Научная статья на тему 'Развитие онлайн-продаж в страховании в России'

Развитие онлайн-продаж в страховании в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2944
422
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАХОВАНИЕ / ОНЛАЙН-ПРОДАЖИ / ИНТЕРНЕТ / СТРАХОВОЙ ПО-ЛИС / ВЫРУЧКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Николаева Е.Ф., Терновская Т.Н.

Данная статья посвящена изучению сферы онлайн-продаж страховых продуктов. Актуальность данной темы обусловлена тем, что в последнее десятилетие информационные технологии активно внедрились во все сферы жизнедеятельности человека, а использование Интернет-ре-сурсов осуществляется практически каждым субъектом предприниматель-ской деятельности, что способствует увеличению количества сделок путем совершения их онлайн. В ходе написания статьи были изучены работы как отечественных, так и зарубежных авторов по рассматриваемой проблеме; с помощью статистических методов проведен анализ динамики показателей развития онлайн-продаж страховых полисов в России с 2014 г. Работа содер-жит исследование деятельности компаний-лидеров по директ-страхованию, анализ структуры онлайн-продаж по видам страхования с 2014 по 2017 гг., выявлены основные проблемы функционирования онлайн-страхования и предложены мероприятия, направленные на решение выявленных про-блем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие онлайн-продаж в страховании в России»

УДК 368

РАЗВИТИЕ ОНЛАЙН-ПРОДАЖ В СТРАХОВАНИИ В РОССИИ Е.Ф. Николаева, Т.Н. Терновская

Аннотация. Данная статья посвящена изучению сферы онлайн-продаж страховых продуктов. Актуальность данной темы обусловлена тем, что в последнее десятилетие информационные технологии активно внедрились во все сферы жизнедеятельности человека, а использование Интернет-ресурсов осуществляется практически каждым субъектом предпринимательской деятельности, что способствует увеличению количества сделок путем совершения их онлайн. В ходе написания статьи были изучены работы как отечественных, так и зарубежных авторов по рассматриваемой проблеме; с помощью статистических методов проведен анализ динамики показателей развития онлайн-продаж страховых полисов в России с 2014 г Работа содержит исследование деятельности компаний-лидеров по директ-страхованию, анализ структуры онлайн-продаж по видам страхования с 2014 по 2017 гг., выявлены основные проблемы функционирования онлайн-страхования и предложены мероприятия, направленные на решение выявленных проблем.

Ключевые слова: страхование, онлайн-продажи, Интернет, страховой полис, выручка.

DEVELOPMENT OF ONLINE SALES IN INSURANCE IN RUSSIA E.F. Nikolaeva, T.N. Ternovskaya

Abstract. This article is devoted to studying of the sphere of online sales of insurance products. The relevance of this subject is caused by the fact that in the last decade information technologies actively took root into all spheres of activity of the person, and use of Internet resources is carried out practically by each subject of an entrepreneurial activity that increase in number of transactions is promoted by commission by their online. Now application of the Internet which, in particular, is shown by online sales of insurance products is very widespread in the sphere of insurance. During writing of work works of both domestic, and foreign authors of rather considered problem were studied; by means of statistical methods the analysis of dynamics of indicators of development of online sales of insurance policies in Russia since 2014 is carried out. Work contains a research of activity of the leading companies on direct-insurance, the analysis of structure of online sales on types of insurance and graphic illustrations of changes of the considered indicators throughout the period from 2014 to 2017. The main problems of functioning of online insurance are revealed and the actions directed to the solution of the revealed problems are offered.

Keywords: insurance, online sales, Internet, insurance policy, revenue.

В настоящее время в сфере страхования очень распространено применение сети Интернет, которое, в частности, проявляется путем онлайн-продаж страховых продуктов. Эпоху онлайн-страхования можно условно разделить на два периода - с 2007 г. до середины 2014 г. и с июня этого года по настоящее время. Первый период характеризуется внедрением электронных технологий в сферу страхования, становлением системы онлайн-страхования и первичным использованием сети Интернет для продажи страховых полисов [4]. Второй период характеризуется активным использованием Интернет-ресурсов для осуществления различных видов страхования, что обусловлено принятием федеральных законов, которые предоставляют страховым компаниям возможность официально производить продажу страховых полисов онлайн, что способствовало существенному увеличению объемов страховых продуктов, проданных через официальные сайты организаций. На сегодняшний день данный вопрос является объектом изучения многих авторов. Так, О.Ю. Кра-сильников и Е.В. Красильникова, рассматривая в своей работе теоретические аспекты Интернет-страхования, а также практическое их развитие, утверждают: «...Интернет-страхование представляет собой систему экономических отношений, включающую совокупность форм и методов взаимодействия страхователя, страховщика и иных профессиональных участников страхового рынка, направленных на удовлетворение потребностей страхователя в страховой защите при помощи сети Интернет» [3]. По мнению данных авторов, основная предпосылка развития Интернет-страхования заключается в удобстве использования этой услуги со стороны страхователя [3]. Данный фактор способствует увеличению числа лиц, совершающих онлайн-покупки страховых продуктов. Об этом свидетельствует статья J. Root «The rise of the Internet life insurance agent», автор которой выявил, что в 2011 г. 36 % населения предпочитают сотрудничать со страховыми агентами в сети Интернет; в 2013 г. данный показатель был равен 50 %, а на сегодняшний день около 85 % страхователей желают совершать покупки страховых полисов онлайн [5]. Также J. Root считает, что сеть Интернет является благоприятной средой для развития страховой сферы, поскольку предоставляет возможность использовать большое количество маркетинговых мероприятий, таких как реклама на сайтах, в социальных сетях, рассылка новостей по E-mail [5].

В России толчком развития онлайн-продаж страховых полисов стало введение Федерального закона от 4 июня 2014 г. № 149-ФЗ, нормы которого снимают некоторые ограничения на заключение договоров страхования в электронной форме и позволяют заключать договоры страхования через Интернет без посещения офисов страхования [1]. С 1 июля 2015 г. страховые компании с помощью своих официальных сайтов в сети Интернет предоставляют возможность автовладельцам осуществить пролонгацию действующих полисов онлайн, а с 1 октября 2015 г. данным способом автолюбители могут совершить полноценную покупку новой страховки ОСАГО. Это нововведение также оказало существенное влияние на развитие онлайн-продаж страховок в России.

В настоящее время 85 % страховых компаний в процессе продаж используют информационные технологии, связанные с сетью Интернет. В 2017 г. доля таких компаний составляла 71 % от общего рынка, а в 2016 г. услуги онлайн-страхования предоставляли 43 % страховщиков. Наиболее распространенной платформой для реализации директ-страхования является официальный сайт компании, который используют все страховые организации [2]. Также для осуществления онлайн-продаж разрабатываются мобильные приложения. На сегодняшний день около 23 % страховых организаций предоставляют своим клиентам возможность осуществить покупку страховых полисов через телефон. Многие компании, посредством использования сети Интернет для реализации своей продукции, значительно увеличили объем выручки, и тем самым улучшили конечные показатели своей деятельности. В таблице 1 представлен рейтинг компаний по директ-страхованию в первом полугодии 2017 г.

Из таблицы 1 видно, что по итогам 2017 г. лидерами директ-страхования стали группа «Росгосстрах и Капитал», страховая группа «Альфа-страхование» и «Всероссийская страховая компания». В 2017 г. по сравнению с 2016 г. объем онлайн-продаж страховых продуктов группы «Росгосстрах и Капитал» увеличился на 67 %, а прирост взносов по электронным полисам составил 340,7 %. Благодаря собственному сайту компания «Альфа-страхование» увеличила рост продаж в 6 раз, объем продаж превысил 1,5 млрд руб. «Всероссийская страховая компания» в 2017 г. через Интернет заключила больше 67000 договоров, при этом размер среднего чека продуктов,

проданных онлайн, увеличился на 7-8 %. Темп прироста взносов по электронным полисам в 2017 г. по отношению к 2016 г. равен 557,1 %. На четвертом месте в рейтинге организаций по директ-стра-хованию находится АО «Региональная страховая компания «Стерх». В 2017 г. через Интернет ею было получено более 700000 тыс. руб. Пятое место в данном рейтинге заняла страховая компания «Согаз». Ее деятельность онлайн в 2017 г. характеризуется значительным темпом прироста взносов по электронным полисам по сравнению с 2016 г. в размере 5518,9 %. Также таблица 1 показывает, что практически все компании, представленные в ней, имеют стопроцентную долю электронных полисов в общем объеме взносов, на основании чего можно говорить об активном развитии директ-страхования.

Таблица 1

Топ-5 компаний по директ-страхованию, 1 полугодие 2017 г. [8]

Взносы (тыс. руб.) Доля электронных полисов во взносах, %

Место Компания/ Группа компаний Всего В том числе взносы по электронным полисам Взносы в 1 полугодии 2016 г., тыс. руб. Темпы прироста взносов, %

1 Группа «Росгосстрах и Капитал» 2062260 2062260 467932 100 340,7

2 Страховая группа «Альфастра-хование» 1526192 1526192 418542 100 264,6

3 САО «ВСК» 1105883 1105883 168299 100 557,1

4 АО «Региональная страховая компания «Стерх» 721892 3600 418170 5 72,6

5 Страховая компания «Согаз» 695278 695278 12374 100 5518,9

Данные, характеризующие объем продаж страховых продуктов в России, осуществляемых онлайн, представлены на рисунке 1.

18 16 14 12 10

3,16

15,7

5,5

3,57

2014

2015

2016

2017

Рисунок 1. Объем онлайн-продаж страховых полисов, млрд руб. [7]

8

6

4

2

0

Рисунок 1 показывает, что динамика рассматриваемого показателя имеет положительный характер, причем в 2017 г. достигается рекордное значение объема выручки от продаж страховых продуктов через Интернет. Также на основании рисунка 1 можно сказать, что рынок онлайн-страхования на протяжении рассматриваемого периода вышел на высокий уровень развития, о чем свидетельствует прирост вышеуказанного показателя в 2017 г. по сравнению с 2014 г. на 397 %.

Показателем положительного развития Интернет-страхования является и динамика доли объема выручки от онлайн-продаж в общем объеме страховых премий, представленная на рисунке 2.

Исходя из рисунка 2 можно сказать, что доля онлайн-продаж страховых полисов в общем объеме на протяжении рассматриваемого периода имеет тенденции к увеличению.

В 2015 и 2016 гг. значение прироста данного показателя было равно 16 % и 197 % соответственно, а в 2017 г. по сравнению с предыдущим годом данный показатель увеличился на 6,77 %. Следовательно, все большее количество клиентов предпочитает осуществлять покупку страховых продуктов через Интернет.

Основными видами страховых продуктов, продаваемых онлайн, являются:

2014 2015 2016 2017

| Онлайн-продажи ^ Обычные продажи

Рисунок 2. Доля онлайн-продаж страховых полисов, % [6]

- автострахование;

- добровольное медицинское страхование;

- страхование путешественников, выезжающих за рубеж (далее -ВЗР);

- страхование от несчастных случаев и болезней.

Структурное распределение объемов онлайн-продаж выше представленных страховых продуктов в общем объеме продемонстрировано на рисунке 3.

Как показывает рисунок 3, наибольшая доля в общем объеме продаж страховых продуктов через Интернет приходится на страховку ВЗР. Обусловлено это в первую очередь тем, что на сегодняшний день покупка билетов за границу очень часто совершается онлайн, а вместе с этим покупается и страховой полис.

Совместная покупка с помощью Интернет значительно облегчает процедуру подготовки к выезду за рубеж. Около 35 % страховых премий получено организациями, функционирующими в данной сфере, за счет продажи полисов ОСАГО. До конца 2016 г. рост приобретения полисов автострахования имел стабильный характер и находился

100 % 90 % 80 % 70 % 60 % 50 % 40 % 30 % 20 % 10 % 0

2014 2015 2016 2017

"2 Автострахование

| Страхование выезжающих за рубеж (ВЗР) | Добровольное медицинское страхование I I Страхование от несчастных случаев и болезней ] Другие види страхования

Рисунок 3. Распределение онлайн-продаж страховых полисов по видам (%) [9]

на уровне 30-40 %. Введение в 2017 г. электронного ОСАГО повлекло за собой увеличение объема продаж данного страхового продукта примерно в 3-5 раз. Продажа полисов добровольного медицинского страхования в общем объеме онлайн-продаж занимает около 17 %, причем на протяжении рассматриваемого на рисунке 3 периода, данный показатель имеет отрицательную динамику. За счет продажи полисов страхования от несчастных случаев и болезней страховыми компаниями было получено около 8 % выручки. Динамика данного показателя скачкообразная, что вызвано изменениями доли объема выручки от продажи полисов ОСАГО и страховки за рубеж.

На основании проведенного анализа можно сказать, что развитие онлайн-продаж страховых продуктов набирает значительные

8 10 6 6

20 18 17 13

39 41

41 35

32

26

36 38

обороты, доказательством чего являются высокие темпы прироста объемов выручки, полученной от продажи страховых полисов онлайн. Обусловлено это, в первую очередь, принятием федеральных законов, позволяющих осуществлять продажу страховых полисов онлайн.

Несмотря на положительные показатели функционирования директ-страхования, в сфере онлайн-продаж существует ряд проблем, а именно:

- большой объем первоначальных затрат на создание и внедрение автоматизированной программы реализации онлайн-продаж;

- высокие затраты на поддержание функционирования электронного ресурса и создание бесперебойной работы Интернет-сайта;

- высокий уровень затрат на обучение и переподготовку персонала;

- технические неполадки, которые ограничивают работу Интернет-ресурса;

- недоверительное отношение к Интернет-услугам со стороны граждан, особенно старшего поколения;

- неспособность самостоятельно осуществить покупку страхового продукта на сайте в связи с низким уровнем грамотности населения в данном вопросе.

Для решения данных проблем предлагаются следующие мероприятия:

- наличие в страховой компании собственного программиста, который на постоянной основе совершает проверку функционирования сайта, своевременно выявляет возможные технические неполадки и предпринимает всевозможные действия для их устранения;

- создание на базе страховой компании курсов и семинаров, направленных на обучение сотрудников работать онлайн;

- наличие на сайте информации, в содержании которой раскрывается законодательное регулирование онлайн-продаж страховых продуктов;

- наличие на сайте онлайн-консультанта, который поможет посетителям осуществить необходимую операцию, а также создание единой линии телефонной связи по вопросам, касающимся онлайн-операций на сайтах страховых организаций.

Предполагается, что использование предложенных мероприятий будет способствовать эффективному функционированию директ-страхования.

Подводя итоги, стоит отметить, что развитие онлайн-страхо-вания способствует выходу страхового рынка на качественно новый этап своего развития. Эпоха онлайн позволяет страховщикам и страхователям использовать информационные технологии в полной мере. Положительный результат при этом получают оба субъекта страховых отношений. Для страхователя возможность осуществления онлайн-операций в области страхования, в первую очередь, предоставляет удобство, позволяя выполнять необходимые процедуры, не выходя из дома. Для страховщика основная выгода реализации директ-страхования заключается в увеличении объемов продаж, следовательно, в увеличении объемов выручки. Исходя из этого, для эффективного функционирования сферы онлайн-продаж страховых продуктов необходимы усилия обоих субъектов страхового рынка - страхователя и страховщика, а также государства, которое с применением законодательных и правовых актов будет регулировать совершение страховых операций в сети Интернет.

Библиографический список

1. Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N° 149-ФЗ «О внесении изменений в закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «Гарант». URL: http://base.garant.ru/70670082/ (дата обращения: 23.08.2018).

2. Козлов А.В. Интернет-страхование в России // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 4.

3. Красильников О.Ю., Красильникова Е.В. Теория и практика развития Интернет-страхования // Известия Саратовского университета. Сер. Экономика. Управление. Право. 2015. № 3.

4. Терновская Т.Н. Семь лет онлайн // Современные страховые технологии. 2014. № 4.

5. Root J. The rise of the Internet life insurance agent. Think advisor. 2014. URL: https://www.thinkadvisor.com/2014/02/03/the-rise-of-the-internet-life-insurance-agent/?slreturn=20180605062829 (дата обращения: 29.06.2018).

6. АСН - Агентство страховых новостей. URL: http://www.asn-news.ru/ news/64215 (дата обращения: 31.06.2018).

7. Банки.ру. Banki.ru. URL: http://www.banki.ru/wikibank/elektronnyiy_ polis_osago_e-polis/ (дата обращения: 01.07.2018).

8. Рейтинговое агентство RAEX (Эксперт РА). URL: https://raexpert.ru/ rankingtable/insurance/direct_1h2017/tab08 (дата обращения: 03.07.2018).

9. Platron. URL: https://front.platron.ru/news/insuranseshare/ (дата обращения: 03.07.2018).

Е.Ф. Николаева

кандидат экономических наук, доцент

доцент кафедры финансов, налогообложения и финансового учета Московского финансово-юридического университета МФЮА E-mail: ladynef2009@yandex.ru

Т.Н. Терновская

преподаватель кафедры финансов, налогообложения и финансового учета Московского финансово-юридического университета МФЮА E-mail: ternovska_t@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.