Научная статья на тему 'Развитие оптовой торговли в Республике Крым'

Развитие оптовой торговли в Республике Крым Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
499
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ / ОПТОВАЯ ТОРГОВЛЯ / РЕСПУБЛИКА КРЫМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Суфьянов С.А.

В работе произведена оценка развития оптовой торговли в Республике Крым. Проанализированы конкретные цифры и статистические данные.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие оптовой торговли в Республике Крым»

Таврический научный обозреватель --^ауг^шепсе

УДК: 657.1.012.1

Суфьянов С. А.

магистрант кафедры Бухгалтерского учета, анализа и аудита,

ГБОУВО РК КИПУ

РАЗВИТИЕ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ

В работе произведена оценка развития оптовой торговли в Республике Крым. Проанализированы конкретные цифры и статистические данные.

Ключевые слова: развитие, оптовая торговля, Республика Крым.

Оптовая торговля, как отрасль товарного обращения, является важным рычагом маневрирования материальными ресурсами, способствует сокращению излишних запасов продукции на всех уровнях и устранению товарного дефицита, принимает участие в формировании региональных и отраслевых товарных рынков. Ведь она выполняет роль экономического двигателя для поддержания отечественного производителя, обеспечивает бюджетообразование и общественное благосостояние, является действенным механизмом экономического развития. Через оптовую торговлю усиливается воздействие потребителей на производителей; в свою очередь изготовитель сам подбирает потребителей. Поэтому, на сегодня, оптовая торговля приобретает актуальность именно через усиление ее роли в национальном хозяйстве РФ.

Вопросом проблемы и развития оптовой торговли, ее роли и места в российской экономике были посвящены научные публикации таких ученых, как: Н. Голошубова, А. Мазараки, А. Пустовойт, В. Торопков, и др.

Оптовая торговля — это вид экономической деятельности в сфере товарооборота, охватывающий куплю-продажу товаров по договорам поставки партиями для дальнейшей их продажи конечному потребителю через розничную торговлю, для производственного потребления и предоставления связанных с этим услуг.

Следует заметить, что оптовая торговля является частью внутренней торговли, охватывающая продажу товаров как крупными, так и малыми партиями с целью их перепродажи или производственного потребления. Она осуществляется по ценам, которые ниже розничных цен, но они должны обеспечивать нормально работающему промышленному и торговому предприятию возмещение расходов, внесения платежей в бюджет, создание фондов экономического стимулирования и формирования прибыли. Данный вид торговли стимулирует сбыт товаров, формирует ассортимент и обеспечивает транспортировку. Наиболее влиятельными оптовыми торговыми структурами являются крупные торговые предприятия, торговые дома, дистрибьюторские фирмы и тому подобное.

В современных условиях, когда уже не существует системы централизованного распределения товарных ресурсов и прикрепление покупке в до поставщиков товаров, особенно возрастает роль оптового звена как посредника между производством и розничной торговлей.

По итогам обработки данных государственных статистических наблюдений за прошлый год основным видом экономической деятельности трети предприятий — юридических лиц Республики Крым, является торговая деятельность. Среди предприятий торговли более половины (55,1%) занимаются оптовой торговлей и посредничеством в оптовой торговли, более трети (34,3%) — розничной торговлей и ремонтом бытовых изделий и предметов личного пользования. По размерам предприятий 96,1% предприятий торговли составляют малые предприятия, 3,7% — средние предприятия, 0,2% — крупные предприятия. Так, в течение января-марта 2015 года оптовой торговлей занимались 744 предприятия. Оптовый товарооборот этих предприятий за январь-март 2015 г. составил

Таврический научный обозреватель www.tavr.science

1730,9 млн. руб., и увеличился против января-марта соответствующего периода предыдущего года по фактическим ценам на 14,5%.

В оптовом товарообороте области в I квартале 2015 года преобладала торговля товарами непродовольственной группы. Их реализовано на сумму 1280,5 млн. руб., удельный вес в оптовом товарообороте составила 74,0%, что на 7,7 в. п. больше соответствующего периода прошлого года. В товарной структуре оптового товарооборота преобладали мазуты топливные тяжелые — 225,8 млн. руб. (13,0%), зерновые культуры — 138,2 млн. руб. (7,9%), парфюмерные и косметические средства — 124,0 млн. руб. (7,2%), газойли (дизельное топливо) — 75,0 млн. руб. (4,3%), спортивные товары — 55,5 млн. руб. (3,2%), фармацевтические — 46,4 млн. руб (2,7%), бензин — 40,6 млн. руб. (2,3%), средства для чистки и полировки — 26,7 млн. руб (1,5%), пропан и бутан сжиженный — 18,8 млн. руб. (1,0%).

Объем оптового товарооборота продовольственных товаров составил 450,4 млн. руб., удельный вес продовольственных товаров в оптовом товарообороте составила 26,0%. Среди товаров продовольственной группы наибольшим спросом пользовались: шоколад и кондитерские сахарные изделия — 59,9 млн. руб. (3,5%), муку — 56,0 млн. руб. (3,2%), масла растительные — 39,9 млн. руб. (2,3%), мясо и мясопродукты — 39,0 млн. руб. (2,3%), молоко и молочные продукты — 31,6 млн. руб. (1,8%), сахар — 26,0 млн. руб. (1,5%), кофе — 19,2 млн. руб. (1,1%).

Оптовая продажа товаров отечественного производства в январе-марте 2015 года составил 1197,5 млн. руб. На него приходилось 69,2% оптового товарооборота, что меньше объемов прошлого года на 0,2 в. п. Удельный вес отечественных товаров в оптовой продаже продовольственных товаров остается достаточно высокой (85,5%). Стопроцентной обеспеченностью товарами отечественного производства характеризуется продажа маргарина, молока и молочных продуктов, мяса и мясных продуктов, крепких спиртных напитков, ликеров и других алкогольных напитков, составных спиртовых полуфабрикатов для производства напитков, вин и сусла виноградного, пива солодового, включая пиво безалкогольное, сахара, масла, муки, кондитерские изделия, воды минеральной и соков фруктовых и овощных.

Удельный вес отечественных продуктов в оптовой продаже непродовольственных товаров увеличилась по сравнению с прошлым годом на 19,5 в. п. и составила 78,6%. Удельный вес товаров производства РФ, а именно: зерновых культур, из них: кукурузы, ячменя, ржи, овса, изделий текстильных готовых, кроме одежды, изделий из керамики хозяйственно-бытовых и декоративных, угля каменного, лесоматериалов, портландцемента, газойли (дизельного топлива), изделий ювелирных колебались в пределах 96,9-100,0%.

Из общего объема оптового товарооборота в течение января-марта 2015 года реализовано товаров другим предприятиям оптовой торговли для последующей их перепродажи на сумму 723,0 млн. руб., что составило 41,7% от оптового товарооборота.

Товарные запасы на предприятиях оптовой торговли на 1 апреля 2015 года составили 985,8 млн. руб., в том числе по продовольственной группе — 116,0 млн. руб., по непродовольственной — 869,8 млн. руб. В структуре товарных запасов видное место занимали непродовольственные товары — 869,8 млн. руб. (88,2% от общего объема запасов). Удельный вес продовольственных товаров составляла 116,0 млн. руб. (11,8% от общего объема запасов).

Но, вместе с тем, в РФ происходит тенденция к росту темпа оптовой продажи иностранных товаров и недостаточные темпы продаж товаров отечественного производства, наряду с увеличением объема оптового товарооборота отечественных производителей с каждым годом. Это в свою очередь свидетельствует о необходимости совершенствования инструментов ограничения импорта иностранных товаров, расширения банковского кредитования отечественных предприятий и стимулирования развития оптовой торговли отечественными товарами вообще. Современное состояние развития оптовой торговли

Таврический научный обозреватель www.tavг.science

нуждается и в решении такой проблемы, как формирование элементов рыночной инфраструктуры. В настоящих условиях хозяйствования катастрофически не хватает складских и торговых площадей. Это связано с тем, что старые площади сконцентрированы в руках немногих бывших крупных государственных организаций, а они в свою очередь диктуют недоступные для торговцев высокие цены за аренду этих помещений.

Поэтому, для повышения эффективности функционирования оптовой торговли необходимо внедрять более действенное государственное регулирование, которое предполагает не прямое руководство, а создание условий для цивилизованных взаимоотношений с независимыми субъектами хозяйствования. Объектами такого регулирования должны быть оптовые предприятия, а сами процессы, протекающие на потребительском рынке.

Таким образом, следует выделить такие сферы государственного регулирования оптовой торговли, которые имеют непосредственное влияние на ее развитие:

• стимулирование развития оптовой торговли путем налогообложения, кредитования и предоставления льгот в зависимости от вида оптового предприятия или оптового посредника, их специализации, то есть от их места и роли в сфере товарного обращения;

• создание разнообразной структуры оптовых посредников по функциональному назначению, размерам, специализации, зоной деятельности, организационно-правовыми формами хозяйствования;

• формирование логистических систем на товарных рынках, где оптовая звено должно играть активную роль как организатора, координатора, интегратора процесса управления товарными, информационными и финансовыми потоками;

• внедрение на оптовых предприятиях автоматизированного учета товародвижения и системы быстрого реагирования на изменения конъюнктуры рынка и своевременного доведения товара до розничной торговли;

• совершенствование маркетинговой деятельности оптовых предприятий;

• совершенствование процесса оптовой продажи товаров, расширение номенклатуры услуг, которые будут предоставлять оптовые посредники товаропроизводителям и предприятиям розничной торговли;

• расширение банковского кредитования предприятий оптовой торговля для развития оптового товарооборота, накопление товарных запасов.

Литература

1. Гребнева В.А. Рожденные оптом // Современная торговля. — 2003. — №3. — С. 3033.

2. Дамиров А., Высотные склады — фантазия или реальность // Современный склад. — 2006. — №1. — С. 22-24.

3. Киреева И.М., Мировой опыт и отечественная практика развития оптовой торговли// Вестник РГТЭУ. — Спец. Выпуск — С. 98-99.

4. Малышков В.И., Преобразования в опте необходимы // Современная торговля. — 2006. — №1. — С. 16-21.

5. Пономарева Е., Опт — время перемен // Российская торговля. — 2005. — №10. — С. 18-21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.