Научная статья на тему 'Развитие персонала в повышении эффективности инновационной деятельности промышленного предприятия'

Развитие персонала в повышении эффективности инновационной деятельности промышленного предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
58
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / СПЕЦИФИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / РАЗВИТИЕ ПЕРСОНАЛА / ПРЕДПРИЯТИЕ / МОТИВАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Йохна Н. А., Гризовская Л. А.

На основе структурно-динамического анализа результатов инновационной активности промышленных предприятий Украины сделан вывод о недостаточной эффективности их инновационной деятельности. Высказано предположение о том, что в основе этой проблемы лежит низкая мотивация к развитию компетенций персонала. Разработаны научно-методические подходы к формированию мотивационной среды развития персонала для повышения эффективности инновационной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие персонала в повышении эффективности инновационной деятельности промышленного предприятия»

УДК 65.005:331.5(477)

РАЗВИТИЕ ПЕРСОНАЛА В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОМЫШЛЕННОГО

ПРЕДПРИЯТИЯ Йохна Н.А., канд. техн. наук, профессор Гризовская Л.А., аспирант Хмельницкий национальный университет, Украина

На основе структурно-динамического анализа результатов инновационной активности промышленных предприятий Украины сделан вывод о недостаточной эффективности их инновационной деятельности. Высказано предположение о том, что в основе этой проблемы лежит низкая мотивация к развитию компетенций персонала. Разработаны научно-методические подходы к формированию мотивационной среды развития персонала для повышения эффективности инновационной деятельности.

Ключевые слова: инновационная деятельность, эффективность, специфические ресурсы, интеллектуальный капитал, развитие персонала, предприятие, мотивация

PERSONNEL EDUCATION IN A CONTEXT OF IMPROVEMENT OF INDUSTRIAL ENTERPRISE INNOVATIVE ACTIVITY Yokhna M.A., prof., Ph.D., Grizovska L.A., graduate, Khmelnitsky National University

Annotation. On the basis of structural-dynamic analysis of results of innovative activity of Ukrainian industrial enterprises a conclusion about insufficient effectiveness of their innovative activity was made. An assumption about the fact, that in the basis of this problem lies low motivation about personnel education was expressed. Scientific-methodological approaches to formation of motivational environment of personnel education in order to increase effectiveness of innovative activity were developed.

Key words: innovative activity, effectiveness, specific resources, intellectual capital, personnel development, enterprise, motivation.

Современное состояние мировой экономики характеризуется усилением конкуренции на большинстве сегментов рынка товаров и услуг, особенно в отраслях, где создаются продукты, имеющие потребительскую ценность на довольно емких и перспективных рынках. Это обостряет актуальность проблемы сохранения конкурентоспособности субъектов хозяйствования, и в первую очередь тех отраслей, которые в наибольшей степени ощущают на себе давление транснациональных корпораций.

К таким субъектам хозяйствования относятся и предприятия отрасли машиностроения, поскольку их продукция в большинстве своем имеет производственное назначение и используется для обновления и развития

технико-технологической составляющей многих производственных систем национальной экономики. Однако, для преодоления проблем так называемого «догоняющего» технологического развития, менеджмент отечественных предприятий довольно часто отдает предпочтение импортному оборудованию. Таким образом, востребованность продукции отечественных машиностроителей зависит от того, насколько предлагаемые ими образцы техники позволяют обеспечить конкурентоспособность продукции целевых потребителей. В условиях высоких темпов научно-технического прогресса создание такой продукции невозможно без активной, планомерной и эффективной инновационной деятельности.

Анализ научных публикаций в сфере управления конкурентоспособностью машиностроительных предприятий показал, что многие исследователи акцентируют внимание на необходимости развития инновационной составляющей их ресурсного потенциала (например, Н. Гончарова [1], Л. Мороз и О.Адельшинова [2], П. Перерва, Д. Коциски и А. Косенко [3], В. Стадник [4]). Это логично, так как именно эффективная инновационная деятельность предприятия позволяет ему действовать на опережение, обеспечивая основу для формирования новых потребностей целевых групп потребителей и создания новых, довольно емких сегментов рынка, на которых конкуренция вначале отсутствует. Благодаря инновационным решениям предприятие имеет возможность получить значительную коммерческую отдачу от реализации инновационных проектов и обеспечивать накопление ресурсов для своего расширенного воспроизводства и развития. В свою очередь, количество и эффективность таких решений непосредственно зависят от интеллектуального потенциала персонала предприятия.

Сегодня стратегические цели большинства предприятий могут быть реализованы только персоналом, соответствующим квалификационным требованиям, диктуемым конкурентными стратегиями. Поэтому такое значительное внимание в научной среде и в практической деятельности уделяется вопросам эффективного управления персоналом. Современные исследователи (в частности, М. Кастельс [5], О. Анисимова [6], М. Семыкина [7] Л. Смоляр [8], И. Фриман и К.Ковальчук [9] и др.) выделяют проблемы наращивания и эффективного использования интеллектуального капитала предприятия как наиболее значимые. Их решение дает возможность эффективно использовать остальные ресурсы предприятия, создавая и реали-зовывая все новые конкурентные преимущества, в том числе - на основе инноваций. Однако значительное число вопросов, связанных с построением эффективной системы управления развитием персонала для повышения его способности к интеллектуальному труду, и особенно - в сфере создания инноваций, а также в контексте повышения эффективности инновационной деятельности промышленного предприятия, остается недостаточно исследованным. Актуальность этой задачи для машиностроения Украины и обусловила цели и задачи данного исследования.

Целью исследования является формирование научно-методической основы организационного обеспечения развития персонала в контексте повышения эффективности инновационной деятельности.

Достижение поставленной цели предполагает решение таких задач:

— позиционировать в системе производственных факторов машиностроительного предприятия продуктовые и процессные инновации с точки зрения их влияния на эффективность хозяйственной деятельности и темпы экономической динамики;

— выделить роль организационно-управленческих инноваций в повышении эффективности интеллектуального труда;

— разработать научно-методические подходы к формированию мотивационной среды развития персонала в контексте повышения эффективности инновационной деятельности машиностроительного предприятия.

В развитой рыночной экономике инновационная деятельность предприятий является основным источником их экономического роста, создавая новые продукты - в ответ на развитие требований целевых групп потребителей, и новые рынки - как следствие прикладного использования научных открытий и расширения сферы практического применения научных разработок и изобретений.

Понимание необходимости интенсификации и повышения эффективности инновационной деятельности (хотя бы для решения задач выживания) пришло к отечественным производителям и собственников промышленных предприятий во время мирового финансово-экономического кризиса. Тогда объемы продаж их продукции резко сократились (в машиностроении в январе 2009 г. относительно января 2008 г. - на 41,7%)[10]. И можно предположить, что именно рост инновационной активности в промышленности Украины обеспечил восстановление положительной экономической динамики в 2010-2012 гг. (рис.1).

Начиная с 2010 г. на большинстве промышленных предприятий Украины были возобновлены докризисные объемы производства. Этому в значительной степени способствовало увеличение спроса на традиционных для экспорта Украины рынках. В частности, при росте объемов реализации машиностроительной продукции в 2010 г. на 25,7% ее экспорт возрос на 35,0% [11]. Однако аналитики отмечают, что улучшение ситуации в машиностроении произошло не из-за возрастания конкурентоспособности продукции на мировом рынке, а в результате роста внутреннего спроса - со стороны осуществлявших модернизацию производства отечественных предприятий металлургической и химической промышленности [12, с.10].

Как следствие, уже в конце 2012 г. и особенно в 2013 г. в промышленном секторе экономики Украины стали четко проявляться признаки стагнации - за девять месяцев 2013 р. индекс объемов производства и реализации промышленной продукции составил всего 94,8 % от аналогичного периода 2012 года, а в машиностроении - только 86,6 % [11]. Это значит, что

украинским промышленным предприятиям не удалось закрепить тенденцию стабильного роста объемов реализации продукции. Целесообразно предположить, что одной из причин этого является неспособность менеджмента предприятий определить наиболее рациональные направления их инновационной активности.

Пик ос к юз реалнрм т: аь лк нкй грщу ш ,1 —^^еэс фацьшлежш^адфняггй.иадрдмнаа^иЛ

Рисунок 1. Сравнительная динамика инновационной активности промышленных предприятий Украины и темпов роста объемов реализации их продукции (построено на основе [10; 11; 13])

Для подтверждения этого предположения сравним темпы технологического обновления промышленных предприятий Украины и темпы роста продуктовых инноваций в этом секторе (табл.1, составлена нами на основе данных Госкомстата Украины [13]). Аргументацией целесообразности такого сравнения является то, что в условиях доминирования интересов потребителя на рынке технологическое обновление должно способствовать не только ресурсосбережению, но и увеличению гибкости предприятий. В свою очередь, гибкие технологические системы позволяют предприятиям быстрее и с меньшими затратами реагировать на изменения требований целевых групп потребителей.

Как видно из приведенных данных, темпы технологического обновления промышленных предприятия на протяжении почти всего исследуемого периода (за исключением 2002, 2006, 2010 и 2012 гг.) существенно превышают темпы освоения предприятиями новых видов продукции (в натуральном выражении). И даже если принять во внимание временной лаг в один год (что, на наш взгляд, достаточно для того, чтобы новая технология могла показать свою способность улучшать динамические и экономиче-

ские характеристики производственных систем), эта тенденция в деятельности предприятий просматривается в еще большей степени.

Таблица 1. Сравнительная динамика темпов технологического обновления промышленных предприятий Украины и темпов _выпуска продуктовых инноваций_

Показатель Данные по годам исследуемого периода

2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

Внедрено новых технологических процессов, ед. 1142 1482 1727 1808 1145 1419 1647 1893 2043 2510 2188

Темпы внед-

рения новых технологических процессов, % * 80,4 129,8 116,5 104,7 63,3 123,9 116,1 114,9 107,9 122,9 87,2

Освоено

производство новых видов продукции, ед. 19484 22847 7416 3978 3152 2408 2526 2685 2408 3238 3403

Темпы роста продуктовых инноваций, %* 117,3 108,2 97,2 91,6 103,0 101,3 88,1 82,4 142,4 98,6 93,4

Удельный вес реализованной инновационной продукции в объеме промышленной, % 7 5,6 5,8 6,5 6,7 6,7 5,9 4,8 3,8 3,8 3,3

Кроме того, учитывая, что продуктовые инновации должны быть более выгодны производителям (в силу их более высокой потребительской ценности цена на них должна быть выше), следовало бы ожидать, что по мере технологического обновления производства удельный вес новой продукции в общем объеме промышленной должен возрастать. Однако приведенные в табл.1 данные (рассчитанные на основе стоимостных абсолютных показателей) свидетельствуют о противоположной тенденции. Исходя из этого, мы можем сделать вывод о том, что программы технологического обновления промышленных предприятий являются недостаточно обоснованными и не способствуют увеличению гибкости производства, необходимой для промышленного освоения новых продуктов. Вместе с тем, это является косвенным подтверждением отсутствия надлежащей квалификации у лиц, принимающих соответствующие решения. Это может указывать и на то, что у работников предприятий, внедривших новые технологии, нет навыков, позволяющих полноценно использовать функциональные преимущества этих технологий.

Технологии, наряду с интеллектуальными ресурсами относятся к категории специфических (по О.Уильямсону [14, с. 94]) ресурсов, наличие ко-

торых обеспечивает предприятию устойчивость конкурентных преимуществ - как в поддержании высоких стандартов производства, так и в расширении возможностей развития продуктов в соответствии с требования потребителей. И это не только производственные технологии, но и технологии управленческие. В контексте данного исследования к ним можно отнести те, которые позволяют наиболее эффективно организовать в рамках предприятия передачу, освоение и накопление новых знаний, необходимых для работы в обновленных производственных системах.

Как правило, многие управленческие технологии и соответствующие им инструменты являются составляющими механизма повышения эффективности использования интеллектуального труда. Следует подчеркнуть, что владельцы интеллектуальных ресурсов на современных предприятиях являются ключевыми фигурами; они формируют его интеллектуальный капитал, благодаря чему становится возможным создание или привлечение других специфических ресурсов, необходимых для повышения эффективности деятельности предприятия.

В настоящее время в Украине довольно остро ощущается проблема эффективного использования и наращивания интеллектуального потенциала предприятий, о чем свидетельствует значительный научный интерес к изучению различных аспектов решения этой проблемы [6-9]. Одним из ведущих направлений решения этой проблемы считается создание организационных и мотивационных условий для реализации на предприятиях концепции Life Long Learning (LLL) [15].

Концепция LLL провозглашает учебную деятельность человека как неотъемлемую и естественную составляющую часть его образа жизни во всяком возрасте и особенно актуальной - в контексте его трудовой деятельности. Последняя предусматривает необходимость достройки образовательной лестницы новыми ступенями, исходя из специфики работы и функциональных обязанностей человека на конкретном предприятии, поскольку объективное развитие техники и технологии расширяет границы практического использования знаний и заставляет любого профессионала постоянно развивать и обогащать свой творческий потенциал для поддержания значимости своего вклада в успехи предприятия.

Эта значимость определяется способностью работника обеспечивать эффективную реализацию стратегических и оперативных целей предприятия в зоне своей функциональной ответственности, опираясь на свои профессиональные компетенции. Чтобы сформировать команду специалистов, обладающих необходимым спектром компетенций и способных разрабатывать и реализовывать стратегию инновационного развития предприятия, необходима, на наш взгляд, системная модернизация структур непрерывного обучения инновационных менеджеров, предполагающая:

- анализ опыта организации системы непрерывного обучения в европейской практике;

- использование компетентностного подхода при разработке программ, нацеленных на модернизацию существующих систем повышения квалификации кадров (особенно управленческих) на отечественных предприятиях.

Инновативность и профессиональный рост персонала предприятия непосредственно связаны с ориентацией на обучение. Одним из элементов создания в компании атмосферы, ориентированной на развитие, является мотивационная составляющая. Качественный процесс управления персоналом, одним из ключевых рычагов которого является понимание мотива-ционных процессов сотрудников, способствует заинтересованности каждого отдельного работника компании в достижении ее целей и стимулирует его активно способствовать этому процессу. По мере роста значимости работника для предприятия у работодателя возрастает интерес к поиску новых форм работы с его мотивационным полем, к повышению эффективности инструментов и методов стимулирования улучшения его профессиональной деятельности, в том числе - через участие в целевых образовательных программах, разработанных в контексте стратегических целей предприятия.

На наш взгляд, эта задача может быть достаточно успешно решена через использования такого современного инструмента стратегического управления, как сбалансированная система показателей (ССП), которая рассматривает цели и стратегию компании сквозь призму всеобъемлющей системы оценки ее деятельности, создавая основу целеориентированного поведения персонала и эффективные инструменты управления им [16]. Отталкиваясь от стратегических задач предприятия, касающихся финансовых результатов его деятельности, через формирование тактических целей в сферах взаимоотношения с клиентами и совершенствования внутренних процессов, с помощью этой системы показателей можно четко установить мотивационные зависимости во всей управленческой иерархии относительно приобретения новых знаний, необходимых для успешного решения поставленных задач. Тем самым достигается системный подход при разработке инновационной стратегии предприятия, формируется основа моти-вационного механизма ее реализации. Неотъемлемой составляющей этого механизма становится мотивация к развитию профессионально-компетентностных характеристик персонала.

Использование ССП в целях организации и управлении развитием профессиональных компетенций персонала позволит:

- сосредоточить внимание участников научно-исследовательского и производственного процессов на ожидаемых результатах, представляющих собой многоцелевую функцию проявления результатов индивидуальной деятельности;

- формировать программы развития организации путем поиска решения многоцелевых задач, в том числе - в сфере создания эффективной внутренней системы непрерывного образования;

- обеспечить необходимый баланс между составом формируемых целей и объемом располагаемых ресурсов;

- построить систему объективных критериев материального стимулирования творческой работы персонала, нацеленных на обеспечение эффективной деятельности, и тем самым - создать мотивацию к повышению уровня профессиональной компетентности работников предприятия;

- создать многоцелевую методику оценки конечных результатов деятельности персонала, необходимую для планирования роста личной карьеры.

Все это даст возможность сформировать мотивационную составляющую системы непрерывного образования и конкретизировать ее под стратегические цели предприятия, сформировав мотивационные рычаги профессионального роста для каждой категории работников. Тем самым сформируются условия не только для увеличения инновационной активности предприятия, но и для повышения результативности и эффективности его инновационной деятельности.

Таким образом, учитывая вышеизложенное, можно сделать следующие выводы. Глубокая трансформация деловой среды отечественных предприятий, связанная с изменением характера конкуренции, глобализацией бизнеса, вызовами информационных технологий и многими другими факторами, приводит к увеличению требований к качеству персонала. Повышение эффективности инновационной предприятия требует использования компетентностного подхода, который служит основой для формирования команды специалистов, обладающей соответствующей совокупностью компетенций. Создание гибкой и динамичной системы непрерывного образования (Life Long Learning) формирует мотивационную основу развития персонала, однако важно при этом обеспечить эффективность процесса приобретения новых компетенций. Важным этапом в решении данной задачи должно стать формирование методических основ выявления тех компетенций, которые необходимы для реализации стратегии инновационного развития конкретного предприятия, а также выбора образовательных технологий, обеспечивающих качественный результат обучения. Эффективным инструментом управления и реализации стратегии инновационного развития предприятия может стать система сбалансированных показателей. Однако действенность ССП, ее возможность обеспечивать достижение поставленных результатов, в значительной степени зависит от обоснованности и валентности мотивационной составляющей развития персонала. Решение этой задачи может обеспечиваться, с одной стороны, через выбор форм и методов стимулирования развития компетенций персонала, а с другой - через разработку и реализацию целевых образовательных программ.

Список литературы

1. Гончарова, Н.П. Инновационность конкурентных факторов инновационного развития [Текст] / Н.П. Гончарова // Актуальш проблеми економши. - 2007. - № 3. -С.43-51.

2. Мороз, Л. I. Шляхи тдвищення конкурентоспроможносп втизняних тдприемств в умовах глобалiзацii [Текст] / Л.1. Мороз, О.Р. Адельшшова // Вюник нацiонального унiверситету «Львiвська полггехшка». - 2008. - № 611. - С. 147-155.

3. Перерва, П. Г. Стратепчне управлшня виробничим потенщалом i пiдвищення конкурентоспроможностi тдприемства [Текст] / Д. Коциски, П. Г. Перерва, А. П. Косенко // Вюник Нащонального технiчного ушверситету «ХП1». - Х. : НТУ «ХП1». - 2010. - Випуск 62. - С. 137-142.

4. Стадник, В.В. Системне забезпечення мотивацп iнновацiйного розвитку пiдприeмницьких структур: моногр. [Текст] - Хмельницький: ХНУ, 2009. -

5. Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура [Текст] / М. Кастелье: пер. с англ.; под науч. ред. О.И. Шкаратана. - М.: ГУ ВШЭ, 2000. - 608 с.

6. Анисимова, О. Н. Управление развитием интеллектуального потенциала в процессе адаптации промышленных предприятий к мировому рынку [Текст] / О.Н. Анисимова / Проблемы экономики. - 2012. - № 1. - С.60.

7. Семикша, М. В. 1нновацшна праця в конкурентному середовищг загальна методология, мотивацшш основи регулювання: моногр. [Текст] / М. В. Семикша, Л. А. Коваль. - Юровоград : «Степ», 2002. - 212 с.

8. Смоляр, Л.Г. Роль сощального катталу у стратепчному управлшш шновацшним розвитком тдприемства [Текст] / Л.Г. Смоляр, А. А. Халiмон // Актуальш проблеми економши. - 2010. - № 2. - С. 202.

9. Фрiман, 1.М. Управлшня швестищями в розвиток людського катталу як фактора тдвищення конкурентоспроможносп промислового тдприемства[Текст] / 1.М. Фрiман, К.Ф. Ковальчук // Проблеми економши. - 2011. - № 3. - С. 72.

10. Державний ком^ет статистики Украши. 1ндекси промисловоi продукцп (20022010 рр.) [Электронный ресурс] / Режим доступа; http: //www.ukrstat.gov.ua/operativ/operativ 2007/pr/prm _ric/prm_ric_u/ipv2006_u.html (Дата обращения 20.02.2011 р.).

11. Державний ком^ет статистики Украши. 1ндекси промисловоi продукцп (20102012 рр.) [Электронный ресурс] / Режим доступа: http: //www.ukrstat.gov.ua/operativ/operativ 2007/pr/prm _ric/prm. ricu/ipv2006u.html (Дата обращения 20.09.2013 р.).

12. Украша на шляху вщ депресй до зростання : джерела, важел^ iнструменти [Текст] / Я. А . Жалшо, Д. С. Покришка, Я. В. Белшська [та iн.] - К. : Н1СД, 2010. - 96 с.

13. Державний комггет статистики Украши. Наукова та шновацшна дiяльнiсть (1990-2012 рр.) [Электронный ресурс] / Режим доступа: http:/ /www.ukrstat.gov.ua/operativ/operativ2005/ ni/ind_rik/ind_u/2002.html (Дата обращения 25.11.2013 г.)

14. Вшьямсон, О. Е. Економiчнi шституци капiталiзму: Фiрми, марке-тинг, укладання контрактiв [Текст] / О. Е. Вшьямсон. - К. : АртЕк, 2001. - С.94.

15. Debbie, Niwa, STW, SCANS, UN Lifelong Learning, 08.11.2004. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rense.com/general156/lifelong.htm

16. Каплан Р.С. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию [Текст] / Р.С. Каплан, П. Нортон. - М.: Олимп-Бизнес, 2005. - 320 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.