Научная статья на тему 'Развитие общей культуры личности в процессе профессионально-иноязычной подготовки студентов лесотехнического вуза'

Развитие общей культуры личности в процессе профессионально-иноязычной подготовки студентов лесотехнического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
культура речи / общекультурные компетенции / профессионально-иноязычная подготовка студентов / speech culture / general cultural competencies / professional and foreign language training of students

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дарьенкова Надежда Николаевна

Актуальность исследования вызвана необходимостью формировать у студентов универсальные (общекультурные) компетенции, имеющие коммуникативную направленность. Цель исследования выявить у студентов, участвующих в исследовании, систему ценностей и моральных качеств, определить их соответствие нормам и традициям социальной жизни в нашей стране. Методы исследования. Наблюдение, опрос, анкетирование, педагогическое наблюдение, анализ. Научная новизна и/или теоретическая и/или практическая значимость состоит в том, что были предложены и подтверждены на практике факторы, учитывающие специфику иноязычной подготовки студентов лесотехнического вуза, направленные на развитие общей культуры студентов. Результаты исследования. В статье описаны специфика методов развития общей культуры студентов в процессе их профессионально-иноязычной подготовки с использованием интерактивных методов обучения, пути и формы, стимулирующие активность и креативность студентов в изучении истории и культуры страны изучаемого языка (в сопоставлении с Россией). Выводы. В заключении автор анализирует факторы, влияющие на развитие общей культуры студентов лесотехнического вуза на основе результатов, полученных в ходе исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дарьенкова Надежда Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE GENERAL CULTURE OF THE INDIVIDUAL IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL FOREIGN LANGUAGE TRAINING OF FUTURE SPECIALISTS OF THE FOREST TECHNICAL UNIVERSITY

Relevance of the research is caused by the need to form students' universal (general cultural) competencies with a communicative orientation. Aim. The development of students' values and moral qualities in accordance with the norms and traditions of our country. Methodology. Observation, survey, questionnaire, pedagogical observation, analysis. Scientific novelty/theoretical and/or practical significance. The paper proposes and confirms in practice all the factors that take into account the specifics of foreign language training of students of the forest technical university aimed at developing the students’ general culture. Results. The paper describes the specifics of the methods of developing the general culture of students in the process of their professional foreign language training using interactive teaching methods; the ways and forms that stimulate the participation and creativity of students in studying the history and culture of the country of the studied language (in comparison with Russia). Conclusions. The author analyzes the factors influencing the general culture of students of the forest technical university based on the results gained in the course of the research.

Текст научной работы на тему «Развитие общей культуры личности в процессе профессионально-иноязычной подготовки студентов лесотехнического вуза»

УДК 378

DOI: 10.18384/2949-4974-2023-4-135-146

развитие общей культуры личности в процессе профессионально-иноязычной подготовки студентов лесотехнического вуза

Дарьенкова Н. Н.

Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет имени С. М. Кирова 194021, г. Санкт-Петербург, Институтский пер., д. 5, Российская Федерация

Аннотация

Актуальность исследования вызвана необходимостью формировать у студентов универсальные (общекультурные) компетенции, имеющие коммуникативную направленность. Цель исследования - выявить у студентов, участвующих в исследовании, систему ценностей и моральных качеств, определить их соответствие нормам и традициям социальной жизни в нашей стране.

Методы исследования. Наблюдение, опрос, анкетирование, педагогическое наблюдение, анализ. Научная новизна и/или теоретическая и/или практическая значимость состоит в том, что были предложены и подтверждены на практике факторы, учитывающие специфику иноязычной подготовки студентов лесотехнического вуза, направленные на развитие общей культуры студентов. Результаты исследования. В статье описаны специфика методов развития общей культуры студентов в процессе их профессионально-иноязычной подготовки с использованием интерактивных методов обучения, пути и формы, стимулирующие активность и креативность студентов в изучении истории и культуры страны изучаемого языка (в сопоставлении с Россией). Выводы. В заключении автор анализирует факторы, влияющие на развитие общей культуры студентов лесотехнического вуза на основе результатов, полученных в ходе исследования. Ключевые слова: культура речи, общекультурные компетенции, профессионально-иноязычная подготовка студентов

development of the general culture of the individual in the process of professional foreign language training of future specialists of the forest technical university

N. Darenkova

St. Petersburg State Forest Technical University Institutskiy per., 5, St.Petersburg, 194021, Russian Federation

Abstract

Relevance of the research is caused by the need to form students' universal (general cultural) competencies with a communicative orientation.

Aim. The development of students' values and moral qualities in accordance with the norms and traditions of our country.

Methodology. Observation, survey, questionnaire, pedagogical observation, analysis. Scientific novelty/theoretical and/or practical significance. The paper proposes and confirms in practice all the factors that take into account the specifics of foreign language training of students of the forest technical university aimed at developing the students' general culture.

© CC BY Дарьенкова Н . Н 2023 .

ViBs;

Results. The paper describes the specifics of the methods of developing the general culture of students in the process of their professional foreign language training using interactive teaching methods; the ways and forms that stimulate the participation and creativity of students in studying the history and culture of the country of the studied language (in comparison with Russia). Conclusions. The author analyzes the factors influencing the general culture of students of the forest technical university based on the results gained in the course of the research. Keywords: speech culture, general cultural competencies, professional and foreign language training of students

ВВЕДЕНИЕ

Целью образовательного процесса высшего учебного заведения Российской Федерации является не только профессиональная подготовка специалистов, но и развитие у них системы ценностей и моральных качеств, соответствующих нормам и традициям нашей страны. На основе научных представлений об истории, культуре, традициях родной страны и страны изучаемого иностранного языка у студентов развиваются личностные качества, позволяющие отстаивать собственную позицию в отношении какой-либо проблемы, что в будущем будет способствовать их самореализации в профессии [13]. Современная система образования также занята решением важной задачи: развивать общую культуру, в том числе культуру речи студентов, чтобы они состоялись как первоклассные специалисты и высокообразованные личности [16].

По определению И. А. Зимней, формирование общей культуры личности является главной задачей российской системы образования [8]. Необходимо помочь студентам овладеть способами культурного мышления в современном информационном обществе. Для определения ценностных ориентиров, указанных в новых стандартах российского образования, используется системно-де-ятельностный подход, применяемый для развития личности [1].

Студенты должны быть готовы к деловой коммуникации (в устной и письменной формах) как на русском, так и на иностранном языке1

1 ФГОС ВО 3++ // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего об-

При этом особое значение имеет формирование у студентов универсальных (общекультурных) компетенций, имеющих коммуникативную направленность . Для решения этой задачи используются различные методы обучения, но особое место среди них занимают интерактивные методы, т к они направлены на активизацию учебно-познавательной деятельности студентов, интенсивное развитие их творческих способностей, умение работать в группе и т. д . [5].

Для успешной коммуникации необходимы знания, полученные при сравнении культуры своей страны с культурой изучаемого языка. Наиболее высокий результат достигается при повышении мотивации студентов к изучению иностранного языка путём привлечения их к участию в международных, общероссийских и межвузовских конференциях, олимпиадах и других мероприятиях [2].

У выпускников вуза должна быть сформирована иноязычная межкультурная компетенция в сфере профессиональной коммуникации, т е они, обладая полной информацией о культуре своей и зарубежной страны, правильно применяя межкультурную лексику, будут более успешными в своей профессии [12, с . 4]. Специалист с высшим образованием должен быть априори интеллигентным человеком, т е широко информированным в разных областях науки, техники и культуры и умеющим поделиться своими знаниями чётко, логически выверено и аргументированно. Языковое, когнитивное и культурное развитие будущего

разования. URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/151/150/24

(дата обращения: 28.12. 2023) .

специалиста осуществляется на занятиях иностранного языка целенаправленно и системно [18].

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Цель и задачи исследования

Цель исследования - выявить у студентов, участвующих в исследовании, систему ценностей и моральных качеств, определить их соответствие нормам и традициям социальной жизни в нашей стране

Задачи исследования:

1) определить методы и приёмы решения методических задач, используемых для развития общей культуры студентов лесотехнического вуза (в соответствии с нормами и традициями нашей страны) в процессе иноязычной подготовки;

2) установить взаимосвязь развития культуры речи и общей культуры студентов;

3) определить факторы, положительно влияющие на развитие системы ценностей и моральных качеств будущих специалистов (в соответствии с нормами и традициями нашей страны).

Методология и методы исследования

Применялись методы анализа, обобщения полученных данных, обучающего эксперимента, педагогического наблюдения и анкетирования. Для проведения исследования использовались:

- системно-деятельностный подход, предполагающий развитие личности студента через получение им новых знаний и умений в процессе собственной деятельности [3];

- компетентностный подход, поскольку в современных условиях возрастает необходимость самостоятельно решать возникающие проблемы;

- личностно-ориентированный подход, направленный в первую очередь на развитие личностного потенциала каждого студента с опорой на его индивиду-

альный опыт, его стремление к саморазвитию [14].

Анализ изученных работ А. Г. Ас-молова, В . П. Беспалько, Е. А. Балда-новой, Н . Б . Дондоковой, Е . А. Буден-ковой, В . В. Галкиной, Е . С . Давиденко, Н . Л. Байдиковой, И . А. Зимней, Г. В . По-ходзей, Н . Н . Сергеевой, Ю . Ю . Тим-киной, А. В . Хуторского указывает на важность и необходимость применения методов, нацеленных на развитие общей культуры личности студентов

исследование основывалось на общедидактических принципах: гуманизации образования, информатизации образования, непрерывности, обратной связи и др исследование проводилось в аудитории во время проведения занятий иностранного (английского) языка в группах первого курса (116 студентов) нескольких направлений Санкт-Петербургского государственного лесотехнического университета имени С . М. Кирова (СПбГЛТУ).

Организация исследования и ход работы

В настоящее время наблюдается снижение уровня общей культуры студентов-первокурсников. Это обусловлено рядом причин: малым количеством учебных часов по школьным предметам: истории, литературе, географии; отсутствием в школе общественных молодёжных организаций; зачастую недостаточно высоким общекультурным уровнем и уровнем культуры речи родственников и друзей; негативным влиянием низкопробных теле-шоу и компьютерных игр (с бедным набором фраз и использованием сленга), заменивших непосредственное общение с друзьями; использованием ненормативной лексики ближайшим окружением студентов, что провоцирует их на идентичное поведение, чтобы «не выделяться из толпы» и т. д .

культура речи является составной частью общей культуры человека [17]. Она представляет собой совокупность качеств личности, основанных на нор-

Visу

мах нравственности, этики, эстетической культуре1

Процесс профессионально-иноязычной подготовки студентов представляет собой освоение ими не только грамматического материала иностранного языка, но также разнообразных тем из всех областей науки, техники, истории, культуры, литературы, географии, архитектуры, искусства и т д Затрагиваются темы этики и эстетики Сложно требовать от студента, имеющего узкий кругозор и достаточно низкий уровень культуры русской речи, хорошее знание иностранного языка

На кафедре иностранных языков Санкт-Петербургского государственного лесотехнического университета им. С. М. Кирова (СПбГЛТУ) на первом занятии иностранного языка (английского) проводились не только грамматическое тестирование студентов-первокурсников, но и опрос с целью выявления у них объёма знаний по истории, культуре страны изучаемого языка и параллельно аналогичный опрос по русской истории и культуре (табл. 1).

Анализ результатов опроса показал средний уровень знаний студентов истории и культуры нашей страны и низкий

уровень знаний о Великобритании, например: даже такой вопрос «Десять достопримечательностей Санкт-Петербурга» вызвал затруднение у половины студентов, и только 30% студентов смогли назвать достопримечательности Лондона. Архитекторы самых известных зданий Лондона не были названы никем, и только 15% опрошенных вспомнили (с подсказкой преподавателя) имена архитекторов Санкт-Петербурга Вопросы о живописи и классической музыке Великобритании остались без ответа, в то время как ответы по русской музыке (50%) и живописи (30%) были получены в большей степени от студентов, посещавших музыкальную и художественную школы . Десять имён русских поэтов и писателей (в основном по школьной программе) смогли назвать 70% опрошенных, и только 20% опрошенных (с подсказкой преподавателя) назвали известных авторов Великобритании После проведения ознакомительной лекции (по вопросам приведённого опросника) с использованием фоторяда (презентация в PowerPoint) студенты выполняли домашние задания: найти материал по заданной теме на русском языке, составить текст и перевести на англий-

Таблица 1 / Table 1

Что вы знаете о родной стране и стране изучаемого языка? / What do you know about your native country and the country of the language you are learning?

Назовите Количество правильных ответов %

Россия Велико британия

10 поэтов и писателей 70% 20%

10 художников и скульпторов (их произведения) 30% 1%

10 композиторов и их произведения (классическая музыка) 50% 0%

10 известных исполнителей: певцов, музыкантов, танцоров 95% 70%

10 известных актёров, режиссёров (спектакли, фильмы, роли) 50% 10%

10 достопримечательностей Санкт-Петербурга/Лондона (и парки) 50% 30%

10 известных архитекторов и их работы 15% 0%

10 достижений в спорте знаменитых спортсменов 45% 5%

10 известных учёных и их открытия 30% 20%

1 Бим-Бад Б . М . Педагогический энциклопедический словарь . Москва: Педагогика, 2002. С. 130 .

ISSN 2949-4990

Moscow pedagogical journal

j 2023 / № 4

ский язык, сделать доклад с презентацией в PowerPoint. В дальнейшем это послужило подготовкой к проведению страноведческой викторины на английском языке о России и Великобритании (командное соревнование), результаты которой показали не только повышение уровня знаний о своей и зарубежной стране, но и повышение уровня общей культуры студентов (самостоятельный поиск дополнительной информации по интересующему их вопросу)

Поскольку на занятиях иностранного языка студенты иногда используют в своей речи сленг (на русском, изредка на английском), а за пределами университета и нецензурные выражения (не только юноши, но и девушки!), было проведено

анкетирование об отношении студентов к употреблению ненормативной лексики в общественных местах (табл . 2).

Согласно результатам опроса студентов-первокурсников, проведённого с целью определить их отношение к употреблению ненормативной лексики в общественных местах, были получены следующие результаты:

- большинство студентов (87%) практически не имеет информации о происхождении мата, и 100% опрашиваемых о мерах наказания за его употребление в общественных местах;

- среди причин, провоцирующих студентов на употребление мата в основном указано желание сделать речь эмоциональнее (95%);

Таблица 2 / Table 2

Отношение студентов к использованию нецензурной лексики в общественных местах / Students' attitudes towards the use of obscene language in public places

Вопросы Ответы % ответов

1. Что Вы знаете о происхождении 1)мат зародился в древние времена; 1) 41%

нецензурной лексики (мата)? 2) появился на Руси во времена монголо-татарского ига; 2) 46%

3) появился во времена язычества 3) 13%

2 . Что Вы знаете о мерах наказания

за её употребление в общественных 0%

местах?

3 . Вы используете нецензурные 1) да 1) 63%

выражения в своей речи? 2) нет 2) 27%

4. Причины употребления 1) эмоциональная окраска речи; 1) 95%

нецензурных выражений 2) снятие психологического и физического напряжения; 2) 60%

3)для адаптации в определённой среде 3) 58%

(«все так говорят»);

4) оскорбление оппонента 4) 30%

5 . Употребляют родственники 1) да; 1) 53%

нецензурные выражения в своей речи? 2) нет 2) 47%

6 . Употребляют друзья нецензурные 1) да; 1) 85%

выражения в своей речи? 2) нет 2) 15%

7 . Отношение к людям, употребляю- 1) негативное; 1) 65%

щим нецензурные выражения в обще- 2) нейтральное 2) 25%

ственных местах

8 . Может воспитанный человек 1) да; 1) 79%

употреблять мат в своей речи? 2) по ситуации; 2) 91%

3) нет 3) 16%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ISSN 2949-4990

Московский педагогический журнал

j 2023 / № 4

- снятие психологического и физического напряжения (60%);

- адаптация в молодёжной среде (58%);

- оскорбление оппонента (30%)

По результатам опроса проводились беседы со студентами о происхождении и причинах использования мата, об административной ответственности за публичное употребление мата (статья 20 .1 кодекса об административных правонарушениях рФ), о возможном наличии психического заболевания у человека, использующего мат [11]. Нередко, находясь под влиянием одной из молодёжных субкультур, культура речи и, соответственно, общая культура будущего специалиста претерпевают негативные изменения Это выражается в снижении заинтересованности получать и использовать новые знания и умения в образовательном процессе, обеднении лексикона в русском и, как следствие, в английском языке, в нежелании следовать правилам поведения в общественных местах. В первую очередь этому подвержены студенты со слабой силой воли, подпадающие под отрицательное влияние более сильной личности Не способствует интеллектуальному росту будущих специалистов и низкопробная продукция растиражированных телесериалов и телешоу, нацеленных на молодёжную аудиторию

конечно, повышение культуры речи студентов только с помощью бесед недостаточно, необходим системный подход Необходимо поднимать уровень общей культуры каждого студента: знакомить их с историей, культурой, традициями, литературой, музыкой русского народа; воспитывать их в любви к родине; развивать у студентов эстетический вкус

развитие эстетического вкуса позволяет повышать у студентов способность ощущать гармонию окружающего мира [10]. Познание мира, понимание культуры стран изучаемого языка и способность активно общаться на иностранном языке также помогают познанию своей

родины Познание языка, культуры, истории другой страны сопровождается процессом осмысления своей культуры и родного языка Личность учащегося в настоящее время рассматривается как лин-гвокультурная личность Это означает, что личность, осознавая принадлежность к определённой культуре, признаёт равноправие и других культур в межкультурном диалоге [6]

В процессе обучения студентов иностранному языку, формируя у них универсальные компетенции, преподаватель применяет личностно-деятельностный подход, широко используются в обучении интерактивные формы обучения, информационные и коммуникационные технологии [7].

На преподавателях вуза лежит большая ответственность за обеспечение безопасности информации, получаемой студентами в учебно-воспитательном процессе с помощью информационных и коммуникационных технологий [15]. Поскольку субъязык, задействованный в информационных и коммуникационных технологиях, оказывает большое влияние на интеллектуальное и культурное развитие студентов [19].

Универсальные (общекультурные) компетенции студентов формируются в образовательном процессе (состоящем из двух взаимосвязанных компонентов: обучение и воспитание) преподавателем и за счёт личностных ресурсов студентов [4]. Обучение студентов иностранному языку прежде всего базируется на речевой деятельности, что определяет коммуникативную направленность обучения, поэтому участие в вузовских и межвузовских конференциях, концертах, конкурсах и олимпиадах на иностранных языках формирует у студентов умение вести себя в обществе, навыки публичного выступления

На основании этого было решено увеличить объём заданий творческого и исследовательского характера на занятиях по иностранному языку (табл 3)

Таблица 3 / Table 3

Виды работ творческого и исследовательского характера / Types of creative and research work

№ Мероприятия Примечание

1 стимулирование студентов к активному участию в международных, межвузовских и вузовских конференциях, олимпиадах награждение победителей в торжественной обстановке

2 проведение викторины по культуре, истории, литературе, музыке России и Великобритании поощрения победителей в торжественной обстановке

3 просмотр и обсуждение художественных и документальных фильмов (на английском языке) аудиторное или домашнее задание

4 организация и проведение мини-концертов, литературно-музыкальных вечеров (на английском языке); исполнение музыкальных номеров студентами/ использование видеоаудио записей

5 трансляция произведений классической музыки на перемене

6 возрождение интереса к поэзии - чтение одного любимого стихотворения на занятии (1-2 минуты)

7 ведение студентами (под руководством преподавателя) журнала на английском языке с возможностью размещения в нём информации по студенческим мероприятиям вуза; стихотворений, интересной информации по науке, технике, культуре и т. д. (выпуск журнала 2-3 номера в год); электронный/печатный варианты

8 использование литературных игр эпохи А . С. Пушкина на английском языке (акростих, буриме и т. д. ); аудиторное или домашнее задание

9 обсуждение со студентами новых спектаклей, прочитанных книг, выставок и т. д. на английском языке

10 проведение бесед / дискуссий «За чистоту русской речи»: - против употребления мата (русского и иностранного) в общественных местах; - против засорения речи эвфемизмами и иностранными словами домашнее задание: выразить свое мнение по данному вопросу на иностранном языке (письменно/устно); электронная стенгазета

11 оформление стенда «Мудрые слова» (цитаты выдающихся людей о культуре, истории, литературе, музыке и т. д . ) пополнение материала силами студентов

12 создание видеоклипов по учебным темам работа студентов в команде

13 при работе с текстом: поиск дополнительной информации о личностях, явлениях, событиях, упоминаемых в тексте аудиторное или домашнее задание

14 проектная работа, приуроченная к памятным датам нашей страны

15 проведение страноведческой викторины (на английском зыке) о России и Великобритании индивидуально или в командах

Создание видеоклипов по учебным темам вызвало самый большой интерес у студентов, поэтому они были сделаны очень быстро и творчески Усилило мо-

тивацию выполнения этого задания ещё и приглашение поучаствовать в Международном конкурсе видеоклипов «Современный мир: взгляд молодёжи», орга-

V14y

ISSN 2949-4990

Московский педагогический журнал

2023 / № 4

низованном Брестским государственным университетом имени А С Пушкина (республика Беларусь)

Участие в межвузовском конкурсе студенческих работ «История и культура моего народа» (ТГАСУ, г. Томск) по направлениям: «Плакат» и «Стенгазета» на английском языке (электронный вариант) - позволило студентам не только показать красоту родного края, но чётко и грамотно выразить свои мысли и чувства об этом

Выступление с научным докладом в онлайн-формате на XII Всероссийском Фестивале науки в Нижегородском государственном архитектурно-строительном университете (ННГАСУ, г. Нижний Новгород) позволило студентам приобрести навыки публичного выступления, грамотно оформить свою речь, т е повысить уровень культуры речи

Для развития культуры речи, снятия умственного напряжения, применения своих знаний английского языка в быту под руководством преподавателя студенты сочиняли акростихи, играли в буриме, подбирали аналоги английским пословицам в русском языке. Использование литературных игр пушкинской эпохи на занятиях выполняет несколько задач:

- закрепление учебного материала (лексика, речевые образцы);

- стимулирование интереса студентов к изучению иностранного языка с помощью практического применения знаний и навыков (например, написание поздравлений на русском и иностранном языках родственникам и друзьям; приятное времяпровождение с литературной игрой «Буриме» и т д );

- повышение уровня культуры речи (на родном и иностранном языках);

- уважение и любовь к родному языку.

На русском и английском языках студенты делились своими впечатлениями от посещения театров и выставок В ходе беседы уже сами студенты очень тактично корректировали речь одногруппников (исправляли стилистические и лексические ошибки)

Не только для выполнения упражнений по аудированию и говорению используются фильмы на английском языке, но также для знакомства с лучшими образцами британской кинематографии (превосходный актёрский состав, содержательный сюжет, известный режиссёр-постановщик), которые призваны улучшать эстетический вкус студентов

На переменах транслировались отрывки известных классических музыкальных произведений Студенты с удовольствием слушали музыку, проявляли большую заинтересованность в получении информации о композиторах, названиях произведений, использовали личные телефоны для трансляции любимых произведений . На занятиях при изучении темы «London» слушали отрывки классических произведений английских композиторов

С целью возрождения интереса студентов к поэзии на занятии каждый студент мог читать своё любимое стихотворение (1-2 минуты). К сожалению, следует констатировать, что пока небольшой процент студентов заинтересован в этом В большинстве случаев преподаватель сам подбирал и озвучивал стихи

После проведения ряда запланированных мероприятий можно сделать выводы об их необходимости, важности, востребованности студентами, проанализировать и устранить допущенные ошибки, учесть пожелания студентов, использовать опыт коллег в данном вопросе

Результаты исследования и их обсуждение

Для воспитания личности студента, повышения уровня культуры поведения в общем и культуры речи в частности используются различные методы и средства. И в первую очередь личность преподавателя является образцом для подражания: манера поведения, грамотная речь, личностные качества При этом обязательным условием выступает активная позиция самих студентов, пони-

ISSN 2949-4990

Moscow pedagogical journal

j 2023 / № 4

мающих значение речевой культуры в будущей профессиональной деятельности

Анализ результатов проделанной (с применением личностно-ориентиро-ванного подхода) работы указывает на насущную потребность в развитии личностного потенциала каждого студента с опорой на его индивидуальный опыт, его стремление к саморазвитию для повышения уровня общей культуры

Хорошо известно, что, например, в олимпиадах, научных конференциях будет принимать участие ограниченное число студентов, обладающих умениями и знаниями английского языка в достаточной мере. Но тем не менее обсуждение условий возможного участия других студентов необходимо проводить в группе, акцентируя внимание на важность соблюдения норм как английского, так и русского языков в своих докладах. Это будет способствовать тому, что студенты с низким уровнем знаний языка (испытывающие дискомфорт на занятиях на фоне успехов сильных студентов) постараются достигать более высоких результатов в учёбе . Необходимо привлекать таких студентов к участию в мероприятиях, в которых они смогут проявить свои знания и умения в достаточной мере. Подобные мероприятия помогают студентам раскрывать свои творческие способности, стремиться к получению более высоких результатов в изучении иностранного языка, а для этого необходимо повышать культуру речи и общую культуру.

Усилить заинтересованность студентов в усовершенствовании своих культурных знаний и навыков помогут учебные занятия и мероприятия, направленные на раскрытие творческого потенциала студентов Например, материалы викторины по истории, культуре России и Великобритании можно взять за основу при подготовке мини-концертов, литературно-музыкальных вечеров: музыкальные произведения могут идти в записи или исполняться самими студентами (что более желательно); чтение стихов на ан-

глийском языке и их литературно обработанный перевод на русский

Своим мнением, впечатлением студенты могут поделиться в рукописном журнале (возможен и электронный вариант), создаваемом самими студентами под руководством преподавателя на кафедре иностранных языков. В журнале размещаются написанные студентами заметки, новости, сделанные ими фото, рисунки коллажи и т. д. Такая работа способствует развитию творческих способностей, вырабатывает хороший художественный вкус и, конечно, повышает уровень культуры речи, и в целом положительно влияет на развитие общей культуры личности студентов

Культура речи, как часть общей культуры человека, характеризует человека, даёт представление о нём как о личности, что немаловажно, например, при собеседовании о приёме на работу. Инженеру, обладающему необходимыми техническими знаниями, но затрудняющемуся грамотно изложить их в устной или письменной форме, будет сложно выполнять свои профессиональные обязанности в полном объёме.

Уважение к своему языку, своей Родине вызывает чувство уважения у собеседников, поскольку речь индивидуума, использующего богатый и красивый язык своего народа, является показателем его личных качеств [9].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании результатов проведённого исследования можно сделать следующие выводы:

1) в исследовании решения актуальной проблемы - повышение уровня общей культуры и одной из её составляющих -культуры речи - были задействованы следующие приёмы: системно-деятель-ностный подход, компетентностный и личностно-ориентированный подходы; и общедидактические принципы: гуманизации образования, информатизации

образования, непрерывности, обратной связи и др

2) были решены указанные задачи: а) выявлены и определены системы ценностей и моральных качеств участников исследования в соответствии с нормами и традициями нашей страны; б) установлена взаимосвязь развития культуры речи и общей культуры студентов; в) определены факторы, положительно / отрицательно влияющие на развитие общей культуры студентов

Следует отметить, что от уровня общей культуры будущих специалистов, которые являются интеллектуальным потенциалом нашей страны, в конечном итоге зависит будущее России .

В процессе профессионально-иноязычной подготовки студентов преподаватель и обучает, и воспитывает студентов в первую очередь своим примером, приобщает к миру прекрасного, развивая чувство прекрасного, широко используя информационные и коммуникационные технологии, передовой опыт своих кол-

лег. Заинтересованные преподавателем студенты сами стремятся проявлять активность не только в ходе учебного занятия, но и в научных конференциях, олимпиадах и других мероприятиях вузовского, межвузовского, всероссийского и международного уровня Прослеживается закономерность - стремясь получить и использовать новую информацию, студенты повышают свой культурный уровень, который влияет на культуру речи . Поскольку процесс развития общей культуры личности длительный и многовариантный, он требует дальнейшего детального исследования и доработок Хочется надеяться, что разработанные и апробированные в процессе профессионально-иноязычной подготовки студентов методические формы, приёмы и средства, нацеленные на развитие общей культуры студентов, могут быть использованы не только в лесотехнических вузах

Дата поступления в редакцию 23.05.2023

литература

1. Асмолов А . Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика. 2009. № 4. С 18-22 .

2 . Балданова Е. А . , Дондокова Н . Б . Методы формирования ключевых компетенций у студентов

посредством иностранного языка [Электронный ресурс] // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. № 1. Т. 8 . URL: https://mir-nauki.com/PDF/47PDMN120 .pdf (дата обращения: 28.12.2023).

3 . Беспалько В . П . Слагаемые педагогической технологии . Москва: Педагогика, 1989. 192 с .

4. Буденкова Е . А . К вопросу о формировании общекультурных компетенций студентов-бакалавров средствами электронного обучения в вузе: теоретические и практические аспекты // Мир науки: [сайт]. 2016. Т. 4. № 3 . URL: http://mir-nauki. com (дата обращения: 28.12.2023).

5 . Галкина В. В. О компетенциях и компетентностном подходе в процессе обучения иностран-

ным языкам в вузе // Концепт: [сайт]. 2014. № 1. URL: http://e-koncept. ru/2014/14502.htm (дата обращения: 28 12 2023)

6 . Гальскова Н . Д. , Никитенко З . Н . , Трешина И. В . Ценностно-смысловые приоритеты студентов

- будущих учителей иностранных языков в условиях цифровизации образования // Преподаватель XXI век. 2023. № 1. Ч . 1. С 30-39. 7. Давиденко E. C. , Байдикова Н. Л. Формирование у студентов универсальных компетенций в процессе обучения иностранному языку // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2019 . № 1. С. 116-129 .

8 . Зимняя И . А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека //

Высшее образование сегодня . 2005. № 11. С 14-20 .

9 . Лихачёв Д . С. О языке устном и письменном, старом и новом [Электронный ресурс] // Но-

восибирский епархиальный вестник. 2007. № 2 (63). URL: www orthedu. ru/nev/2-63-07/lihachev. htm (дата обращения: 28 12 2023)

10 Муллер О Ю , Устюжанцева А Р Педагогические условия развития эстетического вкуса обучающихся в процессе изучения курса «Арт-коллаж» // Преподаватель XXI век. 2022. № 4. Ч . 1. С 88-98.

11. Патяева Н . В . , Дарьенкова Н . Н . Воспитание культуры речи у студентов неязыковых специальностей в процессе профессионально-иноязычной подготовки // Концепт. 2020. № 1. С. 13-24.

12 . Походзей Г. В. , Сергеева Н . Н . Развитие иноязычной межкультурной компетенции студентов

неязыковых специальностей в системе профессионально-ориентированного языкового образования: монография . Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2014. 214 с .

13 . Тимкина Ю . Ю . Профессиональный компонент иноязычной подготовки в вузе // Международ-

ный научно-исследовательский журнал; [сайт]. 2021. № 4 (106). URL: https://research-journal. org/archive/4-106-2021-april/professionalnyj-komponent-inoyazychnoj-podgotovki-v-vuze (дата обращения: 28 12 2023)

14. Хуторской А . В . Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование 2003 № 2 С 58-64

15 Angerer H , Bronkhorst J H , Eichelberger H Unterrichtsentwicklung via eLearning München: Oldenburg, 2010 197 p

16 . Danilova О . Influence of communicative culture on the professional development of students in institu-

tions ofhigher technical education [Электронный ресурс] // CILDIAH-2019. SHS Web of Conferences 2019 . № 69 (1). URL: https://doi. org/10 ,1051/shsconf/20196900029 (дата обращения: 28.12.2023).

17 Knoblauch H Communication, Contexts and Culture A Communicative Constructivist Approach to Intercultural Communication // Culture in Communication Analyses of Intercultural Situations Amsterdam . Philadelphia: John Benjamins Publishing Company, 2001. P. 3-34.

18 . Mahasneh A. M. , Gazo A . M . , Al-Adamat O. A . Cultural Intelligence of the Jordan Teachers and Uni-

versity Students from the Hashemite University: Comparative Study // European Journal of Contemporary Education . 2019 . № 8 (2). P. 303-314.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19 . Richardson W. Create your PLN: 6 easy steps // ASCD: [сайт]. 2013 . Vol. 70 . № 9 . URL: https://www.

ascd. org/el/articles/create-your-pln-6-easy-steps (дата обращения: 28.12.2023).

1. Asmolov A . G . [Systematic and activity approach to the development of the new generation standards]. In: Pedagogika [Pedagogy], 2009, no . 4, pp . 18-22 .

2 . Baldanova E. A . , Dondokova N . B . [Methods of forming students' key competencies by means of a for-

eign language]. In: Mir nauki. Pedagogika ipsihologiya [World of Science. Pedagogy and psychology], 2020, no. 1, vol. 8 . Available at: https://mir-nauki. com/PDF/47PDMN120 .pdf (accessed: 28.12.23).

3 . Bespalko V. P. Slagaemyepedagogicheskoj tekhnologii [Components of pedagogical technology]. Mos-

cow, Pedagogika Publ. , 1989. 192 p. 4. Budenkova E. A . [On the question of bachelor students' key competences' development by the means of e-learning at the university: theoretical and practical aspects]. In: Mir nauki [World of Science], 2016, vol. 4, no. 3 . Available at: http://mir-nauki. com (accessed: 28.12.23).

5 . Galkina V. V. [About competence and competence approach in training foreign languages in

higher schools]. In: Koncept [Concept], 2014, no. 1. Available at: http://e-koncept. ru/2014/14502.htm (accessed: 28 12 23)

6 . Galskova N . D. , Nikitenko Z. N . , Treshina I . V. [Value-semantic priorities of students - future teach-

ers of foreign languages in the conditions of digitalization of education]. In: Prepodavatel' XXI vek [Teacher of the XXI century], 2023, no . 1, pt . 1, pp . 30-39.

7 . Davidenko E. C. , Baydikova N . L. [Universal competencies development at university EFL classes].

In: Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. Obrazovanie i pedagogicheskie nauki [Bulletin of the Moscow State Linguistic University. Education and pedagogical sciences], 2019, no. 1, pp. 116-129 .

8 . Zimnyaya I . A . [General culture and social and professional competence of a person]. In: Vysshee obra-

zovanie segodnya [Higher education today], 2005, no . 11, pp . 14-20 .

9 . Lihachyov D. S . [About the oral and written language, old and new]. In: Novosibirskij eparhial'nyj vest-

nik [Novosibirsk Diocesan Bulletin], 2007, no. 2 (63). Available at: www. orthedu. ru/nev/2-63-07/lih-achev.htm (accessed: 28.12.23).

references

ISSN 2949-4990

10 . Muller O. Yu. , Ustyuzhantseva A . R . [Pedagogical conditions for the development of students' aesthetic taste while studying the "Art Collage" course]. In: Prepodavatel' XXI vek [Russian journal of education], 2022, no . 4, pt. 1, pp. 88-98. 11. Patyaeva N . V. , Darenkova N . N . [Fostering speech culture among students of non-linguistic specialties in the process of teaching foreign languages for professional communication]. In: Koncept [Concept], 2020, no . 1, pp . 13-24.

12 . Pokhodzey G . V. , Sergeeva N . N . Razvitie inoyazychnoj mezhkul'turnoj kompetencii studentov neyazyk-

ovyh specialnostej v sisteme professionalno-orientirovannogo yazykovogo obrazovaniya: monografiya [Development of foreign language intercultural competence of students of non-linguistic specialties in the system of professionally oriented language education: monograph]. Ekaterinburg, Ural State Pedagogical University Publ . , 2014. 214 p.

13 . Timkina Yu. Yu. [Professional component of foreign language training at a university]. In: Mezhdun-

arodnyj nauchno-issledovatelskij zhurnal [International scientific research journal], 2021, no. 4 (106). Available at: https://research-journal. org/archive/4-106-2021-april/professionalnyj-komponent-in-oyazychnoj-podgotovki-v-vuze (accessed: 28.12.23). 14. Khutorskoy A . V. [Key competencies as a component of the personality-oriented paradigm of education]. In: Narodnoe obrazovanie [People's education], 2003, no . 2, pp . 58-64. 15 . Angerer H . , Bronkhorst J. H . , Eichelberger H . Unterrichtsentwicklung via eLearning. München, Oldenburg, 2010. 197 p.

16. Danilova O. Influence of communicative culture on the professional development of students in institutions of higher technical education. In: CILDIAH-2019. SHS Web of Conferences 2019, no. 69 (1). Available at: https://doi. org/10 ,1051/shsconf/20196900029 (accessed: 28.12.23) .

17. Knoblauch H. Communication, Contexts and Culture. A Communicative Constructivist Approach to Intercultural Communication . In: Culture in Communication. Analyses of Intercultural Situations. Amsterdam . Philadelphia, John Benjamins Publishing Company, 2001, pp. 3-34.

18 . Mahasneh A . M . , Gazo A . M. , Al-Adamat O . A . Cultural Intelligence of the Jordan Teachers and Uni-

versity Students from the Hashemite University: Comparative Study In: European Journal of Contemporary Education, 2019, no . 8 (2), pp. 303-314.

19 . Richardson W Create your PLN: 6 easy steps . In: ASCD, 2013, vol . 70, no . 9 . Available at: https://www.

ascd. org/el/articles/create-your-pln-6-easy-steps (accessed: 28.12.23).

информация об авторе

Дарьенкова Надежда Николаевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков Санкт-Петербургского государственного лесотехнического университета им . С. М . Кирова; e-mail: nad. darenkova@yandex.ru

information about the author

Nadezhda N. Darenkova - Cand. Sci. (Education), Assoc. Prof, of the Department of Foreign Languages of St . Petersburg State Forest Technical named after S . M . Kirov; e-mail: nad. darenkova@yandex.ru

правильная ссылка на статью

Дарьенкова Н . Н . Развитие общей культуры личности в процессе профессионально-иноязычной подготовки будущих специалистов лесотехнического вуза // Московский педагогический журнал. 2023. № 4. С 135-146. DOI: 10.18384/2949-4974-2023-4-135-146

for citation

Darenkova N. N. Development of the general culture of the individual in the process of professional foreign language training of future specialists of the Forest Technical university. In: Moscow Pedagogical Journal, 2023, no. 4, pp. 135-146. DOI: 10.18384/2949-4974-2023-4-135-146

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.