Научная статья на тему 'Развитие перцептивно-рефлексивных процессов у обучающихся в дискуссии'

Развитие перцептивно-рефлексивных процессов у обучающихся в дискуссии Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
51
12
Поделиться
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПЕРЦЕПЦИЯ / РЕФЛЕКСИЯ / REFLECTION / КОММУНИКАЦИЯ / COMMUNICATION / ДИСКУССИЯ / DISCUSSION / ТЕЛЕРЕФЛЕКСИЯ / SOCIALPERCEPTION / TELEREFLECTION

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Куцеева Елена Леонидовна, Куцеев Владимир Васильевич

В статье рассматривается дискуссия как средстворазвития перцептивно-рефлексивных процессов студентов в профессиональном образовании. Раскрыты содержательные и технологические аспекты использования метода в обучении будущих специалистов. Особое внимание уделяется телерефлексии.

The article deals with the discussion as a means of perceptive and reflexive processes of students in vocational education.Main content and technological aspects of using the method in the training of future professionalsaredisclosed. Particular attention is paid telereflection.

Текст научной работы на тему «Развитие перцептивно-рефлексивных процессов у обучающихся в дискуссии»

Куцеева Елена Леонидовна

Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия lenagutkov@mail.ru Куцеев Владимир Васильевич Кубанский государственный аграрный университет,

Краснодар, Россия evkutseev@mail.ru

РАЗВИТИЕ ПЕРЦЕПТИВНО-РЕФЛЕКСИВНЫХ ПРОЦЕССОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ДИСКУССИИ

Аннотация. В статье рассматривается дискуссия как средстворазвития перцептивно-рефлексивных процессов студентов в профессиональном образовании. Раскрыты содержательные и технологические аспекты использования метода в обучении будущих специалистов. Особое внимание уделяется телерефлексии.

Ключевые слова: социальная перцепция, рефлексия, коммуникация, дискуссия, телерефлексия.

Kutseeva Elena L.,

Kuban State University, Krasnodar Kutseev Vladimir V.2

Kuban State Agrarian University,Krasnodar

DEVELOPMENT OF PERCEPTUAL - REFLEXIVE PROCESSES OF STUDENTSAT DISCUSSION

Abstract. The article deals with the discussion as a means of perceptive and reflexive processes of students in vocational education .Main content and technological aspects of using the method in the training of future professionalsaredisclosed. Particular attention is paid telereflection.

Key words:socialperception, reflection,communication, discussion,telereflection

Современный специалист независимо от сферы профессиональной деятельности должен обладать коммуникативной компетентностью, которая относится кобщекультурным и является пока-зателемдуховно-нравственного развития человека. Эта компетенция позволяет специалисту успешно включатся в трудовой коллектив, устанавливать благоприятные взаимоотношения с коллегами и работать в единой команде. Для представителей социономиче-ских профессий («человек-человек») коммуникабельность представляет собой важнейшее профессионально значимое личностное качество.Его формирование является одной из приоритетных задач вузовской профессиональной подготовки.

В межличностной коммуникации особое значение имеета-декватность восприятия и понимания партнера по общению, т.е. взаимопонимание. Этоотносится к социальной перцепции человека, вступившего в процесс общения. Перцепция (от лат.регоерИо-восприятие) представляет собой отражениесубъектом предметов и явлений окружающей среды. Социальная перцепция - это восприятие социальных объектов: людей, групп. Перцептивные и рефлексивные процессы неотделимы друг от друга.

Рефлексия(от лат. геАехю - обращение назад) в широком понимании - процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний [2]. Это не просто знание и понимания субъектом самого себя, но и выяснения того, как другие знают и понимают «рефлексирующего». В сложном процессе рефлексии выделится шесть позиций, характеризующих взаимное отображение субъектов: сам объект, каков он есть в действительности; каким видит субъект самого себя; каким видит субъект другого, а также эти три указанные позиции, но со стороны другого субъекта. Таким образом, рефлексия - процесс удвоенного зеркального взаимного отображения субъектами друг друга, содержанием которого выступает воссоздание особенностей друг друга [2].

В данной статье рассмотрим возможности дискуссионного метода в формировании перцептивно-рефлексивных процессов, которые, как отмечалось выше, занимают центральное место в структуре коммуникативной компетентности личности[1].

В вузе дискуссия относитсяк групповымметодам решения проблем (учебных, научных),ее разновидности: диспут, дебаты, прения и др. Элементы дискуссии включены в «мозговой штурм», ситуационный метод (анализ конкретных ситуаций),ролевые иг-ры[5].В дискуссии развиваются умения публичного выступления, речь студентов, культура невербального поведения, а также навыки взаимодействия в группе, совместного анализа и решения проблем. Эффективность межличностной коммуникации повышается, если люди правильно понимают и оценивают себя и другого, могут посмотреть на себя со стороны, глазами партнера по совместной деятельности[6].

В разработаннойинтенсивной форме решения междисциплинарных проблем, не имеющих аналогов в мире, известной как организационно-деятельностные игры по методу Г.П. Щедровицко-го [8], важным приемом, активизирующим мыслительную деятельность участников,являетсятелерефлексия. Этопроведениевидео-съемки, в настоящее время цифровой, для отображения субъектов, их действий и использованияее в последующем в процессе

рефлексии.Телерефлексия начинает находить применение в педагогических технологиях[3, 4 и др.]. Для введения в дискуссию телерефлексии целесообразно создать локальную информационную сеть (Рис. 1).

Оборудование: 1 - цифровая видеокамера,2 - сетевой (персональный) компьютер,3 - проектор, 4 - экран

Рисунок 1. Схема расстановки оборудования в аудитории

Цель дискуссии - обсудить и обобщить мнения студентов относительно выбранной темы. Она объявляется преподавателем заранее, за 1-2 недели до занятия. Студенты готовят выступления. Приводим ниже план дискуссии.

1 этап. Вводное слово преподавателя-ведущего - 1 мин.

2 этап (основной). Выступления студентов:

- доклады 1,5-2 мин.

- рефлексия докладов студентами-участниками (2-3 чел.)

3 этап.Итоговая рефлексия участников

4 этап.Завершение дискуссии. Заключительное слово преподавателя, передача студентам видеоматериала занятия.

Все этапы работы фиксируются видеосъемкой с помощью видеокамеры (планшета, смартфона).

На втором этапе после каждого выступления участники дискуссии анализируют его по схеме (табл. 1).

На третьем этапе проводится итоговая рефлексия участников дискуссии. Каждый студент анализирует и подводит итоги своей работы. При этом он может пользоваться предложенной выше схемой. Кроме того, обучающиеся оценивают эффективность совместной деятельностив целом, поведение товарищей, их выступления и вклад в общее решение поставленной задачи. На этом и на заключительном этапе дискуссии преподаватель, подводя итоги, может использовать видеоматериал занятия, выводя его на экран.

Рефлексию участников усиливает выполнение студентами задания по написанию эссе «Мое выступление в дискуссии» в рамках самостоятельной работы. Студент просматривает видеоматериал занятия и оформляет в письменной форме своеобразный отчет о своей работе на занятии. Преподаватель знакомится с текстом эссе и при необходимости вместе со студентом (или несколькими студентами - это парная рефлексия) просматривает видеоматериал дискуссии.

Таблица 1. Примерная схема анализа выступления

Объект рефлексии Параметры рефлексии

Цель Ясность, понимание цели выступления

Содержание выступления Глубина, продуманность текста выступления Оригинальность, новизна идей Логичность, последовательность в изложении идей Убедительность, аргументированность, доказательность Наличие структуры (вступление, основная часть, заключение)

Речь Нормативность, грамотность Простота, доступность, понятность (или многословие, двусмысленные фразы, слишком длинные предложения, слова-паразиты, штампы и др.) Образность, эмоциональность Сила голоса (громко - тихо), темп, ритм Хорошая дикция

Невербальное поведение Адекватность мимики и жестикуляции Наличие визуального контакта

Контакт с аудиторией Есть (или нет) Вызывает интерес, положительный отклик

Как показал опыт работы, включение в дискуссию приемов рефлексии эффективно и в последипломном образовании специалистов, в частности педагогов-дефектологов [2].

Библиографический список

1. Гребенникова В.М.,Никитина Н.И. Теоретико-методологические основы развития в системе повышения квалификации профессионально-коммуникативной культуры руководителей общеобразовательных школ // Человеческий капитал. 2012. №7 (43). С. 13-16.

2. Краткий психологический словарь/Сост. Л.А. Карпенко; под общ.ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М: Политиздат, 1985. - 431 с.

3. Куцеева Л.Е. Психологическое сопровождение педагогов-дефектологов в условиях риска возникновения профессиональной деформации// Коррек-ционно-педагогическое образование. 2015. № 1. С. 44-53.

4. Патент на изобретение Р11 № 2363054 Способ обучения и усвоения учебного материала. Куцеев В.В., Гутковская Е.Л. 08.08. 2007.

5. Петьков В.А., Похилько А.Д., Губанова М.А. Диалог как средство развития педагогической культуры субъектов образовательного процесса вуза // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2015. №1 (157). С.82-87.

6. Сажина Н.М. Информационно-образовательные технологии в контексте концепции личностно-развивающего обучения //Вестник Адыгейского государственного университета-Серия 3: Педагогика и психология. 2009. № 3. С. 87-94.

7. Шарипов Ф.В. Педагогика и психология высшей школы: учеб.пособие / Ф.В. Шарипов. - М.: Логос, 2012. - 448 с.

8. Щедровицкий Г.П. Организационно-деятельностные игры. Сборник текстов. М.: НаследиеММК, 2005. - 320 с.

© Куцеева Е.Л., 2016 © Куцеев В.В., 2016