Научная статья на тему 'Развитие патриотического общества посредством создания позитивного имиджа молодежных общественных организаций'

Развитие патриотического общества посредством создания позитивного имиджа молодежных общественных организаций Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
патриотическое общество / патриотизм / молодежь / молодежные общественные организации / имидж / символы / патриотическое воспитание / патриотические установки / образование / patriotic society / patriotism / youth / youth public organizations / image / symbols / patriotic educa-tion / patriotic attitudes / education

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Наталья Халиловна Гафиатулина

Статья посвящена осмыслению важности роли молодежных общественных организаций в патриотическом воспитании современной молодежи и развитии патриотического общества в целом. В результате социологического анализа научной литературы автор приходит к выводу о том, что позитивный имидж и основная миссия молодежных общественных организаций реализуется в следующих 12 приоритетных направлениях: 1) формировании духовных и культурных основ развития патриотического общества; 2) формировании у молодежи установок на сотрудничество, коллективизм, благотворительность; 3) содействии реализации молодежных инициатив посредством включения молодежи в проектную деятельность; 4) развитии созидательной активности молодежи и ее включении в «патриотически ориентированную социо-образовательную среду»; 5) использовании возможноcтей сети Интернет; 6) социальной поддержки отдельных уязвимых категорий молодежи; 7) развитии военно-патриотического воспитания; 8) физическом развитии молодежи и развитии молодежного туризма; 9) укреплении взаимного доверия между молодыми гражданами на основе обеспечения безопасности, противодействия экстремизму и ксенофобии; 10) создании системы поддержки талантливой молодежи; 11) введении специальных патрицентрированных предметов в образовательных учреждениях; 12) формировании имиджа и распространении символики патриотического общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Наталья Халиловна Гафиатулина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of patriotic society through creation of a positive image of youth non-governmental organizations

The article is devoted to understanding the importance of the role of youth public organizations in the patriotic education of modern youth and the development of a patriotic society as a whole. As a result of a sociological analysis of scientific literature, the author comes to the conclusion that the positive image and main mission of youth public organizations is implemented in the following 12 priority areas: 1) forming the spiritual and cultural foundations for the development of a patriotic society; 2) formation of attitudes towards cooperation, collectivism, and charity among young people; 3) promoting the implementation of youth initiatives through the inclusion of youth in project activities; 4) development of creative activity of young people and their inclusion in a “patriotically oriented socio-educational environment”; 5) using the Internet; 6) social support for certain vulnerable categories of youth; 7) development of military-patriotic education; 8) physical development of youth and development of youth tourism; 9) strengthening mutual trust between young citizens based on ensuring security, countering extremism and xenophobia; 10) creating a support system for talented youth; 11) introduction of special patricentered subjects in educational institu-tions; 12) formation of the image and dissemination of symbols of the patriotic society.

Текст научной работы на тему «Развитие патриотического общества посредством создания позитивного имиджа молодежных общественных организаций»

ПРОБЛЕМЫ СОЦИОЛОГИИ

Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2024. № 2. С. 227-233 State and Municipal Management. Scholar Notes. 2024;(2):227-233

Проблемы социологии

Научная статья УДК 316

https://doi.org/10.22394/2079-1690-2024-1-2-227-233

EDN GTBBKI

Развитие патриотического общества посредством создания позитивного имиджа молодежных общественных организаций

Наталья Халиловна Гафиатулина

Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия, gafiatulina@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-7548-1350

Аннотация: Статья посвящена осмыслению важности роли молодежных общественных организаций в патриотическом воспитании современной молодежи и развитии патриотического общества в целом. В результате социологического анализа научной литературы автор приходит к выводу о том, что позитивный имидж и основная миссия молодежных общественных организаций реализуется в следующих 12 приоритетных направлениях: 1] формировании духовных и культурных основ развития патриотического общества; 2] формировании у молодежи установок на сотрудничество, коллективизм, благотворительность; 3] содействии реализации молодежных инициатив посредством включения молодежи в проектную деятельность; 4] развитии созидательной активности молодежи и ее включении в «патриотически ориентированную социообразовательную среду»; 5] использовании возможностей сети Интернет; 6] социальной поддержки отдельных уязвимых категорий молодежи; 7] развитии военно-патриотического воспитания; 8] физическом развитии молодежи и развитии молодежного туризма; 9] укреплении взаимного доверия между молодыми гражданами на основе обеспечения безопасности, противодействия экстремизму и ксенофобии; 10] создании системы поддержки талантливой молодежи; 11] введении специальных патрицентрированных предметов в образовательных учреждениях; 12] формировании имиджа и распространении символики патриотического общества. Ключевые слова: патриотическое общество, патриотизм, молодежь, молодежные общественные организации, имидж, символы, патриотическое воспитание, патриотические установки, образование

Для цитирования: Гафиатулина Н. Х. Развитие патриотического общества посредством создания позитивного имиджа молодежных общественных организаций // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2024. № 2. С. 227-233. https://doi.org/10.22394/2079-1690-2024-1-2-227-233. ЕЭЫ СТББК!

Development of patriotic society through creation

of a positive image of youth non-governmental organizations

Natalya Kh. Gafiatulina

Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia, gafiatulina@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-7548-1350

Abstract. The article is devoted to understanding the importance of the role of youth public organizations in the patriotic education of modern youth and the development of a patriotic society as a whole. As a result of a sociological analysis of scientific literature, the author comes to the conclusion that the positive image and main mission of youth public organizations is implemented in the following 12 priority areas: 1] forming

© Гафиатулина H. Х., 2024

Sociology Problems

Original article

the spiritual and cultural foundations for the development of a patriotic society; 2] formation of attitudes towards cooperation, collectivism, and charity among young people; 3] promoting the implementation of youth initiatives through the inclusion of youth in project activities; 4] development of creative activity of young people and their inclusion in a "patriotically oriented socio-educational environment"; 5] using the Internet; 6] social support for certain vulnerable categories of youth; 7] development of military-patriotic education; 8] physical development of youth and development of youth tourism; 9] strengthening mutual trust between young citizens based on ensuring security, countering extremism and xenophobia; 10] creating a support system for talented youth; 11] introduction of special patricentered subjects in educational institutions; 12] formation of the image and dissemination of symbols of the patriotic society. Keywords: patriotic society, patriotism, youth, youth public organizations, image, symbols, patriotic education, patriotic attitudes, education

For citation: Gafiatulina N. Kh. Development of patriotic society through creation of a positive image of youth non-governmental organizations. State and Municipal Management. Scholar Notes. 2024;(2]:227-233. (In Russ.]. https://doi.org/10.22394/2079-1690-2024-1-2-227-233. EDN GTBBKI

Современная социальная реальность с учетом обострения проблем внешнеполитического характера изобилует различного рода рисками и вызовами, связанными с попытками разрушения традиционных российских ценностей и распространения деструктивной идеологии, фальсификации исторического прошлого и умаления роли России в мировой истории, что чревато дегуманизацией личности и ее духовной люмпенизацией; чрезмерным социальным прагматизмом и утилитаризмом; разбалансированностью общественных норм и ценностей, когда эти нормы и ценности вступают между собой в противоречие, либо вовсе девальвируются; а также патриотическим индифферентизмом и патриотическим нигилизмом вплоть до лжепатриотических установок и антипатриотизма. Нельзя не согласиться с идеями Т.В. Мишиной и А.И. Догадовой, которые в своей работе подчеркивают, что в настоящее время мы наблюдаем миграционный поток тех граждан, которые не являются патриотически настроенными, им не близок такой набор понятий, как безопасность страны, защита государственных границ, для таких граждан не присуще вспоминать героев Великой Отечественной войны» [1, с. 270].

Перечисленные нами вызовы и риски можно нивелировать за счет системы патриотического воспитания [2, с. 3].

В рамках нацпроекта «Образование» реализуется федеральный целевой проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», где подчеркнуто, насколько важно воспитывать патриотические чувства в гражданах страны. Отметим, что о патриотическом воспитании говорится также в Указе Президента РФ от 21.07.2020 года №474 «О национальных целях развития РФ на период до 2030 года», а 31.07.2020 года был принят Федеральный закон №304-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».

Из представленных выше официальных документов понятно, что ключевым субъектом вовлечения в патриотическое воспитание является молодежь как определенная социальная группа, включенная в социальную структуру общества, причем ее включенность обуславливается различными видами деятельности: учебно-образовательной, профессионально-трудовой, социально-политической, социально-правовой, социокультурной.

Таким образом, молодежь - наиболее активная и прогрессивная часть общества, участвующая во многих сферах, таких как: образование, культура, политика, правовая культура, спорт, сфера труда и социальная сфера.

Активизация современной молодежи проявляется в ее неподдельном интересе в отношении множества вопросов, касающихся улучшения качества образования, трудоустройства, улучшения качества и образа жизни, социально-экономического положения. Так, наиболее ярким примером, задействованных в реализацию молодежных программ молодых людей, считается всероссийская организация «Российской союз молодежи» (РСМ], включающий в себя, по представленным в диссертации Л. В. Савиной данным, более 138 тыс. членов по всей стране, причем эта цифра будет неуклонно расти [3]. Заметим, что РСМ стал правопреемником распавшегося в 1991 г. ВЛКСМ. И в настоящее время РСМ - ключевая молодежная организация в РФ.

Далее необходимо рассмотреть вопрос, имеющий отношение к социально-правовому статусу молодежи и, в частности, к молодежным общественным организациям (далее - МОО]. Тем более, как было сказано выше, сегодня само государство активно идет по пути массового применения понятия «молодежь» в рамках реализации различных государственных программ, в числе которых Национальный проект «Молодежь России», «Молодая семья», «Поддержка молодых ученых» и др.

На данном этапе МОО могут разделяться на две крупные группы: молодежные общественные неполитические и молодежные общественные политические организации. Нас интересует первая группа (РСМ], не имеющая отношения к политическим партиям, социально-правовое положение данной неполитической группы, ее нормативное закрепление.

Необходимо отметить, что несмотря на то, что в рамках текста Конституции РФ нет статей, которые регламентируют статус МОО, мы видим на практике, что произошла конституционализация данных структур, что отмечается в ряде норм, отраженных в Конституции: ФЗ от 19.05.1995 №82-ФЗ (ред. от 20.07.2012] «Об общественных объединениях». Исходя из семантического наполнения представленных норм, представляется возможным сделать вывод о законной возможности создания МОО. Также в России действует ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», который указывает на то, что государственные органы способствуют созданию и обеспечению условий деятельности молодежных объединений.

В рамках деятельности РСМ и реализации Стратегии управления по делам молодежи (далее -УДМ] позитивный имидж и основная миссия МОО заключается в таких направлениях, как:

1] формирование духовно-ценностных основ развития патриотического общества (именно духовной и культурной составляющих не хватает большинству представителей современной молодежи]. С целью формирования молодежного патриотического сообщества проводятся поэтические, вокальные конкурсы, театрализованные мероприятия, реконструкции исторических событий [1];

2] формирование у молодежи установок на сотрудничество, партнерские отношения, коллективизм, благотворительность путем вовлечения молодежи в волонтерскую деятельность [4]. Так, во многих регионах проводятся волонтерские акции «Марш добрых дел», «Рука помощи» и др.;

3] содействие реализации молодежных инициатив через призму включения молодежи в проектную деятельность, посредством которой ставятся цели, выбираются методы реализации, а также формы зрелищной патриотической ситуации, патриотического события, разрабатывается сценарий и среди молодежи выбирается актерский состав [5];

4] развитие созидательной активности молодежи и вовлечение всех групп молодежи в «патриотически ориентированную социообразовательную среду», в рамках которой проводится поисково-исследовательская работа, «ценностно-ориентированные тематические викторины». В работе Е.Г. Лобанова и М.А. Бурцева отмечено, что одним из популярных мероприятий, в которые активно вовлекаются студенты, являются такие, как флешмоб «Помним...», организованный в рамках Дня памяти и скорби 22 июня. Участники акции-флешмоба при помощи свечей выкладывают слово «ПОМНИМ» возле мемориала Героев Советского Союза и героев социалистического труда [6, с. 121-122];

5] создание целостной системы молодежных информационных ресурсов, использование возможностей сети Интернет, позволяющих молодежи самим создавать и курировать ресурсы, отображающие историю России, историю малой Родины, наконец, историю своего образовательного учреждения [6].

Р. В. Парма отмечает, что социальные медиа-ресурсы могут стать эффективными каналами патриотического воспитания молодежи. «Патриотический контент признается важным способом формирования мировоззрения молодежи» [7, с. 47]. Продвигаемыми нарративами в патриотическом информационном потоке, согласно исследованиям Р.В. Парма, первостепенное место занимают героизм и отвага российских солдат, служение Отечеству, второстепенное место занимает развитие волонтерского движения, поддержка общественных инициатив, затем следует защита и укрепление суверенитета государства [7, с. 57];

6] социальная поддержка отдельных уязвимых категорий молодежи (молодая семья, молодежь, оказавшаяся в трудной жизненной ситуации, молодежь группы риска по здоровью и социально-экономическому положению]. Положительная роль данного направления работы МОО «позволяет направить энергию и стремление молодежи в созидательное русло» [8, с. 4];

7] создание и развитие престижа вооруженных сил РФ, что позволяет формировать военно-патриотическое воспитание молодежи [9, с. 102]. Положительную роль в военно-патриотическом воспитании молодежи играет музейная деятельность молодежи в рамках образовательной площадки,

названной «Мультимедийный исторический парк «Россия - Моя история», способная вызвать у нее большие чувства сопричастности значимым событиям своего исторического прошлого, и, тем самым повышающая имидж МОО, а также способствующая развитию патриотического общества;

8] физическое развитие молодежи и развитие молодежного туризма, по мнению А. А. Федулина и др., помогает изменить мировоззрение молодого человека в поездке. Молодежный туризм позволяет расширить границы мировоззрения молодых людей, сформировать экосознание молодежи, заложить ценностные ориентации. Молодежный туризм несет в себе две важные функции: функцию общественно-полезной работы и функцию досуговой деятельности с полезным для здоровья плоггин-гом - бег на конкретно заданную дистанцию, где бегуны параллельно собирают мусор [10, с. 7-8];

9] формирование доверительных отношений между гражданами за счет противодействия экстремизму и ксенофобии, что позволяет наладить безопасность страны. В ходе реализации стратегии по формированию патриотического общества УДМ проводит научно-практические конференции, конкурсы научных работ «Противодействие экстремизму в молодежной среде», «Обеспечение духовной безопасности молодежи», организует работу студенческих отрядов содействия полиции. Серьезное внимание УДМ уделяет поддержке проектов МОО;

10] содействие в реализации инициатив талантливой молодежи, что позволяет в дальнейшем использовать данный ресурс для развития успешного гражданского общества. Самореализацию молодежи призвана обеспечить президентская платформа «Россия - страна возможностей». Свобода выбора того или иного вида деятельности, согласно мнению Е. В. Криницыной, О. В. Коляда и А. А. Павличенко, способствует становлению личности, развитию личностного роста молодого индивида в своей МОО [11]. Так, например, МОО «Россия - это мы» проводит различные мероприятия: «Ярмарка идей», позволяющая постигнуть культуру русского народа; фестиваль «Песни России» приобщают молодежь к российской культуре, акция «Город мастеров» помогает проявиться талантам;

11] патриотическое воспитание молодежи в средних, средне-специальных и высших учебных заведениях посредством проведения различных уроков (РОВ - разговоры о важном в школах; введение в вузах в 1 семестре на первых курсах обучения с 2023 г. учебной дисциплины «Основы российской государственности» (ОРГ)). Курс ОРГ позволяет ознакомить студентов с понятием государственности и способствует патриотическому воспитанию молодежи [2, с. 4];

12] формирование имиджа и распространение символики патриотического общества посредством социальной патриотической рекламы и наглядной патриотической агитации. С целью укрепления уважения молодежи к российским символам и выдающимся соотечественникам на постоянной основе проводится Всероссийский конкурс «на лучшее знание государственных символов РФ среди учащихся...; Мобильные фотовыставки в федеральных округах на тему «В России - моя судьба» [9, с. 104].

Данные, представленные ВЦИОМ, указывают на то, что более 90% молодых граждан считают себя патриотами своей страны. Также стоит отметить, что 54% россиян указывают на то, что считают себя безусловными патриотами1. Отметим, что исходя из имеющихся данных, представленных ВЦИОМ, уровень патриотизма россиян находится на высоком уровне. Также стоит отметить, что, если в начале 2010 годов среди ответов россиян превалировал ответ, связанный с патриотизмом как любви к своей стране, то в рамках второй половины 2010-х гг. мы наблюдаем рост оценок, которые свидетельствую о том, что в сознании россиян патриотизм воспринимается как деятельность, направленная во благо и для процветания страны.

Также имеющиеся эмпирические данные показывают, что в связи с обострением русофобской риторики, а также выдвигаемыми санкциями в сторону России увеличивается процентное соотношение тех граждан, которые указывают на то, что быть патриотом - это защищать свою страну от имеющихся обвинений (44% в 2022 vs 32% в 2020).

Нельзя не отметить и ту часть молодых граждан, которая указывает, что патриот стремится изменить положения дел в стране, чтобы трансформировать жизнь к лучшему. Именно такие мнения молодых граждан указывают на то, что патриотизм - это не номинальная любовь к Родине, а действия, чтобы страна процветала.

События последних дести лет способствовали тому, чтобы молодые россияне почувствовали себя патриотами: «чувство гордости у российских граждан вызывают присоединение Крыма

1 Патриотизм сегодня: любить, заботиться и защищать // ВЦИОМ: сайт. URL:

https://wciom.ru/analyticalreviews/analiticheskii-obzor/patriotizm-segodnja-ljubit-zabotitsja-i-zashchishchat (дата обращения: 13.06.2024).

и строительство Крымского моста (18%), защита Донбасса и признание ЛНР и ДНР (18%), достижения российских спортсменов вопреки выступлению под нейтральным флагом (8%), по 5% назвали гордость за внешнюю политику на фоне санкционного давления и экономический рост, импортоза-мещение».

Имеющиеся данные ФОМ, так же, как и ВЦИОМ, подтверждают, что 85% россиян считают себя патриотами. Если обратиться к тем, кто считает, что уровень патриотизма в стране вырос, то мы можем отметить, что 46% опрошенных думают, что в стране за последние годы стало больше патриотов, а вот 30% полагают, что изменений в уровне патриотизма не произошло1.

Обращаясь к имеющимся данным ФОМ, мы видим, что 1/3 молодежи становятся патриотически настроенными благодаря патриотическому воспитанию (рис. 1).

8 41 5 55 7 48 7 34

8 11

Население в Возрастная Возрастная Возрастная Возрастная целом группа группа группа группа

(18-30 лет} (31-45 лет) (46-60 лет) (старше 60 лет)

■ Затрудняюсь ответить

■ Патриотами становятся по другим причинам

■ Патриотами становятся под влиянием патриотического воспитания

Рис. 1. Распределение ответов на вопрос, связанный с причинами становления граждан патриотами Fig. 1. Distribution of answers to the question related to the reasons for becoming citizens patriots

Патриотическое воспитание в настоящее время осуществляется посредством различных механизмов. Например, посредством развития молодежных общественных объединений. Как отметил в 2023 году председатель Комитета Госдумы по молодежной политике А. Метелев: «В России существует более 22 тысяч общественных объединений, которые работают с детьми и молодежью. Среди них «Юнармия», «ДОСААФ», «Я горжусь» и другие. При этом отдельного реестра организаций, которые занимаются военно-патриотическим воспитанием, нет. Вместе с тем необходимость в этом реестре существует»2.

Сегодня общественная активность молодежи довольно высока, около 50% россиян замечают данную активность3. Эта активность проявляется на различных форумах, конференциях и других мероприятиях. Например, в начале июня 2024 года Всероссийского форума (слета) казачьей молодежи прошел обучающий семинар по укреплению традиционных семейных ценностей4. Отметим, что

1 Патриотизм и патриоты. Кто (не) может считаться патриотом / / ФОМ: сайт. URL: https://fom.ru/TSennosti/14733 (дата обращения: 13.06.2024).

2 Более 22 тысяч молодежных организаций работает в России. URL: https://www.pnp.ru/social/bolee-22-ty-syach-molodezhnykh-organizaciy-rabotaet-v-rossii.html

3 Общественная активность молодежи. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/ob-shchestvennaja-aktivnost-molodezhi

4 Молодые казаки из 18 регионов России встретились в Санкт-Петербурге. URL: https://rospatri-otcentr.ru/news/patriotika/molodye-kazaki-iz-18-regionov-rossii-vstretilis-v-sankt-peterburge/

укрепление семьи и формирование семейных ценностей способствует национальной безопасности страны.

Социальная активность молодежи в рамках работы МОО дает возможность молодым людям реализовать свои способности, испробовать имеющиеся навыки и сформировать новые умения [12, с. 306].

Проанализированный в рамках статьи материал указывает на то, что развитию патриотического общества способствует вовлечение всех заинтересованных социальных субъектов в деятельность МОО, работа которых направлена на формирование и развитие патриотического общества в новой общественно-исторической реальности.

Регулярно УДМ осуществляет выпуск социальной рекламы по различным направлениям: профилактика, поддержка талантливой молодежи, формирование гражданской позиции и патриотических установок в молодежной среде.

В целом, в рамках создания позитивного имиджа МОО и применяемых ими методов работы по патриотическому воспитанию молодежи и развитию патриотического общества проводятся различные мероприятия и общероссийские акции: «Георгиевская ленточка», «Мы - граждане России», «Марш молодежных добрых дел», «Молодое дело», «Герои нашего времени» и др.

Резюмируя, необходимо подчеркнуть, что формирование и развитие патриотического общества посредством создания позитивного имиджа МОО - это один из инновационных проектов, который требует обдуманных и оптимальных решений. Благодаря формированию позитивно ориентированного общественного мнения, внешнего и внутреннего имиджа МОО, а также эффективного взаимодействия социальных институтов и властных структур будет формироваться и развиваться в дальнейшем истинное и стойкое патриотическое общество с твердыми патриотическими убеждениями и установками.

Список источников

1. Мишина Т.В., Догадова А.И. Основы организации патриотических представлений и праздников и их роль в воспитании подрастающего поколения // Ученые записки университета им. П.Ф. Лес-гафта. 2023. №5 (219]. С. 270-273.

2. Аванесова О.А., Беклямишев В.О, Боровик М.В. и др. Основы патриотического воспитания граждан Российской Федерации. М., 2022. URL: https://docs.yan-

dex.ru/docs/view?tm=1718310745&tld=ru&lang=ru&name=metodicheskie_rekomendacii_os-novy_patr._vospitaniya.pdf&text=патриотическое%0воспитание%20молодежи%20РФ (дата доступа 13.06.2024)

3. Савина Л.В. Молодежные общественные объединения современной России: институционально-правовой анализ / автореф. дисс. канд. юрид. наук. Ростов н/Д., 2006. 122 с.

4. Касьянов В.В., Латышева А.Т. Волонтерская деятельность как ресурс повышения социального здоровья российской молодежи // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2020. № 2. С. 61-66.

5. Кузьменко Е.В., Плотникова Г.Г. Праздничное событие как фактор воспитания гражданственности и патриотизма // Стратегия социально-экономического развития общества: управленческие, правовые, хозяйственные аспекты. Сборник научных статей 12-й Международной научно-практической конференции. Курск, 2022. С. 249-252.

6. Лобанова Е.Г., Бурцева М.А. Патриотически ориентированная социообразовательная среда как средство патриотического воспитания студентов профессиональной образовательной организации // Инновационное развитие профессионального образования. 2022. №1 (33]. С. 115-124.

7. Парма Р.В. Продвижение патриотической повестки в социальных медиа среди российской студенческой молодежи // Высшее образование в России. 2024. Т. 33. № 1. С. 44-67.

8. Седова К.В. Основные направления государственной политики РФ в сфере патриотического воспитания // Огарёв-Online. 2023. № 8.

9. Бузова Ю.А., Анисимова Н.Н. Стратегические направления патриотического воспитания молодежи в России // Форум молодых ученых. 2020. №1 (41]. С. 100-107.

10. Федулин А.А., Погребова Е.С., Афанасьев О.Е. Формы и направления организации и реализации общественно-полезных туристских программ для молодежи // Сервис в России и за рубежом. 2023. Т. 17. №3. С. 5-20.

11. Криницына Е.В., Коляда О.В., Павличенко А.А. Значение молодежного общественного объединения в воспитании гражданственности, патриотизма и нравственности // Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2018. Т. 10. № 4. С. 15-20.

12. Голобоков А.С., Авадень Е.А. Роль молодежных общественных объединений в современной России // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 305-307.

References

1. Mishina T.V., Dogadova A.I. Fundamentals of organizing patriotic performances and holidays and their role in the education of the younger generation. Scientific Notes of the University. P.F. Lesgafta. 2023; 5(219):270-273. (In Russ.)

2. Avanesova O.A., Beklyamishev V.O, Borovik M.V. and others. Fundamentals of patriotic education of citizens of the Russian Federation. Moscow; 2022. Available from: https://docs.yan-dex.ru/docs/view?tm=1718310745&tld=ru&lang=ru&name=metodicheskie_rekomendacii_os-novy_patr._vospitaniya.pdf&text=патриотическое%0воспитание%20молодежи%20РФ [Accessed 13 June 2024] (In Russ.)

3. Savina L.V. Youth public associations of modern Russia: institutional and legal analysis. Abstract. diss. Cand. legal Sci. Rostov-on-Don; 2006. 122 p. (In Russ.)

4. Kasyanov V.V., Latysheva A.T. Volunteer activity as a resource for increasing the social health of Russian youth. Humanitarian, socio-economic and social sciences. 2020;(2):61-66. (In Russ.)

5. Kuzmenko E.V., Plotnikova G.G. Festive event as a factor in the education of citizenship and patriotism. In: Strategy for the socio-economic development of society: managerial, legal, economic aspects. Collection of scientific articles of the 12th International Scientific and Practical Conference. Kursk; 2022:249-252. (In Russ.)

6. Lobanova E.G., Burtseva M.A. Patriotically oriented socio-educational environment as a means of patriotic education of students of a professional educational organization. Innovative development of professional education. 2022;1(33):115-124. (In Russ.)

7. Parma R.V. Promoting the patriotic agenda in social media among Russian students. Higher education in Russia. 2024;33(1):44-67. (In Russ.)

8. Sedova K.V. Main directions of state policy of the Russian Federation in the field of patriotic education. Ogarev-Online. 2023;(8). (In Russ.)

9. Buzova Yu.A., Anisimova N.N. Strategic directions of patriotic education of youth in Russia. Forum of young scientists. 2020;1(41):100-107. (In Russ.)

10. Fedulin A.A., Pogrebova E.S., Afanasyev O.E. Forms and directions of organization and implementation of socially beneficial tourist programs for youth. Service in Russia and abroad. 2023;17(3):5-20. (In Russ.)

11. Krinitsyna E.V., Kolyada O.V., Pavlichenko A.A. The importance of a youth public association in the education of citizenship, patriotism and morality. Bulletin of the South Ural State University. 2018;10(4):15-20. (In Russ.)

12. Golobokov A.S., Avaden E.A. The role of youth public associations in modern Russia. Azimuth of scientific research: pedagogy and psychology. 2017;6(2(19)):305-307. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Информация об авторе

Н. Х. Гафиатулина - кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры прикладной конфликтологии и медиации Института социологии и регионоведения, Южный федеральный университет.

Information about the author

N. Kh. Gafiatulina - Dr. Sci. (Sociology), Associate Professor of the Department of Applied Conflictology and Mediation, Institute of Sociology and Regional Studies, Southern Federal University.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. The author declares that there is no conflict of interest.

Статья поступила в редакцию 24.05.2024; одобрена после рецензирования 14.06.2024; принята к публикации 15.06.2024.

The article was submitted 24.05.2024; approved after reviewing 14.06.2024; accepted for publication 15.06.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.