Научная статья на тему 'Развитие особых экономических зон в России как фактор обеспечения экономической безопасности страны'

Развитие особых экономических зон в России как фактор обеспечения экономической безопасности страны Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
221
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СГОВОРЫ НА ТОРГАХ / ГОСЗАКУПКИ / GOVERNMENT PROCUREMENT / КОРРУПЦИЯ / CORRUPTION / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ECONOMIC SECURITY / ARRANGEMENTS AT TENDERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бочкова Ю.А.

В статье рассмотрена необходимость обеспечения экономической безопасности в сфере госзакупок. К основным угрозам экономической безопасности в данной сфере относятся сговоры на торгах. В статье раскрыта их сущность, основные признаки. Одним из механизмов борьбы со сговорами является развитие процедуры электронных аукционов. В статье делается упор на необходимость совершенствования и развития системы государственных закупок, что должно быть одним из главных направлений деятельности по обеспечению экономической безопасности государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Arrangements at tendersfor placement of government orders as threat of the economic security of the state

In the article need of providing economic security for the sphere of government procurements is considered. Arrangements at tenders belong tomain threats of the economic security in this sphere. In the article their essence, main signs is opened. One of mechanisms of a fight against arrangements is development of a procedure of electronic auctions. In the article emphasis on need of improvement and development of system of government procurements that has to be one of main directions of an activity on providing the economic security of the state is placed.

Текст научной работы на тему «Развитие особых экономических зон в России как фактор обеспечения экономической безопасности страны»

РАЗВИТИЕ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В РОССИИ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ

Ю.А. Бочкова,

адъюнкт 2-го обучения Московского университета МВД России

Аннотация. В статье рассмотрена необходимость обеспечения экономической безопасности в сфере госзакупок. К основным угрозам экономической безопасности в данной сфере относятсясговоры на торгах. В статье раскрыта их сущность, основные признаки. Одним из механизмов борьбы со сговорами является развитие процедуры электронных аукционов. В статье делается упор на необходимость совершенствования и развития системы государственных закупок, что должно быть одним из главных направлений деятельности по обеспечению экономической безопасности государства.Ключевые слова:

Ключевые слова: сговоры на торгах, госзакупки, коррупция, экономическая безопасность.

ARRANGEMENTS AT TENDERSFOR PLACEMENT OF GOVERNMENT ORDERS AS THREAT OF THE ECONOMIC SECURITY

OF THE STATE

Yu. A. Bochkova,

associate learning-2 Moscow University Ministry

Annotation. In the article need of providing economic security for the sphere of government procurements is considered. Arrangements at tenders belong tomain threats of the economic security in this sphere. In the article their essence, main signs is opened. One of mechanisms of a fight against arrangements is development of a procedure of electronic auctions. In the article emphasis on need of improvement and development of system of government procurements that has to be one of main directions of an activity on providing the economic security of the state is placed.Ключевые слова:

Keywords: arrangements at tenders, government procurement, corruption, economic security.

Современный этап развития мировой экономики и международной торговли характеризуется процессами интеграции и либерализации, ростом открытости национальных экономик и участия стран в международном разделении труда. Экспортно-ориентированная стратегия развития становится доминирующей не только для большинства про-мышленно развитых стран, но и стран с переходной экономикой и развивающихся стран.

На сегодняшний день положение России во внешней торговле товарами и услугами не отвечает в полной мере возрастающим потребностям страны. Снижение инвестиционной и инновационной активности и научно-технического потенциала, преобладание в импортных поставках продовольствия и предметов потребления, усиление топливно-сы-рьевой направленности российского экспорта — вот далеко не полный перечень угроз экономической

безопасности страны, отрицательно сказывающихся на развитии многих отраслей экономики Российской Федерации. Эффективное использование природных богатств не является гарантом устойчивого экономического роста. Поэтому одной из важнейших целей остается реструктуризация экономики и создание производств, выпускающих качественные и востребованные рынком товары.

Но к сожалению, инфраструктура, сложившаяся в России, не в состоянии обеспечить экономический рост страны темпами, позволяющими на региональном уровне решить проблемы, сдерживающие развитие производственной инфраструктуры.

Сделать Россию способной конкурировать с развитыми странами в ближайшем будущем возможно, в частности, при создании и развитии особых экономических зон (ОЭЗ).

Создавая ОЭЗ, государство ставит перед собой задачу развития отдельных территорий с помощью стимулирования экспорта, расширения производства импортозамещающей продукции, повышения занятости населения и бюджетных доходов. ОЭЗ — один из эффективных инструментов привлечения инвестиций в экономику страны, ее диверсификации и вывода на инновационный путь развития.

Механизм особых экономических зон относительно нов для России. В нынешнем виде он появился лишь 2005 году, когда были созданы первые технико-внедренческие и промышленно-производ-ственные ОЭЗ. В 2006 году к ним добавились ту-ристско-рекреационные зоны, а в 2008 году прошел первый конкурс на право создания портовых ОЭЗ.

По сравнению с мировыми тенденциями в России относительно велика доля туристских и низка доля промышленных зон. Хотя в России уже функционируют 25 особых экономических зон, их число относительно мало по мировым меркам (в мире сейчас функционирует несколько тысяч ОЭЗ). При этом, например, в Китае на участках особых экономических зон функционирует около 45 тысяч предприятий, что составляет 18% от их общего количества в стране.

Как показывает практика, на сегодняшний день из всех типов ОЭЗ лишь промышленно-производ-ственные демонстрируют реальный результат по привлечению частных инвестиций на свои территории. Остальные типы зон едва ли могут похвастаться объемами освоенных частных инвестиций, адекватных общей сумме уже произведенных затрат федерального центра. Об этом свидетельствуют и

данные о фирмах — резидентах ОЭЗ, среди которых пока отсутствуют ведущие иностранные высокотехнологичные компании.

Дело в том, что привлечению иностранных инвестиций в отечественные особые экономические зоны препятствует ряд объективных факторов.

По мировым меркам российские ОЭЗ обладают относительно малыми налоговыми льготами, поэтому не очень привлекательны для глобальных инвесторов. Фактически, государство снижает только региональные и местные налоги. Поэтому представляется необходимым расширить льготные механизмы за счет федеральной части налогов и сборов.

Кроме того, резиденты зарубежных ОЭЗ имеют и другие виды поддержки. Им оказывается консультационная помощь, обеспечивается централизованный маркетинг и PR, предоставляется льготное кредитование. В некоторых случаях могут вводиться даже специальные тарифы на ресурсное обеспечение. Например, в китайском Хэйхэ стоимость электроэнергии для промышленных потребителей вдвое ниже, чем в Амурской области, из которой она и поставляется.

Другой проблемой является избыточные ограничения на виды деятельности в российских особых экономических зонах. Ранее это уже отмечалось в отношении технико-внедренческих ОЭЗ, но эта проблема характерна и для остальных типов ОЭЗ, за исключением туристско-рекреационных зон. Излишние ограничения на виды деятельности снижают возможности эффективной деятельности особых экономических зон, резко сужают круг потенциальных инвесторов и усложняют контрольные процедуры.

Имеются и чисто технические сложности, препятствующие приходу инвесторов в российские ОЭЗ. Например, процесс получения статуса резидента ОЭЗ обычно занимает несколько месяцев, так как необходимо провести предварительные переговоры, проработать проект согласно официальным требованиям, получить согласования от профильных ведомств и соответствующих региональных властей. При этом форма бизнес-плана для потенциальных резидентов ОЭЗ жестко утверждена Приказом Минэкономразвития России от 23 марта 2006 г. №75, поэтому здесь не может быть вольных трактовок, допустимых для обычных проектов. Также нормативными актами закрепляется необходимость получить положительное заключение банка на бизнес-план, а также согласовать проект с РосО-

66

Вестник Московского университета МВД России

№ 7 / 2014

ЭЗ и Минэкономразвития РФ. В бизнес-планах для потенциальных резидентов особых экономических зон необходимо значительное внимание уделить оценке социально-экономических эффектов от реализации проекта (новые рабочие места, поступления в бюджет, мультипликативные эффекты и т.д.). Такие требования не только представляются избыточными для малого и среднего бизнеса, но и не всегда понятны иностранным компаниям.

Обеспечивая благоприятные условия для привлечения иностранных инвестиций в ОЭЗ, государство делает экономику открытой и экономически незащищенной.

Однако, существует несколько причин, в силу которых российским ОЭЗ не следует недооценивать значимость иностранных инвестиций:

• приход иностранных компаний означает поступление в российскую сферу научно-исследовательских разработок дополнительных капиталовложений;

• зарубежные фирмы приносят с собой передовые технологии и передовой опыт, что еще важнее, чем поступление собственно финансового капитала, поскольку на деньги можно купить технологию, но не ее эффективное использование;

• без участия передовых высокотехнологичных иностранных компаний российская инновационная система будет фокусироваться на ограниченных внутринациональных потребностях вместо ориентации на возможности глобального рынка;

• присутствие зарубежных фирм активизирует процесс конкуренции, что способно придать инертному российскому инновационному сектору необходимую динамику развития;

• специалисты ведущих иностранных инновационных компаний гораздо лучше представляют себе перспективы инновационного развития, чем даже самые информированные чиновники-бюрократы;

• привлечение в Россию инвестиций иностранных высокотехнологичных компаний — это более эффективный способ превращения ресурсно-ориентированной российской экономики в диверсифицированное высокотехнологичное хозяйство по сравнению с приобретением собственно вы-

сокотехнологичных компаний и их научных достижений.

Поэтому эффективное управление особыми экономическими зонами имеет первостепенное значение для обеспечения экономической безопасности государства.

Привлечение иностранных инвестиций, а также создание для них благоприятного инвестиционного климата, привлечение передовых технологий в производство товаров и услуг, равно как и создание благоприятных условий ведения инновационной деятельности, с последующей реализацией конкурентоспособной продукции на внешнем и отечественных рынках, постоянной модернизацией производства, создание новых рабочих мест для высококвалифицированного персонала являются теми задачами, от решения которых зависит подъем экономического развития страны.

Главная проблема состоит в том, чтобы найти такую форму и механизм функционирования особых экономических зон, которые позволят России достичь стоящие перед ней цели. Для этого важно не только раскрыть сущность сложившихся и изменяющихся условий в экономике и социальной сфере, но и провести диагностику реальных экономических угроз, определить новые методы управления с учетом факторов обеспечения экономической безопасности хозяйствующих субъектов, регионов, государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.