РЕГИОНАЛЬНАЯ И ОТРАСЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА
УДК 338.48
Дерен И.И.1 Земляникина А.Д.2
развитие подходов к классификации видов туризма
Аннотация. В статье рассмотрены ключевые классификации видов туризма. Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в расширении классификаций видов туризма авторскими позициями в части включения таких видов туризма как религиозный, образовательный, агротуризм, пенсионный. Охарактеризованы особенности формирования классификаций видов туризма, а также их значимость для совершенствования государственного управления в сфере туризма.
Ключевые слова: экономика туризма, классификация видов туризма, туристские услуги, национальный стандарт, туристский мотив.
Deren I.
Zemlyanikina A.
DEVELOPMENT OF APPROACHES TO CLASSIFICATION OF TOURISM TYPES
Abstract. The paper discusses the key classifications of types of tourism. The theoretical significance of the study lies in expanding the classifications of types of tourism. The authors consider such types of tourism as religious, educational, retirement and agrotourism. The paper characterizes the features of the formation of classifications of types of tourism, as well as their significance for improving public administration in the field of tourism.
Keywords: economics of tourism, classification and types of tourism, tourist services, national standard, tourist motive.
В современных условиях туристская отрасль в Российской Федерации является самым динамичным и приоритетным сектором экономики, развитие которой обеспечивает сглаживание различий в уровне социально-экономического развития регионов Российской Федерации, увеличение объемов налоговых поступлений в
бюджеты различных уровней бюджетной системы нашей страны [11].
В рамках определения направлений развития туристской отрасли особую важность представляет рассмотрение классификаций видов туризма, предлагаемых различными исследователями. В рамках каждого вида туризма необходим
1 Дерен Иванна Ивановна, доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний, г. Владимир, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
Ivanna Deren, Doctor of Economics, Associate Professor, Professor of the Department of Humanitarian and Socioeconomic Disciplines, Vladimir Law Institute of the Federal Penitentiary Service, Vladimir, Russian Federation, e-mail: deren-ivanna@yandex. ru.
2 Земляникина Анастасия Дмитриевна, начальник отдела мониторинга и контроля реализации программ и проектов управления программ и проектов Министерства экономического развития и промышленности Владимирской области, г. Владимир, Российская Федерация, e-mail: [email protected].
Anastasia Zemlyanikina, Head of the Department for Monitoring and Control of the Implementation of Programs and Projects of the Department of Programs and Projects of the Ministry of Economic Development and Industry of the Vladimir Region, Vladimir, Russian Federation, e-mail: [email protected]
индивидуальный набор инструментов развития туристской индустрии в целях обеспечения клиентоцентричного подхода в условиях роста спроса на внутренний туризм [6, 7].
Представляет научный интерес работа С. А. Боголюбовой, в которой выделяются 6 видов туризма, исходя из мотивационных факторов (Рисунок 1).
Рисунок 1. Классификация видов туризма по мотивационным факторам [3]
Первый - оздоровительный туризм (с целью физического или психологического восстановления организма). С.А. Боголюбова дополнительно акцентируется внимание на факторе сезонности, а также на использовании природных лечебных факторов (лечебные свойства почвы, моря или климата).
Туризм с целью изучения культуры (культурный туризм) - второй вид. Дополнительно можно выделить ещё два подвида: познавательный и паломнический туризм. В рамках познавательного туризма основным объектом посещения являются исторические, культурные, географические достопримечательности. В рамках паломнического туризма - места с особым религиозным значением.
Третьим видом является общественный туризм. Основная цель - посещение родственников, знакомых и друзей. Дополнительно к данному виду можно отнести организованные группы (клубный туризм), образовавшиеся на основании интересующей спортивной или развлекательной программы.
Четвёртый вид - спортивный туризм. В данном случае можно выделить активную и пассивную формы участия в спортивных мероприятиях (соревнованиях).
Экономический туризм является пятым видом. К нему относятся поездки с коммерческими и профессиональными целями: выставки, ярмарки, форумы.
Классификация видов туризма С.А. Боголюбовой выстроена с учетом выделения различных мотивов туриста к путешествию. Однако в целях более точной идентифика-
ции видов туризма в рамках рассматриваемой классификации авторами предлагается дополнительно выделить следующие (Рисунок 2):
- религиозный туризм. По нашему мнению, он требует индивидуального обособления ввиду того, что путешествия с религиозными целями являются одним из старейших видов туризма и охватывают обширный массив туристских дестинаций четырех наиболее распространенных в мире религий: христианства, ислама, иудаизма, буддизма.
- образовательный (учебный) туризм. В настоящее время существует многообразие различных туров естественно-научного профиля, с углубленным изучением иностранных языков, историко-культурного направления и т. п. Соответственно, выделение образовательного (учебного) туризма как отдельного вида является закономерным.
- экологический туризм. Содержание данного вида составляют путешествия в природные зоны, в частности заповедники, национальные парки, имеющие особый статус, с целью изучения существующего в них при-родно-культурного комплекса, а также содействия реализации программ и проектов по охране окружающей среды.
- агротуризм. Выделяется как отдельный вид, исходя из следующих компонентов: природные ландшафты, экологически чистая продукция, размеренное времяпрепровождение, размещение в фермерских хозяйствах или частном секторе, приобретение новых навыков (сыроварения, ухода за животными и т. п.).
Агротуризм М-С Промышленный * ■ ■
..................: \...................
Рисунок 2. Классификация видов туризма по мотивационным факторам
- промышленный туризм. Является новой туристской реалией, в том числе в связи со снижением объема экспортно-импортных операций и уходом ряда иностранных производителей с российского рынка. Основной площадкой выступает предприятие, с историей, циклами производства, особенностями и уникальностью продукции которого туристы знакомятся в ходе экскурсии.
В работе Н.А. Восколович обособленными составляющими классификации видов туризма являются этнический и образовательный туризм. Сегодня содержание этнического туризма составляет познание этноса в части местной кухни, культуры, языковых особенностей народов, исторически проживающих на посещаемой туристами дестина-ции [4]. Интересным трендом является увеличение количества туристических поездок в целях знакомства с родиной своих предков. Параллельно изменяется и структура спро-
са на услуги: преобладание «размещения у родственников» сменяется на «размещение в гостиницах», повышается интерес к различным культурным программам в данных местах [5].
Образовательный туризм в большей части представлен лингвистическим туризмом, охватывающим поездки с целью одновременного изучения иностранного языка [4, 12]. Данный вид туризма включает несколько направлений, определяющих состав и содержание образовательных треков для туристов [4].
Позиция Н.А. Восколович, по нашему мнению, в настоящее время является актуальной и имеет все перспективы для развития. Нельзя не согласиться, что этнический туризм является новым направлением. Туристы, выбирающие целью путешествия посещение малой родины, способствуют созданию новых мест притяжения на малых территориях, проведе-
нию локальных мероприятий, которые впоследствии могут образовывать и новые туристские маршруты.
В сегодняшних условиях перспективным видом туризма является образовательный, особенно в рамках молодежной страты, представители которой совмещают отдых с обучением [10]. Значительный потенциал сегодня приобретает и виртуальный образовательный туризм благодаря своей доступности,
отсутствию географических и экономических ограничений. Отдельным преимуществом виртуальной среды является возможность персонализированной настройки контента под конкретные интересы и запросы каждого туриста [8].
В классификации И.И. Черкасовой виды туризма определены по целям поездки, времени, возрасту, формам участия и видам туров (Рисунок 3).
Рисунок 3. Классификация видов туризма И.И. Черкасовой [13]
Данная классификация видов туризма является полной и всеобъемлющей. Вместе с тем в настоящее время в классификацию видов туризма по возрасту целесообразно включить дополнительный элемент «пенси-
онный туризм» ввиду ускоренного развития данного сегмента на современном туристском рынке, а также увеличения численности населения данной возрастной группы (Рисунок 4).
Рисунок 4. Классификация видов туризма по целям поездки, времени, возрасту, формам участия и видам туризма (авторский подход)
Существование различных подходов к классификации видов туризма объясняется совокупностью факторов, среди которых:
- цель туризма;
- особенности структуры туристского потока;
- направление туристского потока;
- организация путешествий.
Соответственно, основная потребность
в путешествии является определяющей при выборе его вида: познавательный, лечебный (медицинский), досуговый (рыбалка, охота и т. д.), спортивный, деловой туризм и другие.
Вместе с тем широко распространен «комбинированный» туризм, включающий несколько видов туризма в целях полного удовлетворения потребностей туриста. В частности, широко распространено совмещение рекреационного и познавательного видов туризма.
Общие элементы классификации видов туризма определены в национальных стан-
дартах. Потребность в стандартизации управления отраслью туризма объясняется необходимостью обобщения накопленного опыта и разработки инструментов управления туристскими потоками [2].
В том числе следует отметить повышенный интерес органов государственной власти к созданию национальных стандартов, что объясняется спецификой формирования государственной политики управления сферой туризма, требующей прозрачности, обоснованности и оперативности принятия управленческих решений. Процесс стандартизации не следует считать завершенным, он продолжается посредством уточнения принятых стандартов и разработки новых.
Классификация активных видов туризма установлена в государственном стандарте ГОСТ Р 54601-2011 «Туристские услуги. Безопасность активных видов туризма». В соответствии с данным стандартом по способу ор-
ганизации выделяются организованные виды (с помощью туристских организаций, гидов, спортивных сообществ) и самостоятельные виды (без помощи сторонних организаций, построение маршрута и логистики своими силами и средствами) [1].
Классификация видов туризма по критерию выбора варианта передвижения включает следующие: пешеходный, лыжный, горный, водный, парусный, велосипедный, автомототуризм, конный, комбинированный и другие [1].
Отражена в рассматриваемом стандарте и классификация видов туризма по критерию возраста и социального статуса, включающая детский, молодёжный, взрослый, семейный туризм, а также туризм для лиц с ограниченными возможностями [1].
По итогам рассмотрения всех классификаций видов туризма необходимо отметить их важность как для государства в рамках государственного регулирования отрасли туризма, так и для иных участников системы управления туризмом в рамках формирования туристского продукта [9].
Таким образом, представленные выше подходы к классификации видов туризма выявили отсутствие между ними сущностных типологических различий. Группировка путешествий основана на определенном классификационном признаке. Отличительной особенностью является разграничение видов туризма в зависимости от мотивации туристов (внутренних факторов), разграничение форм туризма осуществляется на основании внешних причин и воздействий (например, в зависимости от происхождения туристов, от длительности пребывания, от возраста туристов, от транспортных средств и т. п.).
Основываясь на данных положениях, представляется целесообразным дополнить классификацию С. А. Боголюбовой такими видами туризма, как религиозный, образовательный (учебный), экологический, промышленный, агротуризм. Типологию Н.А. Восколович дополнить виртуальным образовательным туризмом, являющимся на сегодняшний день востребованным ввиду развития новых технологий. А в классификацию видов туризма
И.И. Черкасовой включить дополнительный элемент - пенсионный туризм.
Для государства в большей части дифференциация всевозможных видов туризма важна с позиции их организации. Здесь не только нормативное регламентирование деятельности всех участников конкретного вида туризма, но и разработка инструментов развития и мер поддержки, а также их последующая реализация. Так как некоторые виды туризма требуют применения специального оборудования (снаряжения) (горный, лыжный, парусный), а также наличия специально оборудованного месторасположения (горный вид туризма), необходимо обеспечить активную государственную поддержку для развития подобных видов туризма в нашей стране, поскольку для граждан оплата таких услуг не всегда представляется возможной. Например, стоимость проката горнолыжного оборудования, начинающаяся в 2023 году от 1500 рублей (в день), а ски-пасса от 2500 рублей (на 1 день), является недоступной для туристов с уровнем дохода ниже среднего.
Не менее важны классификации видов туризма по критерию возраста и социального положения. Они позволяют сформировать «анкету» каждого туриста, интересующегося тем или иным видом туризма. В случае ограниченности физических возможностей требуется не определение запретов и ограничений для таких туристов, а прямо противоположное - формирование на государственном уровне механизмов для организации инклюзивного туризма.
В рамках классификации видов туризма по критерию сезонности осуществляется равномерное планирование туристской активности в течение года (с учетом планирования спроса туристов на определенные виды туризма в зависимости от времени года). Данная классификация видов туризма удобна как для коммерческих организаций, так и для управленцев федерального/регионального/муниципального уровней, позволяя осуществлять эффективное расходование запланированных на данную сферу бюджетных средств, исключая их исполнение только в летний или зимний сезон.
Таким образом, классификация видов туризма позволяет осуществлять разработку стратегий развития туризма как в рамках отдельных территорий (муниципальных образований, субъектов Российской Федерации), так и в масштабах всей страны на принципах сбалансированности, учета потребностей и
ожиданий туристов. Дополнительно важность классификации видов туризма обусловлена осуществлением выбора направления инвестирования в туризм, определением потребностей туристов в новых туристских продуктах, а также обозначением приоритетов развития самой отрасли туризма.
библиографический список
1. ГОСТ 32611-2014. Межгосударственный стандарт. Туристские услуги. Требования по обеспечению безопасности туристов // Приказ Росстандарта от 26.03.2014 № 228-ст.
2. Байбаков Э.И., Рубцов В.А., Биктимиров Н.М. Мотивация как фактор управления туристскими потоками // Социально-экономические аспекты развития информационно-коммуникационных технологий в обществе: сборник статей. М.: ООО «Импульс», 2018. С. 89-92.
3. Боголюбова С. А. Виды и тенденции развития туризма: учебное пособие для вузов. М.: Издательство Юрайт, 2023. 231 с.
4. Восколович Н.А. Маркетинг туристских услуг: учебник и практикум для вузов. М.: Издательство Юрайт, 2023. 242 с.
5. Вострова Е.И. Российский туризм в эпоху пандемии COVID-19: новые тренды // Дискурс. 2021. Т. 7. № 6. С. 74-82.
6. Дерен И.И. Экономические тенденции в сфере услуг в Российской Федерации с учетом глобальных факторов // Вестник Национальной академии туризма. 2020. № 3(55). С. 34-37.
7. Дерен И.И., Земляникина А.Д. Актуализация классификации видов туризма в условиях новой экономической реальности // Научно-практический журнал «Ученые записки». 2023. № 3 (47). С. 14-21
8. Ибрагимова М.И. Виртуальный образовательный туризм как новый вид туризма // ORIENSS. 2023. №4. URL: https://cyberleninka.m/article/n/virtualnyy-obrazovatelnyy-turizm-kak-novyy-vid-turizma (дата обращения: 22.10.2023).
9. Некрасова М.Л., Романова И.А., Анисимова В.В., Краснова Н.В., Баядян А.Ю. Формирование стратегии продвижения конкурентоспособного туристского продукта Российской Федерации на въездном и внутреннем туристском рынке // Современные проблемы математических и естественных наук в мире: сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Казань, 2017. С. 35-41.
10. Разыграев А.А., Мирошина Е.А. Возможности образовательного туризма для молодёжи // Национальная ассоциация ученых. 2020. № 53-2 (53). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ vozmozhnosti-obrazovatelnogo-turizma-dlya-molodyozhi (дата обращения: 22.10.2023).
11. Рожин В.В. Определение, классификация видов туризма, основные показатели, характеризующие развитие туризма // Человек. Социум. Общество. 2023. № 7. С. 228-234.
12. Тарасова С.В., Черкасова И.И. Специфика и востребованность заочного образования // Маркетинг. 2010. № 3 (112). С. 115-124.
13. Черкасова И.И. Исследование системы индустрии туризма в условиях рыночной экономики. М.: ВЗФЭИ, 2006. 176 с.
BIBLIOGRAPHIC LIST
1. GOST 32611-2014. Interstate standard. Tourist services. Requirements to ensure the safety of tourists // Order of Rosstandart dated March 26, 2014 No. 228-st.
2. Baibakov E.I., Rubtsov V.A., Biktimirov N.M. Motivation as a factor in managing tourist flows // Socio-economic aspects of the development of information and communication technologies in society: collection of articles. M., 2018. Р. 89-92.
3. Bogolyubova S.A. Types and trends in the development of tourism: a textbook for universities. M., 2023. 231 p.
4. Voskolovich N.A. Marketing of tourist services: textbook and workshop for universities. M., 2023. 242 p.
5. Vostrova E.I. Russian tourism in the era of the COVID-19 pandemic: new trends // Discourse. 2021. T. 7. No. 6. P. 74-82.
6. Deren I.I. Economic trends in the service sector in the Russian Federation taking into account
global factors // Bulletin of the National Academy of Tourism. 2020. No. 3(55). P. 34-37.
7. Deren 1.1., Zemlyanikina A.D. Updating the classification of types of tourism in the conditions of the new economic reality // Scientific and practical journal "Scientific Notes". 2023. No. 3 (47). P. 14—21.
8. Ibragimova M.I. Virtual educational tourism as a new type of tourism // ORIENSS. 2023. No. 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/virtualnyy-obrazovatelnyy-turizm-kak-novyy-vid-turizma (date of access: 10/22/2023).
9. Nekrasova M.L., Romanova I.A., Anisimova V.V., Krasnova N.V., Bayadyan A.Yu. Formation of a strategy for promoting a competitive tourism product of the Russian Federation on the inbound and domestic tourist market // Modern problems of mathematical and natural sciences in the world: a collection of scientific papers based on the results of the international scientific and practical conference. Kazan, 2017. P. 35-41.
10. Razygraev A.A., Miroshina E.A. Opportunities for educational tourism for youth // National Association of Scientists. 2020. No. 53-2 (53). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ vozmozhnosti-obrazovatelnogo-turizma-dlya-molodyozhi (date of access: 10.22.2023).
11. Rozhin V.V. Definition, classification of types of tourism, main indicators characterizing the development of tourism // Man. Society. Socium. 2023. No. 7. P. 228-234.
12. Tarasova S.V., Cherkasova I.I. Specificity and demand for distance learning // Marketing. 2010. No. 3 (112). P. 115-124.
13. Cherkasova I.I. Study of the tourism industry system in a market economy. M., 2006. 176 p.