Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПЕРСПЕКТИВНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ТРАЕКТОРИЙ В ОБЛАСТИ PR-КОММУНИКАЦИЙ В ТРАНСГРАНИЧНЫХ И ПРИГРАНИЧНЫХ РЕГИОНАХ РОССИИ (КАЛИНИНГРАДСКИЙ ТРЕК)'

РАЗВИТИЕ ПЕРСПЕКТИВНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ТРАЕКТОРИЙ В ОБЛАСТИ PR-КОММУНИКАЦИЙ В ТРАНСГРАНИЧНЫХ И ПРИГРАНИЧНЫХ РЕГИОНАХ РОССИИ (КАЛИНИНГРАДСКИЙ ТРЕК) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
12
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОММУНИКАЦИИ / ГЕОБРЕНДИНГ / ОБРАЗ СТРАНЫ / НАРРАТИВ ПОСТПРАВДЫ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ / ПРИГРАНИЧНЫЙ РЕГИОН / КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Берендеев Михаил Владимирович

В настоящее время российско-европейские коммуникационные потоки все более подвержены рискам исходя из международной ситуации. Калининградская область, как эксклавный регион России, находится в одном из центров коммуникационного и информационного противостояния, располагаясь в окружении стран Европейского Союза. Задача PR-коммуникаций в Калининграде - создание позитивного и узнаваемого международного образа региона. Развитие перспективных направлений исследований и образования в области PR-коммуникаций позволит вывить будущие треки связей с общественностью в приграничных территориях в условиях коммуникационной турбулентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Берендеев Михаил Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF PROMISING RESEARCH TRAJECTORIES IN THE FIELD OF PR COMMUNICATIONS IN THE CROSS-BORDER AND BORDER REGIONS OF RUSSIA (KALININGRAD TRACK)

At present, Russian-European communication relations are increasingly exposed to risks caused by the international situation. Kaliningrad region as an exclave-region of Russia is located in one of the centers of communication and information confrontation, which is surrounded by countries of the European Union. The objective of PR communications in Kaliningrad is to create a positive and recognizable international image. The development of promising areas of research and education in the field of PR communications will make it possible to identify future tracks of public relations in the border areas, in the context of communication turbulence.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПЕРСПЕКТИВНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ТРАЕКТОРИЙ В ОБЛАСТИ PR-КОММУНИКАЦИЙ В ТРАНСГРАНИЧНЫХ И ПРИГРАНИЧНЫХ РЕГИОНАХ РОССИИ (КАЛИНИНГРАДСКИЙ ТРЕК)»

УДК 304.9 ББК 60.84 ГРНТИ 19.01КОД ВАК 10.01.10

М.В. Берендеев Калининград, Россия

Развитие перспективных исследовательских траекторий в области PR-коммуникаций в трансграничных и приграничных регионах России (калининградский трек)

Аннотация. В настоящее время российско-европейские коммуникационные потоки все более подвержены рискам исходя из международной ситуации. Калининградская область, как эксклавный регион России, находится в одном из центров коммуникационного и информационного противостояния, располагаясь в окружении стран Европейского Союза. Задача PR-коммуникаций в Калининграде - создание позитивного и узнаваемого международного образа региона. Развитие перспективных направлений исследований и образования в области PR-коммуникаций позволит вывить будущие треки связей с общественностью в приграничных территориях в условиях коммуникационной турбулентности.

Ключевые слова: международные коммуникации, геобрендинг, образ страны, нарратив постправды, информационное противостояние, приграничный регион, Калининградская область.

Development of Promising Research Trajectories in the Field of PR Communications in the Cross-border and Border Regions of Russia

(Kaliningrad track)

Abstract. At present, Russian-European communication relations are increasingly exposed to risks caused by the international situation. Kaliningrad region as an exclave-region of Russia is located in one of the centers of

communication and information confrontation, which is surrounded by countries of the European Union. The objective of PR communications in Kaliningrad is to create a positive and recognizable international image. The development of promising areas of research and education in the field of PR communications will make it possible to identify future tracks of public relations in the border areas, in the context of communication turbulence.

Key words: strategic communications, geo-branding, image of the state, narrative of post-truth, information confrontation, border region, Kaliningrad region.

Постановка проблемы

Международные связи с общественностью и развитие новых коммуникационных проектов в балтийском трансграничном регионе всегда носили перспективный характер, позволяющий сосуществовать странам участникам региона в ситуации сотрудничества, как в условиях политического транзита 1990-2000-х, так и в ситуации кризиса российско-европейских отношений после событий 2014 года.

Опыт калининградского региона показывает, что связи с общественностью по большему счёту всегда носили экстравертивный характер, были направлены на повышение узнаваемости региона как за рубежом, так и в «материковой России» и развитие позитивной репутации в социальных, образовательных, бизнес-коммуникациях. Вместе с тем современное исследовательское пространство в области связей с общественностью в регионе, исходя из реальной «повестки дня» требует не только развития новых направлений, но и новых императивов к подготовке исследователей коммуникационных процессов в международных регионах, учитывая современные риски и возможности.

Отметим: в Калининграде на базе университетского образованиядо сих пор так и не сложилось конкретной школы по связям с общественностью, скорее можно констатировать присутствие самой

проблематики связей общественностью в широком спектре междисциплинарных исследованиях в области политологии, социологии, социально-экономической географии, менеджмента, кросс-культурных исследований. Это выводит нас к проблеме «пересборки» как научных, так и образовательных матриц в области связей с общественностью в ситуации новых международных и общественно-политических дискурсов российско-европейского приграничья.

История вопроса

Исследовательская проблематика в области связей общественностью в регионе вращается в основном вокруг прикладных тем: связанные с изучением историко-культурной и социальной идентичности, символического капитала и продвижения его на российско-европейских коммуникационных рынках, геобрендирования локаций, формирования образа страны-соседа (региона-соседа) в координатах медийного восприятия [Берендеев, 2017]. Данные исследовательские наработки повлияли на усиление дисциплин относящихся к группе/модулю «паблик рилейшнз» в целой линейке образовательных программ как бакалавриата, так и магистратуры, что свидетельствует о востребованности компетенций в данной сфере даже на непрофильных направлениях и исследовательском интересе в трансдисциплинарной сфере.

В настоящий период существует пласт работ, посвященных формированию имиджа и бренда, как Калининградской области, так и отдельно г. Калининграда, но большинство из них представлены в поле экономических [Руткевич, 2016], маркетинговых [Шалимова, 2013], культурологических [Николаева 2016], социально-географических исследований [Фёдоров , 2010] и прикладных исследований в сфере туризма [Кропинова, 2014]. Нужно отметить, что в большинстве исследований основное внимание все же уделяется методам и способам оптимизации имиджа и продвижения бренда. Интерес к брендированию Калининградской области, в местном исследовательском сообществе, связывался с тем, что

долгое время эксклав, как один из многих российских регионов не имел устойчивого образа, как в российском медиапространстве, так и в сложившихся европейских медиадискурсах. Скорее можно было говорить об: избыточности мифов и мифологем применительно к Калининградской области; эклектике медийного и социального дискурса о регионе, особенно в европейских средствах массовой информации, усиленного ситуацией медийной «парадигмы» постправды; о разновекторных интерпертациях социальной, культурной и исторической идентичности населения региона; частных (клиповых, мозаичных) суждениях о калининградском регионе, построенных на субъективном опыте ряда авторов активно развивающейся социальной медиасреды (включая социальные сети и блогосферу).

Фрагментированная проблематика исследований, «пазловость» парадигм и методологических подходов к выработке треков позиционирования региона на международных рынках породило и разные установки к ответу на ключевой вопрос: какой коммуникационный ландшафт в области PR-продвижения наиболее соответствует реальности региона?

Ряд исследователей вообще отмечают, что образ Калининградской области после кризиса 2014 года в отношениях России и ЕС несколько пострадал, «актуализировал старые представления о Калининградской области как о «двойной периферии» и даже «геополитическом заложнике», исключенном из российских и европейских модернизационных процессов» [Себенцов, Зотова, 2018]. Другие же авторы, опираясь на экономические и правовые особенности развития области, фиксируют, что она является своеобразной «визитной карточкой инвестиционной привлекательности Калининградской области» [Нилов, 2018], что не может не быть инсталлировано в предметную исследований PR в регионе.

Конечно же, на постановку проблемных локусов в коммуникациооных исследованиях, связанных с брендом региона, повлияли историко-культурные нарративы и проблематика исторической памяти. Прежде всего именно специфическое развитие области обуславливает ряд ключевых

проблем региона. В статье «Калининградский текст» как репрезентация региональной идентичности» автором выделены следующие наиболее часто встречающиеся характеристики области: «форпост России», «окно в Европу», «мост между Россией и Европой», «Калининград - перекресток европейской истории», «перекресток культур», «российский полюс интеграции в европейское социокультурное пространство» [Гаврилина, 2013]. Во многом эти характеристики стали и отправными, маркерными зонами конструирования образа региона в международном и внутрироссийском пространстве. Данная тема всегда была наиболее привлекательной и дискуссионной не только в исследованиях, но и на международных площадках, состоявшихся в Калининграде в академической научной среде. С другой стороны, область может являться пространством диалога и укрепления социокультурных и экономических связей с европейскими странами. Эта амбивалентность образа Калининградской области находит отражение во многих научных трудах. Например, статья Федорова Г.М. носит название «Калининградская дилемма: «коридор развития» или «двойная периферия»? Геополитический фактор развития Калининградского эксклава на Балтике» [Фёдоров, 2010].

Историко-культурный фактор стал в какой-то степени самым сильным в продвижении узнаваемости Калининградской области с возникновением порой несколько абсурдных или противоречивых смыслов и семиотики пространства, когда, к примеру, символом торжеств по случаю 750-летия Калининграда становились Королевские ворота. Прусские Королевские ворота, с барельефами трех королей - символ юбилейных торжеств российского города, носящего имя одного из лидеров СССР - М.И. Калинина. Восстановление трех скульптур на главном фасаде Королевских ворот - короля Богемии Оттокара Пржемысла II, инициировавшего строительство Кёнигсбергского замка; первого короля Пруссии Фридриха I; последнего Великого магистра Тевтонского ордена и первого герцога Пруссии Альбрехта Гогенцоллерна - представило факт символического

переосмысления отношения к немецкому наследию выраженным в конкретной архитектурной форме. На протяжении советского периода три фигуры стояли безголовыми, их реставрация в буквальном смысле вернула лица значимым персоналиям истории Кенигсберга [Агенство «Регнум», 2019]. В тоже время этот факт породил достаточно большое противоречие в общественности региона по отношению к использованию прусского наследия региона в его символизации и привлечения международной узнаваемости. Общественный дискурс всегда сильно влиял на репрезентацию образа региона. Так, калининградский историк Дементьев И.О. выделил «в формировании дискурсов о Калиниградской области: нового субъекта дискурса о прошлом - общественности» [Дементьев, 2014]. И сегодня этот дискурс является актуальным в разработки бренда региона и понимания коммуникационных повесток позиционирования области в обозримом будущем.

В последнее время к истории вопроса о продвижении региона и создания его особенного символического кода, подключилось новое направление, выросшее из сочетания маркетинговых технологий продвижения территорий и менеджмента - «геобрендинг», направленный на поиск уникальных идей, связанных с калининградским «территориальным ландшафтом» и материализацию их в конкретных проектах по созданию «дорожных карт» привлекательности региона c помощью символического капитала [Берендеев, 2019]. Развитие самого направления ставит и новую прикладную задачу по производству и распространению позитивного контента о регионе, делая его привлекательной средой для развития науки, технологий, образования, бизнеса, привлечению инвестиций и трудовых ресурсов.

В совокупности необходимо отметить, что проблема развития направления в регионе как внутренних PR-коммуникаций, так и международных, требует поиска новых треков, поскольку во многом старые дискурсивные парадигмы включающиеся в себя сугубо геополитические или

историко-культурные парадигмы построения коммуникационных программ недостаточны. Собственно поиск этих треков и является ключевой задачей, как на рынке калининградских исследований, так и PR-образования.

Описание методики исследования и полученные результаты

Методика в решении конкретных задач, особенно связанных с поиском исследовательских траекторий, требует не всегда стандартных подходов, во многом для избежание методологической ошибки и попадания в ловушки, когда «старые» знания испытывают абгрейд новым глоссарием. На первом этапе для понимания треков движения PR-исследований был проведен выборочный анализ образовательных программ БФУ им. И. Канта, непосредственно или косвенно связанных с подготовкой PR-специалистов, а также анализ учебных программ дисциплин магистратур (в которых предусмотрен как научно-исследовательский, так и практико-ориентированный компонент). Это позволило сформировать тематику тех прикладных и научных фронтиров, которые могут стать перспективными исследованиями исходя из формулы подготовки специалистов.

На втором этапе в режиме использования методов и процедур экспертной форсайт-сессии, предприняты попытки получить некоторую приближенную к достоверности карту будущего, связанную с описанием тех процессов и событий, которые стоят за актуализацией новых треков развития внутренних и международных коммуникаций в приграничных территориях. При этом соблюдено одно из основных правил форсайта - формирование единого поля представления участников о целях, задачах и перспективах развития исследовательской среды. В форсайт-сессии приняли участие 12 экспертов занимающимися исследованиями, образованием и практикой в области создания коммуникационных продуктов и программ, имеющим стаж не менее 5 лет в указанной сфере. Также были приглашены представители органов власти, являющиеся реальными заказчиками коммуникационного продукта.

На третьем этапе (осенью 2020 года) будет проведено исследование по типу «бенчмаркинг» с целью определения схожих и одновременно перспективных направлений исследований, разрабатываемых в Калининградской области и регионах и исследовательских центрах ближнего пограничья, занимающихся по аналогии темой продвижения и позиционирования территорий на приграничных коммуникационных рынках, в условиях подвижной информационной среды.

Результаты исследования и их анализ

Анализ образовательных программ БФУ им. И. Канта за 2017-2019 годы показал существенный прирост в развитии образовательного компонента по PR-коммуникациям в большой линейке гуманитарных программ, выражающемся не только в открытии магистратуры с профилем «Реклама и связи с общественностью в продвижении территорий» как нового исследовательского и проектно-прикладного направления, построенного по принципу работы с заказчиками (органы власти и бизнес), но и в существенном экспорте темы геобрендинга и международных коммуникаций в образовательные программы социологического и политологического профиля. Именно в них в свое время формировались те самые историко-культурные и дискурсивные подходы к пониманию коммуникационных модусов продвижения региона на внутренних и международных рынках.

Появление в магистратурах таких дисциплин, как «Стратегическое управление регионом и территориальный маркетинг», «Маркетинг в продвижении территорий», «Современные политические коммуникации», «PR и GR-коммуникации», свидетельствует о развитии тематики в университете. Анализируя ситуацию, предшествующую 2017 году, можно сказать, что коммуникационный модуль магистратур растет интенсивнее других, что, несомненно, связано с запросом на приобретение компетенций в этой сфере будущими исследователями и специалистами. При этом, следуя из анализа динамики движения и разворачивания содержимого образования,

можно увидеть его движение сразу в двух траекториях: стратегическиой и проектно-прикладной (контентной).

Фундаментальная траектория (стратегическая) связана с исследованиями приграничных коммуникаций в цифровой среде и запросом на создание и экспортирование конкурентных территориальных брендов, продвигаемых через Интерент-среду (в том числе включая территорию, как бренд).

Проектно-прикладная (контентная) траектория отражает растущий спрос на медиавизуальное проектирование и контентные проекты. Последние имеют больший спрос и успех, как покажет и форсайт-сессия, в условиях приграничного региона, поскольку у туристических, торговых и развлекательных компаний по обе стороны границы есть запрос на создание позитивного мультимедийного контента отражающего не предыдущую эксплуатируемую мифологию прошлого в отношении региона, а продвижение настоящего и будущего с продвижением известного регионального и мирового наследия. Мифологическая составляющая города легенд, должна смениться реальным территориальным продуктом. Хотя именно мифы работали на привлечение туристов в рамках ЧМ-2018. Так, в публикации «Европейский снаружи - русский внутри. Болельщики ЧМ-2018 смогут отыскать привидения в замках Калининграда» [Российская газета, 23.11.2017], прослеживаются такие маркеры как «мистика», «привидения», «тайны», «под покровом ночи». С помощью данных маркеров конструируется образ старого Кёнигсберга и его уцелевших сооружений в современном Калининграде (прежде всего фортификационных). Это многим кажется привлекательным инструментом, имеющим место в рекламных кампаниях и продажах.

В рамках экспертного форсайта было обнаружено, что траектории в области PR-исследований будут активно интегрированы с социологическими поисками в области оптимальных путей развития региона, разработкой исследований в области туристических дестинаций, а также разработок в

области мультимедийных парков по созданию концепта города будущего с примененим VR-технологий.

Эксперты исходили прежде всего из предпосылок значимости исследований для реальных секторов экономики региона и населения, поскольку развивать «нечто» и не известно для кого не имеет никаких смыслов. Существующее в отдельных проектах геобрендинга стремление пойти простым путем и создать некий комплексный бренд города, отвечающий самым широким общественным запросам, зачастую заканчивается провалом. Эксперты оказались солидарными с К. Динни, который в своей книге «Брендинг территорий. Лучшие мировые практики» отмечает, что при таком подходе бренды городов рискуют стать всем и ничем, расплыться, оказаться безвкусными и даже бессмысленными. Еще одна проблема, которую выделяет К. Динни, заключается в излишнем обращении бренда к внешней аудитории, что «может обидеть местных жителей и даже отпугнуть их» [Динни К., 2017] . В пример он приводит девиз города Лас-Вегас «Что случается здесь, остается здесь», который, будучи ориентированным на туристов, вызвал большое недовольство горожан.

Сам поисков новых тем по мнению экспертов должен быть адекватным реальности, но вместе с тем нельзя отвергать, то что может быть вписано в историю. Например, большинство отметило значимость «кантовского развития туризма» со ссылкой о возможности создания цифрового музея философии в регионе. Данная идея была популярна в региональных СМИ Калининградской области. «Балтийский Сингапур»: МАРХИ предлагает построить в Калининграде уникальный Музей философии» [Агентство «Калининград.ру», 20.04.2017]. Возможно разработка исследований по данной проблематике, стало бы стимулом к развитию других отраслей гуманитарного знания в регионе. В целом же эксперты делают выводы, что исследовательский компонент PR должен перстать работать с умозрительными схемами, а проецировать регион в будущее, в котором он может стать креативной экономикой с развитием приоритетных

международных направлений науки и образования. И сами эти точки роста станут главными составляющими регионального бренда. По оценке экспертов такой брендовой точнкой притяжения станет Инновационный научно-технологический центр (ИНТЦ) "Балтийская долина - Хьюмантек", ориентированный на разработку технологий и продуктов для увеличения продолжительности и повышения качества жизни людей, который может быть построен в Калининграде в течение четырех лет. В целом форсайт определил и важность проведения исследований в области разработки узнаваемого бренда города области, которые сегодня отчасти отсутствуют как значимые или социально разделяемые.

Выводы

Развитие перспективных исследовательских траекторий в области PR-коммуникаций является сегодня интерсной задачей стоящей перед образовательным и научным кластером региона. Несмотря на многофронтирность нынешних исследований, в регионе, который является визитной карточкой России в ЕС, планируется осуществление крупных проектов, связанного с выведением его в значимые научно-технологические, культурные и образовательные центры России и Восточной Европы. Само же по себе развитие исследований в сфере коммуникаций должно стать неотъемлемой частью новых образовательных траекторий. Учитывая, что калининградский регион является небольшим, он потребует и привлечения качественных ресурсов для развития PR-образования и исследований. Представленный анализ выявил том числе и возможности развития тех исследований в PR-коммуникациях, связанных с активным продвижением региона в международном медиапространстве, для формирования позитивного цифрового образа региона, с высокой репутационной составляющей и последующей капитализацией на большом российском и европейских рынках коммуникации Балтийского региона.

Библиография

Берендеев М.В. Медиадискурсы и образы стран в условиях политики постправды // ПОЛИТЭКС. - СПбГУ, 2017. - Том 13. - № 4.

Берендеев М.В. Друкер М.М. Кукса И.Ю. и др. Символический капитал Калининградской области в констурировании бренда региона // Брендинг как коммуникативная технология XXI века: Материалы V международной научно-практической конференции / Под ред. А.Д. Кривоносова. - Paris: L'Harmattan, 2019.

«Балтийский Сингапур»: МАРХИ предлагает построить в Калининграде уникальный Музей философии» [электронный ресурс] // URL: https://kgd.ru/news/kultura/item/62905-baltijskij-singapur-marhi-predlagaet-postroit-v-kaliningrade-unikalnyj-muzej-filosofii/ (Дата обращения: 02.03.2020).

Гаврилина .Я.М«Калининградский текст» как репрезентация региональной идентичности //Лабиринт. Журнал социально-гуманитарных исследований. - 2013. - №. 5. - С. 88-99.- С. 93.

Дементьев И.О. "Что я могу знать?": формирование дискурсов о прошлом Калининградской области в советский период (конец 1940-х-1980-е годы) // Люди и тексты. Исторический альманах. - 2014. - №. 6. - С. 175-218. - С. 177-178.

Динни К. Брендинг территорий. Лучшие мировые практики. - Litres, 2017. - 380 с. -

С. 16

«Европейский снаружи - русский внутри» Болельщики ЧМ-2018 смогут отыскать привидения в замках Калининграда. [электронный ресурс] // URL: https://rg.ru/2017/11/23/reg-szfo/bolelshchiki-chm-po-futbolu-smogut-otyskat-privideniia-v-zamkah-kaliningrada.html. (Дата обращения: 13.12.2019).

Кропинова Е. Г., Кропинова К. А. Архитектурные ландшафты Калининграда как объекты притяжения городского туризма // Балтийский регион. - 2014. - №. 4. - С. 94- 109.

«На Королевских воротах в Калининграде начался монтаж фигур правителей Пруссии» - Информационное агентство Regnum - [Электронный ресурс] / URL: https://regnum.ru/news/465987.html - (Дата обращения: 12.12.2019).

Николаева Е.В. Проблема культурного имиджа приграничного российского региона (на примере Калининграда) // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. - 2016. - №. 1 (32). - С. 212-218.

Нилов К.Н. Особая экономическая зона в Калининградской области: совершенствование правового режима // Балтийский регион. - 2018. - Т. 10. - №. 4. -С. 74-87.

Раткевич Т. Ч. Развитие креативных пространств как стимул развития города (на примере г. Калининграда) // Проблемы современной науки и образования. - 2016. - №. 1 (43). - С. 106-117.

Себенцов А. Б., Зотова М. В. Калининградская область: вызовы эксклавности и пути ее возможной компенсации // Балтийский регион. - 2018. - Т. 10. - №. 1. - С. 89-106 .

Федоров ЛМКалининградская дилемма: «коридор развития» или «двойная периферия»? Геополитический фактор развития российского эксклава на Балтике //Балтийский регион. - 2010. - №. 2. [электронный ресурс] // URL: https://cyberleninka.ru/article/v/kaliningradskaya-dilemma-koridor-razvitiya-ili-dvoynaya-periferiya-geopoliticheskiy-faktor-razvitiya-rossiyskogo-eksklava-na-baltike (Дата обращения: 03.03.2020).

Шалимова А.А. Интернет-маркетинг в продвижении бренда Калининградской области // Культурная и гуманитарная география. - 2013. - Т. 2. - №. 1. - С. 101 - 108.

References

Berendeev MV.Mediadiskursy i obrazy stran v usloviyah politiki postpravdy // POLITEKS. SPbGU, 2017. Vol. 13 - № 4.

Berendeev M.V. Druker M.M. Kuksa I.YU. Simvolicheskij kapital Kaliningradskoj oblasti v konsturirovanii brenda regiona // Brending kak kommunikativnaya tekhnologiya XXI veka / Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Paris: L'Harmattan, 2019.

«Baltijskij Singapur»: MARHI predlagaet postroit' v Kaliningrade unikal'nyj Muzej filosofii» // URL: https://kgd.ru/news/kultura/item/62905-baltijskij-singapur-marhi-predlagaet-postroit-v-kaliningrade-unikalnyj -muzej -filosofii/ (acessed : 02.03.2020)

Gavrilina Z.M«Kaliningradskij tekst» kak reprezentaciya regional'noj identichnosti //Labirint. ZHurnal social'no-gumanitarnyh issledovanij. - 2013. - №. 5. - S. 88-99 - S. 93.

Dement'ev I.O. "CHto ya mogu znat'?": formirovanie diskursov o proshlom Kaliningradskoj oblasti v sovetskij period (konec 1940-h-1980-e gody) //Lyudi i teksty. Istoricheskij al'manah. - 2014. - №. 6. - P. 175-218.

Dinni K. Brending territorij. Luchshie mirovye praktiki. - Litres, 2017. - P. 16.

«Evropejskij snaruzhi - russkij vnutri» Bolel'shchiki CHM-2018 smogut otyskat' privideniya v zamkah Kaliningrada. URL: https://rg.ru/2017/11/23/reg-szfo/bolelshchiki-chm-po-futbolu-smogut-otyskat-privideniia-v-zamkah-kaliningrada.html. (accessed: 13.12.2019).

Kropinova E.G., Kropinova K.A. Arhitekturnye landshafty Kaliningrada kak ob"ekty prityazheniya gorodskogo turizma // Baltijskij region. - 2014. - №. 4. - P. 94- 109.

«Na Korolevskih vorotah v Kaliningrade nachalsya montazh figur pravitelej Prussii» -Informacionnoe agentstvo Regnum - [Elektronnyj resurs] // URL: https://regnum.ru/news/465987.html (accessed: 12.12.2019).

Nikolaeva E.V. Problema kul'turnogo imidzha prigranichnogo rossijskogo regiona (na primere Kaliningrada) //Territoriya novyh vozmozhnostej. Vestnik Vladivostokskogo gosudarstvennogo universiteta ekonomiki i servisa. - 2016. - №. 1 (32). - P. 212-218.

Nilov K.N. Osobaya ekonomicheskaya zona v Kaliningradskoj oblasti: sovershenstvovanie pravovogo rezhima //Baltijskij region. - 2018. - Vol. 10. - №. 4. - P. 74-87.

Ratkevich T. Razvitie kreativnyh prostranstv kak stimul razvitiya goroda (na primere g. Kaliningrada) // Problemy sovremennoj nauki i obrazovaniya. - 2016. - №. 1 (43). - P. 106-117

Sebencov A.B., Zotova M.V. Kaliningradskaya oblast': vyzovy eksklavnosti i puti ee vozmozhnoj kompensacii //Baltijskij region. - 2018. - Vol. 10. - №. 1. - P. 89-106 - S. 90

Fedorov G.M. Kaliningradskaya dilemma:«koridor razvitiya» ili «dvojnaya periferiya»? Geopoliticheskij faktor razvitiya rossijskogo eksklava na Baltike //Baltijskij region. - 2010. - № 2 // URL: https://cyberleninka.ru/article/v/kaliningradskaya-dilemma-koridor-razvitiya-ili-dvoynaya-periferiya-geopoliticheskiy-faktor-razvitiya-rossiyskogo-eksklava-na-baltike (accessed: 03.03.2020).

SHalimova A.A. Internet-marketing v prodvizhenii brenda Kaliningradskoj oblasti // «Kul'turnaya i gumanitarnaya geografiya». - 2013. - Vol. 2. - №. 1. - P. 101 - 108.

Сведения об авторе

Берендеев Михаил Владимирович - кандидат социологических наук, доцент Института гуманитарных наук Балтийского федерального университета им. И. Канта (БФУ им. И. Канта).

Mikhail V. Berendeev - Ph.D., Associate Professor, Institute of Humanities, Immanuel Kant Baltic Federal University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.