Развитие пассажирских перевозок в Московской области
М. Г. Олейник,
министр транспорта Московской области
В рамках улучшения качества пассажирских перевозок в Московской области проводится последовательная планомерная работа по увеличению маршрутов пассажирского транспорта, в том числе межрегиональных, а также внедряется единая система оплаты проезда.
Улучшение качества автобусных перевозок
Динамичное социально-экономическое развитие Московской области привело за последние годы к существенному росту транспортной активности населения. Строительство и заселение новых микрорайонов в муниципальных образованиях влечет за собой повышение спроса жителей и гостей региона на организацию новых маршрутов и внесение изменений в существующие маршрутные карты.
Федеральным законом от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определено разделение муниципальных, межмуниципальных и смежных межрегиональных маршрутов. Для выполнения задач по транспортному обслуживанию населения на всех типах маршрутов, определенных федеральным законодательством, осуществляется ежедневный контакт Министерства транспорта Московской области с администрациями муниципальных образований и Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы.
В конце августа текущего года губернатор Московской области А. Ю. Воробьев и мэр Москвы С. С. Собянин подписали Соглашение об организации регулярных перевозок по смежным межрегиональным маршрутам автомобильным и городским наземным электрическим транспортом. Важно отметить, что Соглашение между Московской областью и Москвой стало первым документом, заключенным между граничащими субъектами в рамках Федерального закона № 220-ФЗ на территории РФ.
В соответствии с Соглашением сфор-
мирован единый Реестр законно действующих смежных межрегиональных маршрутов регулярных пассажирских перевозок между Москвой и Московской областью. Вопросы по внесению в него изменений решаются на заседании Межведомственного координационного совета (МКС), проводимом под председательством Министерства транспорта Московской области и Департамента транспорта города Москвы. Первое заседание МКС состоялось 26 сентября, на нем обсуждалась организация новых маршрутов между столицей и областью. В результате совместной работы с московскими коллегами мы согласовали 164 новых маршрута, 120 из них были вынесены на обсуждение Минтрансом Подмосковья. Все эти маршруты начинаются на территории Московской области и предназначены для обеспечения транспортной связи крупных микрорайонов и новых жилищных комплексов области со столицей. Введение новых маршрутов позволит решить проблему транспортной доступности для таких новых микрорайонов, как ЖК «Московские Водники», Мортонград «Путилково», «Новое Домодедово», «Бутово Парк 1 и 2», «Люберцы-2015».
Допуск перевозчиков на новые маршруты будет осуществляться на конкурсной основе, после открытого конкурса. Процедура допуска регламентирована федеральным и региональным законодательством.
Победителем в открытом конкурсе будет признан претендент, предложивший по сравнению с другими участниками следующие лучшие составляющие:
• транспортные средства, оснащенные оборудованием для маломобильных групп населения;
• терминалы для безналичной оплаты проезда;
• электронное табло автоматического отображения информации в салоне транспортного средства;
• система кондиционирования воздуха в салоне транспортного средства;
• оборудование для непрерывной передачи аудио- и видеофиксации в салоне транспортного средства .
При этом максимальный срок эксплуатации транспортных средств не будет превышать:
• для автобусов малого класса двух лет;
• для автобусов среднего и большого класса трех лет.
Заседания МКС Минтранс Подмосковья и Департамента транспорта г. Москвы как практика совместного обсуждения вопросов и единовременного согласования решений по проблемам транспортного обслуживания жителей двух субъектов - форма, впервые реализованная на территории нашей страны.
Министерство транспорта Московской области ведет планомерную работу по развитию маршрутной сети. В настоящее время она насчитывает 1942 маршрута, 1260 из них, т. е. 67 % (798 муниципальных маршрутов, 285 межмуниципальных, 177 смежных межрегиональных маршрутов) обслуживаются по регулируемым тарифам с предоставлением всех социальных льгот. Всего на территории Московской области по маршрутам с регулируемым тарифом работает более 5000 автобусов различной вместимости, обеспечивающих предоставление мер социальной поддержки.
Кроме указанных маршрутов в Московской области действует 61 межрегиональный маршрут, из них 24 маршрута работают по регулируемым тарифам. Ранее эти маршруты находились в составе Реестра маршрутов регулярных
перевозок Московской области и Перечня маршрутов регулярных перевозок по регулируемым тарифам, на которых отдельным категориям граждан предоставляются меры социальной поддержки, утвержденные постановлением Правительства Московской области от 29.12.2015 г. № 1370/49.
После вступления в силу статьи 4 Федерального закона № 220-ФЗ, согласно которой организация регулярных перевозок по межрегиональным маршрутам отнесена к полномочиям федерального органа исполнительной власти, 24 межрегиональных маршрута, обслуживаемых по регулируемым тарифам, исключены из указанных Реестра и Перечня.
В связи с отменой льготного проезда в Минтранс Подмосковья поступает большое количество обращений о восстановлении льготного проезда жителям Московской области по указанным маршрутам.
Внесение сведений об установлении или изменении межрегиональных маршрутов в Реестр межрегиональных маршрутов регулярных перевозок осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (Министерство транспорта РФ).
Согласно статье 9 названного Закона тарифы на регулярные перевозки по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок устанавливаются юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или участниками договора простого товарищества, которым предоставлено свидетельство об осуществлении перевозок по соответствующим маршрутам.
В целях недопущения ухудшения транспортного обслуживания населе-
ния Министерством транспорта Московской области в адрес Министерства транспорта РФ направлено обращение о необходимости принять меры по организации регулярных перевозок по межрегиональным маршрутам.
Мы рассчитываем на то, что наше обращение вызовет положительную реакцию Министерства транспорта РФ, что позволит наладить взаимодействие по контролю работы данных маршрутов и обеспечить возможность льготного проезда на них для отдельных категорий граждан Московской области.
В настоящее время в Подмосковье действуют две государственные программы Московской области по приобретению подвижного состава: «Развитие и функционирование дорожно-транспортного комплекса» и «Социальная защита населения Московской области», в рамках которых продолжается работа по обновлению парка транспортных средств и повышению уровня комфорта перевозок. Приобретаемые автобусы оснащены современным оборудованием и обеспечивают безопасную и комфортную перевозку пассажиров. Транспортные средства с низким уровнем пола приспособлены для перевозки маломобильных групп населения, автобусы оборудованы системой видеонаблюдения и спутниковой навигации ГЛО-НАСС/GPS. В автобусах предусмотрены системы кондиционирования воздуха пассажирского салона, электрические табло указателей маршрута, а также информационная система оповещения пассажиров. Экологический класс приобретаемых автобусов соответствует Евро-4 и Евро-5.
В рамках государственных программ Московской области в 2014 г. приобретено 492 автобуса, в 2015 г. - 552, в 2016 г. - 213, до конца года запланирована покупка еще 466 автобусов.
Внедрение карты «Стрелка» на территории Московской области
С 2014 г. в Московской области реализуется инвестиционный проект обеспечения безналичной оплаты проезда пассажиров и перевозки багажа на общественном транспорте, учета проданных билетов и совершенных поездок. Цель проекта - создание эффективной транспортной системы регионального уровня, обеспечение возможности безналичной оплаты проезда на всех видах транспорта региона и применение но-
8 | «Транспорт Российской Федерации»
№5 (66) 2016
вых электронных технологий, способных значительно снизить в сфере пассажирских перевозок оборот наличных денежных средств.
В ноябре 2014 г. по результатам открытого конкурса исполнителем и инвестором проекта было определено АО «Универсальная электронная карта» (УЭК). Согласно требованиям конкурса, объем обязательных по проекту инвестиций от АО «УЭК» превышает три миллиарда рублей.
В феврале 2015 г. была создана сеть распространения и пополнения баланса карты «Стрелка», ее прием в качестве оплаты проезда был обеспечен на всех транспортных средствах ГУП МО «Мострансавто». С этого же времени транспортная карта «Стрелка» начала работать на пригородном железнодорожном транспорте. В период с апреля по май 2015 г. к системе подключились перевозчики Московской области, работающие на маршрутах с регулируемым тарифом. С июня по декабрь были подключены все перевозчики, обслуживающие коммерческие маршруты.
В сентябре 2016 г. был организован прием единых транспортных карт на водном транспорте. В настоящий момент все транспортные организации Московской области, осуществляющие регулярные пассажирские перевозки (автобусы, троллейбусы, трамваи и пригородные электропоезда), подключены к системе обеспечения безналичной оплаты проезда пассажиров и принимают к оплате карту «Стрелка».
Введение единой транспортной карты позволяет:
• обеспечить возможность безналичной оплаты проезда с использованием одного универсального средства оплаты и приобретения билетов у разных перевозчиков в электронном виде;
• отказаться от практики приобретения месячных проездных билетов и создать условия для введения программ лояльности и реализации гибкой системы скидок на оплату проезда (чем больше ездишь, тем больше скидка);
• удобно пополнять баланс единых транспортных карт, в том числе удаленно, с использованием электронных средств;
• обеспечить эффективный контроль расходов на оплату проезда на общественном транспорте.
Кроме того, в Московской области создана беспрецедентная сеть пунктов распространения и пополнения баланса
единых транспортных карт «Стрелка», общее количество которых превышает 40 тыс., из них более 26 тыс. расположены в Московской области и более 13 тыс. - в Москве.
Введенная в обращение единая транспортная карта «Стрелка» востребована населением. Сейчас реализовано более 1400 тыс. карт, в постоянном обращении находится более 800 тыс. карт, средняя доля поездок, совершенных с использованием единых транспортных карт, - более 60 %.
При оплате проезда картой «Стрелка» предусмотрена программа лояльности, способствующая снижению расходов при поездках на общественном транспорте Московской области. Стоимость проезда снижается на два рубля автоматически после каждой десятой поездки. Максимальная скидка, составляющая 10 руб. с каждой поездки, начинается с 51-й поездки за расчетный период (30 дней).
При оплате проезда единой транспортной картой учащегося с 1-й по 36-ю поездку действует скидка в размере 50 % от базового тарифа, установленного на маршруте, а с 36-й поездки скидка на проезд составляет 99 %.
Перевозки пассажиров в Московской области осуществляются как по регулируемым тарифам (т. е. по тарифам, утвержденным Правительством Московской области, с предоставлением льгот в соответствии с законодательством РФ, законами и иными нормативными правовыми актами Московской области), так и по нерегулируемым (т. е. установленным перевозчиком самостоятельно).
Стоимость проезда автомобильным городским и наземным электрическим транспортом по маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам установлена прейскурантом «Тарифы на перевозку пассажиров и багажа автомобильными городским наземным электрическим транспортом по маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам», утвержденным постановлением Правительства Московской области от 16.12.2015 № 1234/48.
Льготные тарифы при оплате проезда картой «Стрелка» гарантированы только на маршрутах, обслуживаемых по регулируемым тарифам, т. е. утвержденным Правительством Московской области. Формирование стоимости проезда, а также предоставление
скидок и льгот при проезде по карте «Стрелка» по маршрутам, обслуживаемым по нерегулируемым тарифам, относится к компетенции транспортных организаций.
В начале 2016 г. по поручению губернатора Московской области региональный Минтранс начал переговоры с департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы о создании карты, совмещающей на одной платформе приложение «Стрелка» Московской области и приложение «Тройка» г. Москвы. По просьбам граждан о разработке карты, позволяющей перемещаться на общественном транспорте столицы и области с использованием единого инструмента оплаты проезда, Правительство Московской области совместно с Правительством Москвы приняли решение реализовать пилотный проект по интеграции транспортных карт «Стрелка» и «Тройка». Минтранс Подмосковья и Департамент транспорта г. Москвы начали работу по созданию единого инструмента оплаты проезда на общественном транспорте Москвы и Московской области, включая пригородные электропоезда.
Со 2 июня 2016 г. универсальные транспортные карты с двумя транспортными приложениями поступили в продажу. В Московской области была создана карта «Стрелка» с транспортным приложением «Тройка», Москва начала реализацию карты «Тройка» с транспортным приложением «Стрелка». При помощи транспортного приложения «Стрелка» пользователь может оплатить проезд на всех видах общественного транспорта Московской области. Соответственно, транспортное приложение «Тройка» позволяет оплачивать проезд на городском общественном транспорте Москвы.
На следующем этапе интеграции планируется выпуск банковской карты с транспортными приложениями «Стрелка» и «Тройка». Ведется работа по привлечению в проект ведущих банков России.
Кроме того, запланировано расширение функционала «Стрелки», в том числе реализация мобильного билета (Стрелка OR), оплата проезда с помощью мобильного телефона по технологии NFC. Одновременно ведется работа по тарифным продуктам на следующий год, а также по оптимизации и привлекательности для пассажиров тарифного меню. □