Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ НОВОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ АГРОХОЗЯЙСТВ'

РАЗВИТИЕ НОВОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ АГРОХОЗЯЙСТВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
83
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСПОДДЕРЖКА / НОВАЯ СИСТЕМА / ИННОВАЦИОННЫЕ АГРОПРОЕКТЫ / «ЭКСПОРТ АПК» / РИСКИ НОВОЙ ЭКОНОМИКИ / GOVERNMENT SUPPORT / NEW SYSTEM / INNOVATIVE AGRICULTURAL PROJECTS / “EXPORT OF AGRICULTURAL GOODS” / NEW ECONOMY RISKS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пыткин Александр Николаевич, Латышева Анна Ивановна

Реализация национальных проектов позволит вывести экономику на новый качественный уровень. Выполнение майских указов президента России придаст импульс развитию аграрной отрасли. В стране объективно назрела потребность в новой системе государственной поддержки агрохозяйств. Данная научная статья нацелена на анализ таких сложных процессов и выработку своевременных рекомендаций по эффективному управлению инновационными агропроектами. В работе был обобщен исторический опыт развития систем господдержки и заострено внимание на некоторых недостатках при практическом применении. Показаны коммерческие выгоды от реализации новой системы в контексте национального агропроекта «Экспорт АПК».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of a new system of state support for agricultural companies

The implementation of national projects will bring the economy to a new qualitative level. The implementation of the May Decrees of the President of Russia will give an impetus to the development of the agricultural sector. The country has objectively matured the need for a new system of government support for agricultural companies. This scientific article is aimed at analyzing such complex processes and developing well-timed recommendations for the effective management of innovative agricultural projects. The work summarized the historical experience of the development of government support systems and focused on some of the shortcomings in their practical application. The authors show the commercial benefits from the implementation of the new system in the context of the national agricultural project “Export of Agricultural Goods”.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ НОВОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ АГРОХОЗЯЙСТВ»

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Пыткин А. Н., Латышева А. И. Развитие новой системы государственной поддержки агрохозяйств // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 03 (март). - 0,6 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2020/203005.htm.

ART 203005 DOI 10.24411/2304-120X-2020-13005 УДК 338.43

Пыткин Александр Николаевич,

доктор экономических наук, заслуженный деятель науки РФ, почетный работник высшего профессионального образования РФ, профессор Пермского филиала института экономики Уральского отделения РАН, г. Пермь nela.perm@mail.ru

Латышева Анна Ивановна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры отраслевой и территориальной экономики ФГБОУ ВО «Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д. Н. Прянишникова», г. Пермь nela.perm@rambler.ru

Развитие новой системы государственной поддержки агрохозяйств

Аннотация. Реализация национальных проектов позволит вывести экономику на новый качественный уровень. Выполнение майских указов президента России придаст импульс развитию аграрной отрасли. В стране объективно назрела потребность в новой системе государственной поддержки агрохозяйств. Данная научная статья нацелена на анализ таких сложных процессов и выработку своевременных рекомендаций по эффективному управлению инновационными агропроектами. В работе был обобщен исторический опыт развития систем господдержки и заострено внимание на некоторых недостатках при практическом применении. Показаны коммерческие выгоды от реализации новой системы в контексте национального агропроекта «Экспорт АПК».

Ключевые слова: господдержка, новая система, инновационные агропроекты, «Экспорт АПК», риски новой экономики. Раздел: 08.00.00 Экономические науки.

Введение

Важнейшим сектором современной экономики является сельское хозяйство. Здесь пульсируют жизнеутверждающие функции общества, хотя удельный вес в валовом внутреннем продукте небольшой - 4%, в занятых - 9%, в основных фондах - 3%. Продукция, производимая отраслью, обеспечивает национальную безопасность и независимость [1]. Колоссальный аграрный потенциал России (около 9% аграрных угодий мира, 20% запасов пресной воды, 10% минеральных удобрений) способен превратить страну в крупнейшего экспортера продовольствия [2]. Сельское хозяйство, которое рассредоточено территориально по всем регионам, призвано сохранять культурное наследие русской деревни.

В сельском хозяйстве наблюдается рост с начала 1999 г., рост в животноводстве был даже в засушливые 2003, 2010 и 2012 гг. Темп в растениеводстве превзошел дореформенный уровень, но выпуск продукции животноводства пока ниже (на 27%). Аграрная отрасль России начиная с 2008 г. по темпам роста опережает промышленность. Отклик на государственные и частные инвестиции, уверенное развитие позволили успешно преодолеть западные экономические санкции. В среднем за последнее пятилетие валовый сбор сельскохозяйственных культур (таких, например, как пшеница, кукуруза на зерно, сахарная свекла, масличные культуры и овощи) превзошел уровень 1986-1990 гг. Но вот объемы выращивания традиционных отечественных культур (например, картофеля, льноволокна, ягод) снизились из-за недостаточных мелиорированных площадей, небольших доз внесения минеральных удобрений и несоблюдения оптимальных сроков

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Пыткин А. Н., Латышева А. И. Развитие новой системы государственной поддержки агрохозяйств // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 03 (март). - 0,6 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2020/203005.htm.

выполнения агротехнических работ [3]. В мясном птицеводстве и сборе меда достигнуты дореформенные объемы. На примерах агрохозяйств Пермского края (ПФ «Пермская», ПФ «Чайковская» и другие) можно «вживую» проследить динамику производства мяса птицы, а рост производства меда дали фермеры и владельцы личных подсобных хозяйств (характерна практика прикамских пчеловодов Трегубовых, которое на удивление оказались восприимчивы к инновациям в производстве меда) [4]. Из-за снижения поголовья животных наблюдался спад в производстве шерсти, мяса крупного рогатого скота, овец и коз, а также в молочном животноводстве (в 2014 г. на 34% к уровню 1990 г.). К сожалению, и сегодня продолжается данная тенденция. Наконец, с 2004 г. возобновился рост поголовья птицы, свиней, овец и коз - с 2007 г. Возросла продуктивность скота и птицы по сравнению с дореформенным уровнем [5].

В настоящее время по экспорту зерна страна одна из первых в мире. Снизился импорт в мясопродуктах (с максимального значения 35,7% в 2005 г. до 16,3% в 2014 г.), овощах (с 16,8% в 2006 г. до 10,7% в 2013 г.). К сожалению, возрос импорт молока и молочных продуктов, а также некоторых фруктов и ягод. Чтобы экономический рост аграрной отрасли продолжился, несмотря на инвестиционные ограничения, нужна новая система государственной поддержки.

Методология и результаты исследования

В России активно реализуется национальный проект «Экспорт продукции АПК». В связи с этим идет сложный процесс развития новой системы государственной поддержки аграрной отрасли. Данная исследовательская работа нацелена на анализ и обобщение действующих механизмов государственной поддержки агрохозяйств страны и выработку научных рекомендаций в решении острых проблем при реализации инновационных агропроектов. Исследования проводились с использованием системного подхода.

В истории государственной поддержки отечественных агрохозяйств выделяется три периода. Первый период - 90-е гг. прошлого века: кризис сельской экономики, деградация территорий, сокращение посевных площадей, поголовья скота. Агропродо-вольственные рынки страны почти без боя отдаются иностранным компаниям. Это время гайдаровских экономических преобразований, время невмешательства в рыночные процессы. Только избирательная кампания 1996 г. подтолкнула принять закон РФ «О государственном регулировании агропромышленного производства». До того село работало под девизом Г. О. Грефа: «Государственные субсидии только развращают сельскохозяйственных товаропроизводителей».

Стабилизация сельской экономики - второй период, который начинается с 2000 г. Постепенно восстанавливается то, что было утрачено ранее. Например, в птицеводстве и в свиноводстве появился тренд импортозамещения. Был принят закон «О развитии сельского хозяйства». Система поддержки переходит на иной качественный уровень. В России впервые была проведена Всероссийская сельскохозяйственная перепись в 2006 г. в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. - № 108-ФЗ «О Всероссийской сельскохозяйственной переписи». Перепись создала информационную основу для всестороннего анализа состояния аграрной отрасли, стала научным основанием для государственных программ и проектов поддержки как отрасли, так и сельских территорий [6]. Государство наконец-то сформулировало цели и ориентиры, показатели и обязательства государства по поддержке агрохозяйств, особое внимание уделяется начинающим фермерам (см. рис. 1).

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Пыткин А. Н., Латышева А. И. Развитие новой системы государственной поддержки агрохозяйств // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 03 (март). - 0,6 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2020/203005.htm.

Рис. 1. Одна из основных тем исследовательских экспедиций «Промо-ТУР», организованной Пермской торгово-промышленной палатой: «Обобщение практик государственной поддержки агрохозяйств; исследование мотивации сельской молодежи и начинающих фермеров; анализ расходования средств и сроков использования грантов» в рамках проекта Пермской торгово-промышленной палаты «Покупай пермское». Руководители и сотрудники агрохозяйств проводили экскурсии по предприятиям, представляли свою продукцию и рассказывали о стандартах сельскохозяйственного производства. В программу «Промо-ТУР» вошел «Маслозавод Нытвенский». Состоялся 1617 мая 2019 г. двухдневный «Промо-ТУР» в г. Чайковский. ЗАО «Птицефабрика "Чайковская"» - это современное развивающееся многопрофильное предприятие. Птицефабрика производит 70 видов различной продукции: кроме традиционных яиц и куриных тушек, это продукты глубокой переработки: колбасы, копчености, филе и многое другое. Продукция птицефабрики соответствует самым строгим международным стандартам. АО «Агрофирма «МЯСО» - современное и динамично развивающееся предприятие с полным технологическим циклом - основано в 1962 г. Агрофирма занимается выращиванием скота, его переработкой и реализацией готовой продукции в Пермском крае, Удмуртской Республике, в Республике Башкортостан. Лидер продаж полуфабрикатов в Удмуртии и в Пермском крае с 1997 г. 13 августа 2019 г. был «Промо-ТУР» в г. Соликамск, в рамках которого исследовали следующие агрохозяйства: Соликамский сыр (ИП Букина Н. В.) - изготовление домашних сыров различных сортов. Торговый дом «Ермак» (ИП Вдовин В. Л.) - фирменное производство, включающее мясной цех, кондитерский цех, три пекарни, цех полуфабрикатов и готовых блюд. Также «Ермак» - это 12 торговых точек различных форматов в г. Соликамске: супермаркеты, кафе «Вега» и «Бульон-Крутон», отели «Вега» и «Вега-Бизнес». Крестьянско-фермерское хозяйство Черноусовой А. С. - производство продуктов сельского хозяйства. Крестьянско-фермерское хозяйство Кемпф А. В. - производство продуктов сельского хозяйства. Крестьянско-фермерское хозяйство Вегнер И. С. - производство

продуктов питания.

(Источник: рассчитано по данным МСХ РФ и ПТПП)

С рубежа 2010 г. начинается третий период, особенностью которого является не просто механическое увеличение государственной поддержки агрохозяйств, а упор на инновационное развитие [7]. Министерство сельского хозяйства России еще располагает ограниченными возможностями влиять на факторы поддержки (в основном через соглашения с регионами о предоставлении субсидий). Как следствие, затягивается доведение средств до агрохозяйств, складывается разный уровень поддержки по регионам [8]. Выгодность производства той или иной продукции часто зависит не от природных условий, а от бюджетных возможностей региона, что не стимулирует инновационного развития. Возникает необходимость повысить роль федерального центра в

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Пыткин А. Н., Латышева А. И. Развитие новой системы государственной поддержки агрохозяйств // Научно-методический электронный журнал ««Концепт». - 2020. - № 03 (март). - 0,6 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2020/203005.htm.

финансировании сельского хозяйства [9]. Региональные средства целесообразнее направлять на развитие рыночной инфраструктуры, сельских территорий и подготовку молодых фермеров [10]. Особое внимание уделялось сельской молодежи, аграрному образованию (рис. 2). Так построена государственная поддержка в Европе в рамках единой сельскохозяйственной политики, что позволяет ритмично поддерживать сезонные сельскохозяйственные работы, создает благоприятные условия для инноваций и формирования единого агропродовольственного рынка.

Рис. 2. Круглый стол ученых, студентов Пермской ГСХА с руководителями и специалистами аграрной отрасли Пермского края: «Механизм реализации регионального проекта "АгроПРОФИ"». Проект рассчитан на студентов старших и выпускных курсов и подразумевает формирование в ссузах и ПУ аграрного профиля агрогрупп. Агрогруппы - своеобразные «элитные отряды», члены которых получат дополнительную поддержку, опыт и знания от представителей агробизнеса, правительства края и преподавателей, получат возможность реализовать себя и свой потенциал, что приведет к увеличению их конкурентных преимуществ на рынке труда в будущем. Главным преимуществом обучения в агрогруппе является практическая направленность курса. Занятия будут проходить в режиме видеолекций, встреч с представителями успешных сельхозпредприятий края и малого агробизнеса, прохождения практики. В течение учебного года лекции об основах агробизнеса, бизнес-планировании, кредитовании, формах господдержки малого предпринимательства студентам прочитают руководители исполнительных органов власти края, представители крупного агробизнеса и предприниматели. В результате участники агрогрупп смогут разработать свой бизнес-план, а главное, будут понимать, как его можно реализовать!..

(Источник: рассчитано по данным МСХП ПК)

В стране стали появляться региональные молодежные проекты, которые уделяли большое внимание инновационному образованию в аграрной сфере. Активнее стала привлекаться сельская молодежь к созданию и реализации инновационных аг-ропроектов [11]. В Пермском крае в это время хорошо зарекомендовал себя региональный проект «АгроПРОФИ» [12]: это эффективная и многоцелевая поддержка начинающим, формирование одаренной сельской молодежи, стимулирование мотивации сельскохозяйственной деятельности.

С 2013 г. правительство России переводит уже и другие отрасли экономики на финансирование через госпрограммы и инновационные проекты. Было определено возмещение хозяйствам процентов по кредитам. На его долю приходится до 80% от всех субсидий. Льготные кредиты сыграли не последнюю роль в коммерческих успехах агрохозяйств. Для всестороннего вовлечения других направлений аграрной отрасли наряду с

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Пыткин А. Н., Латышева А. И. Развитие новой системы государственной поддержки агрохозяйств // Научно-методический электронный журнал ««Концепт». - 2020. - № 03 (март). - 0,6 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2020/203005.htm.

совершенствованием льготного кредитования вводятся новые механизмы, при этом средства федерального бюджета выделяются уже не отдельным агрохозяйствам, а в целом на программу регионального развития сельского хозяйства. Такая система благоприятствовала концентрации финансовых ресурсов для достижения целевых результатов в регионах (рис. 3). Дефицит средств государства на погашение задолженностей по выданным ранее субсидированным кредитам вынудил свернуть данное направление поддержки. Неплохо себя зарекомендовала несвязанная поддержка доходов в растениеводстве, где средства объединялись и распределялись в расчете на гектар посевной площади [13]. Но, к сожалению, и данная система оказалась неповоротливой от многочисленных условий и положений, хотя был накоплен неплохой опыт как у крупных компаний, так и в семейных хозяйствах в решении своеобразных задач.

Рис. 3. Поддержка агрохозяйств через систему льготного кредитования по состоянию на 2018 г.

(Источник: рассчитано по данным МСХ РФ)

На этих опытах основывается инновационная система развития агрохозяйств. Из-за повышения конкурентоспособности на агропродовольственных рынках у хозяйств появляется заинтересованность участвовать в инновационных проектах. Вторая Всероссийская сельскохозяйственная перепись 2016 г. впервые в истории страны сделала упор на инновационную деятельность агрохозяйств [14]. Как результат появилась единая субсидия. Согласно новым правилам, профильные министерства выделяют регионам единую субсидию и определяют в приоритете инновационное развитие. Отметим, что в 2000-х гг. экономический рост агрохозяйств был за счет иностранных технологий. Но технологическое отставание является главным риском сохранения продовольственной безопасности, хотя агрохозяйства, лидеры агропродуктового рынка, обладающие высокой платежеспособностью, используют в основном импортные технологии [15]. Хозяйства с невысокой платежеспособностью не всегда находят предложения. Интересен пример Пермского федерального исследовательского центра УрО

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Пыткин А. Н., Латышева А. И. Развитие новой системы государственной поддержки агрохозяйств // Научно-методический электронный журнал ««Концепт». - 2020. - № 03 (март). - 0,6 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2020/203005.htm.

РАН «Научно-исследовательский институт сельского хозяйства», где можно отследить, что при большом объеме завершенных научных работ слабо происходит коммерциализация. Долгие годы основным проводником инноваций в аграрной отрасли были опытные хозяйства - государственные унитарные предприятия. На рынке без поддержки государства они «потерялись» (с 2004 г. рентабельность производства стала уступать остальным агрохозяйствам). Не появилось, как ожидалось, диффузии инноваций. Не оказались эффективными многочисленные попытки развивать технологические платформы, разрабатывать аграрную тему в рамках общих институтов развития, создавать МИПы. Все это носило фрагментарный разовый характер [16]. Сегодня, в рамках федеральных исследовательских центров, научно-техническая программа развития сельского хозяйства на 2017-2025 гг. призвана формировать цепочки полного технологического цикла - «от научного стола до стола обеденного» [17]. Для ведущих аграрных университетов нужны свои «агросколковы» для коммерциализации результатов научных разработок, проведения обучающих программ, консультационной и выставочной деятельности, современные агротехнопарки. На прикладные научные разработки в регионах приходится где-то чуть более 10% от общего финансирования (см. таблицу), тогда как американцы тратят 80% от общей доли средств, направляемых на проведение научных исследований в сельском хозяйстве [18].

Структура внутренних текущих затрат на исследования и разработки в области сельскохозяйственных наук по видам работ, % (источник: рассчитано по данным Росстата)

Годы Фундаментальные исследования Прикладные исследования Разработки

2010 53,0 29,1 14,0

2011 50,5 52,3 17,2

2012 42,3 41,5 16,2

2013 42 Д 40,4 17,5

2014 57,3 28,1 14,6

201Б 58,9 27,1 14,0

2016 58,2 28,8 13,0

2017 58,2 31,2 10,6

Сегодня целесообразней перейти на новую систему государственной поддержки, разрешив использовать средства федерального бюджета не только на фундаментальные исследования, но и на прикладные разработки, востребованные в агрохозяйствах. Решением проблем хозяйств активнее должны заниматься институты инновационного развития: плотнее сотрудничать с РОСНАНО; вовлекать фонд «Сколково» в мероприятия аграрной отрасли. В целях дальнейшего развития кадрового потенциала, под руководством специалистов Минсельхоз, и в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами работать над совершенствованием учебных планов и увеличивать число практических занятий [19]. Инновационные агропроекты отбирать на конкурсной основе. Срок выполнения - до 3 лет. Гранты выделять разработчикам

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Пыткин А. Н., Латышева А. И. Развитие новой системы государственной поддержки агрохозяйств // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 03 (март). - 0,6 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2020/203005.htm.

ноу-хау при условии софинансирования их проектов со стороны агробизнеса (доля федерального бюджета - 60%, внебюджетных источников - 40%). На эти цели предусмотрено до 2020 г. 5,32 млрд рублей, причем эта доля заметно увеличивается по мере углубления реорганизации институтов сельского хозяйства, в приоритетном порядке должна увеличиваться поддержка прикладных исследований и разработок [20].

Рис. 4. Китайская сторона аттестовала два российских агрохозяйства для поставок говядины: «Заречное» и Брянскую мясную компанию. Поставки возможны уже с 17 января 2020 г., как уточняет Россельхознадзор. Все хозяйства страны не без интереса изучают документы главного таможенного управления (ГТУ) Китая, где сообщается о согласовании сертификата и протокола проверки, карантина и ветеринарных санитарных требований к говядине, экспортируемой из России в КНР. Открытие китайского рынка для российской говядины - важное событие, поскольку это крупный потребитель мяса и там есть спрос на премиальную говядину. Китай активно наращивает закупки говядины по всему миру. Культура потребления говядины, в том числе и премиальной, там активно развивается по мере того, как население богатеет. Кроме того, сейчас в Китае из-за гибели большой части поголовья свиней в результате АЧС сложился дефицит самого популярного мяса - свинины, его оптовая цена выросла вдвое до $6-8 за 1 кг. (Источник: рассчитано по данным Российского экспортного центра)

Во время деловой программы выставки «Золотая осень-2018» на важном мероприятии Агробизнесфорум «АПК 2.0: экспорт как драйвер модернизации» министр сельского хозяйства РФ Дмитрий Патрушев презентовал агропроект «Экспорт продукции АПК». Реализация данного агропроекта позволит выполнить майский указ президента России об увеличении поставок сельхозпродукции за рубеж до 45 млрд долларов к 2024 г. Импорт говядины в Китай в 2019 г. вырос на 60% до 1,7 млн т, это самый высокий рост за всю историю (рис. 4). В стране производство говядины стагнирует, в 2019 г. оно осталось практически на уровне 2018 г. и составило около 1,62 млн т в убойном весе. Китай - крупнейший в мире потребитель мяса - долго не допускал российскую продукцию на свой рынок. В ноябре 2018 г. страны договорились о взаимных поставках мяса птицы, а свинина все еще под запретом. Основные покупатели российской говядины - Вьетнам, Белоруссия, Казахстан. Китайский агропродуктовый рынок имеет спрос на недорогое бескостное мясо. Говядина в России стоит недорого, а при экспорте в Китай российские агрохозяйства могут хорошо заработать.

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Пыткин А. Н., Латышева А. И. Развитие новой системы государственной поддержки агрохозяйств // Научно-методический электронный журнал ««Концепт». - 2020. - № 03 (март). - 0,6 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2020/203005.htm.

Участниками таких проектов помимо агрохозяйств и потребителей продукта становятся органы государственной власти, учреждения науки и образования, банки и отраслевые союзы. Участники инновационного агропроекта получают прибыль от конечной продукции и субсидии, выделяемые государством на разработку и реализацию проекта. Вводится государственное регулирование рыночных цен на отдельные виды инновационной продукции [21]. В зависимости от экономического и технологического состояния агрохозяйств должна осуществляться новая государственная поддержка [22]. В передовых хозяйствах можно ограничиться субсидиями на поставку сортовых семян, в других агрохозяйствах нужны мероприятия по внедрению цифровых технологий или подготовку кадров. Практика, когда распределение субсидий для агрохозяйств пропорционально выходу продукции с одного гектара посевов и уровня продуктивности животных, приводила к резкой дифференциации агрохо-зяйств. Наибольшие субсидии получали коммерчески успешные хозяйства. При переходе на новую систему поддержки нужно ставить задачи по выводу всех агрохозяйств на передовой уровень. Сегодня происходят качественные изменения сельской экономики от импорта продовольствия к реализации экспортного потенциала агрохозяйств. «... Мы рассматриваем эту задачу как новый этап развития сельского хозяйства, в котором экспорт является драйвером модернизации отрасли. Поскольку в рамках текущей структуры производства, логистики и сбыта выйти на целевой показатель невозможно, нам предстоит большая работа по созданию новой товарной массы, развитию транспортно-логистической системы, устранению тарифных и нетарифных барьеров на целевых рынках, продвижению нашей продукции за рубежом», - отметил в своем выступлении на форуме министр сельского хозяйства страны. Сегодня появилась объективная необходимость формирования новой системы поддержки государством агрохозяйств. Министерство сельского хозяйства планирует строительство новых распределительных центров, наращивание портовых и перевалочных мощностей и внедрение цифровых технологий в логистике. Национальный проект «Экспорт АПК» будет способствовать продвижению отечественной продукции на зарубежных рынках через сеть атташе, а также за счет субсидирования деятельности Российского экспортного центра. На поддержку экспорта агрохозяйств государство выделяет 350 млрд рублей. Более 290 млрд рублей будет направлено на производство сельскохозяйственной продукции за счет развития льготного кредитования агрохозяйств и мелиорации. Планируется потратить на экспортно ориентированную агрологистику более 30 млрд рублей. Основное направление государственного финансирования - погашение затрат транспортировки сельскохозяйственной продукции и строительство новых объектов для агрохозяйств [23]. Будет целевая поддержка устранения внешнеторговых барьеров в размере 18 млрд рублей, которая направлена на отслеживание эпизоотической безопасности, сертификацию сельхозпродукции. Новая система государственной поддержки агрохозяйств предусматривает комплекс мер по продвижению продукции за рубежом, в том числе субсидии Российскому экспортному центру, создание и продвижение брендов и региональных суббрендов; для этих целей выделяется почти 9 млрд рублей.

Заключение

Выполнение майских указов президента России позволит нарастить экспорт сельскохозяйственной продукции более чем в два раза, в денежном выражении до $45 млрд к 2024 г. Экспорт мясной и молочной продукции вырастет до $2,8 млрд по сравнению с показателем 2018 г. согласно паспорту федерального агропроекта «Экспорт АПК». Основным же экспортным товаром останется зерно - на него будет приходиться более четверти экспорта. Для этого необходимо разрабатывать инновационные агропроекты применительно к разным группам агрохозяйств. Мероприятия по развитию конкретного агрохозяй-

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Пыткин А. Н., Латышева А. И. Развитие новой системы государственной поддержки агрохозяйств // Научно-методический электронный журнал ««Концепт». - 2020. - № 03 (март). - 0,6 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2020/203005.htm.

ства с новой системой государственной поддержки направлены на использование субсидий в определенных условиях производства. Сегодня создание такой системы объективно необходимо как на федеральном, так и региональных уровнях. Причин для этого несколько. Аграрный сектор имеет высокую значимость в решении проблем продовольственной безопасности страны, обеспечения населения здоровыми продуктами питания и создания условий для появления новых направлений экономики на основе межотраслевых связей. По-прежнему остро стоят проблемы неустойчивости агропродовольственных рынков и скудности частных инвестиций в развитие агрохозяйств, зачаточного состояния аграрного страхования, несовершенства образования цен на сельскую продукцию и продукцию для села, услуг для нужд сельского хозяйства [24]. Государство активно участвует в устойчивом развитии сельских территорий.

Новая система государственной поддержки позволяет государству активнее влиять на инновационное развитие аграрной отрасли и повышать эффективность государственной поддержки. Не последнюю роль в развитии новой системы государственной поддержки аграрной отрасли страны играет приказ Минсельхоза России от 19 апреля 2019 г. № 213 «Об утверждении статистической методологии расчета показателей федерального проекта "Экспорт продукции АПК"», где создается теоретическая база для увеличения поддержки аграрной науки и стимулирования притока частных инвестиций в сельскохозяйственные исследования и разработки. Отношение внутренних затрат на сельскохозяйственные исследования и разработки к валовой добавленной стоимости в сельском хозяйстве должно быть сопоставимо с отношением затрат на науку в целом к ВВП страны. Для стимулирования частных инвестиций в научно-технологическое развитие сельского хозяйства целесообразно увеличить предоставление на эти цели субсидированных инвестиционных кредитов, а также финансирование Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017-2025 гг. В рамках деятельности фондов поддержки исследований и инноваций необходимо расширить предоставление средств на инновационные агропроекты.

Ссылки на источники

1. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» от 27 декабря 2018 г. № 563-ФЗ. - URL: https://rg.ru/2018/12/29/selhoz-dok.html.

2. Постановление Правительства Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» от 31 мая 2019 г. № 696. - URL: http://www.consultant.ru.

3. Приказ Минсельхоза РФ «Об утверждении перечней направлений использования инвестиционных кредитов, полученных при заключении инвестиционных кредитных договоров в российских кредитных организациях», от 24.10.2018 № 474. - URL: http://www.consultant.ru.

4. Постановление Правительства Пермского края от 03.10.2013 № 1325-п «Об утверждении Государственной программы Пермского края «Экономическое развитие и инновационная экономика». -URL: http://www.consultant.ru.

5. Постановление Правительства Пермского края «Порядок предоставления субсидий на создание системы поддержки фермеров и развития сельской кооперации» от 21.05.2019 г. № 347-п. - URL: http://agro.permkrai.ru

6. Итоги Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 года: в 8 т. Т. 1: Основные итоги Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 года: кн. 1. - М.: ИИЦ «Статистика России», 2018. - 458 с.

7. Алтухов А. И., Нечаев В. И. Экономические проблемы инновационного развития зернопродукто-вого подкомплекса России. - М.: Изд. Насирддинова В. В., 2015. - 477 с.

8. Беспахотный Г. В. О разработке новой концепции государственной поддержки сельскохозяйственных предприятий // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2019. - № 6. - С. 8-11.

9. Болдов Д. Н. Совершенствование методики анализа эффективности системы государственной поддержки регионального АПК // Вестник Самарского государственного экономического университета. - 2010. - № 4(66). - С. 13-18.

10. Гордеев А. В. и др. Биоклиматический потенциал России: теория и практика. - М.: ТНИ КМК, 2006. - 320 с.

11. Красильникова Л. Е., Пыткин А. Н. Основные факторы развития АПК // Экономическая политика и управление экономическим развитием. - 2015. - № 5. - С. 23.

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пыткин А. Н., Латышева А. И. Развитие новой системы государственной поддержки агрохозяйств // Научно-методический электронный журнал ««Концепт». - 2020. - № 03 (март). - 0,6 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2020/203005.htm.

12. Латышева А. И., Перевощиков Ю. С., Мухина И. А., Разумов А. И. Количественная оценка качества профессионального самоопределения будущих экономистов как инструмент развития агропродо-вольственных предприятий региона // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2017. - № 7 (июль). - С. 6-17. - URL: http://e-koncept.ru/2017/170142.htm.

13. Организационно-экономический механизм трансферта инновационных агропроектов // Стратегия развития аграрной сферы экономики: проблемы и пути решения: кол. монография / А. И. Алтухов и др. - Краснодар, 2017. - 703 с.

14. Латышева А. И. Экономика села сегодня (Предварительные итоги ВСХП-16 // Аграрный вестник Урала. - 2018. - № 03(170). - С. 12-15.

15. Петриков A. B. Малый агробизнес требует большой поддержки // Экономика сельского хозяйства России. - 2007. - № 8. - С. 17.

16. Пыткин А. Н., Заглядова М. Х. Проблемы управления развитием агропромышленного комплекса // Вестник ПГУ. Сер. Экономика. - 2015. - С. 32-36.

17. Ширяева С., Латышева А. Цена как ключевой элемент организационно-экономического механизма агропродовольственного комплекса // Аграрный вестник Урала. - 2015. - № 3. - С. 17-20.

18. Яковец Ю. Школа русского циклизма: истоки, этапы развития, перспективы. - М.: МФК, 1998. - 102 с.

19. Яшманова Л., Латышева А., Разумов А. И. Всероссийская сельскохозяйственная перепись и устойчивое развитие сельских территорий // Аграрное образование и наука. - 2016. - № 3. - С. 14.

20. Ясин Е. Перспективы российской экономики: проблемы и факторы роста // Вопросы экономики. -2002. - № 5. - С. 46.

21. Michurina F., Latysheva A. Sustainable Development Problems of Ruval Areas. Tariff Police Power Supply // Asian Social Science. - 2014. - Vol. 24. - P. 18-28.

22. Mansfield E. The economics of technological change. - N. Y.: WW Norton, 1968. - P. 46.

23. Nelson R. An Evolutionary Economic Theory of Change. - Cambridge: Harvard University Press, 1982. - P. 457.

24. Roco M. Converging Technologies for Improving Human Performance: Nanotechnology, Biotechnology, Information technology and Cognitive science. - Dordrecht: Springer, 2003. - Р. 492. - URL: http://www.wtec.org/ConvergingTechnologies/Report/NBIC report.pdf.

Alexander Pytkin,

Doctor of Economics, Professor, Honored Scientist of the Russian Federation, Perm branch of the Institute of Economics, Ural branch of the RAS, Perm nela.perm@mail.ru Anna Latysheva,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Perm State Agricultural and Technological University, Perm nela.perm@rambler.ru

Development of a new system of state support for agricultural companies

Abstract. The implementation of national projects will bring the economy to a new qualitative level. The implementation of the May Decrees of the President of Russia will give an impetus to the development of the agricultural sector. The country has objectively matured the need for a new system of government support for agricultural companies. This scientific article is aimed at analyzing such complex processes and developing well-timed recommendations for the effective management of innovative agricultural projects. The work summarized the historical experience of the development of government support systems and focused on some of the shortcomings in their practical application. The authors show the commercial benefits from the implementation of the new system in the context of the national agricultural project "Export of Agricultural Goods". Key words: government support, new system, innovative agricultural projects, "Export of Agricultural Goods", new economy risks. References

1. Federal'nyj zakon "O vnesenii izmenenij v Federal'nyj zakon "O gosudarstvennoj podderzhke v sfere sel'sko-hozyajstvennogo strahovaniya i o vnesenii izmenenij v Federal'nyj zakon "O razvitii sel'skogo hozyajstva" ot 27 dekabrya 2018 g, № 563-FZ. Available at: https://rg.ru/2018/12/29/selhoz-dok.html (in Russian).

2. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii "Kompleksnoe razvitie sel'skih territorij" ot 31 maya 2019 g., № 696. Available at: http://www.consultant.ru (in Russian).

3. Prikaz Minsel'hoza RF "Ob utverzhdenii perechnej napravlenij ispol'zovaniya investicionnyh kreditov, poluchennyh pri zaklyuchenii investicionnyh kreditnyh dogovorov v rossijskih kreditnyh organizaciyah", ot 24.10.2018, № 474. Available at: http://www.consultant.ru (in Russian).

4. Postanovlenie Pravitel'stva Permskogo kraya ot 03.10.2013, № 1325-p "Ob utverzhdenii Gosudarstvennoj programmy Permskogo kraya «Ekonomicheskoe razvitie i innovacionnaya ekonomika". Available at: http://www.consultant.ru (in Russian).

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Пыткин А. Н., Латышева А. И. Развитие новой системы государственной поддержки агрохозяйств // Научно-методический электронный журнал ««Концепт». - 2020. - № 03 (март). - 0,6 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2020/203005.htm.

5. Postanovlenie Pravitel'stva Permskogo kraya "Poryadok predostavleniya subsidij na sozdanie sistemy podderzhki fermerov i razvitiya sel'skoj kooperacii" ot 21.05.2019 g, № 347-p. Available at: http://agro.permkrai.ru (in Russian).

6. (2018). Itogi Vserossijskoj sel'skohozyajstvennoj perepisi 2016 goda: v 8 t. T. 1: Osnovnye itogi Vserossijskoj sel'skohozyajstvennojperepisi2016goda: kn. 1, IIC "Statistika Rossii", Moscow, 458 p.: diagr. (in Russian).

7. Altuhov, A. I. & Nechaev, V. I. (2015). Ekonomicheskie problemy innovacionnogo razvitiya zernoproduk-tovogo podkompleksa Rossii, Izd. Nasirddinova V. V., Moscow, 477 p. (in Russian).

8. Bespahotnyj, G. V. (2019). "O razrabotke novoj koncepcii gosudarstvennoj podderzhki sel'skohozyajst-vennyh predpriyatij", Ekonomika sel'skohozyajstvennyh i pererabatyvayushchih predpriyatij, № 6, pp. 811 (in Russian).

9. Boldov, D. N. (2010). "Sovershenstvovanie metodiki analiza effektivnosti sistemy gosudarstvennoj podderzhki regional'nogo APK", Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta, № 4(66), pp. 13-18 (in Russian).

10. Gordeev, A. V. et al. (2006). Bioklimaticheskij potencial Rossii: teoriya i praktika, TNI KMK, Moscow, 320 p. (in Russian).

11. Krasil'nikova, L. E. & Pytkin, A. N. (2015). "Osnovnye faktory razvitiya APK", Ekonomicheskaya politika i upravlenie ekonomicheskim razvitiem, № 5, p. 23 (in Russian).

12. Latysheva, A. I., Perevoshchikov, Yu. S., Muhina, I. A. & Razumov, A. I. (2017). "Kolichestvennaya ocenka kachestva professional'nogo samoopredeleniya budushchih ekonomistov kak instrument razvitiya agroprodovol'stvennyh predpriyatij regiona", Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal "Koncept", № 7 (iyul'), pp. 6-17. Available at: http://e-koncept.ru/2017/170142.htm (in Russian).

13. Altuhov, A. I. et al. (2017). "Organizacionno-ekonomicheskij mekhanizm transferta innovacionnyh ag-roproektov", Strategiya razvitiya agrarnoj sfery ekonomiki: problemy i puti resheniya: kol. monografiya, Krasnodar, 703 p. (in Russian).

14. Latysheva, A. I. (2018). "Ekonomika sela segodnya (Predvaritel'nye itogi VSKHP-16", Agrarnyj vestnik Urala, № 03(170), pp. 12-15 (in Russian).

15. Petrikov, A. B. (2007). "Malyj agrobiznes trebuet bol'shoj podderzhki", Ekonomika sel'skogo hozyajstva Rossii, № 8, p. 17 (in Russian).

16. Pytkin, A. N. & Zaglyadova, M. H. (2015). "Problemy upravleniya razvitiem agropromyshlennogo kom-pleksa", Vestnik PGU. Ser. Ekonomika, pp. 32-36 (in Russian).

17. Shiryaeva, S. & Latysheva, A. (2015). "Cena kak klyuchevoj element organizacionno-ekonomicheskogo mekhanizma agroprodovol'stvennogo kompleksa", Agrarnyj vestnik Urala, № 3, pp. 17-20 (in Russian).

18. Yakovec, Yu. (1998). Shkola russkogo ciklizma: istoki, etapyrazvitiya, perspektivy, MFK, Moscow, 102 p. (in Russian).

19. Yashmanova, L., Latysheva, A. & Razumov, A. I. (2016). "Vserossijskaya sel'skohozyajstvennaya perepis' i ustojchivoe razvitie sel'skih territory", Agrarnoe obrazovanie i nauka, № 3, p. 14 (in Russian).

20. Yasin, E. (2002). "Perspektivy rossijskoj ekonomiki: problemy i faktory rosta", Voprosy ekonomiki, № 5, p. 46 (in Russian).

21. Michurina, F. & Latysheva, A. (2014). "Sustainable Development Problems of Ruval Areas. Tariff Police Power Supply", Asian Social Science, vol. 24, pp. 18-28 (in English).

22. Mansfield, E. (1968). The economics of technological change, WW Norton, N. Y., p. 46 (in English).

23. Nelson, R. (1982). An Evolutionary Economic Theory of Change, Harvard University Press, Cambridge, p. 457 (in English).

24. Roco, M. (2003). "Converging Technologies for Improving Human Performance: Nanotechnology, Biotechnology", Information technology and Cognitive science, Springer, Dordrecht, p. 492. Available at: http://www.wtec.org/ConvergingTechnologies/Report/NBIC report.pdf (in English).

Рекомендовано к публикации:

Некрасовой Г. Н., доктором педагогических наук, членом редакционной коллегии журнала «Концепт»

Поступила в редакцию Received 20.01.20 Получена положительная рецензия Received a positive review 30.01.20

Принята к публикации Accepted for publication 30.01.20 Опубликована Published 24.03.20

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2020 © Пыткин А. Н., Латышева А. И., 2020

www.e-koncept.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.