Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ОПОРНЫХ ВУЗОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ '

РАЗВИТИЕ ОПОРНЫХ ВУЗОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
опорный университет / стратегии развития опорных университетов / высшее образование в России / flagship university / development strategies of the flagship universities / higher education in Russia

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — П.В. Коркушко, О.Е. Подвербных

На сегодняшний день опорные университеты являются основой не только для развития регионов, в которых они находятся, но и для модернизации системы высшего образования в России и экономики страны в целом, в том числе и ракетно-космической отрасли. Рассматривается создание и развитие опорных университетов, особое внимание уделяется основным трендам высшего образования в России, а также задачам и целям, которые стоят конкретно перед опорными университетами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOMENT OF THE FLAGSHIP UNIVERSITIES IN RUSSIA

The article studies the development of the flagship universities in the context of modern economy, including aerospace industry, and higher education trends in Russia. The higher education system expects the flagship universities to become one of the key elements in the reformations.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ОПОРНЫХ ВУЗОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ »

УДК 685.5

РАЗВИТИЕ ОПОРНЫХ ВУЗОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

*

П. В. Коркушко Научный руководитель - О. Е. Подвербных

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газеты «Красноярский рабочий», 31

*E-mail: polya.korkushko@yandex.ru

На сегодняшний день опорные университеты являются основой не только для развития регионов, в которых они находятся, но и для модернизации системы высшего образования в России и экономики страны в целом, в том числе и ракетно-космической отрасли. Рассматривается создание и развитие опорных университетов, особое внимание уделяется основным трендам высшего образования в России, а также задачам и целям, которые стоят конкретно перед опорными университетами.

Ключевые слова: опорный университет, стратегии развития опорных университетов, высшее образование в России.

THE DEVELOMENT OF THE FLAGSHIP UNIVERSITIES IN RUSSIA

P. V. Korkushko* Scientific supervisor - O. E. Podverbnykh

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: polya.korkushko@yandex.ru

The article studies the development of the flagship universities in the context of modern economy, including aerospace industry, and higher education trends in Russia. The higher education system expects the flagship universities to become one of the key elements in the reformations.

Keywords: flagship university, development strategies of the flagship universities, higher education in Russia.

В современных условиях основой для роста экономики государства являются инновации. Именно поэтому инновационность считается одним из императивов развития системы высшего образования в России.

В процесс трансформаций в жизни страны постепенно вовлекается вся система постоянно обновляемого научного знания, его взаимодействие с передовыми технологиями и изменениями во всех социальных сферах. Только та система образования, которая готовит специалистов, опираясь на потребности современного общества, может называться инновационной и, соответственно, полностью отвечать требованиям инновационной политике развития страны.

Статус «опорного университета» присваивается высшему учебному заведению, занимающемуся проведением научных исследований и подготовкой высококвалифицированных кадров локального сообщества. Такой университет должен выступать «двигателем» социально-экономического развития региона, он является научно-инновационной опорой, необходимой для решения вопросов региональной экономики.

Секция «Современные проблемы экономики труда и управления персоналом»

Впервые термин «опорный университет» был использован в Государственной программе развития образования на 2013-2020 годы, утвержденной 15 апреля 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации. В общих чертах формирование сегмента опорных вузов в рамках системы высшего образования было связано с решениями правительства в 2015-2026 годах, направленными на создание региональных вузов, играющих роль ценных образовательных, научных и инновационных центров в своих регионах, путем объединения групп региональных вузов [1].

После объединения вузы получают возможность перегруппировать силы, сформировать продуктивные исследовательские коллективы. А совместная работа позволит предоставить широкий выбор направлений, исходя из предпочтений абитуриентов. Однако опорным университетам предстоит серьезная работа по созданию эффективных информационных систем управления, нацеленных на решение вопросов социально-экономического развития регионов.

Таким образом, опорный университет является новой образовательной составляющей в сотрудничестве системы образования с властью, наукой, производством и предпринимательством. Деятельность и развитие такого университета заключает в себе большую теоретическую и идейную составляющую, влияющую на структуру региональной инновационной политики. Так, опорные вузы в регионах страны становятся значимым элементом системы, призванным активно содействовать в осуществлении стратегических целей государства, а также способствовать развитию экономики страны.

Деятельность опорных университетов имеет ряд основных задач:

1. Осуществление широкого круга образовательных программ, обеспечивающих современную подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов для перспективной экономической модели региона, включая ее инфраструктурные элементы.

2. Повышение качества жизни населения региона на основе роста процента высококвалифицированных кадров.

3. Развитие научных исследований в области регионального развития (интеллектуального потенциала, социального капитала, охраны окружающей среды региона, использования природных ресурсов). Результаты таких исследований должны стать стимулом к конкретным решениям органов регионального управления.

4. Подготовка специалистов, способных к инновационной профессиональной деятельности.

5. Участие в создании (совместно с управляющими органами власти) региональных досугово-образовательных комплексов для людей всех возрастов, а также интеграция с крупными организациями для создания технологических площадок, обеспечивающих преобразование результатов обучающей деятельности в реальные бизнес-проекты.

6. Участие в усилении конкурентоспособности отраслей экономики регионов и страны в целом, разработке новых инновационных технологий как основы для импортозамещения.

7. Взаимодействие с другими крупными вузами, включая как университеты различных регионов России, так и иностранные университеты [2].

Ещё одной целью развития опорного вуза является позиционирование университета как регионального центра привлечения талантливых абитуриентов, превращение его в единый источник интеллектуальных ресурсов региона, преобразование региональной социокультурной среды, тем самым, создание препятствия оттоку молодежи из региона.

Исходя из основных целей создания и работы опорных университетов, можно сделать вывод о том, что развитие опорных университетов необходимо осуществлять по следующим направлениям:

- модернизация управления вузом (изменения в организационной структуре, ребрендинг);

- развитие кадрового потенциала (совершенствование системы привлечения абитуриентов, совершенствование программ академической мобильности, вовлечение передовых ученых);

- развитие материально-технической базы и социально-культурной инфраструктуры (покупка нового оборудования, создание комфортных условий для работы, учебы, досуга, спорта);

- совершенствование научно-исследовательской и инновационной деятельности (внедрение в инновационную инфраструктуру, заключение прямых договоров между предприятиями и университетом);

- модернизация образовательной деятельности (привлечение организаций к разработке программ обучения, работа со школьниками, компетентностный подход в обучении, дополнительное профессиональное образование, курсы) [3].

Следовательно, развитие созданных опорных университетов может существенно повысить качество инновационной системы нашей страны. Данные вузы способствуют росту привлекательности региона, содействуют улучшению качества жизни в регионе, становятся основой для развития экономики знаний, обеспечивают продвижение инновационных научно-исследовательских проектов.

Например, опорный вуз, имеющий в своей структуре инжиниринговый центр, технопарк, бизнес-инкубатор увеличивает собственный доход от коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, а также вовлекает студентов и преподавателей в предпринимательскую и инновационную деятельность. Опорные университеты создают точки роста для отраслей экономики региона, становятся регуляторами важнейших процессов в развитии экономики территории [4].

Таким образом, с появлением концепции опорных вузов пришло осознание того, что университет действительно может стать центром развития региона и его экономики. Именно в опорных университетах происходит объединение всех интеллектуальных ресурсов региона: студентов, преподавателей, ученых и управленцев, которым не безразлична судьба своего региона, - всего местного сообщества.

Библиографические ссылки

1. Васильев A.A., Зеленин Ю.А. Опорный университет: место в системе высшего образования и проблемы правового статуса. Вестник Томского Государственного университета, 2018. № 30. 5-13 с.

2. Князев H.A. Функциональные особенности развития опорного университета // Решетневские чтения : материалы XX Юбилейной между нар. науч. конф. (09-12 ноября 2016, г. Красноярск) : в 2 ч. / под общ. ред. Ю. Ю. Логинова ; Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. -Красноярск, 2016. С. 522-524.

3. Подбородникова И.С. Опорные университеты Сибирского Федерального Округа. Образовательный процесс, 2019. №6. 5-13 с.

4. Клюев А.К. Как будут развиваться опорные университеты. Университетское управление: практика и анализ, 2017. № 4. 6-10 с.

© Коркушко П. В., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.