СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
УДК 339.543(091)
БСИ 10.17238/В8Ш 815-0683.2018.3.94 В. Г. БАЛКОВАЯ*
Развитие нормативной базы таможенного дела Российской империи в 1825-1881 гг.
В статье представлен обзор нормативных актов, принятых в сфере таможенного дела и вошедших в состав Собрания Второго Полного собрания законов Российской империи. Анализируется система источников права, а также характеризуются важнейшие акты в сфере таможенного дела указанного исторического периода - учредительные акты таможенной системы, законодательство о прохождении таможенной службы, регламентирующие акты в сфере государственного регулирования внешней торговли и организации таможенных процедур.
Ключевые слова: Российская империя, таможенное дело, таможенное законодательство, таможенная система, таможня, таможенная служба, внешняя торговля.
БАЛКОВАЯ Валентина Григорьевна доктор юридических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и истории государства и права. [email protected].
BALKOVAYA V. G. - Doctor of Juridical Sciences, docent, head of the Department of the Law and State Theory and History.
V.G. BALKOVAYA
The Development of Regulatory Framework for
Customs of the Russian Empire in 1825 - 1881
The article gives an overview of the legal acts adopted in the area of customs and included in the Second Complete Collection of Laws of the Russian Empire. The author gives an analysis to the system of sources of law, as well as characterizes the most important acts in the area of customs in historical period under consideration - the constitutive acts of the customs system, the legislation on the customs service, regulatory acts in the area of state regulation of foreign trade and organization of customs procedures.
Keywords: the Russian Empire, customs, customs legislation, customs system, customs office, customs service, foreign trade.
Нормативная база таможенного дела является неотъемлемой частью системы
* Владивостокский филиал Российской таможенной академии. 690034, г. Владивосток, ул. Стрелковая, 16в. Vladivostok branch of the Russian Customs Academy. 16 V, Strelkovaya street, Vladivostok, Russian Federation, 690034.
российского законодательства, следовательно, изменения в российском законодательстве в целом на каждом историческом этапе отражались на состоянии нормативной базы этой важной сферы государственного управления. Настоящая публикация имеет целью охарактеризовать особенности развития нормативной базы таможенного дела в XIX в., в годы правления двух императоров - Николая I и Александра II (1825-1881 гг.). Источниковую базу статьи составили акты, включенные в Собрание Второе Полного собрания законов Российской империи.
XIX век явился временем дальнейшего совершенствования отечественной юридической техники. Это выразилось, в частности, в появлении в начале 1830-х гг. официальной хронологической инкорпорации - Полного собрания законов Российской империи, в которую нормативные акты всех высших органов и важнейшие акты центральных органов государственной власти были включены по дате принятия. Это значительно облегчало правоприменителям процесс поиска официальных текстов законов.
Данная работа была осуществлена в правление императора Николая I под руководством М. М. Сперанского. Первоначально проводилась ретроспективная систематизация российских нормативных правовых актов за период с 1649 по 1825 г., ее результаты составили Собрание Первое. Оно имело скорее академическое значение, т. к. большинство из включенных в него актов уже утратило юридическую силу. Напротив, Собрание Второе, начатое с воцарения Николая I и включающее акты, принимавшиеся с декабря 1825 г., изначально имело практическое значение. С 1830 г. это издание приобрело периодический характер, а результаты правотворчества каждого календарного года стали составлять отдельный том. Именно поэтому Собрание Второе Полного собрания законов Российской империи, включающее акты законодательства, принятые в правление императоров Николая I и Александра II, правивших в совокупности 55 лет, состоит из 55 томов.
Ведущее место в системе источников таможенного законодательства уже в то время занимали кодифицированные акты, именовавшиеся в тот период Таможенными уставами. Изначально это были Таможенный устав по Азиатской торговле 1817 г. [1] и Таможенный устав по Европейской торговле 1819 г. [2], принятые в предшествовавший период и вошедшие в Собрание Первое Полного собрания законов Российской империи. В Собрании Втором содержатся многочисленные акты, вносящие поправки и дополнения в эти уставы [3-5]. Кроме того, в 1850 г. был принят отдельный Таможенный устав для Царства Польского [6]. К нему также принимались поправки и дополнения [7]. Большинство этих норм позже было систематизировано в консолидированном акте - Таможенном уставе 1857 г., вошедшем в т. VI Свода законов Российской империи.
В середине XIX в. изменилась концепция кодифицированного акта в сфере таможенного дела. Таможенные уставы 1755, 1817, 1819 и 1850 гг. были единовременно принимавшимися крупными кодифицированными актами, в таком качестве публиковавшимися в Полном собрании законов Российской империи по дате принятия. На иных основаниях был сформированы Таможенный устав 1857 г. и последующие таможенные уставы, которые изначально являлись консолидированными актами, включавшими без изменений большинство норм более ранних актов и поправок к ним.
Это в значительной степени отличается от современной концепции кодифицированного акта, когда вступление в юридическую силу нового отраслевого кодекса приводит к отмене и прекращению действия огромного массива норм, включенных в широкий перечень нормативных правовых подзаконных актов, и началу нового этапа правоприменительной деятельности. В Российской же империи преобладало частичное и поэтапное реформирование, что позволяло сохранять преемственность в регулировании.
Именно в силу вышеизложенного в т. XXXII Второго Собрания Полного собрания законов Российской империи, включающем акты, принятые в 1857 г., отсутствует Таможенный устав 1857 г. Это не вполне новый акт, а, скорее, консолидация ранее принятых норм, сохраняющих юридическую силу в новых условиях. Именно в таком понимании он вошел в состав т. VI Свода законов Российской империи, другую многотомную официальную инкорпорацию, составленную по отраслевому принципу.
Хотя Таможенный устав 1857 г. в полном объеме в Полном собрании законов не представлен, именно через эту хронологическую инкорпорацию в дальнейшем вносились поправки и изменения в его официальный текст [8-13].
Источники текущего правотворчества в сфере регулирования таможенного дела были представлены широким кругом нормативных правовых актов, принимавшихся императором, Государственным советом, Правительствующим сенатом, Комитетом министров, министром финансов.
Наиболее многочисленную группу актов текущего правотворчества изучаемого периода составляли именные указы императоров, что является закономерным в условиях абсолютной монархии. Именные указы принимались по различным вопросам. Часть из них касалась вопросов серьезных и стратегических - принятия тарифов [14], внесения изменений в таможенные уставы [5]. Другие вопросы носили менее значимый характер - они касались частичного реформирования системы таможенных учреждений [15-18], изменения штатных расписаний отдельных таможен [19], организации борьбы с идеологической контрабандой [20]. Большинство из этих вопросов в современном мире обычно находится вне внимания главы
государства, но при абсолютной монархии все вопросы государственного управления и вся полнота правотворчества традиционно принадлежат монарху.
Помимо собственного правотворчества император утверждал и подписывал большинство актов высших и некоторых центральных органов власти, которые вступали в юридическую силу после его высочайшего утверждения, что выражалось в подписании текста монархом и наложении резолюции «Быть посему». В связи с этим в большинстве случаев правомерней говорить не о собственном правотворчестве этих органов, а о наличии законосовещательных полномочий.
Среди таких актов наибольшей значимостью обладали мнения Государственного совета, приобретавшие после высочайшего утверждения юридическую силу законов. В сфере таможенного дела они принимались по вопросам пересмотра таможенного законодательства [7], регламентации таможенных процедур [21-23], социального обеспечения чиновников, получивших увечье на службе [24], распределения таможенных доходов [25-26]. Процедура их принятия была достаточно сложной: она предусматривала наличие стадий предварительной подготовки и обсуждения. Значительная часть высочайше утвержденных мнений была принята на основе законодательных предложений, вносившихся министрами по своему направлению деятельности (по таможенному ведомству в большинстве случаев они вносились министром финансов).
Другую группу нормативных правовых актов высших органов государства составляли указы Правительствующего сената, представленные в двух видах. Первую разновидность составляли указы, принятые «по высочайшему повелению». К этой группе, прежде всего, относились акты, посвященные вопросам внешней политики - утверждению международных договоров и торговых соглашений [27-29], введению и отмене преференций и ограничений в международной торговле [30-33]. Вторую разновидность указов Правительствующего сената составляли акты собственного правотворчества по вопросам, отнесенным к его ведению, - процессуальным вопросам борьбы с контрабандой [34-37], организации бракования и досмотра товаров внешней торговли [38; 39].
Особую группу законодательных актов составляли положения Комитета министров, имевшие подзаконный характер и принимавшиеся в развитие норм актов императора и Государственного совета. Комитет министров не являлся правительством в современном понимании, т. к. выполнял лишь координирующие функции в вопросах, находившихся в ведении нескольких министерств. Итогом обсуждений этих вопросов и являлись положения, которые для вступления в юридическую силу должны были получить высочайшее утверждение императора. Вместе с тем в сфере
таможенного дела эти акты составили обширный круг источников. Кабинетом министров принимались положения и постановления по таким вопросам, как практическая организация таможенной деятельности [40-43], развитие таможенной инфраструктуры [44], поощрение служителей [45].
В составе Второго собрания Полного собрания законов Российской империи представлено также и подзаконное правотворчество. К таким актам можно отнести результаты правотворчества министра финансов -доклады и докладные записки, которые также для вступления в юридическую силу должны были получить утверждение императора. В дальнейшем они дополнялись ведомственными циркулярами министерств и департаментов министерств, которые имели подзаконный характер и в Полное собрание законов Российской империи не включались (постепенно сформировалась практика ежегодного издания сборников циркуляров, в частности, с 1865 г. - циркуляров Департамента таможенных сборов Министерства финансов). Ведению министра финансов подлежали практические вопросы штатного укомплектования таможенной системы [46], организации внутренней и внешней торговли [47].
Помимо постоянно действующих высших и центральных органов Российской империи (Сената, Государственного совета, министерств) в XIX в. создавались координационные органы территориального управления, призванные сформировать предложения по специфическим вопросам управления отдельными территориями - комитеты. Они разрабатывали положения, которые также вступали в юридическую силу после их высочайшего одобрения. В Собрании Втором сохранились нормативные правовые акты трех комитетов - Комитета по делам Закавказского края (позже -Кавказского), Сибирского и Царства Польского, касавшиеся региональных особенностей регулирования таможенного дела.
Наиболее многочисленную группу источников среди них составило правотворчество Кавказского комитета, действовавшего с середины 1840-х гг. Наряду с другими вопросами территориального управления этот орган ведал и вопросами развития внешней торговли и организации таможенного дела в подведомственном регионе. В частности, принимались акты, посвященные развитию Черноморской и Кавказской торговли [48-50], становлению и развитию таможенной инфраструктуры региона [51; 52].
Несколько позже, уже к началу 1850-х гг., относится правотворчество Сибирского комитета, что было обусловлено необходимостью развития торговли с азиатскими странами, прежде всего с Китаем. Этим органом также принимались акты по организации торговли в регионе [53; 54], совершенствованию региональной таможенной инфраструктуры [55]. Важнейшие из них были посвящены развитию торговли в Кяхте [56].
В правотворчестве органов территориального управления в количественном отношении самыми малочисленными были акты, принимавшиеся в 1860-е гг. Комитетом по Царству Польскому. Они были посвящены вопросам практического контроля таможенной системы [57], вопросам таможенного обложения торговли спиртными напитками [58], порядку беспошлинного пропуска учебных изданий, закупаемых для польских учебных заведений [59].
Из этого экскурса видно, что, несмотря на наличие иерархически организованной системы высших, центральных и территориальных органов управления, обладавших законодательными правомочиями, в полном объеме правотворчеством на тот момент обладал лишь император. Он осуществлял его как самостоятельно путем принятия именных указов, так и в форме высочайшего одобрения актов, подготовленных другими органами.
Далее будет проведен краткий анализ круга общественных отношений, составляющих понятие «таможенного дела» применительно к изучаемому периоду.
Прежде всего, это отношения, связанные с организацией и управлением таможенной системой. В этой сфере принимались как акты, касавшиеся управления таможенной системой в пределах всего государства [60], так и отдельных регионов [61-63].
Значительное число актов было посвящено изменениям в таможенной инфраструктуре - созданию таможен [44] и таможенных застав [64], изменению их статуса [17], переводу [65] и закрытию [15].
Важным вопросом ведомственного управления являлась подчиненность отдельных таможенных учреждений, которые могли в организационном отношении замыкаться не только на Министерство финансов, но в особых случаях - и на отдельные органы территориального управления [66].
Значительный круг нормативных правовых актов был посвящен регулированию зон свободной торговли и свободных портов (порто-франко), учреждавшихся с целью повышения темпов экономического освоения определенных территорий, как правило, недавно вошедших в состав Российской империи. Прежде всего, это были акты, регулировавшие порто-франко в Одессе (введенное в 1819 г. и просуществовавшее до 1865 г.) [67; 68]. Помимо этого, режим порто-франко в середине XIX в. был введен в Батуми [69].
Кроме общих вопросов организации таможенной инфраструктуры, значительное число нормативных правовых актов касалось изменений штатных расписаний, составленных как для всей таможенной системы, так и отдельных таможен [19; 46].
Начиная со второй четверти XIX в. усилилась тенденция к бюрократизации таможенной службы, что выразилось в целом ряде новых явлений в таможенном деле Российской империи. В частности, было принято решение о возможности сохранения привилегий воинской службы при переводе с нее на статскую в таможенном ведомстве по отдельным должностям [70] и даже возможность сохранения воинских чинов [71].
Возросло число аттестованных должностей статской службы по Табели о рангах среди управителей таможен [72]. Служители таможен стали обеспечиваться обмундированием установленного образца, которое в течение пятидесяти лет несколько раз видоизменялось [73; 74]. Дополнительно они получали право на ношение фуражек и шпаг.
Целый ряд служителей таможен получил дополнительные социальные льготы - столовые деньги в дополнение к окладу жалованья и оплату командировочных расходов [75], квартирные деньги [76]. В отдельных таможнях чиновники приобрели право на получение определенного процента таможенных сборов в качестве премиальной выплаты [77]. При переводах на другое место службы служители и управители таможен начали получать прогонные деньги [78]. Кроме того, при службе в отдельных регионах служители приобретали особые законодательно закрепленные преимущества [79]. Впервые появилась возможность получения пенсии по инвалидности, если увечье было получено в процессе осуществления должностных обязанностей [24].
Все вышеизложенное свидетельствует, что прохождение таможенной службы в указанный период было организовано на качественно более высоком уровне.
Таким образом, нормативная база таможенного дела в XIX в. активно развивалась. Это выразилось в расширении и усложнении системы источников права, регулятивные нормы собственно таможенного законодательства были представлены таможенными уставами и дополнениями и изменениями к нему. Кроме того, принимались и иные акты регламентирующего характера: правила осуществления транзитов ввозных товаров [50], складки товаров в пакгаузы таможен, документирования таможенных процедур. В особых случаях вводились таможенные правила для отдельных регионов.
Помимо регулятивных принимались нормативные правовые акты охранительной направленности, ориентированные на борьбу с нарушениями таможенных правил. Наибольшее внимание было уделено борьбе с контрабандой. Были урегулированы такие аспекты проблемы, как подсудность дел о контрабанде [80], возмещение материального вреда [81; 82], процедурные вопросы расследования [83], региональная специфика преступной
деятельности [34; 37], мероприятия по повышению раскрываемости [84], сословные проблемы привлечения к ответственности [85], организация превентивных мер [37].
Традиционно ведущее место в системе наказаний за нарушения таможенных правил, особенно контрабанду, занимала конфискация. В изучаемый период произведена дальнейшая проработка процессуальных вопросов конфискационного производства: закреплен общий порядок осуществления конфискаций [86; 87], урегулированы особенности осуществления малозначительных конфискаций [43], порядок проведения апелляций по делам о конфискации, произведенных таможенным ведомством [88].
Таким образом, бюрократизация государственного управления привела к значительному увеличению числа нормативных правовых актов, более детальной проработке управленческих процедур в сфере таможенного дела. Всего в процессе исследовательской работы в составе Собрания Второго Полного собрания законов Российской империи было выявлено свыше 1 100 нормативных правовых актов в сфере таможенного дела, принятых за период с декабря 1825 по начало марта 1881 г.
Список литературы
1. Таможенный устав по Азиатской торговле от 30 мая 1817 г. // Полное собрание законов Российской империи (далее - ПСЗ). Собр. 1. Т. XXXIV, № 26894. С. 328-348.
2. Таможенный устав по Европейской торговле от 14 декабря 1819 г. // ПСЗ. Собр. 1. Т. XXXVI, № 28030. С. 417-500.
3. Высочайше утвержденные статьи к Таможенному уставу от 28 января 1831 г. // ПСЗ. Собр. 2. Т. VI, № 4300. С. 66-82.
4. О некоторых переменах в правилах Таможенного устава к облегчению торговли: Высочайше утвержденное мнение Государственного Совета от 2 декабря 1842 г. // ПСЗ. Собр. 2. Т. XVII (часть 2), № 16288. С. 175-176.
5. Об изменении статьи 2314 Устава таможенного касательно платежа пошлин за иностранные товары, привозимые в Редут-Кале и Тифлис: Именной указ от 10 сентября 1852 г. // ПСЗ. Т. XXVII, № 26573. С. 547-548.
6. Высочайше утвержденный Устав таможенный для Царства Польского от 5 ноября 1850 г. // ПСЗ. Собр. 2. Т. XXV (часть 2), № 24598. С. 46-176.
7. Об изменении статей 902 и 916 Устава таможенного для Царства Польского касательно взысканий и наказания лиц, занимающихся контрабандой: Высочайше утвержденное мнение Государственного Совета от 2 июля 1856 г. // ПСЗ. Собр. 2. Т. XXXI, № 30675. С. 395-397.
8. Об изменении некоторых постановлений Таможенного устава касательно каботажного плавания: Высочайше утвержденное положение Комитета министров от 16 июня 1859 г. // ПСЗ. Собр. 2. Т. XXXIV, № 34630. С. 582-583.
9. О некоторых изменениях в Таможенном уставе по торговле чаем: Высочайше утвержденное мнение Государственного совета от 16 мая 1866 г. // ПСЗ. Собр. 2. Т. т, № 43313. С. 566-568.
10. Об изменении некоторых правил Устава Таможенного: Высочайше утвержденное мнение Государственного Совета от 30 декабря 1868 г. // ПСЗ. Собр. 2. Т. XLIII (часть 2), № 46598. С. 564-566.
11. Об отмене 1-го примечания к статье 2222 Устава таможенного (Свода Зак. Т. VI, по Прод. 1863 г.): Высочайше утвержденное мнение Государственного Совета от 23 февраля 1870 г. // ПСЗ. Собр. 2. Т. XLV, № 48055. С. 183-184.
12. Об изменении 1265 статьи Таможенного устава: Именной указ от 19 ноября 1871 г. // ПСЗ. Собр. 2. Т. XLVI (часть 2), № 50191. С. 555.
13. Об изменении примечания к 1 пункту примечания к статье 858 Устава таможенного (по Прод. 1868 г.): Высочайше утвержденное положение Комитета министров от 14 января 1874 г. // ПСЗ. Собр. 2. Т. XLIX. № 53035. С. 49.
14. Об общем тарифе по Европейской торговле для таможен Российской Империи и Царства Польского: Именной указ от 13/25 октября 1850 г. // ПСЗ. Собр. 2. Т. XXV (Часть 2), № 24533. С. 14.
15. Об упразднении состоящей в Одесском таможенном округе Овидио-польской таможенной заставы: Именной указ от 26 декабря 1835 г. // ПСЗ. Собр. 2. Т. X, № 8714. С. 1258.
16. О продолжении действия постановлений по таможенной части в Закавказском крае: Именной указ от 27 января 1836 г. // ПСЗ. Собр. 2. Т. XI, № 8739. С. 1.
17. О возведении Гусятинской третьеклассной таможни в первый класс: Именной указ от 14 апреля 1836 г. // ПСЗ. Собр. 2. Т. XI, № 8997. С. 220.
18. Об усилении надзора по Сибирской таможенной линии: Именной указ от 8 июня 1846 г. // ПСЗ. Собр. 2. Т. XXI, № 20104. С. 600.
19. О прибавлении чинов в Санкт-Петербургскую и Кронштадтскую таможни: Именной указ от 5 июня 1842 г. // ПСЗ. Собр. 2. Т. XVII, № 15719. С. 426-427.
20. Об отсылке из таможен в цензуру привозимых из-за границы печатных русских книг и листовок: Именной указ от 13 июля 1853 г. // ПСЗ. Собр. 2. Т. XXVIII, № 27439. С. 357.
21. Об увеличении срока, в продолжении коего дозволено азиатам оставлять в таможнях товары их в залог пошлины: Высочайше утверждённое мнение Государственного Совета от 4 ноября 1836 г. // ПСЗ. Собр. 2. Т. XI, № 9683. С. 173174.
22. Об отсрочке в выдаче таможенных паспортов экипажам на российских судах: Высочайше утвержденное мнение Государственного Совета от 15 апреля 1846 г. // ПСЗ. Собр. 2. Т. XXI, № 19949. С. 453-454.
23. Об установлении штрафа за несвоевременный взнос пошлин с привозных товаров: Высочайше утвержденное мнение Государственного Совета от 30 мая 1855 г. // ПСЗ. Собр. 2. Т. XXX, № 29371. С. 389-390.
24. О пенсиях чиновникам таможенного ведомства, оставляющим службу по увечью: Высочайше утвержденное мнение Государственного Совета от 1 июня 1839 г. // ПСЗ. Собр. 2. Т. XIV, № 12401. С. 536-537.
25. О предоставлении городу Ростову десяти процентов с местного таможенного сбора: Высочайше утвержденное мнение Государственного Совета от 29 мая 1844 г. // ПСЗ. Собр. 2. Т. XIX, № 17948. С. 353-354.
26. О продолжении городу Поти пособия из таможенных сборов: Высочайше утвержденное мнение Государственного Совета от 16 июля 1877 г. // ПСЗ. Собр. 2. Т. LII (часть 2), № 57574. С. 31.
27. О дополнительном Акте к существующим между Россией и Данией трактатам о торговле и мореплавании: Сенатский, по Высочайшему повелению от 5 октября 1832 г. // ПСЗ. Собр. 2. Т. VII, № 5653. С. 686-688.
28. Трактат, заключенный с Правительством Соединенных Американских Штатов о торговле и мореплавании: Сенатский указ по Высочайшему повелению от 23 января 1834 г. // ПСЗ. Собр. 2. Т. IX, № 6737. С. 70-74.
29. О заключенном с Его Величеством Королем Греции трактата о торговле и мореплавании: Сенатский указ по Высочайшему повелению от 31 января
1851 г. // ПСЗ. Собр. 2. Т. XXVI, № 24887. С. 98-103.
30. О дозволении иностранным шкиперам провозить в провизии вместо водки по два анкерка виноградного вина на каждого матроса их экипажа: Сенатский указ от 31 января 1827 г. // ПСЗ. Собр. 2. Т. II, № 859. С. 76-77.
31. О недозволении привоза в Россию черных сукон финляндского изделия: Сенатский указ от 24 мая 1828 г. // Т. III, № 2051. С. 574-575.
32. О разрешении в Камчатке заграничной торговли: Сенатский указ от 27 августа 1828 г. // ПСЗ. Собр. 2. Т. III, № 2253. С. 795-796.
33. О порядке отправления привозимых в Россию иностранных книг из таможен в цензуру: Сенатский указ по Высочайшему повелению от 18 июля 1838 г. // ПСЗ. Собр. 2. Т. XIII (часть 2), № 11 413. С. 18-19.
34. О провозителях контрабанды из Царства Польского: Сенатский указ от 12 февраля 1832 г. // ПСЗ. Собр. 2. Т. VII, № 5157. С. 76-78.
35. О предписании судебным местам дабы они по требованию таможенного ведомства доставляли оному нужные сведения о ходе контрабандных дел и решениях своих по сим делам: Сенатский указ от 13 января 1842 г. // ПСЗ. Собр. 2. Т. XVII, № 15214. С. 43-44.
36. О постановлениях против контрабандного промысла, производимого между Царством Польским и Австрией: Сенатский указ по Высочайшему повелению от 27 марта 1852 г. // ПСЗ. Собр. 2. Т. XXVII, № 26107. С. 211-216.
37. О высылке в Царстве Польском за сто верст от границы евреев, изобличаемых в контрабанде: Сенатский указ по Высочайшему повелению от 2 июня
1852 г. // ПСЗ. Собр. 2. Т. XXVII, № 26327. С. 382-383.
38. Об изменении п. 5 Инструкции на бракование поташа при Санкт-Петербургском порте: Сенатский указ от 5 августа 1850 г. // ПСЗ. Собр. 2. Т. XXV, № 24380. С. 674-675.
39. О порядке очистки пошлиной некоторых иностранных товаров в Ейской таможенной заставе: Сенатский указ по Высочайшему повелению от 19 декабря 1858 г. // ПСЗ. Собр. 2. Т. XXXIII (Часть 2), № 33924. С. 511.
40. Об упразднении Комиссии таможенных и торговых дел: Высочайше утвержденное положение Комитета министров от 15 ноября 1827 г. // ПСЗ. Собр. 2. Т. II, № 1535. С. 982.
41. О временных правилах таможенным обрядам, предписываемых к наблюдению в Керченских и Азовских портах, по объявлении Азовского моря практическим: Высочайше утвержденное положение Комитета министров от 9 июня 1833 г. // ПСЗ. Собр. 2. Т. VIII, № 6253. С. 327-330.
42. О дозволении вывозимые в Азию металлы, как-то: чугун, железо и прочее, очищать в Орской таможенной заставе: Высочайше утвержденное положение Комитета министров от 28 декабря 1835 г. // ПСЗ. Собр. 2. Т. X, № 8727. С. 12631264.
43. Об отмене формальностей по Сибирскому и Оренбургскому таможенным округам при производстве дел по малозначительным конфискации: Высочайше утвержденное положение Комитета министров от 23 ноября 1837 г. // ПСЗ. Собр. 2. Т. XII, № 10735. С. 918-919.
44. Об учреждении Генической таможенной заставы: Высочайше утвержденное положение Комитета министров от 6 июля 1862 г. // ПСЗ. Собр. 2. Т. XXXVII, № 38454. С. 668-669.
45. О назначении нижним чинам пограничной Таможенной стражи в награду за поимку беглых и беспаспортных людей, по 10 руб. ассигнациями: Высочайше утвержденное положение Комитета министров от 23 сентября 1830 г. // ПСЗ. Собр. 2. Т. V, № 3939. С. 57-58.
46. О прибавке в Рижскую и некоторые другие таможни 60 досмотрщиков: Высочайше утвержденная докладная записка министра финансов от 21 апреля 1833 г. // ПСЗ. Собр. 2. Т. VIII, № 6131. С. 224.
47. О передаче Оренбургского таможенного гостиного двора в собственность города Оренбурга: Высочайше утвержденный доклад министра финансов от 10 мая 1868 г. // ПСЗ. Собр. 2. Т. тИ, № 45823. С. 557-558.
48. О допущении к очистке и привозу к Бакинской таможне и заставам, по Каспийскому морю лежащим, азиатских товаров: Высочайше утвержденное положение Комитета по делам Закавказского края от 26 сентября 1845 г. // ПСЗ. Собр. 2. Т. XX, № 19351. С. 47.
49. Об упразднении карантинной и таможенной линии между Закавказским краем и Ставропольской губернией, и о дополнении существующих узаконений касательно привоза некоторых товаров или вещей в Империю из Закавказского
края и из-за границы: Высочайше утвержденное положение Кавказского комитета от 7 июня 1857 г. // ПСЗ. Собр. 2. Т. XXXII, № 31936. С. 502-505.
50. О дозволении транзита Европейских товаров от Черноморских портов в Закавказском крае Сухум-Кале и Поти в Турцию через Ахалцыхскую и Алек-сандрапольскую карантинно-таможенные конторы: Высочайше утвержденное положение Кавказского комитета от 25 декабря 1866 г. // ПСЗ. Собр. 2. Т. XLI (часть 2), № 44053. С. 523.
51. О порядке подчинения таможенных мест на восточном берегу Черного моря: Высочайше утвержденное положение Комитета по делам Закавказского края от 22 ноября 1845 г. // ПСЗ. Собр. 2. Т. XX, № 19462. С. 129.
52. О принятии в карантинно-таможенное ведомство портов в Абхазии: Высочайшее утвержденное положение Кавказского Комитета от 4 мая 1847 г. // ПСЗ. Собр. 2. Т. XXII, № 21172. С. 415-416.
53. О продолжении срока на дозволение купцам и азиатам, торгующим в Семипалатинске, Петропавловске и Омске, брать из таможенных мест привозные товары до платежа за оные пошлины: Высочайше утвержденное положение Сибирского комитета от 18 февраля 1854 г. // ПСЗ. Собр. 2. Т. XXIX, № 27943. С. 191-192.
54. О пошлине, взимаемой с китайских товаров и чая, привозимых на Сибирскую и Оренбургскую линии: Высочайше утвержденное положение Сибирского Комитета от 27 октября 1854 г. // ПСЗ. Собр. 2. Т. XXIX, № 28690. С. 891.
55. Об утверждении штата Сибирского таможенного округа: Высочайше утвержденное положение Сибирского комитета от 23 декабря 1853 г. // ПСЗ. Собр. 2. Т. XXVIII, № 27799. С. 674-675.
56. Об изменении правил Кяхтинского торга: Высочайше утвержденное положение Сибирского комитета от 1 августа 1855 г. // ПСЗ. Собр. 2. Т. XXX, № 29554. С. 528-529.
57. О выдаче офицерам Пограничной стражи и чиновникам таможенного ведомства в Царстве Польском, при разъездах по делам службы, обывательских подвод: Высочайше утвержденное положение Комитета по делам Царства Польского от 21 марта 1868 г. // ПСЗ. Собр. 2.Т. XLIII, № 45635. С. 292.
58. О недозволении возврата акциза за вино и спирт, вывезенные из губерний Царства Польского за границу: Высочайше утвержденное положение Комитета по делам Царства Польского от 26 октября 1869 г. // ПСЗ. Т. XLIV (часть 2), № 47567. С. 217.
59. О предоставлении Институту сельского хозяйства и лесоводства в Новой Александрии права выписывать из-за границы беспошлинно и без предварительного рассмотрения цензуры учебные пособия, земледельческие орудия, машины, модели и проч.: Высочайше утвержденное положение Комитета по делам Царства Польского, от 5 декабря 1873 г. // ПСЗ. Собр. 2. Т. XLVIII (часть 2), № 52868. С. 553.
60. О некоторых переменах в таможенном управлении: Именной указ от 27 ноября 1859 г. // ПСЗ. Собр. 2. Т. XXXIV (часть 2), № 35163. С. 284-285.
61. Об устройстве таможенного управления в Бессарабии: Высочайше утвержденное мнение Государственного Совета от 7 июня 1860 г. // ПСЗ. Т. XXXV, № 35885. С. 708.
62. Высочайше утвержденное Положение об устройствах таможенной части и таможенном производстве в Восточной Сибири от 3 апреля 1862 г. // ПСЗ. Собр. 2. Т. XXXVII, № 38126. С. 289-294.
63. О разделении западной границы Царства Польского на четыре таможенных округа: Именной указ от 2 декабря 1866 г. // ПСЗ. Собр. 2. Т. XLI (часть 2), № 43930. С. 333-334.
64. Об учреждении на Крымском полуострове в селении Ялтах таможенной заставы по прилагаемому у сего штату: Именной указ от 15 января 1826 г. // ПСЗ. Собр. 2. Т. I, № 58. С. 88.
65. О переводе Кяхтинской таможни в Иркутск, и учреждении в Кяхте Временной комиссии для окончания таможенных дел и Временного Казначейства: Именной указ от 21 июля 1861 г. // ПСЗ. Собр. 2. Т. XXXVI, № 37267. С. 183.
66. О подчинении Ейской таможенной заставы наказному атаману Черноморского казачьего войска: Именной указ от 5 июня 1848 // ПСЗ. Собр. 2. Т. XXIII, № 22328. С. 384.
67. О перенесении черты Одесского порто-франко: Высочайше утвержденное положение Комитета министров от 12 января 1826 г. // ПСЗ. Собр. 2. Т. I, № 46. С. 37-62.
68. Об окончании прав порто-франко в Одессе 15 августа сего 1857 года, о некоторых распоряжениях по сему случаю, и о распространении на Одессу Общего таможенного тарифа: Высочайше утвержденное положение Комитета министров от 4 июня 1857 г. // ПСЗ. Собр. 2. Т. XXXII, № 31923. С. 494.
69. По проекту Положения о Батумском порто-франко: Высочайше утвержденное мнение Государственного Совета от 16 декабря 1880 г. // ПСЗ. Собр. 2. Т. LV, № 61670. С. 757-761.
70. О предоставлении начальникам таможенных округов, переводимым на сии должности из военного ведомства или пограничной стражи с переименованием в гражданские чины, права продолжать их участие в эмеритальной кассе военно-сухопутного ведомства: Высочайше утвержденное положение Военного Совета от 21 декабря 1874 г. // ПСЗ. Собр. 2. Т. XLIX (часть 2), № 54195. С. 446-447.
71. О предоставлении генералам и штаб-офицерам, назначаемым начальниками таможенных округов, права оставаться в военных чинах: Именной указ от 9 июля 1876 г. // ПСЗ. Собр. 2. Т. LI (часть 2). № 56175. С. 27-28.
72. О классе должности помощника управляющего и казначея во второклассных таможнях: Высочайшее утвержденное положение Комитета министров от 6 апреля 1854 г. // ПСЗ. Собр. 2. Т. XXIX, № 28138. С. 412.
73. О мундирах для таможенных чиновников: Сенатский указ от 23 августа
1827 г. // ПСЗ. Собр. 2. Т. II, № 1317. С. 691-692.
74. О новой форме одежды должностных лиц таможенного ведомства: Именной указ от 19 марта 1876 г. // ПСЗ. Собр. 2. Т. LI, № 55719. С. 212.
75. О производстве директору Кяхтинской таможни столовых денег по 3 600 рублей и на экстраординарные расходы 2 000 рублей: Высочайше утвержденное положение Комитета министров от 1 июня 1837 г. // ПСЗ. Собр. 2. Т. XXII, № 10291. С. 352-353.
76. О назначении таможенным чиновникам Закавказского округа квартирных денег: Высочайше утвержденное положение Комитета министров от 12 августа 1841 г. // ПСЗ. Собр. 2. Т. XVI, № 14799. С. 795.
77. Об отчислении 2 % в пользу чиновников Одесской таможни из пятой части таможенного дохода: Высочайше утвержденное положение Комитета министров от 1 июня 1837 г. // ПСЗ. Собр. 2. Т. XII, № 10298. С. 358.
78. О разрешении отставным воинским нижним чинам, определяемым в досмотрщики в таможни, вне Санкт-Петербурга состоящие, выдавать из таможенных сумм прогоны до места назначения, на всякое расстояние: Высочайше утвержденное положение Комитета министров от 28 июня 1830 г. // ПСЗ. Собр. 2. Т. V, № 3757. С. 680.
79. О степени распространения на таможенных чиновников положения от 26 мая 1835 г. о преимуществах службы в Грузии, Сибири, областях Кавказской и Закавказской: Высочайше утверждённое мнение Государственного Совета от 19 октября 1836 г. // ПСЗ. Собр. 2. Т. XI, № 9620. С. 116-117.
80. О суждении Военным судом контрабандистов, которые при задержании их окажут сопротивление Таможенной или Кордонной страже, или местной Полиции: Высочайше утвержденное положение Комитета министров от 17 ноября
1828 г. // ПСЗ. Собр. 2. Т. III, № 2436. С. 1001.
81. О несостоятельных контрабандистах: Высочайше утвержденное мнение Государственного Совета от 21 ноября 1829 г. // ПСЗ. Собр. 2. Т. IV, № 3290. С. 804.
82. Об оставлении в заработке контрабандиров, осужденных на сие взыскание до состояния Высочайше утвержденного в 21 день ноября 1829 г. мнения Государственного Совета: Сенатский указ от 5 октября 1831 г. // ПСЗ. Собр. 2. Т. VI, № 4849. С. 107-108.
83. О производстве дел про контрабанду и о наказании контрабандистов: Сенатский указ от 6 ноября 1830 г. // ПСЗ. Собр. 2. Т. V, № 4073. С. 256-259.
84. Об отдаче поимщикам контрабанды десяти процентов, взыскиваемых в штраф за тайно провезенные товары по Кяхтинскому торгу: Высочайше утвержденное мнение Государственного Совета от 17 июня 1846 г.// ПСЗ. Собр. 2. Т. XXI, № 20132. С. 616.
85. О ссылке взятых на контрабандных судах горцев из князей, узденей и вообще из класса, который можно сравнить с дворянским, в отдаленные губернии
Империи: Сенатский указ по Высочайшему повелению от 20 августа 1848 г. // ПСЗ. Собр. 2. Т. XXIII, № 22511. С. 522.
86. О порядке производства дел о конфискации товаров: Высочайше утвержденное положение Комитета министров от 17 августа 1854 г. // ПСЗ. Собр. 2. Т. XXIX, № 28488. С. 741-742.
87. О порядке производства дел о конфискации контрабандных товаров: Высочайше утвержденное мнение Государственного Совета от 25 ноября 1857 г. // ПСЗ. Собр. 2. Т. XXXII, № 32472. С. 929-931.
88. О недопущении чинов таможенного ведомства и вообще Министерства финансов к апелляциям на утвержденные начальством их решения по делам о конфискации товаров: Высочайше утвержденное мнение Государственного Совета от 27 декабря 1848 г. // ПСЗ. Собр. 2. Т. XXIII (часть 2), № 22863. С. 137-138.
© Балковая В. Г., 2018 © Ва1коуауа V. G., 2018
Для цитирования:
Балковая В. Г. Развитие нормативной базы таможенного дела Российской империи в 1825-1881 гг. // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2018. № 3(84). С. 94-108.