Научная статья на тему 'Развитие осознанности чтения как средство интеллектуального развития учащихся'

Развитие осознанности чтения как средство интеллектуального развития учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3967
224
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ОСОЗНАННОСТЬ ЧТЕНИЯ / УРОВЕНЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ / УРОВЕНЬ ОСОЗНАННОСТИ ЧТЕНИЯ / ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ОСОЗНАННОСТИ ЧТЕНИЯ / ДИНАМИКА СРЕДНЕВЗВЕШЕННЫХ ЗНАЧЕНИЙ ПОКАЗАТЕЛЕЙ / КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дунилова Раиса Александровна

Автор представляет опыт реализации программы по развитию осознанности чтения младших школьников, дает обоснование ее эффективности на основании результатов мониторинга интеллектуального развития обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дунилова Раиса Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие осознанности чтения как средство интеллектуального развития учащихся»

Автор представляет опыт реализации программы по развитию осознанности чтения младших школьников, дает обоснование ее эффективности на основании результатов мониторинга интеллектуального развития обучающихся.

Дунилова Раиса Александровна

заместитель директора по учебно-воспитательной работе, психолог МОУ Тисульская средняя общеобразовательная школа № 1 п.г.т. Тисуль, Тисульский район, Кемеровская область raisadunilova@rambler.ru

РАЗВИТИЕ ОСОЗНАННОСТИ ЧТЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ

Как обеспечить интеллектуальное развитие младших школьников средствами осознанного чтения?

Ключевые слова: интеллектуальное развитие, осознанность чтения, уровень интеллектуального развития, уровень осознанности чтения, организационные этапы реализации программы развития осознанности чтения, динамика средневзвешенных значений показателей, критерии и показатели эффективности программы.

Интеллектуальное развитие становится в настоящее время одной из наиболее актуальных задач современной школы. Одним из факторов, определяющих уровень интеллектуального развития учащихся, является способность к критическому осмыслению поступающей информации, которая, в свою очередь, зависит от уровня развития навыка осознанного чтения. Именно поэтому развитию осознанности чтения необходимо уделять самое пристальное внимание, особенно на первой ступени образования. Осознанное чтение является основой саморазвития личности -грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается. Осознанное чтение создает базу не только для успешности на уроках русского языка и литературы, но и является гарантией успеха в любой предметной области. Развитие мышления также зависит от навыка чтения, поскольку является неотъемлемой частью устной речи, а речь - это способ формирования и формулирования мысли с помощью языка.

Проблеме грамотности чтения уделяется большое внимание во всем мире, недаром исследования грамотности чтения были включены в PISA (Program for International Students Assesment) по оценке образовательных достижений учащихся, которая осуществляется Организацией Экономического Сотрудничества и Развития. Напомним, что основной целью исследования PISA является оценка функциональной грамотности учащихся 15-летнего возраста, и исследование направлено не на определение уровня освоения школьных программ, а на оценку способности учащихся применять полученные знания в жизненных ситуациях.

Грамотность чтения оценивалась в 2000 году, в последующие годы изучалась тенденция изменения его состояния. В 2006 году в исследовании приняли участие 400 тысяч учащихся из 57 стран мира. Выборка российских учащихся составила 6154 человека из 210 образовательных учреждений 45 регионов России. Место России в 2006 году определено позициями 37 - 40. По сравнению с результатами предыдущих циклов исследования в 2006 году результаты по чтению оказались статистически ниже, чем в 2000 году.

Поданным исследования PISA, российские школьники плохо читают. Они плохо отвечают на вопросы, поставленные к тексту, неспособны адекватно его пересказать, с трудом объясняют значение слов. Неутешительным фактом является и то, что самых высоких уровней грамотности чтения достигает лишь небольшой процент российских учащихся. Сравнение результатов российских учащихся по этому показателю в 2006 году (1,7%) с результатами учащихся из лидирующих стран, например Финляндии (16,7%), явно свидетельствует не в нашу пользу.

Психологической службой нашей школы также проводилось изучение уровня интеллектуального развития школьников и уровня осознанности чтения. В процессе реализации педагогического мониторинга интеллектуального развития учащихся была выявлена проблема, которая может быть обозначена как недостаточность уровня использования обучающимися осознанности чтения как одного из главных ресурсов интеллектуального развития.

С целью устранения выявленной проблемы педагогами школы Р. А. Дуниловой, И. Ю. Черепенько раз-

работай комплект заданий и составлена программа по развитию осознанности чтения, которая была апробирована Е. Д. Астаповой и Н. М. Акимовой. Диагностические данные предоставлены школьным психологом Л. Г. Бобриковой.

Востребованность программы, направленной на развитие осознанности чтения, обусловлена необходимостью решения проблем, связанных со смысловой стороной чтения учащихся начальных классов, необходимостью формирования навыков работы с информацией, развития аналитического мышления при условии понимания педагогами необходимости снижения нагрузки за счет уменьшения объема репродуктивной деятельности учащихся, основанной на механическом запоминании.

Программа развития осознанности чтения направлена на реализацию следующей цели: создание условий для повышения уровня осознанности чтения обучающихся начальной школы. Основную идею программы - от грамотного чтения к полноценному общению и активной мыслительной деятельности - призваны решить следующие задачи:

1. Помочь обучающимся овладеть функциональной грамотностью (умение пользоваться различными видами чтения, овладение гибкостью чтения и навыком понимания текстов).

2. Помочь овладеть осознанным чтением как инструментом мышления (управление процессом интеллектуального развития учащихся через освоение осознанным чтением).

3. Содействовать развитию речевой активности обучающихся как условия формирования коммуникативных навыков, необходимых для успешной социализации.

Центральным звеном программы является разработанный авторами комплект заданий, выполнение которых позволит повысить уровень осознанности чтения как в качественном отношении, так и в количественном выражении. Отличительной особенностью комплекта является следующее:

- разработаны и классифицированы блоки заданий по развитию осознанности чтения в оригинальном формате, предполагающем возможность «конструирования» текстов из предлагаемого набора текстовых единиц;

- разработана система оценивания динамики интеллектуального развития учащихся и динамики осознанности чтения как средство управления образовательным процессом.

Задания для развития осознанности чтения разработаны на основе мониторингового исследования интеллектуального развития обучающихся МОУ Тисульской средней общеобразовательной школы №

1. Использовались методики диагностического комплекса технологии оптимизации обучения и развития школьников «Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе» [2], «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3 - 6 классах» [3]. Данные методики позволяют определить показатели интеллектуального развития учащихся, для измерения которых используется система критериальных нормативов, позволя-

ющая оценить достигнутый обучающимися уровень развития. В каждом показателе рассчитаны количественные значения для следующих качественно различных уровней или зон развития. Для показателей интеллектуальных тестов это зоны:

• слабого уровня развития способностей, свидетельствующего о том, что данное свойство пока еще не сформировано, и это обстоятельство может существенно осложнять процесс обучения по определенным предметам школьного цикла;

• среднего уровня, свидетельствующего о начальной стадии формирования той или иной, необходимой для обучения в школе интеллектуальной операции;

• хорошего уровня или наличия задатков к определенным видам интеллектуальной деятельности;

• высокого уровня или талантливости.

Более подробно рассмотрим качественное описание оценки осознанности чтения в зависимости от уровня [3]:

Слабый уровень. Единицей восприятия текста выступает отдельное слово или части слова, коренная основа. Ученик образно, обобщенно воспринимает слова (угадывает), может не видеть падежных окончаний, характеризующих время, число. Может точно воспринять смысл слова, только если читает очень медленно. Однако при медленном чтении ему трудно схватывать смысл предложения, так как, подробно разбирая слова, он затрудняется с удержанием их в памяти. Может правильно воспринимать смысл только таких текстов, которые состоят из коротких простых фраз. При чтении больших по объему текстов не пытается их медленно разбирать, пользуется методом угадывания слов по их общему виду, ориентируясь на начало слова или на корневую основу, и опуская второстепенные части. Предлоги с их управляющей ролью также не воспринимаются. При таком чтении все предложение может пониматься неверно, так как не учитывается смысловая нагрузка окончаний при различных вариантах согласований.

Средний уровень. Навык чтения сформирован не полностью. Единицей восприятия текста является словосочетание. Смысл предложения понимается не сразу, а как бы складывается из двух-трех кусков. При медленном чтении может разобрать любые тексты. Просто построенные тексты на знакомые темы понимает легко. Вполне адекватно может понимать только короткие тексты на незнакомые темы, так как «согласен» читать их медленно. Длинные, стилистически усложненные предложения понимает с трудом, поэтому предпочитает их просто «просматривать», то есть их смысл воспринимается «образно» и приблизительно. Смысл содержания текстов при таком чтении оказывается искаженным.

Хороший уровень. Навык чтения развит хорошо. Единицей восприятия текста является целое предложение, смысл которого понимается сразу, пониманию доступны любые тексты. Сложности с пониманием могут возникать только из-за ограниченного словарного запаса и недостаточной общей осведомленности. Если ребенок много читает, то его словарный запас и общая осведомленность быстро расширяются, и проблемы исчезают.

Высокий уровень. Навык чтения развит очень хорошо. Чтение беглое. Единицей восприятия текста является целое предложение, причем сразу схватывается не только его смысл, но и литературные, языковые особенности. Пониманию доступны любые тексты.

Кроме рассмотренных уровней (зон), используемых для оценки показателей, применяются средневзвешенные значения, которые позволяют оценить динамику уровня развития показателей в целом для класса и индивидуально для каждого учащегося. Использование средневзвешенных значений показателей в совокупности с предлагаемыми в методических руководствах формами оценивания показателей делает анализ полученных результатов более полным, позволяющим предпринимать необходимые коррекционные меры. Соответствие между уровнем и средневзвешенной величиной устанавливается следующим образом: слабый - 1, средний - 2, хороший - 3, высокий - 4.

Единство методического обеспечения используемого нами комплекса технологии оптимизации обучения и развития школьников делает возможным формирование и ведение базы данных (как в бумажном, так и в электронном вариантах), что позволяет использовать ее в целях педагогического анализа. Так, на основании полученных данных может быть составлена общая характеристика класса, проведено сравнение классов между собой, прослежена динамика развития конкретного ученика за любой период обучения в школе, оценена эффективность коррекционных воздействий на развитие обучающихся.

Охарактеризуем оцениваемые в процессе мониторинга показатели интеллектуального развития школьников (вербальной составляющей) с точки зрения прогноза успешности по различным предметам в зависимости от уровня или зоны выраженности.

Показатель «Понятийное интуитивное мышление» определяет возможность самостоятельно разбираться в материале и самообучаться, определяет меру успешности в дисциплинах как гуманитарного, так и естественнонаучного циклов.

Показатель «Понятийное логическое мышление» характеризует развитие общих аналитических способностей. Показатель важен для изучения дисциплин гуманитарного и естественнонаучного циклов.

Показатель «Понятийная категоризация» характеризует способность к образованию понятий, опре-

делению явлений в рамках общих категорий, систематизации знаний, обобщению, структурированию материала посредством создания объективных классификаций. Показатель значим для таких предметов как литература, иностранные языки, биология, химия, география, физика, математика.

Показатель «Самостоятельность мышления» характеризует умение пользоваться интеллектуальными операциями, умение определять алгоритм деятельности, понимание правил, формул, адекватное их применение. Показатель значим для всех видов учебной деятельности.

Показатель «Осведомленность» измеряет практический интеллект, рассудительность, общую осведомленность.

Показатель «Оперативная логическая память» определяет характер связи памяти с мышлением, становление операции обобщения. Показатель значим для успешности по всем предметам.

Показатель «Осознанность чтения». Осознанность чтения - способность обучающихся понимать прочитанный текст. Остановимся более подробно на характеристике осознанности чтения, поскольку большинство проблем учебной деятельности обучающихся обусловлено недостаточным уровнем развития именно этого показателя.

В основу методики для оценки осознанности чтения (тест Ясюковой) положен метод реконструкции текста, предложенный Эббингаузом. Обучающимся для самостоятельного прочтения предлагается связный текст, в котором пропущены отдельные слова, отсутствие которых, тем не менее, позволяет понять общий смысл текста. Оценка уровня осознанности чтения определяется количеством баллов, полученных за каждое правильно подобранное слово. Следует отметить, что используемый для оценки данного показателя тест Ясюковой не имеет верхних возрастных границ, поскольку возрастные особенности отражены в нормативных оценках, поэтому тест используется для оценки осознанности чтения, начиная со 2 класса и до выпуска из школы.

Рассмотрим особенности предлагаемой программы по развитию осознанности чтения, для оценки эффективности которой выбраны следующие критерии и показатели (табл. 1).

Таблица 1

Критерии и показатели оценки эффективности программы по развитию осознанности чтения

Критерии Показатели Диагностическая методика

Навык чтения Осознанность чтения Тест Ясюковой

Интеллектуальное развитие Осведомленность Тест Амтхауэра

Понятийное интуитивное мышление

Понятийное логическое мышление

Понятийная категоризация

Оперативная логическая память

Самостоятельность мышления

Коммуникативные навыки Комфортность межличностных отношений Социометрия, тест цветовых предпочтений

Эмоционально-волевая сфера Учебная мотивация Модифицированный вариант методики Н. Г. Лускановой (Модификация Е. И. Даниловой)

Школьная тревожность Многомерная оценка детской тревожности Е. Е. Ромицыной

Организационные этапы реализации программы по развитию осознанности чтения

Аналитико-диагностический этап

Осуществляя мониторинг интеллектуального развития обучающихся, поступивших в школу в 1999 году, было выявлено, что такой показатель, как осознанность чтения, к 8 классу не достиг 100%-го качества (рис. 1). Отмечая, в целом, положительную динамику осознанности чтения (снижение процента слабого и среднего уровня, повышение процента хорошего и высокого уровня), нельзя оставить без внимания тот факт, что у 40% обучающихся 8-х классов уровень осознанности чтения оказался соответствующим слабому и среднему уровню.

60

. 50

х

а

В 40

л

I? 30

В

I 20

Л

С 10 0

3 кл., 2002

6 кл., 2005

8 кл., 2007

\ □ Слабый

□ Средний

□ Хороший

□ Высокий

60

Рис. 3. Уровень осознанности чтения,

10 класс, 2007 г.

(Программа Л. В. Занкова в начальной школе)

□ слабый □ средний □ хороший □ высокий

□ Слабый

□ Средний

□ Хороший

□ Высокий

Рис. 1. Динамика осознанности чтения обучающихся, поступивших в школу в 1999 году.

В ходе мониторинга интеллектуального развития обучающихся, проводившегося в других классах в другие временные периоды, были получены данные, аналогичные представленной на рисунке 1 динамики осознанности чтения. На рисунках 2 - 5 представлены результаты исследования динамики осознанности чтения учащихся с 3 по 10 класс в период с 2000 по 2007 гг. в зависимости от программы обучения в начальной школе.

Рис. 4. Уровень осознанности чтения, 3 класс, 2000 г. (Программа «Школа России»)

□ Слабый

□ Средний

□ Хороший

□ Высокий

Рис. 2. Уровень осознанности чтения, 3 класс, 2000 г. (Программа Л. В. Занкова)

Видим, что в параллели 3-их классов в указанный период около 50% учащихся имели слабый уровень

□ Слабый

□ Средний

□ Хороший

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

□ Высокий

Рис. 5. Уровень осознанности чтения, 10 класс, 2007 г.

(Программа «Школа России» в начальной школе)

осознанности чтения. К 10 классу показатели улучшились, но уровень осознанности недостаточен для обеспечения успеха учебной деятельности, так как на низком и среднем уровне осталось более 30% десятиклассников. Эти результаты представляют собой средние показатели по параллелям. В каждой параллели по три класса: один класс обучался по программе Л. В. Занкова, два - по программе «Школа России».

Представленные результаты свидетельствуют о том (и это подтверждается на практике), что проблемы с пониманием текстов сохраняются у учащихся практически до выпуска из школы, и треть выпускников так

Осознанность чтения

Самостоятельность мышления

Осведомленность 4

Оперативная логическая память

Понятийное интуитивное мышление

Понятийное логическое мышлени<

Понятийная категоризация

Максимально возможное значение показателя

Средневзвешенное значение

Рис. 6. Средневзвешенные показатели вербального интеллекта учащихся 3 класса, 2008г.

и не овладевает полноценным осознанным чтением. Отсюда - не только неграмотность, но и заметная культурная ограниченность выпускников. Недостатки чтения обусловливают и недостатки интеллектуального развития, что вполне объяснимо. В старших классах резко увеличивается объем информации, и нужно не только много читать и запоминать, но, главным образом, анализировать, обобщать, делать выводы. При неразвитом навыке чтения это оказывается невозможным.

Представленные данные свидетельствуют о том, что действующая программа обучения начальных классов («Школа России») не позволяет достичь необходимых высот в освоении навыка осознанного чтения. В то же время, более высокие результаты, показанные учащимися, занимавшимися по программе развивающего обучения, могут быть во многом объяснены более высоким уровнем готовности детей к школе (подтверждается данными диагностики готовности к школе).

В марте 2008 года был проведен очередной мониторинг интеллектуального развития обучающихся 3 класса. Предметом анализа в данном случае явились осознанность чтения и связанные с ними показатели, представляющие собой компоненты вербального интеллекта. На рис. 6 представлены результаты диагностики.

Из рисунка видим, что средневзвешенный показатель осознанности чтения составил 1,83.

Диагностико-прогностический этап

В процессе анализа информации, полученной в ходе мониторинга, было установлено, что осознанность чтения не превышает по классу среднего уровня

(средневзвешенный показатель 1,83), что означает наличие у обучающихся затруднений в понимании смысла информации, представленной в текстах. Закономерно предположить, что при условии сохранения осознанности чтения обучающихся данного класса на выявленном уровне (ниже среднего) возможно возникновение проблем в освоении программного материала. Информация, получаемая учащимися в процессе чтения, будет усваиваться не в полном объеме и недостаточно точно.

Организационно-корректирующий этап

На данном этапе были приняты следующие решения:

1. Ознакомить учителей начальной школы с обобщенными данными мониторинга интеллектуального развития обучающихся 3 класса.

2. Разработать проект по развитию осознанности чтения.

Была разработана концепция проекта, получившего название «Читать - размышлять - общаться», создано методическое пособие, составлена программа занятий, рассчитанная на 3 года (2 - 4 классы). В табл. 2 представлен паспорт проекта.

С целью апробации программы развития осознанности чтения в рамках проекта в течение 2008 - 2009 учебного года проводились занятия в 4 классе (год поступления в школу - 2005).

Итоговый этап

Для оценки эффективности занятий был проведен мониторинг интеллектуального развития обучающихся до и после занятий по программе. Учитывая, что занятия рассчитаны на повышение уровня осоз-

Таблица 2

Паспорт проекта по развитию осознанности чтения

Параметры Содержание

Наименование проекта «Читать - размышлять - общаться»

Участники проекта: Авторы: Дунилова Р. А., руководитель психологической службы; Черепенько И. Ю., учитель начальных классов; Акимова Н. М., зам. директора по УВР, учитель начальных классов; Астапова Е. Д., учитель начальных классов.

Реализаторы Творческая группа учителей начальных классов

Цель Создание условий для повышения уровня осознанности чтения обучающихся начальной школы

Задачи 1. Помочь учащимся овладеть функциональной грамотностью. 2. Помочь обучающимся овладеть осознанным чтением как инструментом мышления. 3. Содействовать развитию речевой активности обучающихся как условия формирования коммуникативных навыков.

Сроки и этапы реализации проекта 2007 - 2008 - подготовительный этап. 2008 - 2009 - основной этап. 2011 - заключительный этап.

Перечень основных мероприятий 1. Подготовка речевого материала и изготовление блоков заданий по развитию осознанности чтения. 2. Разработка программы занятий по развитию осознанности чтения. 3. Диагностика (первичный срез) интеллектуального развития (в том числе осознанности чтения) обучающихся, которые будут заниматься по программе развития осознанности чтения. 4. Проведение занятий по программе развития осознанности чтения. 5. Мониторинг интеллектуального развития и осознанности чтения по завершении занятий по программе.

Исполнители проекта и основных мероприятий 1. Учителя начальных классов. 2. Обучающиеся и родители (изготовление блока заданий по развитию осознанности чтения).

Предполагаемые конечные результаты реализации проекта • повышение уровня осознанности чтения у 100% обучающихся; • повышение учебной мотивации обучающихся; • повышение уровня развития мыслительной деятельности; • снижение уровня школьной тревожности; • повышение уровня социализации обучающихся (развитие коммуникативных навыков).

Целевая группа проекта Обучающиеся 1 - 4 классов

нанности чтения, было спрогнозировано повышение уровня связанных с ним показателей вербального интеллекта. Динамика средневзвешенных показателей по итогам занятий представлена на рис. 7.

Видим, что в процессе занятий осознанность чтения в среднем по классу достигла уровня, который оценивается как хороший, что свидетельствует о переходе на более высокий уровень понимания обучающи-

и 0,5

□ 3 кл., 2008 г.

□ 4 кл., 2009 г.

о

о

О

ф

ц

2

о

§

со

о

О

і і

СО ф

ЛИ

^ л

о

с

о

с

то

о

с

о 2 9 ТО

ТО

О

Рис. 7. Динамика показателей вербального интеллекта обучающихся, занимавшихся по программе развития осознанности чтения

Осознанность чтения

Самостоятельность мышления

Осведомленность 4

Оперативная логическая память

Понятийное интуитивное мышление

Понятийное логическое мышление

Понятийная категоризация

Максимально возможный показатель 4 класс, выпуск 2005 г. (занятия не проводились) 4 класс, выпуск 2009 г. (занятия проводились)

Рис. 8. Средневзвешенные показатели интеллектуального развития в зависимости от прохождения программы по развитию осознанности чтения

мися текстового материала. Повысился также уровень показателей, определяющих вербальную составляющую интеллектуального развития обучающихся. В первом приближении можно утверждать, что полученные данные свидетельствуют об эффективности предложенной программы. Однако для принятия решения об организации занятий поданной программе для всех обучающихся начальной школы необходимо было сопоставить показатели интеллектуального развития детей, занимавшихся по программе, с показателями обучающихся, не занимавшихся поданной программе (рис. 8).

Показатели интеллектуального развития обучающихся, занимавшихся по программе, оказались выше показателей обучающихся, не занимавшихся по ней. Говоря о количественных показателях, следует остановиться и на качественных характеристиках учащихся, занимавшихся по представленной программе.

Осознанность чтения. Ребята отличаются выраженным интересом к чтению, посещаемость библиотеки самая высокая из всех учащихся начальной школы. Ребята любят читать выразительно, по ролям. Учащиеся умеют писать рефераты, легко находят необходимую информацию, осуществляя целенаправленный поиск по заданной (или выбранной самостоятельно) теме. Имея широкий кругозор (показатель -осведомленность), могут дать объяснение значения трудных слов и понятий, встречающихся в изучаемых текстах.

Понятийное интуитивное мышление. Отмечаются способности большинства учащихся к интуитивному анализу. Ребята обучаются легко и непринужденно, получая удовольствие от самого процесса. На

момент окончания 2008 - 2009 учебного года 94% учащихся имели четвертные оценки «4» и «5».

Понятийное логическое мышление. Ребят этого класса отличает не только понимание и умение решать логические задания, но желание и наличие навыка самостоятельного составления задач логического характера.

Оперативная логическая память. Запоминание информации происходит на основе понятийного обобщения. Происходит снижение нагрузки на память за счет логической обработки материала. Выделение смысловых моментов в текстах формирует понимание. Свидетельством является высокая работоспособность детей, хорошая ежедневная подготовленность учащихся ко всем предметам.

Отдельного внимания заслуживает такой показатель как самостоятельность мышления, которая проявляется в способности учащихся самостоятельно находить адекватные алгоритмы при выполнении различных заданий. Ребята в редких случаях обращаются за помощью, предпочитая готовому ответу самостоятельный поиск решения.

В связи с различием в показателях интеллектуального развития обучающихся сравниваемых классов был проведен анализ показателей готовности к школе с целью сопоставления стартовых возможностей обучающихся. На рис. 9 представлены результаты диагностики готовности к школе обучающихся набора 2001 года (занятия по программе не проводились) и обучающихся набора 2005 года (занятия проводились). Классы занимались по одной и той же учебной программе (Л. В. Занкова) у одного и того же учителя (Н. М. Акимова).

Речевое развитие

Кратковременная зрительная памят

Кратковременная речевая память

Зрительно-моторная координация

Точность внимания

Скорость переработки информации

Абстрактное мышление

Визуальное линейное мышление

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Визуальное структурное м ышление

Понятийное интуитивное мышление

П онят ийное л огическое м ы шл ение

Понятийное речевое мышление Понятийноеобразное мышление

Максимально возможный показатель

Показатели набора 2005 г Показатели набора 2001 г.

Рис. 9. Средневзвешенные показатели готовности к школе обучающихся набора 2001 и 2005 гг.

Из рисунка видим, что результаты готовности к школе обучающихся набора 2001 и 2005 годов сопоставимы между собой, то есть их стартовые возможности были практически одинаковыми.

Также изучены данные успеваемости школьников, занимавшихся по программе развития осознанности чтения. Так, средний балл по литературному чтению в первом учебном периоде 2008-2009 учебного года составил 4,31, в пятом учебном периоде - 4,53. Результаты мониторинга оценки качества предметных достижений по русскому языку также положительные: «5» - 14 учащихся, «4» - 4 учащихся, «3» и «2» нет.

Совокупный анализ данных, полученных в ходе мониторинга, дал основания утверждать, что программа развития осознанности чтения, реализованная в рамках проекта «Читать - размышлять - общаться», доказала свою эффективность, что подтверждается результатами мониторинга интеллектуального развития обучающихся, и могла быть рекомендована для включения в учебный процесс в начальной школе. В 2009 - 2010 учебном году открыта муниципальная экспериментальная площадка по развитию осознанности чтения в начальных классах МОУ Тисульской средней общеобразовательной школы № 1.

Реализация

В качестве модели, представляющей процесс формирования осознанности чтения, мы рассматриваем дерево, корнями которого являются три раздела учебно-методического комплекса: слово, предложение, текст. Каждый раздел представляет собой набор практических заданий, подобранных с учетом особенностей развития речи. Ствол дерева - процесс - осознанное чтение. Плоды - результаты процесса - речь, общение, мышление.

Рассмотрим цели и содержание разделов.

Главной единицей первого раздела является слово. На данном этапе задача учителя - привлечь внимание к слову как основе речи. Второй раздел предус-

матривает использование приемов по формированию грамматических конструкций, предполагает работу по словоизменению и словообразованию. Содержание третьего раздела направлено на использование приемов, обеспечивающих работу над смыслом текста. Выполнение заданий этого раздела предполагает также повышение активности речи.

Для решения задач развития осознанности чтения подготовлен набор комплектов заданий, которые сгруппированы по блокам:

- блок 1: «Слова-приятели и слова-неприятели» (антонимы, синонимы);

- блок 2: «Словесная мозаика» (конструирование предложений из отдельных слов);

- блок 3: «Восстановление текста» (деформированный текст);

- блок 4: «Пропавшие слова» (тексты с пропущенными словами);

- блок 5: «Догадайся и найди» (басни и пословицы).

В каждом блоке задания подобраны по принципу

постепенного усложнения материала, что обеспечивает дифференцированный подход, обусловленный учебными возможностями учащихся. В каждом блоке содержится такое количество заданий, которое способно обеспечить индивидуальную работу целого класса.

Содержание и цели заданий блоков:

1 блок «Слова-приятели и слова-неприятели» содержит набор из 25 групп антонимов и 8 групп синонимов. Каждое слово (фразеологизм) из группы напечатано на отдельной карточке. Необходимо к каждому слову (фразеологизму) из предложенной группы подобрать подходящий антоним (синоним).

Цель: создание условий для развития лексики, пополнения словарного запаса, введения антонимов, синонимов в активный словарь, развития мыслительных операций, словесно-логического мышления.

2 блок «Словесная мозаика» содержит набор, состоящий из четырех групп. Группа представляет

собой набор карточек, на каждой из которых напечатано одно слово; в группе от двух до пяти предложений. Работа с блоком заключается в конструировании предложений из отдельных слов с последующим расположением их в соответствии с логикой.

Цель: содействие расширению словарного запаса, повышению уровня логического мышления, осознанности чтения.

3 блок «Восстановление текста» состоит из 16 групп. Группа представляет собой набор связных текстов (количество текстов в группе от 4 до 19), каждое предложение в котором напечатано на отдельной карточке. Обучающимся предлагается «навести порядок», то есть расположить предложения в соответствии с логикой повествования.

Цель: содействие развитию мыслительных операций (анализа, синтеза), логического мышления, концентрации внимания.

4 блок «Пропавшие слова» состоит из двух групп текстов: 22 текста - проза, 19 текстов - стихи. В текстах пропущены слова различных частей речи. К тексту прилагается набор карточек, на которых напечатаны слова из этого текста, слова необходимо правильно расставить на местах пропусков.

Цель: содействие развитию речевого мышления.

5 блок «Догадайся и найди» содержит 23 группы заданий, содержащих тексты басен и пословиц, среди которых одна или две раскрывают смысл басен. Необходимо подобрать к басне подходящие по смыслу пословицы.

Цель: содействие пониманию переносного смысла метафор, пословиц, басен, подтекста произведений.

В процессе работы со всеми блоками допускается неоднократная перестановка карточек с целью поиска верного варианта.

Организация занятий

1. Реализация программы по развитию осознанности чтения осуществляется введением одного часа в неделю в классах со 2-го по 4-ый.

2. Занятия проводятся в группах, парах.

3. Состав групп определяется в зависимости от констатирующего среза осознанности чтения на начало учебного года.

Циклограмма диагностики показателей интеллектуального развития, социометрии и эмоциональноволевой сферы обучающихся 2 - 4 классов представлена в табл. 3:

Промежуточные результаты констатирующих и диагностических срезов - бланки индивидуальных показателей.

Конечные результаты - сводные ведомости показателей, диаграммы и графики, отражающие динамику показателей.

В январе 2008 года к реализации программы приступила И.Ю. Черепенько, учитель 1 класса (24 учащихся, программа «Школа России»). На рисунке 10 представлена динамика уровня осознанности чтения.

100

1 80 а

? 60 й 40

I 20

0

Рис. 10. Динамика уровня осозанности чтения учащихся 3 класса (набор 2007 г.)

Наблюдается положительная динамика осознанности чтения. Занятия по программе отразились на качестве обучения. У ребят повысился интерес к школьным занятиям, увеличилась речевая активность. Устные ответы детей стали более полными, развёрнутыми, правильными, точными. Усилилась регулирующая и направляющая роль речи. Дети рассуждают, испытывают удовольствие от мыслительной деятельности. Во взаимоотношениях ребята стали более терпимо относиться друг к другу, слышать и понимать проблемы другого.

Рассмотрим результаты еще четырех классов: 2а, 3а, 4а, 46, в которых программа реализуется с сентября 2009 года.

2а класс - программа Л. В. Занкова, учитель Елена Дмитриевна Астапова.

На рис. 11 представлена динамика уровня осознанности чтения учащихся 2а класса.

80 75 78

25 20 25 13 9

0 0 0 0 Г А»

1 кл., май, 2008 3 кл., сенг., 3 кл.,апр., 2010

2009

□ слабый □ средний □ хороший □ высокий

Таблица 3

Циклограмма диагностики показателей

Показатели Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Апрель Май

Осознанность чтения 2 - 4 2 - 4

Учебная мотивация 2 - 4 2 - 4

Интеллектуальное развитие 3 3, 4

Обученность 3, 4 3, 4

Школьная тревожность 2 - 4 2 - 4

Социометрический статус 2 - 4 2 - 4

Примечание. Обученность учащихся 2-х классов определяется в зависимости от оценивания, обусловленного программой.

80

70

| 60

ії 50 ш

^ 40 н

® 30 £ 20 10 0

□ слабый Передний □ хороший □ высокий

Рис. 11. Динамика уровня осознанности учащихся 2а класса.

67

52

41

30

7

3 0 Н°

3 кл., сент., 2009 3 кл., апр., 2010

4а класс - программа Л. В. Занкова, учитель Лариса Викторовна Колемаскина. На рис. 13 представлена динамика уровня осознанности чтения учащихся 4а класса.

80 70 | 60 | 50 ^ 40

I® 30

о. 20

с

10 0

□ слабый Передний □ хороший □ высокий

73

62

АААА

26

18

12 8 9

Г 0 г- — 0

3 кл., май, 4 кл., дек., 4 кл., апр.,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2009 2009 2010

Наблюдается положительная динамика уровня осознанности чтения, соответственно, отмечается положительная динамика средневзвешенного показателя осознанности чтения: с 3,27 до 5,21 (из 10 максимально возможных).

3а класс - программа Л. В. Занкова, учитель Марина Николаевна Тарасова.

На рис. 12 представлена динамика уровня осознанности чтения учащихся 3а класса.

60

к 50

0

X

1 40 со

* 30

X

о

и 20

о.

0

□ слабый Передний □ хороший □ высокий

Рис. 12. Динамика уровня осознанности учащихся 3а класса.

Наблюдается положительная динамика уровня осознанности чтения, соответственно, отмечается положительная динамика средневзвешенного показателя осознанности чтения: с 4,64 до 6,67. Также проведена первичная диагностика показателей интеллектуального развития учащихся этого класса, являющаяся отправной точкой для последующего изучения динамики показателей.

53 47

35 27

20

12 я

0 і

3 кл., сент., 2009 3 кл., апр., 2010

Рис. 13. Динамика уровня осознанности чтения учащихся 4а класса

Наблюдается положительная динамика уровня осознанности чтения, динамика средневзвешенного показателя также положительная (табл. 4).

Таблица 4

Динамика средневзвешенного показателя осознанности чтения учащихся 4а класса

Период

3 кл., май 2009 г. 4 кл., декабрь 2009 г. 4 кл., апрель 2010 г.

Значение средневзвешенного показателя осознанности чтения 6,42 7,63 8,13

Данные таблицы определяют качественные характеристики осознанности чтения учащихся в среднем по классу, интерпретировать которые можно следующим образом. В целом на конец 20082009 учебного года класс находился на среднем уровне осознанности чтения. В конце 2009-2010 учебного года класс перешел на хороший уровень осознанности чтения.

На рис. 14 представлена динамика показателей интеллектуального развития учащихся 4а класса.

Наблюдается положительная динамика всех показателей интеллектуального развития.

46 класс - программа Л. В. Занкова, учитель Валентина Анатольевна Рыжкова. На рис. 15 представлена динамика уровня осознанности чтения учащихся 46 класса.

Осведомленность

Максимально возможный показатель май, 2009 г. апрель, 2010 г.

Рис. 14. Динамика средневзвешенных показателей интеллектуального развития учащихся 4а класса

В данном случае увеличение показателя осознанности чтения наблюдается в пределах среднего уровня с соответствующими качественными характеристиками уровня.

На рис. 16 представлена динамика показателей интеллектуального развития учащихся 46 класса.

Знание средних значений показателей интеллектуального развития по классу представляет интерес для учителя как индикатор оценки не только эффективности реализации программы развития осознанности чтения, но и как индикатор эффективности организации всего учебного процесса. Однако не менее важным является слежение за динамикой развития индивидуальных показателей учащихся с целью своевременного внесения корректив в план работы с конкретным учеником, если учитель ставит задачу научить не только всех, но каждого. Покажем на примере двух учащихся, как можно использовать данные диагностики для достижения указанной цели.

На рисунках 17, 18 представлена динамика показателей учащихся 4а класса Анны Ш. и Константина Ц. Динамика представлена в сопоставлении со средневзвешенными показателями по классу.

Из рисунков видим, что показатели интеллектуального развития Анны Ш. превосходят средние показатели по классу, что требует от учителя индивидуального подхода в организации учебного процесса, учитывающего повышенные возможности Анны по сравнению с классом. Необходимо на каждом уроке предусмотреть обеспечение заданиями повышенного уровня сложности с целью поддержания учебной мотивации. Для Константина наиболее значима педагогическая поддержка в организации учебного процесса, цель которой - профилактика пробелов в знаниях. Показатели

70

к 60 | 50

I 40

£ 30

Ф

о 20 с 10 0

□ слабый Передний □ хороший □ высокий

Рис. 15. Динамика уровня осознанности чтения учащихся 4б класса

Отмечаем положительную динамику уровня осознанности чтения, динамика средневзвешенных показателей положительная (табл. 5).

Таблица 5

Динамика средневзвешенного показателя осознанности чтения учащихся 4б класса

Период

3 кл., май 2009 г. 4 кп., декабрь 2009 г. 4 кп., апрель 2010 г.

Значение средневзвешенного показателя осознанности чтения 4,91 5,96 6,43

50

47

25

21 20

И6_

11

37

3 кл., май, 4 кл., дек., 4 кл., апр.

2009 2009 2010

5

4

4

Осведомленность

Понятийная категоризация

^^—Максимально возможный показатель май, 2009 г. апрель, 2010 г.

Рис. 16. Динамика средневзвешенных показателей интеллектуального развития учащихся 4б класса

Осведомленность

Осознанность чтения

Самостоятельность мышления

Понятийное интуитивное мышление

Понятийное логическое мышление

Оперативная логическая память

Понятийная категоризация

максимально возможный показатель показатели Анны Ш.

среднее по классу показатели Константина Ц.

Рис. 17. Динамика средневзвешенных показателей учащихся 3 класса май 2009

средних значении по классу в целом позволяют также выявить наиболее «уязвимые» места в интеллектуальном развитии учащихся, что дает основания для разработки системы развивающих заданий, которые могут быть использованы в учебном процессе.

Возвращаясь к задачам, которые были поставлены в процессе разработки программы «Читать - размыш-

лять - общаться»: помочь обучающимся овладеть осознанным чтением как инструментом мышления и содействовать формированию коммуникативных навыков, необходимо отметить следующее. Предложенная программа рассчитана на 3 года, поэтому представленные в работе данные можно рассматривать как промежуточные, поскольку являются резуль-

Осведомленность

Осознанность чтения

Самостоятельность мышления

Понятийное интуитивное мышление

Понятийное логическое мышление

Оперативная логическая память

Понятийная категоризация

максимально возможный показатель среднее по классу

показатели Анны Ш. показатели Константина Ц.

Рис. 18. Динамика средневзвешенных показателей учащихся 4 класса, апрель 2010

татом реализации одного года занятий. За рамками данной работы осталась динамика показателей критериев «Коммуникативные навыки» и «Эмоциональноволевая сфера», так как полученных данных недостаточно для проведения анализа. Анализ динамики показателей указанных критериев представляет собой перспективу последующего микроисследования.

В целом зафиксирован рост показателей осознанности чтения и интеллектуального развития учащихся, занимавшихся по программе, что можно оценить как доказательство ее эффективности.

Подводя итоги, отметим следующее. В процессе апробации программы были проведены занятия с учащимися 2, 3, 4 классов. Занятия отличались позитивным эмоциональным фоном. Активность учащихся была заметно выше, чем на традиционных уроках. Работая в группах, учащиеся проявляли стремление к общению, каждый старался обосновать свою точку зрения, в то же время, слышать доводы другого. «Пробные» занятия показали, как, организуя учебный процесс с использованием предлагаемого комплекса, можно ненавязчиво формировать коммуникативные навыки учащихся.

Представленная система работы по развитию осознанности чтения носит открытый характер, предполагающий возможность выбора, внесения изменений, дополнений в организацию, используемые приемы и методы, речевой материал. Это зависит от приоритетов учителя, стиля преподавания, уровня подготовленности класса, возраста учащихся. Кроме того, работа по данному комплексу может быть начата с любого блока, в любом классе начальной школы, начиная со второго.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Занятия могут проводиться во время уроков (полностью или частично), во внеурочное время, форма работы - индивидуальная или в группах. Предлагаемые материалы могут стать основой факультативного курса по развитию речи. Учитель, решивший организовать занятия по предлагаемой программе, должен быть готов к тому, что возможны проблемы, обусловленные особенностями организации групповой работы. Особенно сложно будет учителю, привыкшему к соблюдению учащимися на уроке строгой дисциплины как высшей степени проявления своего мастерства. На первом этапе возможен непривычный для учителя «шум», проявления повышенной эмоциональности детей. Но будем помнить, что эти проявления - необходимый этап всего нового, за которым последует организация работы на более высоком уровне с более высокими результатами.

Программа и комплект заданий размещены на сайтах: www.model-edu.ru,www.ipk.kem-edu.ru.

Литература

1. Булдыгина, Л. М. Педагогический мониторинг: программа мониторингового исследования [Текст] / Л. М. Булдыгина, О. Г. Красношлыкова. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. - 166 с. (Учебно-методическое пособие).

2. Ясюкова, Л. А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе [Текст] / Л. А. Ясюкова. - СПб.: ГП «ИМАТОН», 1999. - 184 с. (Методическое руководство).

3. Ясюкова, Л. А. Прогноз и профилактика проблем обучения в 3 - 6 классах [Текст] / Л. А. Ясюкова. - СПб.: ГП «ИМАТОН», 2001. - 192 с. (Методическое руководство).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.