education, curricula, guidelines for educational organizations and teachers. The main purpose of this article is to describe the development of multicultural education in Indonesia in the first quarter of the 21st century. It is based on the analysis of documents that regulate educational policy. Education in Indonesia has undergone a significant transformation from centralized management and emphasis on the educational content to the autonomy of schools and teachers, the development of students' competencies with their characteristics, talents and culture. The law on education, several curricula that indicated democratization, more autonomy to educational organizations, the increasing role of multicultural education were accepted. Indonesia strives to improve its position in international studies such as PISA, TIMMS and PIRLS, copy western educational trends, develop students' multicultural competencies within the education, but at the same time tries to preserve its culture, traditions and uniqueness.

Keywords: multicultural education, education in Indonesia, curriculum, educational policy.

For citation: Bokova T. N., Milyaeva D. A. Contemporary Multicultural Education Development In Indonesia // Values and Meanings. 2023. No.5 (87). P. 71-82 (In Rus).

Введение

В современном мире перед национальным образовательным пространством стоит задача объединять политические аспекты, историю страны, национальные и культурные особенности. Для Индонезии — многонациональной страны, имеющей 350 этнических групп, шесть религий и религиозных верований, признанных государством, это весьма непростая задача. Несмотря на явную сложность, такое разнообразие находит отражение в системе образования Индонезии: Министерство образования, культуры, исследований и технологий координирует светское образование, а Министерство по делам религий — исламские, христианские и буддистские школы. Эти министерства взаимодействуют между собой. Так, Министерство образования, культуры, исследований и технологий регулярно проводит форумы, где представители двух министерств и представители образовательных организаций обсуждают направления развития образования и имеющиеся проблемы [8].

Образование является ключевым механизмом развития социальных и интеллектуальных компетенций учащихся и должно быть высокого качества, общедоступным, учитывать различные характеристики детей, такие как раса, этническая принадлежность, социальное происхождение, язык, религия, способности и другие особенности. Все это не только должно быть отражено в образовательной политике и учебных программах, но и реализовываться учителями в работе с учениками. Таким образом, миссия образования состоит в том, чтобы помочь всем учащимся добиться высоких успехов в учебе и в обществе за счет расширения прав и возможностей не только посредством изучения своей собственной культуры, но и знакомства с другими культурами, грамотно выстроенного поликультурного образования. Как отмечают А. Нуур и С. Сугито, в XXI веке возможно «успешно реализовать поликультурное образование в Индонезии в школе, построив его на национальном опыте, с признанием важности уважения других культур, а сочетания глобализации и стратегии разработки учебных программ оказывают благотворное влияние на сферу образования и поднимают уровень развития поликультурного образования» [13, с. 101].

Цель и методы

Основная цель данного исследования состоит в описании развития поликультурного образования в первой четверти XXI века в Индонезии

на основании анализа документов, регулирующих и регламентирующих образовательную политику, и научной литературы.

Обсуждение и результаты

Для понимания поликультурного образования мы обратились к определению этого понятия зарубежными и российскими исследователями. Так, профессором из США Д. Бэнксом поликультурное образование понимается как «подход к образовательной реформе, призванный актуализировать образовательное равенство для студентов разных рас, этнических, культурных, социальных и языковых групп» [16, с. 13]. Индонезийские исследователи М. Янто, И. Варша и другие видят суть поликультурного образования в «приобретении межкультурных компетенций, предоставлении равных возможностей в получении образования всеми обучающими и социальной справедливости» [17, с. 265]. Как отмечают Т. Н. Бокова и И. С. Бессарабова, в исследованиях российских ученых нет единого подхода в понимании поликультурного образования [1]. Так, например, коллектив авторов в составе В. В. Макаева, З. А. Мальковой и Л. Л. Супруновой считает, что образование призвано сформировать человека, который будет способен активно функционировать в поликультурном социуме, проявляя внимание и уважение к представителям иных культур [3], а Г. В. Палаткина отмечает, что «образование должно, прежде всего, удовлетворять образовательные потребности и интересы обучающихся независимо от этнической принадлежности для того, чтобы облегчить адаптацию человека в поликультурной среде» [4, с. 9].

Для анализа развития поликультурного образования в Индонезии на современном этапе были изучены документы, которые регламентируют и регулируют образование, такие как: «Закон об образовании», образовательные стандарты, учебные программы, рекомендации министерств и ведомств, курирующих образовательный процесс, официальные отчеты, и научная литература. Это позволило проанализировать как структуру системы образования в Индонезии, проследить динамику ее развития, а также определить место поликультурного образования в данной системе. Следует отметить, что индонезийские ученые исследуют проблемы мультикультурного образования в стране, однако их тематика носит локальный характер и весьма ограничена. Например, К. Джауди, А. Абдух, М. Басри, изучая парадигму мультикультурного образования, заложенного в фундаментальных законах и социальных

правилах в Индонезии, оставляют без внимания вопросы динамики развития поликультурного образования на различных его уровнях, в том числе и на уровне общего образования [10].

Анализ государственных документов, регулирующих общее образование с акцентом на учебную программу как средство реализации всего содержания образования, позволил составить практически полное представление о текущем уровне развития поликультурного образования, проделанной работе и планируемом направлении развития на современном этапе.

В 2003 году в Индонезии вышел «Закон об образовании № 20», который отражает процесс демократизации образования в стране, согласно которому «образование должно реализовываться демократически и быть честным, недискриминационным, отстаивать права человека, религиозные ценности, культурные ценности и национальное разнообразие» [6, с. 41]. Управление образовательным процессом передается на уровень школ, каждому гражданину обеспечиваются равные права и доступность качественного образования. Кроме того, Закон предоставляет образовательным организациям широкие возможности и свободу по внедрению поликультурного образования, построенного на принципах разнообразия, толерантности и мира. Предполагается внедрение поликультурного образования в рамках изучения религии, когда представители различных групп изучают особенности только своей религии без сравнения с другими верованиями.

Источником информации о состоянии поликультурного образования в стране выступают также образовательные программы, учебные планы, которые, по мнению И. А. Тагуновой, являются основным средством реализации содержания образования [5]. Как отмечают индонезийские исследователи Н. Сетовати, И. Херианто и др., «реализация и эффективность поликультурного образования зависят от нескольких элементов, в том числе от методологии создания учебных программ и повышения культурной компетентности учащихся» [15, с. 231]. В 2004 году в Индонезии была утверждена учебная программа, ориентированная на развитие компетенций, которая в отличие от предыдущих программ давала большую автономию местным органам, самим школам и учителям. Данная программа в первую очередь ориентировалась на обучающихся, а также уделяла большое внимание развитию образовательной среды. При этом программа накладывала ряд ограничений, поэтому в 2006 году

была утверждена новая учебная программа, которая давала возможность школам и учителям вносить в нее изменения в соответствии с потребностями школы, особенностями учащихся и требованиями стейкхолдеров [14, с. 30]. Программа 2006 года базировалась на «Законе об образовании № 20» 2003 года и Постановлении правительства Индонезии № 19 от

2005 г. о национальных стандартах образования. Новая учебная программа была ориентирована на развитие у учеников не только предметных компетенций, но и поликультурных, например, жить в мире с людьми разных этнических групп и культур в современную эпоху глобализации, быть ориентированными на понимание других и интернационализацию, знание и понимание различных религий.

Поликультурные компетенции реализовывались через такие предметные области, как религия, гражданское образование, воспитание нравственности и социальные науки. При разработке программы обучения на базе учебной программы 2006 года большое внимание уделялось этнической принадлежности учащихся, их культуре, интересам, типу и уровню образования. Несмотря на множество положительных моментов, оставались нерешенными вопросы, связанные с предметным содержанием и итоговой аттестацией учеников, а также недостатком автономии для школ и учителей. Это привело к необходимости разработки и утверждения программы 2013 года.

Учебная программа 2013 года была разработана с учетом внутренних факторов, связанных с состоянием образования и особенностей национальных стандартов образования, а также с учетом внешних вызовов, процессов глобализации, развития технологий и информатизации. Также учебная программа была призвана улучшить весьма низкие показатели Индонезии в международных исследованиях PISA, TIMMS и PIRLS. Новая программа была направлена на углубление документа

2006 года в части нравственного воспитания учащихся и продвижение следующих четырех компетенций: духовные и социальные установки, знания и навыки. И если в программе 2006 года поликультурные компетенции реализовывались в основном в рамках предметов по гражданскому воспитанию и религии, то в программе 2013 года они были заложены уже во все учебные дисциплины. Действующий президент Индонезии Джоко Видодо отметил, что воспитание характера должно лежать в основе индонезийской системы образования. Формировать характер индонезийского народа необходимо, чтобы уменьшить вли-

яние иностранной культуры [8, с. 623]. Таким образом, ключевая цель учебной программы 2013 года — возродить и укрепить национальную культуру. Данная учебная программа постепенно внедрялась в школы Индонезии с 2013 года и продолжает использоваться большинством школ в настоящее время.

В 2022 году Министерство образования, культуры, исследований и технологий разработало «Руководство по обучению и оценке» согласно требованиям учебной программы 2013 года для дошкольного, начального и среднего образования, с учетом новых образовательных стандартов. Цель разработки данного документа — помощь преподавателям и образовательным организациям в планировании, реализации и оценке обучения в соответствии с новыми стандартами, согласно которым в центре обучения находятся учащиеся. Важно отметить, что учебным заведениям и преподавателям предоставляется свобода выбора разработки средств обучения и оценки в соответствии с особенностями и потребностями обучающихся.

Представляет особый интерес полиграфическое оформление документа. На рисунке 1 представлена обложка разработанного пособия, на которой изображены студенты различных этнических групп, что говорит о том, что учебная программа разработана с учетом интересов представителей разных культур.

«Руководство по обучению и оценке» ориентирует преподавателей при планировании процесса обучения на предоставление достаточного пространства для инициативы, творчества, самостоятельности в соответствии с талантами, интересами, физическим и психологическим развитием обучающихся. В принципах обучения указывается, что оно должно быть организовано в соответствии со средой и культурой учащихся. Преподавателям рекомендуется использовать комплексный подход к обучению учащихся, выросших в сообществах, использующих местный язык. Таким образом, можно констатировать тот факт, что образовательная политика в Индонезии относительно поликультурного образования сходна с другими странами. «В современном мире образовательное пространство должно быть поликультурным, социально-ориентированным, открытым для формирования международной образовательной среды, и все чаще наднациональным по характеру знаний и приобщению человека к ценностям современного мира» [2].

Рисунок 1. Обложка руководства по обучению и оценке к учебной программе

2013 года

Как показывают различные международные и национальные исследования (PISA, Всемирный банк, INOVASI), Индонезия переживает кризис, что сказывается и на сфере образования. Пандемия COVID-19 привела к еще большему разрыву в результатах обучения (согласно результатам международных исследований). Для преодоления возникших проблем в 2022 году Министерство образования, культуры, исследований и технологий инициировало ряд изменений в отношении учебных программ. Так, образовательным учреждениям были предложены три варианта реализации учебных программ: 2013 года — сокращенная, разработанная во время пандемии, новая программа 2022 года — «Учебная программа свободы» [11]. В настоящее время программа 2022 года постепенно внедряется в школы Индонезии. В основе новой учебной программы лежит принцип свободы как в отношении учителей, имеющих возможность гибкого выбора различных средств обучения с целью адаптации обучения к учебным потребностям и интересам учащихся, так и в отношении учащихся. В центре программы стоят учебные интересы и таланты

учеников, их индивидуальные особенности. Если в программе 2013 года в каждом предмете были заложены поликультурные компетенции, то в программе 2022 года индивидуальный подход к каждому ребенку является одним из основных принципов. В программе 2013 года учителям давались рекомендации по организации поликультурного образования, а в рамках «программы свободы» школа заполняет анкету готовности, которая измеряет готовность учителей и других работников к эффективной реализации новой учебной программы с учетом потребностей обучающихся. После анализа анкеты Министерство образования принимает решение о готовности школы и возможности ее перехода на программу 2022 года.

Заключение

Таким образом, образование в Индонезии претерпевает существенные изменения на протяжении первой четверти XXI века. В этот период был издан «Закон об образовании» 2003 года, действующий по настоящее время, утверждены учебные программы 2004, 2006, 2013 и 2022 годов, которые способствовали существенной и стремительной трансформации процессов на всех уровнях. Проведенные реформы также коснулись и поликультурного образования Индонезии, где данный аспект особенно важен, учитывая, что страна имеет не менее 350 этнических групп и шесть официально признанных государством религий. Если в начале XXI века поликультурное образование реализовывалось в рамках преподавания религии и скорее способствовало негативным результатам, когда учащиеся каждой из религий обучались отдельно и изучали ее аспекты без учета культуры других верований, что только выделяло и усиливало неравенство, то к концу первой четверти XXI века Индонезия существенно преуспела в вопросе религиозной терпимости посредством изучения детьми различных культур и религий.

Важным документом, поднявшим поликультурное образование на новый уровень, стала учебная программа 2013 года, которая давала учителям большую свободу в организации процесса обучения и предполагала развитие поликультурных компетенций у учащихся в рамках каждого предмета. Помимо развития компетенций программа содержала в себе предписания для учителей по планированию обучения с учетом талантов, интересов, развития, среды и культуры учащихся. Несмотря на предпринятые усилия, международные и национальные исследова-

ния показывали, что в образовании Индонезии по-прежнему остаются пробелы. Для их устранения Министерство образования, культуры, исследований и технологий разработало и запустило поэтапное внедрение Учебной программы-2022. Программа получила название «Учебная программа свободы», а в центр внимания были поставлены учебные интересы и таланты учеников, их индивидуальные особенности, культура, этнические особенности, а школы, учителя и прочие работники стали проходить оценку готовности к работе с учетом потребностей обучающихся. Переход на данную программу будет способствовать более эффективной реализации поликультурного образования в школах Индонезии, решению национальных конфликтов, а также укреплению позиций на международной арене.

Литература

1. Бессарабова И. С., Бокова Т. Н. Поликультурная направленность непрерывного образования в контексте идей постмодернизма (на примере России и США). Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. Материалы XVII международной конференции. Издательство Санкт-Петербургского государственного университета. 2019. с. 33-37.

2. Иванов О. Б., Иванова С. В. Формирование современного образовательного пространства: междисциплинарный взгляд. Философские науки. 2016. № 1. С. 39-49.

3. Макаев В. В., Малькова З. А., Супрунова Л. Л. Поликультурное образование — актуальная проблема современной школы. Педагогика. 1999. № 4. С. 3-10.

4. Палаткина Г. В. Этнопедагогические факторы мультикультурного образования. Автореферат диссертации доктора педагогических наук.13.00.01. Московский педагогический государственный университет. М., 2003.

5. Тагунова И. А., Долгая О. И., Дудко С. А. и др. Формирование и реализация содержания общего образования в зарубежных странах. Монографический сборник; под ред. И. А. Тагуновой. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2022. с. 183.

6. Act of the Republic of Indonesia № 20 on National Education System. 2003. 57p.

7. Baihaqi M. Implementation of Multicultural Education in Indonesia. EDUTEC: Journal of Education And Technology. 2021. Vol. 4 № 3, pp. 505-526.

8. Cahyaningsih A. P., Sukarno, Triyanto. Strengthening of School-Based Character Education (Case Study of Full-Day School at Cemara Dua Elementary School, Surakarta). Atlantis Press. Advances in Social Science, Education and Humanities Research. Vol. 397 3rd International Conference on Learning Innovation and Quality Education (ICLIQE2019). 2020. pp. 620-628 doi: 10.2991/assehr.k.200129.078.

9. Forum Inovasi ke-14 dengan partisipasi dua kementerian dengan topik "Transformasi pembelajaran. Kemana kita akan pergi?" [The 14th Innovation Forum with the participation of two ministries with the topic "Learning transformation. Where are we going?"] [Электронный ресурс]. 2022. URL: https://www.inovasi.or.id/id/temu-inovasi-14-transfor-masi-pembelajaran-sampai-di-mana-perjalanan-kita/ (дата обращения: 22.08.2023).

10. Jayadi K., Abduh A., Basri M. A meta-analysis of multicultural education paradigm in Indonesia. Heliyon. 2022. Vol 8. № 1. pp. 1-5 doi: https://doi.org/10.1016/j.heliyon.2022.e08828

11. Juliantari S. Kurikulum 2013, Untuk Siapa? (Curriculum 2013, For Whom?). 2016. [Электронный ресурс]. URL: https://web.archive.org/web/20220429180247/https:/kuriku-

lum.gtk.kemdikbud.go.id/detail-ikm/ (дата обращения: 19.08.2023).

12. Kurikulum Merdeka sebagai opsi satuan Pendidikan dalam rangka pemulihan pembelajaran tahun. 2022 s.d. 2024 (Independent Curriculum as an education unit option in the framework of year-long learning recovery. 2022 s.d. 2024). Kementerian Pendidikan dan Kebudayaan. 2022. [Электронный ресурс]. URL: https://web.archive.org/ web/20220429180247/https:/kurikulum.gtk.kemdikbud.go.id/detail-ikm/ (дата обращения: 19.08.2023).

13. Noor A. F., Sugito S. Multicultural Education Based in the Local Wisdom of Indonesia for Elementary Schools in the 21st Century. Journal of International Social Studies, Vol. 9, № 2, 2019, pp. 94-106.

14. Pajarwati D., Mardiah H., Harahap R. P., et al. Curriculum Reform in Indonesia: English Education toward the Global Competitiveness. Indonesian Journal of Research and Educational Review. 2021. Vol 1. № 1. pp. 28-36 doi: https://doi.org/10.51574/ijrer.v1i1.51.

15. Setyowati, R. N., Herianto, E. Nurhasan, et al. The Impact ofCurriculum Development Strategies, Globalization, and Students' Cultural Competencies on Multicultural Education in Indonesia. Educational Sciences: Theory & Practice. 2022. № 2. pp. 227-238

16. The Routledge International Companion to Multicultural Education edited by Banks J. A. Routledge. 2009. 571 p.

17. Yanto M., Warsah, I., Morganna, R., et al. Intercultural Sensitivity of Educational Management Students as the Future's Educational Leaders in Indonesia. International Journal of Sociology of Education. 2022. Vol.11, № 3, pp. 263-290.

References

• Act of the Republic of Indonesia № 20 on National Education System. 2003. 57p.

• Baihaqi M. Implementation of Multicultural Education in Indonesia. EDUTEC: Journal of Education And Technology. 2021. Vol. 4 № 3, pp. 505-526.

• Bessarabova I. S., Bokova T. N. Polikul'turnaja napravlennost' nepreryvnogo obrazovanija v kontekste idej postmodernizma (na primere Rossii i SShA). Obrazovanie cherez vsju zhizn': nepreryvnoe obrazovanie v interesah ustojchivogo razvitija. Materialy XVII mezhdunarodnoj konferencii. Izdatel'stvo Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta. 2019. s. 33-37. [In Rus].

• Cahyaningsih A. P., Sukarno, Triyanto. Strengthening of School-Based Character Education (Case Study of Full-Day School at Cemara Dua Elementary School, Surakarta). Atlantis Press. Advances in Social Science, Education and Humanities Research. Vol. 397 3rd International Conference on Learning Innovation and Quality Education (ICLIQE2019). 2020. pp. 620-628 doi: 10.2991/assehr.k.200129.078.

• Ivanov O. B., Ivanova S. V. Formirovanie sovremennogo obrazovatelnogo prostranstva_ me-jdisciplinarnii vzglyad. Filosofskie nauki. 2016; 1, 39-49. [In Rus].

• Forum Inovasi ke-14 dengan partisipasi dua kementerian dengan topik "Transformasi pembelajaran. Kemana kita akan pergi?" [The 14th Innovation Forum with the participation of two ministries with the topic "Learning transformation. Where are we going?"] [Электронный ресурс]. 2022. URL: https://www.inovasi.or.id/id/temu-inovasi-14-transformasi-pembelaja-ran-sampai-di-mana-perjalanan-kita/ (дата обращения: 22.08.2022).

• Jayadi K., Abduh A., Basri M. A meta-analysis of multicultural education paradigm in Indonesia. Heliyon. 2022. Vol 8. № 1. pp. 1-5 doi: https://doi.org/10.1016/j.heliyon.2022. e08828.

• Juliantari S. Kurikulum 2013, Untuk Siapa? (Curriculum 2013, For Whom?). 2016. [Elektronnyj resurs]. URL: https://web.archive.org/web/20220429180247/https:/kurikulum. gtk.kemdikbud.go.id/detail-ikm/ (data obrashcheniya: 19.08.2023).

• Kurikulum Merdeka sebagai opsi satuan Pendidikan dalam rangka pemulihan pembelajaran tahun. 2022 s.d. 2024 (Independent Curriculum as an education unit option in the framework of year-long learning recovery. 2022 s.d. 2024). Kementerian Pendidikan dan Kebudayaan.

2022. [Elektronnyj resurs]. URL: https://web.archive.org/web/20220429180247/https:/kuriku-lum.gtk.kemdikbud.go.id/detail-ikm/ (data obrashcheniya: 19.08.2023).

• Makaev V. V., Mal'kova Z.A., Suprunova, L. L. Polikul'turnoe obrazovanie — aktual'naja problema sovremennoj shkoly. Pedagogika. 1999. № 4. s. 3-10. [In Rus].

• Noor A. F., Sugito S. Multicultural Education Based in the Local Wisdom of Indonesia for Elementary Schools in the 21st Century. Journal of International Social Studies, Vol. 9, № 2, 2019, pp. 94-106.

• Pajarwati D., Mardiah H., Harahap R. P., et al. Curriculum Reform in Indonesia: English Education toward the Global Competitiveness. Indonesian Journal of Research and Educational Review. 2021. Vol 1. № 1. pp. 28-36 doi: https://doi.org/10.51574/ijrer.v1i1.51.

• Palatkina G. V. Jetnopedagogicheskie faktory mul'tikul'turnogo obrazovanija. avtoreferat dis-ertacii doktora pedagogicheskih nauk.13.00.01. Moskovskij pedagogicheskij gosudarstvennyj universitet. 2003. s. 400. [In Rus].

• Setyowati, R. N., Herianto, E. Nurhasan, et al. The Impact of Curriculum Development Strategies, Globalization, and Students' Cultural Competencies on Multicultural Education in Indonesia. Educational Sciences: Theory & Practice. 2022. № 2. pp. 227-238.

• Tagunova I. A., Dolgaja O. I., Dudko S. A. i dr. Formirovanie i realizacija soderzhanija obsh-hego obrazovanija v zarubezhnyh stranah. Monograficheskij sbornik; pod red. I. A. Tagunovoj. M.: FGBNU «Institut strategii razvitija obrazovanija RAO», 2022. s.183 [In Rus].

• The Routledge International Companion to Multicultural Education edited by Banks J. A. Routledge. 2009. 571 p.

• Yanto M., Warsah, I., Morganna, R., et al. Intercultural Sensitivity of Educational Management Students as the Future's Educational Leaders in Indonesia. International Journal of Sociology of Education. 2022. Vol.11, № 3, pp. 263-290.

Статья поступила в редакцию 17.09.2023; одобрена после рецензирования

27.09.2023; принята к публикации 28.09.2023.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The article was submitted 17.09.2023; approved after reviewing 27.09.2023; accepted for publication 28.09.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.