Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В КИТАЕ'

РАЗВИТИЕ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В КИТАЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
90
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСОБНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ / КИТАЙ / SPECIAL ECONOMIC ZONES / CHINA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фэн Юйлу

В настоящее время Китай является одной из лидирующих стран в мировой экономике, достигнув невероятных результатов всего за 30 лет экономических реформ. По мнению большинства экономистов, одним из факторов подобного экономического чуда является создание особых экономических зон. Благодаря функционированию ОЭЗ в Китай было привлечено огромное количество инвестиций, китайские компании переняли не только производственный, но и управленческий опыт. В настоящей работе рассмотрены история развития и особенности функционирования специальных экономических зон в Китае - локомотива развития экономики КНР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF SPECIAL ECONOMIC ZONES IN CHINA

At present, China is one of the leading countries in the world economy, reaching incredible results in just 30 years of economic reform. According to most economists, one of the factors of this economic miracle is the creation of special economic zones. Through the functioning of SEZ in China were attracted a huge amount of investment, Chinese companies took over not only the production but also management expertise. This paper discusses the history of the development and especially the functioning of special economic zones in China - the engine of China's economy.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В КИТАЕ»

УДК 2964.330

Фэн Юйлу

студент магистратуры 1-го курса Московского педагогического государственного университета МПГУ

Москва

РАЗВИТИЕ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В КИТАЕ Аннотация: В настоящее время Китай является одной из лидирующих стран в мировой экономике, достигнув невероятных результатов всего за 30 лет экономических реформ. По мнению большинства экономистов, одним из факторов подобного экономического чуда является создание особых экономических зон. Благодаря функционированию ОЭЗ в Китай было привлечено огромное количество инвестиций, китайские компании переняли не только производственный, но и управленческий опыт. В настоящей работе рассмотрены история развития и особенности функционирования специальных экономических зон в Китае - локомотива развития экономики КНР.

Ключевые слова: особные экономические зоны, Китай

Feng Yulu Master of the 2 nd year of Moscow Pedagogical State University Moscow State Pedagogical University

Moscow

THE DEVELOPMENT OF SPECIAL ECONOMIC ZONES IN CHINA

Annotation: At present, China is one of the leading countries in the world economy, reaching incredible results in just 30 years of economic reform. According to most economists, one of the factors of this economic miracle is the creation of special economic zones. Through the functioning of SEZ in China were attracted a huge amount of investment, Chinese companies took over not only the production but also management expertise. This paper discusses the history of the development and especially the functioning of special economic zones in China -the engine of China's economy.

Keywords: special economic zones , China В 1981 году министерство юстиции КНР на основе законов, приказов и политики, проводимой в социалистическом Китае, используя в качестве примера соответствующие правовые кодексы некоторых иностранных особых экспортных зон и зон свободной торговли, подготовило и опубликовало следующие четыре специальных законодательных акта, касающихся особых экономических зон: «Временные положения ОЭЗ в провинции Гуандун для контроля над въездом в Китай и выездом из Китая персонала», «Временные положения по регистрации предприятий и их управлениям в ОЭЗ провинции Гуандун», «Временные положения по оплате труда в ОЭЗ провинции Гуандун», «Временные положения по управлению земельными ресурсами в ОЭЗ в Шэньчжэне». Согласно замыслу ЦК и партийному комитету провинции Гуандун прежде всего было запланировано

развитие ОЭЗ в Шэньчжэне, о чем можно сделать вывод даже по вышеперечисленным законодательным актам, где наравне с общими правилами были приняты специальные положения по ОЭЗ в Шэньчжэне.

Еще в 1979 году было начато строительство промышленного района в Шэкоу, в 1980 году началось масштабное строительство городской инфраструктуры, городского района Лоху, морских портов Шэкоу, Чивань, в это же время были открыты Шэньчжэньский университет и городская библиотека. В последующие четыре года были проведены реформы в ряде областей, например: произошли изменения в системе трудового страхования, системе оплаты труда, структуре капитального строительства.

В направлении расширения внешних связей в первые годы начали строить порты, уже перечисленные выше, а также Китай открыл финансовый сектор для привлечения иностранных инвесторов, начали привлекать зарубежные банки.

В первые годы развития наиболее важными стали изменения, направленные на открытие региона и стимулирование последующих реформ. Так, данные преобразования смогли разорвать останавливающую развитие страны устоявшуюся плановую экономическую систему, ОЭЗ были открыты для внешнего мира и оказали значительный демонстрационный эффект на перестройку экономической системы по всей стране. В 1984 году Дэн Сяопин впервые посетил ОЭЗ в Шэньчжэне, по окончанию поездки заявив, что развитие ОЭЗ в Шэньчжэне свидетельствует о том, что политика ОЭЗ в Китае является правильной.

С помощью иностранных технологий активно начали развиваться предприятия проводившие деятельность по обработке давальческого сырья, то есть сборке продукции по образцам заказчиков. Иностранный капитал вливался в три вида компаний: китайско-иностранное совместное предприятие, совместный бизнес и исключительно иностранное предприятие. Данные факторы восполняли недостаток талантливых кадров, необходимых навыков и отсутствующих средств, то есть проблем, накопившихся вследствие закрытости страны.

Таким образом, мы видим, что преобразования в Шэньчжэне изначально были направлены на широкий спектр вопросов, они затронули не только элемент расширения внешних связей, они были также направлены и на развитие внутренней системы города, что стало значительным преимуществом в контексте привлечения, как иностранных инвесторов, так и мигрантов, то есть рабочей силы.

Следует отметить и появившийся уже тогда «дух Шэньчжэня», которые сами жители города выражают посредством следующих высказываний: «Время - это деньги; эффективность - это жизнь» , «Пустые разговоры ставят под угрозу национальные интересы, работа омолаживает страну».

Шэньчжэнь является первой пилотной зоной, в которой были использованы рыночные элементы экономической системы. На данный момент можно с уверенностью говорить о том, что без «политики реформ и

открытости» было бы невозможно создание ОЭЗ в Шэньчжэне и такое быстрое и успешное развитие города. Однако без подобного успешного опыта функционирования данной ОЭЗ вопрос повсеместного внедрения рыночных элементов, то есть продолжения начатых реформ оставался бы открытым.

Чуть более 30 лет назад Шэньчжэнь, находящийся через реку от капиталистического Гонконга, разительно от него отличался: небоскребы, оживленное движение на улицах Гонконга контрастировали с бедными деревнями, находившимися на территории современного Шэньчжэня. Правительству провинции Гуандун предстояло превратить закрытый район с плохо образованными и бедными людьми в современный модернизированный город.

Эзра Фогель в своей работе отмечает, что люди заинтересованы в экономических изменениях больше, чем в политических. Однако иногда экономические изменения невозможны, если они ограничены политическими условиями. Таким образом, задача китайских лидеров на момент создания ОЭЗ состояла в том, чтобы избежать системных проблем, которые возникали в других социалистических странах, соответственно были необходимы фундаментальные реформы практически в каждой сфере жизни людей, в том числе и в политической. Для дальнейшего полноценного функционирования экономической системы Китая с рыночными элементами, необходимо было проверить жизнеспособность подобной системы в экспериментальных зонах, которыми стали особые экономические зоны.

В 80-е годы Шэньчжэнь привлекал тысячи молодых и талантливых людей, которые ехали в этот город в поисках высоких зарплат и более свободной жизни. Шэньчжэнь получал колоссальную помощь от талантливых технических и административных кадров с севера страны.

Как отмечает Эзра Фогель, ОЭЗ, образованные чуть позже, чем Шэньчжэнь, во многом полагались на его опыт, так, например, в Чжухае был создан подобный плану Шэньчжэня централизованный план электросистемы, дорог, канализации и телекоммуникации.

С началом «политики реформ и открытости» Шэньчжэнь резко перешел от традиционной сельскохозяйственной деятельности к индустриализованному устройству общества и урбанизованному устройству города. Посредством дешевой рабочей силы, вливанию иностранного капитала, продолжительных структурных реформ и индустриального роста правительство КНР смогло добиться устойчивого, а первоначального стремительного экономического роста для ОЭЗ Шэньчжэня.

На наш взгляд, льготная политика по отношению к особой экономической зоне в Шэньчжэне, которая проявляется, например, в мерах по децентрализации власти, облегченной налоговой политике и других бонусах особых экономических зон, позволила достичь успехов в развитии Шэньчжэня, однако немаловажным фактором успеха являются особые исторические условия развития данного региона и особые методы функционирования системы.

Прежде всего, важно отметить тот факт, что на момент создания ОЭЗ на территории современного Шэньчжэня были отдельные маленькие рыболовные деревни, а исходная экономическая ситуация в этом регионе была плохая, что позволило создать подобную экспериментальную зону с элементами рыночной экономики далеко от центра в месте, где не было никаких важных производств. Внезапные льготы и материальное стимулирование, а вследствие этого резкий наплыв мигрантов и быстрый индустриальный рост под влиянием элементов рыночной экономики за короткий промежуток времени сделали данный регион экономически привлекательным.

Помимо этого, необходимо учитывать то, что с 1980-х годов во всем мире началась третья промышленная или цифровая революция, в процессе которой развитые экономические системы начинали трансформироваться в постиндустриальные системы, а традиционная обрабатывающая промышленность постепенно начала перемещаться в страны Юго-Восточной Азии. Вместе с углублением разделения труда и возрастанием специализации регионов, ограничение доступа к ресурсам, таким как рабочая сила, вынудило переместить производство непрофильных товаров в более выгодные с экономической точки зрения для производства регионы. Шэньчжэнь - город, находящийся в непосредственной близости к Юго-Восточной Азии, который соответствовал требованиям, смог встроиться в мировую цепь производства товаров и стал неотъемлемой частью системы международного разделения труда. Таким образом, нам кажется, что своевременная способность адаптации под внешние требования и удачное время создания данной ОЭЗ также послужили неотъемлемой частью успеха развития Шэньчжэня.

Таким образом, благодаря данной трансформации Шэньчжэнь стал привлекателен как для инвесторов, так и для мигрантов. Несмотря на то, что условия жизни в начале создания данной ОЭЗ были на низком уровне, заработные платы по сравнению с другими регионами Китая были выше, что привлекало людей покинуть свои дома и уехать в Шэньчжэнь.

С началом «политики реформ и открытости» в Китае экономические связи континентального Китая и Гонконга значительно усилились. В первые же годы создания ОЭЗ Шэньчжэня наибольшее количество инвестиций поступало из Гонконга и Макао, регионов, находящихся в непосредственной близости к Шэньчжэню.

В начале 1980-х гг. Гонконг пережил стремительный развитие экономики, значительно увеличился ВВП и увеличились объемы международной торговли. В силу политической ситуации, сложившейся в данном регионе, одной из целей создания ОЭЗ Шэньчжэня также было и постепенное уменьшение экономической неравномерности в регионе и посредством этого стабилизация политических и социальных связей Гонконга и Китая. Уже в первые годы «более 90% инвестиций, поступающих в Шэньчжэнь, были из Гонконга. Более того, большинство инвесторов являются эмигрантами из Китая».

Гонконгские компании в Шэньчжэнь привлекала более низкая стоимость земли, рабочей силы. Для предпринимателей Гонконга создание ОЭЗ Шэньчжэня стало возможностью перенести свои предприятия из дорогостоящего Гонконга в дешевый Шэньчжэнь, где им предлагали льготные условия. Не менее важной причиной, по которой гонконгские предприниматели начали активно сотрудничать с Шэньчжэнем, стало его выгодное месторасположение. «Территориальная близость имеет много плюсов: таких как, низкая цена на транспортировку сырья и товаров, возможность следить за процессом производства, а также возможность быстрой координации с головными центрами, расположенными в Гонконге».

В период начала экономических реформ большая часть молодых людей в Китае были необразованными, так как сказывалась культурная революция и повсеместное закрытие школ и университетов. Много людей было сослано в деревни, где они не получили никакого образования, поэтому волна мигрантов, хлынувшая с началом «политики реформ и открытости» была не требовательна, соглашалась на низкие зарплаты и работу на производствах, работа на которых в первые годы развития города была небезопасна. Первое десятилетие Шэньчжэнь служил производственной базой для Гонконга с более низкими затратами на производство, однако с началом развития научно-исследовательской деятельности руководство страны поставило перед Шэньчжэнем задачу освоить высокотехнологическую нишу и перейти от воспроизводства товаров к их созданию. «В тот момент, когда граница между Гонконгом и Китаем стала более открытой, жители в провинции Гуандун начали задумываться о том, как технологии, экономический опыт, бизнес связи и финансовые ресурсы смогут помочь Китаю в собственном развитии. Так Гонконг стал для жителей Шэньчжэня символом модернизации».

С этого момента начинается новый этап в развитии города и особой экономической зоны. Китайское руководство предоставило Шэньчжэню право самостоятельно принимать законодательные акты, что, несомненно, помогло городскому управлению принять необходимые для развития ОЭЗ законы.

Использованные источники:

1. Гельбрас В.Г. Экономика Китайской Народной Республики. - М.: Квадрига, 2010

2. Зименков Р.И. Свободные экономические зоны. - М: Юнити, 2005

3. Портяков В. Я. Экономические реформы в Китае (1979—1999 гг.). — М.: Институт Дальнего Востока РАН, 2002. — 178 с.

4. Панкадж Гемават. Мир 3.0: Глобальная интеграция без барьеров. — М.: Альпина Паблишер, 2013. — 415 с.

5. Раджабова З.К. Мировая экономика: Учебник для вузов Изд. 2-е, перераб., доп. М.: ИНФРА-М, 2001. С. 194.

6. Я. Бергер, В. Михеев Китай: социальные вызовы развитию// Общество и экономика. - 2005. - №1. - с. 110

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.