Научная статья на тему 'Развитие общекультурных компетенций для решения профессионально важных задач средствами воспитательной работы в вузе'

Развитие общекультурных компетенций для решения профессионально важных задач средствами воспитательной работы в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
115
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / COMMON CULTURAL COMPETENCES / PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES / EXTRA-CURRICULAR ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Селезнева Алевтина Владимировна

На основе исследований выявлено, что термины «общекультурная компетенция» и «профессионально важные качества» имеют общее основание. Представлены результаты самооценки общекультурных компетенций у студентов специальности «управление качеством». Приведены результаты анализа соответствия компетенций и профессионально важных качеств молодого специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF COMMON CULTURAL COMPETENCES TO DEAL WITH PROFESSIONALLY IMPORTANT PROBLEMS THROUGH THE EXTRA-CURRICULAR ACTIVITY AT THE UNIVERSITY

Following the literature analysis it is revealed that terms «common cultural competence» and «professionally important qualities» share the common grounds. The results of self-assessment of the «Quality management» student’s competences are presented. The results of analysis of how common cultural competences and professionally important qualities correlate are presented.

Текст научной работы на тему «Развитие общекультурных компетенций для решения профессионально важных задач средствами воспитательной работы в вузе»

УДК 378.14

А.В. Селезнева

Пермский национальный исследовательский политехнический университет

РАЗВИТИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ ЗАДАЧ СРЕДСТВАМИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ВУЗЕ

На основе исследований выявлено, что термины «общекультурная компетенция» и «профессионально важные качества» имеют общее основание. Представлены результаты самооценки общекультурных компетенций у студентов специальности «управление качеством». Приведены результаты анализа соответствия компетенций и профессионально важных качеств молодого специалиста.

Общекультурные компетенции, профессионально важные качества, воспитательная работа.

Успех в профессиональной деятельности молодого специалиста во многом зависит от того, в какой степени его индивидуальные особенности соответствуют характеру профессиональной деятельности. Профессиональная ориентация студентов становится неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса вуза. Современные ученые считают, что специфика технического вуза позволяет осуществлять подготовку востребованного на инновационном производстве специалиста. При этом специалист характеризуется как человек с активной гражданской позицией, умеющий работать в коллективе, постоянно развивающий свой потенциал, интеллект, гибкость мышления, профессиональную смелость и готовность решать поставленные перед ним задачи. Однако с другой стороны современное вузовское образование имеет ряд недостатков. Анализ научной литературы показывает, что существуют попытки сформулировать положения о способах их преодоления:

- повышение качества подготовки специалистов достигается не только широтой и увеличением объема знаний, но и их глубиной и целостностью;

- усиление роли новых информационных технологий при изучении дисциплин, что предполагает организацию учебного процесса в контексте будущей профессиональной деятельности;

улучшение методического сопровождения учебного процесса, создание учебно-методических комплексов.

Сегодняшняя вузовская среда способствует формированию определенных компетенций будущего специалиста и современного молодого человека.

В формировании устойчивых стабильных отношений «технический вуз - работодатель» существует ряд вопросов, пока еще оставшихся без ответа:

- как обеспечить промышленность информацией о том, какого именно специалиста (бакалавра) сегодня выпускают технические вузы?

- что необходимо предпринять, чтобы предприятия-работодатели более тесно сотрудничали с вузами в части предоставления сведений о необходимых компетенциях и профессионально важных качествах, которыми должен обладать их сотрудник?

В этом случае мониторинг требований работодателей позволит вузу (факультету, кафедре) управлять процессом формирования успешного выпускника и даст основания для качественного планирования, организации и контроля над этим процессом. В таком случае оба субъекта, и работодатель и вуз, выигрывают: университет будет иметь достоверные данные о том, какими компетенциями должен обладать выпускник, а работодатель получит компетентного специалиста.

В современном образовании личностно-деятельностная парадигма сменила формально-знаниевую. В основе личностно-деятельностной парадигмы лежит компетентностный подход. Теоретические основы компетентностного подхода в России раскрыты в трудах В.И. Байденко, Э.Ф. Зеера, В.А. Болотова, И.А. Зимней, Ю.Г. Татура. О проблемах проектирования содержания в своих работах писали В.П. Беспалько, В.П. Косырев, Б.С. Гершунский, Л.Г. Семушина, Л.Д. Федотова и др. Главная задача компетентностного подхода состоит в том, чтобы содействовать учащемуся в овладении способами деятельности, позволяющими действовать с ориентацией на позицию другого человека и общества. Новая парадигма образования часто охарактеризуют как знания «через всю жизнь».

Итак, в связи с переходом вузов на Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) возникает необходимость проектирования содержания профессиональной подготовки студентов с позиций компетентностного подхода, с учетом видов профессиональной деятельности будущего специалиста.

По мнению Н.С. Веселовской, компетентностный подход «сможет привести в соответствие профессиональное образование и потребности рынка труда, так как он связан с заказом на образование со стороны работодателей -тех, кому нужен компетентный специалист».

Однако О.Е. Лебедев характеризует компетентностный подход как «совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов:

- смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт обучаемых;

- содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем;

- смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования;

- оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности достигнутых обучаемыми на определённом этапе.

Понятия «компетентность» и «профессионально важные качества» (ПВК) являются принципиально важными для нашего исследования и требуют раскрытия. В отечественной и зарубежной литературе эти понятия регулярно пересекаются. Если суммировать различные определения, то можно коротко дать определение понятию компетенция - это любое качество индивида, которое влияет на эффективность его деятельности [1].

Так, в англоговорящих странах существует термин, аналогичный русской аббревиатуре «ПВК», - это Knowledge, Skills, Aptitudes (Abilities, Attributes), and Other characteristics, сокращенно KSAO. В переводе это буквально означае «знания, навыки, способности и другие характеристики», а по сути -знания, навыки, способности и другие характеристики индивида, влияющие на эффективность его деятельности. К сожалению, точного соответствия при переводе этих иностранных слов на русский не наблюдается.

Начавшаяся в Великобритании в 1995 году массовая реализация компе-тентностного подхода четко выделяет ключевые компетенции - key skills, сердцевинные (активные) компетенции - core skills, основные компетенции -base skills. С одной стороны, skills переводится как «способность», а с другой- как «компетенция». Таким образом, издержки перевода иностранных слов создают разнообразное понимание и толкование терминов.

В.И. Байденко [2] считает, что компетенции должны отвечать требованиям профессиональных границ, динамике профессий, их глобализации, разрушению профессиональных замкнутостей. Он поясняет, что компетенции

«встраиваются» в образовательный процесс посредством технологий, содержания, стиля жизни учебного заведения, типа взаимодействия между преподавателями и между самими обучающимися.

В.Д. Шадриков считает, что профессионально важными качествами могут быть свойства нервной системы, особенности психических процессов, личностные особенности, характеристики направленности, знания, убеждения, а также другие качества личности.

Согласно А.В. Карпову профессионально важные качества (ПВК) делятся на четыре основные группы, образующие в своей совокупности структуру профессиональной пригодности:

- абсолютные ПВК - свойства, необходимые для выполнения деятельности как таковой на минимально допустимом или нормативно заданном, среднем уровне;

- относительные ПВК, определяющие возможность достижения субъектом высоких («наднормативных») количественных и качественных показателей деятельности («ПВК мастерства»);

- мотивационная готовность к реализации той или иной деятельности. Доказано, что высокая мотивация может существенно компенсировать недостаточный уровень развития многих иных ПВК (но не наоборот);

- анти-ПВК: свойства, которые противоречат тому или иному виду профессиональной деятельности. Структура профессиональной пригодности предполагает минимальный уровень их развития или даже отсутствие. В противоположность качествам первых трех групп они коррелируют с параметрами деятельности значимо, но отрицательно.

С 2011 по 2012 год на механико-технологическом факультете ПНИПУ проводился самоанализ степени сформированное™ компетенций у студентов различных групп по специальности «Управление качеством». Студентам предлагалось оценить степень сформированное™ у них 18 общекультурных компетенций (ОК) по шкале от 0 до 2 баллов (0 - не владею компетенцией, 1 - владею, но не совсем, 2 - полностью освоил компетенцию) [3]. Были опрошены студенты 4-го и 5-го курсов: студенты 5-го курса УК-06 (2011 год выпуска), УК-07 (2012 год выпуска), а также студенты 4-го курса - УК-08. Результаты самооценки компетенций студентов представлены на рисунке. В анкете был представлен перечень общекультурных компетенций из ФГОС ВПО нового поколения [4], так как, по нашему мнению, именно эти компетенции наиболее полно отражают характеристику личности студента. Как известно, в ходе обучения в вузе именно общекультурные компетенции должны быть сформированы у всех выпускников независимо от выбранного вида профессиональной деятельности.

В связи с тем, что образовательные стандарты ВПО начали действовать с сентября 2011 года, работодатели уже сейчас могут ожидать, что нынешние выпускники соответствуют требованиям новых стандартов.

Рис. Диаграмма распределения степени сформированности общекультурных

компетенций у студентов специальности «Управление качеством»

В целом результаты оценки степени сформированности компетенций показывают, что 5-е курсы владеют компетенциями на уровне выше среднего.

Результаты оценки степени сформированности компетенций показывают, что пятикурсники УК-06 и УК-07 считают, что полностью овладели только первой компетенцией (ОК-1), т.е. «способностью владеть культурой мышления, обобщать и анализировать информацию, ставить цель и выбирать пути ее достижения», в то время как 4-й курс оценил в среднем степень сформированности этой компетенции на 1,59. Инструментальные компетенции ОК-12, ОК-13, ОК-14, характеризующие «способность пользоваться персональным компьютером и понимать сущность и значение информации в развитии современного общества», сформированы, по результатам самоанализа, на достаточно высоком уровне (1,84 - выпускники 2011 года и 1,83 — выпускники 2012 года).

С нашей точки зрения, для работодателей наиболее понятным будет представить общекультурные компетенции в виде набора конкретных профессионально важных качеств. Из перечня требуемых ФГОС [4] компетенций был сформирован список профессионально важных качеств (таблица).

Соответствие общекультурных компетенций и профессионально

важных качеств

№ п/п Общекулыурные компетенции из ФГОС 221400 Профессионально важные качества молодого специалиста

1 2 3

ОК-1 Способность владеть культурой мышления, обобщать и анализировать информацию, ставить цель и выбирать пути ее достижения Речь, как инструмент выражения мысли

ОК-2 Способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь Речь, как инструмент коммуникации

ОК-3 Способность к кооперации с коллегами, к работе в коллективе Умение работать в команде, лидерские качества

ОК-4 Способность находить организационноуправленческие решения в нестандартных ситуациях и нести за них ответственность Самостоятельность, профессионализм, ответственность

ОК-5 Способность использовать нормативноправовые документы в своей деятельности Правовая культура, гражданственность

ОК-6 Способность к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства Готовность к саморазвитию, самообразованию

ОК-7 Способность критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков Самоанализ, способность к рефлексии, самокритичность

ОК-8 Способность осознавать социальную значимость своей будущей профессией, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности Мотивация, социальная активность, организационные умения

ОК-9 Способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач Социальная и корпоративная культура, социализация

ОК-Ю Способность анализировать социально значимые проблемы и процессы

ОК-11 Способность использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования Логическое, аналитическое и системное мышление

Окончание таблицы

1 2 3

ОК-12 Способность владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения и переработки информации Компьютерная грамота, информационная безопасность

ОК-13 Способность работать с компьютером как средством управления информацией

ОК-14 Способность работать с информацией в компьютерных глобальных сетях

ОК-18 Способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны

ОК-15 Способность пользоваться одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного Владение иностранным языком, коммуникативность

ОК-16 Способность применять основные методы защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий Здоровьесбережение, ответственность

ОК-17 Способность самостоятельно, методически правильно использовать методы физического воспитания и укрепления здоровья, достигать должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности

Таким образом, проведя аналогию между общекультурными компетенциями из ФГОС и профессионально важными качествами будущих специалистов по управлению качеством, стоит отметить, что качественное развитие человека невозможно представить без личностного развития. В связи с этим нам представляется наиболее важным формирование компетенций и ПВК, связанных с социально-правовой компетенцией будущего специалиста, через понимание значения своих социальных функций как гражданина страны, члена общества, через устойчивое позитивное отношение к своим общественным обязанностям. Большая часть общекультурных компетенций так или иначе связана со способностью выпускника проявлять свою активную

гражданскую позицию в тех или иных ситуациях: в профессиональных или социально значимых процессах. Опыт общественно полезной гражданской деятельности, наличие определенной жизненной позиции и внутренней готовности к ее реализации, способность брать на себя ответственность, участвовать в функционировании и улучшении демократических институтов, толерантность, уважение и принятие другого - позволят сегодняшнему студенту успешно войти в трудовую деятельность в недалеком будущем.

ФГОС ВПО формулируют несколько требований в области внеучебной деятельности студентов, что обязывает вузы и выпускающие кафедры «определить возможности в формировании общекультурных компетенций выпускников (например, компетенций социального взаимодействия, самоорганизации, самоуправления, системно-деятельностного характера)». Кроме того, «вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности. Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ». На современном этапе воспитательная работа в вузе требует новых форм организации. Сегодня приоритетным должны стать те формы, которые позволяют учащимся увидеть проблему, захотеть решить ее, научиться ставить цели и планировать свою деятельность, выражать свое отношение, анализировать, самосовершенствоваться. Таким образом, воспитательная деятельность рассматривается как метод освоения основных образовательных программ, связанных с развитием у студентов личностных качеств, характеризующих их отношение к миру, к людям, к обществу, к государству, с своей деятельности и к самим себе.

Список литературы

1. Селезнева А.В. Актуальность разработки компетентностной модели выпускника по направлению подготовки «Управление качеством» // Вестник ПГТУ. Машиностроение, материаловедение. - 2011. - № 13(1). - С. 130-135.

2. Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании: (к освоению компетентности ого подхода): метод, пособие / Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. - М., 2005.

3. Проектирование целей и результатов основных образовательных программ высшего профессионального образования в компетентностном формате: метод, рекомендации / под ред. проф. Н.Н. Матушкина. - Пермь: Изд-во Перм. гос. техн. ун-та, 2008.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 221400 «Управление качеством» (бакалавриат), утвержденный приказом Минобрнауки Российской Федерации от «08» декабря 2009 г. № 704.

Получено 14.06.2012

A.V. Selezneva

DEVELOPMENT OF COMMON CULTURAL COMPETENCES TO DEAL WITH PROFESSIONALLY IMPORTANT PROBLEMS THROUGH THE EXTRA-CURRICULAR ACTIVITY AT THE UNIVERSITY

Following the literature analysis it is revealed that terms «common cultural competence» and «professionally important qualities» share the common grounds. The results of self-assessment of the «Quality management» student’s competences are presented. The results of analysis of how common cultural competences and professionally important qualities correlate are presented.

Keywords: common cultural competences, professionally important

qualities, extra-curricular activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.