Научная статья на тему 'Развитие организаторских способностей учащихся в колледже как фактор будущей успешной профессиональной деятельности'

Развитие организаторских способностей учащихся в колледже как фактор будущей успешной профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1243
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫЙ ВЫПУСКНИК / ВОСПИТАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛА / ОРГАНИЗАТОРСКИЕ СПОСОБНОСТИ / COMPETITIVE GRADUATE / EDUCATION OF A PROFESSIONAL / MANAGERIAL QUALITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пшонко Виктор Анатольевич

Статья посвящена воспитательным аспектам подготовки конкурентоспособных выпускников колледжа. Автор раскрывает основные принципы построения воспитательной системы, показывает личностные особенности и характеристики, которыми должен обладать будущий специалист, на примере одного из учебных заведений Санкт-Петербурга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of college students' managerial qualities as a factor of a future successful career

The article is devoted to the educational aspects of competitive college graduates. The author reveals the fundamental principles of the educational system, shows the personality characteristics, which a future specialist should possess, by the example of one of St. Petersburg colleges.

Текст научной работы на тему «Развитие организаторских способностей учащихся в колледже как фактор будущей успешной профессиональной деятельности»

В. А. Пшонко

РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗАТОРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

УЧАЩИХСЯ В КОЛЛЕДЖЕ КАК ФАКТОР БУДУЩЕЙ УСПЕШНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа представлена кафедрой социально-культурной деятельности Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств.

Научный руководитель — доктор педагогических наук, доцент В. М. Котков

Статья посвящена воспитательным аспектам подготовки конкурентоспособных выпускников колледжа. Автор раскрывает основные принципы построения воспитательной системы, показывает личностные особенности и характеристики, которыми должен обладать будущий специалист, на примере одного из учебных заведений Санкт-Петербурга.

Ключевые слова: конкурентоспособный выпускник, воспитание профессионала, организаторские способности.

V. Pshonko

DEVELOPMENT OF COLLEGE STUDENTS' MANAGERIAL QUALITIES AS A FACTOR OF A FUTURE SUCCESSFUL CAREER

The article is devoted to the educational aspects of competitive college graduates. The author reveals the fundamental principles of the educational system, shows the personality characteristics, which a future specialist should possess, by the example of one of St. Petersburg colleges.

Key words: competitive graduate, education of a professional, managerial qualities.

В современном российском обществе система начального и среднего профессионального образования играет значимую роль в удовлетворении интересов личности, потребности рынка труда, перспективы развития экономики и социальной сферы. Без всесторонней подготовки и воспитания учащихся (студентов) не может быть хорошего специалиста, а без формирования у ребят на начальном этапе профессионального обучения организаторских и коммуникативных качеств — не может быть настоящего руководителя и организатора. Система професси-

онального образования всегда осуществляла более широкие функции, т. е. помимо подготовки молодежи к освоению различных профессий и специальностей также формировало личность будущего специалиста и гражданина общества.

Решая задачу подготовки квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специаль-

ности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности, воспитание становится органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития.

Ведущее место в системе воспитания в Российском колледже традиционной культуры Санкт-Петербурга (далее — РКТК) занимает работа по созданию условий для осмысления цели жизни, своей роли как гражданина России каждым обучающимся. Для этого в учебно-воспитательном, производственном процессе разнообразно представлены такие формы работы, которые дают возможность понять ценности познания, разума, сущности бытия, мироздания не только как абстрактный идеал, но и как способ жизни, учебную и практическую деятельность, как процесс становления и самосовершенствования Профессионала.

Ценности красоты и гармонии могут воплотиться для студентов колледжа в конкретных продуктах их собственного труда, типах отношений между сверстниками, которые складываются в студенческом возрасте.

Особый смысл на этом этапе у молодых людей приобретает формирование их активной гражданской позиции, что выражается в гражданском самосознании, осознании как своих прав и свобод, так и обязанностей перед государством и обществом, а также в правовой культуре, правовом поведении, способности к диалогу, толерантности, ответственности за свои поступки и свой выбор.

Такие качества человека, как ответственность, целеустремленность, коммуникативность, самостоятельность и др., формируются у учащихся и студентов колледжа в условиях стремительно расширяющегося круга их делового и профессионального общения. У юношей и девушек появляется чувство ответственности не только перед собой, семьей, конкретным преподавателем, но и перед потребителем результатов их профессиональной деятельности. Целеустремленность начинает приобретать конкретное содержание в стремлении так освоить получаемые в колледже знания, чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда. Развитая са-

мостоятельность и приобретенная профессия должны обеспечить выпускнику колледжа уверенность в себе, в своих способностях, соответствовать быстро меняющимся условиям жизни.

В настоящее время широкое применение и значение получает так называемая конкурентоспособность специалистов предприятий.

Конкурентоспособность — обобщенный показатель, характеризующий уровень профессиональной, социальной и личностной компетенций выпускника, обеспечивающий ему уверенность в своих силах и способность выдерживать конкуренцию на рынке труда в сравнении с выпускниками аналогичных учебных заведений.

Конкурентоспособный выпускник колледжа должен обладать следующими инвариантными характеристиками и личностными особенностями, сформированными в процессе обучения, воспитания и развития в образовательном учреждении:

• гражданской ответственностью, социальной активностью;

• высоким уровнем общего образования, общей культуры;

• ориентацией на культурные, нравственные и общечеловеческие ценности;

• организаторско-коммуникативными способностями;

• широкой информационной общеобразовательной, общетехнической, компьютерной, экономической, правовой, психологической и педагогической подготовкой в сочетании с глубокими узкопрофессиональными и узкопрофильными знаниями;

• способностью к самопознанию, самоопределению и саморазвитию.

Для конкурентоспособного специалиста должны быть характерны:

• профессиональная компетентность, высокое профессиональное мастерство и качество труда;

• способность самостоятельно планировать, осуществлять и контролировать свою трудовую деятельность, особенно с использованием современной вычислительной и информационной техники;

• умение самостоятельно принимать решения, предвидеть их возможный экономи-

Развитие организаторских способностей учащихся в колледже как фактор успешной профессиональной деятельности

ческий и социальный результат, нести ответственность за принимаемые решения, результаты своей деятельности.

От современного конкурентоспособного специалиста требуется умение работать как одному, так и в группе, в условиях коллективных форм организации труда, а значит, быть мобильным и коммуникабельным. И конечно, все актуальнее сегодня требование к умению вести здоровый образ жизни, включая культуру поведения, питания, личной гигиены.

Разработанная педагогическим коллективом РКТК модель конкурентоспособного специалиста определяет содержание и процесс его подготовки, критерии качества подготовки и развития его личности как субъекта социально-профессиональной деятельности. На формирование именно таких качеств личности выпускников и направлена деятельность воспитательной системы нашего колледжа.

Воспитательная система колледжа осуществляет три основные функции:

• воспитательную (формирование духовно богатой личности гражданина — патриота — интернационалиста);

• дидактическую (формирование общеобразовательных знаний, умений и навыков, необходимых для успешного включения в общественное производство);

• развивающую (формирование психофизических качеств личности, необходимых для активной, творческой, многолетней социально значимой жизнедеятельности).

Основными составляющими воспитательной системы РКТК являются:

1) дидактическая подсистема (реализация образовательных подпрограмм);

2) подсистема воспитательной работы, включающая в себя:

• общие праздники и традиции колледжа;

• тематические и предметные недели;

• систему дополнительного образования;

• спортивные праздники и соревнования;

• тесные контакты с родителями ребят, а также родственниками и опекунами учащихся и студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

• широкие связи с учреждениями образования и культуры города и России, общественными организациями.

Воспитание профессионала строится на развитии личностных характеристик учащихся и студентов, активизирующих интерес к изучению выбранной специальности. В этом случае у них формируется правильное понимание сущности профессионального самоопределения и мотивации профессиональной деятельности. Профессиональное воспитание — это приобщение учащихся и студентов ко всем компонентам профессиональной культуры, и основано оно прежде всего на гуманизации всего педагогического процесса.

Формами реализации педагогических задач обучения и воспитания специалиста-профессионала (на примере РКТК) являются:

1. Организация и проведение мероприятий с четко определенной профессиональной направленностью и целями, с дальнейшим групповым анализом и обобщением опыта.

2. Знакомство учащихся и студентов с группой профессий в системе непрерывного профессионального образования (НПО СПО ВПО). Организация конкурсов профессионального мастерства на уровне колледжа и города. Проведение обзорных и тематических профессиональных экскурсий и встреч.

3. Развитие мотивационно-потребностной сферы к овладению выбранной профессией (рефераты, доклады, участие в конференциях, олимпиадах, диспутах, круглых столах и др.). Организация исследовательских, творческих учебных лабораторий и клубов по специальностям. Организация технического и художественного творчества, занятий различными видами прикладного искусства.

4. Овладение профессионально-понятийным языком и систематический анализ профессиональной речи в процессе обучения по специальным предметам (защита от вульгаризации профессионально-технического общения).

5. Знакомство и изучение истории возникновения профессий и ремесел Санкт-Петербурга, Северо-Запада России и народных промыслов России.

Помогая учащимся и студентам в овладении общей культурой, наши педагоги, мастера производственного обучения, воспитатели должны формировать творческую индивидуальность — личность, способную реализоваться в системе гуманистических отношений в соответствии с интересами и потребностями других людей. Следует стимулировать появление у наших ребят творческого отношения к миру, к людям, к себе. Это достигается прежде всего созданием воспитательной среды.

Воспитательная среда образовательного учреждения — совокупность природных и социально-бытовых условий, в которых протекает жизнедеятельность учащегося (студента) и становление его как личности на основе изучения интересов молодежи, учета их жизненных ценностей, склонностей и способностей.

В нашем колледже применяются следующие формы создания и развития воспитательной среды:

• современная, хорошо оснащенная материально-техническая база для получения добротного образования, овладения профессиями и навыками;

• организация системы мероприятий, позволяющих определить уровень знаний и эрудицию (олимпиады, викторины, КВН, деловые игры и др.);

• разработка экранов достижений учащихся и студентов, поиск способов позитивного проявления способностей (фотовыставки, стенные газеты, выставки творческих работ и пр.);

• формирование у студентов и учащихся эстетических вкусов, правил культуры и поведения, расширение знаний в области истории, литературы, музыки, архитектуры и т. д. (литературно-музыкальные вечера, экскурсии в музеи, театры, выставочные залы и др.);

• создание и функционирование творческих объединений: клубов по интересам, творческих студий, кружков, спортивных секций;

• формирование у студентов и учащихся четкой структуры убеждений, умения аргументированно отстаивать и защищать свои взгляды и интересы, стойко переживать свои неудачи, преодолевать препятствия;

• проведение и совершенствование традиционных праздников и ритуалов, ознакомление студентов с дополнительной внеклассной информацией (лекции, кино, экскурсии, выставки и т. д.).

Основными ориентирами для оценки результативности воспитания в колледже могут быть наличие у выпускников и студентов таких качеств, которые необходимы им для реализации своих гражданских прав и свобод, соблюдения требований общества, государства, выполнения обязанностей гражданина, члена семьи, трудового коллектива. Психолого-педагогическая диагностика обучающихся колледжа от первокурсников до выпускников позволяет объективно оценивать эффективность работы педагогического коллектива по формированию и развитию у студентов и учащихся организаторских способностей.

Так, в течение нескольких последних лет у нас проводился мониторинг по методике «Определение коммуникативных и организаторских склонностей» у учащихся 1-4-х курсов, получающих профессиональное образование по специальностям «Гостиничное хозяйство» (группы ГХ) и «Секретарь-референт» (группы СР) (табл. 1).

Как видно из табл. 1, воспитательная работа по формированию и развитию коммуникативных и организаторских склонностей в РКТК достаточно эффективна: за время учебы в колледже у секретарей-референтов значительно уси-

Таблица 1

Вид склонностей Средний балл

Группы ГХ Группы СР

2002— 2003 20032004 20042005 20052006 2002— 2003 20032004 20042005 20052006

Организаторские 0,41 0,46 0,54 0,58 0,44 0,49 0,59 0,65

Коммуникативные 0,46 0,51 0,64 0,71 0,48 0,56 0,69 0,79

лились организаторские склонности учащихся (в 1,5 раза), еще более (в 1,7 раза) возросли коммуникативные склонности — ребята научились общаться со взрослыми и сверстниками, стали более самостоятельными, открытыми, ответственными за свои поступки и действия, причем особый рост происходит на 3-м курсе.

Воспитание профессионала — сложный, многоплановый и многоуровневый процесс, в котором положительный результат достигается путем расширения социокультурного простран-

ства, развития согласованного взаимодействия между воспитуемым, педагогом-воспитателем, родителями, коллективом колледжа в целом. Такое взаимодействие позволит педагогам эффективно решать задачи обеспечения самоопределения личности, создания условий для ее самореализации в интересах экономического и социального прогресса нашего общества, формирования и развития организаторских качеств учащихся и студентов — будущих высококвалифицированных специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.