Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ НОВЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ'

РАЗВИТИЕ НОВЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
67
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
малое предпринимательство / бизнес-структуры / пандемия COVID-19 / отрасль гостеприимства и туризма / государственное управление территории / государственная поддержка / методы совершенствования бизнес-процессов / small businesses / business structures / COVID-19 pandemic / hospitality and tourism industry / state administration of the territory / state support / methods of improving business processes

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Е.Л. Куршнева

Основными вызовами для малого предпринимательства в условиях пандемии являются снижение доходов и рост недоверия клиентов, риск заражения персонала новым вирусом, перебои в цепочках поставок, трудности в обеспечении эффективного взаимодействия, финансовая нестабильность, а так же рост неопределенности, требующие антикризисного управления в условиях короновируса COVID-19. В данных условиях совершенно необходимо сформировать теоретическую и практическую основу для разработки антикризисных мер восстановления финансово-хозяйственной деятельности малых предпринимательских бизнес – структур в период после кризиса, поиска новых сфер развития предпринимательства в регионах с целью создания рабочих мест и повышения экономической активности населения с учетом новых факторов окружающей среды, которые создаются мировым кризисом. На основе анализа последствий воздействия пандемического кризиса на бизнес-сектор необходимо рассмотреть предложения по повышению уровня эффективности функционирования малых форм предпринимательских бизнес – структур. Представить необходимый инструментарий для антикризисного развития бизнес-процессов в туристической отрасли на основе конкретного перспективного направления предпринимательства. Одним из эффективных инструментов влияние на малое предпринимательство в сфере туризма является развитие межрегиональной сети глэнпингов в рамках программы поддержки внутреннего туризма. Проект может быть реализован вместе с программами по транспортному развитию, развитию инфраструктуры территории и развитию фермерских хозяйств и деревенского туризма, что может способствовать географическому расширению туристических регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF NEW DIRECTIONS OF ENTREPRENEURSHIP IN THE CONDITIONS OF THE PANDEMIC

The main challenges for small businesses in a pandemic are reduced income and increased customer distrust, the risk of staff infection with a new virus, interruptions in supply chains, difficulties in ensuring effective interaction, financial instability, as well as growing uncertainty that require crisis management in the context of the COVID 19 coronavirus. In these conditions, it is absolutely necessary to form a theoretical and practical basis for the development of anti-crisis measures to restore the financial and economic activities of small business enterprises in the period after the crisis, the search for new areas for the development of entrepreneurship in the regions in order to create jobs and increase the economic activity of the population, taking into account new factors environment that are created by the global crisis. Based on the analysis of the consequences of the impact of the pandemic crisis on the business sector, it is necessary to consider proposals to increase the level of efficiency of functioning of small forms of entrepreneurial business structures. To present the necessary tools for the anti-crisis development of business processes in the tourism industry based on a specific promising direction of entrepreneurship. One of the effective tools for influencing small business in tourism is the development of an interregional network of glanpings within the framework of the program to support domestic tourism. The project can be implemented together with programs for transport development, infrastructure development of the territory and the development of farms and village tourism, which can contribute to the geographical expansion of tourist regions.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ НОВЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ»

9. Strategy for the development of the electronic industry in Russia for the period up to 2025 [electronic resource]. -Access mode. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/91853/. - (date of access: 11.16.2021).

10. Strategy for the development of the electronic industry of the Russian Federation for the period up to 2030 [electronic resource]. - Access mode. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_343384/75df01f2 e4254b84c93f3104b11d1d2dbd1f586c/. - (date of access: 11.16.2021).

11. Sheresheva M.Yu. Interorganizational information systems in network interfirm interaction. Russian Management Journal, 2006, Volume 4, No. 1. Pp. 55-76.

12. Yakovleva A.Yu. Factors and models of formation and development of innovative ecosystems: dissertation. Ph.D. in Economics 08.00.05 / National Research University Higher School of Economics. M., 2012. 243 p.

13. Huxham C. Creating Collaborative Advantage. London: Sage Publications Ltd, 1996. Pp. 1-18.

14. Phil Garrou. Walker discusses emergence of new business models in semiconductor industry [electronic resource]. - Access mode. - URL: https://sst.semiconductor-digest.com/2017/03/walker-discusses-emergence-of-new-business-models-in-semiconductor-industry/. - (accessed 20.11.2021).

15. Saha S.K. Emerging Business Trends in the Microelectronics Industry. Open Journal of Business and Management, 2016, № 4. Pp. 105-113.

16. Vlasova V., Roud V. Cooperative Strategies in the Age of Open Innovation: Choice of Partners, Geography and Duration. Foresight and STI Governance, 2020, Vol. 14, № 4. Pp. 80-94. DOI: 10.17323/25002597.2020.4.80.94.

DOI: 10.24412/2309-4788-2021-6-220-223

Е.Л. Куршнева - к.ист.н, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, доцент, Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков героя Советского Союза А.К. Серова, e.kurshneva@mail.ru,

E.L. Kurshneva - Cand. history. Sci., Associate Professor of the Department of Humanities and Socio-Economic Disciplines, Associate Professor, Krasnodar Higher Military Aviation School for Pilots of the Hero of the Soviet Union A.K. Serov.

РАЗВИТИЕ НОВЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ DEVELOPMENT OF NEW DIRECTIONS OF ENTREPRENEURSHIP IN THE CONDITIONS OF THE PANDEMIC

Аннотация. Основными вызовами для малого предпринимательства в условиях пандемии являются снижение доходов и рост недоверия клиентов, риск заражения персонала новым вирусом, перебои в цепочках поставок, трудности в обеспечении эффективного взаимодействия, финансовая нестабильность, а так же рост неопределенности, требующие антикризисного управления в условиях короновируса COVID-19. В данных условиях совершенно необходимо сформировать теоретическую и практическую основу для разработки антикризисных мер восстановления финансово-хозяйственной деятельности малых предпринимательских бизнес - структур в период после кризиса, поиска новых сфер развития предпринимательства в регионах с целью создания рабочих мест и повышения экономической активности населения с учетом новых факторов окружающей среды, которые создаются мировым кризисом. На основе анализа последствий воздействия пандемического кризиса на бизнес-сектор необходимо рассмотреть предложения по повышению уровня эффективности функционирования малых форм предпринимательских бизнес - структур. Представить необходимый инструментарий для антикризисного развития бизнес-процессов в туристической отрасли на основе конкретного перспективного направления предпринимательства. Одним из эффективных инструментов влияние на малое предпринимательство в сфере туризма является развитие межрегиональной сети глэнпингов в рамках программы поддержки внутреннего туризма. Проект может быть реализован вместе с программами по транспортному развитию, развитию инфраструктуры территории и развитию фермерских хозяйств и деревенского туризма, что может способствовать географическому расширению туристических регионов.

Abstract. The main challenges for small businesses in a pandemic are reduced income and increased customer distrust, the risk of staff infection with a new virus, interruptions in supply chains, difficulties in ensuring effective interaction, financial instability, as well as growing uncertainty that require crisis management in the context of the COVID 19 coronavirus. In these conditions, it is absolutely necessary to form a theoretical and practical basis for the development of anti-crisis measures to restore the financial and economic activities of small business enterprises in the period after the crisis, the search for new areas for the development of entrepreneurship in the regions in order to create jobs and increase the economic activity of the population, taking into account new factors environment that are created by the global crisis. Based on

Естественно-гуманитарные исследования № 38 (6), 2021_221

the analysis of the consequences of the impact of the pandemic crisis on the business sector, it is necessary to consider proposals to increase the level of efficiency of functioning of small forms of entrepreneurial business structures. To present the necessary tools for the anti-crisis development of business processes in the tourism industry based on a specific promising direction of entrepreneurship. One of the effective tools for influencing small business in tourism is the development of an interregional network of glanpings within the framework of the program to support domestic tourism. The project can be implemented together with programs for transport development, infrastructure development of the territory and the development of farms and village tourism, which can contribute to the geographical expansion of tourist regions.

Ключевые слова: малое предпринимательство, бизнес-структуры, пандемия COVID-19, отрасль гостеприимства и туризма, государственное управление территории, государственная поддержка, методы совершенствования бизнес-процессов.

Keywords: small businesses, business structures, COVID-19 pandemic, hospitality and tourism industry, state administration of the territory, state support, methods of improving business processes.

Развитие предпринимательства в современных условиях является одним из основных условий формирования структуры национальной экономики. Однако нынешние вызовы для малого предпринимательства в условиях пандемии COVID-19 - это, как уже всем известно, сложности в логистики, недоверие потребителей, риски заражения, финансовая неустойчивость и следствие - снижение выручки и прибыли.

Сохранение бизнес-структур в период короновируса требует инструментов адаптации к изменению внешней среды малого бизнеса, что требует немалое количество усилий для формирования антикризисных мер. Малое предпринимательство подвержено высокому уровню рисков, таких как: снижение покупательской способности населения, налоговая нагрузка и кредитная политика [1]. Следовательно, что главной стратегией малого предпринимательства является сохранение, а если получится и увеличение потребительского спроса на услуги малого бизнеса в период пандемии COVID-19 и после.

Государственную поддержку секторов малого предпринимательства в период пандемии COVID-19 следует осуществлять по следующим направлениям:

- инвестирование малого бизнеса в депрессивных регионах страны за счет бюджетных средств;

- развивать элементы инфраструктуры с использование малого бизнеса каждого региона в отдельности;

- обеспечить нулевые ставки кредитования для малого предпринимательства и предоставить льготные условия аренды;

- снизить уровень проверок и уменьшить численность контролирующих региональных органов, а так же сделать процедуру проверки максимально прозрачной;

- необходимость поддержки начинающим предпринимателям;

- осуществлять регулярную информационную наполненность предпринимательской среды о новых программах и планах о поддержки малого предпринимательства в регионе;

- использовать зарубежные практики поддержки малого бизнеса в условиях экономического кризиса;

- осуществлять регулярный обмен опытом между регионами страны.

Если рассматривать инструменты по поддержки малого предпринимательства в период кризиса, то разумно представить практику модернизации бизнес-процессов в малом предпринимательстве [2]. Методы совершенствования бизнес-процессов представлены на рисунке 1.

В период пандемии негативные последствия постигли такие отрасли малого предпринимательства как: сфера обслуживания, торговля, питание, спорт, развлечение, но особенно сильное отрицательное влияние и недополученные дивидендов оказало на отрасль гостеприимства и туризма [3].

Виды малого предпринимательства в структуре туристической отрасли:

- производственная деятельность - производство турпродукта туроператором;

- финансовое обеспечение туристической отрасли;

- маркетинговая деятельность - продвижение турпродукта путем формирования потребительского спроса через рекламу туристическими агенствами;

- консультативная деятельность в рамках развития перспектив туристического бизнеса [4].

Для эффективности обеспечения экономического воспроизводства бизнес-процессов в туристической отрасли важным считается определение стратегических целей для адаптации бизнеса к внешним условиям изменяющейся среды [5].

Рисунок 1 - Методы, используемые в проектах для совершенствования бизнес-процессов малого бизнеса (ед.)

Туристическая отрасль отдельным важным сектором входит с структуру плана восстановления по окончании пандемии COVID-19. Наша страна, как великая держава имеет много «точек роста», но не обладает развитой инфраструктурой территорий.

Основные вида туристической деятельности:

- деловой туризм (деловые командировки бизнесменов, обучение студентов, инвестиционные форумы, международное волонтерское движение, автосалоны, выставки, международные программы и пр.);

- оздоровительный туризм (семейный, детский, восточная медицина, йога, разнообразные виды массажа, иглоукалывание, косметология и пр.);

- культурно-исторический (историко-архитектурный, военно-патриотический и пр.);

- событийный (фестивали, праздники, олимпиады и пр.);

- экологический (особо охраняемые территории, заповедники, парки, фермы, деревенские маршруты и пр.);

- специализированный туризм (детский, для пенсионеров, романтический, кибер и пр.);

- гастрономический (национальные кухни народов страны, плодово-травный, рыбный и пр.);

- спортивный (сафари, альпинизм, яхтинг, конный, экстремальный, пейнтбол и пр.);

- социальный (для людей с ограниченными возможностями) [6];

- православный (монастыри, скифы, источники и пр.).

Одним из эффективных инструментов влияние на малое предпринимательство в сфере туризма является развитие межрегиональной сети глэнпингов в рамках программы поддержки внутреннего туризма. Существует три вида глэнпингов (таблица 1).

Таблица 1 - Виды глэнпингов

Краткая характеристика

I вид II вид III вид

Небольшое количество шатров с Большое количество шатров с мини- Небольшое количество шатров с мини-

минимальным количеством необхо- мальным количеством необходимой мальным количеством необходимой са-

димой садовой мебели садовой мебели, а так же кинотеатр, фотозоны, кафе довой мебели, а так же велопрокат, фотозоны и комфортные рестораны. Высокий уровень сервиса

Объем финансирования

2-3 млн.руб 5-7 млн.руб 12-13 млн.руб

Финансирование данного проекта можно осуществлять на основе государственно (муници-пально) - частного партнерства [7]. Срок окупаемости проекта 75 % за первые 3 года. Данные по оценки эффективности представлены на рисунке 2.

Естественно-гуманитарные исследования № BS (б), 2021

22B

11625 256

■ Совокупная ( прямая и непрямая i социально-

общественная эффективность

проекта дая населения регионов, тыс руб.

102125 373

■ Эффективность проекта для развития предпринимательства в РФ, тыс руб

Рисунок 2 - Эффективность проекта развертывания сети глэмпингов на территории России в среднесрочной перспективе (2022-2025 г.г)

Создание глэнпингов непосредственно «с нуля» является может привлечь множество туристов со всей страны. При этом данный проект может быть реализован вместе с программами по транспортному развитию, развитию инфраструктуры территории и развитию фермерских хозяйств и деревенского туризма, что может способствовать географическому расширению туристических регионов.

1. Государственное регулирование формированием институциональной среды социального партнерства / Арутюнова А.Е., Смирнова Е.В. / Вестник Института дружбы народов Кавказа (Теория экономики и управления народным хозяйством). Экономические науки. 2017. № 1 (41). С. 8.

2. Обеспечение конкурентных преимуществ территории / Арутюнова А.Е., Смирнова Е.В. / В сборнике: Пространственная и структурная трансформация экономики России: проблемы и перспективы. Материалы международной научно-практической конференции . 2019. С. 80-87.

3. Региональная инновационная стратегия / Оганесян Т.Л. / Научный вестник Южного института менеджмента. 2013. № 3. С. 50-53.

4. Управление экономическим развитием санаторно-курортных комплексов региона / Смирнова Е.В., Шутилов Ф.В. / Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. 2013. № 2 (120). С. 91-96.

5. Куксова А.В., Белова Е.О. Управление конкурентными преимуществами на основе эксклюзивных ценностей объектов // Сборник научных статей факультета экономики, управления и бизнеса. ФГБОУ ВПО «КубГТУ». Краснодар, 2015. С. 165-167.

6. Развитие социального туризма в Краснодарском крае как формы социального партнерства / Арутюнова А.Е., Смирнова Е.В./ В сборнике: Стратегия социально-экономического развития общества: управленческие, правовые, хозяйственные аспекты. Сборник научных статей 7-й Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор А.А. Горохов. 2017. С. 24-28.

7. Competitiveness of the organization of consumer coopération: effective management in the modern market sector / Kartashov K.A., Ovcharenko N.A., Sidorenko T.N., Smirnova E.V., Udovik E.E. / Studies in Systems, Decision and Control. 2021. Т. 316. С. 643-652.

1. State regulation of the formation of the institutional environment of social partnership / Arutyunova A.E., Smirnova E.V. / Bulletin of the Institute of Friendship of the Peoples of the Caucasus (Theory of Economics and National Economy Management). Economic sciences. 2017. No. 1 (41). P. 8.

2. Ensuring the competitive advantages of the territory / Arutyunova A.E., Smirnova E.V. / In the collection: Spatial and structural transformation of the Russian economy: problems and prospects. Materials of the international scientific and practical conference. 2019.S. 80-87.

3. Regional innovation strategy / Oganesyan T.L. / Scientific bulletin of the Southern Institute of Management. 2013. No. 3. P. 50-53.

4. Management of economic development of sanatorium-resort complexes in the region / Smirnova E.V., Shutilov F.V. / Bulletin of the Adyghe State University. Series 5: Economics. 2013. No. 2 (120). S. 91-96.

5. Kuksova A.V., Belova E.O. Management of competitive advantages based on exclusive values of objects // Collection of scientific articles of the Faculty of Economics, Management and Business. FSBEI HPE "KubGTU". Krasnodar, 2015.S. 165-167.

6. Development of social tourism in the Krasnodar Territory as a form of social partnership / Arutyunova AE, Smir-nova EV / In the collection: Strategy of socio-economic development of society: management, legal, economic aspects. Collection of scientific articles of the 7th International Scientific and Practical Conference. Managing editor A.A. Gorokhov. 2017.S. 24-28.

7. Competitiveness of the organization of consumer cooperation: effective management in the modern market sector / Kartashov K.A., Ovcharenko N.A., Sidorenko T.N., Smirnova E.V., Udovik E.E. / Studies in Systems, Decision and Control. 2021. T. 316. C. 643-652.

Источники:

References:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.