УДК 37.018.15
М.В. Зыкова
РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ РОДИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
В соответствии с последними требованиями ФГОС ДО в настоящее время возникает острая необходимость создания особых форм взаимодействия дошкольных учреждений с родителями, которые бы активно включали последних в образовательно-воспитательный процесс и способствовали развитию их педагогических компетенций. В данной статье раскрывается содержание опытно-экспериментального изучения педагогических компетенций родителей дошкольников, включающее оценку актуального уровня их развития, апробацию программы по развитию педагогических компетенций родителей и оценку ее результативности.
Ключевые слова: дошкольное образовательное учреждение, педагогическая компетентность родителей, педагогические компетенции родителей, дистанционная форма взаимодействия, internet-ресурсы, inter-net-мессенджер.
Семья и детский сад - это два важнейших социальных института, каждый из которых дает ребенку необходимый опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для маленького человека, чтобы он мог войти в большой мир. Многие исследователи утверждают, что воспитательная деятельность родителей схожа и близка к профессиональной педагогической деятельности и, конечно же, она не должна лишаться своего грамотного воплощения. В подтверждение этому, в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования «обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей» обозначены как важнейшие задачи [1,4].
В связи с этим возникает необходимость создания особых форм взаимодействия дошкольных учреждений с родителями, которые будут активно включать последних в образовательно-воспитательный процесс, а также способствовать формированию их педагогической компетентности.
Существуют различные определения педагогической компетентности родителей. Мы разделяем понятия «компетентность» и «компетенция» и, на основе анализа современных подходов (А.В. Хуторской, С. С. Пиюкова, Т.В. Коваленко, Е.В. Бондаревская, Л.В. Коломийченко и др.), определяем педагогическую компетентность родителей, как системное интегративное личностное образование, представляющее собой совокупность взаимосвязанных качеств личности родителя и выраженное единством когнитивных, моти-вационно-ценностных, эмоциональных и коммуникативно-деятельностных компетенций, обуславливающих возможность эффективно осуществлять процесс воспитания ребенка в семье [2,3,5].
В этой статье мы остановимся на практических аспектах изучения и развития педагогических компетенций родителей. Так, наше опытно-экспериментальное исследование педагогических компетенций родителей подразумевало: разработку психодиагностического инструментария для оценки актуального уровня развития педагогических компетенций родителей; апробацию экспериментальной программы для родителей по развитию их педагогических компетенций; контрольное диагностическое исследование, позволяющее выявить динамику изучаемых нами показателей и произвести оценку результативности развивающих воздействий.
Психодиагностический инструментарий был направлен на оценку всех компетенций в структуре педагогической компетентности родителей и включал: разработанную нами анкету «Информационная культура родителей»; опросник для родителей «Какой вы родитель?»; методику «Незаконченные предложения»; методику «Проба на совместную деятельность» (Карабановой О.А. в модификации Неумоевой-Колчеданцевой) и методику "Стратегии семейного воспитания" (С.С. Степанова).
Результаты констатирующего исследования представлены на рисунке 1.
© М.В. Зыкова, 2020.
Научный руководитель: Неумоева-Колчеданцева Елена Витальевна - кандидат психологических наук, доцент, Тюменский государственный университет, Россия.
Рис. 1. Распределение испытуемых по уровням развития педагогических компетенций родителей, %
Полученные результаты свидетельствуют от том, что в исследуемой группе преобладает количество родителей, имеющих средний уровень развития педагогических компетенций, в частности когнитивных и эмоциональных. Также, анализ испытуемых, обладающих высоким уровнем развития педагогических компетенций показывает, что наиболее развитыми выступают мотивационно-ценностные и коммуникативно -деятельностные компетенции.
На следующем этапе нашего исследования проводилась апробация разработанной нами программы по развитию педагогических компетенций родителей в условиях дошкольного образовательного учреждения. Данная программа подразумевала использование преимущественно дистанционной формы взаимодействия с родителями с применением ^етй-ресурсов. Участникам эксперимента посредством популярного социального мессенджера транслировался специально подобранный мультимедийный материал, содержание которого способствовало развитию их педагогических компетенций, а именно:
-учебные видео-лекции по физиологии, психологии и педагогике для развития когнитивных педагогических компетенций;
-научно-популярные статьи, литературные очерки о персоналиях выдающихся личностей и позитивном опыте их семейного воспитания для развития мотивационно-ценностных педагогических компетенций;
-материалы популярных психологических сайтов, способствующие развитию умений саморегуляции и оптимизации психоэмоционального состояния ребенка для развития эмоциональных педагогических компетенций;
-опНпе-консультации известных практикующих психологов, содержащие анализ типичных проблемных ситуаций взаимодействия с ребенком и практические рекомендации по оптимизации данного взаимодействия для развития коммуникативно-деятельностных педагогических компетенций.
Взаимодействие с родителями осуществлялось на протяжении четырех месяцев и заключалось в том, что раз в неделю родители получали значимую для них информацию на свои смартфоны, а затем, в течение недели, им необходимо было изучить данный материал и предоставить педагогу обратную связь, ответив на следующие вопросы: «Какие мысли и чувства возникли у него после просмотра данного материала? Что нового для себя он извлек?». Также, родителям предлагались различные домашние задания.
В дополнение к дистанционной форме работа с родителями подразумевала проведение трех очных встреч, которые выполнили организационно-установочную функцию на начальном этапе реализации программы; предоставили возможность для предварительной оценки ее развивающего воздействия и внесения необходимых корректировок; послужили формой для проведения закрепляющего занятия на последнем этапе программы.
Важно отметить, что взаимодействие с семьей выстраивалось на основе диалога и сотрудничества с использованием методов активизации родителей и развития их педагогической рефлексии, подразумевающих учет родительских запросов и пожеланий при тематическом подборе материала, постановку дискуссионных вопросов для обсуждения, приведение примеров из реальной жизни, решение педагогических задач и анализ собственной воспитательной деятельности.
В качестве ожидаемых результатов мы предполагали позитивную динамику таких показателей, как:
-знания по общим вопросам психо лого-педагогических особенностей детей и их воспитания; -мотивация родителей к развитию детей; -эмоциональное принятие ребенка; -стиль воспитания.
На этапе контрольного эксперимента нами оценивалась результативность проведенной развивающей работы с родителями с применением тех же методик, что и при первичной диагностике. Сравнительный анализ полученных данных обнаруживает выраженную позитивную динамику показателей уровней развития педагогических компетенций родителей. Снизилось число родителей с низким уровнем развития педагогических компетенций и значимо возросло количество испытуемых, умеющих высокий уровень развития педагогических компетенций родителей. Для оценки достоверности полученных различий при-менялс критерий Т - Вилкоксона (Тэмп = 83,7 при р< 0,01).
На рисунке 2 отображены результаты контрольного эксперимента.
Рис. 2. Уровни развития педагогических компетенций родителей на этапе контрольного исследования, %
После реализации программы по развитию педагогических компетенций родителей нами были отмечены некоторые изменения у ее участников. Так, эти родители стали более инициативными, начали проявлять больший интерес к содержанию образовательного процесса в детском саду и чаще консультироваться с педагогами относительно выбора воспитательных воздействий на своих детей. При обсуждении каких-либо вопросов, касающихся аспектов воспитания, данные родители приводили аналогичные примеры из собственного опыта, подбирали полезную актуальную информацию и делились ею с другими, в проблемных ситуациях могли самостоятельно найти правильное решение. По нашему мнению, данные наблюдения также могут косвенно свидетельствовать об эффективности проведенной нами развивающей работы с родителями по развитию из педагогических компетенций.
Таким образом, в ходе нашего исследования мы смогли теоретически обосновать и верифицировать на базе дошкольного образовательного учреждения программу по развитию педагогических компетенций родителей, которая:
- разработана с учетом структуры и содержания педагогической компетентности родителей;
- основана на применении современных форм и методов взаимодействия педагогов с семьями воспитанников;
- реализована посредством доступных современных информационных ресурсов и с учетом актуальных потребностей родителей.
Данную программу мы можем рекомендовать педагогам дошкольных образовательных организаций в качестве практического методического руководства для организации их деятельности по повышению педагогической компетентности родителей, а также, будет способствовать созданию доверительных отношений и благоприятного психологического климата в семьях воспитанников, что, соответственно, снизит риск семейных дисфункций.
Библиографический список
1.Глебова С.В, Детский сад - семья: аспекты взаимодействия. Практическое пособие для методистов, воспитателей и родителей. / Глебова С.В. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005 -111 с.
2.Коваленко Т.В. Родительская компетенция как фактор современного содержания образования // Современные исследования социальных проблем. - 2015. - №4(48).- С.102-113.
3.Коломийченко Л.В. Я-компетентный родитель: программа работы с родителями дошкольников / Под ред Л.В. Коломийченко. - М.: ТЦ Сфера,2013. - 128 с.
4.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155) - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/ (дата обращения 18.09.2019).
5.Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты / А.В. Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос». - 2015. - № 6 - С. 124-126.
ЗЫКОВА МАРИНА ВЛАДИМИРОВНА - магистрант, Тюменский государственный университет, Россия.