Научная статья на тему 'Развитие почтовой службы в начале XX В. В Горном Алтае'

Развитие почтовой службы в начале XX В. В Горном Алтае Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
261
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЧТА / ПОЧТОВО-ТЕЛЕГРАФНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ / КОРРЕСПОНДЕНЦИЯ / MAIL / POST-CABLE BRANCH / CORRESPONDENCE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Орлов Евгений Андреевич

На основе впервые вводимых в научный оборот данных рассматривается появление почтовой службы в Горном Алтае. Проанализированы основные направления деятельности почты в исследуемый период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The need to get news from other districts and countries goes back to an high antiquity. Post service a component of the nation-wide communication system, one of economy branches. It satisfies requirements of the industry, agriculture, management personnel for information interchange both in the country, and with other states, and also some cultural and community requirements of the population. On the all-Russian materials the theme of history of post service is rather well investigated. On materials of Gorny Altai the designated problem hadn"t become the object of complex and special studying: tendencies, features and specificity of creation and functioning of post service at various historical stages aren"t characterized. In Gorny Altai (Gorny Altai was a part of Biysk district of Tomsk province) it is formally possible to consider as date of creation of mail the year of 1904, when in village Ongudai the Altay Gorny district of Tomsk province the post-cable branch has been formed. By 1916 the territory of Gorny Altai was served by five post-cable branches and five post-cable agencies. The main activity of post workers was delivery of letters and the documentation, parcels and material assets. However, being in department of the Ministry of Internal Affairs, and closely cooperating with the Ministry of Finance, post workers often had to be engaged in gathering of statistical data. The collected data concerned number of a livestock of cattle, quantity of crops and grain stocks. They were also engaged in drawing up of lists of government agencies, the officials evacuated on military circumstances from areas of operations in other points. The data about the former military ranks that left service in connection with wound, and arrived on service in post-cable branches. There were also data about the geographical position and the population of province, the factory and factory industry, trade, taxes and duties, state buildings. It also contained the information about national morals, about number of prisoners, an amount of fires, hospitals, the working medical personnel, quantity of drugstores, maternity homes, psychiatric hospitals, ambulance stations, shelters, about smallpox vaccination, epidemics, about number of violent deaths, etc. All these data were used in the annual report to the emperor and published in «Reviews of Tomsk province». The formation and development of post service was favorable to all categories of the population in the region. Among them officials of different level, peasants, dealers, travelers etc. Thanks to occurrence of such service the region population had an opportunity in rather short terms to carry out sending and reception of correspondence, parcels, transfers, etc. Actually in 1904-1915 the foundation for development of post service and its infrastructure in the region was laid down.

Текст научной работы на тему «Развитие почтовой службы в начале XX В. В Горном Алтае»

2011 История №1(13)

УДК 99(470)«18»

Е.А. Орлов

РАЗВИТИЕ ПОЧТОВОЙ СЛУЖБЫ В НАЧАЛЕ ХХ в.

В ГОРНОМ АЛТАЕ*

На основе впервые вводимых в научный оборот данных рассматривается появление почтовой службы в Горном Алтае. Проанализированы основные направления деятельности почты в исследуемый период.

Ключевые слова: почта, почтово-телеграфное отделение, корреспонденция.

Почтовая служба - составная часть общегосударственной системы связи, одна из отраслей хозяйства. На общероссийских материалах тема истории почтовой службы исследована достаточно. На материалах же Горного Алтая обозначенная проблематика до сих пор не стала объектом специального изучения. Исходя из имеющихся архивных данных, датой создания почты в Горном Алтае (Горный Алтай входил в состав Бийского уезда Томской губернии) формально можно считать 1904 г., когда в с. Онгудай Алтайского горного округа Томской губернии было образовано почтово-телеграфное отделение. Одновременно был сформирован штат работников и смета на выплату жалованья. В штат отделения входил начальник отделения с установленным годовым окладом в 360 руб. и почтальон с окладом 174 руб. в год. Через год, 15 марта 1905 г. [1. Л. 13], подобное отделение было открыто и в с. Улала с аналогичным штатом. Первым начальником данного отделения был назначен Михайлов (имени и отчества не сохранилось). К 1916 г. территорию Горного Алтая обслуживало уже пять почтовотелеграфных отделений. Они располагались в селах Онгудай, Шебалино, Черга, Чемал, Кош-Агач. Были образованы и пять почтово-телеграфных агентств (в селах Улаган, Усть-Кан, Усть-Кокса, Лебединское, Нижне-Пьянково) и одна почтовотелеграфная контора в с. Улала.

Прямое влияние на создание почтовой службы в исследуемом регионе оказала Алтайская духовная миссия [1. Л. 9-11]. В 1896 г. миссия подала прошение на имя начальника Бийской почтово-

телеграфной конторы об открытии почтового отделения в с. Улала, которое было центром миссии. В селении насчитывалось 450 домов с 2526 жителями. Улала имела выгодное географическое положение (в 10 верстах находится с. Чемал, являющееся туристической и лечебной зоной для городов Западной Сибири). Здесь располагались: главный стан Алтайской миссии; резиденции мирового судьи 5-го участка Бийского уезда и пристава; сельская больница с врачом и 2 фельдшерами и акушерками; помощник управляющего 5-го участка Бийского уезда Алтайского горного округа; 8 торговцев, ведущих торговлю за границей, и торговцы местного уровня; иногородние служащие нескольких заводов по производству экспортного масла и 1 завод по производству церковных свечей; 3 учителя и 3 учительницы мужского училища и женской школы, женский монастырь (200 монахинь) [1. Л. 9]. Именно поэтому нужды в постоянных клиентах для почтового обслуживания не предвиделось.

Кроме того, источник указывал, что 6 декабря каждого года село Улала становилось местом проведения семидневной ярмарки. Помимо этого, каждую неделю по пятницам и субботам организовывались базарные торги, на которые приезжало население со всего региона. При вопросе выбора места для создания почтовой службы также учитывалось, что через Улалу транзитом шла корреспонденция в другие инородческие волости. Пользовались услугами службы крестьяне, проживавшие в с. Улала. Свою корреспонденцию они отправляли родственникам, находившимся в других регионах [1. Л. 9].

* Работа выполнена в рамках единого государственного заказа (ЕЗН 1.4.10)

Развитие почтовой службы в начале XX в. в Горном Алтае

В исследуемый период времени существовали различные способы доставки почты из одного населенного пункта в другой. Практика доставки корреспонденции из Бийска до Улалы была следующей. В течение длительного времени корреспонденция накапливалась в Бийской почтовотелеграфной конторе. Затем она передавалась рассыльному одной из 5 волостей, которые находились между г. Бийском и с. Улалой. Рассыльный, прибыв в свое отделение, передавал почту следующему рассыльному. Таким образом корреспонденция и достигала своего конечного пункта, хотя уже в изрядно потрепанном виде. Во многом данный способ доставки корреспонденции жителям региона был неудобен [1. Л. 10].

Как правило, почтовое отделение располагалось в крупном населенном пункте и обслуживало близлежащую территорию. В головной почтовотелеграфной конторе, которая находилась в с. Улала, работало 33 чел., у каждого была своя должность. В Улалинской почтово-телеграфной конторе существовали должности заведующего, почтальонов, надсмотрщиков, радиотелеграфистов, сторожа, уборщицы, заведующего канцелярией, бухгалтера, штат передвижных почтовотелеграфных работников. Предусматривались в конторе и должности резервных работников [2. Л. 5]. Они за сопровождение почт по трактам получали командировочные, в размере 40 коп. за сутки, и продовольствие на период пути. Такое правило на территории Горного Алтая было введено 5 января 1916 г. по предписанию начальника Главного управления [3. Л. 2]. Для контроля данного вида деятельности существовал специальный табель. В него вносились фамилия почтальона, место доставки, дата и время выезда, а также время возвращения и отсутствия. В случае задержки указывались причины и сумма, назначенная за сопровождение почты [4. Л. 102]. Если сопровождение почты по тракту составляло менее двух часов, то путевое довольствие в данном случае не назначалось [4. Л. 101].

Заработная плата почтово-телеграфных работников напрямую зависела от квалификации (всего было 7 классов, в исследуемом регионе чиновники были с 4 по 6 классы) и занимаемой должности. Так, в 1916 г. за один месяц работы начальник почтово-телеграфной конторы получал от 14 руб. 60 коп. до 32 руб. 50 коп. Заработная плата его помощника варьировалась от 15 руб. 94 коп. до 20 руб. Начальник почтово-телеграфного отделе-

ния за свою работу получал 12 руб. Такую же сумму денег зарабатывал начальник почтового отделения. Денежное довольствие у почтово-телеграфных чиновников составляло от 12 руб. до 22 руб. 50 коп., заработная плата старшего механика не превышала 23 руб. 50 коп. Оплата труда механика была немногим более 18 руб. Почтальон за свой труд мог заработать от 7 руб. 43 коп. до 9 руб. 45 коп. [4. Л. 113-114].

Основной деятельностью почтовых работников являлась доставка писем и документации, посылок и материальных ценностей [3. Л. 1] Однако, находясь в ведомстве Министерства внутренних дел и тесно сотрудничая с Министерством финансов, почтовым работникам часто приходилось заниматься сбором статистических сведений. К числу таковых относились данные о численности скота, количестве посевов и хлебных запасов [3. Л. 164]. Занимались они и составлением списков правительственных учреждений, должностных лиц, эвакуированных по военным обстоятельствам из районов боевых действий в другие пункты [3. Л. 74]. Собирались данные о бывших воинских чинах, уволившихся со службы в связи с ранением и поступивших на службу в почтово-телеграфные отделения [3. Л. 33]. Имелись в почтовом отделении данные о географическом положении и населении губернии, фабричной и заводской промышленности, торговле, податях и повинностях, казенных зданиях. Содержалась и другого рода информация - о народной нравственности, о числе арестантов тюрем, количестве пожаров, работающем медицинском персонале больниц, количестве аптек, роддомов, психиатрических больниц, амбулаторий, приютов, об оспопрививании, эпидемиях, о числе насильственных смертей и др. [5]

Деятельность почтовой службы была детально регламентирована. При доставке писем и документации в обязательном порядке учитывался контингент её отправителей. Так, например, письма и посылки для Обществ Красного Креста и Справочных бюро о военнопленных доставлялись бесплатно. Вся адресованная в адрес русских солдат корреспонденция доставлялась также бесплатно. Все посылки предписывалось помещать в наиболее прочную упаковку. Эта мера была необходима в целях сохранения содержимого посылки [3. Л. 68]. К числу товаров, рекомендованных для пересылки в такой упаковке, относились чай, сахар, табачные изделия, какао, шоколад, консервы, медикаменты в сухом виде, оптические и хирургиче-

Е.А. Орлов

ские инструменты, чертёжные и письменные принадлежности, бельё, все предметы одежды, обуви, снаряжения и вооружения [3. Л. 59]. В отделениях почтовой связи имелись списки воинских частей, госпиталей Красного Креста и других льготных организаций, куда почта доставлялась бесплатно [3. Л. 76]. Кроме них, льготами при доставке корреспонденции пользовались: «состоящий под Августейшим покровительством Ее Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны Комитет для оказания помощи русским военнопленным, находящимся во вражеских странах», «Бюро уполномоченного Русского в Берне Комитета, Штаб-с Ротмистра Скрябина» [4. Л. 11], Бюро о военнопленных при Министерстве Иностранных дел», «Особый Комитет помощи военнопленным при Центральном справочном Бюро о военнопленных», «Всероссийское Общество помощи военнопленным», «Отдел о военнопленных Всероссийского Союза городов», «Комитет помощи русским военнопленным Московского городского Управления» [4. Л. 64-65]. Не относящаяся к вышеперечисленным комитетам и бюро корреспонденция, подлежала оплате в размере от семи до двадцати копеек в зависимости от веса [4. Л. 9].

При отправке посылок существовали определенные запреты и ограничения. Предписанием по Томскому почтово-телеграфному округу от 8 августа 1915 года, за номером 26325 запрещалось вывозить за границу курительный табак второго и третьего сортов, листовой табак и махорочные изделия, кроме сигар, папирос и табака высшего качества [3. Л. 29]. В 1916 г., был определен список предметов, запрещенных к перевозке транзитом через Швецию. К их числу относились минералы, газометры, шкуры, кожи, меха, бумага и прочее [4. Л. 3-4]. Кроме того, существовал список предметов, разрешенных к вывозу в союзные страны. К числу таковых относились: кукуруза, макуха сурепная, отруби, свинина-бекон, яйца, кишки, телячьи желудки, рыба, табак высшего сорта, лесные материалы, семена кормовых трав, меха (кроме овечьих и козьих), смола, пенька, спирт, свиная щетина, волос и пр. [4. Л. 9]. Военнопленным, находившимся за границей, запрещалось посылать обувь и сапожные кожи [4. Л. 117].

Существовала инструкция и по отправке денежных переводов. Отправитель был обязан указать, в чье распоряжение зачислялись деньги, в

какой источник (параграф, статья, пункт и год его сметы), за что сдавались деньги и из какого Казначейства получены [3. Л. 1]. Любые финансовые операции, связанные с почтовой казной, разрешалось проводить не только в присутствии начальника отделения и его помощника, но и других почтовых чиновников [6. Л. 2]. Большинство почтовых служащих честно выполняли свою работу. Однако были случаи, когда почтальоны похищали корреспонденцию, адресованную в действующую армию или обратно. Делалось это с целью розыска в ней денежных вложений. Нужно сказать, что нечестные почтальоны предавались суду [4. Л. 60]. Не только почтальоны подвергались различного рода наказаниям. На чиновников, допускающих неисправности и преступную небрежность при исполнении служебных обязанностей в военное время, налагались самые строгие взыскания, вплоть до увольнения и предания суду [4. Л. 46]. В целом, отношение к почтово-телеграфным работникам оставалось уважительным. Свидетельство тому различного рода поощрения за государственную службу. Так, начальник Главного Управления почт и телеграфов камергер Похвиснев во время своего пребывания в Томске в знак благодарности за хорошую службу назначил премию в 10 рублей всем почтовым работникам и призвал к аккуратному, точному и ответственному выполнению своих служебных обязанностей при доставлении писем адресатам [3. Л. 45].

Таким образом, в начале XX в. на территории Горного Алтая начала складываться почтовая служба. Ее становление и развитие были важны для всех категорий населения региона. В их числе чиновники разного уровня, крестьяне, торговцы, путешественники и т.д. Благодаря появлению такого рода службы население региона получило возможность в довольно короткие сроки осуществлять отправку и получение корреспонденции, посылок, переводов и др. Фактически в 1904-1915 гг. были заложены основы и создана базовая инфраструктура для развития почтовой службы в регионе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Государственный архив Томской области (ГАТО). Ф. 218. Оп. 1. Д. 15. Л. 13.

2. Комитет по делам архивов Республики Алтай (КПДА РА). Ф. 90. Оп. 1. Д. 77.

3. КПДА РА. Ф. 90. Оп. 1. Д. 20.

4. КпДа РА. Ф. 90. Оп. 1. Д. 19.

5. Обзор Томской губернии за 1912 год. Томск, 1914.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.