Научная статья на тему 'Развитие общественных институтов как основа развития гражданского общества'

Развитие общественных институтов как основа развития гражданского общества Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
255
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВО / SOCIETY / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / CIVIL SOCIETY / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ИНСТИТУТЫ / PUBLIC INSTITUTES / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / PUBLIC ADMINISTRATION / МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / MUNICIPAL MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сергеев А.В., Кишкан В.В., Пузанов А.А.

Рассматриваются тенденции развития общественных институтов их влияние на развитие гражданского общества в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сергеев А.В., Кишкан В.В., Пузанов А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF PUBLIC INSTITUTES AS BASIS OF DEVELOPMENT CIVIL SOCIETY

In this article developed tendencies of public institutes their influence on development of civil society in Russia are considered.

Текст научной работы на тему «Развитие общественных институтов как основа развития гражданского общества»

Секция ««Проблемы и перспективы международной интеграции в современном бизнесе»

УДК 338.26

РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ИНСТИТУТОВ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ

ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

А. В. Сергеев, В. В. Кишкан Научный руководитель - А. А. Пузанов

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева

Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: vagonvspt1@mail.ru, kishkan@mail.ru

Рассматриваются тенденции развития общественных институтов их влияние на развитие гражданского общества в России.

Ключевые слова: общество, гражданское общество, общественные институты, государственное управление, муниципальное управление.

DEVELOPMENT OF PUBLIC INSTITUTES AS BASIS OF DEVELOPMENT

CIVIL SOCIETY

A. V. Sergeev, V. V. Kishkan Scientific supervisor - A. A. Puzanov

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: vagonvspt1@mail.ru, kishkan@mail.ru

In this article developed tendencies of public institutes their influence on development of civil society in Russia are considered.

Keywords: society, civil society, public institutes, public administration, municipal management.

Одним из важнейших элементов, определяющих социальный «климат» регионов России и влияющих на защищенность прав человека, является уровень развития гражданского общества, который складывается из многих составляющих. Это правовая грамотность, правосознание и гражданская активность населения; формирование различных негосударственных некоммерческих организаций (ННО), их организованность; эффективность действия иных общественных институтов (общественных советов, палат); заинтересованность СМИ в объективном освещении социальных проблем и нарушений прав человека и др.

С учетом слабого пока в целом гражданского общества в России крайне важна поддержка его институтов и инициатив со стороны органов государственной власти и местного самоуправления.

Это приведет к следующим результатам:

Во-первых, реализуется положение ч. 1 ст. 32 Конституции России, которое закрепляет право гражданина участвовать в управлении делами государства [1].

Во-вторых, повышается эффективность функционирования государственных органов по защите прав человека в Российской Федерации посредством получения информации по каналам «обратной связи»; объективно оценивается реальная действительность в данной сфере.

В-третьих, вырабатывается системный подход в организации защиты прав и свобод человека и на всей территории Российской Федерации с использованием единых стандартов.

Уполномоченный по правам человека (УПЧ) - это государственный институт, одной из задач которого является содействие беспрепятственной реализации прав человека. В русло решения данной задачи укладывается работа по развитию гражданского общества, которая создает условия, препятствующие нарушению прав граждан со стороны государственных и муниципальных органов. С позиции УПЧ для этого необходимо:

- расширять формы сотрудничества с различными институтами гражданского общества в целях повышения социальной активности населения по защите своих прав;

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2015. Том 2

- оказывать организационную и методическую поддержку ННО;

- повышать эффективность взаимодействия с государственными и муниципальными органами в вопросах стимулирования развития гражданского общества в регионе, поддержки социально ориентированных ННО;

- принимать меры по расширению правозащитной проблематики в повестке дня областных органов власти;

- принимать участие в организации системы общественного контроля (в частности, в сфере ЖКХ);

- осуществлять медиацию между властью и обществом, доносить до власти общественное мнение;

- вести экспертную оценку нормативных правовых актов в процессе повседневного рассмотрения жалоб граждан и анализа правоприменительной практики с выработкой предложений по их улучшению;

- размещать результаты рассмотрения жалоб, аналитических и публицистических материалов в СМИ, в собственных изданиях, на интернет-площадках.

Одним из приоритетных направлений укрепления гражданского общества в России, направленных на реализацию общественного контроля деятельности органов власти и местного самоуправления, оказание социальной помощи, защиту природы и прав человека, должно стать развитие института ННО.

Российское законодательство, регулирующее деятельность ННО, допускает их создание в многочисленных организационно-правовых формах для достижения любой не запрещенной законом цели, включая как взаимный интерес членов организации, так и общественную пользу. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 августа 2011 г. № 713 «О предоставлении поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям» [2] утверждает структуру финансирования федеральной Программы и правила предоставления субсидий из федерального бюджета на реализацию региональных программ поддержки ННО, а также проектов самих организаций; рекомендует органам власти субъектов РФ утвердить региональные программы их поддержки.

Задача УПЧ в регионе - инициировать правовое регулирование механизмов поддержки ННО на подготовительном этапе, повышая тем самым социальный эффект. Социально значимые ННО, несмотря на явно позитивные для общества результаты деятельности, далеко не всегда поддерживаются органами власти и местного самоуправления. Варианты «отторжения» разнообразны - от отказа в предоставлении льгот до прямого давления. Причины также различны - от восприятия ННО как конкурентов до обид за критическую позицию.

В практике Уполномоченного было несколько кампаний поддержки конкретных ННО, когда чиновников приходилось длительное время убеждать в необходимости оказания им помощи, несмотря на существование соответствующего законодательства. Поэтому целесообразно законодательно установить «прозрачный» порядок включения некоммерческих социально ориентированных организаций в федеральные и региональные программы их поддержки. Контроль за деятельностью социально ориентированных некоммерческих организаций должен иметь место не только со стороны уполномоченных органов и организаций, но и со стороны институтов гражданского общества и граждан.

Взаимодействие органов государственной власти с институтами гражданского общества реализуется на федеральном и региональном уровнях в различных формах.

17 июля 2012 г. Президент России Владимир Путин на заседании Государственного Совета предложил создать в каждом российском регионе экспертную группу, «которая будет внимательно следить, что делается в регионе в рамках тех задач, которые за регионом записаны». За последнее время наибольшее распространение приобрели формы специализированных совещательных, консультативных, координационных и экспертных органов (Советов), а также рабочих групп. В настоящее время они активно включились в процесс обсуждения общегосударственных проблем: не только прогнозируют последствия решений властей, но и рекомендуют возможные альтернативы, выявляют тенденции в развитии страны, привлекая общественное внимание к наиболее острым проблемам.

Так, Уполномоченным и сотрудниками аппарата в Воронежской области такая работа ведется в составе различных рабочих групп и общественных советов:

- рабочей группы при губернаторе по оказанию помощи обманутым дольщикам;

- общественного совета по контролю за комплексным освоением никелевых месторождений в Воронежской области;

Секция «Проблемы и перспективы международной интеграции в современном бизнесе»

- областной комиссии по помилованию;

- общественного совета при УФМС России по Воронежской области;

- общественного совета при УФСИН России по Воронежской области.

Такие общественные и экспертные площадки отличаются большей мобильностью, что крайне важно для получения оперативной обратной связи.

Однако профессиональные, экспертные и общественные советы испытывают недостаток устойчивого финансирования, что делает их зависимыми от «заказчиков» в лице руководства государственных органов.

Перспективной формой является также организация мероприятий по обсуждению общественно значимых проблем в сфере прав человека. Организационная поддержка Уполномоченного может реально стимулировать проведение публичных слушаний, совещаний и круглых столов с участием государственных и общественных структур различных уровней по обсуждению и анализу проблемных вопросов сферы прав человека.

Публичные слушания призваны обеспечить свободный диалог органов власти и общества. Население в процессе обсуждения вопросов выражает коллективное мнение по общественно значимым вопросам, а органы власти выявляют общественное мнение, учет которого повысит легитимность принимаемых решений.

Однако состояние правового регулирования публичных слушаний является преградой для дальнейшего динамичного развития: отсутствует универсальный механизм порядка организации и процедур их проведения, а также учета результатов; внедрения информационных технологий в процесс подготовки и проведения слушаний («электронные публичные слушания»). Поэтому в литературе высказывается мнение о необходимости принятия Федерального закона «О порядке организации и проведения публичных слушаний в Российской Федерации».

Важным аспектом поддержки гражданского общества со стороны Уполномоченного является проявление и привлечение внимания к наименее защищенным социальным группам (инвалиды, пожилые люди). Здесь можно практиковать инициацию массовых мероприятий, посвященных праздничным и памятным датам, относящимся к этим социальным группам, проведение волонтерских акций, привлечение спонсорской помощи [3].

Библиографические ссылки

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собр. законодательства РФ. 2014. 04 авг. № 31, ст. 4398.

2. Постановление Правительства РФ от 23.08.2011 № 713 (ред. от 30.10.2013) «О предоставлении поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям» (вместе с «Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций», «Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций») // Российская газета. 2011. № 195. 02 сент.

3. Зражевская Т. Д. Укрепление гражданского общества в России: направления, формы и методы с позиции регионального омбудсмена // Омбудсмен. 2014. № 1. С. 23-27.

© Сергеев А. В., Кишкан В. В., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.