Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ И ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВА В НАУЧНОЙ И ОБЩЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АКАДЕМИКА ИСКАНДАРОВА Б. И'

РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ И ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВА В НАУЧНОЙ И ОБЩЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АКАДЕМИКА ИСКАНДАРОВА Б. И Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
52
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУХАРА / ИСТОРИЧЕСКАЯ ФАЛЬСИФИКАЦИЯ / НАУКА / УНИВЕРСИТЕТ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Карамалишоев Карамали Нуралишоевич

В статье говорится о развитии общественно-политической мысли и демократического просветительства в научной и общественной деятельности академика Искандарова Б.И. Коротко приведены страницы из жизни академика, но основное внимание уделяется проблеме научно-исследовательской деятельности ученого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF PUBLIC-POLITICAL THOUGHTS AND ENLIGHTENMENT IN SCIENTIFIC AND PUBLIC ACTIVITIES OF THE ACADEMICIAN ISKANDAROV B. I

The article has information about the development of social and politic meaning and democratic enlightenment of the academician Iskandarov B. I. The pages of his life are given briefly, but the main attention is directed to issues regarding the scientific and social activities of the scientist.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ И ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВА В НАУЧНОЙ И ОБЩЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АКАДЕМИКА ИСКАНДАРОВА Б. И»

РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ И ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВА В НАУЧНОЙ И ОБЩЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

АКАДЕМИКА ИСКАНДАРОВА Б. И.

Карамалишоев К. Н.

Технологический университет Таджикистана

Роль человека в истории и общество, что можно говорит о нем, одни запоминаются тиранами, разрушителями, другие благими делами и созданием, творением и богатыми наследиями научных работ, трактатов и произведений искусство и литературы. Особенно трудно делать и создать нечто долгосрочное или вечное, но история заполнена страницами о таких людях, которые творили и своими творениями вкладывали огромные труды, усилия в развитии человеческого общества.

Наука и научные исследования, открытия тоже являются долгосрочными творениями людей, изменившие суть жизни всего человечество. На этом пути стоит наука, а науку делают люди. Развитие цивилизаций невозможно представить себе без развитиянауки, исследующее объективные законы природы и развитие человеческого общества. Деятельность человека зависит от его знания объективных законов природы и общества, от мировоззрения, требует высокого уровня организации исследовательской работы. История как раз таки является наукой, которая исследует и изучает соотношения законы природы и общество и отношения между народами, борьба народов и процессы развития общество, социальные перемены в нем.

Некоторые ученые, исследователи добываются больших успехов, открывая законы природы и общества, создавая научные школы, разрабатывая теории и гипотезы. История таджикского народа показывает, какой огромный вклад вносят ученые, в развитие науки и общества. Таджикский народ имеет богатое культурное наследие. Новое поколение и каждый гражданин страны должны знать историю своего народа, родины и ее деятелей. Именно деятелей науки, литературы, искусство, которые прокладывали путь к развитию общество. Общественная жизнь требует обращения внимания на некоторых людей, судьба и жизнь которых были неоднозначными. Среди таких ученых - историков можно причислять Баходура Искандаровича Искандарова.

Он шел к знаниям и науке по неимоверно трудным путям, но не смотря на них многое сделал для отечественной истории. Он родился в горном памирском селении Сохчарв 12 апреля 1912 г., в бедной крестьянской семье. Рано лишившись родительской ласки (ему было 9 лет) и воспитываясь у родственников (тёти по отцу) в соседнем селе Поршнёв. В подростковом возрасте становится свидетелем установления Советской власти и перемен, которые произошли в жизни населения Памира. Но самым впечатляющим для него, жаждущего овладеть грамотой, стала открывшаяся в Поршневе первая школа, где с 1923 по 1926 годы он и получил начальное образование. Затем учеба была продолжена в Хорогском интернате. В 1928 году Баходур отличившийся среди одноклассников старанием и знаниями, был направлен на учебу в Таджикиинпрос, в город Ташкент, где обучался до 1930 года. Судьба ученого была тесно связано с победой Социалистической революции и установлением Советской власти на Памире и Восточной Бухары. Как вспоминает сам Искандаров Б.: - «Судьба сберегла меня, и я по мере сил участвовал в великих преобразованиях, которые происходили в нашей стране» [3, с. 83].

В 1931 году БаходурИскандаров поступил в Ленинградский институт философии, литературы и истории (ЛИФЛИ). Здесь на историческом отделении он прошел замечательную школу с мировым именем ученых (Е.В.Тарле, Б.Д.Греков, В.В.Струве, С.И.Ковалев, Н.Н.Розенталь и др.), которые, сыграли определяющую роль в его дальнейшем становлении как ученого. Однако в то время новая молодая республика испытывала острую нужду в кадрах и это вынудила руководство Таджикской ССР

пригласить своих студентов, в том числе и Б.Искандарова, на работу сюда. Он был направлен на должность инструктора районо в Бальджуан.

Творчество, Б.И. Искандарова находится в неразрывной связи с наследием ведущих таджикских историков, как академики Б.Г. Гафурова, З.Ш.Раджабова, А.Н.Мухтарова, Н.Негматова и д.р. На сегодняшний день творческое наследие академика имеет огромное значение в изучение истории таджикского народа. Искандаров Б. как специалист истории XIX и началаХХ вв. таджикского народа, особенно история Восточной Бухары и Памира известен среди ученых историков мира. Разумеется, нельзя ограничивать рамки освещения истории центральной и южной части Таджикистана, Памира или Бадахшана лишь содержанием трудов академика Б.И.Искандарова. Оно намного шире и в той или иной степени охватываетважные аспекты истории таджикского народа и народов сопредельных стран. В этой связи научное наследие академика Б.И.Искандарова давно заслуживает стать объектом серьезного комплексного историографического исследования. Только тогда можно будет предельно полно определить его значение в развитии отечественной исторической науки.Он как ученый историк участвовал во многих международных конференциях по актуальным вопросам истории Средней Азии сообщениями и докладами.

Как его назвали коллеги, патриарх исторической науки республики Таджикистан шел в науке тяжелым путем ученого труженика. Искандаров Б.И. в своих воспоминаниях пишет: с нескольких бейтов великого Фирдоуси. Из поэмы «Шах-наме», из той части «Вступления» к поэме, которая носит название «Слово в похвалу разума» Иди же вслед за разумом с любовью Разумное не подвергай злословью К словам разумных ты ищи пути Весь мир пройди, чтоб знанье обрести [6, с. 22].

«Может быть, я не обрел всего знания, но никогда не превращал его в омертвелую материю»- отом, что я услышал, всем поведал. Мой путь к знанию действительно был трудным, но ив самые тяжелые минуты я не забывал о науке, которой намерен был, служит» [4, с. 157].

В системе общественно - гуманитарных наук наряду с другими отраслями науки важное место занимает историческая наука. Изучение истории и ее этапов имеет колоссальное значение для преобразования общество. Искандаров Б.И. тоже с детство мечтал исследовать историю своего народа и страны. Он шел по этой непростой для него пути, перешел все преграды, довел дело, до конца написав многочисленные научные статьи и монографии.

Успехи, достигнутые в области развитие исторической науки Таджикистана, отражают становление и развитие всей исторической науки.Ученые историки таджикского народа в период Советской эпохиразрабатывали многие вопросы с позиций марксизма - ленинизма и Искандаров Б.И. также придерживался такой позиции. Он учился в интернате в г. Хороге, затем в учебных заведениях Ташкента и Ленинграда. Одновременно учил других, активно участвовал в бурном процессе культурного преобразования родного края - Памир. Затем на его долю пришлось сражаться на фронтах Отечественной войны. После победы над фашизмом продолжил прерванную учебу в аспирантуре истории АН СССР в Москве, где и был удостоен ученой степени кандидата исторических наук в последующие годы он занимался неустанной многогранной научной, педагогической иобщественной деятельностью [1].

Главным направлением своих изысканий Б.И. Искандеров избрал исследование истории Восточной Бухары и Памира и сопредельных стран Х1Х - начале ХХ в. Он сам пишет в своих воспоминаниях: «Когда я подрос, я стал расспрашивать стариков, как появился наш кишлак и откуда пришли его жители» [4, с. 157].

Период Х1Х и начало ХХ века в многовековой истории таджикского народа был весьма сложным, именно в этот период решалось судьба нашего народа, в том числе и судьба памирского народа. После присоединения этого края к Российской империи и

победы великой Социалистической революции в общественной жизни нашего народа постепенно происходили изменения.

Испытав счастье новой жизни, Б.И. Искандаров становится летописцем революционной эпохи в истории своего народа. Много ярких страниц посвящено в исследованиях Б.И. Искандарова истокам дружбы таджикского народа и народов Средней Азии с русским народом. Он исследует историю изучения края русскими учеными - путешественниками и востоковедами, описывая научный подвиг ученых А.П. Федченко, А.Регель, В. Бартольд, И.И. Зарубин, А.А. Семенов и др.

Искандарову принадлежат важные труды по истории гражданской войны в Среднем Азии. Он внес весомый вклад в историографии истории таджикского народа.

Историческая наука в Таджикистане развивалось на глазах Искандарова Б. и при его активном участие. Поэтому хорошо описывает историю становления и развития исторической науки в Таджикистане [3].

Академик Академии наук Таджикской ССР Б.И. Искандаров имеет большие заслуги как организатор науки. Он успешно возглавил Институт истории АН Таджикистана с 1962г. по 1994г. Академик всячески направлял деятельность коллектива Института на решение актуальных задач исторической науки.

Осенью 1940 г. он поступает в аспирантурыИнститута истории АН СССР, по специальности «История СССР». НоВОВ помешало его учебе, и он пишет заявление о добровольном участии в войне. С 1947 г. после демобилизации он продолжает свой путь в науке. Подруководством своих научных руководителей - сначала генерала Тимошкова С.П., затем профессора Пясковского А.В. - он завершил свою кандидатскую диссертациюна тему «Бухара в 1918 - 1920гг. (ликвидация Бухарского эмирата - очага английских интервентов и российской контрреволюции в Средней Азии)»

Как ученый - историк, Искандаров Б. в своей научной деятельности обращает внимание на актуальные и ключевые проблемы истории таджикского народа и сопредельных стран Востока в Х1Х - начале ХХ в. Он уделял внимание истории странам Гиндукуша, Индии. В центре внимания исследователя находились - Памир и Восточная Бухара. Эти районы были недостаточно изучены, всегда находились во внимание ученых и исследователей и казались таинственными и непонятными. О них было написано много, но иногда противоречиво, так как источники по истории этих регионов хорошо не изучались.

14 апреля 1951 года в Таджикской ССР была учреждена Академия наук. Это событие имело колоссальное значение для экономического и культурного развития республики. Огромная заслуга в этом деле принадлежат первому секретарю ЦК КП Таджикистана Б.Г. Гафурову и Академии наук СССР, лично Е.Н. Павловскому. При Академии наук Таджикской ССР открывается Институт истории, археологии и этнографии, и по инициативе Гафурова Б.Г. ученый - востоковед А.А. Семенов [5] стал первым директором этого института. Перед институтом истории ставились все новые и новые задачи, велись широкие исследовательские работы, защитили свои диссертации Н.Н. Негматов, А.М. Мухтаров, А.Д. Джалилов и др.

Главная трудность при изучении истории дореволюционного Таджикистана это была - недостаток архивных материалов. Это побудило сотрудников института предпринять поиски архивов и письменных источников. Первоначально Искандаров Б. намеревался, продолжат исследования по истории советского периода, но ко времени возвращения в Душанбе наиболее актуальным стало освещение истории Таджикистана до революции. Он пишет статью о «Восстание Восе». В ходе исследования Искандаров Б.И. наблюдает, что история Восточной Бухары и Памира грубо искажается. Именно это в очередной раз заставило ученого заниматься изучением истории до революционного периода.

«Немаловажную роль в моем решении сыграл опят таки А.А. Семенов, который очень интересовался моей работой. Я решил досконально изучить и систематизировать

социально - экономическую и политическую историю Памира и юга-восточных районов современного Таджикистана в Х1Х - начале ХХ вв.»

Много важной информации о дореволюционной истории он получает по газету «Туркестанские ведомости» и журналу «Туркестанский сборник» издавшихся в Ташкенте. Горные районы Восточной Бухары и Памира долгое время оставались не изученными, представляли собой сплошное «белое пятно». С приходом русских начинается планомерное исследование этих регионов, но материалы и труды русских исследователей и ученых тоже было недостаточно для освещения некоторых вопросов. Также он объездил регионы и собрал устные рассказы и предания старожилов. Ученый проделал громадную работу, выявляя и составляя факты, и проверил правильность своих гипотез. Местное население и правители не обращали внимания на сбережения текущих документов, поэтому не редко удавалась найти что - либо существенное.

Поэтому ученый сотрудничал с А.М.Дьяковым, И.С.Брагинским, Х.Н. Дриккером, чтоб завершит свою работу. 1958 году он опубликовал часть работы под названием «Из истории Бухарского эмирата (Восточная Бухара и Западный Памир в конце 19 века)».Сначала Искандаров решил, представит свою работу для защиты в Ленинградском университете, но по предложению Б.Г. Гафурова все-таки защитил в Москве 1959 году докторскую работу. После чего ученый возвратился на родину и два года работает старшим научным сотрудником Института истории.

Весной 1962 года решением бюро ЦК Компартии Таджикистана Искандаров Б. И. назначается директором института истории имени Ахмада Даниша. Перед ним стояло задача приумножить и развить достижения своих предшественников. Расширят исследования института, стимулирование научного роста сотрудников, воспитание научной молодежи стали основными целями ученого. Он сочетает административные обязанности и научную работу. Важной работой он считает подготовка кадров и преподавательскую деятельность.

Одновременно кроме участия в различных совещаниях и заседаниях долгое время являлся председателем общества - «Знание», с 1962 годабыл председателем Таджикского отделения Общества Советска - индийских культурных связей.

Важно отметит, что академик Баходур Искандаров имеет большой вклад в становление и развитие исторических наук в Таджикистане. Он уделяет особое внимание исследованию истории Таджикистана, борется с фальсификацией истории, определяет много хронологических дать событий в истории Восточной Бухары и Памира, так как этот вопрос был весьма сложным из-за отсутствия достаточных первоисточников, трудности собрания материалов по истории этого региона.

Литература:

1. Б. И. Искандаров - ученный, патриот, педагог, общественный деятель / отв. ред. С.

А. Раджабов. - Душанбе: Дониш, 1982.

2. Из истории Бухарского эмирата. - М., 1958.

3. Искандаров Б. И. Развитие исторических наук в Таджикистане / отв. ред. М. С.

Асимов. - Душанбе: Дониш, 1997.

4. Искандаров Б. И. Трудный путь к знанию. - М.: Изд. МГУ, 1999.

5. Труды АН. СССР. Т. I. 19, 1951.

6. Цитата по изданию Фирдоуси Шах-наме / перевод С. Липкина. - М.: Изд.

«Художественная литература»,1978.

РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ И

ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВА В НАУЧНОЙ И ОБЩЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

АКАДЕМИКА ИСКАНДАРОВА Б. И.

Аннотация. В статье говорится о развитии общественно-политической мысли и демократического просветительства в научной и общественной деятельности академика

Искандарова Б.И. Коротко приведены страницы из жизни академика, но основное внимание уделяется проблеме научно-исследовательской деятельности ученого.

Ключевые слова: Бухара, социальной, эмир, князья, историческая фальсификация, наука, гипотеза, университет.

THE DEVELOPMENT OF PUBLIC-POLITICAL THOUGHTS AND ENLIGHTENMENT IN SCIENTIFIC AND PUBLIC ACTIVITIES OF THE ACADEMICIAN ISKANDAROV B. I.

Abstract. The article has information about the development of social and politic meaning and democratic enlightenment of the academician Iskandarov B. I. The pages of his life are given briefly, but the main attention is directed to issues regarding the scientific and social activities of the scientist.

Key words: Bukhara, Sociology, emirate, shire, falsification of history, science, imagination, university.

Сведения об авторе: Карамалишоев Карамали Нуралишоевич - старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин и развития личности Технологического университет Таджикистана, e-mail: sosim-76@mail.ru

Information about the author: Karamalishoev Karamali Nuralishoevich - senior teacher, Chair of humanitarian discipline and developments to personalities, Technological University of Tajikistan

ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФЛАГА ТАДЖИКИСТАНА СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА

Зоиров Г. М.

Институт истории, археологии и этнографии имени А. Дониша Академии наук Республики Таджикистан

Флаг наряду с гербом и гимном является одним из символов государственности. Это полотнище определенного цвета (цветов) и размера, прикрепленное к древку шнуром. Вспомогательная историческая дисциплина, занимающаяся изучением флагов, знамён, штандартов, вымпелов и прочих предметов подобного рода, называется вексиллологией или вексиллографией. Слово вексиллология происходит от лат. увхШыт, которое, в частности, обозначало знамя, использовавшийся римскими легионами [3, с. 242].

История государственного флага Таджикистана ХХ века мало изучена, хотя именно в этот период она претерпела множество изменений. Этому вопросу до сих пор не придавалось должного внимания, поэтому в научных трудах и учебниках мало освещены документы и даты принятия решений по государственному флагу того или иного периода. С учреждением в Таджикистане праздника «Дня Флага» (ежегодно 23 ноября) интерес к изучению истории государственного флага Таджикистана возрос.

В данной статье рассматривается краткая история государственного флага Таджикистана советского периода, т.е. с 1924 года по 1991 год.

1 сентября 1920 года младобухарцы и бухарские коммунисты подняли в г. Чарджоу восстание, поддержанное частями РККА РСФСР, которые 2 сентября заняли г. Старую Бухару, эмир и его правительство бежали в Восточную Бухару, а затем в Афганистан. 2 сентября 1920 года Бухарский эмират был ликвидирован, а на её территории возникла Бухарская Народная Советская Республика, в состав которой входили центральная, южная и юго-восточная части нынешнего Таджикистана [2, с. 241].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.