Научная статья на тему 'Развитие полигональной графики в художественном искусстве'

Развитие полигональной графики в художественном искусстве Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1061
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИГОНАЛЬНАЯ ГРАФИКА / ЭКСПРЕССИОНИЗМ / КУБИЗМ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гришина Н.И.

В работе проводится анализ направления полигональной графики в современном изобразительном искусстве. Рассмотрены исторические аспекты, которые повлияли на развитие этого направления: такие стили модернизма, как кубизм и экспрессионизм, искусство оригами, а также развитие компьютерной техники. Проанализированы имеющие место в настоящее время тенденции развития полигональной графики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие полигональной графики в художественном искусстве»

УДК 76.021

Н.И. Гришина

студентка 4 курса ФГБОУ ВО «РГУ им. А.Н. Косыгина»

г. Москва, РФ E-mail: equestria@rambler.ru

РАЗВИТИЕ ПОЛИГОНАЛЬНОЙ ГРАФИКИ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ИСКУССТВЕ

Аннотация

В работе проводится анализ направления полигональной графики в современном изобразительном искусстве. Рассмотрены исторические аспекты, которые повлияли на развитие этого направления: такие стили модернизма, как кубизм и экспрессионизм, искусство оригами, а также развитие компьютерной техники. Проанализированы имеющие место в настоящее время тенденции развития полигональной графики.

Ключевые слова:

Полигональная графика, экспрессионизм, кубизм.

Введение

Полигональная графика - это направление в искусстве, в котором для создания законченного изображения объектов используют разноцветные многоугольники. Стиль полигональной графики в настоящее время широко используют для оформления сайтов (рис. 1), иллюстраций в полиграфической отрасли, для украшения одежды, сумок, плакатов и даже в скульптуре (рис. 2).

Рисунок 1 - Использование полигональной графики в оформлении сайтов

Рисунок 2 - Скульптура волка, состоящего из полигонов; Казань, Горкинско-Ометьевский лес

Такую широкую популярность этот стиль получил благодаря тому, что при создании иллюстраций, логотипов или оформлении сайтов зачастую стремятся как можно сильнее упростить изображаемые объекты (рис. 3).

Рисунок 3 - Упрощенное изображение объекта при помощи полигональной графики

Целью настоящей работы является анализ исторических аспектов, под влиянием которых сформировался современный стиль полигональной графики, а также анализ особенностей этого стиля, имеющих место в настоящее время.

История возникновения стиля полигональной графики

На возникновение и распространение полигонального стиля изобразительного искусства, вероятно, оказало влияние сразу нескольких областей культуры человечества.

Широко распространено мнение, что на стиль полигональной графики большое влияние оказало развитие видеоигр. Правильнее было бы сказать, что влияние оказали не сами видеоигры, а технические средства и программное обеспечение, использующиеся для их создания. Действительно, полигональные модели объектов широко используются в видеоиграх и в компьютерной анимации для отображения трехмерной графики. Современные компьютеры позволяют использовать модели, состоящие из десятков тысяч, а то и сотен тысяч полигонов. Технологии сглаживания и обработки получающегося изображения делают полигоны практически незаметными. Однако в более ранних трехмерных видеоиграх использовались модели из сравнительно малого количества полигонов, что было обусловлено техническими ограничениями существовавших в то время компьютеров [1].

Рисунок 4 - Полигональные модели в трехмерных видеоиграх. Слева направо: Spasim, 1974 г.;

Starfox, 1993 г.; Tomb Raider, 1996 г.

Изображаемые в таких видеоиграх объекты, таким образом, максимально упрощались, но при этом создатели этих моделей старались изобразить объекты из полигонов так, чтобы акцентировать внимание на основных отличительных свойствах этих объектов (рис. 4).

На самом деле, конечно же, вышеописанный подход к изображению объектов существовал и до появления первой ЭВМ. Речь идет о таких направлениях модернизма, как экспрессионизм и кубизм. Оба направления зародились в начале XX века: экспрессионизм - в Германии, кубизм - во Франции.

Экспрессионизм возник как отрицание эстетики импрессионизма и неприятие натурализма [2]. Художники этого направления не хотели в своих картинах копировать окружающую реальность. Вместо

подражания чему-то существующему в мире, изображенное на холсте экспрессионистов уже не является собственно изображаемым объектом, а представляет собой отражение мира художника, крик души. Одна из первых картин в стиле экспрессионизма так и называлась - «Крик» (Эдвард Мунк, 1893 г.) [3]. Последствия Первой мировой войны также сказались на творчестве таких художников. Свои чувства и эмоции они передавали на картины в виде искажений, преувеличений, бросающегося в глаза контраста. Простые, обыденные вещи, изображались так, чтобы вызвать у зрителя бурные эмоции, тревогу за будущее человечества. В некоторых произведениях искусства экспрессионистов для отображения объектов использовались геометрические фигуры, как показано на рис. 5.

Рисунок 5 - Применение полигонов в экспрессионизме. Слева направо: Франц Марк, «Птицы», 1914 г.; Пабло Пикассо, «Три женщины», 1908-1909 гг.; Лионель Фейнингер, «Церковь на рыночной площади в Галле», 1930 г.

Другое направление модернизма, кубизм, являлось художественной революцией, свершившейся в 1907-1914 гг. во Франции. Картина «Авиньонские девицы» Пикассо 1907 г., которую он писал, вдохновляясь древним африканским искусством [4], произвела большое впечатление на публику. Хотя многими картина «Авиньонские девицы» была воспринята отрицательно, новое движение заинтересовало других художников, таких как Жорж Брак, Дюфи, Дерен [3]. Кубисты, подобно первобытным художникам, создают условное изображение объекта, при этом изображенное приобретает большую весомость (рис. 6). Художники этого направления зачастую отказывались в своих картинах от перспективы и даже старались показать объект одновременно с нескольких ракурсов.

Рисунок 6 - Произведения искусства в направлении кубизма. Слева направо: Пабло Пикассо, «Сидящая женщина», 1908 г.; Жорж Брак, «Дома в Эстаке», 1908 г.; Андре Дерен, «Старый город в Кань»,1910 г.

Можно заметить, что для экспрессионизма и кубизма характерны некоторые общие признаки, поэтому некоторых художников (например, Эрих Хеккель, Ганс Арп и др.) называют то

экспрессионистами, то кубистами. Показанную на рис. 5 картину Пабло Пикассо «Три женщины», как правило, относят к экспрессионизму. Кубизм, в отличие от экспрессионизма, в целом не является отрицанием реализма. Даже самые условные работы кубизма все равно сохраняют сходство с изображаемым объектом.

С изобретением бумаги зародилось другое искусство, которое могло оказать влияние на развитие полигональной графики. Оригами - искусство складывания из бумаги фигур животных, людей, предметов и т.д. Сложенные из бумаги фигуры, по сути, также состоят из многоугольников. Традиции складывания бумаги появились независимо в различных уголках света: Германии, Испании, Китае и др. Но наибольший вклад в развитие этого искусства было сделано в Японии (рис. 7). Широкую популярность во всем мире оригами получило во второй половине XX века после введения японцем Ёсидзавы-Рандлетта в 1954 г. системы условных обозначений, позволяющей записать алгоритм складывания листа бумаги в фигуру серией схем [5].

Рисунок 7 - Экспозиции японского музея оригами

Современные тенденции в полигональной графике

В отличие от рассмотренных стилей модернизма, где художники намеренно отказывались от перспективы или деформировали объект изображения, в современной полигональной графике объекты стремятся изобразить, как правило, с сохранением объема и схожестью с реальностью. Такие работы могут напоминать мятую бумагу или вырезанные из дерева покрашенные фигуры. При этом темами для работ часто служат выдуманные миры, не существующие в реальности, что обусловлено популярностью фантастики в литературе, кинематографе и других видах искусства.

В настоящее время во многих работах, выполненные с применением разноцветных полигонов, используют треугольники. Одной из причин этого, по всей видимости, является простота создания таких изображений. Современное программное обеспечение позволяет создать простенький полигональный рисунок из готового двухмерного изображения автоматически. Кроме того, художникам, работающим с оформлением сайтов, логотипов и др. и в других подобных областях зачастую нужно создать большое количество изображений в кратчайшие сроки. Применение инструментов для создания полигональной графики в таких случаях может быть очень рациональным.

Работа в стиле полигональной графики может быть выполнена и при помощи программ 3D-моделирования с последующим рендерингом готового двухмерного изображения. Поскольку использующиеся модели имеют малое количество полигонов, то стиль таких работ получил название Low Poly.

Конечно же, полигональная графика используется и для создания гораздо более сложных изображений, в которых все проработано очень детально. В качестве примера можно привести работы польского художника Матеуша Шулика (рис. 8). Можно заметить, что в таких работах часть картины выполнена без использования полигонов. Такое сочетание полигональной графики и реалистичного отображения набирает все большую популярность. Можно ожидать, что и в дальнейшем будут появляться работы, сочетающие полигональную графику с другими стилями.

Рисунок 8 - Работы польского художника Матеуша Шулика

Выводы

Итак, полигональная графика как современное направление искусства сформировалась как под влиянием художественных стилей модернизма XX века и развивавшегося в Японии искусства оригами, так и под влиянием технического прогресса. Развитие науки обеспечило художников новыми инструментами рисования и программным обеспечением для создания и обработки изображений, а также доступностью информации, необходимой при поиске новых идей для творчества. Можно также прийти к заключению, что в дальнейшем полигональная графика будет использоваться в сочетании с другими существующими художественными направлениями и стилями. Список использованной литературы:

1. Шикин А.В., Боресков А.В. Компьютерная графика. Полигональные модели. М.: ДИАЛОГ, МИФИ, 2001. 464 с.

2. Ришар Л. Энциклопедия экспрессионизма: Живопись и графика. Скульптура. Архитектура. Литература. Драматургия. Театр. Кино. Музыка. Пер. с фр. М.: Республика, 2003. 432 с.

3. Турчин В.С. По лабиринтам авангарда. М.: Изд-во МГУ, 1993. 248 с.

4. Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. Т. IV: И-К. СПб.: Азбука-классика, 2006. 751 с.

5. Афонькин С. Ю., Афонькина Е. Ю. Энциклопедия оригами. СПб.: ООО Издательский дом "Кристалл", 2000. 272 с.

© Гришина Н.И., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.