Научная статья на тему 'Развитие подходов к оценке устойчивости экономического роста компаний'

Развитие подходов к оценке устойчивости экономического роста компаний Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
752
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИЗ УСТОЙЧИВОСТИ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ КОМПАНИИ / ЭЛЕМЕНТЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ANALYSIS OF STABILITY / THE ECONOMIC GROWTH OF COMPANY / THE ELEMENTS OF STEADY DEVELOPMENT / INNOVATION DEVELOPMENT.BY INTERACTIONS / THE BASE MECHANISMS OF CONTROL / MODEL OF THE TECHNOLOGY OF CONTROL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Романова Людмила Ефимовна, Коршунова Галина Валентиновна

Рассматривается необходимость учета таких направлений анализа устойчивости экономического развития компаний, как социальная, инновационная и экологическая устойчивость.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF APPROACHES TO THE EVALUATION OF THE STABILITY OF THE ECONOMIC GROWTH OF THE COMPANIES

The need of the calculation of such directions of the analysis of the stability of the economic development of companies as social, innovation and ecological stability is examined.

Текст научной работы на тему «Развитие подходов к оценке устойчивости экономического роста компаний»

3. Моисеев С.Р.. Макропруденциальная политика: цели, инструменты и применение в России.// Банковское дело. 2011. № 5. с. 12-20.

4. Симановский А.Ю. Банковское регулирование: реэволюция //Деньги и Кредит. 2014. № 1. с. 44-46.

5. Отчет о развитии банковского сектора и банковского надзора в 2002-2015 гг.. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cbr.ru/publ/ ?PrtId=nadzor (дата обращения: 05.12.2016).

Солдатенкова Инна Вячеславовна, аспирант, inna soldatenkovaamail.ru, Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский Государственный Экономический Университет

MODERNIZATION OF RUSSIAN BANK SUPERVISION OF THE FINANCIAL MARKET AS A KEY FACTOR IN ACHIEVING FINANCIAL STABILITY

I.V. Soldatenkova

The article describes the evolution and current status of the Bank of Russia supervisory system for financial market. The author's classification of the supervisory process is denoted, the measures of micro-prudential and macro-prudential regulation of Banc of Russia are analyzed. A promising model of the Bank of Russia supervisory system for the financial market in the conditions of transition to the macro-prudential regulation is proposed.

Key words: mega-regulator, macro-prudential regulation, micro-prudential supervision, model of supervision of the Bank of Russia for financial intermediaries, systemic risk, credit and banking system

Soldatenkova Inna Vyacheslavovna, post-graduate student, in-na soldatenkova a mail.rii, Russia, St. Petersburg, St. Petersburg State Economy University

УДК 338.518

РАЗВИТИЕ ПОДХОДОВ К ОЦЕНКЕ УСТОЙЧИВОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА КОМПАНИЙ

Л.Е. Романова, Г.В. Коршунова

Рассматривается необходимость учета таких направлений анализа устойчивости экономического развития компаний, как социальная, инновационная и экологическая устойчивость.

Ключевые слова: анализ устойчивости, экономический рост компании, элементы устойчивого развития, инновационное развитие.

В целях стабилизации национальной экономики необходимо обеспечить устойчивость развития экономических субъектов [4, 9].

В условиях современной бизнес-среды каждая компания стремится к развитию, которое позволило бы ей сохранить и преумножить свое конкурентное преимущество и расширить долю на рынке. Поэтому стратегически важной целью становятся устойчивый рост и развитие.

Устойчивый рост - это такой рост, который возможен в компании при нежелании или отсутствии возможности привлечения дополнительного капитала и неизменных операционных и финансовых коэффициентах.

Оценку устойчивости экономического роста субъектов бизнеса в настоящее время предлагается выполнять на основе применения: «золотого правила экономики», модели BCG, коэффициента устойчивого роста (SGR - sustainable growth rate), модели Хиггинса (коэффициента внутреннего роста - A Model of Optimal Growth Strategy), модели достижимого роста Дж. Ван Хорна, темпа приемлемого роста Р. Визванатана (учета финансовых ограничений при выборе стратегии роста).

Модели устойчивого роста в рамках традиционного бухгалтерского подхода базируются на анализе финансовых ресурсов компании, которые могут соответствовать данному темпу роста продаж компании. Примером такого подхода является анализ с использованием матриц роста, по вертикальной оси которых измеряется темп роста компании, а по горизонтальной - коэффициент рентабельности активов (ROA).

В условиях ограниченности ресурсов и возможности выбора из ряда рыночных предложений ключевым становится понятие альтернативных издержек или утраченного дохода. Оценка деятельности компании, таким образом, осуществляется «с позиции ее потенциальных рисков и соответствующей им доходности».

Когда фактическая доходность инвестора от вложений в данную компанию будет ниже аналогичных возможностей на данном рынке, держатель капитала потеряет интерес и захочет изъять свои ресурсы. В связи с этим основной показатель данной концепции - экономическая прибыль, может быть представлен следующим образом:

RI = NOPAT- WACC*IC = (ROIC- WACC)*IC, (1)

где RI - экономическая прибыль, NOPAT - операционная прибыль без налога на прибыль, WACC - средневзвешенная стоимость капитала, IC - инвестированный капитал, ROIC - доходность на инвестированный капитал.

Устойчивый рост в соответствии с «финансовой» концепцией происходит при росте фундаментальной стоимости компании. Следуя логике формулы 1, стратегический рост компании возможен при выполнении одного из двух условий: увеличение положительного спреда между доходностью капитала и затратами (повышение эффективности деятельности компании) или рост размера инвестированного капитала.

Стоимостное измерение деятельности компании с точки зрения ее внешних и внутренних процессов отражает показатель EVA (Economic Value Added).

Еще в конце 1980-х годов консалтинговая компания Stern Stewart & Co (во главе с двумя исследователями и основателями компании Stern и

Stewart) создала и запатентовала концепцию экономической добавленной стоимости.

EVA определяется как разница между чистой операционной прибылью и затратами на капитал компании.

EVA = NOPAT - Capital = NOPAT - WACC * CE, (2)

где NOPAT (Net Operationg Profit After Tax) - чистая прибыль, полученная после уплаты налога на прибыль и за вычетом суммы процентов, уплаченных за пользование заемным капиталом, то есть это чистая прибыль по данным финансовой отчетности (по форме №2 «Отчет о финансовых результатах») с учетом необходимых корректировок; Capital (Cost Of Capital) - совокупная стоимость капитала компании (состоит из собственного и заемного капитала, измеряется в абсолютных единицах); WACC (Weight Average Cost Of Capital) - средневзвешенная стоимость капитала (измеряется в относительных величинах, %), это стоимость совокупного капитала (собственного и заемного); CE (Capital Employed) - инвестированный капитал. Представляет собой капитал, определяемый с учетом стоимости ресурсов, не включенных в баланс.

В рамках финансового подхода для оценки качества роста компании предложено использовать матрицу качества [2]. Такой подход к определению роста компании строится на двух основных критериях: среднего темпа роста продаж и темпа роста стоимости капитала.

На наш взгляд применение финансового подхода не позволяет дать полную оценку качества роста компании, поскольку механизм устойчивого развития хозяйствующего субъекта может быть выявлен на основе комплексного анализа всех его элементов. Для развития и дополнения финансового анализа устойчивости экономического развития компании целесообразно оценить его элементы [5] - рис.

Обзор современных исследований по проблемам анализа и формирования устойчивости экономического роста показывает, что при высокой степени отработанности методики анализа финансовой устойчивости компаний её следует дополнить характеристикой главных тенденций современного социально-экономического развития. При этом необходимо учитывать такие тенденции в экономическом развитии как социализация бизнеса, повышение роли экологических факторов и эффективности корпоративного имиджа предприятий [8].

Условия экономического роста хозяйствующих субъектов были сформулированы участниками Международной конференции по устойчивому развитию, состоявшейся в 1992 г. в Рио-де-Жанейро. При расширении круга субъектов экономики происходит пересмотр традиционных взглядов на оценку социального роста компании. Выполняя данную оценку, следует учитывать, что развитие компаний может иметь кроме позитивных, также и негативные социальные и экологические последствия, ко-

торые следует предотвращать путем формирования обоснованных социально ориентированных моделей поведения субъектов экономики. В основу формирования моделей социального роста следует положить концепцию социальной ответственности причем как на уровне компаний и национальных экономик, так и в общемировом масштабе.

Направления комплексной оценки устойчивости экономического роста компании

Конкретные механизмы удовлетворения социальных потребностей до 1970-х годов прошлого века были в ведении государства и соответствующих гражданских институтов. В то время финансовое участие бизнеса в решении социальных задач заключалось в уплате налогов и в поддержке благотворительных программ. В наиболее развитых странах были выработаны довольно высокие стандарты социальной защищенности населения и существенный уровень государственных социальных затрат.

Такие тенденции демографического и социально-экономического развития, как старение населения, снижение уровня его занятости, понижение престижности высококвалифицированного труда ведут к необоснованности оплаты труда различных категорий работников обостряют социальные проблемы.

Для поддержания необходимого уровня социальной устойчивости необходим дальнейший рост объема инвестиций, который в современных условиях нельзя обеспечить только за счет средств государственного бюджета. Кроме того, повышение уровня конкурентоспособности фирм все в большей мере определяется стратегией инновационного развития, в основе которой лежит человеческий, интеллектуальный, социальный капитал, то есть качество трудового потенциала [7], и мотивация конкурентного поведения [3]. Это обстоятельство обуславливает решения проблем социальной ответственности бизнеса и необходимостью повышения роли нематериальных факторов экономического роста, связанных с развитием человеческого потенциала. Поэтому разработка принципиально новых моделей оценки социальной устойчивости диктуется условиями современного уровня хозяйствования.

Формирование моделей оценки устойчивости экономического роста компаний, ориентированных на социальные критерии, может быть основано на концепции социальной ответственности, для чего необходимо, прежде всего, обосновать критерии социально ответственного поведения и механизмы его стимулирования [10].

Социально ответственное поведение участников бизнеса предопределяет становление принципиально новых механизмов мотивации и поведении участников рыночного взаимодействия.

Как показывают исследования, критерием социально ответственного поведения бизнеса является наличие нерыночных элементов в воспроизводственном поведении фирмы, связанных с формированием партнерских отношений [3].

Социальная ответственность предполагает вносить обоснованные изменения в поведение компании, то есть целенаправленно регулировать взаимодействия со всеми вовлеченными в ее деятельность участниками [3]. При формировании стратегии экономического роста на основе положений «мейнстрима» [6], социально ответственному менеджеру следует руководствоваться не только такими рыночными критериями как прибыль, рентабельность, стоимость бизнеса, но и критериями, учитывающими интересы сторон. При таком подходе анализ экономического роста компании будет осуществляться не по одномерной рыночной оценке, а согласно многомерной комплексной оценке, основанной на рациональной шкале ценностей, учитывающей экономические, экологические, социальные и этические аспекты деятельности компании.

В данном случае целесообразно обратится к проявлению специфики европейского подхода к определению конкурентоспособности в отличие от подхода, принятого в традиционном менеджменте. Эта специфика заключается в том, что ключевым фактором развития является помещение человека в центр внимания экономической политики. Если менеджмент рассматривает человеческий потенциал как средство достижения

конкурентоспособности, европейский же подход устанавливает конкурентоспособность в качестве инструмента, служащим людям, позволяющего оценить удовлетворение человеческих потребностей и обеспеченность этого удовлетворения.

Еще одной специфической чертой европейского подхода к конкурентоспособности является высокая роль экономики знаний [1]. Основанное на знаниях общество требует полного переосмысления функционирования всех национальных образовательных систем. В частности, одним из ключевых факторов систем, ориентированных на рост и повышение конкурентоспособности, является «обучение в течение всей жизни». Это означает, что в любой момент времени человеку любой возрастной категории должны быть предоставлены возможности для адаптации и участия в жизни основанного на знаниях общества.

Учитывая значение экономики знаний, можно утверждать, что социальная, образовательная и культурная политики имеют существенное значение для роста экономики, поскольку они непосредственно влияют на условия работы компаний. Поэтому их целесообразно включать в качестве направлений оценки стратегии экономического роста, поскольку данное включение обеспечит не только более полную оценку экономического роста компаний, но и даст характеристику уровня поддержания социального единства общества.

Понятие социально ответственного поведения базируется в современных условиях на трех уровнях социальной ответственности предпринимательства [5].

Первый (базовый) уровень отражает получившую распространение в англосаксонских странах модель «компании собственников». Такая модель является предпосылкой, стартовым условием. Социально ответственное поведение, предусмотренное данной моделью, предусматривает выполнение руководством компании прямых обязательств в соответствии с установленными правилами: регулярно выплачивать заработную плату, размер которой должен обеспечивать нормальное воспроизводство рабочей силы; соблюдение норм трудового законодательства; своевременно и в полном объеме уплачивать все положенные налоги; обеспечивать установленные стандарты качества продукции.

Второй уровень предусматривает развитие партнерских внутрифирменных отношений и предполагает непосредственный учет интересов работников. Помимо соблюдения базовых обязательств первого уровня предусмотрена гарантия обеспечения предоставления работникам компании определенного набора льгот и социальных услуг. На данном уровне предусмотрена реализация целевых социальных инвестиций, которые можно разделить на два вида: 1) инвестиции в человеческий капитал, в том числе в профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации персонала, в совершенствование организации и содержания

труда, в охрану труда и здоровья работников; 2) социальные инвестиции, отдача от которых носит преимущественно косвенный характер и трудно поддается учету, такие, как улучшение пенсионного и жилищного обеспечения, программы, направленные на повышение жизненного уровня членов семьи работника.

Третий уровень охватывает программы и направления деятельности, сфера действия которых выходит за рамки отдельной компании. Объектом социальных инвестиций третьего уровня является население территорий либо отдельные его категории. Здесь реализуются все благотворительные программы и частично программы, нацеленные на создание благоприятных условий деятельности компании, дающие сопутствующий эффект, в частности, вложения в транспортную инфраструктуру региона, благоустройство территории, освещение улиц. Такая форма социального инвестирования обеспечивает осуществление контроля за использованием средств и получения конечного результата в виде повышения качества жизни и улучшения среды обитания.

Обеспечение экономического роста компаний на основе становления института социальной ответственности - длительный, нередко противоречивый процесс. При этом внешние атрибуты социального роста усваиваются и распространяются намного легче, чем происходит реальная перестройка мотивации и поведения менеджмента корпораций. Формирование социально ответственного поведения в предпринимательской среде возможно только при целенаправленной поддержке со стороны государства и его активном участии в решении социальных проблем. Вместе с тем механизм социально ответственного предпринимательства не может рассматриваться в качестве основного способа смягчения социальных противоречий, обеспечения социальной защищенности населения и устойчивого развития. Это лишь один из инструментов системы, определяющих устойчивость экономического роста компаний.

Список литературы

1. Васин С.А., Коршунова Г.В. Концепция знаний основа экономического роста. Вопросы экономики. 2006. № 10. С. 38-42.

2. Ивашковская И.В. Финансовые измерения корпоративных стратегий. Аудит и финансовый менеджмент. 2007. №5. с. 150-163.

3. Коршунова Г.В. Мотивация стратегических решений о типах конкурентного поведения предприятия на рынке товаров Финансы и кредит. 2005. № 2 (170). С. 76-79.

4. Коршунова Г.В. Проблемы формирования конкурентоспособности национальной экономики. Финансы и кредит. 2012. № 4. С. 74-78.

5. Корчагина Е.В. Анализ и оценка экономической устойчивости в структурах предпринимательства. Спб.: Изд-во СПб ГУЭФ. 2002. 145 с.

6. Кушлин В.И. Траектории экономических трансформаций / В.И. Кушлин. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004.

7. Романова Л.Е. Финансовый анализ использования трудового потенциала коммерческой организации. Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. Вып. 1. Ч. I. Тула: Изд-во ТулГУ, 2016. С.175-179.

8. Романова Л.Е., Бабкин П.Ю. Определение эффективности корпоративного имиджа промышленного предприятия на основе оценки его конкурентоспособности. Менеджмент в России и за рубежом. 2013. № 3. С. 98-105.

9. Романова Л.Е. Проблемы анализа рыночных структур. Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2010.№ 1-2. С. 15-26.

10. Соболева И. Социальная ответственность бизнеса: глобальный контекст и российские реалии. Вопросы экономики, 2005. №10.

Романова Людмила Ефимовна, д-р экон. наук, проф., milarom12@yandex.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Коршунова Галина Валентиновна, д-р экон. наук, зав. кафедрой, korshunova_gv@mail.ru, Россия, Тула, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (филиал в г. Туле)

DEVELOPMENT OF APPROACHES TO THE EVALUATION OF THE STABILITY OF THE ECONOMIC GROWTH OF THE COMPANIES

L.E. Romanova, G.V. Korshunova

The need of the calculation of such directions of the analysis of the stability of the economic development of companies as social, innovation and ecological stability is examined.

The keywords: the analysis of stability, the economic growth of company, the elements of steady development, innovation development.by interactions, the base mechanisms of control, model of the technology of control.

Romanova Ludmila Efimovna, doctor of econ. Sciences, professor, mi-larom12@yandex.ru, Russia, Tula, Tula state university,

Korshunova Galina Valentinovna, doctor of economy sciences, head by department, korshunova_gv@mail.ru, Russia, Tula, financial university with the government of the Russian Federation (Tula branch)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.