Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ'

РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
41
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
организационной культуры / корпоративная культура / система образования / самостоятельность / ответственность. / organizational culture / corporate culture / education system / independence / responsibility.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Комилова Фотима Махмудовна

в статье рассматривается суть и содержание развития организационной культуры учителей начальных классов и происхождение понятия. Обосновывается, что развитие организационной культуры реализуется в условиях постоянного самосовершенствования, самообразования, повышения квалификации и осваивания новых знаний и навыков. Организационная культура учителя создаёт педагогические условия для учебно-воспитательной деятельности, что характерно влияет на поведение и успеваемость учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE ORGANIZATIONAL CULTURE OF PRIMARY SCHOOL TEACHERS

the article examines the essence and content of the development of the organizational culture of primary school teachers, and the origin of the concept. It is proved that the development of organizational culture is realized in conditions of constant self-improvement, self-education, professional development and mastering of new knowledge and skills. The organizational culture of the teacher creates pedagogical conditions for educational activities, which characteristically affects the behavior and academic performance of students.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ»

РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ

КЛАССОВ Комилова Ф.М

Комилова Фотима Махмудовна - старший преподаватель, кафедра общей педагогики, Андижанский государственный университет, г. Андижан, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматривается суть и содержание развития организационной культуры учителей начальных классов и происхождение понятия. Обосновывается, что развитие организационной культуры реализуется в условиях постоянного самосовершенствования, самообразования, повышения квалификации и осваивания новых знаний и навыков. Организационная культура учителя создаёт педагогические условия для учебно-воспитательной деятельности, что характерно влияет на поведение и успеваемость учащихся.

Ключевые слова: организационной культуры, корпоративная культура, система образования, самостоятельность, ответственность.

DEVELOPMENT OF THE ORGANIZATIONAL CULTURE OF PRIMARY SCHOOL

TEACHERS Komilova F.M.

Komilova Fotima Makhmudovna - Senior Lecturer, DEPARTMENT OF GENERAL PEDAGOGY, ANDIJANSTATE UNIVERSITY, ANDIJAN, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article examines the essence and content of the development of the organizational culture of primary school teachers, and the origin of the concept. It is proved that the development of organizational culture is realized in conditions of constant self-improvement, self-education, professional development and mastering of new knowledge and skills. The organizational culture of the teacher creates pedagogical conditions for educational activities, which characteristically affects the behavior and academic performance of students. Keywords: organizational culture, corporate culture, education system, independence, responsibility.

УДК 373

Широкомасштабные реформы, проводимые в Узбекистане в последние пять лет, удалось коренным образом изменить подход к организации деятельности образовательных организаций. Кардинальное развитие народного образования стала приоритетным направлением государственной политики. Глава государства с первых дней на посту руководителя страны отмечает высокую роль работников системы просвещения, инициирует комплексные преобразования, результатом реализации которых должен стать рост показателей эффективности школ. Вместе с тем упор делается на обеспечение высокого уровня качества получаемого детьми образования. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, что в свою очередь составляет основу развития ключевых компетенцией, определяющих современное качество содержания образования.

В современных условиях важнейшей задачей образования является формирование у школьников самостоятельности, ответственности и правового самосознания, духовности и культуры инициативности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.

Большое внимание уделяется вопросам подготовки кадров. Теперь одно из главных требований к учителю - постоянное самосовершенствование, повышение квалификации и осваивание новых знаний и навыков.

Не зря говорят, что педагог тоже должен неустанно учиться, ведь работа с молодежью всегда требует высокой самоотдачи. Об этом говорил Президент в ходе выступлений по случаю празднования Дня учителей и наставников. А в Указе главы государства «О мерах по развитию сфер образования и воспитания, и науки в новый период развития Узбекистана» от 6 ноября 2020 года отмечается значимость повышения в обществе роли и авторитета руководящих работников, педагогов и наставников, учителей и преподавателей, профессоров-преподавателей учреждений образования и воспитания, а также представителей сферы науки, достойного почитания их кропотливого труда [1].

Формирование у учителей организационной культуры даёт возможность чётко и планомерно организовать учебный процесс, воспитательные задачи, различные мероприятия.

Организационная культура представляет собой определенное пространство, которое играет очень важную роль в деятельности учащегося в регулировании поведения своих сверстников. Культура и поведение взаимно воздействуют друг на друга, но культура влияет не только на то, что учащиеся делают,

но и также на то, как они это делают [2]. Организационная культура учителя создаёт педагогические условия для учебно-воспитательной деятельности, что характерно влияет на поведение и успеваемость учащихся.

По мнению современных исследователей М.В. Крулехт, С.В. Кульневич, Т.В. Захараш, педагогическими условиями являются специально создаваемые педагогами обстоятельства, при которых обеспечивается эффективное результативное воспитание, успешно усваиваются ими знания, умения, формируется активность, положительные личные качества, как совокупность мер, учитываемых, создаваемых, используемых для конструирования развивающей среды, наиболее эффективно способствующей достижению избранных педагогом целей [4].

Для того чтобы понять суть организационной культуры современного педагога и учреждения образования, в котором он осуществляет свою профессиональную деятельность, необходимо представить иерархию научных смыслов, составляющих понятийное ядро данного феномена. Обратимся к трактовке этого понятия в специализированных словарях, где под организационной культурой имеются в виду:

- нормы и правила поведения; язык общения сотрудников; история организации, включающая конкретные события и легенды; церемонии и ритуалы, а также специфические формы наград и поощрений;

- совокупность устоявшихся образцов поведения и рабочих приемов, способствующих лучшей организации труда и сохранению машин, инструментов, рабочих мест. Внутренними составляющими организационной культуры ученые считают принятую систему лидерства, стили разрешения конфликтов, действующую систему коммуникации (общения), положение индивида в организации. Внешние составляющие организационной культуры - само здание организации и его дизайн, расположение, оборудование, мебель, наличие фирменной одежды для сотрудников. В содержание понятия организационная культура включается также представление о совокупности базовых позиций, разделяемых членами организации (или ее активным ядром), сложившихся в ходе решения проблем внешней адаптации.

Термин «Организационная культура», как отмечает зарубежный исследователь И.О. Тюрина, впервые появился в англоязычной литературе в 60-х гг. 20 в. Эквивалентный ему термин «корпоративная культура» был создан в 70-е, по получил широкую известность после публикации книги Терренса Дила и Аллана Кеннеди (Т. Deal, A, Kennedy) под одноименным названием в США в 1982. По мнению иностранного кандидата педагогических наук Гедиевой, исследовавшая данную тему, организационно-корпоративная культура сегодня стала модным выражением для организационной структуры, контроля и стратегии. Единой точки зрения на понятие организационной культуры пока не выработано. Не существует и общепринятого определения организационной культуры, однако большинство пишущих на эту тему подразумевают под ней следующее: осмысление истории своей организации; обычаи и ритуалы; нечто социально сконструированное той группой людей, которые создали и работают сегодня в организации; коллективно программируемый дух (разум), который отличает членов одной организации от другой [3].

Анализ уровня организационной культуры у молодых специалистов, работающих учителями начальных классов, показал неудовлетворительное состояние. Что требует формирования у будущих специалистов в процессе учебной деятельности ВУЗе.

Список литературы /References

1. Саидов Бахтиёр. Новый Узбекистан начинается с порога школы, 19 января 2022. [Электронный ресурс]. Режим доступа: yuz.uz/ (дата обращения: 23.03.2022).

2. Комилова Ф.М. Формирование организационной культуры у детей с младшего школьного возраста. Вестник науки образования, 2020. № 3 (81).

3. Гедиева Мадина Борисовна. Развитие организационной культуры учителя начальной школы в системе повышения квалификации работников образовательных учреждений: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.08. Ставрополь, 2005.

4. Умнов Д.Г. Создание педагогических условий экономического воспитания детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образования // Вестник науки и образования, 2020. № 16. С. 47-49.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.