Научная статья на тему 'Развитие партнерских отношений в процессе налогообложения'

Развитие партнерских отношений в процессе налогообложения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
481
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРТНЕРСТВО / НАЛОГОВАЯ КУЛЬТУРА / ИНФОРМИРОВАНИЕ / СЕРВИСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / PARTNERSHIP / TAX CULTURE / INFORMATION / AND SERVICE PROVISION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алехин С. Н.

Рассмотрены принципы партнерских отношений в системе «налогоплательщик-налоговые органы», определены пути их реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of partnerships in taxation

The principles of partnership relations in the system «the taxpayer-tax authority», the ways of their implementation.

Текст научной работы на тему «Развитие партнерских отношений в процессе налогообложения»

УДК.336

С.Н. Алехин, начальник УФНС по Тульской области, канд. экон. наук, доцент кафедры «Финансы и менеджмент», (Россия, Тула, ТулГУ)

РАЗВИТИЕ ПАРТНЕРСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Рассмотрены принципы партнерских отношений в системе

«налогоплательщик-налоговые органы», определены пути их реализации.

Ключевые слова: партнерство, налоговая культура, информирование,

сервисное обеспечение.

Развитие партнерских отношений налоговых органов с налогоплательщиками является в настоящее время исключительно актуальным вопросом.

С целью динамичного развития указанных отношений налоговыми органами постоянно уделяется внимание следующим направлениям работы:

- совершенствование информирования налогоплательщиков по различным аспектам налогообложения;

- повышение общего уровня налоговой грамотности;

- полное использование средств автоматизации;

- создание положительного имиджа службы;

- внедрение в работу перспективных технологий;

- разработка адаптивных сервисов.

Успешная деятельность по информированию налогоплательщиков позволяет добиться успеха сразу по многим направлениям работы.

В части информирования налогоплательщиков особенно важна работа по их запросам. Рост числа запросов (в 2011 г. по сравнению с 2010 г. — на 60 %) отражает степень доверия налогоплательщиков к работникам налоговых органов. Важным моментом является упрощение процедуры подготовки запросов посредством представления их в электронном виде. В 2011 г. доля таких запросов достигла 45 %.

С целью улучшения качества обслуживания налогоплательщиков в инспекциях местного уровня повсеместно функционируют операционные залы, где налогоплательщики получают дополнительную информацию по налоговому законодательству.

В операционных залах:

- оформлены тематические стенды с актуальной информацией по налоговому законодательству;

- установлены «гостевые» компьютеры с программными продуктами, разработанными ГНИВЦ ФНС России, информационно-правовыми системами «Гарант» и «Консультант-плюс»;

- имеются почтовые ящики для замечаний и предложений, а также жалоб на коррупционные действия сотрудников инспекций.

Для удобства посетителей и гибкого управления их потоком в настоящее время в стадии внедрения находится система «Электронная очередь».

С целью более подробного оперативного информирования в инспекциях области организованы телефоны «горячей линии», информация о которых размещена в СМИ, на Интернет-сайте Управления, информационных стендах. В целях оперативного и качественного информирования налогоплательщиков в инспекциях установлены многоканальные телефоны «горячей линии», которые позволяют увеличить количество обслуживаемых звонков и качество информирования налогоплательщиков, поскольку осуществлена функция автоматического переключения на рабочее место специалиста инспекции по выбранной тематике вопроса.

С 2010 г. в инспекциях г. Тулы функционируют информационные киоски, позволяющие налогоплательщикам оперативно получать необходимую информацию по налоговому законодательству, найти ответы на интересующие вопросы в сфере налогообложения, узнать свою задолженность по налогам. Особенность информационного киоска — сенсорный экран, пользоваться которым достаточно просто и интуитивно понятно (пользователь простым прикосновением к экрану выбирает любое из представленных в киоске информационных направлений).

В настоящее время информационный киоск включает в себя 12 разделов:

- Интернет-сайт УФНС России по Тульской области;

- Инспекции ФНС России по Тульской области;

- Налоговый календарь;

- Узнайте свою задолженность;

- Перечень кодов ОКАТО муниципальных образований Тульской области;

. - Образцы заявлений на представление налоговых услуг;

- Коды бюджетной классификации;

- Государственная регистрация и учет налогоплательщиков;

- Система представления отчетности по ТКС;

- Программное обеспечение для налогоплательщиков;

- Вопрос-Ответ;

- Нормативные и правовые акты по региональному налоговому законодательству.

При этом раздел «Узнайте свою задолженность по имущественным налогам» позволяет физическим лицам не только получить информацию о своей задолженности либо об ее отсутствии по имущественным налогам и налогу на доходы физических лиц, но и вывести на печать соответствующий платежный документ. Раздел «Программное обеспечение для налогоплательщиков» позволяет записать на съемные носители (flash) интере-

сующие пользователя программы, используемые для подготовки и представления отчетности в налоговые органы.

С целью информирования налогоплательщиков в Тульской области применяются различные формы и методы работы. Наиболее эффективными из них являются следующие:

1) размещение актуальной информации для налогоплательщиков в виде информационных бюллетеней в общедоступных местах, в частности в зданиях госучреждений;

2) распространение информационных материалов среди налогоплательщиков в местах массового посещения граждан (в торговых центрах, на рынках);

3) размещение сведений на информационных стендах инспекций и в операционных залах (особенность указанного размещения — простота, экономичность, при этом факт достижения конечного результата проверяется весьма оперативно);

4) проведение семинаров с налогоплательщиками по наиболее актуальным темам;

5) проведение «рабочих встреч» и «круглых столов», позволяющих обсуждать с налогоплательщиками актуальные темы, учитывая в дальнейшем их мнение;

6) трансляция в операционных залах в течение рабочего дня видеороликов и видеослайдов, разработанных налоговыми органами региона;

7) информирование на постоянной основе в СМИ: в газетах, по радио, на местных телеканалах;

8) размещение и постоянное обновление информации на интернет-сайте управления;

9) направление налогоплательщикам, представляющим налоговую отчетность по телекоммуникационным каналам связи, в процессе информационного обмена информационные материалы и видеослайды по актуальной тематике. Данный способ информирования является весьма экономичным (без почтовых расходов и затрат на бумагу).

Весьма актуален вопрос личных контактов работников налоговых инспекций с группами налогоплательщиков в процессе проведения, например, тематических семинаров. В частности в 2011 г. проведено около 50 семинаров, на которых присутствовало более тысячи представителей налогоплательщиков.

Темы, рассматриваемые на семинарах, выбирались исходя их результатов мониторинга типовых вопросов, задаваемых налогоплательщиками.

Наибольшую актуальность в 2011 г. имели темы:

- регистрация и ликвидация организаций;

- выбор наиболее приемлемого режима налогообложения;

- порядок проведения выездной налоговой проверки;

- легализация «теневой» заработной платы;

- упрощенная система налогообложения на основе патента для индивидуальных предпринимателей;

- единый налог на вмененный доход в отношении предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли, осуществляемой через торговые автоматы;

- организация контроля соблюдения законодательства о применении контрольно-кассовой техники;

- уплата организациями авансовых платежей по транспортному и земельному налогам;

- порядок и условия приостановления отсрочки или рассрочки по уплате налогов и сборов;

- разъяснение прав налогоплательщиков, порядка и сроков обжалования решений налогового органа, а также действий (бездействия) должностных лиц налогового органа в вышестоящем налоговом органе;

- основные изменения в налоговом законодательстве;

- о новых уведомлениях и сроках по уплате транспортного и земельного налогов физическими лицами.

Важным направлением работы является подготовка распространяемых среди налогоплательщиков информационных материалов. С учетом мнения налогоплательщиков только в 2011 г. представлены:

- справочники реквизитов налоговых органов и ОКАТО муниципальных образований Тульской области;

- поквартальные календари бухгалтера;

- информация для организаций и индивидуальных предпринимателей об уплате авансовых платежей по земельному и транспортному налогам;

- изменения в законодательстве о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

- изменения в законодательстве о НДФЛ;

-материалы по предоставлению имущественных вычетов;

- сведения об Интернет-сервисах ФНС России;

- информация о возможности сдачи отчетности в электронном виде по ТКС и получения информационных услуг в режиме off-line с перечнем специализированных операторов связи и сервисных центров, оказывающих услуги по передаче отчетности в электронном виде.

Разработанные информационные материалы (листовки, брошюры, информационные бюллетени, персональные письма информационного характера) доводятся до сведения налогоплательщиков самыми разнообразными способами: раздаются в оперзалах; размещаются на информационных стендах инспекций области; направляются по почте, передаются по телекоммуникационным каналам связи; размещаются в зданиях госучреждений и в зданиях коммерческих организаций (банках, рынках, магазинах), раздаются налогоплательщикам в общедоступных местах (на рынках, в торговых точках); печатались в СМИ.

С целью создания деловой атмосферы и обеспечения положительного имиджа службы прием налогоплательщиков сотрудниками операционных залов ведется в форменной одежде с обеспечением личными идентификационными карточками и настольными табличками. Для удобства посетителей их прием осуществляется не только в рабочее время, но и дважды в неделю после завершения рабочего дня, а также в выходные дни — по субботам два раза в месяц. Информация о графике работы налоговых органов доводится до сведения налогоплательщиков посредством размещения информационных материалов в местах массового посещения граждан, в печатных изданиях, на радио, Интернет-сайте регионального управления.

В целях повышения налоговой культуры и имиджа налоговых органов в здании управления функционирует музей налоговой службы, где организовываются экскурсии для студентов различных вузов экономических специальностей, школьников. Экспозиция пополняется поделками детей из подшефных детских домов, участников проводимых налоговыми органами области конкурсов по налоговой тематике.

С целью изучения мнения о качестве обслуживания налогоплательщиков и устранения имеющихся недостатков регулярно осуществляется анонимное анкетирование налогоплательщиков.

Для удобства налогоплательщиков налоговыми органами широко используются возможности Интернет-технологий. На интернет-сайте управления размещены в частности следующие рубрики:

- «Анкета для налогоплательщиков» с возможностью оценить качество работы налоговых органов;

- Специальная линия «Коррупции — нет!»;

- «Наш подшефный детский дом»;

- «Справочные службы» со списком телефонов справочной службы налоговых органов Тульской области;

- «Контакты»;

- «Портал Государственных услуг».

На Интернет-сайте управления с помощью опНпе-сервиса «Обращения в УФНС России» реализована возможность для пользователей отправлять Интернет-обращения как непосредственно в управление, так и подведомственные инспекции. Ответ на обращение, поступившее в налоговые органы Тульской области в форме электронного документа, направляется, по выбору налогоплательщика, либо в письменной форме по почтовому адресу, либо на адрес его электронной почты.

В настоящее время (на 01.12.2011 г.) на Интернет-сайте управления налогоплательщикам представляются 19 сервисов.

1. «Проверь себя и контрагента»

Сервис пользуется наибольшей популярностью, так как позволяет расширить сферу применения бизнеса посредством представления открытых данных о:

- о юридических лицах, внесенных в единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ);

- об индивидуальных предпринимателях, внесенных в соответствующий реестр (ЕГРИП);

- о налогоплательщиках, в отношении которых представлены документы для государственной регистрации, в том числе для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы;

- о сведениях, принятых регистрирующими органами решениях о предстоящем исключении недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ;

- об юридических лицах, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица;

- об адресах, указанных при государственной регистрации в качестве места нахождения несколькими юридическими лицами.

2. «Личный кабинет налогоплательщика»

Второй по популярности сервис. С использованием сервиса налогоплательщик-физическое лицо с любого удобного для него места с доступом в Интернет имеет возможность после ввода обязательных реквизитов (фамилии, имени, отчество, ИНН, региона) оперативно получить информацию о наличии либо отсутствии задолженности по имущественному, транспортному, земельному налогам, налогу на доходы физических лиц, а также при обнаружении непогашенной задолженности автоматически сформировать и вывести на печать платежный документ для уплаты имеющейся задолженности, а при наличии банковских карт Сбербанка России, ОАО «Газпромбанк» и ЗАО «Киви Банк» произвести платежи, не выходя из дома.

В настоящее время проводится опытная эксплуатация программного обеспечения Интернет-сервиса «Личный кабинет-2». Данный сервис позволяет налогоплателыцику-физическому лицу получать сведения:

- об объектах налогообложения — числящихся за налогоплательщиком машинах, земельных участках, дачах, квартирах, гаражах;

- о начислениях по имущественным налогам;

- о поступивших в налоговые органы и разнесенных платежных документах по имущественным налогам и НДФЛ;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-о состоянии расчетов с бюджетом по имущественным налогам и НДФЛ;

- о задолженности или переплате имущественных налогов.

При обнаружении налогоплательщиком ошибок имеется возможность ее устранения посредством передачи уточненных данных по представленным в сервисе телефонам.

3. «Адрес вашей инспекции»

Сервис позволяет налогоплательщику по своему адресу определить инспекцию ФНС России (ее код, наименование, адрес, телефон и часы работы), соответствующую заданному адресу места проживания налогопла-

телыцика, а также реквизиты регистрирующего органа, на который возложены функции регистрации индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

4. «Заполнить платежное поручение»

Сервис позволяет подготовить платежные документы на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации в электронном виде.

5. «Узнай свой ИНН»

Данный сервис позволяет узнать ИНН запрашивающего лица.

6. «Обратиться в ФНС России»

Сервис является дополнительным средством для обращений физических и юридических лиц в Федеральную налоговую службу.

7. «Подача электронных документов на государственную регистрацию»

Сервис позволяет физическим лицам, регистрируемым или зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, направить документы для государственной регистрации в электронном виде через сеть Интернет.

8. «Получение выписки из ЕГРЮЛУЕГРИП через Интернет»

Сервис предоставляет возможность заинтересованным лицам получить сведения из ЕГРЮЛ и ЕГРИП в виде выписки («электронной» либо на бумажном носителе) на основании запроса, направленного через Интернет. Выписка формируется в виде файла Excel и включает только открытые и общедоступные сведения (без паспортных данных и адресов физических лиц и без сведений о банковских счетах). Выписка в электронном виде доступна для использования заявителем в течение 5 рабочих дней после регистрации заявки. После истечения указанного срока доступ к сформированной выписке (ссылка для скачивания указанной выписки) становится недоступным. До истечения указанного срока заявитель может неоднократно считывать сформированную выписку по предоставленной ссылке.

9. «Доступ к ЕГРЮЛ и ЕГРИП»

Сервис предоставляет возможность получения сведений из Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей в электронном виде через сеть Интернет.

10. «Интерактивная карта по сайтам Управлений ФНС России по субъектам РФ»

Карта позволяет найти нужное Управление ФНС России по субъекту РФ и перейти на их сайт.

11. «Форум сайта ФНС России»

Форум используется для обмена знаниями, навыками, опытом. Сервис предназначен для того, чтобы пользователи:

- могли найти ответ на свой вопрос;

- публиковали на нем ответ на вопрос, интересный многим лицам.

12. «Анкетирование»

Предлагается возможность оценить работу сервисов сайта.

13. «Почтовая рассылка сайта ФНС России»

Позволяет получать обновления сайта ФНС из интересующей пользователя рубрики.

14. «Подача заявления физического лица о постановке на учет»

Сервис позволяет:

- заполнить заявление физического лица о постановке на учет в налоговом органе на территории Российской Федерации;

- зарегистрировать и отправить в налоговый орган заполненное заявление;

- получать информацию о состоянии обработки заявления в налоговом органе на сайте и по адресу электронной почты (если Вы укажете его в заявлении в разделе «Контактные данные заявителя»);

- распечатать заполненное заявление.

15. «Вакансии»

Сервис предназначен для информирования о вакансиях ФНС России.

16. «Уплата госпошлины»

Сервис позволяет подготовить платежные документы на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации в электронном виде.

17. «Нормативные и методические материалы ФНС России»

Сервис предназначен для доведения до широкого круга налогоплательщиков мнения ФНС России по вопросам налогообложения.

18. «Представление налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде»

Назначение сервиса — облегчить задачу налогоплательщика по переходу на представление отчетности в электронном виде.

19. «Разъяснения Федеральной налоговой службы, обязательные для применения налоговыми органами»

Ресурс разъясняет налогоплательщикам и сотрудникам территориальных налоговых органов официальную позицию ФНС России о порядке заполнения налоговых деклараций, исчисления и уплаты налогов и сборов, согласованную с Минфином России.

Важным моментом повышения уровня взаимодействия всех сторон, участвующих в налоговом процессе, является внедрение и поэтапное расширение сферы предоставления государственных услуг. Федеральной налоговой службой в соответствии с планом мероприятий по обеспечению перехода на межведомственное и межуровневое взаимодействие при предоставлении государственных услуг разработано шесть сервисов, которые зарегистрированы на промышленном контуре СМЭВ (системы межведомственного электронного взаимодействия).

Все сервисы полностью протестированы и активно используются с 01 октября 2011 г. В состав сервисов включены следующие:

1. Сервис предоставления кратких сведений и/или выписки из ЕГРЮЛ/ЕГРИП по запросу органов государственной власти, имеющих право на получение закрытых сведений.

2. Сервис предоставления кратких сведений и(или) выписки из ЕГРЮЛ/ЕГРИП по запросу органов государственной власти.

3. Сервис предоставления сведений об ИНН физического лица на основании полных паспортных данных по запросу органов исполнительной власти.

4. Сервис предоставления по запросам органов исполнительной власти Сведений об учете организации в налоговом органе по месту нахождения ее обособленного подразделения, содержащихся в Едином государственном реестре налогоплательщиков.

5. Сервис, принимающий сведения от лицензирующих органов о предоставлении лицензии, переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, приостановлении, возобновлении или прекращении действия лицензии, аннулировании лицензии.

6. Сервис предоставления Сведений о наличии (отсутствии) задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах (ЮЛ и ФЛ).

Таким образом на основании вышеизложенного представляется возможным сделать следующий вывод.

Развитие партнерских отношений участников налогового процесса требует постоянных усилий налоговых органов в следующих направлениях деятельности:

- информирование налогоплательщиков в доходчивой форме и с применением как контактных способов общения, так и средств массовой информации;

- применение в работе всех передовых технических средств и технологий;

- постоянный мониторинг основных проблем, осложняющих жизнедеятельность налогоплательщиков;

- информационное обеспечение по вопросам решения типовых проблем хозяйствующих субъектов;

- наличие постоянно действующей и эффективной обратной связи «налогоплательщик-налоговые органы».

S.N. Alekhin

Development ofpartnerships in taxation

The principles of partnership relations in the system «the taxpayer-tax authority», the ways of their implementation.

Keywords: partnership, the tax culture, information, and service provision.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.