АЗВИТИЕ ОБРАЗНОГО ВООБРАЖЕНИЯ
СТУДЕНТОВ-ВОКАЛИСТОВ КАК ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС УДК 378.978 Р. П. Сашинкова
Московский государственный институт культуры
Статья посвящена вопросам развития воображения у студентов-вокалистов. Опираясь на творческие методы ведущих мастеров сцены и теоретические разработки учёных-психологов, автор делает следующие выводы: специальная подготовка музыканта, не только вокалиста, имеет два плана коммуникации в учебном процессе; создание образного обобщения в исполняемом произведении основано на интуиции ученика, его эмоциях, вдохновении, наличии художественного вкуса; уровень образного воображения прямо пропорционален указанным качествам студента-вокалиста; воображение как психический процесс тесно связано с мышлением и памятью; важным условием активизации творческого мышления является настрой на эту деятельность. Ключевые слова: таинство творчества, образное воображение, слово и речь, интонация в пении.
R. P. Sashinkova
Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation
THE DEVELOPMENT OF CREATIVE IMAGINATION STUDENTS VOCALISTS AS A CREATIVE PROCESS
Article is devoted to questions of development of imagination in students vocalists. Leaning on creative methods of the leading masters of a scene and theoretical development of scientists-psychologists, the author draws the following conclusions: special training of the musician, not only vocalist, has two plans of communication in educational process, creation of figurative generalization in the executed work is based on intuition of the pupil, his emotions, inspiration, existence of art taste, the level of figurative imagination is directly proportional to the specified qualities of the student vocalist, the imagination as mental process is closely connected with thinking and memory, an important condition of activization of creative thinking is the spirit on this activity.
Keywords: sacrament of creativity, figurative imagination, the word and the speech, intonation in singing.
Как показывает практика работы со студентами-вокалистами, развитию образного воображения как психологического процесса в настоящее время уделяется недостаточное внимание.
Воображение, согласно данным психологии, может быть как пассивным, так и активным. Пассивное воображение характеризуется способностью индивидуума жить в мире своих фантазий, грёз, ничего практически не предпринимая, отделяясь от реальной жизни, от действительности («маниловщина»).
Активное же воображение — это действенное воображение, помогающее индивидууму созидать, воспроизводить, творить новые образы, новые художественные произведения, делать новые открытия в разных областях. Активное воображение имеет две формы: воссоздающее и творческое. Воссоздающее воображение помогает студенту мысленно представить (воссоздать) в уме мотив, тему, целое произведение, записанное (зашифрованное) в нотной записи. Воссоздающее воображение формируется и развивается в вузе в классах сольно-
САШИНКОВА РАМСА ПЕТРОВНА — аспирантка кафедры музыкального образования факультета музыкального искусства Московского государственного института культуры
SASHINKOVA RAISA PETROVNA — doctoral student of Department of music education, Faculty of Musical Arts, Moscow State Institute of Culture
e-mail: [email protected] © Сашинкова Р. П., 2015
го и хорового пения, в классах сольфеджио и теории музыки. В отличие от воссоздающего, творческое воображение — это способность человеческого мозга создавать нечто новое, в достаточной мере оригинальное, базируясь на имеющемся музыкально-слуховом опыте, памяти и других музыкальных способностях, развитых в процессе предыдущего обучения. В этом случае сам процесс, в частности — в создании некого образа, заложенного в исполняемом музыкальном произведении (песне, романсе, арии из оперы или оратории), будет относиться к образному воображению. Сам процесс создания творческого образа, эмпирическая работа памяти и воображения человека, оперирование аналогами и метафорами, опираясь на работу мышления, формирует образное воображение студента, делает его более подвижным, гибким и, таким образом, усиливает развитие интеллектуальных способностей студента-вокалиста.
Стремление к созданию собственной интерпретации исполняемого музыкального произведения (будь то песня, ария, романс и т.п.) — важный этап на пути самоидентификации личности. Образное воображение не может формироваться и развиваться в отрыве от опоры на прочие музыкальные способности: внутренний слух, память, чувство ритма, эмоциональность, чуткость к музыке, а также без учёта развития общей культуры студента-вокалиста.
Специфика обучения любого музыканта, не только вокалиста, имеет два плана общения в самом учебном процессе. Внутренний план общения — это уровень общения «композитор — учитель» и «композитор — учитель — ученик». К внешним факторам, влияющим на весь ход обучения музыканта, относятся взаимосвязь с другими музыкальными дисциплинами, общение с учениками и другими преподавателями, слушание музыки на различных носителях, концертных и оперных сценах. Не менее важен фактор общения в системе «учитель — ученик». Необходима особая творческая атмосфера в классе, личный контакт, обоюдная симпатия. Успехи ученика во
многом зависят и от самого обучающегося — его личностных качеств, способностей, мотивации к обучению, стремления к самосовершенствованию, упорства, наличия хотя бы зачатков творчества, хорошей фантазии и хорошего уровня музыкальности в целом (слуха, памяти, чувства ритма и пр.).
Таинство творческого процесса, в нашем случае — созидания образного обобщения в исполняемом произведении, основано на интуиции ученика, его эмоциональности, вдохновении, наличии художественного вкуса. уровень образного воображения прямо пропорционален названным качествам студента-вокалиста.
Если сознание студента в определённой мере созрело для выражения мыслей и образов, заложенных в изучаемом музыкальном произведении, то это свидетельствует об уровне зрелости исполнителя-студента. Здесь значительную помощь могут оказать успехи студента в освоении им музыкально-теоретических дисциплин, особенно его познания истории музыки, знакомство с творчеством композиторов разных эпох, стилей, направлений как вокальных, так и инструментальных и вокально-инструментальных жанров.
В своё время Ф. И. Шаляпин [5] сформулировал основы, или, как он сам называл, «инструменты» оперного певца. К. С. Станиславский [3] воспользовался схемой Ф. И. Шаляпина, дополнил её и вывел схожую схему так называемого актёрского мастерства (см. таблицу 1):
В соответствии с трактовкой Ф. И. Шаляпина и К. С. Станиславского, исполнителю, в первую очередь, нужно создать «сценический образ», то есть сочинить роль. Даже в песне или романсе, не говоря уже об оперном персонаже, необходимо понять, осмыслить, создать тот образ, который необходимо донести до слушателя. Для этого необходимо включить воображение, фантазию. Как подвигнуть студента на эксперимент, заставить его сдвинуться с привычных позиций в сторону поиска, в сторону творческого создания образа? Здесь необходима помощь преподавателя,
Таблица 1
Сценические рабочие термины Ф. И. Шаляпина Элементы сценического мастерства К. С. Станиславского
Сочинить роль Создать сценический образ
Воображение и фантазия Воображение и фантазия
Действие Действие
Обстановка Предлагаемые обстоятельства
Событие Событие
Интонация вздоха Эмоциональная оценка фактов и событий
Задачи Задачи
Движение души Внутренняя действенная линия роли, подтекст
Правильная интонация Мысль — слово — звук
Расчёт Перспективы роли
Тайная подкладка Второй план
Отношение Отношение
Общение Общение, объект внимания
Жест — движение души Пластическая выразительность
Психологический грим Перевоплощение, характерность
Замаскировать лицо Грим
Протокольная правда Формальное выполнение
Оперный шаблон Актёрский штамп
Оформительские задачи Приспособления
Контролёр Перспектива артиста и роли
выражающаяся в импровизации, более интересной интерпретации на основе эскиза студента. Возможно также погрузиться в теоретический анализ смысла произведения, заложенного в тексте, в анализ обстановки, события (второй план), отсюда — эмоциональная оценка фактов и событий.
Режиссура произведения непременно должна присутствовать во время исполнения. Опора на память и внутренний слух поможет студенту выстроить триаду: «мысль — слово — звук». Это говорит о том, что вначале исполнитель должен в уме (мысленно) выстроить тот образ, который он хочет выразить в пении. Только тогда в интерпретации исполнителя русалка станет русалкой, а не просто поющей девушкой, а Демон станет Демоном. Импровизация образа всегда подразумевает некую ситуацию игры, метод эксперимента, а исполнение, безусловно, носит волшебный, творческий характер.
Учёные К. С. Станиславский, М. Г. Ярошев-ский, Л. С. Кьюби (США) считают, что интуитивную сторону творческого процесса следует отожествлять не с подсознанием, а со «сверхсознанием». Для великого режиссёра К. С. Станиславского импровизация актёра дорога как способность с максимальной естественностью пробудить к действию скрытые ресурсы творческого поведения актёра. Ф. М. Достоевский считал, что художник формируется в большей степени в творчестве.
В педагогическом плане работы со студентами-вокалистами интересен опыт ведущего преподавателя Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского — доктора искусствоведения, профессора, заслуженного деятеля искусств РФ В. Ф. Жданова. он разработал оригинальную методику воспитания слуха и образного воображения студентов-вокалистов, включающую в себя вокальную импровизацию на различные зву-
чащие на фортепиано гармонические обороты. Импровизация совершается сиюминутно, на одном слоге (ля). Эта форма работы со студентами-вокалистами приучает слушать и слышать гармоническое сопровождение, ведь в любом вокальном произведении присутствует гармоническое сопровождение (аккомпанемент). Аккомпанемент как бы «ведёт» вокалиста за собой, задаёт определённую тональность, темпоритм, характер. Композиторское вступление в вокальном произведении поможет вокалисту сосредоточиться на том образе, который подсказывает аккордово-гармо-ническое вступление.
В качестве второй методики работы со студентами В. Ф. Жданов показал следующее: вокалисту предлагалось на уроке пропеть вокальную фразу со словами с различным эмоциональным состоянием: пропеть, например, весело, очень весело, разухабисто, грустно, с тоской, гневно, пафосно, даже спеть «глядя вдаль».
Методика В. Ф. Жданова помогает учителю формировать и развивать образное воображение вокалиста, ставя его в «предлагаемые обстоятельства» (по К. С. Станиславскому).
Креативность студента в данном случае можно рассматривать как особое свойство личности, которое характеризуется способностью к самореализации, самоидентификации и саморазвитию. Креативность — это сознательная, целенаправленная деятельность в области познания и преобразования действительности. В музыке, в вокальной особенно, творчество отличается личностным содержанием и проявляется как особое умение воспроизводить, интерпретировать, эмоционально переживать музыку.
Воображение как психическое свойство человека не может существовать обособленно, оно тесно связано со всеми психическими процессами, в частности — с мышлением и памятью. Мышление — психологический познавательный процесс, основными формами которого являются: понятия, суждения, заключения, выражающиеся в словесной форме. Мыслительные операции — анализ, синтез,
сравнение — это мыслительные абстракции. Наглядно-действенное мышление проявляется непосредственно в процессе деятельности человека. Нас прежде всего интересует образное воображение, которое протекает на основе образов, представлений, которые человек воспринимал и усвоил ранее. В отличие от образного, абстрактное мышление, или отвлечённое, осуществляется на основе понятий, категорий, которые имеют словесное оформление и образно не представляются (математическая логика). Рассматривая природу воображения, известный психолог о. И. Никифорова полемизирует с психологом А. В. Брушлинским, который отожествляет воображение с мышлением. о. И. Никифорова в своём труде [1] доказывает, что воображение является самостоятельным психологическим процессом, находящимся в тесном контакте с другими психическими процессами.
По мнению известного психолога С. Л. Рубинштейна, в воображении большое место занимают: 1) мотивы деятельности, 2) цели личности, 3) потребности, 4) интересы и чувства, желания. Всё это сказывается в преобразующей деятельности воображения [2].
В учебном процессе в качестве творческих заданий в музыкальной деятельности вообще и вокальной в частности могут быть вполне применимы его следующие виды (техника воображения):
1. комбинирование — это сочетание данных элементов в более или менее необычных комбинациях. Здесь могут быть использованы известные интонации — напевы, мотивы и т.д.
2. типизация — это выделение из данного мотива или попевки наиболее типических черт для последующей работы. Надо отметить, что народно-песенный материал отличается наиболее яркими типическими чертами,чем широко пользовались такие русские композиторы, как М. И. Глинка, П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, которые в своих сочинениях, как вокальных жанрах, так и оперных, широко использовали стиль народно-песенного творчества, русского, украинского, а также интонации музыки востока.
3. Гиперболизация — это усиление каких-то определённых черт в искусстве. В музыке композиторы пользуются гиперболизацией для усиления определённого эффекта. Так, Л. Бетховен часто использовал динамические свойства музыки (Бахиана), которые сменялись бурными аккордами драматического И (фортиссимо).
Во время творческого акта возникает состояние подъёма, имеющее большую энергетическую силу. Особенно сильно такое эмоциональное состояние проявляется в момент творческой импровизации образа (работа в классе), а также во время выступлений на концертах. На первой стадии — в момент продумывания будущей мелодии, исполнитель бывает предельно собран, сосредоточен. Само исполнение, как любой творческий акт, тесно связано с переживанием музыкальных образов, с активным состоянием нервной системы.
Важным условием активизации личности является установка — готовность к свершению творческого акта. Опираясь на теорию установки Д. Н. Узнадзе [4], отметим, что любая активная деятельность начинается с установки на эту деятельность, с подсознательного внутреннего настроя на неё, что связывает установку с потребностью в чём-либо, когда
личность зависит от объективной ситуации удовлетворения этой потребности. Иногда установка, её непреодолимость могут играть отрицательную роль. Это ярче всего проявляется тогда, когда чьё-либо суждение или мнение, сложившееся у группы лиц по отношению к тому или иному явлению в искусстве, создают нам установку, мешая формированию нашего собственного индивидуального отношения к тому или иному явлению в искусстве. С этой точки зрения необходимо выработать у студентов установку на достижение нового в музыке, в вокальном искусстве в частности.
Итак, к умениям и навыкам образного воображения, которые должны формироваться у студентов-вокалистов, следует отнести:
1) образно воспринимать и характеризовать художественный образ в произведениях разных музыкальных жанров;
2) характеризовать средства выразительности, жанровые критерии, стилевые особенности конкретных музыкальных произведений;
3) понимать и выявлять связи между созданием конкретного произведения и культурой соответствующего общества;
4) воспринимать явления окружающего мира и уметь передавать своё восприятие через художественный образ.
Примечания
1. Никифорова О. И. Исследования по психологии художественного творчества. Москва : Изд-во Моск. ун-та , 1972. 155 с. ил.
2. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии / сост. и авт. коммент. К. А. Абульханова-Славская и А. В. Брушлинский ; отв. ред. Е. В. Шорохова. 2-е изд. Москва : Педагогика, 1976. 416 с.
3. Станиславский К. С. Работа актёра над собой : Работа над собой в творческом процессе переживания : Дневник ученика. Москва : Художественная литература, 1938. 575 с.
4. Узнадзе Д. Н. Психологические исследования. Москва : Наука, 1966. 451 с.
5. Шаляпин Ф. И. Маска и душа. Москва : ПРОЗАиК, 2013. 621, [2] с.ил., портр., факс.
References
1. Nikiforofa О. I. Issledovaniya po psikhologii khudozhestvennogo tvorchestva [Researches on psychology of art creativity]. Moscow, Publishing house of Moscow State University, 1972. 155 p.
2. Rubinshteyn S. L. Problemy obshchey psikhologii [Problems of the general psychology]. Moscow, Pedagogika Publ. [Pedagogy Publ.], 1976. 416 p.
3. Stanislavskiy K. S. Rabota aktera nad soboy: Rabota nad soboy v tvorcheskom protsesse perezhivaniya: Dnevnik uchenika [Work of the actor on itself: Work on itself in creative process of experience: Diary of the pupil]. Moscow, Khudozhestvennaia literatura Publ. [Imaginative literature Publ.], 1938. 575 p.
4. Uznadze D. N. Psikhologicheskie issledovaniya [Psychological researches]. Moscow, Nauka Publ. [Science Publ.], 1966.451 p.
5. Shalyapin F. I. Maska i dusha [Mask and soul]. Moscow, Prozaik Publ., 623 p.