Научная статья на тему 'Развитие патриотической направленности студентов колледжа в процессе профессиональной подготовки'

Развитие патриотической направленности студентов колледжа в процессе профессиональной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
124
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ПАТРИОТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ЦЕЛИ / СРЕДСТВА / ФОРМЫ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА / PATRIOTISM / PATRIOTIC ORIENTATION / MEANS / FORMS / AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF PATRIOTIC ORIENTATION OF COLLEGE STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баландин М. А.

В статье рассматриваются основные понятия, а также цели средства, формы и педагогические условия развития патриотической направленности студентов колледжа, реализованные в практике работы Троицкого авиационного технического колледжа филиала Московского государственного технического университета гражданской авиации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF PATRIOTIC ORIENTATION OF COLLEGE STUDENTS DURING VOCATIONAL TRAINING

The article deals with basic concepts and also purposes, tools, forms, and pedagogical conditions of development of college students' patriotic orientation, implemented in the practice work of Troitsk Aviation Technical College a branch of Moscow State Technical University of Civil Aviation.

Текст научной работы на тему «Развитие патриотической направленности студентов колледжа в процессе профессиональной подготовки»

УДК 377.5

М.А Баландин, директор Троицкого авиационно-технического колледжа МГТУ ГА, г. Троицк, Е-mail: kp1967@ mail.ru

РАЗВИТИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

В статье рассматриваются основные понятия, а также цели средства, формы и педагогические условия развития патриотической направленности студентов колледжа, реализованные в практике работы Троицкого авиационного технического колледжа - филиала Московского государственного технического университета гражданской авиации.

Ключевые слова: патриотизм, патриотическая направленность, цели, средства, формы и педагогические условия развития патриотической направленности студентов колледжа.

Социально-экономические и политические изменения, происходившие в 90-х годах XX в. в России, привели к значительной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей и, в частности, патриотической направленности. Это усилило наметившиеся в обществе тенденции разобщенности и, как результат, появление значительного числа негативных проявлений в социальной, нравственной, национальной сферах.

События последнего времени подтвердили, что это оказало негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, прежде всего, молодежи, резко снизило воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования у нее патриотизма. Все более заметной стала постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Таким образом, объективные и субъективные процессы существенно обострили национальный вопрос, патриотизм нередко стал перерождаться в национализм. Ученые отмечают, что во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам [1].

В этих условиях очевидным стало нарушение преемственности поколений, которая складывалась на протяжении десятилетий, что привело к разрыву связей в передаче молодым людям патриотических взглядов. Постоянные изменения в молодёжной субкультуре в стране привели к созданию новых молодёжных движений, часто связанных с проявлением агрессии и ориентацией на разного рода экстремистские идеи, приверженцами которых становятся учащиеся и студенты учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования.

Определенная позитивная динамика, как отмечают такие исследователи, как Д.А. Карманова, Н.П. Лузик, А.Ю. Парашин, Т.В. Пискунова и др., произошли только с разработкой на федеральном уровне государственной программы патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2001

- 2005 гг. Однако, воспитательная составляющая мероприятий этой программы была отнесена, прежде всего, к молодёжи, обучающейся в учреждениях общего образования.

Разработанная и принятая постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 г. № 422 программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 гг.» предполагает дальнейшее совершенствование работы по патриотическому воспитанию молодежи. В

ней сформулирована цель - даль-нейшее формирование патриотического сознания российских граждан как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного единства общества, а также выделен ряд направлений работы, реализация которых возможна на педагогическом уровне [2].

В частности, в программе отмечается, что образовательные учреждения испытывают недостаток в методическом обеспечении, а также в части подготовки специалистов в области патриотического воспитания. Это свидетельствует о необходимости активизации работы, направленной на решение всего комплекса проблем патриотического воспитания, содержательное ядро которой составляет патриотическая направленность обучаемых.

Направленность в педагогической науке определяется как сложное личностное образование, обусловливающее особенности тенденций поведения и действий человека, его отношение к другим людям, к себе, своему будущему. Ученые выделяют мировоззренческую, профессиональную, бытовую и другие виды направленности. Направленность личности проявляется в особенностях интересов, пристрастиях и потребностях, установках и целях, а также склонностях, влечениях, желаниях, стремлениях, убеждениях, отмечает Г.М. Коджас-пирова [3, с. 202].

В своем исследовании мы исходим из того, что патриотическая направленность является ключевым качеством личности, поскольку определяет тенденции поведения человека в ситуациях неоднозначного выбора целей и средств их достижения.

Рассматривая направленность применительно к развитию патриотизма студентов, ее можно охарактеризовать как интегративное личностное образование, обусловливающее тенденции развития патриотического сознания, отношений и поведения, совокупность устойчивых и относительно независимых от наличных ситуаций динамических тенденций (тенденций влечения и тенденций долженствования), воплощающихся в мотивах и ориентирующих, направляющих соответствующую деятельность.

В современной науке проблема воспитания патриотизма исследуется на философском, психологическом и педагогическом уровнях.

На философском уровне раскрывается содержание понятия «патриотизм» и отмечается, что в его основе лежит философское понимание мира, убеждения, вера и ответственность за будущее страны; выявляется соотношение рационального и эмоционального в патриотизме; рассматривается патриотизм как социальное явление и особенности его содержания, связанные с девальвацией системы традиционных ценностей

(А.А. Аронов, В.И. Бойко, А.М. Ковалёв, В.И. Лутовинов, М.А. Свердлин, А.И. Шендрик и др.).

На психологическом уровне патриотизм рассматривается как личностное качество в различных формах его проявления (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Л.П. Буева, В.К. Вилюнас,

A.Н. Вырщиков, А.А. Магометов и др.).

Педагогический уровень исследования проблемы даёт

возможность конкретизировать научное представление как о патриотическом воспитании в целом (М.Г. Агаев, С.Ф. Анисимов, А.Н. Вырщиков, Ф.Б. Горелик, В.В. Макаров, Р.Л. Рождественская и др.), так и в системе профессионального образования (А.Т. Абдуллаев, А.Н. Вырщиков, А.Г. Го-рельцев, В.М. Коровин, А.Ю. Оборский, Л.В. Певень,

B.А. Середа, В.Б. Титов, Ю.Н. Черных и др.).

На основе имеющихся исследований ученых по данной проблеме, программных документов, нами было проведено исследование по определению научно-теоретичес-ких и методических основ развития патриотической направленности студентов предусматривающее: определение целей формирования патриотической направленности студентов; разработку ряда учебных и специальных программ и методик в области развития патриотической направленности, включающей в себя различные формы, методы и средства развития данного вида направленности студентов; разработку комплекса педагогических условий ее эффективного развития.

На основе данного исследования нами разработана и успешно реализуется в Троицком авиационном техническом колледже - филиале Московского государственного технического университета гражданской авиации программа патриотического воспитания и самовоспитания студентов «Гражданин и патриот своего Отечества».

В рамках реализации данной программы осуществляется решение следующих задач: 1) утверждение в сознании и чувствах студентов социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям; повышение престижа государственной, особенно военной, службы; 2) создание и обеспечение реализации возможностей для более активного вовлечения студентов в решение социальноэкономических, культурных, правовых, экологических и других проблем; 3) воспитание студентов в духе уважения к Конституции Российской Федерации, законности, нормам общественной и коллективной жизни; 4) создание условий для обеспечения реализации конституционных прав человека и его обязанностей, гражданского, профессионального и воинского долга; 5) формирование у студентов чувства гордости, уважения и почитания символов Российской Федерации -Герба, Флага, Гимна, другой российской символики и исторических святынь Отечества; 6) создание условий для формирования у студентов потребности служения Родине, ее защиты как высшего духовного долга; 7) обучение студентов активному противодействию антипатриотизму, манипулированию информацией, пропаганде образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, искажению и фальсификации истории Отечества; 8) формирование расовой, национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений между народами.

Важным компонентом разработанной нами программы являются принципы патриотического воспитания студентов колледжа.

Основными из них являются следующие: 1) ориентация профессиональной подготовки на развитие личности будуще-

го специалиста; 2) системность и систематичность, воспитательного процесса, зависящего от целевых установок патриотического воспитания; 3) приоритетность исторического, культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций; 4) гуманизация воспитания; 5) учет региональных условий; 6) ценностно-демократическая ориентация управления воспитательным процессом; 7) преемственность, лежащая в основе планирования деятельности по патриотическому воспитанию студентов на весь период обучения в колледже с учетом уровня профессиональной подготовки; 8) последовательность, определяющая содержание практики, целевые установки, формы работы, усложняющейся от курса к курсу; 9) принцип сознательности, т.е. организация такой воспитательной деятельности, когда студенты знают конечную цель патриотического воспитания, средства ее достижения, осознают задачи каждого конкретного этапа патриотического воспитания учащихся, несут ответственность за качество его выполнения.

К средствам формирования патриотической направленности студентов колледжа по их функциям мы отнесли следующие: а) средства, выполняющие информационно-просветительские функции; б) средства, обеспечивающие формирование действенных механизмов патриотической активности (творческая деятельность и историко-патрио-тическая деятельность); в) средства, оказывающие комплексное воздействие на интеллектуально-чувственную, потребностно-мотивационную и поведенческо-волевую сферы.

Процесс развития патриотической направленности студентов колледжа осуществляется как в традиционных формах, зарекомендовавших себя в практической работе по патриотическому воспитанию (лекции, беседы, встречи с ветеранами, экскурсии, походы по местам боевой и трудовой славы и т.п.); так и инновационных - эффективных в воспитании современной молодежи (деловые игры, чат-конференции, моделирование различных ситуаций патриотической деятельности, разработки проектов и др.).

Успешную реализацию программы развития патриотической направленности студентов колледжа мы связываем с реализацией ряда педагогических условий:

- обогащение содержания развития патриотической направленности студентов воспитания за счет включения в него исторических фактов, позволяющих оценивать роль и место России и ее граждан в прогрессивном развитии человечества;

- развитие форм и методов патриотического воспитания на основе новых информационных технологий;

- усиление патриотической направленности в профессиональной подготовке студентов за счет использования проектных технологий при организации воспитательной деятельности студентов;

- активное включение студентов колледжа в работу по реализации проектов патриотической направленности;

- совершенствование системы внутриколледжной подготовки педагогов, способных эффективно, на уровне современных требований решать задачи развития у студентов патриотической направленности.

Особого внимания заслуживает также вопрос повышения компетентности преподавателей в области патриотического воспитания студентов. Ее основополагающим компонентом выступает цель - совершенствование системы подготовки преподавателей колледжа к патриотическому воспитанию студентов, конкретизируемая нами следующими задачами: вооружение преподавателей теоретическими знаниями; выра-

ботка у них практических умений и навыков патриотического воспитания, а именно: умение определять учебно-

воспитательные задачи с учетом диагностики уровня сформи-рованности патриотизма у студентов; планировать и организовывать педагогический процесс, проводить воспитательные мероприятия, направленные на формирование патриотизма у

студентов; создавать ситуации успеха в воспитательной деятельности; взаимодействовать с преподавателями, родителями, органами студенческого самоуправления; вести научноисследовательскую и научно-методическую работу по проблемам патриотического воспитания студентов.

Библиографический список

1. Резниченко, М.Г. Формирование воспитательного пространства вуза: автореф. дисс. ... д-ра пед. наук. - Москва - 2009.

2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы» (утв. постановлением Прави-

тельства РФ от 11 июля 2005 года № 422) // Собр. законодательства РФ. - 2005. - № 29.

3. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике. / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспи-ров. - М: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр

«МарТ», 2005.

Статья поступила в редакцию 10.11.10

УДК 377.5

Ф.Д. Симбирякова, зам. директора горно-керамического колледжа ЮУрГУ, г. Сатка, Е-шаИ: kp1967@mail.ru

К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Автором рассматривается понятие «внеучебная деятельность студентов», дается ее толкование во взаимосвязи с внеучебной деятельностью других субъектов образовательного процесса учреждения профессионального образования, раскрываютсяразличные подходы и особенности организации внеучебной деятельности.

Ключевые слова: внеучебная деятельность; подходы, особенности, принципы, формы организации внеучебной деятельности; студенты; преподаватели.

Формирование евразийского пространства, радикальные спективам своего профессионального, культурного, нравст-

изменения, происходящие во всех сферах социальноэкономической и культурной жизни современного общества, не укладываются в традиционные схемы объяснения и понимания проблемы качества образования. Целевая ориентация многих ученых при оценке качества образования на высокий уровень обученности, воспитанности и развития личности по сути своей верна, но она ограничена лишь результатами образования, без учета того, каким образом добиться этих результатов. Поэтому возникает необходимость в поиске новых путей решения проблемы. Одним из них, на наш взгляд, является организация внеучебной деятельности обучающихся.

Внеучебную деятельность студентов правомерно рассматривать в качестве своеобразной альтернативы традиционной учебной практике. При выявлении специфики внеучебной работы можно выделить несколько направлений, одно из которых указывает на важность ее профессионализации (Т.Б. Жулий, Т.В. Степура, А.А. Утехина). Так как она не связана рамками образовательной программы, содержание, ее формы и методы зависят от интересов и запросов студентов [1; 2].

Часть авторов рассматривает внеучебную деятельность как средство социализации студентов, то есть главной целью такой деятельности считается ее общественная направленность в форме студенческих объединений, советов и т.д. Передавая студентам, часть своих функций, преподаватели или руководители подразделений создают условия для развития социальной активности, приобретения студентами самостоятельности, ответственности и воспитательного опыта при решении важных вопросов жизнедеятельности молодежи. Деятельность обучаемых приобретает социально-практический характер, обусловленный необходимостью сознательного, ответственного отношения студентов к возможностям и пер-

венного самоопределения. В данном случае студенты приобретают еще и практику управленческой деятельности, которая будет востребована в последующем на любом производстве, в любой организации.

Нам очень близка точка зрения Е.В. Мещеряковой, которая под внеучебной деятельностью понимает совокупность преобразующих действий, совершаемых за пределами учебного процесса в непосредственной связи с ним.

В некоторых исследованиях подчеркивается особая совокупность принципов построения внеучебной деятельности [3; 4] и др. Так, опять же Е.В. Мещерякова акцентирует внимание на принципах актуальности, активности, принципе сочетания массовых, групповых и индивидуальных форм работы, выделяет принцип бинарности, т.е. двоякой роли внеучебного мероприятия обучающей и формирующей.

К числу наиболее общих характеристик внеучебной деятельности можно отнес-ти и то, что организация внеучебной деятельности предполагает формирование у студента определенных, признанных социумом качеств (в том числе профессиональных), и базируется на его мотивации к внеучебной деятельности.

По нашему мнению, к последней целесообразно применить системный подход (В.Г. Афанасьев, В.П. Беспалько, И.В. Блауберг, И.А. Колесникова, Н.В. Кузьмина, В.П. Смирнов и др.). Это возможно, прежде всего, потому, что внеучеб-ная деятельность является тем видом системообразующей деятельности, благодаря которой создается и поддерживается внутреннее единство и устойчивость процесса воспитания. Рассмотренная как система она обладает тремя обязательными признаками: подчиненностью определенной цели; структурированностью, а также взаимосвязанностью и взаимодействием элементов (самоорганизованностью, управляемостью в про-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.