Научная статья на тему 'Развитие нравственных качеств в профессиональной подготовке учеников медицинского колледжа'

Развитие нравственных качеств в профессиональной подготовке учеников медицинского колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
200
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
воспитательная среда / нравственные качества учеников / система профессионального образования / мотивационные / информационно-методические / воспитательно-образовательные условия.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жамолов Анвар Кучкарович

В докладе рассматривается технология развития нравственных качеств в профессиональной подготовке учеников медицинского колледжа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Upbringing environment, moral qualities of students, vocational training system, motivational, information-methodical, upbringing-educational conditions.

Текст научной работы на тему «Развитие нравственных качеств в профессиональной подготовке учеников медицинского колледжа»

РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧЕНИКОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА

А. К. Жамолов

В докладе рассматривается технология развития нравственных качеств в профессиональной подготовке учеников медицинского колледжа.

Upbringing environment, moral qualities of students, vocational training system, motivational, information-methodical, upbringing-educational conditions.

Ключевые слова: воспитательная среда, нравственные качества учеников, система профессионального образования, мотивационные, информационнометодические, воспитательно-образовательные условия.

Утверждая основные принципы общественно-политического и экономического развития Узбекистана в начальный период становления независимого государства, Президент Ислам Каримов писал: «Прогресс обеспечивают духовно развитые люди. Интеллектуальный и нравственно-духовный потенциал - два крыла просвещенного человека. Ошибаются люди, которые опасаются, что в условиях рыночной экономики значение духовно-нравственных ценностей в жизни общества будет снижаться, а культура отойдет на второй план. Мы хотим, чтобы экономическое развитие находилось в полной гармонии с духовным совершенствованием, духовным очищением, высокой нравственностью» [1]. Исходя из фундаментальных идей, указов и постановлений Президента страны, в Республике Узбекистан создаются все необходимые социально-экономические, правовые, психолого-педагогические, социальномедицинские и иные условия для воспитания и обучения детей, формирования здоровой гармонично развитой личности, обладающей развитыми интеллектуальными и духовно-нравственными качествами. Как подчеркивал Президент Ислам Каримов: «от того, каким вырастит будущее поколение, какие нравственные и личностные ценности оно в себя впитает, насколько активной будет их жизненная позиция, каким идеалам оно будет служить, зависит будущее нашей страны» [2].

Последовательное претворение в жизнь прогрессивной государственной политики в Узбекистане обеспечивает защиту прав и интересов детей; получение качественного образования, профессии и трудоустройство молодежи; оказание помощи социально уязвимым детям [3], в т. ч. «трудным» подросткам, воспитанникам специализированных учебно-воспитательных учреждений. В комплексной работе социальных институтов, ответственных за образование и воспитание подрастающих поколений, большое внимание уделяется: (а) физическому и интеллектуальному развитию детей; (б) профессиональной ориентации; (в) формированию духовно-нравственных качеств личности; (г) активной жизненной позиции; (д) усвоению идеи национальной независимости и духовным, нравственным и культурным ценностям (В соответствии с Законом Республики Узбекистан «О гарантиях прав ребенка» (2008, ст. 4.)

369

В связи с этим остро возникает проблема нравственного воспитания учащихся медицинского колледжа. Особую актуальность эта проблема приобретает в старшем подростковом возрасте, приходящимся на период его обучения в среднеспециальных учебных заведениях. У подростка пробуждается интерес к своему внутреннему миру, самому себе, осуществляется переход от сознания к самосознанию. Подросток размышляет над своими переживаниями, мыслями, «выкристаллизовывается» личность, поэтому особая роль в формировании эмоционально-мотивационной сфере личности принадлежит духовно-нравственному воспитанию. Профессиональная деятельность специалистов медицинского профиля неизбежно включает в себя нравственную доминанту, реализующуюся в глубоком понимании медицинским работником своего профессионального долга, в высокой профессиональной и нравственной ответственности за качество процесса и результат своей деятельности. Ситуации, в которых приходится действовать специалисту медицинского профиля, часто требуют высокой моральной ответственности, принципиального определения нравственных позиций, своего отношения к людям и духовно-нравственным ценностям, оказывающихся в сфере профессиональных интересов.

Программа по нравственно-духовному воспитанию должна содержать комплекс ценностей, которые могут формировать и стимулировать развитие духовных потребностей учащихся медицинского колледжа. Это следующие ценности: (а) стремление к истине; (б) социальное благополучие общества; (в) социальная справедливость; (г) гуманистические и нравственные ценности; (д) ценность знания; (е) ценности личности; (ж) здоровье людей и ряд других. И, наверное, в профессии медицинского работника главную часть его нравственной компетенции составляет гуманность. Гуманность представляет собой совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как к высшей ценности. Как качество личности, гуманность формируется в процессе взаимоотношений с другими людьми и раскрывается в проявлении доброжелательности и дружелюбия. Воспитание гуманности осуществляется в многообразных видах деятельности, в различных вариантах межличностных отношений. Учащийся должен быть включен в сопереживание, соучастие. Изучение биографий ученых в области медицины, их профессиональной деятельности, жизненных принципов, нравственных поступков вызывает большой интерес у учащихся, стимулирует их поведение и деятельность. Анализ в ходе занятий проблем добра и зла, гуманизма подлинного и абстрактного, социальной справедливости и несправедливости вводит учащихся в сложный мир человеческих взаимоотношений, учит понимать и ценить идеи гуманизма, их общечеловеческий характер.

Не менее важную роль играет формирование коммуникативных навыков учащихся медицинского колледжа. Специальные занятия по культуре общения способствуют не только развитию познавательных и творческих возможностей будущих специалистов, но и формированию у них критического отношения к своей собственной речи. Развитие культуры речи есть неотъем-

370

лемая составляющая нравственного воспитания. В реализации нравственного потенциала учащихся мы опираемся на следующие положения:

(1) психологически обоснованной и педагогически оправданной является установка на формирование у учащихся медицинского колледжа нравственных конструктов, занимающих доминирующее положение в структуре личности и определяющих их собственный моральный опыт;

(2) распространёнными способами нравственного воспитания учащихся медицинского колледжа являются организация групповой деятельности на основе сотрудничества и сотворчества, активизация межличностного взаимодействия подростков, которое направлено на решение этических проблем, умение принимать нравственно оправданное решение в разнообразных ситуациях деятельности и общения; (3) в процессе разнообразной воспитательной деятельности с учащихся медицинского колледжа формируются компоненты структуры поступка (морального выбора) и определяются стратегия и тактика нравственного поведения.

Список литературы

1. Каримов И.А. Основные принципы общественно-политического и экономического развития Узбекистана. - Ташкент: Узбекистон, 1995. - С. 42-44.

2. Каримов И.А. Узбекистан: свой путь обновления и прогресса // Узбекистан: национальная независимость, экономика, политика, идеология. Т.1. - Т., 1996. - С. 44.

3. Социально уязвимые дети - дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации в силу сложившихся обстоятельств, нуждающиеся в особой защите и поддержке со стороны государства и общества. См. Закон Республики Узбекистан «О гарантиях прав ребенка» (2008), ст. 3.

371

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.