Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОСНОВА СУВЕРЕНИЗАЦИИ СТРАНЫ'

РАЗВИТИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОСНОВА СУВЕРЕНИЗАЦИИ СТРАНЫ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
17
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
воспитание / патриотизм / суверенизация / ценности / развитие патриотических ценностей / проектная деятельность / подростки / молодежь / education / patriotism / sovereignty / values / development of patriotic values / project activities / adolescents / youth

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Анастасия Павловна Глебова, Гульшат Бисенгалиевна Акмурзиева, Кристина Сергеевна Григорова

Данная статья посвящена проблеме развития патриотических ценностей подростков и молодежи. Уточнены определения понятий «патриотизм» и «патриотические ценности». Обоснована актуальность развития патриотических ценностей студенческой молодежи в современном обществе. Представлены актуальные проблемы, возникающие на государственном уровне при формировании патриотических ценностей подростков и молодежи. Обращено внимание на значительную роль системы образования в решении данной задачи. Делается акцент на необходимости формирования гражданской позиции, патриотических ценностей и нравственного воспитания подростков и молодежи в обеспечении суверенизации страны. В статье уделено внимание контекстуальным факторам жизни общества, таким как исторический контекст, государственное регулирование, социокультурная среда (воздействие общества, СМИ), которые оказывают влияние на развитие патриотических ценностей подростков и молодежи. Описаны особенности развития патриотических ценностей подростков и молодежи. В результате авторами сделан вывод о том, что развитие патриотических ценностей подростков и молодежи возможно только при комплексном воздействии, базирующемся на общегосударственных приоритетах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Анастасия Павловна Глебова, Гульшат Бисенгалиевна Акмурзиева, Кристина Сергеевна Григорова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF PATRIOTIC VALUES AMONG STUDENTS

This article is devoted to the development of patriotic values of adolescents and youth. The definitions of the concepts of "patriotism" and "patriotic values" have been clarified. The relevance of the development of patriotic values of student youth in modern society is justified. Current problems arising at the state level in the formation of patriotic values of adolescents and youth are presented. Attention is drawn to the significant role of the education system in solving this problem. Emphasis is placed on the need to form a civic position, patriotic values and moral education of adolescents and youth in ensuring the sovereignty of the country. The article pays attention to contextual factors of society's life, such as historical context, state regulation, sociocultural environment (impact of society, media), which influence the development of patriotic valuesof adolescents and youth. The features of the development of patriotic valuesof adolescents and youth are described. As a result, the authors concluded that the development of patriotic values of adolescents and youth is possible only with a comprehensive impact based on national priorities.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОСНОВА СУВЕРЕНИЗАЦИИ СТРАНЫ»

Научная статья УДК 37.091.4

РАЗВИТИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОСНОВА

СУВЕРЕНИЗАЦИИ СТРАНЫ

Анастасия Павловна Глебоваш, Гульшат Бисенгалиевна Акмурзиева2, Кристина Сергеевна Григорова3

Астраханский государственный медицинский университет Минздрава России, Астрахань, Россия

2Школа-гимназия № 30 для одаренных детей с обучением на трех языках, Атырау, Казахстан

3Министерство культуры Астраханской области, Астрахань, Россия

1nastyaglebova_1096@mail.ruн

2ak.gulya@mail.ru

Аннотация. Данная статья посвящена проблеме развития патриотических ценностей подростков и молодежи. Уточнены определения понятий «патриотизм» и «патриотические ценности». Обоснована актуальность развития патриотических ценностей студенческой молодежи в современном обществе. Представлены актуальные проблемы, возникающие на государственном уровне при формировании патриотических ценностей подростков и молодежи. Обращено внимание на значительную роль системы образования в решении данной задачи. Делается акцент на необходимости формирования гражданской позиции, патриотических ценностей и нравственного воспитания подростков и молодежи в обеспечении суверенизации страны.

В статье уделено внимание контекстуальным факторам жизни общества, таким как исторический контекст, государственное регулирование, социокультурная среда (воздействие общества, СМИ), которые оказывают влияние на развитие патриотических ценностей подростков и молодежи. Описаны особенности развития патриотических ценностей подростков и молодежи.

В результате авторами сделан вывод о том, что развитие патриотических ценностей подростков и молодежи возможно только при комплексном воздействии, базирующемся на общегосударственных приоритетах.

Ключевые слова: воспитание, патриотизм, суверенизация, ценности, развитие патриотических ценностей, проектная деятельность, подростки, молодежь

Для цитирования: Глебова А. П., Акмурзиева Г. Б., Григорова К. С. Развитие патриотических ценностей подростков и молодежи в проектной деятельности как основа суверенизации страны // Педагогические исследования. 2023. Вып. 4. С. 123-137.

General Pedagogics, History of Pedagogics and Education (pedagogical sciences)

Original article

FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF PATRIOTIC VALUES

AMONG STUDENTS

Anastasia P. Glebova13, Gulshat B. Akmurzieva2, Kristina S. Grigorova3

1Astrakhan State Medical University of the Ministry of Health of Russia, Astrakhan, Russia

2School-gymnasium No. 30 for gifted children with education in three languages, Atyrau, Kazakhstan

3Ministry of Culture of the Astrakhan Region, Astrakhan, Russia

1nastyaglebova_1096@mail.ruH

2ak.gulya@mail.ru

Abstract. This article is devoted to the development of patriotic values of adolescents and youth. The definitions of the concepts of "patriotism" and "patriotic values" have been clarified. The relevance of the development of patriotic values of student youth in modern society is justified. Current problems arising at the state level in the formation of patriotic values of adolescents and youth are presented. Attention is drawn to the significant role of the education system in solving this problem. Emphasis is placed on the need to form a civic position, patriotic values and moral education of adolescents and youth in ensuring the sovereignty of the country.

The article pays attention to contextual factors of society's life, such as historical context, state regulation, sociocultural environment (impact of society, media), which influence the development of patriotic valuesof adolescents and youth. The features of the development of patriotic valuesof adolescents and youth are described.

As a result, the authors concluded that the development of patriotic values of adolescents and youth is possible only with a comprehensive impact based on national priorities.

Keywords: education, patriotism, sovereignty, values, development of patriotic values, project activities, adolescents, youth

For citation: Glebova A. P., Akmurzieva G. B., Grigorova K. S. Features of the development of patriotic values among students. Pedagogicheskie issledovaniya = Pedagogical Research. 2023;(4):123-137 (In Russ.).

Развитие патриотических ценностей у студенческой молодежи - одна из

приоритетных задач в государственной политике России, т. к. иметь устойчивую

гражданскую позицию могут только личности с высокой степенью развития,

основанного на патриотических ценностях. Формированию патриотических

ценностей придается большое значение на уровне руководства страны. В

121

Послании Федеральному Собранию от 21.02.2023 президент России В. В. Путин говорит: «... патриотизм - чувство, которое исторически присуще нашему народу. Оно потрясает своим достоинством, глубоким осознанием каждым, я подчеркну, каждым неразрывной связи своей собственной судьбы с судьбой Отечества» [1]. В Указе Президента РФ № 474 от 21.07.2020 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» в качестве одной из основных целей называется создание условий для воспитания молодежи [2], что, безусловно, послужит укреплению независимости государства.

В федеральном проекте «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» формирование патриотических ценностей является «стратегическим национальным приоритетом, требующим работы на федеральном, региональном и муниципальном уровнях» [3], направленной на укрепление суверенизации государства.

В последнее десятилетие в Российской Федерации патриотизм стал широко обсуждаемой темой. Разброс мнений достаточно широк: от дискредитации патриотизма с определением его как деструктивного и конфликтогенного явления с возможным фашистским и расистским уклоном до призывов к единению российского народа с помощью интеграционного потенциала патриотизма, принятия государственной программы по патриотическому воспитанию граждан России [4]. При этом в современной молодежной среде присутствуют различные суррогатные группы подростков и молодежи, образованные на основе радикальных форм молодежной субкультуры, религиозных культов, разрушительной антиобщественной и античеловеческой ориентации. Такие группы провоцируют отрыв значительной части молодых людей и общества в целом от основных традиционных духовных и моральных ценностей. Сказанным выше обоснована значимость исследования особенностей развития патриотических ценностей подрастающего поколения.

Современное общество сталкивается с вызовами и возможностями, предлагаемыми стремительно меняющимся миром. В этом контексте развитие патриотических ценностей среди подростков и молодежи занимает центральное

место, а проектная деятельность представляет собой эффективный инструмент для формирования этих ценностей, следовательно, служит основой суверенизации страны.

Когда молодое поколение ощущает прочные связи с историей и культурой своей страны, оно становится более заинтересованным в ее будущем и активно участвует в общественных и политических процессах.

Для более полного раскрытия темы данной статьи следует обратиться к понятиям «ценность», «патриотизм», «патриотические ценности».

Понятие «ценности» рассматривается авторами многих научных работ. Исследователи обращаются к трудам исследователей разных времен (Платона, Амвросия Медиоланского, Диогена Лаэртского, Аврелия Августина, Фомы Аквинского), анализируют взгляды современных научных исследователей (Л. А. Карпенко, Д. А. Леонтьева, В. П. Галкина), что приводит их к пониманию ценности как одной «из основных понятийных универсалий в системе философских и гуманитарных дискурсов, обозначающих положительную или отрицательную значимость какого-либо объекта или явления действительности» [5, с. 242].

Патриотизм как понятие претерпевало изменения на протяжении всего существования цивилизованного общества - от времен Древней Руси до сегодняшнего дня. Тема патриотизма затрагивалась славянофилами и западниками. Размышляли о стране и истинном патриотизме декабристы, народники и анархисты.

Отечественные педагоги, философы, поэты, писатели и государственные деятели, такие как В. Г. Белинский, Ф. М. Достоевский, Н. А. Бердяев, Н. А. Добролюбов, Н. М. Карамзин, И. А. Ильин, Г. В. Плеханов, В. С. Соловьев, А. С. Пушкин, К. Д. Ушинский, А. С. Хомяков, изучали феномен русского человека. А. Н. Радищев в сочинении «Беседа о том, что есть сын Отечества» указывает на то, что истинный сын Отечества готов пожертвовать жизнью ради славы и крепости своей Родины [6].

В современном обществе понятие «патриотизм» не теряет своей актуальности. В октябре 2021 года во Всероссийском детском центре «Орленок» проходил медиафорум «Бумеранг», на котором 12 подростков-блогеров из разных регионов России проводили опрос подписчиков (каждый от 30000 до 700000 человек) в ТикТоке. Л. А. Косолапова и Д. И. Мясникова, опираясь на результаты данного опроса, сформулировали следующее понятие патриотизма: «патриотизм - это:

чувство любви к Родине, ее природе, культуре, гордость за подвиги предков и современников, признание позитивной роли страны в решении сложных международных проблем (эмоциональный компонент);

знание конкретных фактов, примеров, связанных с природой, историей, искусством Родины, с поступками конкретных людей («наших людей», в том числе «представителей власти»), совершенными для жизни, счастья, благополучия других людей (когнитивный компонент);

желание, готовность действовать (присоединиться) к описанной деятельности на благо своего города, села, своих людей, природы, государства в целом (мотивационно-деятельностный компонент)» [7].

Необходимо отметить, что понятие патриотизма, сформированное на основе мнения респондентов, является стимулом для развития в данном направлении, а именно в формировании патриотических ценностей в молодежной среде. Несмотря на все трансформации, происходящие в современном обществе, чувство патриотизма присуще российскому народу и нуждается во всесторонней поддержке, т. к. именно оно определяет уникальный путь государства, его независимость, т. е. суверенитет.

Понятия «ценности» и «патриотизм» неразрывно связаны между собой. Исследователи определяют патриотические ценности как «выработанные общественным сознанием положительно значимые представления о Родине, воплощенные в жизнедеятельности и выражающие их эмоциональное отношение к Отчизне, культуре родной земли» [5, с. 42].

Анализируя особенности развития патриотических ценностей у подростков и молодежи, необходимо отметить, что эти возрастные категории являются уникальными и отличаются от других. Указанные категории характеризуются высоким уровнем социальной активности, стремлением к профессиональному росту и участию в общественной жизни школы, вуза, города, страны. В этом возрасте молодые люди наиболее восприимчивы к новым, прогрессивным идеям. Именно поэтому патриотизм как основа исторической состоятельности народа, проверяемая в его способности быть нацией, имея возможность на самоопределение своей судьбы, выступает для этих возрастов прежде всего как вызов гражданского сотворчества.

Воспитание патриотизма подростков и молодежи в контексте суверенизации страны - это прежде всего обращение к идеологии. А. А. Зиновьев говорит о том, что «идеология - это способ управления поведением через управление сознанием» [8, с. 30]. Таким образом, основной целью этого процесса становится передача подрастающему поколению ценностей, основанных на знании своей истории, любви к своей стране, гордости за нее. Для правильного формирования патриотизма необходимо, чтобы молодые люди осознали себя причиной, а не следствием общественных изменений, научились существовать в коллективе, умели сотрудничать. Нужно, чтобы у молодого человека сформировалось не только чувство долга перед государством, но и уверенность в том, что гражданин имеет определенные права, может рассчитывать на защиту государства. Необходимо воспитать понимание ценности служения, умение и способность давать больше, чем берешь. Если заложить в подрастающем поколении принцип не только брать, но и отдавать, то можно будет говорить о поколении со сформированной гражданской позицией и любовью к Родине. Вот почему следует приложить максимум усилий на всех уровнях общественной жизни (экономической, политической, социальной, духовной) для правильного формирования гражданской позиции и развития патриотических ценностей.

Отметим, что интенсивное формирование патриотических ценностей происходит в подростковом возрасте. У молодежи они уже практически

сформированы. Анализируя патриотические ценности подростков и молодежи, необходимо отметить, что они образовались под воздействием разных, порой полярных исторических этапов развития нашей страны.

Следует отметить значительное влияние на развитие патриотических ценностей подростков и молодежи окружающей их информационной среды, включающей всевозможные интернет-ресурсы. На молодых людей обрушивается поток различной информации, часто не безопасной для еще не сформировавшейся личности. А. В. Гурьянова и В. А. Фролов говорят о роли СМИ в жизни молодого поколения, подчеркивая их часто негативное влияние (насилие, национализм, шовинизм, культ денег и т. д.) [9]. Остро стоит вопрос о необходимости создания медиаконтента с духовно-нравственным акцентом с целью недопущения использования цифровых платформ в качестве инструмента распространения фейковой и оскорбительной информации, разжигания ненависти и вражды между людьми, трансляции угроз, манипуляции сознанием. Такой контент будет служить своеобразным щитом на поле информационного боя.

Диагностика сформированных патриотических ценностей и их дальнейшее развитие у подростков и молодежи - важная задача, стоящая перед государством. В этих возрастных периодах формируется и укрепляется гражданская позиция, развивается профессиональное и патриотическое миропонимание. Подчеркнем, что основополагающее значение здесь имеет целенаправленная воспитательная деятельность образовательных учреждений.

Н. А. Иванова указывает на необходимость привлечения внимания государства к теме патриотического воспитания молодежи, усиления патриотической работы с подростками и молодежью со стороны силовых структур (Вооруженных сил, Министерства внутренних дел, пограничных войск ФСБ), оказания помощи патриотическим объединениям, клубам, волонтерскому движению и другим организациям патриотической направленности [10].

Развитие патриотических ценностей у студенческой молодежи является достаточно сложным процессом, в котором проектная деятельность, должна

быть направлена на предоставление уникальных возможностей для вовлечения подростков и молодежи в активные социальные процессы. Через реальные проекты, связанные с историей, культурой и социальными вопросами страны, молодые люди не только углубляют свои знания, но и развивают чувство гордости за свою родину.

Нами был разработан проект «Молодежь в действии: строим патриотизм», целью которого стало развитие патриотических ценностей у молодых людей через их активное участие в образовательных и социокультурных мероприятиях.

Реализация проекта проходила в несколько этапов.

1. Исследование истории и культуры - участники проекта изучали историю и культуру своей страны: значимые события, личности и символы, которые формируют основы национальной идентичности.

2. Создание экспозиции - на основе полученных знаний участники создавали отражающую национальную историю и культуру музейную экспозицию, которая включала выставку фотографий, арт-проекты и рассказы о ключевых событиях в стране.

3. Социокультурные и спортивные мероприятия - были организованы тематические встречи, лекции и мастер-классы, где ведущие делились своим опытом и вдохновляли участников; включение спортивных и тимбилдинговых элементов усиливали важность совместного участия в достижении общих целей, символизируя единство и силу сообщества.

4. Обратная связь и оценка - этот этап осуществлялся путем обзора и оценки проекта, включая сбор обратной связи от участников.

В реализации данного проекта принимали участие 32 подростка (учащиеся 9 класса СОШ № 32 г. Астрахани) и (в качестве волонтеров, которые организовывали и проводили мероприятия) 30 студентов Астраханского государственного университета им. В. Н. Татищева. По итогам был проведен опрос, который не показал существенной разницы в полученных результатах между указанными видами групп. У всех участников углубились знания национальной истории и культуры своей страны, укрепилась гордость за родину,

усовершенствовались коммуникативные и творческие навыки, развилось чувство общности и гражданской ответственности.

Таким образом, можно определить следующие особенности развития патриотических ценностей у подростков и молодежи в контексте суверенизации: развитие патриотических ценностей происходит в период не окончательно сформированной личности и ее гражданской позиции;

к студенческому возрасту патриотические ценности уже практически сформированы, что вызывает определенные сложности в диагностике и дальнейшем правильном развитии;

студенческая молодежь как возрастная категория подвержена сильному влиянию внешних факторов (СМИ, общество);

развитию патриотических ценностей у студенческой молодежи способствует обеспечение образовательных организаций

высококвалифицированными педагогическими кадрами.

Для укрепления суверенизации страны необходимо создать благоприятные условия для развития патриотических ценностей у подростков и молодежи, а именно:

должна быть сформирована социокультурная среда, которая позволит реализовывать личностный потенциал;

важно учитывать социокультурные особенности страны при разработке проектов, т. к. адаптированные под местные реалии и традиции мероприятия будут более успешными в формировании патриотических ценностей у подростков и молодежи;

образовательные проекты должны быть одновременно направлены на развитие и формирование гражданской позиции и патриотических ценностей;

процесс обучения следует полностью интегрировать с воспитательным процессом, создавав единое воспитательное пространство.

Выполнение перечисленных условий будет способствовать формированию гражданской позиции и идентичности, а также развитию патриотических ценностей у подростков и молодежи.

Список источников

1. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 21.02.2023. URL: https://clck.ru/33j69H.

2. Указ Президента РФ от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». URL: https://clck.ru/33j64Z.

3. Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». URL: https://clck.ru/33j6Ex.

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 года № 1493 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 20162020 годы» (с изменениями на 30 марта 2020 года). URL: https://docs.cntd.ru/document/420327349.

5. Палаткина Г. В., Шаронов А. А., Джангазиева А. С. Сущность и структура патриотических ценностей подростков // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61-1. С. 241-245.

6. Радищев А. Н. Сын отечества. Избранные сочинения. М.: Белый город, 2019. 448 с.

7. Косолапова Л. А., Мясникова Д. И. Воспитание патриотизма подростков и молодежи: как выявить, измерить, оценить вклад ювенильных медиа // Kant. 2021. № 4 (41). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vospitanie-patriotizma-podrostkoy-i-molodezhi-kak-yyyayit-izmerit-otsenit-yklad-yuvenilnyh-media

8. Зиновьев А. А. Алисторус. Идеология партии будущего. М.: Литрес, 2018. 220 с.

9. Гурьянова А. В., Фролов В. А. Духовность как основание патриотизма в современном российском обществе // Известия

Саратовского университета. Новая серия. Серия. Философия. Психология. Педагогика. 2019. Т. 19. Вып. 1. С. 8-11.

10. Иванова Н. А. Формирование патриотических ценностей студентов как одна из социально-управленческих задач государства // The Journal of scientific articles «Health and Education Millennium». 2017. № 12. С. 327-332.

References

1. Message of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly from 21.02.2023. URL: https://clck.ru/33j69H. (In Russ.).

2. Decree of the President of the Russian Federation of 21.07.2020 No. 474 «On National Development Goals of the Russian Federation for the Period until 2030». URL: https://clck.ru/33j64Z. (In Russ.).

3. Federal project «Patriotic education of citizens of the Russian Federation». URL: https://clck.ru/33j6Ex. (In Russ.).

4. Decree of the Government of the Russian Federation of December 30, 2015 No. 1493 «On the state program Patriotic education of citizens of the Russian Federation for 2016-2020 (as amended on March 30, 2020)». URL: https://docs.cntd.ru/document/420327349. (In Russ.).

5. Palatkina G. V., Sharonov A. A., Dzhangazieva A. S. Essence and structure of patriotic values of adolescents. Problems of modern pedagogical education. 2018;(61-1):241-245. (In Russ.).

6. Radishchev A. N. Son of the Fatherland. Selected Writings. M.: White City; 2019. 448 p. (In Russ.).

7. Kosolapova L. A., Myasnikova D. I. Education of patriotism of adolescents and youth: how to identify, measure, assess the contribution of juvenile media. Kant. 2021;(4(41)). URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/vospitanie-patriotizma-podrostkov-i-molodezhi-kak-vyyavit-izmerit-otsenit-vklad-yuvenilnyh-media. (In Russ.).

S. Zinoviev A. A. Alistorus. Ideology of the party of the future. M.: Litres; 201S. 220 р. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Guryanova A. V., Frolov V. A. Spirituality as the basis of patriotism in modern Russian society. Izvestia of Saratov University. New series. Series. Philosophy. Psychology. Pedagogy. 2019;(19(1)):S-11. (In Russ.).

10. Ivanova N. A. The formation of patriotic values of students as one of the socio-management tasks of the state. The Journal of scientific articles «Health and Education Millennium». 2017;(12):327-332. (In Russ.).

Информация об авторах

А. П. Глебова - ассистент кафедры экономики и управления здравоохранением с курсом последипломного образования, аспирант;

Г. Б. Бисенгалиевна - учитель английского языка;

К. С. Григорова - кандидат юридических наук, доцент; начальник отдела библиотечного и музейного дела департамента архивного, библиотечного и музейного дела.

Information about the authors

Anastasia P. Glebova - assistant at the Department of Economics and Healthcare Management with a course of postgraduate education, postgraduate student;

Gulshat B. Akmurzieva - English teacher;

Kristina S. Grigorova - Candidate of Legal Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Library and Museum Affairs of the Department of Archival, Library and Museum Affairs.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 14.12.2023; одобрена после рецензирования 18.12.2023; принята к публикации 20.12.2023.

The article was published 14.12.2023; approved after reviewing 18.12.2023; accepted for publication 20.12.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.