Научная статья на тему 'Развитие парадигмы управления пространственно распределенными организационно-техническими системами и территориями'

Развитие парадигмы управления пространственно распределенными организационно-техническими системами и территориями Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
90
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ СИСТЕМ / DEVELOPMENT MANAGEMENT SYSTEMS / ГЕОПРОСТРАНСТВО / GEO SPACE / ГЕОИНФОРМАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / GEOINFOR MATION MANAGEMENT / ПРИНЦИПЫ И СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ / PRINCIPLES AND MANAGEMENT STRATEGIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соколов Александр Геннадьевич

В статье на основе анализа современных факторных условий рассмотрены основные направления управления развитием пространственно распределенных организационно-технических систем и территорий. Предложен новый геоинформационный подход к управлению, включающий структуру пространства принятия решений. Рассмотрены принципы управления развитием систем и территорий, их содержание и специфика реализации в современных условиях России. Обоснованы типовые стратегии геоинформационного управления распределенными организационно-техническими системами и территориями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Соколов Александр Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXTENSION MANAGEMENT PARADIGM OF SPATIAL DISTRIBUTED ORGANIZATIONAL-TECHNICAL SYSTEMS AND TERRITORIES

The article considers main management directions of development of spatially distributed organizational and technical systems and territories, based on the current factor conditions analysis. It proposes new geoinformation approach to governance, including the structure of the space of decision-making. It also reviewes principles of development control systems and territories, content and specifics of Theory and Practice of Managing Organizational and Economic Systemsimplementation in modern conditions in Russia. It justifies model strategies of geoinformation management of distributed organizational and technical systems and territories.

Текст научной работы на тему «Развитие парадигмы управления пространственно распределенными организационно-техническими системами и территориями»

РАЗВИТИЕ

ПАРАДИГМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННО РАСПРЕДЕЛЕННЫМИ ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ И ТЕРРИТОРИЯМИ

EXTENSION MANAGEMENT PARADIGM OF SPATIAL DISTRIBUTED ORGANIZATIONAL-TECHNICAL SYSTEMS AND TERRITORIES

УДК 338.24.01, 332.142.4, 004.942

СОКОЛОВ Александр Геннадьевич

доцент кафедры управления экономическими и социальными процессами Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, кандидат военных наук, доцент, AlexanderSokoloff@yandex.ru

SOKOLOV, Aleksandr Gennadyevich

Associate Professor at the Management of Economic and Social Processes Department, Saint-Petersburg State Institute of Film and Television, Candidate of Military Sciences, Associate Professor, AlexanderSokoloff@yandex.ru

Аннотация.

В статье на основе анализа современных факторных условий рассмотрены основные направления управления развитием пространственно распределенных организационно-технических систем и территорий. Предложен новый геоинформационный подход к управлению, включающий структуру пространства принятия решений. Рассмотрены принципы управления развитием систем и территорий, их содержание и специфика реализации в современных условиях России. Обоснованы типовые стратегии геоинформационного управления распределенными организационно-техническими системами и территориями.

Ключевые слова: управление развитием систем, геопространство, геоинформационное управление, принципы и стратегии управления.

Abstract.

The article considers main management directions of development of spatially distributed organizational and technical systems and territories, based on the current factor conditions analysis. It proposes new geoinformation approach to governance, including the structure of the space of decision-making. It also reviewes principles of development control systems and territories, content and specifics of

© Соколов А. Г., 2016.

implementation in modern conditions in Russia. It justifies model strategies of geoinformation management of distributed organizational and technical systems and territories.

Keywords: development management systems, geospace, geoinformation management, principles and management strategies.

Специфика современного управления развитием пространственно распределенных организационно-технических систем (ОТС) и территорий определяется рядом факторов [1; 2]:

• процесс глобализации, который предопределяет необходимость управления движением потоков материи, энергии и информации в геопространственных масштабах (область деятельности людей);

• мировая экономическая система, в рамках которой принимаются решения, затрагивающие субъектов на всех уровнях управления;

• уровень развития современных технологий, которые позволяют не ограничивать пространственные масштабы деятельности заинтересованных субъектов (личность, группа, организация, территория, регион, государство, группы государств);

• наличие и возможности информационных сетей различного масштаба - от локальных до глобальных.

Современная управленческая парадигма может быть представлена следующими основными положениями:

• главный источник эффективности - человеческий капитал;

• ориентация на качество продукции, услуг - удовлетворение запросов потребителей;

• признание важности быстроты и адекватности реакции организаций всех уровней на изменение внешней среды;

• повышение роли инноваций;

• признание роли стиля руководства, организационной культуры и мотивации работников в качестве важнейших факторов повышения конкурентоспособности организации;

• ориентация на повышение конкурентоспособности компании, организационно-технической системы, территории.

На основе этих положений реализуются коренные изменения в системах управления.

Во-первых, происходит изменение роли принципов управленческого рационализма классических школ менеджмента, в основе которых лежат рационализация труда, снижение издержек, специализация и другие внутренние факторы. Развиваются кибернетические и синергетические представления об управлении, согласно которым более значимая роль отводится факторам внешней среды, обратной связи, представление об управлении как информационном процессе. Из внешних факторов организации особое место занимает научно-технический прогресс, приводящий к изменению инфраструктуры, методов и средств управления на основе комплексной автоматизации и информатизации производства. Сказанное не означает, что идеи управленческого рационализма ошибочны в принципе - классического рационализма становится недостаточно, поскольку он решает локальные задачи воздействия на трудовой процесс.

Во-вторых, методология системного анализа становится неотъемлемой частью интеллектуального аппарата руководителя любого уровня. При этом границы между организацией и внешней средой размываются, становятся все более условными.

В-третьих, получают преобладающее развитие гуманитарные аспекты управления, интеллектуализация управленческой деятельности. Менеджмент признает свою социальную ответственность перед обществом в целом и перед отдельной личностью: учитываются такие факторы, как мотивация поведения, этика, ориентация на определенную систему ценностей при формировании целей менеджмента, разделение понятий «власть» и «управление», и другие факторы.

В-четвертых, существенную роль начинают играть пространственные аспекты функционирования организаций и территорий, что приводит к возникновению нового научного подхода к управлению - геоинформационного. Объекты управления как конструкции пространства представляют собой точки, характеризующиеся совокупностью свойств в соответствии с определенными для пространства отношениями. В этом смысле феномен геоинформационного управления в современных условиях приводит к необходимости рассматривать и реализовать систему управления деятельностью человека в геопространстве как многомерное пространственное явление, включающее в себя определенным образом распределенные объективные и субъективные факторы. Пространственные аспекты управления требуют внедрять геоинформационные системы как основу информационного обеспечения принимаемых решений для развития пространственно распределенных организационно-технических систем и территорий.

Определим геоинформационное управление, как управление с привлечением пространственной информации. Целью геоинформационного управления ОТС и территорией является разработка и реализация рационального варианта из альтернативных вариантов управленческих решений на соответствующем уровне управления. Основные функции геоинформационного управления (прогнозирование, планирование, организация, мотивация и контроль) реализуются на основе привлекаемой пространственной информации. Результат геоинформационного управления - рациональное управленческое решение на основании принятых критериев, включающее в себя пространственные характеристики и атрибутивное описание объектов управления. Пространство при этом следует рассматривать в широком смысле - как логически мыслимую форму, которая служит средой существования других форм и тех или иных конструкций, объектов естественного и искусственного происхождения.

На основе современной парадигмы управления можно определить управление развитием ОТС и территории как целенаправленный

процесс изменений, основанный на существующих объективных факторах и ориентированный на удовлетворение потребностей заинтересованных групп (субъекта управления) и общества в целом в условиях ограниченности доступных ресурсов. Развитие организационно-технической системы или территории - ее неотъемлемое свойство, характеризующее необратимый процесс изменения ее характеристик во времени и пространстве. Структура пространства решений включает в себя некоторые основные элементы (рисунок).

Координатное (географическое) пространство предполагает размещение объектов, конструкций в принятой системе координат (например, трехмерное пространство - х, у, х - ф, X, к, или другая принятая система координат) и характеризуется координатами объектов, расстояниями, геометрическими фигурами, границами и др.

Факторное пространство - размещение в географическом пространстве объективных и субъективных факторов, влияющих на принятие и реализацию управленческих решений. Характеризуется: координатами размещения, особенностями и параметрами факторов (природные, ресурсные, предпринимательские и др.), доступностью и затратами для их использования в целях управления и др.

Пространство событий включает в себя ограниченные во времени и пространстве явления, конкретные временные факты, результаты деятельности системы, которые, свершаясь, отменяют или дополняют прежние результаты наблюдения и исследования системы. События совершаются, происходят, наступают в произвольной точке пространства и времени и представляют значимое происшествие, явление или результаты деятельности, оказывающие влияние на управленческие решения. Событие как элемент научного познания имеет широкий спектр толкований:

• природное явление (геологическое, физическое, биологическое, экологическое, космологическое и т. п.);

• историческое, психобиографическое событие («история жизни»);

• мировое событие (катастрофы, войны, эпидемии);

координаты

объектов;

расстояния;

геометрические

фигуры;

границы и др.

Координатное/ географическое пространство

Факторное пространство

координаты размещения; особенности и параметры факторов; доступность и затраты их использования

координаты объектов; взаимное влияние объектов, система отношений, связей; свойства, атрибуты; значимость; степень участия в событиях и др.

Пространство состояний объектов управления

Пространство событий

координаты (ф, 1, К), время возникновения; масштабы (пространственные, временные; последствия (уровни воздействия) и др.

Структура пространства решений в геоинформационном управлении

• событие в статусе происшествия или случая (событийность повседневного опыта).

Событие есть явление, обретшее индивидуальную выраженность, даже собственное имя. В этом смысле событийной формой наделяются все научные открытия, получающие имена ученых, впервые их открывших, получают имена различные стихийные явления и аномалии, исторические эпохи и политические события. Осуществляясь, событие вносит изменения в область собственного осуществления и тем самым оказывает влияние на апостериорный и априорный анализ процессов развития организационно-технических систем. Событие характеризуется: координатами (ф, X, Н), временем возникновения (£), масштабами (пространственными, временными и др.), последствиями (уровнем воздействия на решение) и др.

Пространство состояний объектов управления (фазовое или атрибутивное пространство) относится к конкретному объекту управления.

Динамика существования объектов во времени и пространстве ограничивает и изменяет условия управления и, соответственно, управленческие решения. Использование пространства состояний для управления развитием объектов позволяет:

• исследовать связи субъектов и объектов управления для различных временных срезов геоинформационного управления;

• сформировать многомерные динамические модели принятия решений на различных уровнях геоинформационного управления;

• создавать динамические (адаптивные) модели управления потоками информации (базами данных и знаний) в процессе управления.

Методы исследования и модели организационно-технических систем в пространстве состояний ориентированы на исследование процесса развития конкретного объекта, динамики изменения его состояний (атрибутов) во времени и пространстве как под влияни-

ем внутренней среды, так и под влиянием системы отношений с другими объектами и внешними условиями существования. Такой подход позволит использовать динамическую атрибутивную логику геоинформационного управления объектами различных масштабов.

Пространство состояний объектов управления характеризуется некоторой совокупностью переменных (атрибутов). Каждое состояние представимо вектором ^-мерного пространства переменных состояния, включающим в себя:

• координаты размещения объектов в географическом пространстве (ф, X, к);

• взаимное влияние объектов - система отношений, связей;

• свойства, атрибуты (в том числе время);

• значимость для управления - например, вес для выбора альтернатив;

• степень участия элементов пространств в событиях и др.

В фазовом пространстве вектор представляет совокупность чисел, а фигура (линия), которую описывает конец вектора во времени, определяет траекторию движения или развития объекта. Фазовое пространство характеризует отображение множества объектов на множество векторов, а отношения между объектами пространства сводятся к отношениям на множестве векторов.

Объекты могут характеризоваться не только числами, но и другими свойствами, которые не являются числами (форма, цвет, материал и др.). Совокупность таких объектов также можно рассматривать как кодированное векторное пространство.

Пространство решений составляет основу геоинформационного управления. Управленческое решение представляет собой волевой акт выбора оптимального (в смысле принятого критерия) варианта решения из перечня заранее разработанных альтернатив. Решение объединяет все элементы геопространства и характеризуется:

• координатами границ области реализации решения - зона ответственности, время разработки и реализации решения (ф, X, к, Дt);

• уровнем решения - юрисдикция, подотчетность объектов управления, масштаб;

• степенью формализации - нормы, стандарты, законы, обязательность исполнения;

• содержанием - исполнители, время реализации, технологии реализации, результаты и форма их представления и др.

В пространстве решений существенную роль играют субъективные факторы - культура, динамизм населения, лидерство, существующие и потенциальные возможности субъекта и объектов управления.

Особенность пространства решений - уровни принятия решений с некоторыми ограничениями образуют иерархическую систему -связаны между собой системой вертикальных и горизонтальных связей. Сложность современной пространственной ОТС, территории и множество субъектов управления со своими целями приводит к ограниченности иерархии управления и возрастанию значимости системы горизонтальных связей.

Процессы глобализации и ускорение научно-технического прогресса привели к укрупнению организационно-технических систем, агрегированию отдельных элементов, формированию и укреплению устойчивых глобальных взаимосвязей, возникновению новых глобальных центров принятия решений. В современных условиях ясно, что реализовать эффективное управление развитием систем любого уровня невозможно без учета всех элементов деятельности в ретроспективном (историческом), перспективном (стратегическом), а также в пространственном аспектах. Определяющими условиями управления развитием становятся человеческий фактор, экологические аспекты деятельности, социокультурные процессы и ограничения.

Сложность и разнонаправленность целевых установок, существенные отличия форм представления характеристик элементов систем, предполагают использование различных форматов их формализованного представления, необходимость разработки методов измерения, создание методов, процедур, алгоритмов согласования (агрегированного представления) гетерогенной информации для использования ее в системах и процедурах принятия решений.

Основные факторы геоинформационного управления обладают низкой динамикой, что делает управление стратегическим - принятие и реализация решений ориентируются на длительный период и являются квазистационарными. Наиболее динамичными представляются элементы пространства объектов и событий. Поэтому наиболее адекватными методами управления являются методы стратегического управления, что делает необходимым исследование возможности модификации основных инструментов геоинформационного управления развитием объектов управления с учетом пространственных характеристик ОТС и территорий.

В основе методов геоинформационного управления находятся определенные закономерности, которые имеют как общесистемный (общие законы развития), так и специфический характер (частные геоинформационные принципы развития).

К общим законам развития относят [3; 4; 5]:

• закон формирования систем - каждая система создается для достижения определенных целей и удовлетворения потребностей заинтересованных групп. Для этого система должна создать ценности (блага), условия функционирования и развития для других систем. Такое положение приводит к многообразию управленческих воздействий, которые зависят от внешних и внутренних системообразующих факторов;

• закон конкуренции, борьбы за превосходство - многообразие интересов субъектов и управленческих воздействий свидетельствует о невозможности создания одной универсальной системы управления и необходимости использования некоторой совокупности типовых организационно-технических систем, ориентированных на схожие цели, результаты, продукцию. Возникает проблема конкуренции за доступ к ограниченным ресурсам для удовлетворения растущих схожих потребностей заинтересованных групп лиц;

• закон оптимизации, сбалансирования систем - развитие систем связано с системой внешних связей объектов, занимающих устойчивую позицию во внешней среде (на рынке).

В основе сбалансирования лежат принципы синергии и супероптимальности.

Общие законы развития позволяют конкретизировать принципы совершенствования систем и методы управления их развитием. Структуру системы управления развитием можно в обобщенном виде представить как сбалансированную систему связей:

• ценностных - характеризующие предназначение системы: цели - цепочка ценности -результаты управления, продукция;

• функциональных - виды управленческой деятельности, функции управления;

• технологических - технологии управления.

Действие общих законов развития приводит к многообразию связей (управленческих воздействий) и позволяет формировать некоторую совокупность типовых стратегий развития.

Закон формирования систем в наибольшей степени проявляется на начальном этапе жизненного цикла системы. Определяющими на данном этапе являются функциональные связи, формируемые между элементами системы в процессе реализации технологии получения конечного результата. Это требует сосредоточения усилий и ресурсов для создания и развития цепочки ценности при подчиненной роли функций и технологий управления. Типовыми стратегиями на этапе формирования систем выступают: диверсификация, дифференциация, инновации (стратегия первопроходца) и др. Ключевой фактор успеха - продукт, результат и цепочка ценности для его создания. Новизна как конкурентное преимущество обеспечивается изменением известной цепочки ценности или созданием новой. Ведущая роль в процессе управления на данном этапе принадлежит потребителю результатов функционирования системы, т. е. процесс управления может быть представлен как модель маркетингового управления. Цель управления - выявить (сформировать) потребности потребителя и удовлетворить их наиболее эффективным (рациональным) способом. Применительно к пространственно распределенным системам

подобная современная модель управления известна как маркетинг территории.

Действие закона конкуренции (борьба за превосходство, за потребителя) связано с реально существующими системами, организациями, территориями, создающими и реализующими продукцию, пользующуюся спросом на рынке, обеспечивающими соответствующий уровень жизни населения. Определяющими в таких условиях являются координационно-субординационные связи, которые обеспечивают взаимодополнение (противодействие) в процессе производства благ и их распределения с целью удовлетворить потребности в товарах, услугах, уровне жизни. Такие связи определяют организационный аспект управления, что приводит к необходимости сосредоточить усилия и ресурсы на совершенствовании технологий управления. Типовыми стратегиями развития систем управления выступают: лидерство в издержках, инновации в управлении, развитие качества персонала (особенно в управленческом аспекте) и др. Ключевой фактор - технологии управления, как потенциальная способность управлять конкурентными преимуществами. Ведущая роль в развитии принадлежит управленческому звену субъекта, объектов управления и научному обеспечению процесса управления. Процесс управления основывается на системе НИОКР, комплексе и потенциале научных и технологических знаний (обучающаяся организация, вертикально интегрированные пространственно распределенные компании, реализующие полный цикл производства, кластеры и др.).

Действие закона оптимизации (сбалансирования) систем управления связано с системой внешних связей объектов, занимающих устойчивую позицию во внешней среде. В рыночной экономике закон реализуется в форме деловых сетей, отраслевой структуры производства, интегрированных (целевых, продуктовых), глобальных организационных систем. В основе сбалансирования лежат принципы синергии и супероптимальности.

Процессы оптимизации и сбалансирования опираются на генетические связи, которые

обеспечивают возможности распространения технологий, методов и моделей управления, решения проблем и др. Ключевой фактор - развитие функциональных направлений управления. Последние предполагают углубленное разделение управленческого труда, совершенствование и распространение научных знаний и опыта на новые сферы деятельности, поиск и использование сходства по релевантным факторам (генетическое подобие) и др. Стратегические решения связаны с развитием внутренних компетенций, выявлением и использованием ситуационных факторов (обстоятельств).

Особенности геоинформационного управления приводят к необходимости расширить представление о методах реализации общих законов управления на основе учета особенностей пространственно распределенных систем и территорий [1]:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• взаимосвязь управляющих воздействий различного пространственного масштаба и уровня управления, что приводит к росту значимости координации управленческих решений различных уровней;

• необратимость реализуемых решений в геопространстве, что делает наиболее значимым принцип устойчивого развития ОТС и территорий;

• многомерность управленческих решений, что требует согласования и учета при выборе альтернатив различных пространственных факторов и условий;

• сложность и высокая неопределенность (неочевидность) последствий принимаемых решений, что приводит к повышению значимости и качества научного обоснования решений.

Геоинформационные аспекты управленческих решений при управлении развитием ОТС и территориями реализуются на основе следующих частных принципов геоинформационного управления.

Первая группа принципов исходит из общей задачи повышения экономической и социальной эффективности жизни населения территории и общественного производства с учетом минимизации затрат на производство благ и доставку их потребителю:

• принцип размещения производства с учетом близости источников сырья, энергии и потребителей конечной продукции;

• принцип комплексности, в том числе рационального комплексного использования природных ресурсов, при учете задач охраны и преобразования природы и первичного освоения наиболее эффективных ресурсов;

• рациональная пространственная концентрация (агломерация) в виде территориально-производственных комплексов и территориально-отраслевых комплексов, а также промышленных районов, зон и узлов;

• кооперирование производства между различными предприятиями, сокращающее нерациональные перевозки, при максимально возможном комплексном развитии хозяйства районов размещения.

Вторая группа принципов обусловлена рациональным сочетанием природы и экономики (объективных и субъективных факторов роста):

• экологический принцип — предотвращение вредного воздействия производства и жизнедеятельности населения на окружающую среду;

• градостроительный принцип - увязка с генеральными планами городов, недопущение чрезмерной концентрации промышленности и вытекающих отсюда отрицательных социальных последствий;

• принцип комплексного развития территорий и хозяйства, обеспечивающий в каждом экономическом районе рациональное сочетание экономического и социального развития, наибольшее соответствие экономики каждого региона местным природным и экономическим условиям.

Так, например, экстремальные условия Крайнего Севера, занимающего почти 70% территории России, где проживает около 8% населения, обусловливают повышенные затраты на производство продукции и жизнеобеспечение населения. Несмотря на это, огромный ресурсный потенциал российского Севера обеспечивает получение объемов добычи: 3/4 нефти, включая газовый конденсат, 9/10 газа, 1/7 угля, свыше 1/3 деловой древе-

сины, 1/4 пиломатериалов, весь апатитовый концентрат, половину улова рыбы и добычи морепродуктов, 2/5 рыбных консервов в стране. Зона Крайнего Севера обеспечивает выпуск 1/6 объема промышленной продукции России, а ее вклад в общий экспорт Российской Федерации превышает 50%.

Третью группу принципов формируют основы, вытекающие из рациональной пространственной организации территории страны:

• принцип специализации предприятий (в экономически целесообразных пределах) соответственно основной специализации районов их размещения;

• принцип выравнивания уровней экономического и социального развития различных частей страны, так как внутренняя дифференциация столь огромная и уникальная для одного государства;

• учет международного разделения труда и межгосударственной экономической интеграции - геоэкономическое и геополитическое положение России (например, «евразийский мост»).

Особый характер имеет принцип укрепления обороноспособности страны при управлении ОТС и территориями - он не основан на законах экономики, но имеет стратегический приоритет в управлении.

Таким образом, геоинформационный подход к управлению развитием организационно-технических систем и территорий представляет собой весьма сложную задачу, решение которой невозможно без совершенствования методического аппарата. Современные направления устойчивого развития предполагают переход от концепции «реагировать на угрозы и исправлять» к концепции «предвидеть и предупреждать». Реализация такого подхода к управлению требует выявления опасностей (угроз) развитию ОТС и территорий, оценку риска управленческих решений и формирование системы геоинформационного управления рисками развития систем различного масштаба и сложности.

Пространственные аспекты управления требуют расширить применимость геоинформа-

ционных систем - необходимо рассматривать их как основные системы информационного обеспечения принимаемых решений для развития пространственно распределенных организационно-технических систем и территорий. Такой подход позволит конкрети-

зировать и дополнить систему требований к геоинформационным системам, сделать их неотъемлемой частью систем государственного и муниципального управления, систем управления сложными пространственно-распределенными объектами.

Список литературы

1. Соколов А. Г., Истомин Е. П., Абрамов А. Г., Гогоберидзе Г. Г., Фокичева А. А. Methods for external factors assessing within geoinformation management of territories //15th International Multidisciplinary Scientific GeoConference SGEM 2015, www.sgem. org, SGEM2015 Conference Proceedings, ISBN 978-619-7105-34-6 / ISSN 1314-2704, June 18-24, 2015, Albena, BULGARIA Book2 Vol. 1. Р. 729-736.

2. Соколов А. Г., Истомин Е. П., Синченко Ю. Н., Зоринова Е. М. Пространственные аспекты размещения экономических объектов // Ученые записки РГГМУ. 2013. № 29. С. 211-218.

3. Соколов А. Г., Истомин Е. П, Зоринова Е. М., Слесарева Л. С. Геоинформационные аспекты управления рисками устойчивого развития приморской рекреационной территории // Известия ЮФУ. Технические науки. 2013. № 9 (146). С. 233-239.

4. Сорвина Т. А. Формирование и развитие социального предпринимательства: российский и зарубежный опыт // Петербургский экономический журнал. 2014. № 3. С. 14-19.

5. Соколов А. Г. Теоретические аспекты методологии управления развитием экономических систем // Вестник Национальной академия туризма. 2008. №4 (8). С. 56-61.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.