Научная статья на тему 'Развитие образа ведьмы в культуре Нового и новейшего времени'

Развитие образа ведьмы в культуре Нового и новейшего времени Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1411
222
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕДЬМА / WITCH / ЦЕРЕМОНИАЛЬНАЯ МАГИЯ / CEREMONIAL MAGIC / КОЛДОВСТВО / ВЕДОВСТВО / WITCHCRAFT / АЛХИМИЯ / ALCHEMY / АСТРОЛОГИЯ / ASTROLOGY / ЭЗОТЕРИКА / ESOTERICISM / ВИККА / WICCA / ПЕРИОДИЗАЦИЯ / РАЗВИТИЕ ОБРАЗА ВЕДЬМЫ / WITCH'S IMAGE DEVELOPMENT / ОХОТА НА ВЕДЬМ / WITCH HUNT / ШАБАШ / ВЕДОВСКИЕ ОБЩИНЫ / MAGIC / PERIODS / SABBATH / WITCH COMMUNITIES

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Тихонова Екатерина Петровна

В работе отражены особенности развития образа ведьм в культуре с XV в. по настоящее время, приведена периодизация этого процесса. Высказывается предположение об отсутствии единого образа современной ведьмы, так как она обладает практически всеми признаками, приписываемыми ей на разных этапах развития образа. Особо отмечено, что в Новое время большое влияние на формирование образа ведьмы оказывали оккультные учения: астрология, алхимия, спиритизм и различные гадания. Однако в этот период ведьмы сумели избежать враждебного отношения к себе со стороны общества, магия воспринималась как своеобразная философия, духовное озарение считалось доступным любому человеку. После утраты интереса к ведьмам в XVIII в., когда колдовство было приравнено к суеверию, свое внимание к ним обратили представители романтизма, рассматривавшие ведовство в качестве мотива художественного, литературного, музыкального творчества. Обозначено, что в настоящее время на Западе распространяется особая форма ведовства, претендующая на роль религии, Викка. Выявлены общие признаки формирования ведовских общин, такие как определение верховного божества и назначение значимых религиозных праздников шабашей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A witch’s image development in the culture of Modern Era and Contemporary Times

The study identifies the features of developing the image of a witch in culture from the 15th century till present; the periods of this process are presented. It is assumed that there is no unified image of a modern witch, as it has all kinds of characteristics attributed to it at different times. The research emphasized that occult teachings (astrology, alchemy, spiritualism, fortune-telling) had a great impact on the image of witches in Modern Era. However, at that period, witches managed to avoid the social hostility to them, the magic was regarded as a philosophy, the insight was available to any person. When people lost interest in witches in the 18th century and witchcraft was similar to superstition, the romanticists paid attention to them considering witchcraft as the artistic, literary, musical element. Nowadays, Wicca, a special form of witchcraft and a new religious movement, becomes very popular in the West. The author identifies the common features of witch communities such as the supreme deity and the witches’ sabbath.

Текст научной работы на тему «Развитие образа ведьмы в культуре Нового и новейшего времени»

УДК 008:291.62"654"

https://doi.org/10.24158/fik.2018.7.19

Тихонова Екатерина Петровна

соискатель кафедры теории и истории культуры Санкт-Петербургского государственного института культуры

РАЗВИТИЕ ОБРАЗА ВЕДЬМЫ В КУЛЬТУРЕ НОВОГО И НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ

Tikhonova Ekaterina Petrovna

External PhD student, Theory and History of Culture Department, Saint Petersburg State University of Culture and Arts

A WITCH'S IMAGE DEVELOPMENT IN THE CULTURE OF MODERN ERA AND CONTEMPORARY TIMES

Аннотация:

В работе отражены особенности развития образа ведьм в культуре с XV в. по настоящее время, приведена периодизация этого процесса. Высказывается предположение об отсутствии единого образа современной ведьмы, так как она обладает практически всеми признаками, приписываемыми ей на разных этапах развития образа. Особо отмечено, что в Новое время большое влияние на фор-мирование образа ведьмы оказывали оккультные учения: астрология, алхимия, спиритизм и различные гадания. Однако в этот период ведьмы сумели избежать враждебного отношения к себе со стороны общества, магия воспринималась как своеобразная философия, духовное озарение считалось доступным любому человеку. После утраты интереса к ведьмам в XVIII в., когда колдовство было приравнено к суеверию, свое внимание к ним обратили представители романтизма, рассматривавшие ведовство в качестве мотива художественного, литературного, музыкального творчества. Обозначено, что в настоящее время на Западе распространяется особая форма ведовства, претендующая на роль религии, - Викка. Выявлены общие признаки формирования ведовских общин, такие как определение верховного божества и назначение значимых религиозных праздников - шабашей.

Ключевые слова:

ведьма, церемониальная магия, колдовство, ведовство, алхимия, астрология, эзотерика, Викка, периодизация, развитие образа ведьмы, охота на ведьм, шабаш, ведовские общины.

Summary:

The study identifies the features of developing the image of a witch in culture from the 15th century till present; the periods of this process are presented. It is assumed that there is no unified image of a modern witch, as it has all kinds of characteristics attributed to it at different times. The research emphasized that occult teachings (astrology, alchemy, spiritualism, fortune-telling) had a great impact on the image of witches in Modern Era. However, at that period, witches managed to avoid the social hostility to them, the magic was regarded as a philosophy, the insight was available to any person. When people lost interest in witches in the 18th century and witchcraft was similar to superstition, the romanticists paid attention to them considering witchcraft as the artistic, literary, musical element. Nowadays, Wicca, a special form of witchcraft and a new religious movement, becomes very popular in the West. The author identifies the common features of witch communities such as the supreme deity and the witches' sabbath.

Keywords:

witch, ceremonial magic, magic, witchcraft, alchemy, astrology, esotericism, Wicca, periods, witch's image development, witch hunt, sabbath, witch communities.

Огромное влияние на развитие образа ведьмы в Новое время оказали охота на ведьм и юридические труды, ее обосновавшие. Вера в колдовство особенно распространяется в конце XV в. В это же время формируются и чисто юридические приемы большой охоты на ведьм [1, с. 22]. Ведьма официально укрепляется как член общества, несущий юридическую ответственность. При этом «она становится демоническим воплощением зла» [2, с. 87].

Изменение роли колдовства и ведовства происходит не только на юридическом уровне, но и на уровне восприятия значения слов. Например, французское слово sorcier, обозначающее 'чародей', 'чародейка', 'колдун', 'колдунья', 'знахарь', 'знахарка', в начале XV в. изменилось и стало более четко обозначать демоническое начало колдовской силы [3, с. 23]. Такая тесная связь с дьяволом приводит к тому, что церемониальная магия достигает своего апогея. Мы видим это во многих материалах судов над ведьмами, которые дошли до нас в качестве популярных памфлетов о судах над ведьмами [4, с. 45].

В Новое время большое влияние на формирование образа ведьмы постепенно начали оказывать оккультные учения: астрология, алхимия, спиритизм и различные гадания. Но вопреки приписываемой им власти над вещами и людьми астрологи, алхимики, ясновидящие и прорицатели сумели избежать травли и враждебного отношения к себе. На этом этапе магия, по сути, становится своеобразной философией - маги надеются обрести познание божественных тайн средствами, доступными лишь посвященным. Они поддерживали мировоззрение, отвечающее политической и религиозной деятельности радикальных движений. Веяниям времени соответствовало то, что духовное озарение считалось доступным любому человеку, независимо от его положения в обществе и пола.

Сначала эти учения и образ ведьмы развивались параллельно, но по прошествии определенного времени они начали сближаться. Наиболее заметно это стало именно в эпоху Нового времени. Такое сближение привело к потере ведовством своего величия. «Всякое чувство, дьявольское или священное, приходит в упадок» [5, с. 182]. Колдуны утрачивают силу в глазах общества, становятся обычными шарлатанами.

Одно из наиболее распространенных явлений - гадание. С глубокой древности существовали самые разнообразные способы и средства гадания. В целом их можно разделить на две большие группы: основанные на толковании внешних знамений и использующие внутреннее просветление. Впоследствии предсказывание будущего стало основным признаком настоящей ведьмы, пользующейся различными предметами для этой цели. Ясновидение - это дар, который служит одной из отличительных черт настоящей ведьмы. Начиная с эпохи Нового времени гадание стало одной из форм ритуальной магии, среди ее приверженцев были истинные гуманисты, начитанные и просвещенные люди.

Еще одним направлением, существенно повлиявшим в этот период на восприятие ведьмы, стала астрология. Зарождение астрологии относится к самому раннему периоду развития культуры. Она дошла до нас как пережиток древних верований. Астрологи утверждают, что судьба и характер человека тесно связаны с расположением небесных светил на небе, прежде всего в день его рождения. Именно в период Нового времени произошло сращивание астрологии и эзотерики. Во время общественных волнений астрология пользовалась необычайной популярностью.

Некоторые особенные черты образу ведьмы добавила алхимия. Это мнимое, иллюзорное, фантастическое искусство, умение превращать неблагородные металлы в золото и серебро. Родиной алхимии является Египет начала нашей эры. Алхимики создали множество магических рисунков, которые должны были принудить служить им духов огня, воды, земли и воздуха. У алхимиков имелась специальная одежда, которой приписывались особые магические свойства. Также они пользовались магическими заклятиями. Впоследствии магические рисунки и символы стали неотъемлемой частью деятельности ведьм, как, впрочем, и специальная одежда, которая очень похожа на распространенный плащ ведьмы.

Еще одна особенная способность ведьмы, часть ее образа - это заклинание духов, которое затем сроднилось со спиритизмом. Только если раньше спиритизм считался прерогативой посвященных людей, магов, ведьм, то сейчас это форма массового мистического течения. Спиритическую доску можно купить практически в любом специализированном магазине.

После того как гуманисты вновь обратили внимание на Античность, многие мистические знания были переосмыслены. Даже были предприняты попытки объединить магию и христианство (Дж. Пико делла Мирандола). Но квинтэссенцией всех изысканий в области магии стала «ученая магия» - «неоплатонический синтез всех течений интеллектуальной магии» [6, с. 9] Кор-нелиуса Агриппы де Неттесхейма. Что еще более удивительно, параллельно с ученой магией существовала так называемая народная магия. «"Профессия" колдуна оставалась деревенской, ориентированной на нужды сельского населения» [7, с. 35].

Начиная с XVIII в. сверхъестественная личность - это хороший психолог, знаток наук, истории, химии, физики, музыки и живописи. Колдовство, потерявшее свою былую значимость, приравнялось к суеверию. Нельзя не отметить, какую роль в этом сыграла Реформация, предполагавшая, «что библейская эра чудес миновала» [8, с. 38]. К колдовству и ведовству перестали относиться серьезно. Об этом свидетельствует то, что на протяжении XVIII в. в западных странах практически прекратились судебные процессы, обвиняемыми в которых были ведьмы.

Новой вехой для развития образа ведьмы стал интерес к нему романтизма. Романтизм культивировал интерес к ведовству в качестве мотива литературного, художественного, музыкального творчества. Так ведовство вернуло себе часть своего величия. В связи с этим магия и персонажи, имеющие к ней отношение, снова вошли в культурный обиход. Колдовство и ведовство стали источником вдохновения художников. Сцены шабашей и портреты колдуний встречаются на полотнах многих художников, например Франциско де Гойи («Шабаш ведьм» -1819-1823 гг., «Ведьмы в воздухе» - 1798 г.). Но нельзя сказать, что Ф. де Гойя воплотил в своих произведениях романтический образ ведьм. Наоборот, в его работах, выполненных резкими, агрессивными мазками, в темных, мрачных тонах, ведьмы предстают как уродливые представительницы маргинальной культуры. Он показал мир, где правит зло - уродливое, вызывающее отвращение. Гойя изобразил шабаш, на котором собрались мрачные люди в рваных одеждах, они образуют однородную массу, в которой мелькают уродливые лица. Главным лицом выступает сам дьявол в образе черного козла. Он наделен чертами церковнослужителя, обряжен в рясу, находится в позе проповедника. Паства, состоящая из ведьм, внимает ему в позах преклонения и подчинения.

Со временем восприятие ведьмы во многом изменилось. Она утратила таинственность, способность творить чудеса. Наиболее часто создаются образы ведьмы - приверженки сатанист-ского культа. У колыбели современного сатанизма стоял Э.А. Кроули. Воссоздаются ритуалы,

описанные еще инквизиторами, такие как черная месса и другие, при этом служители культа подчеркивают, что это древнейшие ритуалы. Многие из них возникли во время подъема демонома-нии, охватившего периоды позднего Ренессанса, барокко и даже раннего Просвещения [9, с. 245].

Современная ведьма предстает перед нами как успешная деловая женщина. Это уже давно не тайное занятие, а выгодное вложение средств. Ведьмы часто появляются на различных телешоу, показывая свои умения и сопровождая их подробными комментариями. Но черты образа ведьмы, сформированные на протяжении исторических эпох, до сих пор не ушли в прошлое. Они периодически всплывают в сознании людей. Если раньше можно было описать образ ведьмы, характерный для определенной эпохи, то сейчас это сделать трудно, поскольку используются практически все, причем часто смешиваются элементы разных образов. В этом заключается особенность современного образа ведьмы.

Новые ведьмы утверждают, что не имеют ничего общего с историческими ведьмами. А.Ю. Гри-горенко в своей работе «Сатана там правит бал: критические очерки магии» [10] упоминает о 16 разновидностях ведьм. Сейчас можно разделить ведьм на тех, кто занимается собственно колдовством, и тех, кто поклоняется дьяволу. Р. Мазелло даже выделяет колдовские инструменты, общие для обоих направлений: котел, зеркало, чаша и кинжал со специальным названием «Атам» [11, с. 40].

В последнее время на Западе все больше распространяется особая форма ведовства, претендующая на роль религии, своеобразная религия добра - Викка (ремесло, древняя религия). Это своеобразное соединение языческих обрядов и мифологии. У ведьм-колдуний высшим существом является двойственное божество - бог или богиня с обликом, заимствованным из мифологии. Ведьмы или колдуны изучают заинтересовавшую их мифологию и вводят соответствующие ритуалы [12]. Когда возникла эта религия, неизвестно. Как утверждают сами приверженцы Викки, она уходит своими корнями еще в Античность.

После Второй мировой войны в результате возросшего интереса к оккультизму и мифологии сформировался феномен ведовства как религии. Она появилась и развивалась самостоятельно в результате неудовлетворенности официальными формами религии и формирования идеологии феминизма [13, с. 527]. Она включает в себя комплекс философских представлений, во многом заимствованную из других религий мифологию. Но ее основное отличие состоит в отсутствии богослужения и существовании множества ее различных форм.

В основу Викки легли восточные мистика и магические практики, которые смешались с идеями теософов, масонов и розенкрейцеров. Представители нового течения пересмотрели историю Средних веков и Реформации. Так, М. Муррей утверждала, что ведовство периода Средних веков и Реформации было «организованной языческой религией ведьм, культом Дианы, сохранившимся со времен палеолита» [14, с. 530], причем оно было распространено на гораздо большей территории, чем принято считать.

Сейчас произошло новое переосмысление ведовства. Теперь это не просто возможность повлиять с помощью колдовских практик на окружающий мир, а способ саморазвития. Постоянно возникают новые ведовские общины. Если проследить историю формирования таких общин на территории США, то мы можем выделить общие черты.

1. Определяется высшее существо (бог или богиня), которое чаще всего заимствуется из мифологии. Изучаются мифы, связанные с выбранным божеством. Выделяют три наиболее распространенные ипостаси богини: 1) девственница - молодая луна, ассоциируется с Артемидой (охотница Диана, свободная, молодая, не принадлежащая ни одному мужчине); 2) мать - полная луна, кормящая мать, жена, находящаяся в расцвете жизни, - Селена, Деметра, Иштар; 3) старуха - убывающая луна, стареющая мудрая женщина, хранительница тайн смерти, к которой неизбежно приходит все живое, - Геката. Эти образы восходят к архетипам, глубоко укоренившимся в сознании людей и сохраняющимся в коллективном бессознательном. Цель многих обрядов - пробудить эти архетипы.

2. Продумываются значимые религиозные праздники, они называются шабашами. Стоит отметить изменение роли шабаша. Если раньше так называли сборище ведьм, то сейчас это значимый религиозный праздник, в основном также имеющий языческое начало. Так, наиболее распространены Имболк (Оймелк) - 2 февраля, Белтайн - 30 апреля, Лугнасад (Ламмас) - 1 августа и Самайн - 31 октября, а также дни солнцестояния и равноденствия.

Итак, образ ведьмы развивался на протяжении долгого времени, вобрав в себя черты древних языческих богинь, женщин-целительниц и фантастические образы, созданные инквизиторами. Поэтому нельзя говорить о некоем едином образе ведьмы на современном этапе его развития, но можно выделить следующие этапы в формировании образа ведьмы в культуре Нового и Новейшего времени.

1. XV-XVI вв. - с этого времени большое влияние на развитие представлений о ведовстве оказывает гонение на ведьм. Примечательно, что в этот период внешности ведьмы не уделяется

значительного внимания. Она может быть старой или молодой, красивой или некрасивой. Т. е. ведьма внешне ничем не отличается от обычной женщины.

2. XVI-XIX вв. - происходит возвращение к древней мифологии и магическим практикам. В этот период все более четкие контуры приобретают оккультные учения. Представления о ведьме вбирают в себя алхимию, астрологию и др. Начиная с этого периода ведьма - хороший манипулятор, знакомый с психологией, историей, химией, физикой. Интересно, что в данный период ведьма встречается в работах романтиков и одновременно воплощается в образе страшной оборванной женщины (Ф. де Гойя «Шабаш ведьм»).

3. С XX в. по настоящее время - современная ведьма предстает перед нами как успешная деловая женщина. Ведьмы часто появляются на различных телешоу. Они имеют совершенно различную внешность и атрибутику.

Ссылки:

1. Мазелло Р. Падшие ангелы ...и духи тьмы. Ярославль, 1995. 208 с.

2. Сальман Ж. Ведьмы - невесты дьявола. М., 2003. 192 с.

3. Орлов М.А. История сношения человека с дьяволом. М., 1992. 352 с.

4. Игина Ю.Ф. Ведовство и ведьмы в Англии. Антропология зла. СПб., 2009. 332 с.

5. Мишле М. Ведьма. Женщина. М., 1997. 463 с.

6. Тимофеев М.А. Демонология в эпоху Возрождения // Демонология эпохи Возрождения (XVI-XVII вв.). М., 1995. С. 3-10.

7. Стефанович П.С. Изучение «народной религии» позднего Средневековья и раннего Нового времени в британской историографии (смена исследовательских парадигм) // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература : реф. журн. ИНИОН РАН. Серия 5. История. 2001. № 1. С. 29-47.

8. Монтер У. Ритуал, миф и магия в Европе раннего Нового времени. М., 2003. 288 с.

9. Кожурин А.Я. «Охота на ведьм» и генезис новоевропейской науки (некоторые аспекты проблемы) // Философия образования и творчества. СПб., 2002. С. 245-257.

10. Григоренко А.Ю. Сатана там правит бал: критические очерки магии. Киев, 1991. 301 с.

11. Мазелло Р. Указ. соч. С. 40.

12. Григоренко А.Ю. Указ. соч.

13. Женщины в легендах и мифах. М., 1998. 592 с.

14. Там же. С. 530.

References:

Grigorenko, AYu 1991, Devil runs the show there: critical magic essays, Kiev, 301 p., (in Russian). Igin, YuF 2009, Witchcraft and witches in England. Anthropology of evil, St. Petersburg, 332 p., (in Russian). Kozhurin, AYa 2002, '"Hunting for witches" and the genesis of new European science (several aspects of the problem)', Filosofiya obrazovaniya i tvorchestva, St. Petersburg, pp. 245-257, (in Russian).

Mazello, R 1995, The fallen angels ... and the spirits of darkness, Yaroslavl, 208 p., (in Russian).

Michele, M 1997, The witch. Female, Moscow, 463 p., (in Russian).

Monter, W 2003, Ritual, myth and magic in early modern Europe, Moscow, 288 p.

Orlov, MA 1992, The history of human relations with the devil, Moscow, 352 p., (in Russian).

Salman, J 2003, Witches as the devil's brides, Moscow, 192 p., (in Russian).

Stefanovich, PS 2001, 'The study of the "popular religion" of the late Middle Ages and early modern times in British historiography (the shift in research paradigms)', Sotsial'nyye i gumanitarnyye nauki. Otechestvennaya i zarubezhnaya literatura: ref. zhurn. INION RAN, Series 5, no. 1, pp. 29-47, (in Russian).

Timofeev, MA 1995, 'Demonology in the Renaissance', Demonologiya epokhi Vozrozhdeniya (XVI-XVII vv.), Moscow, pp. 310, (in Russian).

Women in legends and myths 1998, Moscow, 592 p., (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.