Научная статья на тему 'Развитие общей и политической культуры ссыльных Сибири в начале ХХ В. (историографический анализ)'

Развитие общей и политической культуры ссыльных Сибири в начале ХХ В. (историографический анализ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
208
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИОГРАФИЯ / СИБИРЬ / ССЫЛКА / ПАРТИЙНЫЕ ГРУППЫ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ УЧЕБА / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / КУЛЬТУРНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / ШКОЛЫ / БИБЛИОТЕКИ / HISTORIOGRAPHY / SIBERIA / EXILE / PARTY GROUPS / POLITICAL STUDIES / GENERAL EDUCATIONAL ACTIVITIES / CULTURAL ENLIGHTENING / SCHOOLS / LIBRARIES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Исачкин Сергей Павлович

Актуальность темы заключается в необходимости изучения опыта формирования политической культуры и социальной ответственности неформальных представителей общественного движения. С этой целью осуществляется историографический анализ форм, методов, масштабов и результатов политико-просветительной и общеобразовательной деятельности в сибирской ссылке начала ХХ в. Проведенное в статье исследование позволяет утверждать, что данная проблема рассматривалась в основном советскими историками в идеологических целях. Поэтому ее общекультурный аспект остался малоизученным. Автор ставит задачу исправить сложившуюся ситуацию в современных исследованиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF GENERAL AND POLITICAL CULTURE OF THE SIBERIAN EXILES IN THE EARLY 20TH CENTURY: HISTORIOGRAPHIC ASPECT

Topicality of the subject is reasoned by the necessity of comprehensive study of the political culture formation and social responsibility of the non-formal representatives of the public movement. With this objective in view the author carries out a historiographic research of the forms, modes, scope and results of the political, elucidative and educational activities of the Siberian exiles in the early 20 th century. The undertaken research allows concluding that this topic was considered by the Soviet historians in the ideological context only, therefore, its general cultural aspect remained poorly studied. The author sets an objective to improve the current situation by the modern researches.

Текст научной работы на тему «Развитие общей и политической культуры ссыльных Сибири в начале ХХ В. (историографический анализ)»

УДК 930.1 (09) : 329. 021.3(571)

Исачкин Сергей Павлович

доктор исторических наук, профессор кафедры истории, философии и культурологии Омского государственного университета путей сообщения dom-hors@mail.ru

РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ССЫЛЬНЫХ СИБИРИ В НАЧАЛЕ ХХ В.

(ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ)

Аннотация:

Актуальность темы заключается в необходимости изучения опыта формирования политической культуры и социальной ответственности неформальных представителей общественного движения. С этой целью осуществляется историографический анализ форм, методов, масштабов и результатов политико-просветительной и общеобразовательной деятельности в сибирской ссылке начала ХХ в. Проведенное в статье исследование позволяет утверждать, что данная проблема рассматривалась в основном советскими историками в идеологических целях. Поэтому ее общекультурный аспект остался малоизученным. Автор ставит задачу исправить сложившуюся ситуацию в современных исследованиях.

Ключевые слова:

историография, Сибирь, ссылка, партийные группы, политическая учеба, общеобразовательная работа, культурное просвещение, школы, библиотеки.

Isachkin Sergey Pavlovich

D.Phil. in History, Professor of the History, Philosophy and Cultural Science Department, Omsk State Transport University dom-hors@mail.ru

DEVELOPMENT OF GENERAL AND POLITICAL CULTURE OF THE SIBERIAN EXILES IN THE EARLY 20TH CENTURY: HISTORIOGRAPHIC ASPECT

Summary:

Topicality of the subject is reasoned by the necessity of comprehensive study of the political culture formation and social responsibility of the non-formal representatives of the public movement. With this objective in view the author carries out a historiographic research of the forms, modes, scope and results of the political, elucidative and educational activities of the Siberian exiles in the early 20th century. The undertaken research allows concluding that this topic was considered by the Soviet historians in the ideological context only, therefore, its general cultural aspect remained poorly studied. The author sets an objective to improve the current situation by the modern researches.

Keywords:

historiography, Siberia, exile, party groups, political studies, general educational activities, cultural enlightening, schools, libraries.

Освещение основных форм нелегальной работы политических ссыльных началось в отечественной историографии только в советское время. Данный вопрос имел прежде всего идейновоспитательное значение, поскольку касался морально-волевых качеств борцов с самодержавием. Именно поэтому еще в 20-30-е гг. прошлого века он становится доминирующим в общей проблематике истории политической ссылки и каторги в Сибири. Многочисленные издания тех лет демонстрировали борьбу ссыльных с местными административными и силовыми структурами за свои права, предоставляли сведения о создании в местах поселения партийных ячеек и специальных организаций по осуществлению побегов на волю. Не могли оставить читателей равнодушными и эпизоды празднования 1 мая в тюрьмах и ссылке, а также политические похороны товарищей «по классовой борьбе». Все это создавало впечатление о достаточно активной жизни репрессированных революционеров, высланных за Урал. Вместе с тем в рассматриваемый период стали появляться публикации о библиотеках ссыльных, их общеобразовательной учебе по повышению культурного уровня. Правда, они представляли собой воспоминания непосредственных участников тех событий, поэтому имели лишь познавательное значение [1].

Научное изучение анализируемого вопроса началось только в 1970-1980 гг. благодаря усилиям главным образом Э.Ш. Хазиахметова и Н.Н. Щербакова, довольно подробно проследивших процесс политического и общего образования ссыльных региона. Так, если первый из них осветил цель, задачи, формы и методы соответствующей учебы, рассмотрел деятельность партийных школ, то второй - попытался систематизировать имеющийся материал и предложил периодизацию данного процесса. Кроме теоретических разработок, исследования обоих авторов содержали немало новых фактов и собственных цифровых выкладок. В частности, по подсчетам Хазиахметова, политическая и общеобразовательная учеба в 1905- 1917 гг. велась в 87 колониях репрессированных лиц региона, где действовало не менее 110 библиотек.

При этом всего лишь пять из них он рискнул назвать социал-демократическими по подбору литературы и партийной принадлежности [2, с. 67]. Если учесть, что у эсеров и других народников, как утверждал сам автор, подобных заведений было еще меньше, то можно сделать вывод о явном преобладании в местах поселения Сибири библиотек общеобразовательного характера.

В свою очередь, по данным Щербакова, учеба ссыльных и заключенных региона развернулась «более чем в 150 организованных колониях, в 100 партийных группах, в десятках камер» [3, с. 141]. Интересны также сведения автора о библиотечной сети репрессированных Сибири начала ХХ в. Общее количество их библиотек в изучаемое время составило, судя по статистике Щербакова, 272 единицы» [4, с. 225]. Очевидно, этот показатель был значительно выше аналогичных подсчетов Хазиахметова. Однако при всем этом следует учитывать, что Щербаков в соответствующий перечень включал наряду с колониальными и тюремными, библиотеки местных партийных организаций и книжные коллекции отдельных ссыльных, проживавших в крупных городах региона. Хазиахметов же главное внимание уделял выявлению библиотек, находившихся в местах поселения. При этом сравнение анализируемых материалов показывает, что Щербаков не использовал данные о 25 библиотеках своего коллеги. Таким образом, есть основание считать, что действительная база политического и общекультурного образования репрессированных революционеров в Сибири была гораздо большей, чем это удалось установить исследователям. Впрочем, они и не настаивали на исчерпанности своих сведений.

Как и Хазиахметов, Щербаков разделял библиотеки по характеру и своему предназначению на партийные и общие. Первых он насчитал 53 единицы, правда, без дифференциации по идейно-политической принадлежности [5, с. 152]. Однако в силу своих научных интересов автор занимался прежде всего поиском сведений о наличии библиотек РСДРП в Сибири, которые не подразделялись на большевистские и меньшевистские. Зато именно сторонников В.И. Ленина Щербаков считал самой активной силой в деле пропаганды и распространения марксистских, социально-политических и общетеоретических знаний на каторге и в ссылке. Он утверждал, что большевики в 1907-1917 гг. руководили почти 300 «вольными школами», где были организаторами политической и общеобразовательной учебы [6, с. 37]. Не доверять этим цифрам оснований нет, но все же в ряде конкретных случаев историк допустил явное преувеличение степени большевистского влияния в рассматриваемом процессе. Например, он уверял, будто как раз благодаря «ссыльной школе» выросли в видных революционеров Г.И. Петровский и И.В. Присягин. Однако первый из них являлся председателем фракции большевиков в IV Государственной думе еще до высылки в Сибирь, а второй - был слушателем партийной школы в Лонжюмо во Франции. Поэтому связывать их теоретический и политический рост непосредственно с ссылкой неправомерно.

Далее Щербаков утверждал, что настойчивая учеба во время сибирской ссылки Я.Е. Бо-града позволила ему стать убежденным большевиком. Однако доктор философских и математических наук Боград долгое время придерживался меньшевистских взглядов отнюдь не от недостатка просвещенности, в том числе и в области марксистской теории. Он эволюционировал к большевизму скорее под воздействием практики революционного движения. Когда Боград понял бесперспективность меньшевистской тактики борьбы за власть, он решил вступить в партию Ленина. Это произошло в июне 1917 г. Впрочем, Щербаков подтверждал свои выводы не только примерами из жизни отдельных ссыльных. В своей монографии он писал также следующее: «Сотни профессиональных работников партии большевиков подвели под свое последовательное марксистское мировоззрение солидный идейно-теоретический и общеобразовательный фундамент. По уровню знаний и научному подходу в оценке общественных явлений ряд из них стал вровень с крупнейшими мыслителями современности» [7, с. 159]. Нетрудно догадаться, что к последним автор относил в первую очередь И.В. Сталина, Е.М. Ярославского, В.В. Куйбышева, Я. М. Свердлова, М.В. Фрунзе, Г.К. Орджоникидзе и некоторых других. Нельзя не признавать их как видных революционеров, политиков, государственных деятелей. Однако до уровня мыслителей мирового масштаба им было, конечно же, далеко.

В 1971 г. была опубликована статья Д.С. Жаркова «Роль библиотек сибирских тюрем и политической ссылки в подготовке революционных социал-демократов». Эту роль в рассматриваемом процессе автор признал достаточно высокой [8, вып. 1, с. 249]. Однако такой вывод он сделал на основе мемуарной литературы, не подкрепив свои слова документальными источниками. Поэтому данная статья так и не оказала какого-либо влияния на развитие исследуемого вопроса.

Таким образом, при изучении процесса развития политической культуры ссыльных Сибири начала ХХ в. главной задачей советских историков было выявление степени эффективности подготовки кадров профессиональных революционеров в ходе партийной учебы. Вместе с тем многие ссыльные посвящали себя культурному просвещению. Об этом свидетельствует резкое преобладание литературы общеобразовательного характера в библиотеках, созданных в местах поселения. Ей зачастую пользовались беспартийные административные ссыльные из чис-

ла рабочих и крестьян. Некоторые из них именно в ссылке впервые постигали азы грамотности. Данный аспект рассматриваемого вопроса должен стать объектом изучения современных исследователей.

Ссылки:

1. Учеба и культработа в тюрьме и на каторге: сб. воспоминаний. М., 1932.

2. Хазиахметов Э.Ш. Сибирская политическая ссылка 1905-1917 гг. Томск, 1978.

3. Щербаков Н.Н. Влияние ссыльных пролетарских революционеров на культурную жизнь Сибири (1907-1917 гг.). Иркутск, 1984.

4. Там же.

5. Там же.

6. Щербаков Н.Н. Влияние ссыльных большевиков на классовую борьбу, общественно-политическую и культурную жизнь в Сибири: автореф. дис. ... докт. ист. наук. Иркутск, 1987.

7. Там же.

8. Научные библиотеки Сибири и Дальнего Востока: сб. статей. Новосибирск, 1971.

References (transliterated):

1. Ucheba i kul'trabota v tyur'me i na katorge: sb. vospominaniy. M., 1932.

2. Khaziakhmetov E.SH. Sibirskaya politicheskaya ssylka 1905-1917 gg. Tomsk, 1978.

3. Shcherbakov N.N. Vliyanie ssyl'nykh proletarskikh revolyutsionerov na kul'turnuyu zhizn' Sibiri (1907-1917 gg.). Irkutsk, 1984.

4. Ibid.

5. Ibid.

6. Shcherbakov N.N. Vliyanie ssyl'nykh bol'shevikov na klassovuyu bor'bu, obshchestvenno-politicheskuyu i kul'turnuyu zhizn' v Sibiri: avtoref. dis. ... dokt. ist. nauk. Irkutsk, 1987.

7. Ibid.

8. Nauchnie biblioteki Sibiri i Dal'nego Vostoka: sb. statey. Novosibirsk, 1971.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.