Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ'

РАЗВИТИЕ ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
199
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬ / ПЕРВООТКРЫВАТЕЛЬ / УМЕНИЕ АНАЛИЗИРОВАТЬ / ДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калоева Жанна Заурбеговна

В данной работе рассматривается развитие поисково-исследовательской деятельности детей в процессе экспериментирования. На актуальность развития навыков поисково-исследовательской деятельности у детей 5-6 лет указывает Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Одной из пяти образовательных областей стандарта является познавательное развитие, предполагающее потребность ребенка в новых впечатлениях, лежащих в основе возникновения и развития неистощимой поисковой деятельности, направленной на познание окружающего мира. Также в целевых ориентирах указано, что на этапе завершения дошкольного детства ребенок должен получать больше новой информации в результате разнообразной и интенсивной поисковой деятельности, что способствует более быстрому и полноценному его развития. Экспериментирование является наиболее успешным путем ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ»

В заключение можно отметить, что изучение нестандартных методов решения позволяет учащимся осознано применять различные приемы решения задач, тем самым, способствуют тому, что учащиеся, выбирая наиболее подходящий прием решения, выполняют задания рационально, что, в свою очередь, показывает высокий уровень их математической подготовки.

i

Литература

1. Дербеденева Н.Н. Технология математической подготовки учащихся 7-10 классов в системе дополнительного образования: учебно-методическое пособие / Н.Н. Дербеденева. - Саранск: МГПИ им. М. Е. Евсевьева, 2018. - 92 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/128890 (дата обращения: 20.10.2021). - ISBN 978-5-8156-0999-0.

2. Садыкова Л.К. Подготовка студентов математических специальностей педвузов к обучению учащихся общеобразовательных учреждений функционально-графическому методу решения уравнений и неравенств: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Садыкова Л.К. - Самара, 2010. - 224 с.

3. Сарванова Ж.А. Обучение учащихся нестандартным приемам решения уравнений / Ж.А. Сарванова, Т.И. Кир-жаева // Математика и математическое образование: современные тенденции и перспективы развития: сборник научных трудов по материалам II заочной Всероссийской научно-практической конференции, 23 декабря 2016 г. / редколлегия: Л.С. Капкаева, М.В. Ладошкин, О.Н. Журавлева; Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева. - Саранск, 2016. - С. 100-105. - ISBN 978-5-8156-0869-6.

УДК 37 Калоева Ж.З.

Развитие поисково-исследовательской деятельности детей 4-5 лет в процессе экспериментирования

Аннотация

В данной работе рассматривается развитие поисково-исследовательской деятельности детей в процессе экспериментирования. На актуальность развития навыков поисково-исследовательской деятельности у детей 5-6 лет указывает Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Одной из пяти образовательных областей стандарта является познавательное развитие, предполагающее потребность ребенка в новых впечатлениях, лежащих в основе возникновения и развития неистощимой поисковой деятельности, направленной на познание окружающего мира. Также в целевых ориентирах указано, что на этапе завершения дошкольного детства ребенок должен получать больше новой информации в результате разнообразной и интенсивной поисковой деятельности, что способствует более быстрому и полноценному его развития. Экспериментирование является наиболее успешным путем ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем.

Ключевые слова: исследователь, первооткрыватель, умение анализировать, делать выводы

Ц

пр

блюдении з

гель: развитие исследовательского типа мышления у детей через побуждение к практическим действиям над предметами и наблюдении за физическими процессами.

Задачи:

Познавательные

1. Расширение и систематизация элементарных естественнонаучных и экологических представлений детей.

2. Формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.

Развивающие:

1. Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.

2. Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.

3. Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

4. Создание предпосылок формирования практических и умственных действий.

Воспитательные:

1. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

2. Стимулировать желание детей экспериментировать.

3. Формировать коммуникативные навыки.

Задачи по самообразованию.

1. Изучать психолого-педагогическую литературу по поисково-исследовательской деятельности.

2. Реализовать программу по поисково-исследовательской деятельности.

3. Обобщить опыт работы по теме и представить его педагогическому сообществу (май 2022 г.; - Консультация для воспитателей «Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе детского сада»)

Задачи по привлечению родителей к совместной деятельности по поисково-исследовательской деятельности.

1. Просвещать родителей (законных представителей) по теме: «Поисково-исследовательская деятельность».

2. Стимулировать родителей (законных представителей) к совместным с детьми играм по поисково-исследовательской деятельности.

3. Привлекать родителей (законных представителей) к активному сотрудничеству с детским садом в деле развития поисково-исследовательской деятельности.

Использованные принципы при реализации программы.

1. Научность. Усвоение знаний детьми правильно отражает действительность с помощью экспериментирования.

2. Наглядность. Непосредственное наблюдение окружающей действительности.

3. Доступность. Содержание, характер и объем учебного материала соотносится с уровнем развития подготовленности детей.

Диагностика освоения содержания программы детьми старшей группы

№ п/п Фамилия, имя ребенка Отношение к эксперимент. Целеполагание Планирование Реализация Рефлексия Полученные рез-ты

деятельности

Проявляет Совместно С помощью Удерживает Устанав-

устойчивый со взрослым взрослого в памяти ливает эле-

интерес к рассматрива- планирует несложное ментарные

эксперимен- ет проблему, предстоящую условие при причинно-

тированию, высказывает деятельность, выполнении следствен-

имеет пред- предположения подбирает действий. ные зависи-

ставления и пути решения необходимые Умеет мости меж-

об объектах проблемы материалы проводить ду явлени-

неживой для решения опыты и экс- ями живой

природы, их поставленной перименты и неживой

признаках и проблемы с объектами природы

свойствах неживой

природы

Н К Н К Н К Н К Н К Н К

\

Оценка уровня развития:

1 балл - низкий уровень, 2 балла - средний уровень, 3 балла - высокий уровень

План работы с детьми

Игры-занятия по поисково-исследовательской деятельности будут проходить в утренние или вечерние часы между основными занятиями или как вкрапления в обычные утренние занятия раз в неделю, продолжительностью 15 - 20 минут.

Таблица

Месяц Неделя Содержание работы

октябрь 05.10 - 09.10 «Почему песок хорошо сыплется?» Цель: выделить свойства песка - сыпучесть, рыхлость.

12.10 - 16.10 «Своды и тоннели» Цель: выяснить, почему насекомые, попавшие в песок, не раздавливаются им, а выбираются целыми и невредимыми.

19.10 - 30.10 «Ветер» Цель: выявить взаимодействие песка и глины с ветром.

26.10 - 30.10 «Волшебный материал» Цель: выявить взаимодействие песка и глины при смачивании

Продолжение таблицы

ноябрь 02.11 - 06.11 «Воздух» Цель: помочь обнаружить воздух

09.11 - 13.11 «Надувание мыльных пузырей» Цель: Обнаружить воздух, доказать, что воздух занимает место

16.11 - 20.11 «Ветер в комнате» Цель: выявить, как образуется ветер

23.11 - 27.11 «Морской бой» Цель: выявить, что воздух легче воды, имеет силу

декабрь 01.12 - 04.12 «Взаимодействие воды и снега» Цель: сравнить свойства воды и снега

07.12 - 11.12 «Какие свойства?» Цель: сравнить свойства воды, льда и снега, выявить особенности их взаимодействия

14.12 - 18.12 «Какого цвета снег?» Цель: выявить, что снег на разных участках разного цвета

21.12 - 25.12 «Волшебные снежинки тают на ладошке» Цель: выявить, что снег от соприкосновения с теплой поверхностью превращается в воду

январь 11.01 - 15.01 «Стекло, его качества и свойства» Цель: выявить свойства стекла

18.01 - 22.01 «Металл, его качества и свойства» Цель: выявить свойства металла

25.01 - 29.01 «Древесина, его качества и свойства» Цель: выявить свойства древесины

февраль 01.02 - 05.02 «Где прячутся детки?» Цель: выделить часть растения, из которой могут появиться новые растения

08.02 - 12.02 «Как развивается растение?» Цель: выделить циклы развития растения

15.02 - 19.02 «Для чего корешки?» Цель: установить, что корни растений всасывают воду

22.02 - 26.02 «Что любят растения?» Цель: установить зависимость роста и состояния растения от ухода за ним

март 01.03 - 05.03 «Волшебная рукавичка» Цель: выявить способность магнита притягивать некоторые предметы

09.03 - 12.03 «Волшебный театр» Цель: выявить что предметы из металла взаимодействуют с магнитом

15.03 - 19.03 «Мы - фокусники» Цель: выделить предметы, взаимодействующие с магнитом

22.03 - 26.03 «Притягивается - не притягивается» Цель: определить предметы, не притягивающиеся к магниту

апрель 05.04 - 09.04 «Свет вокруг нас» Цель: определить принадлежность источников света к природному или рукотворному миру

12.04 - 16.04 «Волшебные лучи» Цель: определить, что оснащенность источника зависит от силы источника и удаленности от него

19.04 - 23.04 «Черное и белое» Цель: познакомить с влиянием солнечных лучей на черный и белый цвет

26.04 - 30.04 «Солнечные зайчики» Цель: познакомить с образованием солнечных зайчиков, их движением

Окончание таблицы

апрель 04.05 - 07.05 «Носарий» Цель: ознакомить с функцией носа человека, его строением

11.05 - 14.05 «Умный нос» Цель: познакомиться с особенностями работы носа

17.05 - 21.05 «Язычок-помощник» Цель: познакомить со строением и значением языка

24.05 - 28.05 «Вкусовые зоны языка» Цель: поупражняться в определении вкусовых ощущений

План работы с родителями

i

Этапы реализации:

1. Подготовительный этап (сентябрь 2020 г.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Составление плана по самообразованию, обоснование темы.

3. Изучение психолого-педагогической и методической литературы по теме самообразования.

4. Подбор дидактического и иного материала, необходимого для реализации плана по самообразованию.

5. Проведение входной диагностики.

6. Этап реализации (октябрь 2020 - май 2021 г.)

7. Реализация запланированных мероприятий с детьми и родителями

8. Заключительный этап (июнь 2021 г.)

9. Проведение итоговой диагностики.

Обобщение опыта проделанной работы. Составление плана на следующий учебный год.

Литература

1. Веракса Н.Е. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников / Н.Е. Веракса, О.Р. Галимов. -М.: Мозаика-Синтез, 2013.

2. Гризик Т.И. Познаю мир / Т.И. Гризик. -М., 2010.

3. Дыбина О.В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников. Второе издание, исправленное. - М.: ТЦ «Сфера», 2013.

4. Зыкова О.А. Экспериментирование с живой и неживой природой. - М.: ЗАО «ЭЛТИ-КУДИЦ», 2013.

5. Михайлова З.А. Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников / З.А. Михайлова, Т.И. Бабаева, Л.М. Кларина, З.А. Серова. - СПб.: Изд-во «Детство-пресс», 2012.

6. Мартынова Е.А. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет / Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова. - Волгоград., 2011.

7. Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников / Л.Н. Прохорова. - М., 2010.

8. Рыжова Н.А. Что у нас под ногами / Н.А. Рыжова. - М., 2010.

Месяц Мероприятие

Октябрь Анкетирование родителей на тему: «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома» Цель: выявить степень участия родителей в экспериментальной деятельности ребенка и в поддержании его познавательного интереса

Ноябрь Консультация: «Значение экспериментальной деятельности для детей» Цель: Дать представления о том, что опытно - экспериментальная деятельность пронизывает все сферы деятельности дошкольников, ее влияние на развитие ребенка

Декабрь Консультация: «Соблюдение правил безопасности» Цель: Познакомить с необходимыми правилами безопасности при организации и проведении экспериментов и игр дома

Январь Памятка: «Чего нельзя делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию

Февраль Консультация для родителей: «Контакт с природой, ее эмоциональное, эстетическое восприятие являются средством поддержания и восстановления психологического благополучия человека»

Март Беседа: «Как организовать игры с водой». Цель: Дать знания о том, как организовать предметно - развивающую среду для проведения игр с водой

Апрель Практическая часть: Открытое занятие для родителей

Май Консультация: «Как поддержать интерес детей к познавательному экспериментированию»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.