Научная статья на тему 'Развитие обучения математическим и дисциплинам будущих экономистов в Казахстане'

Развитие обучения математическим и дисциплинам будущих экономистов в Казахстане Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
175
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исин М.Е.

Рассматриваются проблемы преподавания математических дисциплин будущим экономистам в Казахстане.Қазақстанда болашақ экономистеріне математикалық тәртіпті оқытудың мәселелері қарастырылды.The issues of teaching mathematical subjects to future economists in Kazakhstan are considered.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие обучения математическим и дисциплинам будущих экономистов в Казахстане»

УДК 378:33(574)

I РАЗВИТИЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИМ И ДИСЦИПЛИНАМ БУДУЩИХ экономистов

В КАЗАХСТАНЕ

М.Е. Исин

Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова

Цазанртанда болашак, экономистер'1не математикальщ mepminmi оцытудьщ мвселглер'г кррастырылды.

Рассматриваются проблемы преподавания математических дисциплин будущим экономистам в Казахстане.

The issues of teaching mathematical subjects to future economists in Kazakhstan are considered.

В настоящее время в условиях введения новых экономических специальностей, нозых дисциплин, новых учебных планов, программ, учебников и т.д., учитывая при этом созданную ранее внутреннюю культуру качества высшего образования и научно-исследовательской работы, в экономических вузах Казахстана изменились методические системы обучения студентов математическим дисциплинам. Поэтому для изучения сложившихся методических систем математических дисциплин требуется осмыслить ситуацию с преподаванием математических дисциплин будущим экономистам в настоящее время и в советский период, поскольку в то время открывались казахстанские вузы.

Но вначале определимся с математическими дисциплинами для студентов экономических специальностей. В советский период студенты экономических вузов изучали две математические дисциплины , высшую математику, курс эко-номико-математического моделирования. И в настоящее время в казахстанских вузах будущие экономисты изучают эти две дисциплины, хотя в государственных общеобязательных стандартах образования Республики Казахстан для экономических специальностей высшая математика названа уже матема-тиюй для экономистов. Пршсдавагели-магемашки в большинстве случаев ведут занятая также по дисциплинам (Эконометрика» и «Анализ данных и моделирование экономи-

№2, 2006 г.

59

ки», поскольку пршодавалели-эюномисты пока не готовы обучазъ студентов этим дисциплинам. Этот факт является дополнительным подтверждением того, что матемашчео мэе образование выпускников эюномических вузов в Казахстане не вызывает еще полного удовлетворения. Кстати, такая же ситуация наблвдалась в России в середине 90-х годов прошлого века: «На нздальном этапе, в середине 1990-х годов, эконометрика в российских вузах преподавалась в основном лвдьми с математическим образованием, поэтому курс был неродмэ перегружен число формальными, техническими элементами, а содержательной, экшомичесюй, прикладной составляющим уделялось крайне недостаточное внимание» [1,43]. Об эконометрике в одноименном учебнике под редакцией члена - корр. РАН НИ. Елисеевой сказано следующее: «Зарождение эконометрики является следствием междисциплинарного подхода к изучению экономики. Эта наука возникла в результате взаимодействия и объединения в особый «сплав» трех компонентов: экономическш теории, статистических и математических методе®. Впоследствии к ним присоединилось развитие вычислительной техники как условие развития эконометрики» [2,7-8].

Таким образом, эконометрика не является математической дисщшлиной, как и «Анализ данных и моделирование экономики», поскольку в содержание дисциплины «Анализ данных и моделирование экономики» кроме математических моделей входят вопросы макроэкономики, эконометрические и статистические методы.

Если обратиться к истории и оценить положение математики в системе экономических наук в ведущих советских вузах, то, по утверждению лауреата Нобелевской премии, американского экономиста В. Леонтьева, к шестидесятым годам 20-го века «...математика стала обязательным предметом на экономических факультетах университетов Москвы и Ленинграда. Кроме того, в обоих университетах были недавно созданы новые экономико-математические кафедры, которые пока полностью не укомплектованы, частично из-за отсутствия подходящих кандидатур»[3, 227]. Такая же ситуация имела место в то время в экономических вузах Казахстана, так как обучение высшей математике студентов экономических специальностей в советских вузах строилось по единой методической системе. Одинаковой была методическая система обучения будущих экономистов и экономико-математическим методам и моделям.

В свою очередь, авторы книги [1] характеризуют учебные планы экономических вузов советского периода следующим образом: «Прежние учебные планы экономических вузов отчетливо делились на три больших блока.

Первый - теоретический - блок, который целиком выстраивался в марксистском ключе и был посвящен изучению политической экономии в формацион-ном разрезе. Это и были курсы ядра. Студенты изучали сначала общие курсы политической экономии докапиталистических формаций, капитализма, империализма и социализма...

Второй блок старых учебных планов образовывали математические и статистические дисциплины - математический анализ, линейная алгебра, теория вероятности, методы оптимальных решений, математическая и экономическая статистика и др. Характерной их особенностью являлся практически полный отрыв от курсов ядра. У студентов, обучающихся по специальности «Политическая экономия», объем и количество вышеупомянутых предметов в учебном плане были невелики, но даже в таком объеме для изучения дисциплин ядра они не требовались: политическая экономия изучалась без привлечения формального аппарата, на вербальном уровне. Неудивительно, что чаше всего математические дисциплины читались преподавателями, не имеющими никакой экономической подготовки, и напротив, преподаватели курсов ядра совершенно не владели математикой».

Характеризуя содержание курса экономико-математического моделирования, авторы этой книги пишут, что «... выбор изучаемых эмпирических методов был зачасту ю обусловлен задачами централизованного планирования: например, весьма глубоко изучалось линейное и нелинейное программирование, но очень слабо - эконометрика».

Таким образом,, если курс экономико-математического моделирования в советский период имел хоть какую- то связь с прикладными экономическими дисциплинами, то высшая математика преподавалась как чисто формальная дисциплина, не имеющая ничего общего с прикладными расчетами.

Политические и экономические изменения в Казахстане, как и в других республиках бывшего Союза, привлекли за собой смену образовательной политики и построение новой модели экономического образования. Как уже говорилось выше, в условиях рыночной экономики изменились методические системы математических дисциплин. В России Национальным фондом подготовки кадров реализованы программы Инновационного проекта развития образования (ИГТРО) в области экономики на . средства займа, предоставленного Российской Федерации Всемирным банком. Ряд вузов в России участвовали в выполнении проектов по совершенствованию учебных планов, разработке и обновлению учебных курсов. К началу ИПРО (1997-1998 гг.) произошло насыщение «рыночными» примерами курсов экономико-математического моделирования, статистики, исследования операций и других инструментальных курсов. Подготовленные в период реализации ИПРО материалы по курсам математики и экономико-математического моделирования (учебники, учебные пособия и сборники задач) опубликованы и нашли широкое применение во многих вузах России. После распада СССР Казахстан продолжает тесное сотрудничество с

№2, 2006 г.

61

Россией в образовании и науке. Правительством Казахстана финансируется международная образовательная программа «Болашак», на основе которой наши соотечественники получают высшее образование в лучших учебных заведениях мира, в том числе и России. Ведущие вузы и иаучные учреждения Российской Федерации готовят научно- педагогические кадры для Казахстана на основе международных договоров и межправительственных соглашений, а также по договорам вузов и научных учреждений, организаций Казахстана. Проводятся совместные научные конференции, симпозиумы. Из России поступает много учебной и методической литературы. Безусловно, потенциал российского высшего образования высок, и хотя Россия присоединилась к Болонской Декларации в сентябре 2003 года, но кредитная система обучения используется пока не везде. Казахстан не вошел в число государств, подписавших Болонское соглашение, но студентов экономических специальностей в вузах уже начали обучать в условиях кредитной образовательной системы. В 2005 году был сделан отчет ООН о человеческом развитии за 2004 год в сфере образования, где современное положение образования Казахстана былоюценено на «удовлетворительно». Как было сказано в отчете, для Казахстана сейчас крайне важно обеспечить равный доступ к образованию, ка1с городскому- населению, так и сельскому. По мировым стандартам, не менее тридцати процентов взрослого населения должно иметь высшее образование. Существующая уже в Казахстане система пока не способна удовлетворить образовательные потребности в таких объемах. Отчет содержал рекомендации относительно совершенствования системы образования в Казахстане. Следовательно, предстоит большая работа по совершенствованию экономического образования в Казахстане, а вместе с тем и по совершенствованию методических систем обучения математическим дисциплинам студентов - экономистов. Проблем в преподавании математических дисциплин студентам экономических специальностей достаточно. По-прежнему наблюдаются формализм при изложении математики для экономистов, а также рецептурный характер усвоения математического материала и слабые умения в использовании математического аппарата с применением средств компьютеризации при решении прикладных задач из курса экономико-математического моделирования, не организуется на научно - методической основе самостоятельная работа студентов и т.д. В 2005-2006 учебном году дисциплина «Экономико-математическое моделирование» отсутствует в Государственных общеобязательных стандартах образования Республики Казахстан для специальностей «Финансы и кредит», «Бу-хгалтерский учет и аудит», «Менеджмент», хотя до этого вузовский компонент ГОСО РК для названных

специальностей содержал данную дисциплину [4]. В Государственных общеобязательных стандартах даже в дисциплину «Математика для экономистов» не включены линейное, нелинейное, целочисленное программирование.В такой же ситу ации - специальности «Экономика» и «Государственное и местное управление». По этой причине в некоторых вузах Казахстана на экономическом факультете не на всех специальностях, где это требуется, в учебные планы включают дисциплину «Экономико-математическое моделирование», несмотря на то, что в условиях рыночной экономики становятся актуальными вопросы использования математических подходов, методов и моделей в задачах управления предприятиями, экономико-математического моделирования в подготовке бу дущих экономистов, экономико-математических методов в экономических исследованиях. А если и включают «Эшномико-математическое моделирование» в учебные планы, то в большинстве случаев будущими экономистами изучаются только линейное, нелинейное, целочисленное программирование, а динамическое программирование, игровые, имитационные модели, модели систем массового обслуживания, управление запасами^ теория расписания, системный анатиз, математическая теория оптиматьного управления, графовые, сетевые модели, планирование эксперимента остаются без внимания. В учебном процессе используются, в основном, учебники, учебные пособия и задачники, выпущенные в России, хотя в последние годы казахстанские вузы тоже издают учебную и методическую литературу. К сожалению, мало переведенных книг по математике и экономико-математическому моделированию авторов из дальнего зарубежья.

Автором настоящей статьи в работах [5,6] охарактеризованы методические системы обучения будущих экономистов математике и экономико-математическому моделированию, указаны недостатки в преподавании математических дисциплин и предложены пути совершенствования их методических систем.

Итак, вследствие политических и экономических изменений в Казахстане сложились новые методические системы обучения буду щих экономистов математическим дисциплинам, но в преподавании математических дисциплин наряду с прежними присутствуют новые недостатки. Все эти проблемы в обучении математическим дисциплинам студентов экономических вузов требуют безотлагательного решения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Автономов В. С., Дорошенко М. Е., Замков О. О. Совершенствование экономического образования. Аналитический доклад. - М.: Логос, 2005. - 108 с.

№2, 2006 г.

63

2. Эконометрика: учебник / Под ред. И. И. Елисеевой. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 344 с.

3. Леонтьев В. Экономические эссе. Теории, исследования, факты и политика: пер. с англ. - М: Политиздат, 1990. - 415 с.

4. Исин М. Е. О преподавании дисциплины «Экономико-математические методы и модели» // Материалы 10-ой Межвузовской конф. по математике и механике (7-9 октября, 2004, Алматы).-2005.-Т. 1.-С.248-250.

5. Исин М. Е. Методическая система обучения математике студентов экономических вузов // Высшая школа Казахстана. - 2006. - №3. - С. 68-74.

6. Исин М. Е. Методическая система обучения студентов экономических вузов эюномиш-матештическому моделированию // Поиск. - 2006. - №3. -С. 276-281.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.