Научная статья на тему 'Развитие подходов к законодательному регулированию оборота криптовалюты как нового вида финансовых инструментов в странах ЕАЭС'

Развитие подходов к законодательному регулированию оборота криптовалюты как нового вида финансовых инструментов в странах ЕАЭС Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
509
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Налоги и финансы
Область наук
Ключевые слова
Евразийский экономический союз / криптовалюта / токены / гармонизация / регулирование криптовалюты. / Eurasian Economic Union / cryptocurrency / tokens / harmonization / regulation of cryptocurrency.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Корниенко Наталья Юрьевна, Королёв Георгий Александрович

В настоящее время на пространстве Евразийского экономического союза осуществляются процессы гармонизации законодательства государств-членов в различных отраслях. В связи с этим могут представлять интерес новые области правового регулирования, в частности, оборот криптовалюты, токенов. В связи с этим приобретают актуальность внутригосударственные особенности правового регулирования, как они есть в настоящее время. Для рассмотрения этой темы выбрано законодательство стран-учредителей ЕАЭС, которые уже регулируют (Беларусь) или осуществляют законотворческую работу (Россия) в данной области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of approaches to legislative Regulation of cryptocurrency turnover as a new type of Financial instruments in the EaEU countries

Currently, the Eurasian Economic Union is in the process of legal harmonization of the member states in various sectors. In this regard, new areas of legal regulation may be of interest, in particular, turnover of cryptocurrency and tokens. Thereby, intrastate features of legal regulation become topical, as they are. For consideration of this topic, the legislation of the EAEU constituent states is chosen, which already regulate (Belarus) or carry out law making work (Russia) in this field.

Текст научной работы на тему «Развитие подходов к законодательному регулированию оборота криптовалюты как нового вида финансовых инструментов в странах ЕАЭС»

© 2018 г.

Н. Ю. Корниенко Г. А. Королёв

развитие подходов к законодательному регулированию оборота криптовалюты как нового вида финансовых инструментов в странах еаэс

DOI: 10.24411/2226-6720-2018-10002

Корниенко Наталья Юрьевна - канд. юрид. наук, заведующая лабораторией развития налоговой системы РАНХиГС при Президенте РФ

(E-mail: kny@ranepa.ru)

Королёв Георгий Александрович - канд. юрид. наук, старший научный сотрудник лаборатории развития налоговой системы РАНХиГС при Президенте РФ

(E-mail: korolev@ranepa.ru)

Рассматривать законодательства государств-членов ЕАЭС в части новых финансовых инструментов - криптовалюты, токенов, можно в двух аспектах: международно-правовом, с учетом формирующихся межгосударственных условий и внутригосударственном - с учетом правовой системы конкретного государства.

В связи с этим можно отметить следующее.

Токены, криптовалюты - новый вид финансовых инструментов.

В фундаментальной работе по финансовым инструментам Ф. Фабоцци говорится, что финансовые инструменты классифицируются по типу прав требования держателя к эмитенту. Если право требования выражено в виде фиксированной денежной суммы, то финансовый инструмент называется долговым1. Вместе с тем не дается определения, какие же именно признаки составляют понятие «финансовый инструмент».

Таким образом, к финансовым инструментам традиционно относятся:

- акции;

- инструменты денежного рынка;

- казначейские ценные бумаги;

- облигации;

- ценные бумаги федеральных агентств и муниципальные ценные бумаги;

- долги развивающихся рынков;

- ипотечные ценные бумаги;

- займы с левереджем;

- производные финансовые инструменты (деривативы);

- фьючерсы.

1 Финансовые инструменты / под ред. Ф. Фабоцци. - М.: Эксмо , 2010. 18 НАЛОГИ И ФИНАНСЫ № 4/2018

В этот перечень ранее не были включены криптовалюты, токены, поскольку на момент написания книги Ф. Фабоцци их еще не было.

Перечень финансовых инструментов всегда открытый. Центральным элементом системы финансовых инструментов в настоящее время продолжают являются ценные бумаги, которые регулируются внутригосударственным правом.

Однако с учетом недостаточной ясности в вопросе правовой квалификации криптовалют, токенов отнесение их к новым видам финансовых инструментов - вопрос дискуссионный, который может решаться на основании складывающихся экономических отношений, законопроектной деятельности, правоприменительной практики, обычаев делового оборота и экспертных мнений.

Правовое регулирование того или иного явления общественной жизни может осуществляться с помощью двух основных путей: когда тот или иной вид отношений (экономических, в частности) уже сложился, либо когда законодатель предвидит тенденции к кристаллизации новых видов отношений и отражает их основные признаки и условия в нормативном правовом акте. После принятия нормативного правового акта такой вид общественных отношений становится правоотношением. Судя по всему, именно складывающаяся практика, формирующиеся обычаи делового оборота в части криптовалют способствуют принятию тех или иных нормативно-правовых решений государств.

В связи с этим можно выделить два основных подхода к нормативно-правовому регулированию криптовалют. Первый из них - индуктивный. При этом подходе нет централизованного понимания, что есть «криптовалюта» или «токен». Каждый из органов государственной власти в рамках своей компетенции и для собственных целей может давать то или иное определение криптовалют, токенов. Так, Служба внутренних доходов США квалифицирует токены в качестве собственности (assets), с которой должны быть уплачены налоги. В то же время Комиссия по ценным бумагам США квалифицирует токен в качестве ценной бумаги2. Таким образом, при накоплении частных фактов и правовых квалификаций со временем на законодательном уровне (в частности, у Конгресса США) может быть дано определение криптовалют, токенов. Хотя возможно, что с учетом правовых традиций этой страны все ограничиться общим правом, а не специальным документом, в котором будут обобщаться все существенные признаки криптовалюты.

При дедуктивном подходе правовое регулирование осуществляется в обратном порядке: от общего понимания - к частным следствиям. Судя по всему, опыт некоторых государств-членов ЕАЭС (Беларуси, и скорее всего, России) будет исходить от первоначального общего понятия криптовалют, токенов с частными следствиями для тех или иных субъектов права, будь то государственные органы, публично-правовые образования или частные лица.

В связи с этим рассмотрим более детально опыт данных стран.

В настоящее время из всех государств-членов ЕАЭС только в Беларуси осуществляется нормативно-правовое регулирование криптовалют. Еще 6 марта 2016 г. в Беларуси опубликовано постановление Министерства финансов РБ № 16 «Об утверждении Национального стандарта бухгалтерского учета и отчетности «Цифровые знаки (токены)».

Постановление предусматривает раскрытие информации в бухгалтерской отчетности о токенах со стороны лиц, совершающих с ними те или иные операции. При этом первичные учетные документы могу составляться с помощью блокчейн технологии.

Таким образом, на основании этого постановления токены могут учитываться как:

- товары;

- товары, принятые на комиссию;

2 Report of Investigation Pursuant to Section 21(a) of the Securities Exchange Act of 1934: The DAO Release No. 81207 / July 25, 2017.

- долгосрочные финансовые вложения;

- доходы и расходы по текущей деятельности;

- готовая продукция по дебету (при майнинге);

- основное средство по кредиту (при майнинге);

- основное производство;

- имущество, принятое на ответственное хранение (в Парке высоких технологий).

Следует отметить, что рассматриваемое постановление было принято до начала бурного

этапа дискуссий относительно криптовалют в государствах-членах ЕАЭС, пришедшиеся на 2017-2018 год.

В декабре 2017 года был также принят Декрет Президента РБ «О развитии цифровой экономики». Данные нормативный правовой акт имеет достаточно обширный перечень предметов правового регулирования, в котором оборот криптовалюты, токенов не является единственным. Прежде всего, создается особая экономическая зона с рядом льгот - Парк высоких технологий. Глобальная задача этого Парка - формирование нового технологического уклада в Беларуси. В связи с этим приведем понимание технологического уклада согласно Декрету. Технологический уклад - комплекс технологически сопряженных производств, характерных для определенного уровня развития общественного производства (ядро технологического уклада), ключевымфакторомформированиякоторогоявляетсяразвитиеопределенныхтехнологических направлений. К V технологическому укладу относятся информационно-коммуникационные технологии, биотехнологии, технологии в области микро и радиоэлектроники, технологии в области роботостроения и приборостроения, технологии в области вычислительной, оптико-волоконной техники и офисного оборудования, технологии производства медицинской техники и оказание высокотехнологичной медицинской помощи, технологии производства фармацевтической продукции, технологии производства новых материалов с заданными свойствами, авиакосмические технологии, технологии в области атомной энергетики и возобновляемых источников энергии. К VI технологическому укладу относятся нанотехнологии, генно-инженерные и клеточные технологии, технологии искусственного интеллекта, аддитивные технологии. Вероятно, в этом положении закреплено определенное гуманитарное понимание технологических укладов, которые разрабатываются научными учреждениями Беларуси.

Обширны и виды, и направления деятельности Парка высоких технологий: они простираются от киберспорта до формирования институциональной среды.

Есть место и для основных определений, непосредственно относящихся к криптовалюте, токенам, представленных в Приложении № 1 к декрету. Так, под криптовалютой понимается биткоин, иной цифровой знак (токен), используемый в международном обороте в качестве универсального средства обмена.

Таким образом, из данного определения можно вывести, что, во-первых, криптовалюта, биткоин и токен понимаются как синонимы. Во-вторых, основная гражданско-правовая форма -это мена, вместе с тем это определение не исключает и куплю-продажу, поскольку действуют нормы гражданского законодательства, в которые пока не вносились изменения по данному вопросу.

Если графически изобразить рассматриваемые термины кругами Эйлера, то объемы понятий «криптовалюта», «биткоин» и «токен» совпадают, с точки зрения законодательства в Беларуси.

Однако в других государствах эти понятия могут совпадать частично, в то же время сохраняя собственную сущность, как разных явлений цифровой экономики. Таким образом, в Декрете Президента РБ нет дифференциации между криптовалютами, токенами и биткоинами. Декрет устанавливает, что физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели вправе владеть токенами. Наряду с этим они вправе осуществлять ряд операций с ними: майнинг,

хранение токенов в виртуальных кошельках, обмен токенов на иные токены, их приобретение, отчуждение за белорусские рубли, иностранную валюту, электронные деньги, а также дарить и завещать токены (для физических лиц).

Основные понятия следующие.

Виртуальный кошелек - программное или программно-техническое средство, предназначенное для хранения токенов и позволяющее его владельцу осуществлять операции с ними.

Владелец цифрового знака (токена) - субъект гражданского права, которому токен принадлежит на праве собственности или на ином вещном праве.

Майнинг - отличная от создания собственных токенов деятельность, направленная на обеспечение функционирования реестра блоков транзакций (блокчейна) посредством создания в таком реестре новых блоков с информацией о совершенных операциях. Лицо, осуществляющее майнинг, становится владельцем токенов, возникших в результате его деятельности по майнингу, и может получать токены в качестве вознаграждения за верификацию совершения операций в блокчейне.

Важную роль Декрет отводит Операторам криптоплатформ, операторам обмена криптовалют.

Оператор криптоплатформы - резидент Парка высоких технологий, предоставляющий с использованием информационной системы физическим или юридическим лицам, в том числе нерезидентам Республики Беларусь, возможность совершения между собой и с оператором криптоплатформы ряда операций.

В соответствии с положениями Декрета для резидентов Парка высоких технологий действует ряд льгот:

- налоговые (освобождение от НДС, налога на прибыль и офшорного сбора);

- арендные льготы (сниженные цены);

- таможенные льготы (при ввозе высокотехнологичного оборудования на территорию Беларуси);

- отмена ограничений в части иммиграционного законодательства для лиц, работающих в Парке высоких технологий;

- социальные льготы.

Таким образом, Декрет Президента РБ «О развитии цифровой экономики» задает общие принципы регулирования криптовалют на территории Беларуси в контексте деятельности Парка высоких технологий. Следует сказать, что для этого государства характерно активное правотворчество именно со стороны президента, который может регулировать разные стороны социальной, политической, экономической жизни.

В России, в отличие от Беларуси, дискуссия о криптовалютах пока не привела к принятию нормативных правовых актов. Вместе с тем в настоящее время на рассмотрении различных органов государственной власти, в частности, Государственной Думы, рассматриваются несколько проектов нормативных актов.

26 марта 2018 года председателем Государственной Думы и главами профильных комитетов был внесен Проект федерального закона «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации», который посвящен регулированию криптовалюты и токенов3. Вместе с тем сами эти термины не используются в самом тексте законопроекта. Этот законопроект принят в первом чтении и имеет все шансы пройти остальные чтения без существенных изменений.

В соответствии с законопроектом предлагается ввести новый объект гражданских прав -цифровые права. В пояснительной записке к законопроекту авторы предлагают именно понятие цифровых прав вместо «токен», «криптовалюта» или «биткоин». С помощью подобной

3 Законопроект № 424632-7 О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации (о цифровых правах) // http://sozd.parliament.gov.ru/bill/424632-7

новеллы предполагается не только определить сущность новых объектов гражданских прав, но и защитить права и законные интересы субъектов права.

Предполагается, что по своей правовой природе цифровое право близко понятию ценной бумаги, как следствие, цифровое право - это совокупность электронных данных (цифровой код, обозначение), которая удостоверяет права на объекты гражданских прав.

Предмет регулирования законопроекта - гражданские правоотношения с цифровыми правами и цифровыми деньгами. Могут приниматься специальные законодательные акты в отношении криптовалют как отдельных гражданских прав, однако они не должны противоречить нормам ГК РФ. Таким образом в законопроекте устанавливается иерархия источников правового регулирования, при которой за ГК РФ имеется приоритет в правовом регулировании.

Цифровое право призвано удостоверить права на вещи, иное имущество, результаты работ, оказание услуг, исключительные права.

Цифровые деньги - цифровые обозначения и коды, однако они не удостоверяют права на какие-либо другие объекты гражданских прав. Они могут использоваться в качестве средства платежа в соответствии с договором; за неправомерное пользование цифровыми деньгами могут начисляться проценты.

Предлагается узаконить оборот цифровых прав и цифровых денег: посредством купли-продажи, совершения сделок с ними.

Доступ к цифровому коду предполагает правомочие распоряжения цифровым правом и цифровыми деньгами. В то же время владелец может вести учет прав третьих лиц, что влечет за собой действие механизма номинального владения.

Момент наступления обязательств - внесение записи в распределенный реестр. Этот момент определяется в законопроекте недостаточно четко, хотя сам вопрос является практически значимым: каким образом обеспечить надлежащее исполнение обязательств и исключить ненадлежащее исполнение, а также правонарушения.

Наряду с этим совершение сделок в силу природы токенов осуществляется в электронной форме, что предполагает снижение правовых гарантий субъектов гражданского оборота, поскольку даже в законопроекте этот вопрос не вполне прояснен.

В связи с этим отметим некоторые моменты, которые не вполне ясны, исходя из положений законопроекта.

Во-первых, исходя из текста законопроекта и пояснительной записки к нему следует, что по многим вопросам должно быть принято специальное законодательство. Здесь возникает вопрос непротиворечивости правового регулирования, единых принципов и подходов, которые будут защищать права и законные интересы всех субъектов. Так, еще в 2017 году многие органы государственной власти выступали против введения в оборот токенов. Например, в письме Минфина России от 2 октября 2017 г. № 03-11-11/63996 «О регулировании выпуска и оборота криптовалют» отмечено, что криптовалюты - это денежные суррогаты, запрещенные к обороту в РФ, поскольку их правовой статус не определен. В настоящее время эта позиция изменилась, в силу того, что теперь Минфин России выступает с законодательными инициативами относительно правового регулирования криптовалют.

Во-вторых, из предлагаемых новелл не всегда ясна грань между отдельными цифровыми правами и способом удостоверения таких прав. В сущности, такая двойственность проистекает скорее из особенностей криптовалюты, токенов.

В-третьих, законопроект не следует принципу «бритвы Оккама», согласно которому не следует множить сущности без необходимости. Вводятся новые термины «цифровое право»,

«цифровые деньги». Однако они не разработаны достаточно четко, поскольку логическим продолжением должно стать введение еще одного термина - «цифровое имущество». Таким образом, получается, что возникновение новых объектов гражданских прав влечет за собой целесообразность появления новых понятий.

Поскольку блокчейн - технология в принципе применимая к широкому спектру правоотношений (в частности, сделкам купли-продажи недвижимости), то определение в качестве существенного признака внесения записи в реестр применительно к токену не означает чего-то исключительного только для токена. Как следствие, не определены существенные признаки именно криптовалют, токенов.

Одним из важных этапов законопроектной работы в части токенов и криптовалюты стало внесение на рассмотрение Государственной думы проекта закона «О цифровых финансовых активах»4.

Следует отметить, что в настоящее время существует две версии этого законопроекта: от Минфина России и от Банка России. Соответственно, в этом проекте закона можно видеть уже специальное правовое регулирование.

Проект этого закона вводит новое понятие: «цифровой финансовый актив». Оно является родовым как для токенов, так и для криптовалюты, биткоинов. В отличие от законопроекта изменений и дополнений в ГК РФ цифровой финансовой актив является имуществом. Соответственно, уже на этапе законопроектной работы видны коллизии. В данном случае есть противоречие между цифровыми правами и цифровыми финансовыми активами; кроме того, в гражданском законодательстве отсутствует понятие «цифровое имущество».

Право собственности держателя на цифровой финансовый актив удостоверяется в «реестре цифровых транзакций» (согласно тексту поправок к ГК РФ - «информационная система»). Реестр цифровых транзакций - централизованная система по смыслу законопроекта «О цифровых финансовых активах» (внесение информации о праве собственности должно находится в ведении Валидатора), в то время как по смыслу проекта поправок в ГК РФ - она децентрализованная.

Проект закона «О цифровых финансовых активах» вводит новые правовые категории: «Валидатор реестра цифровых транзакций» и «Оператор обмена цифровых финансовых активов». По сути - это субъекты, в чем-то похожие на участников рынка ценных бумаг (организаторы торговли, реестродержатели, клиринговые организации).

Следует сказать, что и сам проект «О цифровых финансовых активах» является неоднородным, поскольку в нем учитываются позиции Банка России и Минфина России. Если предложения Минфина России более либеральные для обращения токенов (их обращение не требует специального статуса), то позиция Банка России более жесткая: запрещается совершение любых гражданско-правовых сделок с приобретенными токенами (кроме реализации предоставленных по ним прав, а также обратной продажи токенов эмитенту); цифровой кошелек должно вести специальное лицо - оператор обмена цифровых финансовых активов, а не физические и юридические лица.

Таким образом, в отличие от Белоруссии в России еще ведется законопроектная работа по определению правового статуса криптовалют и токенов, а также лиц, осуществляющих операции с ними.

Что касается других государств-членов ЕАЭС - Казахстана, Киргизии и Армении - следует сказать, что у них более сдержанная позиция относительно правового регулирования.

Центральный банк Армении рекомендовал не пользоваться гражданам страны цифровыми валютами, подразумевая в первую очередь биткоин.

4 Проект федерального закона «О цифровых финансовых активах» // https://www.minfin.ru. НАЛОГИ И ФИНАНСЫ № 4/2018

В заявлении ЦБ Армении в 2017 года говорится: «Законодательство Армении не считает виртуальные валюты, включая биткоин, электронными деньгами. Принимая во внимание этот факт, а также отсутствие чётко обозначенных подходов к этому вопросу в международной практике, регулятор призывает граждан воздержаться от их использования»5.

В октябре 2017 г. Международный финансовый центр «Астана» (МФЦА) и инвестиционная компания EXANTE подписали меморандум о сотрудничестве, в рамках которого на базе платформы Stasis будет создана новая криптовалюта, обеспеченная традиционными финансовыми активами6.

Национальный банк Кыргызской Республики рекомендовал гражданам страны воздержаться от использования криптовалют и не принимать криптовалюты в качестве оплаты за товары, услуги и проведенные работы. Граждане, вкладывающие свои средства в криптовалюты, должны полностью и четко осознавать и оценивать имеющиеся при этом риски и возможные финансовые потери и убытки по вложенным в криптовалюты средствам7.

Исходя из различий в законотворческих инициативах по регулированию криптовалют, то-кенов на территории ЕАЭС, можно сделать вывод, что, скорее всего, они будут пониматься в качестве нового вида финансовых инструментов и эту позицию целесообразно согласовывать во всех странах ЕАЭС в силу функционирования единого экономического пространства и принципиальные отличия будут иметь нежелательные последствия. Кроме прочего, стоит отметить следующее

1) Рассмотрение законодательства государств-членов ЕАЭС в части новых финансовых инструментов (криптовалюты, токены) можно в двух аспектах: международно-правовом, с учетом формирующихся межгосударственных условий и внутригосударственном - с учетом правовой системы конкретного государства.

2) В настоящее время не существует единого подхода к правовому регулированию крипто-валют, токенов в различных государствах, не только членах ЕАЭС. Они квалифицируются как собственность, ценные бумаги, средство платежа или особый вид имущественных прав.

3) Возникновение криптовалют и токенов - о них может говорить, как о новом секторе в экономике (как когда-то было с доткомами, кризис с которыми в итоге привел к появлению и бурному росту интернет-экономики), так и о их возможно преходящем характере.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4) Законодатели, органы государственной власти регулируют отношения, которые уже сложились к моменту принятия нормативных правовых актов или, наблюдая за тенденциями, превентивно устанавливать правовые нормы, которые, как предполагается, будут направлять развитие тех или иных правоотношений.

5) В правовом пространстве ЕАЭС намечается особый путь правового регулирования: от общего к частному. Первоначально устанавливается правовая дефиниция криптовалю-ты, токенов или некой категории, которая имеет определенные квалифицирующие признаки, устанавливаются общие принципы и затем решаются частные вопросы правоприменения. Мировая тенденция несколько отличается от этого пути: сначала решаются частные вопросы применительно к компетенции того или иного органа государственной власти и уже затем происходит обсуждение общих «правил игры» в новой криптоэкономике.

5 Регулирование криптовалют. Исследование разных стран // Евразийская экономическая комиссия. Декабрь, 2017 г. С. 27.

6 https://forklog.com/kazahstan-zapustit-kriptovalyutu-obespechennuyu-traditsionnymi-finanso-vymi-aktivami/

7 Регулирование криптовалют. Исследование разных стран // Евразийская экономическая комиссия. Декабрь, 2017 г. С. 29.

6) В связи с этим были рассмотрены как действующие нормативные правовые акты на территории ЕАЭС (в Белоруссии), так и проекты нормативных правовых актов, которые с разной степенью вероятности будут приняты (Россия), также говорилось и о выжидательной позиции регуляторов (Армения).

7) Скорее всего, законодательство будет развиваться в сторону квалификации криптовалю-ты, токенов как финансовых инструментов. Во-первых, в настоящее время квалифицированные инвесторы имеют больше возможности получать прибыль от операций с ними, в то время как частные лица не имеют таких же средств и компетенций. Даже стилистически инструменты проведения операций в чем-то схожи с Forex. Во-вторых, у многочисленных токенов есть вола-тильность, гораздо в большей мере, чем у ценных бумаг на сложившихся финансовых рынках. В-третьих, путь нормативно-правового регулирования токенов, криптовалюты в чем-то напоминает рынок производных финансовых инструментов: от квалификации на уровне судебной практики в качестве азартных игр до разветвленного нормативного правового регулирования и предоставления правовых средств для защиты законных интересов субъектов, действующих в цифровой экономике.

8) Как представляется, существует тенденция в наделении национальных банков еще одним видом полномочий по регулированию цифровой экономики наряду с министерствами финансов и другими профильными министерствами. Это может быть оправдано защитой интересов государственного бюджета и интересов частных лиц, которые пока еще не защищены. В отличие от «традиционных» финансовых инструментов для операций с токенами требуется не только высокий уровень финансовой грамотности, но и технические знания.

Библиографический список

1. Декрет Президента Республики Беларусь № 8 от 21 декабря 2017 г. «О развитии цифровой экономики».

2. Законопроект № 424632-7 О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации (о цифровых правах) // http://sozd.parlia-ment.gov.ru/bill/424632-7

3. Постановление Минфина РБ от 06.03.2018 №16 «Об утверждении Национального стандарта бухгалтерского учета и отчетности «Цифровые знаки (токены)».

4. Проект федерального закона «О цифровых финансовых активах» // https://www.minfin.ru

5. Регулирование криптовалют. Исследование разных стран // Евразийская экономическая комиссия. Декабрь, 2017 г.

6. Report of Investigation Pursuant to Section 21(a) of the Securities Exchange Act of 1934: The DAO Release No. 81207 / July 25, 2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.