Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ В РОССИИ: ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ'

РАЗВИТИЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ В РОССИИ: ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2214
274
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕЧАТНЫЕ СМИ / ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ / ГАЗЕТА / МЕДИАСИСТЕМА / ЦИФРОВИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Новиков Руслан Юрьевич

В статье проведен анализ основных тенденций развития отечественной печатной прессы (XVIII-XXI вв.). Принимая во внимание неразрывную связь развития журналистики с важными историческими событиями, автор рассматривает главные этапы становления системы периодической печати в России, с акцентом на ее экономические особенности, которые помогают понять специфику современного рынка прессы, и определяет ключевые характеристики периодической печати как важнейшей части российской медиасистемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ В РОССИИ: ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ»

Развитие периодической печати в России: экономический аспект

Руслан Новиков

В статье проведен анализ основных тенденций развития отечественной печатной прессы (ХУШ-ХХ! вв.). Принимая во внимание неразрывную связь развития журналистики с важными историческими событиями, автор рассматривает главные этапы становления системы периодической печати в России, с акцентом на ее экономические особенности, которые помогают понять специфику современного рынка прессы, и определяет ключевые характеристики периодической печати как важнейшей части российской медиасистемы. Ключевые слова: печатные СМИ, периодическая печать, газета, медиасистема, цифровизация.

@ Новиков Руслан Юрьевич

кандидат экономических наук, доцент кафедры

теории и экономики СМИ

факультета журналистики

МГУ имени М.В. Ломоносова,

генеральный директор АО «Аргументы и факты»,

президент СППИ ГИПП

(г. Москва, Россия), rnovikov@aif.ru

Введение

Современное состояние печатных средств массовой информации, несомненно, обусловлено глобальными трансформациями отечественной медиасистемы, вызванными сменой экономических и социальных структур в ходе комплексных реформ 1990 гг. (приватизация государственной собственности, либерализация экономики, радикальные изменения в политической жизни). Движущей силой перемен, происходящих в постсоветском обществе, стали именно массмедиа. Сегодня, когда «и сами общества, и СМИ... достигли стабильности, вышли на уровень новых политических и прежде всего экономических практик» (Вартанова, 2014: 14), газетной и журнальной отрасли приходится отвечать на новые вызовы. В условиях цифровизации важнейшей задачей в практике редакций традиционных СМИ, прежде всего печатных газет и журналов, становится использование мультимедийных технологий, что должно способствовать росту аудитории и увеличению доходов от рекламы, подписки и розничного распространения. Несмотря на неблагоприятные прогнозы будущего российской печати, в издательской отрасли и Союзе предприятий печатной индустрии (СППИ ГИПП)1 считают, что «печатная пресса сегодня подошла к определенно-

му поворотному моменту в своей истории, после прохождения которого интерес читателей к газетно-журнальной периодике и объемы рекламы в ней начнут расти»2.

Как подчеркивают отечественные исследователи (Вырковский, 2013; Основы медиабизнеса, 2014), в условиях перехода на цифровые носители информации роль «упаковки» контента снижается (газета, журнал, телеканал и т.п. теряют свою привилегированную роль), в то время как значение качества контента, напротив, растет. Важным способом стратегической конкурентной борьбы в индустрии СМИ, в том числе в печатной прессе, становится оптимизация внутренних процессов СМИ, позволяющих создать продукт, превосходящий другие по ценности для потребителя. Так, на первый план выходит необходи-мость «отладки всех, даже самых мельчайших, процессов создания продукта и создание системы управления ими. Это сближает обычное для медиаиндустрии понимание менеджмента как «управления креативом» («менеджмента креатива») с традиционным для большинства других отраслей экономики «управлением производством» («производственным менеджментом»)» (Вырковский, 2016: 82).

Для определения ключевых характеристик периодической печати в России необходимо понимание сложного процесса ее создания и формирования, причем экономические особенности ее развития помогают понять и специфику современного рынка прессы. Принимая во внимание неразрывную связь развития журналистики с важными историческими событиями, на сновании подходов к периодизации российской журналистики, предложенных отечественными исследователями (Кузнецов, 2002; Есин, 2003; Овсепян, 2005; За-сурский, 2010; Иваницкий, 2010; История русской журналистики, 2013; Вартанова, 2014), кратко остановимся на главных этапах становления системы периодической

печати в России, с акцентом на экономическом аспекте.

Первые русские периодические издания

Журналистика как индустрия информации возникла в России в начале XVIII в. после основания по Указу Петра I первой русской печатной газеты - «Ведомости» (тираж от нескольких десятков до четырех тысяч экземпляров). До этого в России в начале XVII в. (с 1621 г. постоянно) в Посольском приказе для царя и бояр составлялись сводки политических новостей, переписанные от руки, - «Куранты» («Вести-Куранты, или «Вестовые письма»). В декабре 1702 г. вышли пробные номера «Ведомостей» (сохранились только рукописные копии и корректуры), первый из дошедших до наших дней номер газеты датирован 2 января 1703 г. «Ведомости» выходили нерегулярно, содержание сводилось к пропаганде петровских реформ. Отметим, что кроме военных реляций и иностранной хроники большое место было отведено экономическим новостям. В отличие от первых европейских газет первая русская печатная газета не была коммерческим изданием, однако она «с первых шагов существования обнаружила свои важные потенциальные качества - быть проводником определенной политики, быть пропагандистом, а подчас и организатором общественного мнения в пользу государственных реформ, в пользу защиты национальной самостоятельности и независимости» (Есин, 2000).

В 1756 г. (через год после основания Московского университета) по инициативе М.В. Ломоносова была создана вторая русская газета - «Московские ведомости». Интересно, что доход от рекламных объявлений, которые печатали в обеих газетах в специальных приложениях, шел или в бюджет Академии наук, или в бюджет Московского университета.

В 1728 г. вышли «Исторические, генеа- тов России» (Есин, 2000). Были созданы логические и географические примечания» первые цензурные комитеты при универ-(«Примечания») - вначале как приложе- ситетах, в 1826 г. Николаем I утвержден ние к «Ведомостям», а затем как самостоя- новый цензурный устав (так называемый тельное издание - первый русский жур- «Чугунный устав»), нал. В 1759 г. А.П. Сумароков начал выпуск Основная часть печатных периодиче-первого частного журнала - «Трудолюби- ских изданий в этот период выходит в свет вая пчела». в двух столицах, экономика в этой отрас-Периодические издания XVIII в., не- ли практически не развивается, в стране смотря на ограниченный круг их читате- по-прежнему мало частных газет, хотя в лей, что было прежде всего связано с низ- 1838 г. появляются «Губернские ведомости», кой грамотностью населения страны, и от- а также несколько специальных изданий. сутствие тематического разнообразия, были В журналистике возникает понятие «энцик-единственным источником общественно лопедизм», становится востребованным значимой информации. Газет было мало, «одно издание для всей семьи». однако развивалась журнальная периодика, в том числе и в провинции. Создавались КонМентРаМия на рьшге пре«ы частные журналы, кроме журналов общей Со второй половины 1850 гг. все острее направленности стали выходить специ- ощущается необходимость проведения со-альные (хозяйственные, детские, меди- циально-экономических реформ. 19 фев-цинские журналы и т.п.). Таким образом, раля 1861 г. Александр II подписал мани-история журналистики «складывается. фест «О Всемилостивейшем даровании как история журналов по преимуществу» крепостным людям прав состояния свобод-(Есин, 2000). Появляется первый кодекс ных сельских обывателей». После отмены журналиста (Ломоносов, 2018). Но пресса крепостного права, наиболее значимой из существует фактически за счет поддержки «великих реформ» Александра II, последо-политической элиты, рынка как такого нет, вали земская, судебная, военная реформы бизнес-модель еще не сложилась, аудито- и реформа печати. Первый закон о печа-рия небольшая, элитарная. ти, так называемые «Временные правила

о печати», принятый в 1865 г., отменял

Первый цензурный устав предварительную цензуру для столичных

В первой половине XIX в. ведущее место газет и журналов, а также книг объемом

среди периодических изданий занимает более 10 печатных листов (на провинци-

литературно-общественный ежемесячник, альную печать и сатирические издания с а главной фигурой, определяющей авто- карикатурами это положение не распро-ритет журнала и его направление, стано- странялось).

вится не издатель, а литературный критик. Данный период характеризуется ростом 21 июля 1804 г. Александр I утвердил пер- тиражей газет и журналов и расширением вый цензурный устав. Несмотря на неко- аудитории, увеличением числа ежедневных

торые послабления (в частности, снятие изданий разного типа и провинциальных запрета на ввоз иностранной литерату- частных газет, а также различных ежене-ры), цензура обязана была «рассматри- дельников. Развиваются деловые издавать все книги и сочинения, предназна- ния, появляются журналы по интересам

ченные к распространению в обществе» (научно-популярные, для семейного чте-

(цит. по: Жирков, 2001), а «свобода слова ния, научно-философские, журналы ис-оставалась долгие годы мечтой журналис- кусств и пр.), вторые (дневные) выпуски

газет. Расширяется частнопредпринима- В начале ХХ в. (на первых порах толь-тельская деятельность, состоятельные лю- ко в столицах) развивается продажа газет, ди все чаще и охотнее вкладывают деньги журналов и книг в розницу. Это, с одной в периодические издания, создаются пер- стороны, позволило увеличить тиражи из-вые издательские концерны - А.С. Суво- даний, а с другой - дало издателям воз-рина, И.Д. Сытина и др. Однако Комитет можность, не дожидаясь решения цензур-министров мог лишить издание права пуб- ного комитета, реализовать свою продук-ликовать рекламу, остановить выход изда- цию через разносчиков - таким образом, ния или вообще закрыть его после «третье- в случае запрета издания владелец терял го предостережения». «Первое, второе и лишь ту часть тиража, которая должна бы-третье предостережения, а затем смерть ла распространяться по подписке. газеты. Нужды нет, что вы истратили на га- Происходит становление сегмента мас-зету миллион рублей и что она завоевала совой прессы, развивается (пока слабый) громадную аудиторию. Но если три раза вы рекламный рынок, увеличивается количе-"не понравились", то ваш труд и ваше иму- ство читателей (хотя запрос на информацию щество просто зачеркивались и объявля- по-прежнему невысокий), но рост прессы лись несуществующими. И при том без вся- кроме цензурных ограничений сдержи-кого суда. Для конокрадов, карманных во- вается «неравномерным развитием на-ров и убийц был суд - для печати его не циональной экономики, низким уровнем было» (Сытин, 1962: 141). Редакторы и жур- грамотности населения, неразвитостью налисты, которые в это время нередко бы- систем внутренних коммуникаций и рас-ли наемными работниками, зависели и от пространения прессы на территории им-цензуры, и от владельца издания. перии» (Вартанова, 2014: 166).

В конце XIX в. в Российской империи Наиболее важным событием, в том числе началась концентрация на рынке прессы, и для прессы, в этот период стало приня-однако запоздалое развитие ежедневных тие 17 октября 1905 г. разработанного по газет (создание ежедневных газет со сколь- поручению Николая II «Высочайшего Ма-ко-нибудь значимыми тиражами, особен- нифеста об усовершенствовании государ-но за пределами двух столиц - Москвы и ственного порядка». Манифест «на началах Санкт-Петербурга, задержалось до 1880 гг.) неприкосновенности личности, свободы тормозило развитие предпринимательской слова, совести, собраний и союзов» пре-деятельности в печати (Вартанова, 2014: доставлял населению страны гражданские 166). Вопрос о свободе печати так и не был права и одновременно лишал императора решен - появившиеся политические партии единоличного права принимать законы, не имели легальных изданий. Существуют разделив это право между императором «внепартийные издания», например «Бир- и Государственной думой, учрежденной жевые ведомости», хотя основные издания Николаем II 6 августа 1905 г. по-прежнему представляют три направле- «Манифест отменял предварительную ния: консервативное («Русский вестник», цензуру, отменял административные взы-«Московские ведомости»), либеральное скания, отменял систему залогов. Статья IV («Вестник Европы», «Голос», «Русские ве- временных правил о повременной печати домости», «Русская мысль»), демократиче- (изданная 24 ноября 1905 года) говори-ское («Искра», «Неделя», «Дело», «Отече- ла: "Ответственность за преступные деяния, ственные записки»). В эмиграции выходят учиненные посредством печати в повре-«Полярная звезда» А.И. Герцена, «Колокол» менных изданиях, определять в порядке А.И. Герцена и Н.П. Огарева. судебном"3. Это уже был шаг вперед. А так

как вместе с предварительной цензурой нят только в 1990 г. Более того, в 1922 г. была отменена и концессионная система, создан Главлит - Главное управление по то 1905 год некоторые считали поворот- делам литературы и издательств, орган, ным пунктом в истории русской печати. осуществляющий цензуру печатных про-Но и после 1905 года мы были еще очень изведений.

далеки от свободы печати. Наши газеты и В первые годы существования совет-журналы еще могли быть конфискованы ской власти происходит перераспреде-властями до суда, если чиновники находили ление функций журналистики (основное "признаки преступного деяния, уголовным внимание уделяется агитации и пропаган-законом предусмотренного". В сущности, де), появляются первые массовые отрас-это была та же предварительная цензура, левые рабочие газеты5 растет количество но только замаскированная. Правитель- печатных изданий, развивается журналь-ственная власть не сразу шла на уступки и ная периодика, очевидна доминирующая отказывалась от своих мечей очень нехотя роль большевистской журналистики. и очень неискренне» (Сытин, 1962: 143). Политику «военного коммунизма» сменила новая экономическая политика (НЭП), Советский период - намионализамия с акцентом на частное предприниматель-СМИОМИКИ' абсолютный контроль ство и развитие торговли (в розничном

товарообороте доля частной торговли в Начало ХХ в. - время «тяжелых исто- 1925 г. варьировалась от 40 до 80%)6. Но-рических потрясений». Революция 1905 г., вые социально-экономические преобра-Первая мировая война, Февральская рево- зования способствовали также появлению люция, отречение императора, Октябрьская большого количества частных предприя-революция. В итоге - смена политиче- тий по выпуску печатных периодических ского строя, национализация экономики, изданий (подр. см.: Кузнецов, 2002; Ми-абсолютный контроль средств массовой наева, 2018; Бабюк, 2019). Формы собст-информации, в том числе экономический венности в 1920 гг. были разнообразные: (в середине 1920 гг. все периодические государственная, общественная, частная издания и информационные агентства собственность, таким же разнообразием перешли в собственность социалистиче- отличались периодические издания - веского государства и коммунистической домственные, партийные, профессиональ-партии). ные, кооперативные, частные. Однако к

Одним из первых декретов, принятых концу 1920 гг. все частные издания бы-Советом народных комиссаров 27 октября ли закрыты. Время НЭПа закончилось. Ко-(9 ноября 1917 г.), был Декрет о печати. И операцию и хозрасчет сменили коллекти-хотя в декрете говорилось, что ограничи- визация и раскулачивание. тельные меры в отношении средств мас- В 1930 гг. авторитарная система толь-совой информации будут временными и ко укреплялась, пресса, благодаря своему как только «новый порядок упрочится, - усилившемуся «влиянию на массы», обе-всякие административные воздействия на спечивала (идеологически и даже органи-печать будут прекращены, для нее будет зационно) строительство социалистиче-установлена полная свобода в пределах ского общества - появляются новые типы ответственности перед судом, согласно са- изданий (районные, городские газеты), мому широкому и прогрессивному в этом выходит газета «За индустриализацию» отношении закону»4, новый закон, регла- с приложением «Техника», складывается ментирующий деятельность СМИ, был при- дифференцированная система многона-

циональной печати, создаются специали- СМИ в постсоветский период:

зированные издательства («Художествен- новые реалии

ная литература», «Детгиз»), стремительно С провозглашением М. Горбачевым кур-развивается радио, в эфир выходят пер- са на перестройку, политики демократиза-вые телевизионные программы, ции и гласности произошло существенное С началом Великой Отечественной вой- ослабление цензуры в СМИ. И хотя офи-ны изменилась система периодической пе- циально цензура была отменена законом чати. 24 июня было создано Совинформ- «О печати» в 1990 г., после десятилетий бюро, в редакциях центральных газет и ограничений массмедиа уже в середине на Всесоюзном радио появились военные 1980 гг. получили возможность открыто отделы, уменьшилось число центральных выражать свою позицию по самым раз-газет в связи с выходом фронтовых газет ным, ранее запрещенным темам. Появи-(в 1943 г. для личного состава Красной Ар- лись новые независимые периодические мии издавалось 128 ежедневных газет и 600 издания, чрезвычайно востребованы ста-газет с периодичностью выхода три раза ли публицистические материалы, стремив неделю), увеличился объем вещания на тельно росли тиражи газет и журналов. Ре-разных языках (Овсепян, 2005). кордный тираж был зарегистрирован у еже-За первое десятилетие после окончания недельника «Аргумента и факты» - более войны было принято около 50 документов 33 млн экз. (Медиасистема России, 2015: 72). о средствах массовой информации. Необ- Однако в целом журналистика остава-ходимо было вновь перестроить систему лась частью однопартийной политической периодических изданий - для эффектив- системы со всеми присущими ей негативны-ного функционирования в условиях слож- ми особенностями: политизированностью, ной задачи восстановления и дальнейшего узостью тематики, существованием запре-развития народного хозяйства. щенных тем, пренебрежением интересами Со второй половины 1950 гг. в Совет- аудитории. Интегрированная партийно-го-ском Союзе начался период «Оттепели». сударственная элита, руководившая совет -В результате некоторого ослабления цен- ским государством, не ставила перед ре-зуры из спецхранов вернулась часть запре- дакциями экономических задач: в условиях щенной литературы, увидели свет произве- плановой экономики СМИ финансирова-дения запрещенных и репрессированных лись из государственного бюджета центра-писателей (особая роль в этом принад- лизованно, получая на функционирование лежит журналу «Новый мир»). Общество и развитие столько средств, сколько было становилось более открытым, однако «де- необходимо с точки зрения достижения це-мократизация» имела свои границы. лей, поставленных перед СМИП (Индустрия В 1960 гг. - первой половине 1980 гг. российских медиа, 2017). Следовательно, постоянно росли тиражи газет и журналов, как отмечают исследователи, в отсутствие выходили новые периодические издания, рыночных отношений такие понятия, как совершенствовалась техническая осна- прибыль, эффект масштаба производства, щенность полиграфических предприятий, ценовая политика или бизнес-стратегия, с «советская "пропагандистская машина" эф- которыми СМИ многих стран живут в усло-фективно функционировала благодаря виях рынка уже более двухсот лет, прак-полному экономическому контролю над тически не звучали в советских редакци-СМИ со стороны интегрированной элиты, ях. Экономическая деятельность не имела объединявшей КПСС и советское государ- для редакций большого значения, и пост-ство» (Вартанова, 2014: 167). советский переход к новым - рыночным -

условиям хозяйствования не мог не вызвать полиграфического производства, значи-противоречий и конфликтов (Иваницкий, тельно ухудшились. Кроме того, возник-2010; Индустрия российских медиа, 2017). ли проблемы, связанные с новыми мерами правового регулирования медиа-Периодическая печать рынка (ограничение рекламного рынка,

в условиях рынка принятие в 2014 г. федерального закона

В постсоветский период одной из глав- «О внесении изменений в Закон Россий-ных проблем для печатных СМИ стала до- ской Федерации "О средствах массовой рогостоящая система распространения и информации"», определившего макси-недостаток общенациональной рекламы, мальный объем доли иностранного ка-что, в свою очередь, привело к уменьше- питала в бизнесе российских СМИ в 20%)7. нию аудитории. Но наиболее значительное влияние на

Когда в 1990 гг. произошел слом преж- российскую прессу оказал мировой фи-ней дотационной экономической модели нансовый кризис 2008 г., который привел (плановое государственное финансирова- к концентрации периодических изданий: ние прекратилось), российские редакции газеты и журналы, которым тяжело было СМИ, предоставленные сами себе, стали преодолеть ряд экономических препятст-осваивать новую науку финансирования. вий, присоединились к более сильным ме-Это стало отправной точкой в становле- диахолдингам (Смирнов, 2014). Последст-нии российского рынка СМИ и российской вия этого кризиса издатели пытаются ни-медиаэкономики (Основы медиабизнеса, велировать до сих пор. 2014: 51).

В 2000 гг. рынок периодической печати Печатная пресса в Российской Федерации получил доста- в эпоху цифровизации точно стремительное развитие, что было В последнее десятилетие рынок печат-обусловлено стабилизацией экономиче- ных периодических изданий переживает ской ситуации в стране, принятием ряда сложный период. По данным Ассоциации законов о средствах массовой информа- коммуникационных агентств России (АКАР), ции, а также отсутствием ограничений доли ежегодно сокращаются бюджеты на рек-иностранного капитала в российских ме- ламу в печатных СМИ. Кроме того, идет диа. В течение первого десятилетия XXI в. постоянный рост цен на бумагу (с 2015 по в отечественной отрасли печатных СМИ 2018 г. более, чем на 50%)8, обусловленный последовательно увеличивались доходы такими факторами, как валютный кризис и от продажи рекламы, возрастал уровень подорожание целлюлозы. В связи с сокра-инвестиций в сегмент периодических из- щением тиражей и объемов газет, а также даний, однако в условиях стремительного закрытием ряда изданий наблюдается со-проникновения Интернета в повседневную кращение предложения газетной бумаги жизнь граждан традиционная пресса столк- на российском рынке (см. рис. 1). нулись с рядом сложностей. Постоянная смена экономических мо-

Во втором десятилетии XXI в. финансо- делей под воздействием общественных вые показатели печатных СМИ, в связи со трансформаций и изменение моделей фи-снижением доходов от рекламы, подписки нансирования не дают возможность прес-и розничного распространения, увеличе- се построить стабильную бизнес-модель. нием стоимости почтовых услуг, а также И сегодня начинается новый этап - этап вследствие валютно-финансового кризи- поиска оптимальных моделей экономиче-са и возрастания стоимости компонентов ского развития в условиях цифровизации

Рисунок 1. Предложение газетной бумаги в России (в тыс. т) Источник: BusinesStat9

и постоянно изменяющихся медиапотреб-ностей аудитории.

В 2019 г. в Российской Федерации было официально зарегистрировано 42 861 печатное издание (на 40% ниже, чем в 2009 г.)10. Уменьшение числа изданий объясняется, как мы уже отмечали выше, снижением доходов и тиражей, постоянным ростом стоимости газетной бумаги и активным проникновением новых технологических платформ". Кроме того, в последние годы наблюдается значительное увеличение стоимости подписных тарифов ФГУП «Почта России». Так, в марте 2014 г. была отменена государственная дотация на доставку подписных изданий в связи с недостатком ресурсов и сотрудников, что обусловило увеличение цен на подписку отдельных изданий до 70%12. По данным Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (ФАПМК), к 2018 г. подписные тарифы возросли в три раза, а тарифы на магистральные и внутрирегиональные перевозки - более, чем вдвое, вследствие чего значительно снизились

показатели динамики плотности подписки (см. рис. 2)13.

Сокращение количества печатных изданий и доходов связано и со снижением интереса аудитории, прежде всего молодежной. По данным исследовательского центра компании йеЫПе, средняя продолжительность чтения периодических изданий в России в 2019 г. составила 51 мин. в будни и 56 мин. в выходные, что значительно ниже потребления по другим ме-диаканалам14. Для цифрового поколения источником новостей и аналитической информации становятся социальные сети, что, с одной стороны, несет в себе угрозы для печатных газет, но с другой стороны, открывает для них новые возможности - через создание и развитие аккаунтов газет в социальных сетях.

Важнейшей тенденцией с 1990 гг. является развитие региональной прессы, что объясняется высоким уровнем концентрации консервативных читателей в регионах, а также наличием отдаленных населенных пунктов, где печатные издания остаются

250

217

Д 62 ■1

98...................... 113

2014 2015 2016 2017 2018

Рисунок 2. Динамика плотности подписки по России (кол-во подписок на 1000 чел.)

Источник: ФАПМК

практически единственным источником ряд маркетинговых задач с использова-информации. Продолжается процесс ре- нием современных технологий и креа-гионализации прессы и снижения роли тивных решений. Специальные проекты общенациональных изданий. Охват ауди- могут быть редакционными (спецпроект тории газет районного и городского зна- «Ад Беслана. Взгляд изнутри» ИД «Аргу-чения значительно превышает аналогич- менты и факты», спецпроект «На труд и ные показатели общефедеральной прессы на подвиги их вдохновили» ИД «Коммер-(Смирнова, 2016). Отметим, что государ- сантъ» и др.), региональными (спецпроект ственная финансовая поддержка региональ- «Подмосковье. Культурная реальность» ных изданий в 2018 г. достигла 469,6 млн «Литературной газеты») и партнерскими руб., что в пять раз превышает показатели (спецпроекты о путешествиях «Россий-2014 г.15 Определенную конкуренцию ре- ской газеты»).

гиональной прессе создают федерально- В 2017 г. 11 издательских домов, занима-региональные издания - общероссийские ющих ведущие позиции на рынке рекламы ежедневные или еженедельные газеты с в прессе, обратились в АКАР с предложе-региональными вкладками. Так, крупней- нием о совместной работе по совершен-шие федеральные газеты («Аргументы и ствованию технологии оценки рекламных факты», «Российская газета», «Московский бюджетов в прессе, включая определение комсомолец», «Комсомольская правда») подходов к оценке рекламных доходов продолжают выпускать свои региональ- издательского бизнеса в цифровой среде. ные приложения. Совет АКАР единогласно поддержал это

Сегодня каждый издательский дом ста- предложение и дал соответствующее по-рается найти новые способы привлече- ручение Комиссии экспертов (такого рода ния аудитории - например, создают спе- оценка теперь проводится на постоянной циальные проекты, которые реализуют основе). В течение 2018 г. рабочая группа

Рисунок 3. Топ-10 цитируемых газет в социальных медиа Источник: Медиалогия

Комиссии экспертов АКАР под руководством членов комиссии П. Мирошникова и Р. Кузнецова и при общей координации вице-президента АКАР и сопредседателя Комиссии экспертов С. Веселова занималась разработкой методики оценки рекламных объемов цифровой составляющей издательского бизнеса. На сегодняшний день все этапы работы по данному направлению завершены: согласована обновленная методика исследования, проведена оценка объемов издательского бизнеса в цифровой среде (по показателям 2017 г.), отработана технология ее проведения. Отрабатывая технологию оценки, эксперты определили, что весь объем рекламных бюджетов издательского бизнеса следует разделить на три подсегмента:

1) «печатный» (издательские дома, имеющие только печатные издания);

2) «печатный+цифровой» (издательские дома, имеющие как печатные, так и онлайн-издания);

3) «цифровой» (интернет-ресурсы, которые не имеют печатных версий, но, по

мнению экспертов, могут быть отнесены к издательскому бизнесу).

АКАР в 2017 г. оценил объем рекламных бюджетов «печатного» подсегмента на уровне 20,5 млрд руб., подсегмента «печатный+цифровой» - 28,9 млрд руб., «цифрового» - 32,2 млрд руб. Таким образом, на печатные издания в 2017 г. пришлось около 64% от общих рекламных бюджетов издательского бизнеса, а на интернет-издания - 36%. При этом общая динамика рекламных доходов издателей в 2017 г., включая цифровую часть, оказывается очень близкой к нулю или даже немного переходит в положительную зону. То есть учет и печатной, и цифровой части рекламного бизнеса издателей позволяет говорить о том, что их рекламные доходы не падали и цифровая часть практически полностью компенсирует проценты падения доходов в печатной.

Еще одной важной тенденцией современных печатных изданий является неизбежный перенос части информационных материалов в интернет-пространство, что

обусловлено процессами цифровизации и дальнейшего развития (и совершенство-возрастанием уровня конкуренции с дру- вания) периодической печати в России ста-гими видами средств массовой информа- новятся стабилизация подписных тарифов, ции. Отметим, что в 2019 г. в топ-10 самых балансирование цен и пошлин на бумагу цитируемых газет в социальных медиа16 и полиграфические материалы, восста-вошли интернет-ресурсы, которые возник- новление читательского интереса, а так-ли как продолжение известных печатных же участие представителей издательской ежедневных и еженедельных изданий: индустрии в обсуждении законодательных официальный сайт «Российской газеты» - инициатив. Актуальность исследований rg.ru (первая позиция), сайт «Комсомоль- современного состояния российской пе-ской правды» - kp.ruи сайт еженедельника риодической печати связана с продолжа-«АиФ» - aif.ru и др. (см. рис. 3). ющимся поиском ответов на вопрос: как

Отметим, что, несмотря на все сложнос- добиться наибольшей популярности у ау-ти, возникающие у российской печатной дитории и роста рейтинга на медиарын-прессы в последние десятилетия, многие ке? Одной из характерных особенностей издательские дома сумели найти как новые российских печатных средств массовой методы работы с аудиторией в условиях информации стала их значительно мень-цифровизации, так и способы монетиза- шая зависимость от государства и его ин-ции своей продукции. Вызовы, перед ли- ститутов и большая - от собственных чи-цом которых российская пресса оказалась тателей, что, в свою очередь, означает все с начала 1990 гг., с одной стороны, добави- большую ориентацию на законы рынка. ли трудностей в развитии (необходимость В связи с этим возрастает роль медиамар-конкурировать с принципиально новыми кетинга и медиаменеджмента, связанных с технологической точки зрения медиа), с процессом овладения рыночными меха-а с другой - открыли новые потенциалы и низмами и технологиями. направления развития (возможности кон- Экономико-политическая специфи-вергенции, мультиплатформенность и пр.) ка переходного периода, начавшегося в (Медиасистема России, 2015). 1990 гг., своеобразие социальных про-

цессов и культурные традиции России во Заключение всей сложности своих взаимовлияний, не-

Активный процесс цифровизации оте- сомненно, оказали заметное воздействие чественного медиарынка, а также перенос на современную модель российской ме-большинства информации в интернет-про- диасистемы, в том числе и на функциони-странство оказали значительное влияние на рование прессы. Вопрос об особенностях функционирование современных печатных российских печатных средств массовой медиа. Несмотря на очевидные проблемы: информации нельзя считать только теоре-недостаток оперативности, отсутствие ин- тическим, ведь в последние годы влияние терактивности и т.д., интеграция печатных массмедиа, журналистов, медиапрофессио-изданий в онлайн-пространство, наряду с налов и медиаперсон на общественное процессом конвергенции, позволяет пе- мнение, коллективные и индивидуальные чатной прессе сосуществовать в Интернете ценности россиян заметно выросло (Инна одном уровне с другими типами СМИ дустрия российских медиа, 2017). Таким (наиболее явно это можно проследить на образом, основываясь на имеющихся дан-примере региональной прессы). ных и в связи с современным состоянием

В сложившейся ситуации, несомнен- печатной прессы, необходимо признать но, наиболее важными направлениями необходимость дальнейшего изучения по-

ложительного опыта тех издательских до- вое пространство, изменяя при этом саму мов, которые успешно переходят в цифро- бизнес-модель своего функционирования.

Примечания

1 Ранее - ГИИП (Гильдия издателей периодической печати).

2 Российская периодическая печать. Состояние, тенденции и перспективы развития в 2018 году. Отраслевой доклад / ФАПМК. Режим доступа: https://fapmc.gov. ги/го5ресИа^асШШе5/геро1^5/2019/рес11аи.1^т1

3 Закон о повременных и неповременных изданиях. Временные правила о повременной печати от 24 ноября 1905 года. СПб.: [б.и.], 1906. С. 2.

4 Декрет о печати // Декреты советской власти. Т. 1. М.: Гос. изд-во полит. лит., 1957. С. 24.

5 Гудок. 1917. Декабрь.

6 Новая экономическая политика (НЭП) // БРЭ. Режим доступа: https://bigenc.ru/ domestic_history/text/2666304

7 Федеральный закон «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации"» от 14.10.2014 № 305-Ф3 (последняя редакция). Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_169740/

8 Роспечать: цены на газетную бумагу выросли вдвое / ГИПП. Режим доступа: https://gipp.ru/news/poligrafiya-rynok-bumagi/rospechat-tseny-na-gazetnuyu-bumagu-vyrosli-vdvoe/

9 Анализ рынка газетной бумаги в России в 2013-2017 гг., прогноз на 2018-2022 гг. / BuisenesStat. Режим доступа: https://businesstat.ru/images/demo/newsprint_ russia_2018_demo_businesstat.pdf

ю Число газет и журналов в России за десятилетие сократилось на 40% / Интерфакс. Режим доступа: https://www.interfax.ru/russia/691033

11 Там же.

12 Российская периодическая печать. Состояние, тенденции и перспективы развития. Отраслевой доклад / ФАПМК. Режим доступа: https://fapmc.gov.ru/ rospechat/activities/reports/2015/pechat.html

13 Российская периодическая печать. Состояние, тенденции и перспективы развития в 2018 году. Отраслевой доклад / ФАПМК. Режим доступа: https://fapmc.gov. ru/rospechat/activities/reports/2019/pechat1.html

14 Медиапотребление в России - 2019 / йвЫНв. Режим доступа: https://www2. deloitte.com/ru/ru/pages/technology-media-and-telecommunications/articles/ media-consumption-in-russia.html

15 Российская периодическая печать. Состояние, тенденции и перспективы развития в 2018 году. Отраслевой доклад / ФАПМК. Режим доступа: https://fapmc. gov.ru/rospechat/activities/reports/2019/pechat1.html

16 Топ-10 самых цитируемых газет - 2019 год / Медиалогия. Режим доступа: https:// www.mlg.ru/ratings/

Библиография

Бабюк М.И. К вопросу о формах собственности на периодическую печать в СССР в условиях 1920-х годов // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2019. № 6. С. 25-51.

Вартанова Е.Л. Постсоветские трансформации российских СМИ и журналистики. М.: МедиаМир, 2014.

Вырковский А.В. Менеджмент СМИ в условиях конвергенции // Вести. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2013. № 3. С. 112-120.

Вырковский А.В. Редакционный менеджмент в печатных и онлайновых массмедиа: процессный подход. М.: МедиаМир, 2016.

История русской журналистики ^Ш-Х1Х вв.: учебник / под ред. Л.П. Громовой. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2013.

Есин Б.И. Русская журналистика в документах. История надзора. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2003.

Есин Б.И. История русской журналистики (1703-1917). М.: Наука, 2000. Режим доступа: http://www.bsu.ru/content/page/1415/hec/ff/esin.pdf

Жирков Г.В. История цензуры в России Х1Х-ХХ вв. М.: Аспект Пресс, 2001.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЗасурскийЯ.Н. Из истории газеты: от прошлого к настоящему // Четыре века газеты. Будет ли пятый? М.: Фак. журн. МГУ, 2010. С. 5-8.

Иваницкий В.Л. Модернизация журналистики: методологический этюд. М.: Изд-во Моск. ун-та; Фак. журн. МГУ, 2010.

Индустрия российских медиа: цифровое будущее / Е.Л. Вартанова,А.В. Вырковский, М.И. Макеенко, С.С. Смирнов. М.: МедиаМир, 2017.

Кузнецов И.В. История отечественной журналистики (1917-2000). М.: Флинта: Наука, 2002.

Ломоносов М.В. Рассуждение об обязанностях журналистов при изложении ими сочинений, предназначенное для поддержания свободы философии. М.: Фак. журн. МГУ, 2018.

Медиасистема России: учеб. пособие для студентов вузов / под ред. Е.Л. Вартановой. М.: Аспект Пресс, 2015.

Минаева О.Д. История отечественной журналистики. 1917-1945. М.: Аспект Пресс, 2018.

Овсепян Р.П. История новейшей отечественной журналистики: февраль 1917 - начало XXI в. М.: Изд-во Моск. ун-та; Наука, 2005.

Основы медиабизнеса: учебник / под ред. Е.Л. Вартановой. М.: Аспект Пресс, 2014.

Смирнов С.С. Медиахолдинги России: национальный опыт концентрации СМИ. М.: МедиаМир, 2014. С. 66-79.

Смирнова О.В. Местные газеты в новых технологических условиях // Вестн. Волжск. ун-та им. В.Н. Татищева. 2016. Т. 1. № 3. С. 166-171.

Сытин И.Д. Жизнь для книги. М.: Гос. изд-во полит. лит., 1962.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.