Научная статья на тему 'Развитие общей выносливости в проведении полевых топографо-геодезических и дешифровочных работ'

Развитие общей выносливости в проведении полевых топографо-геодезических и дешифровочных работ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
116
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
общая выносливость / полевые работы / топографо-геодезические работы / дешифрирование. / general endurance / field works / topographic-geodetic works / interpretation.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е. И. Теплухин, А. Т. Байшуаков, А. В. Лопарев

В статье рассматривается развитие общей выносливости в производстве полевых топографо-геодезических и дешифровочных работ. Каждый человек, независимо от профессии, с рождения наделен физическими качествами, к которым относятся выносливость, сила и ловкость. Эти качества наиболее важны работникам, выполняющим физические нагрузки. Приведенная в статье методика направлена на развитие одного из физических качеств, такого как общая выносливость. Развитие общей выносливости и других физических качеств человека в полевых работах препятствует утомлению. Проведенный опрос среди обучающихся Новосибирского техникума геодезии и картографии и Сибирского государственного университета геосистем и технологий подчеркивает, что большая часть опрошенных считает, что развитие физической подготовки и общей выносливости в производстве полевых работ является необходимым.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Е. И. Теплухин, А. Т. Байшуаков, А. В. Лопарев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF GENERAL ENDURANCE IN CARRYING OUT FIELD TOPOGRAPHIC-GEODETIC AND INTERPRETATION WORKS

The article considered with the development of general endurance in the production of field topographic-geodetic and interpretation works. Every man regardless of profession, from birth is endowed with physical qualities, which refer endurance, strength and agility. These qualities are most important for workers who perform physical activity. The article provides a method aimed at the development of one of the physical qualities, such as general endurance. The development of general endurance and other physical qualities of a person in field work prevents fatigue. Conducted survey among students of the Novosibirsk College of Geodesy and Cartography and the Siberian State University of Geosystems and Technologies emphasizes that most of the respondents believe that the development of physical training and general endurance in the production of field work is necessary.

Текст научной работы на тему «Развитие общей выносливости в проведении полевых топографо-геодезических и дешифровочных работ»

9. Tereschenko E.I. Osobennosti metodiki obucheniya studentov anglijskim idiomam. Tradicii i innovacii v prepodavanii inostrannogo yazyka v neyazykovom vuze: materialy II Mezhvuzovskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva: MGIMO, 2019: 112 - 118.

10. Vasilevich A.P., Popova L.K. K voprosu o metodike obucheniya frazeologicheskim edinicam anglijskogo yazyka. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Pedagogika. 2018; № 3: 108 - 116.

11. Esayan A.Ya. Rol' izucheniya anglijskih idiom v rasshirenii leksicheskogo zapasa shkol'nikov. Lingvokul'turologiya. Ekaterinburg: Ural'skij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet, 2016; № 10: 136 - 142.

12. Onorin D.E., Bezukladnikov K.'E. Preimuschestva elektronnoj social'noj seti Facebook kak sredstva obucheniya v prepodavanii inostrannogo yazyka vzroslym. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. Available at: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=27075

13. Tafazoli D., Chirimbu S. Social Networking. Using Facebook in Teaching English Idioms. Available at: https://www.researchgate.net/publication/312028037

Статья поступила в редакцию 13.04.20

УДК 796

Teplukhin E.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Department, Siberian State University of Geosystems and Technologies

(Novosibirsk, Russia), E-mail: tepluxin73@mail.ru

Bayshuakov A.T., student, Siberian State University of Geosystems and Technologies (Novosibirsk, Russia), E-mail: arslan.bayschuakov@mail.ru

Loparev A.V., teacher, Siberian State University of Geosystems and Technologies (Novosibirsk, Russia), E-mail: virtual@ngs.ru

DEVELOPMENT OF GENERAL ENDURANCE IN CARRYING OUT FIELD TOPOGRAPHIC-GEODETIC AND INTERPRETATION WORKS. The article considered with the development of general endurance in the production of field topographic-geodetic and interpretation works. Every man regardless of profession, from birth is endowed with physical qualities, which refer endurance, strength and agility. These qualities are most important for workers who perform physical activity. The article provides a method aimed at the development of one of the physical qualities, such as general endurance. The development of general endurance and other physical qualities of a person in field work prevents fatigue. Conducted survey among students of the Novosibirsk College of Geodesy and Cartography and the Siberian State University of Geosystems and Technologies emphasizes that most of the respondents believe that the development of physical training and general endurance in the production of field work is necessary.

Key words: general endurance, field works, topographic-geodetic works, interpretation.

Е.И. Теплухин, канд. пед. наук, доц., зав. каф.физической культуры Сибирского государственного университета геосистем и технологий,

г. Новосибирск, E-mail: tepluxin73@mail.ru

А.Т. Байшуаков, студент, Сибирский государственный университет геосистем и технологий, г. Новосибирск, Е-mail: arslan.bayschuakov@mail.ru

А.В. Лопарев, преп., Сибирский государственный университет геосистем и технологий, г. Новосибирск, Е-mail: virtual@ngs.ru

РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ ВЫНОСЛИВОСТИ В ПРОВЕДЕНИИ

ПОЛЕВЫХ ТОПОГРАФО-ГЕОДЕЗИЧЕСКИХ И ДЕШИФРОВОЧНЫХ РАБОТ

В статье рассматривается развитие общей выносливости в производстве полевых топографо-геодезических и дешифровочных работ Каждый человек, независимо от профессии, с рождения наделен физическими качествами, к которым относятся выносливость, сила и ловкость. Эти качества наиболее важны работникам, выполняющим физические нагрузки. Приведенная в статье методика направлена на развитие одного из физических качеств, такого как общая выносливость. Развитие общей выносливости и других физических качеств человека в полевых работах препятствует утомлению. Проведенный опрос среди обучающихся Новосибирского техникума геодезии и картографии и Сибирского государственного университета геосистем и технологий подчеркивает, что большая часть опрошенных считает, что развитие физической подготовки и общей выносливости в производстве полевых работ является необходимым.

Ключевые слова: общая выносливость, полевые работы, топографо-геодезические работы, дешифрирование.

Еще с раннего детства человек обладает определенными, заложенными природой физическими качествами. Со временем эти качества развиваются и таким образом определяются разнообразные физические свойства человека.

Цель данной работы заключается в изучении развития общей выносливости, необходимой в выполнении полевых топографо-геодезических, летно-съе-мочных и дешифровочных работ

Физические качества человека определяют готовность к выполнению двигательной активности. Основные физические качества включают в себя силу, быстроту, выносливость, ловкость и т.д. [1].

«Выносливость» определяет возможность длительного выполнения двигательной деятельности. В процессе продолжительного выполнения работы наступает утомление, поэтому выносливость способствует сохранению работоспособности, преодолеванию тем самым утомление [1].

Сама же «выносливость» имеет следующее определение - это способность человека длительное время осуществлять работу без снижения ее интенсивности. Один из основных ее критериев - время, пользуясь которым выносливость измеряют двумя способами - прямым и косвенным [2].

В прямом способе выполняются задания, в котором определяют среднее время его выполнения с определенной интенсивностью. Однако данный способ практически не используется. Поэтому в большинстве случаев применяют косвенный способ, в котором выносливость выявляют по времени, за которое испытуемый преодолевает определенную дистанцию, например, при беге.

В зависимости от скорости и силы человека существует два вида выносливости: общая и специальная.

В общей выносливости выполняется работа с функциональной активностью основных жизненно важных органов [2]. Главная особенность общей выносливости заключается в способности к переносу предметов и находит применение в передвижении на лыжах и не только. Общая выносливость зависит от спортивной техники и способности занимающегося спортом противостоять утомлению. Биологическая основа этого вида выносливости - это аэробные возможности организма человека.

В специальной выносливости проявляются мышечные усилия, зависящие от продолжительности выполнения упражнения, например, в том же беге. Проявление этого вида выносливости зависит от многих факторов, но в основном от анаэробных возможностей.

Для развития общей выносливости необходимо с ранних лет выполнять разнообразные физические упражнения [3]. При этом следует учитывать интервалы отдыха, которые имеют огромное значение в выполнении упражнений. Число повторений этих упражнений определяет уровень воздействия их на организм.

Для того чтобы начать развивать свою выносливость, нужно придерживаться строгой логики построения тренировки, т.к. если неэффективно сочетать занятия нагрузок, то это может привести не только к улучшению, но и к снижению тренированности.

Стоит отметить, что физические упражнения, которые направлены на развитие общей выносливости, в трудовом процессе требуют и отдыха от постоянных физических нагрузок. При выполнении профессиональных работ в полевых условиях необходимо иметь развитую физическую выносливость, так как предстоит очень много двигаться и преодолевать порой большие расстояния. Специалистам геодезической направленности необходимо быть не только выносливым, но и внимательным, при этом не нарушать последовательность выполнения профессиональных обязанностей. Геодезист также должен уметь легко адаптироваться к различным погодным и климатическим условиям, так как работать приходиться и в жаркую погоду, и в дождь, и снег.

Рассматривая полевые работы специалистов разных направлений, в качестве объекта исследования отметим полевые работы, выполняемые в геодезии, аэросъемке и дешифрировании. Топографо-геодезические и дешифровочные работы делятся на полевые и камеральные. Полевые работы непосредственно выполняются в поле, а камеральные - в помещении.

Перед выполнением полевых работ специалисты получают задания, комплект инструментов, техническую документацию, необходимую для производства топографо-геодезических работ.

В состав полевых геодезических работ входят:

- рекогносцировка местности;

- топографическая съемка: создание плановой основы;

- создание съемочного обоснования;

- съемка ситуации местности и др.;

Полевые геодезические работы представляют собой комплекс мероприятий и выполняются в строгой последовательности [4]. По итогу всех выполненных работ полученные данные подлежат обработке и контролю.

Топографическая съемка подразумевает собой создание топографических карт и планов местности с помощью измерения расстояний, углов или высот. При этом используют специальные измерительные приборы и оборудование, а также летательные аппараты для получения изображений земной поверхности [5]. Это наиболее востребованный вид работ во время изысканий и обновления топографических карт.

При изучении топографо-геодезических материалов на участке съемки устанавливаются находящиеся вблизи района работ пункты государственной геодезической сети и сети сгущения. В архивных ведомствах разыскиваются старые карты на участок съемки, по которым в дальнейшем составляется проект съемки. По завершении полевых работ выполняется обработка результатов измерений в помещениях, работа в которых и называется камеральной.

На начальном этапе выполнения полевых геодезических работ стоит необходимость в обследовании территории, так называемой рекогносцировке. Рекогносцировка представляет собой обследование в районе участка работ пунктов геодезической основы, а также выбор мест для геодезических пунктов, расчет высот геодезических знаков и глубин их закладки. После закрепления знаков на трассе проводится пикетаж. Пикетаж осуществляют стальной лентой и шпильками, при этом забивают колья в пикеты и на промежуточных точках между ними, разбивают поперечники к трассе, осуществляются съемку пикетов с правой и с левой стороны от трассы, а также ведется пикетажный журнал [6].

Пункты съемочной сети закрепляются на время периода съемочных работ. В качестве таких пунктов могут быть деревянные колышки, обрезки металлических труб, а также дюбели на асфальте и т.п.

В рекогносцировочных работах помимо проведения пикетажа выполняется проверка установленных ранее ими пикетов. В прошлом столетии во многих геодезических фирмах топографы и геодезисты во время выполнения рекогносцировки и пикетирования передвигались с помощью лыж в зимний сезон, в том числе и в северных широтах в условиях Крайнего Севера. К этой работе обязательно необходимо иметь развитую общую физическую выносливость, а также адаптацию к климатическим и погодным условиям. В беседе с топографом, выпускником Новосибирского техникума геодезии и картографии, узнали, что сейчас наиболее активно используются снегоходы в работе. В условиях Крайнего Севера, где его группой выполнялись топографо-геодезические работы, проводился пикетаж. При этом передвижение осуществлялось с помощью снегоходов, но в труднодоступных местах приходилось двигаться пешком на лыжах. Поэтому стоит отметить то, что выносливость просто необходима. А помимо физических качеств, включая выносливость, также и нужно иметь стрессоустойчивость.

Прежде чем выйти на выполнение полевых работ, геодезистам, а также другим специалистам, работа которых связана с геодезией, необходимо ознакомиться с техникой безопасности и охраной труда. Приведем примеры инструкции, в которых оговорена не только техника безопасности, но и то, что нужно иметь в работе в поле.

Самое важное - убедиться в наличии и исправности рабочего инвентаря. Для любого человека, работающего в полевых условиях, неважно, в какой местности необходимо при себе иметь компас, маршрут перехода, аптечку, запас воды и питания.

При работах в малонаселенной местности каждый работник должен получить схему ситуации местности, на которой должны быть обозначены основные элементы ориентирования [7, с. 11]. При подготовке к выходу для выполнения полевых работ нужно обязательно проверить инструмент.

При пешем переходе по равнинной территории рекомендуется переносить груз до 15 кг на одного человека. Продолжительность такого перехода может составлять 8 часов с интервалами отдыха через каждые 2 часа [8, с. 12].

В полеводческой бригаде каждый работник должен всегда заботиться о сохранении и укреплении своего здоровья и обязательно соблюдать санитарные и гигиенические требования [8, с. 16].

При работе с геодезическими приборами работникам запрещено подниматься на старые геодезические знаки с подгнившими столбами. Также запрещается подниматься на геодезические знаки с большим грузом при сильном ветре и дожде. Устанавливая на станции штативы, которые имеют острые башмаки, нужно быть крайне осторожным. Башмаки штатива устанавливаются в грунт для того, чтобы обеспечить устойчивую установку прибора.

Устанавливая прибор, необходимо, чтобы к нему был доступ со всех сторон. Замеряют высоту установки прибора, которая обеспечивает удобство работы наблюдателя. При складывании нивелирной рейки необходимо проявлять аккуратность и внимательность, дабы не повредить пальцы рук.

В своей работе, кроме теодолитов, нивелиров и тахеометров, геодезист может использовать и лазерную рулетку, необходимую для измерения расстояний между удаленными друг от друга объектами. В работе с лазерной рулеткой

нельзя наводить луч на лицо человека, на светоотражающие и зеркальные предметы, чтобы избежать поражения органов зрения. Наиболее опасно лазерное излучение, испускаемое лазером для сетчатки глаза с длиной волны от 380 до 1400 нм [7, с. 13].

В настоящее время топографо-геодезические съемки выполняются различными имеющимися методами, среди которых используется аэрофототопографический метод, который так же, как и остальные методы, направлен на создание и обновление карт и планов.

Независимо от способа создания карт, весь технологический процесс можно условно разделить на 4 этапа:

- создание или развитие главной геодезической основы;

- создание съемочного обоснования;

- съемка рельефа и контуров;

- подготовка карт к изданию.

Главная геодезическая основа является опорой для различного рода съемок и для решения научных, народохозяйственных и оборонных задач. Главной плановой геодезической основой являются пункты триангуляции и полигономе-трии. Главной высотной геодезической основой являются марки и реперы нивелирования. Главное назначение геодезической основы - это обеспечение требуемой точности создаваемых карт и единой координатной системы карт и планов на всей территории страны [9, с. 6 - 9].

Для целей создания и обновления топографических и тематических карт в геодезии активно применяются и аэрофотосъемочные работы. Аэрофотосъемка представляет собой процесс фотографирования территории с определенной высоты с помощью аэрофотоаппарата [10].

Аэросъемка применяется во многих отраслях народного хозяйства. Сам же процесс аэросъемки включает в себя подготовительные, летно-съемочные, топографо-геодезические, фотолабораторные и контрольно-сдаточные работы.

Подготовительные аэросъемочные работы решают вопросы объемов и сроков выполнения работ. Для уточнения границ аэросъемки используют топографические карты и материалы аэросъемок прошлых лет. В некоторых случаях выполняют рекогносцировочные обследования с воздуха по направлению трассы. В подготовительный период производят также установку, поверки и юстировку оборудования.

Летно-съемочные работы выполняют с беспилотных летательных аппаратов, самолетов и вертолетов при низкой облачности.

На определенной высоте руководитель аэросъемки определяет параметры полета летательного средства по маршрутам съемки. Фотооператор укрепляет аэрофотоаппарат и включает его при выходе на маршрут съемки. Кроме аэрофотоаппарата оператор также включает и навигационное оборудование.

В конце аэросъемочной работы раньше проводились фотолабораторные работы, которые состояли из проявления аэрофильмов, по которым в дальнейшем получали аэрофотоснимки. Сейчас же многое выполняется цифровыми камерами, что облегчает процессы работ. Полученные после съемки изображения в дальнейшем обрабатываются уже в камеральных условиях в специальных программных комплексах.

При выполнении аэросъемочных работ необходимо иметь физическую подготовку и быть адаптированным к полетам на больших высотах. Физическая подготовка развивает важные для пилотов такие качества, как мышечная сила и выносливость.

Для решения задач развития мышечной силы и выносливости необходимо выполнение силовых упражнений [11].

Во время проведения летно-съемочных работ экипажу летного состава самолета необходимо быть не только физически подготовленным, но и уметь легко адаптироваться к полетам. Низкий уровень подготовки летного состава приводит к высокому уровню нервно-психической напряженности. В связи с этим становится очевидным важность контроля за состоянием здоровья летного состава с целью ранней диагностики состояния напряжения адаптационных систем организма [12].

В настоящее время съемки с самолетов, вертолетов и беспилотных летательных аппаратов используются для получения изображений местности в целях создания тематических карт, исследования естественных ресурсов Земли.

Процесс распознавания объектов и их свойств на снимке называется дешифрированием. Дешифрирование бывает полевым и камеральным. Полевое дешифрирование выполняется непосредственно в поле. Камеральное дешифрирование - в камеральных условиях.

Полевое дешифрирование может быть как наземным, так и аэровизуальным. При выходе на полевые работы необходима подготовка съемочных материалов. По возможности просмотр снимков в полевых условиях должен осуществляться с помощью стереоскопа. Также для определения характеристик объектов выполняются и инструментальные измерения.

При выполнении полевого дешифрирования важно соблюдение ряда правил по технике безопасности. В первую очередь при переходе через дороги необходимо строго соблюдать правила, которые установлены для пешеходов и движения транспорта. В необжитой местности запрещается проводить работы одному или группами менее, чем из трех человек [13, с. 9 - 11].

При работах в районах распространения клещевого энцефалита лица, не прошедшие необходимую вакцинацию, к работе допускаться не должны.

При производстве полевых дешифровочных, а также и топографо-геодези-ческих работ следуют постоянно поддерживать связь с другими членами полеводческой бригады.

Основная работа с целью дальнейшего создания или обновления тематических карт, обследования пунктов государственной геодезической сети, а также межевания земельных участков и т.д. всегда была необходима и будет в будущем выполняться с выходом на полевые работы. Поэтому специалистам, выполняющим полевые топографо-геодезические работы, необходимо тренировать и развивать в себе физические качества, а главное - быть выносливыми и адаптированными к полевым работам.

Проведенный авторами опрос среди обучающихся Новосибирского техникума геодезии и картографии и Сибирского государственного университета геосистем и технологий показал следующие результаты. На вопрос «Как вы считаете, нужна ли физическая подготовка в проведении полевых топогра-фо-геодезических и дешифровочных работ?» - 80% обучающихся ответили,

Библиографический список

что считают это необходимым, 20% - необязательным. На вопрос «Согласны ли вы с тем, что развитие общей выносливости помогает при выполнении полевых топографо-геодезических и дешифровочных работ?» - 55% опрошенных полностью согласились, 45% частично согласились. В вопросе «Будучи специалистами в области геодезии и смежных с нею наук, хотите ли посвятить свою жизнь в работе в полевых условиях» - 40% обучающихся ответили, что хотели бы работать больше в полевых условиях, 60% ответили, что им больше подходит работа в офисе.

С появлением современных средств модернизируются и технологии процессов полевых работ, что способствует уменьшению объема работ в поле. Поэтому неудивительно, что большая часть респондентов предпочтение в последнем вопросе опроса отдали работе в офисе. Однако про полевые работы умалчивать не нужно, и, как подчеркивают результаты опроса, большая часть опрошенных отвечает, что все же выносливость и физическая подготовка необходимы в производстве полевых топографо-геодезических и дешифровочных работ.

1. Щербаков В.С. Развитие общей выносливости у младших школьников, занимающихся лыжными гонками. Здоровье нации - наша забота: сборник статей по материалам 10-й региональной научно-практической конференции студентов, магистрантов и аспирантов. Тюмень, 2016.

2. Алиев М.Н., Гаджимурадова РТ. Воспитание общей выносливости младших школьников. Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Волгоград, 2010; № 9 (53): 90 - 95.

3. Щербак А.П. Энциклопедия физической культуры ребенка. Физические качества. Выносливость. Дошкольное воспитание. 2019; № 12: 56 - 61.

4. Бичурин С.А. Организация геодезических работ. Студент и аграрная наука: материалы Х Всероссийской студенческой научной конференции, Уфа: Башкирский ГАУ 2016: 198 - 200.

5. Григорьев А.Е. Топографическая съемка парка Александра Матросова. Инновационная наука. 2015; № 11.

6. Валиева Э.Э. Разбивка пикетажа при строительстве автомобильной дороги в Северо-Комсомольском месторождении. Вестник современных исследований. 2018: 80 - 82.

7. Мельников А.А. Безопасность жизнедеятельности с основами экологии: учебное пособие. Москва: МИИГАиК, 2015.

8. Шумаев К.Н., Сафонов А.Я., Миллер Т.Т. Геодезия. Охрана труда при ведении топографо-геодезических работ: методические указания к проведению учебных и производственных практик. Красноярск: КГАУ 2017.

9. Гук П.Д. Технология создания карт фототопографическими методами. Новосибирск, 1990.

10. Денисова В.В. Аэрофотосъемка. Молодежь и научно-технический прогресс: сборник Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Белгород: БГТУ имени В.Г Шухова, 2015; Т. 1.

11. Засядько К.И., Невзорова Е.В., Вонаршенко А.П. Формирование психофизиологической устойчивости к воздействию перегрузок маневрирования у пилотов методами физической подготовки. Вестник Тамбовского университета. 2017; Т. 22, Выпуск 2: 375 - 381.

12. Малышева Е.В., Засядько К.И., Гулин А.В. Принципы исследования степени адаптации организма летчика к условиям полета. Вестник ТГУ. 2011; Т. 16, Выпуск 5.

13. Головина Л.А. Дешифрирование аэрокосмической информации: практикум. Новосибирск: СГУГиТ, 2019.

References

1. Scherbakov V.S. Razvitie obschej vynoslivosti u mladshih shkol'nikov, zanimayuschihsya lyzhnymi gonkami. Zdorov'e nacii - nasha zabota: sbornik statej po materialam 10-j regional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii studentov, magistrantov i aspirantov. Tyumen', 2016.

2. Aliev M.N., Gadzhimuradova R.T. Vospitanie obschej vynoslivosti mladshih shkol'nikov. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Volgograd, 2010; № 9 (53): 90 - 95.

3. Scherbak A.P. 'Enciklopediya fizicheskoj kul'tury rebenka. Fizicheskie kachestva. Vynoslivost'. Doshkol'noe vospitanie. 2019; № 12: 56 - 61.

4. Bichurin S.A. Organizaciya geodezicheskih rabot. Student i agrarnaya nauka: materialy H Vserossijskoj studencheskoj nauchnoj konferencii, Ufa: Bashkirskij GAU, 2016: 198 - 200.

5. Grigor'ev A.E. Topograficheskaya s'emka parka Aleksandra Matrosova. Innovacionnaya nauka. 2015; № 11.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Valieva 'E.'E. Razbivka piketazha pri stroitel'stve avtomobil'noj dorogi v Severo-Komsomol'skom mestorozhdenii. Vestniksovremennyh issledovanij. 2018: 80 - 82.

7. Mel'nikov A.A. Bezopasnost'zhiznedeyatel'nosti s osnovami 'ekologii: uchebnoe posobie. Moskva: MIIGAiK, 2015.

8. Shumaev K.N., Safonov A.Ya., Miller T.T. Geodeziya. Ohrana trudaprivedeniitopografo-geodezicheskihrabot: metodicheskie ukazaniya k provedeniyu uchebnyh i proizvodstvennyh praktik. Krasnoyarsk: KGAU, 2017.

9. Guk P.D. Tehnologiya sozdaniya kart fototopograticheskimimetodami. Novosibirsk, 1990.

10. Denisova V.V. A'erofotos'emka. Molodezh' i nauchno-tehnicheskij progress: sbornik Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii studentov, aspirantov i molodyh uchenyh. Belgorod: BGTU imeni V.G. Shuhova, 2015; T. 1.

11. Zasyad'ko K.I., Nevzorova E.V., Vonarshenko A.P. Formirovanie psihofiziologicheskoj ustojchivosti k vozdejstviyu peregruzok manevrirovaniya u pilotov metodami fizicheskoj podgotovki. Vestnik Tambovskogo universiteta. 2017; T. 22, Vypusk 2: 375 - 381.

12. Malysheva E.V., Zasyad'ko K.I., Gulin A.V. Principy issledovaniya stepeni adaptacii organizma letchika k usloviyam poleta. Vestnik TGU. 2011; T. 16, Vypusk 5.

13. Golovina L.A. Deshifrirovanie a'erokosmicheskojinformacii: praktikum. Novosibirsk: SGUGiT, 2019.

Статья поступила в редакцию 13.04.20

УДК 378.1

Tereshchenko E.A., Cand. of Sciences (Jurisprudence), Head of Department, Law Institute, North Caucasus Federal University (Stavropol, Russia),

E-mail: elena-tereshhenk@yandex.ru

Ivanchenko Ye.A., Cand. of Sciences (Jurisprudence), senior lecturer, Law Institute, North Caucasus Federal University (Stavropol, Russia),

E-mail: kvi-elena@yandex.ru

FORMATION OF THE GRADUATE'S ABILITY TO CARRY OUT PROFESSIONAL ACTIVITIES IN ACCORDANCE WITH THE NORMATIVE LEGAL ACTS IN THE FIELD OF EDUCATION IN THE IMPLEMENTATION OF THE MASTER'S PROGRAM, DIRECTION (PROFILE) "LEGAL EDUCATION". The article analyzes specifics of formation of competencies that determine the demand and competitiveness of a teacher in the market of educational services. The identification of these factors allows to optimize the content of the curriculum and, accordingly, provide the graduate with the ability to carry out professional activities in the relevant fields and areas of professional activity. The study used theoretical methods aimed at identifying the features of professional competence formation in graduates of the master's program 44.04.01 Pedagogical education (profile) "Legal education" (generalization, systematization, comparison) and empirical methods of obtaining and processing the results obtained - testing by the method of diagnosing career orientations of E. Shane and the method of determining motivation for success of T. Ehlers). As a result of the study of the features of the formation of professional competencies, factors that have a direct impact on their formation were identified. They are a whole set of mutually determining social, economic and legal reasons discussed in the article. The success of professional activities in the educational system at the present stage involves the possession of a unique integrated knowledge organically combine the pedagogical and legal professional competence, enabling the training to perform competent law enforcement, and to navigate the educational institutions of law - a new branch of legal knowledge, regulating activity of educational organization different type. The practical significance of the research lies in the effective use of the formed professional competencies in educational activities.

Key words: professional competence, education, integration of knowledge, skills, law enforcement, legislation, project activities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.