Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ОБЩЕРОССИЙСКОГО ПРОЕКТА «РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ШКОЛЫ РОАГ»'

РАЗВИТИЕ ОБЩЕРОССИЙСКОГО ПРОЕКТА «РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ШКОЛЫ РОАГ» Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
85
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ШКОЛЫ РОАГ / НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБЩЕРОССИЙСКИЙ ФОРМАТ ПРОЕКТА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Серов Владимир Николаевич, Баранов Игорь Иванович, Нестерова Людмила Александровна

Общероссийский проект «Региональные образовательные Школы РОАГ» - это долгосрочный проект по непрерывному медицинскому образованию акушеров-гинекологов страны, который представляет уникальную возможность для повышения уровня знаний и навыков врачей из регионов и эффективного общения с коллегами ведущих научных организаций страны. Российскому обществу акушеров-гинекологов (РОАГ) удалось создать платформу для обмена знаниями и опытом практикующих врачей, повышения профессиональной квалификации специалистов, внедрения новых инновационных подходов. С 2016 по 2020 г. проведено 56 Школ РОАГ. За эти годы лекторы из ФГБУ «НМИЦ АГП им. В.И. Кулакова» Минздрава России и других ведущих учреждений страны провели семинары, лекции, круглые столы и мастер-классы во всех федеральных округах РФ. Проект ежегодно развивался не только территориально, менялось и содержание научной программы Школ. С каждым годом в нее включались все новые и новые блоки для междисциплинарного развития специальности, были организованы секции по вспомогательным дисциплинам, таким как юридическая грамотность и психология. Всего в рамках проекта прошли обучение более 45 000 специалистов из разных регионов и городов страны (акушеры-гинекологи, неонатологи, врачи ультразвуковой диагностики, онкогинекологи, педиатры, эндокринологи, анестезиологи-реаниматологи, хирурги, радиологи и рентгенологи, репродуктологи, терапевты, урологи, медицинские сестры и др.). Внедрение в 2020 г. онлайн-формата проведения Школ РОАГ позволило проекту выйти на общероссийский уровень по охвату аудитории постдипломного образования медицинских специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Серов Владимир Николаевич, Баранов Игорь Иванович, Нестерова Людмила Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE ALL-RUSSIAN PROJECT "REGIONAL EDUCATIONAL SCHOOLS OF THE RUSSIAN SOCIETY OF OBSTETRICIANS AND GYNECOLOGISTS"

The all-Russian project "Regional Educational Schools of the Russian Society of Obstetricians and Gynecologists" is a long-term project on continuing medical education of obstetrician-gynecologists of the country, which represents a unique opportunity to improve level of knowledge and skills of physicians from regions, and also provides conditions for effective communication with colleagues from leading scientific organizations of the country. The Russian Society of Obstetricians and Gynecologists (RSOG) managed to create a platform for ex-changing knowledge and experience of practicing physicians, improving their professional skills, as well as for introducing new innovative approaches. From 2016 to 2020, 56 RSOG Schools were held. Over the years, lecturers from the Kulakov Obstetrics, Gynecology and Perinatology National Medical Research Center of Ministry of Healthcare of the Russian Federation and other leading institutions of the country held seminars, lectures, round tables and master classes in all federal districts of the Russian Federation. The project developed annually, but not only geographically, content of scientific program of the Schools also changed. Every year, more and more blocks for interdisciplinary development of specialty were included in it, in addition sections in auxiliary disciplines (such as legal literacy and psychology) were organized. In total, more than 45,000 specialists from different regions and cities of the country were trained within the framework of the project (obstetrician-gynecologists, neonatologists, ultrasound specialists, gynecologic oncologists, pediatricians, endocrinologists, anesthesiologists-reanimatologists, surgeons, specialists in radiotherapy and roentgenologists, fertility specialists, therapeutists, urologists, nurses, etc.). Introduction of online format for holding RSOG Schools in 2020 allowed the project to reach all-Russian level of coverage of the audience of medical specialists within the framework of increasing the level of postgraduate education.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ОБЩЕРОССИЙСКОГО ПРОЕКТА «РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ШКОЛЫ РОАГ»»

ОБРАЗОВАНИЕ

Развитие общероссийского проекта «Региональные образовательные Школы РОАГ»

Серов В.Н., Баранов И.И., Нестерова Л.А.

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный медицинский исследовательский центр акушерства, гинекологии и перинатологии имени академика В.И. Кулакова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 117997, г. Москва, Российская Федерация

Общероссийский проект «Региональные образовательные Школы РОАГ» - это долгосрочный проект по непрерывному медицинскому образованию акушеров-гинекологов страны, который представляет уникальную возможность для повышения уровня знаний и навыков врачей из регионов и эффективного общения с коллегами ведущих научных организаций страны. Российскому обществу акушеров-гинекологов (РОАГ) удалось создать платформу для обмена знаниями и опытом практикующих врачей, повышения профессиональной квалификации специалистов, внедрения новых инновационных подходов.

С 2016 по 2020 г. проведено 56 Школ РОАГ. За эти годы лекторы из ФГБУ «НМИЦ АГП им. В.И. Кулакова» Минздрава России и других ведущих учреждений страны провели семинары, лекции, круглые столы и мастер-классы во всех федеральных округах РФ. Проект ежегодно развивался не только территориально, менялось и содержание научной программы Школ. С каждым годом в нее включались все новые и новые блоки для междисциплинарного развития специальности, были организованы секции по вспомогательным дисциплинам, таким как юридическая грамотность и психология. Всего в рамках проекта прошли обучение более 45 000 специалистов из разных регионов и городов страны (акушеры-гинекологи, неонатологи, врачи ультразвуковой диагностики, онкогинекологи, педиатры, эндокринологи, анестезиологи-реаниматологи, хирурги, радиологи и рентгенологи, репродуктологи, терапевты, урологи, медицинские сестры и др.). Внедрение в 2020 г. онлайн-формата проведения Школ РОАГ позволило проекту выйти на общероссийский уровень по охвату аудитории постдипломного образования медицинских специалистов.

Финансирование. Авторы заявляют об отсутствии спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Серов В.Н., Баранов И.И., Нестерова Л.А. Развитие общероссийского проекта «Региональные образовательные Школы РОАГ» // Акушерство и гинекология: новости, мнения, обучение. 2021. Т. 9, № 1. С. 69-73. 001: ИИрз://^. огд/10.33029/2303-9698-2021-9-1-69-73

Статья поступила в редакцию 15.01.2021. Принята в печать 05.03.2021.

Ключевые слова:

региональные образовательные Школы РОАГ, непрерывное профессиональное образование, общероссийский формат проекта

Development of the All-Russian project "Regional Educational Schools of the Russian Society of Obstetricians and Gynecologists"

Serov V.N., BaranovI.I., KuLakov Obstetrics, Gynecology and Perinatology National Medical

Nesterova L.A. Research Center of Minis-try of Healthcare of the Russian Federation,

117997, Moscow, Russian Federation

The all-Russian project "Regional Educational Schools of the Russian Society of Obstetricians and Gynecologists" is a long-term project on continuing medical education of obstetrician-gynecologists of the country, which represents a unique opportunity to improve level of knowledge and skills of physicians from regions, and also provides conditions for effective communication with colleagues from leading scientific organizations of the country. The Russian Society of Obstetricians and Gynecologists (RSOG) managed to create a platform for ex-changing knowledge and experience of practicing physicians, improving their professional skills, as well as for introducing new innovative approaches.

Keywords:

regional

educational schools of RSOG, continuing professional education, all-Russian project format

From 2016 to 2020, 56 RSOG Schools were held. Over the years, Lecturers from the KuLakov Obstetrics, Gynecology and Perinatology National Medical Research Center of Ministry of Healthcare of the Russian Federation and other leading institutions of the country held seminars, lectures, round tables and master classes in all federal districts of the Russian Federation. The project developed annually, but not only geographically, content of scientific program of the Schools also changed. Every year, more and more blocks for interdisciplinary development of specialty were included in it, in addition sections in auxiliary disciplines (such as legal literacy and psychology) were organized. In total, more than 45,000 specialists from different regions and cities of the country were trained within the framework of the project (obstetrician-gynecologists, neonatologists, ultrasound specialists, gynecologic oncologists, pediatricians, endocrinologists, anesthesiologists-reanimatologists, surgeons, specialists in radiotherapy and roentgenologists, fertility specialists, therapeutists, urologists, nurses, etc.). Introduction of online format for holding RSOG Schools in 2020 allowed the project to reach all-Russian level of coverage of the audience of medical specialists within the framework of increasing the level of postgraduate education.

Funding. The authors received no financial support.

Conflict of interests. The authors declare no conflict of interests.

For citation: Serov V.N., Baranov I.I., Nesterova L.A. Development of the All-Russian project "Regional Educa-tional Schools of the Russian Society of Obstetri-cians and Gynecologists". Akusherstvo i ginekologiya: novosti, mneniya, obuchenie [Obstetrics and Gynecology: News, Opinions, Training]. 2021; 9 (1): 69-73. DOI: https://doi.org/10.33029/2303-9698-2021-9-1-69-73 (in Russian) Received 15.01.2021. Accepted 05.03.2021.

За прошедшие годы региональные образовательные школы Российского общества акушеров-гинекологов получили высокую оценку специалистов и стали неотъемлемой частью системы непрерывного профессионального образования акушеров-гинекологов, неонатологов и специалистов смежных областей. РОАГ удалось создать платформу для обмена знаниями и опытом практикующих врачей, повышения профессиональной квалификации специалистов, внедрения новых инновационных подходов.

Проект «Региональные образовательные Школы Российского общества акушеров-гинекологов» (далее - Школы РОАГ) был создан в 2016 г. как цикл образовательных мероприятий, направленных на повышение квалификации акушеров-гинекологов регионов в рамках внедрения системы непрерывного медицинского образования в стране. Создание Школ РОАГ было инициировано президиумом правления Российского общества акушеров-гинекологов и ФГБУ НМИЦ АГП им. В.И. Кулакова» Минздрава России при поддержке Министерства здравоохранения Российской Федерации [1-5].

Создавая проект, его руководители отмечали значимость Школ РОАГ как для врачей, так и для пациентов. Мероприятия формировались как связующее звено для профессионального сообщества страны.

Академик РАН, директор ФГБУ «НМИЦ АГП им. В.И. Кулакова» Минздрава России Г.Т. Сухих: «Школы РОАГ - это не только повышение профессионального уровня, но и наша ответственность перед государством за безопасность лечебной практики. Это снижение вероятности неточностей в действиях акушеров-гинекологов. И в конечном счете это все большее фокусирование на центральной роли пациента, его удовлетворенности от процесса лечения. Ведь успех обеспечивается не только применением передовых технологий и качественных лечебных препаратов, но и взаимопониманием между врачом и пациентом».

Академик РАН, президент РОАГВ.Н. Серов: «Роль Российского общества акушеров-гинекологов заключается в ока-

зании помощи в развитии специальности, чтобы в каждом городе нашей большой страны врач имел равные возможности для самообразования и профессионального совершенствования, ведь за этим стоит и качество региональной медицины, и уровень жизни населения, и отношение общества к национальному здравоохранению, и престиж профессии акушера-гинеколога. Я искренне надеюсь, что посещение Школы РОАГ станет важным этапом в личном развитии каждого врача и позитивно отразится на работе региональных учреждений, позволит прочувствовать, насколько тесно связаны наука и практическая медицина и как быстро смелые инновации становятся работающими методами, а главное -укрепит интерес к своему делу и подтолкнет к дальнейшему профессиональному росту».

Особенностью Школ РОАГ с самого начала стал тщательный отбор тем по степени актуальности для врачей региона проведения. Они выбираются с учетом современных тенденций развития специальности, статистических показателей системы здравоохранения, мнений главных акушеров-гинекологов и специалистов на местах. В итоге каждая из заявленных тем повышает уровень профессионализма акушера-гинеколога.

Формат обучения в Школах РОАГ с момента создания проекта максимально интерактивный - семинары, мастер-классы, разборы клинических случаев, лекции и круглые столы предполагают активное включение аудитории в познавательный процесс. После лекций у преподавателей остается время на вопросы из зала, обсуждение и обмен мнениями.

Наряду с научно-образовательной программой в рамках Школ РОАГ с самого начала проекта проходят специализированные выставки, на которых участники могут ознакомиться с современным медицинским оборудованием, новыми технологическими разработками, популярными фармацевтическими препаратами и получить всю необходимую информацию у экспертов на стендах.

Начало проекта

В 2016 г. проект был реализован в трех крупных региональных центрах:

■ Казань - 23-24 мая по теме «Гинекологические заболевания и репродуктивное здоровье женщины»;

■ Ярославль - 17-18 октября по теме «Перинатальная медицина: достижения и нерешенные вопросы»;

■ Ростов-на-Дону - 7-8 ноября по теме «Сложные вопросы репродуктивной медицины: новые взгляды, новые возможности».

Первыми обучение прошли специалисты Приволжского федерального округа (ПФО). В мае 2016 г. региональную школу РОАГ «Гинекологические заболевания и репродуктивное здоровье женщины» принимали в столице Татарстана - Казани. Превосходя ожидания организаторов, мероприятие посетили более 700 человек - приехали представители всех 14 регионов ПФО: акушеры-гинекологи, не-онатологи, в том числе заведующие отделениями, начинающие врачи, профессора профильных вузов.

Проведение первой Школы показало, что этот проект врачи ждали, что он нужен каждому специалисту.

Профессор, вице-президент РОАГ И.И. Баранов: «Быть современным акушером-гинекологом совсем не просто. Он должен обладать колоссальным объемом знаний, накопленных за время обучения и последующей деятельности, большим практическим опытом, который приобретается бессонными ночами, и очень высокими человеческими качествами, постольку наша специальность высокоэтична. На сегодняшний день существует огромный объем информации вокруг врача, и не так-то просто выделить, на что хотелось бы потратить и без того малое количество времени. Хотелось, чтобы Школа стала эталоном образовательного процесса для эффективного повышения квалификации акушеров-гинекологов. Мы увидели большой интерес к проекту не только у слушателей, но и у лекторов, которые не покидали помещение сразу после прочтения своего доклада, а внимательно слушали лекции других спикеров и активно дискутировали друг с другом в перерывах».

Заданный на старте высокий уровень организации мероприятия был поддержан и на последующих Школах РОАГ. Школа в Ярославле побила рекорд Казани по числу участников, приняв 800 специалистов Центрального федерального округа. В работе Ростовской Школы РОАГ приняли участие уже 944 специалиста, среди них были врачи как из Южного, так и из других федеральных округов [6].

Развитие проекта

Получив невероятный отклик специалистов в различных регионах, оргкомитет Школ РОАГ пошел навстречу запросам врачей и значительно расширил географию проведения уже со 2-го года проекта. В 2017 г. мероприятия состоялись в 7 городах, в 2018 г. - в 10, а в 2019 г. - уже в 14 регионах России. За эти годы коллектив лекторов из ФГБУ «НМИЦ АГП им. В.И. Кулакова» Минздрава России и других ведущих учреждений страны успел провести семинары, лекции, круглые

столы и мастер-классы во всех федеральных округах. Некоторые города получили возможность обновить базу знаний от лучших экспертов спустя год или два после проведения у них в регионе проекта - Школы РОАГ.

Проект развивался не только территориально, менялось и содержание научной программы Школ. С каждым годом в нее включались все новые и новые блоки для междисциплинарного развития специальности. Это специальные секции по ультразвуковой диагностике, экстракопораль-ному оплодотворению и вспомогательным репродуктивным технологиям, семинары по онкогинекологии, гинекологической эндокринологии, хирургии, урогинекологии, интенсивной терапии и неотложным состояниям в акушерстве, мастер-классы по эстетической гинекологии, гени-тальным инфекциям, заболеваниям шейки матки, круглые столы по менеджменту крови, а также специальные курсы по неонатологии [7].

В 2019 г. программа Школ продолжила существенно обновляться. Впервые были организованы секции по вспомогательным дисциплинам, таким как юридическая грамотность и психология. От врачей из различных регионов страны в РОАГ все чаще приходили запросы о необходимости обучения по этим направлениям [8].

В процессе работы курса «Юридические аспекты деятельности врача» слушатели подробно разбирали различные нюансы выстраивания взаимоотношений с пациентами и оформления медицинской документации. Второе направление для развития - решение проблем в области психологии поведения врача в различных ситуациях. Один из тренингов был посвящен профилактике жалоб и конфликтов с пациентами, другой был направлен на работу с пациентками, перенесшими перинатальную потерю [9, 10].

В 2020 г. продолжилось заданное направление развития научной программы Школ. Нововведением стал блок, посвященный работе с клиническими рекомендациями, значение которых в работе врача невозможно переоценить. Ведь именно они являются основополагающими документами в выборе тактики лечения и диагностики.

Важной вехой в истории развития Школ РОАГ стал 2020 г., в котором началось расширение возможностей посещения ряда Школ. Сюда вошли сразу 3 направления развития: проведение однодневных мероприятий в небольших городах страны, проведение трансляций очных Школ в рамках федерального округа и полный переход на онлайн-формат работы Школ. Проект «Региональные образовательные школы РОАГ» вышел на новый общероссийский уровень в работе по обеспечению доступности совершенствования профессионального опыта и знаний акушеров-гинекологов по всей территории России.

Безусловным новшеством 2020 г. и эффективным выходом в ситуации пандемии стал переход на онлайн-про-ведение Школы РОАГ. Внедрение данного формата позволило проекту выйти на новый уровень по охвату аудитории постдипломного образования медицинских специалистов. Благодаря ему в работе Школ смогли принять участие врачи из самых отдаленных регионов, у которых зачастую нет возможности посещать очные мероприятия. В то же время проект сохранил свою региональную направленность. К уча-

стию в трансляциях приглашали врачей тех регионов, где должны были состояться очные Школы, а также из соседних субъектов РФ [11].

Всего в 2020 г. было проведено 22 Школы РОАГ, новые знания на которых получили более 15 000 врачей акушеров-гинекологов, неонатологов, анестезиологов-реаниматологов, эндокринологов, хирургов, репродуктологов и других смежных специалистов. Принять участие в работе онлайн-Школ медицинские специалисты могли как на рабочих местах - в аудиториях и ординаторских, так и с мобильных телефонов [12].

Всего за прошедшие годы состоялось 56 Школ РОАГ, в которых участвовали около 45 000 специалистов: акушеры-гинекологи, неонатологи, врачи ультразвуковой диагностики, онкогинекологи, педиатры, эндокринологи, анестезиологи-реаниматологи, хирурги, радиологи и рентгенологи, репродуктологи, терапевты, урологи, медицинские сестры и др., из них очно приняли участие более 20 000 врачей и более 25 000 - онлайн.

Будушее проекта

В 2021 г. Школы РОАГ продолжат свое развитие в статусе общероссийского проекта, опираясь на поддержку Минздрава России (информационное письмо от 11.02.2021 № 15-4/232, подписанное директором Департамента медицинской помощи детям и службы родовспоможения Минздрава России Е.Н. Байбариной) и востребованность

в получении новых знаний со стороны региональных специалистов. Планируется провести Школы в 18 регионах всех федеральных округов страны: Пенза (5 февраля), Новосибирск (18-19 февраля), Воронеж (1-2 марта), Якутск (29 марта), Санкт-Петербург (8-9 апреля), Владикавказ (16 апреля), Тюмень (22 апреля), Саратов (26-27 апреля), Томск (20-21 мая), Челябинск (27-28 мая), Ростов-на-Дону (3-6 июня), Владивосток (16-17 сентября), Красноярск (14-15 октября), Смоленск-Брянск (20 октября), Краснодар (28-29 октября), Казань (8-9 ноября), Архангельск (15 ноября), Москва (2-3 декабря).

В городах, которые Школы РОАГ посетят не первый раз, специалистам будет представлена обновленная программа, основанная на актуальных данных последних клинических рекомендаций и научных исследований.

Важным этапом развития проекта в 2021 г., которого давно ждали акушеры-гинекологи Московского региона, станет проведение итоговой Школы года в Москве, на которой будут обсуждены результаты работы Школ РОАГ, намечены новые образовательные планы повышения профессионализма врачей.

Общероссийский проект «Региональные образовательные Школы РОАГ» - это долгосрочный проект по непрерывному медицинскому образованию акушеров-гинекологов страны, который представляет уникальную возможность для повышения уровня знаний и навыков врачей из регионов и эффективного общения с коллегами ведущих научных организаций страны.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Серов Владимир Николаевич (Vladimir N. Serov) - академик РАН, доктор медицинских наук, профессор, главный научный сотрудник отдела научно-образовательных программ департамента организации научной деятельности ФГБУ «НМИЦ АГП им. В.И. Кулакова» Минздрава России, президент РОАГ (Москва, Российская Федерация) E-mail: v_serov@oparina4.ru https://orcid.org/0000-0001-6640-1235

Баранов Игорь Иванович (Igor I. Baranov) - доктор медицинских наук, профессор, заведующий отделом научно-образовательных программ департамента организации научной деятельности ФГБУ «НМИЦ АГП им. В.И. Кулакова» Минздрава России, вице-президент РОАГ (Москва, Российская Федерация) E-mail: i_baranov@oparina4.ru https://orcid.org/0000-0002-9813-2823

Нестерова Людмила Александровна (Lyudmila A. Nesterova) - кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник отдела научно-образовательных программ департамента организации научной деятельности ФГБУ «НМИЦ АГП им. В.И. Кулакова» Минздрава России (Москва, Российская Федерация) E-mail: l_nesterova@oparina4.ru https://orcid.org/0000-0001-6099-4260

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон от 21 ноября 2011 № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации.

3. Приказ Минздрава России от 11 ноября 2013 г. № 837 «Об утверждении Положения о модели отработки основных принципов непрерывного медицинского образования для врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, врачей общей практики (семейных врачей) с участием общественных профессиональных организаций».

4. Приказ Минздрава России № 328 от 9 июня 2015 г. «О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11 ноября 2013 г. № 837».

5. Приказ Минздрава России от 02.06.2016 № 334н, 26.04.2018) «Об утверждении Положения об аккредитации специалистов».

6. Приказ Минздрава России от 21 ноября 2017 г. № 926 «Об утверждении Концепции развития непрерывного медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации на период до 2021 года».

7. Приказ Минздрава от 22.12.2017 № 1043н «Об утверждении сроков и этапов аккредитации специалистов, а также категорий лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов».

8. Серов В.Н., Баранов И.И., Нестерова Л.А. Непрерывное медицинское образование акушеров-гинекологов в России: проблемы и перспективы. С 32-37 // Гинекология : национальное руководство / под ред. Г.М. Савельевой, Г.Т. Сухих, В.Н. Серова, В.Е. Радзинского. 2-е изд., перераб. и доп. Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2017. 1008 с. (Серия «Национальные руководства»)

9. Баранов И.И., Нестерова Л.А., Серов В.Н. «Региональные образовательные школы РОАГ в системе непрерывного медицинского образования» // Мать и дитя-2018 : материалы форума. Москва, 2018.

10. Серов В.Н., Баранов И.И., Нестерова Л.А. Российское общество акушеров-гинекологов в системе непрерывного медицинского образо-

вания // Акушерство и гинекология: новости, мнения, обучение. 2019. Т. 7, № 2. С. 64-67.

11. Серов В.Н., Баранов И.И., Нестерова Л.А. Основные результаты работы Российского общества акушеров-гинекологов по внедрению системы НМО // Мать и дитя-2019 : материалы XII Регионального научно-образовательного форума. Сочи, 2019. С. 105-106.

12. Серов В.Н., Баранов И.И., Нестерова Л.А. Итоги работы Региональных образовательных школ РОАГ за первое полугодие 2019 г. // Мать и дитя-2019 : материалы XX Юбилейного Всероссийского научно-образовательного форума. 2019. С. 252-253.

13. НМО в Российской Федерации.иР1_: http://www.sovetnmo.ru

14. World Federation for Medical Education. Basic Medical Education. WFME Global Standards for Quality Improvement. Copenhagen : WFME, 2003. URL: http://www.wfme.org

REFERENCES

1. Federal Law of November 21, 2011 No. 323 "On the basics of protecting the health of citizens in the Russian Federation". (in Russian)

2. Federal Law of December 29, 2012 No. 273-FZ "On Education in the Russian Federation. (in Russian)

3. Order of the Ministry of Health of Russia dated November 11, 2013 No. 837 "On approval of the Regulations on the model of working out the basic principles of continuous medical education for district therapists, district pediatricians, general practitioners (family doctors) with the participation of public professional organizations". (in Russian)

4. Order of the Ministry of Health of Russia No. 328 of June 9, 2015 "On amendments to the order of the Ministry of Health of the Russian Federation of November 11, 2013 No. 837". (in Russian)

5. Order of the Ministry of Health of Russia dated 02.06.2016 No. 334n, 26.04.2018) "On approval of the Regulation on the accreditation of specialists". (in Russian)

6. Order of the Ministry of Health of Russia dated November 21, 2017 No. 926 "On approval of the Concept for the development of continuous medical and pharmaceutical education in the Russian Federation for the period until 2021". (in Russian)

7. Order of the Ministry of Health dated December 22, 2017 No. 1043n "On approval of the terms and stages of accreditation of specialists, as well as categories of persons with medical, pharmaceutical or other education and specialists subject to accreditation". (in Russian)

8. Serov V.N., Baranov 1.1., Nesterova L.A. Continuous medical education of obstetricians and gynecologists in Russia: problems and

prospects. 32-37 //Gynecology: national leadership / ed. G.M. Savelyeva, G.T. Sukhikh, V.N. Serova, V.E. Radzinsky. 2nd ed., Rev. and add. Moscow: GEOTAR-Media, 2017.1008 p. (Series "National Guides")(in Russian)

9. Baranov I.I., Nesterova L.A., Serov V.N. Regional educational schools of ROAG in the system of continuing medical education. Mother and Child-2018: materials of the forum. Moscow, 2018. (in Russian)

10. Serov V.N., Baranov I.I., Nesterova L.A. Russian Society of Obstetrics and Gynecology in system of continuous medical education. Akusherstvo i ginekologiya: novosti, mneniya, obuchenie [Obstetrics and Gynecology: News, Opinions, Training]. 2019; 7 (2): 64-7. doi: 10.24411/2303-96982019-12008. (in Russian). (in Russian)

11. Serov V.N., Baranov I.I., Nesterova L.A. The main results of the work of the Russian Society of Obstetricians and Gynecologists on the implementation of the CME system. Mother and Child-2019: materials of the XII Regional Scientific and Educational Forum. Sochi, 2019: 105-6. (in Russian)

12. Serov V.N., Baranov I.I., Nesterova L.A. Results of the work of the Regional Educational Schools of the ROAG for the first half of 2019. Mother and Child-2019: materials of the XX Anniversary All-Russian Scientific and Educational Forum. Moscow, 2019: 252-3. (in Russian)

13. CME in the Russian Federation.URL: http://www.sovetnmo.ru (in Russian)

14. World Federation for Medical Education. Basic Medical Education. WFME Global Standards for Quality Improvement. Copenhagen: WFME, 2003. URL: http://www.wfme.org

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.