Научная статья на тему 'Развитие нормативно-правовой базы в области использования и охраны биологических ресурсов на Севере Западной Сибири в 1950-1980-е годы'

Развитие нормативно-правовой базы в области использования и охраны биологических ресурсов на Севере Западной Сибири в 1950-1980-е годы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
109
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ / СЕВЕР ЗАПАДНОЙ СИБИРИ / БИОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / ПРИРОДООХРАННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ENVIRONMENTAL HISTORY / NORTH OF WESTERN SIBERIA / BIOLOGICAL RESOURCES / NATURE PROTECTION LAW

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мостовенко Максим Станиславович

В данной статье рассматриваются основные этапы развития нормативно-правой базы в сфере использования и регулирования биологических ресурсов на Севере Западной Сибири во второй половине ХХ века. Автором проанализированы ключевые нормативно-правовые акты, описано их значение для отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Мостовенко Максим Станиславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Law System Development in the Sphere of Biological Resources in the North of Western Siberia in the 1950-1980th years

In this article the main stages of law system development in the sphere of usage and regulation of biological resources in the North of Western Siberia in the second half of XX century are introduced. The main laws was analyzed and described by author. The author analyses core regulations and standards and describes their importance for this branch of economy.

Текст научной работы на тему «Развитие нормативно-правовой базы в области использования и охраны биологических ресурсов на Севере Западной Сибири в 1950-1980-е годы»

YAK 349.6(571.122) ББК К67.407(2Рос-6Хан)

М.С. МОСТОВЕНКО

M.S. MOSTOVENKO

РАЗВИТИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ НА СЕВЕРЕ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ В 1950-1980-е ГОДЫ

LAW SYSTEM DEVELOPMENT IN THE SPHERE OF BIOLOGICAL RESOURCES IN THE NORTH OF WESTERN SIBERIA IN 1950- 1980th YEARS

В данной статье рассматриваются основные этапы развития нормативно-правой базы в сфере использования и регулирования биологических ресурсов на Севере Западной Сибири во второй половине ХХ века. Автором проанализированы ключевые нормативно-правовые акты, описано их значение для отрасли.

In this article the main stages of law system development in the sphere of usage and regulation of biological resources in the North of Western Siberia in the second half of XX century are introduced. The main laws was analyzed and described by author. The author analyses core regulations and standards and describes their importance for this branch of economy.

Ключевые слова: экологическая история, Север Западной Сибири, биологические ресурсы, природоохранное законодательство.

Kew words: environmental history, the North of Western Siberia, biological resources, nature protection law.

Государственная политика в сфере использования биологических ресурсов Севера Западной Сибири была непосредственно связана с их сохранением и использованием. Природоохранный аспект важен, потому что в рассматриваемый период активизируется процесс формирования советского природоохранного законодательства [1, 26, 28, 29].

Принятые еще в 1920-1930-е гг. декреты «Об охоте» (1920, 1923 гг.), а также «Положение об охоте и охотничьем хозяйстве» (1930 г.) и общероссийские «Правила охоты» (1922 г.) носили ограничительный характер по отношению к «подзащитным» ресурсам, т.е. лимитировали количество их извлечения из природной среды и регламентировали процесс их добычи [17, с. 180].

В таком виде система просуществовала без каких-либо значительных изменений до начала 1950-х, когда происходит частичное обновление охотничьего законодательства. Новые положения включали в себя вновь принятые «Положение об охоте и охотничьем хозяйстве» (1957, 1960 гг.), общероссийские «Правила охоты» (1951, 1957, 1961 гг.) [16, с. 69].

Данные положения во многом регулировали наиболее важные аспекты охотничьего промысла, такие как установление порядка получения разрешительных документов на осуществление охотничьей деятельности (разрешение, путевка, лицензия, свидетельство), а также регламентировались условия осуществления промысловой деятельности (способы и виды, места и сроки, орудия промысла). В этих решениях устанавливались полномочия различных органов власти, порядок осуществления и установления надзора и контроля за деятельностью охотничьих хозяйств.

В октябре 1957 г. Советом Министров РСФСР было издано постановление № 1177 «О мерах по улучшению использования кедровых насаждений, развитию промыслов и увеличению заготовок орехов, пушнины, боровой дичи и дикорастущих ягод в таежных лесах Сибири, Дальнего Востока и

Севера Европейской части РСФСР» [3]. Данный документ был ориентирован прежде всего на предприятия Роспотребсоюза (в структуру которого входили промхозы) и Главлесхоза.

В начале 1960-х гг. принимается еще один пакет документов, связанных с деятельностью охотопромысловых организаций. 16 января 1962 г. Советом Министров РСФСР принимается постановление № 53 «О дополнительных мерах по использованию природных ресурсов» [4]. Данное постановление обязывало Главохоту до 1965 г. создать на территории РСФСР 40 государственных промысловых хозяйств, которые действовали бы в рамках проводимой в стране системы хозяйственного расчета. Согласно решению госпромхозы должны были вести комплексное хозяйство.

Улучшению ситуации на местах также способствовало принятие в июле 1965 г. постановления Совета Министров РСФСР «О мерах по улучшению ведения охотничьего хозяйства и повышению его доходности» [5]. Данное постановление обязывало две основные заготовительные организации -Главохоту РСФСР и Роспотребсоюз - разработать мероприятия для государственных промысловых хозяйств, которые обеспечивали бы в полной мере выполнение планов заготовок пушнины, а также оказание необходимой для нормального функционирования материально-технической поддержки. Это решение также касалось и регионального руководства, которое на местах должно было оказывать поддержку охотничьим хозяйствам.

Третий раздел постановления обязывал Советы Министров Бурятской, Коми, Тувинской, Якутской АССР, Красноярский, Приморский, Хабаровский крайисполкомы, Архангельский, Амурский, Иркутский, Камчатский, Магаданский, Томский, Тюменский, Читинский облисполкомы и Министерство сельского хозяйства РСФСР «разработать и осуществить мероприятия по развитию охотничьего промысла в колхозах и совхозах таежных и тундровых районов» [6, с. 5].

Анализ данного раздела показывает, что задача по развитию охотничьего промысла возлагалась на региональные власти. Кроме того, на региональный уровень передавались полномочия по борьбе с браконьерством за счет расширения «прав охотоведов районной службы охотничьего надзора и директоров госпромхозов Главохоты РСФСР <...> в части применения мер взыскания (кроме штрафов)» [7, с. 6].

В дополнение к постановлению 1965 г. в целях дальнейшего стимулирования и развития охотничьих хозяйств в феврале 1966 г. Совет Министров РСФСР принял постановление «О мерах по увеличению закупок пушнины и мехового сырья» [9, с. 1]. Основной целью данного постановления было развитие материально-технической базы действующих звероводческих совхозов, а также развитие звероводческого промысла в регионах. В особенности отмечалась необходимость «выделения организациям, осуществляющим заготовку пушнины <...> продовольственных товаров для продажи охотникам на сезон промысла на сумму до 50 процентов стоимости закупаемой у них пушнины» [7]. Данная мера должна была не только стимулировать развитие охотопромысла, но и способствовать экономическому развитию промысловых хозяйств.

Однако во многом все это носило частный характер и серьезного влияния на охрану и регулирование рационального использования природных ресурсов не оказывало. Кроме того, ситуация в развитии хозяйств складывалась негативным образом и за счет того, что отсутствовала четкая система управления отраслью. В 1950-е гг. вследствие возникшей «структурной неразберихи» после реорганизации Министерства заготовок СССР и включения его в состав Министерства сельского хозяйства нарушились управленческие связи. В результате этого заготовительные функции были перераспределены между различными ведомствами. Это привело к тому, что совхозы, занимавшиеся промысловой деятельностью, были переданы в ведение Министерства сельского хозяйства РСФСР, система государственных промыс-

ловых хозяйств подчинялась Главному управлению охотничьего хозяйства РСФСР, а прочие заготовительные организации и коопзверпромхозы находились в юрисдикции органов потребительской кооперации [8]. В конечном счете это привело к тому, что охотничьи хозяйства все больше страдали от отсутствия единой последовательной политики по их развитию.

Первым этапом появления четкой системы природоохранного законодательства стало принятие в 1960 г. закона «Об охране природы в РСФСР». Хотя он носил обобщенный характер, его значимость в деле охраны природы была неоспорима. Принятием этого законодательного акта государство демонстрировало изменение отношения к окружающей среде, признание необходимости решения возникших экологических проблем. Появление подобного закона свидетельствует о том, что на государственном уровне начинается процесс осознания необходимости более рационального использования доступных природных ресурсов.

Закон «Об охране природы в РСФСР» послужил импульсом для последующего принятия подобных документов как на общесоюзном, так и республиканском уровнях. Интересен тот факт, что решение о необходимости принятия этого документа было инициировано центральным руководством страны, поскольку законодательная инициатива о принятии других подобных документов исходила во многом от регионального руководства.

С середины 1960-х гг. складывающаяся в стране экологическая ситуация начинала вызывать опасения у центрального руководства. Так, в рамках совместного постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 11 июня 1966 г. «О мерах по дальнейшему развитию рыбного хозяйства в стране, улучшению качества и ассортимента рыбной продукции» сообщалось о том, что «рыбопродуктивность внутренних водоемов низка, медленно развивается прудовое рыбоводство. Реки, озера и водохранилища загрязняются сточными водами промышленных предприятий, засоряются отходами лесосплава, водные ресурсы часто используются без учета интересов рыбного хозяйства, в крайне недостаточных объемах проводится рыбоводно-мелиоративные мероприятия на нерестилищах» [21].

Следующим шагом в сфере формирования нормативно-правового регулирования использования биологических ресурсов стало принятие Верховным Советом СССР в 1969 г. новых правил рыболовства в Обь-Иртышском бассейне. Новые правила рыболовства ужесточили контроль за сроками разрешенного вылова рыбы. Статья 3 данных правил гласила: «Предприятия, колхозы и другие организации, занимающиеся добычей рыбы, обязаны <...> производить расчистку, рыбоводные и мелиоративные работы. Содержать в надлежащем санитарном состоянии закрепленные береговые участки и водоемы» [10]. Данный пункт правил интересен тем, что он возлагал ответственность за поддержание функционального использования водоемов на организации, занимающиеся рыбным промыслом, основные же задачи органов рыбоохраны заключались в контроле за проведением хозяйственных работ на водоемах.

Примечательна и 19 статья данных правил, которая запрещала в течение всего года вылов осетра и нельмы специализированными орудиями лова, а также лов нельмы в бассейнах притоков реки Обь и в реках Иртыш (выше г. Тобольска), Тобол, Тура и Тавда [11]. Появление данной статьи во многом объясняется запоздалой попыткой руководства рыбной промышленности восстановить численность этих двух промысловых видов после начала эксплуатации плотины Новосибирской гидроэлектростанции.

В дополнение к новым правилам 10 декабря 1969 г. Совет Министров СССР принял постановление «О мерах по усилению охраны рыбных запасов» [12]. В число задач данного решения входило повышение роли общественности в сохранении рыболовных ресурсов, расширение прав инспекторов рыбнадзора, а также усиление внимания к вопросам рыбоохраны со стороны государства.

С конца 1960-х гг. государственная политика делает акцент на усиление контроля за использованием природных ресурсов в целом и биологических ресурсов в частности. Так, в принятых проектах директив ЦК КПСС XXIV съезду партии по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1971-1975 гг. декларировалось следующее: «Усилить охрану природы, повысить ответственность предприятий, учреждений и организаций за рациональное использование природных ресурсов: земли, воды, атмосферы, полезных ископаемых, а также за воспроизводство растительного и животного мира» [13].

Дополнительно предполагалось увеличение капиталовложений в развитие природоохранной инфраструктуры. Также в решениях съезда отводилась существенная роль ускорению ввода в эксплуатацию очистных сооружений, ужесточению контроля за выполнением законодательства, касающегося охраны природы [2, с. 69].

Об этом свидетельствуют принятые в 1972-1973 гг. Верховным Советом СССР и Советом Министров СССР следующие постановления: «О мерах по дальнейшему улучшению охраны природы и рациональному использованию природных ресурсов», «Об усилении охраны природы и улучшению использования природных ресурсов» [18, 20, 22] и «О некоторых мерах по усилению борьбы с нарушениями правил охоты» [2, с. 64]. Во всех этих документах отмечалась необходимость совершенствования государственного управления в области охраны природы, использования природных ресурсов и развития научных исследований.

Постановление Совета Министров № 898 от 29 декабря 1972 г. «Об усилении охраны природы и улучшении использования природных ресурсов», на наш взгляд, преследовало в качестве основной цели именно актуализацию экологической проблематики, поскольку в преамбуле этого постановления отмечалось, что «многие министерства, ведомства, предприятия и организации не занимаются еще должным образом вопросами охраны окружающей природной среды от загрязнения и обеспечения рационального использования природных ресурсов» [18, с. 354].

Во втором разделе этого постановления указывались ответственные ведомства, которые должны были отвечать за ведение охотничьего хозяйства и борьбу с браконьерством. В данном документе устанавливалось, что Министерство сельского хозяйства СССР «осуществляет контроль за правильным ведением охотничьего хозяйства и за соблюдением действующего законодательства по сохранению и обогащению полезной флоры и фауны и по заповедному делу», а Министерство внутренних дел СССР «оказывает соответствующим органам содействие в осуществлении мер по охране и защите от загрязнения природных богатств, борьбе с браконьерством и нарушениями правил охоты и рыболовства» [18, с. 355]. Таким образом, вся нагрузка в данном случае ложилась на созданные органы госохотинспекции.

Постановление Совета Министров СССР № 529 от 18 июля 1972 г. «О некоторых мерах по усилению борьбы с нарушениями правил охоты» предусматривало создание системы мероприятий по государственному контролю в этой области. В частности, в первом разделе говорилось о необходимости «Советам Министров союзных республик разработать и осуществить мероприятия по улучшению работы органов управления охотничьим хозяйством, усилению борьбы с нарушениями правил охоты и обеспечению охраны полезных диких зверей и птиц в охотничьих угодьях; рассмотреть и в установленном порядке решить вопрос об усилении ответственности за нарушения правил охоты, предусмотрев изъятие ружей у лиц, нарушающих эти правила, а также об усилении ответственности за незаконную скупку, продажу и переработку не имеющих государственного клейма (штампа) выделанных и невыделанных шкурок пушных зверей» [24, с. 183]. Реализация данного постановления позволяла не только усилить контроль за соблюдением сроков охоты, но и воздействовать на экономическую основу браконьерства.

В целях совершенствования природоохранного механизма Совет Министров РСФСР принял постановление № 87 от 23 февраля 1973 «О дополнительных мерах по усилению борьбы с нарушениями правил охоты», в котором отмечалось, что «ружья и другие орудия охоты, конфискованные органами, осуществляющими государственный надзор за соблюдением правил охоты, у лиц, производящих незаконную охоту, передаются для реализации финансовым органам» [24, с. 185]. Однако исполнения данных документов тормозилось уже на региональном уровне. Так, в заключении по отчету Главного управления охотничьего хозяйства и заповедников при Совете Министров РСФСР отмечалось, что «приведенные в отчете данные о количестве вскрытых нарушений и взысканий штрафов и исков с нарушителей свидетельствуют об ухудшении показателей по охотнадзору <...>, это связано с тем, что рассмотрением дел на браконьеров теперь занимаются административные комиссии при рай(гор)исполкомах, которые в подавляющем большинстве случаев смягчают наказание браконьерам или совсем не привлекают их к ответственности» [30, с. 27]. Особо показателен тот факт, что по результатам проверки почти 60% браконьеров являлись членами обществ охотников.

Ухудшение экологической ситуации в стране во второй половине 1970-х гг. приводит к тому, что уже в рамках принятой на XXV съезде КПСС программы «Основных направлений развития народного хозяйства СССР на 1976-1980 годы» отмечалась необходимость «разрабатывать и осуществлять мероприятия по охране окружающей среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов <...>. Осуществлять меры по комплексному и рациональному использованию и охране земельных, водных и лесных ресурсов» [25, с. 568].

Однако эффективность подобных документов оставалась крайне низкой. В результате систематического нарушения и невыполнения принятых постановлений на территории Севера Западной Сибири, 24 марта 1975 г. Советом Министров РСФСР было принято постановление № 179 «О серьезных недостатках в выполнении закона РСФСР «Об охране природы в РСФСР» в Тюменской области» [14]. Это красноречиво свидетельствует о том, что принимаемые государством меры носили ситуативный характер, так как принимались лишь после серьёзных нарушений экологического законодательства.

В 1978 г. правительством СССР для того, чтобы поддержать снижающиеся темпы вылова рыбной продукции, издается постановление «О мерах по дальнейшему развитию рыбоводства и увеличению вылова рыбы в пресноводных водоемах страны» [23, с. 254], в котором говорится о необходимости интенсификации рыбного промысла и включения в производственную деятельность передовых технологий, а также о необходимости бережного обращения с рыбными ресурсами. Однако, несмотря на принимаемые меры, к концу 1970-х экологическая обстановка в стране продолжала ухудшаться. В рамках решения этой проблемы в декабре 1978 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР принимают совместное постановление «О дополнительных мерах по усилению охраны природы и улучшению использования природных ресурсов» [18, с. 199], которое обязывало министерства и региональные органы власти более жестко подходить к вопросам охраны и использования природных ресурсов.

В марте 1980 г. Президиумом Верховного Совета РСФСР было принят обновленный Водный Кодекс РСФСР, который регулировал режим водопользования на территории РСФСР, права и обязанности рыбохозяйственных предприятий и организаций по водопользованию. 66 статья Водного кодекса предусматривала ограничение водопользования на рыбохозяйственных водоемах в пользу интересов рыбного хозяйства, т.е. организаций рыбной промышленности [19, с. 19].

В целях снижения наносимого вреда водоемам северных регионов в январе 1981 г. было издано совместное постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 65 «О мерах по усилению охраны морей, рек и других

водоемов Арктического бассейна от загрязнения», обязывающее Главтю-меньнефтегаз разработать график строительства сооружений по очистке хоз-бытовых сточных вод, предусматривающий прекращение их сброса к 1990 г. [15]. Поскольку в результате деятельности предприятий Главтюменьнефте-газа в водоемы, в том числе и арктические, попадало значительное количество загрязненных сточных вод.

Одним из последних документов, декларировавшим необходимость совершенствования механизмов использования биологических ресурсов в рассматриваемый период, стало принятое Советом Министров РСФСР постановление № 125 от 28 августа 1986 г. «О мерах по дальнейшему развитию и повышению эффективности охотничьего хозяйства РСФСР». В нем признавалось, что «охотничье хозяйство, являющееся важным звеном природопользования, ведется еще неэффективно. Слабо вовлекаются в хозяйственный оборот биологические ресурсы, недостаточно принимается мер по планомерному и расширенному воспроизводству диких зверей и птиц с учетом специфики каждой области, края, автономной республики.

Медленно совершенствуется работа по повышению рентабельности охотничьих хозяйств, увеличению запасов дичи, более рациональному ее использованию, расширению платных услуг, предоставляемых охотникам и рыболовам» [27, с. 149].

На государственном уровне признавалась необходимость привлечения в процесс развития этой сферы народного хозяйства научных кадров, а также учета экологического состояния регионов, поскольку второй пункт данного постановления обязывал органы Главохоты РСФСР разработать нормативы плотности промысловых животных и на данной основе осуществлять сбалансированное воспроизводство и использование ресурсов животного мира совместно с научными учреждениями [27, с. 149].

Однако, согласно шестому разделу данного постановления, основным средством борьбы с браконьерством и способствования более рациональному использованию животных ресурсов оставалась пропаганда: «Государственному комитету РСФСР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли обеспечить издание книг, брошюр, плакатов, листовок по охотничьему хозяйству, пропаганде законодательства по охране редких и исчезающих видов диких зверей и птиц и рациональному использованию животного мира» [27, с. 150].

Своей основной целью государственные органы власти ставили максимально полное использование промысловых ресурсов. Рациональный подход к включению их в хозяйственный оборот неизменно декларировался, но очень часто не соблюдался.

Существовавшая нормативно-правовая база подчеркивала приоритет государственных организаций в сфере использования биологических ресурсов рассматриваемого региона, оставляя за ними право самостоятельно ограничивать доступ и хозяйственную деятельность организаций, имеющих косвенное отношение к биологическим ресурсам, добыча которых не являлась их основной целью.

Анализируя принимаемые государством меры, направленные на создание нормативно-правовой базы природопользования, а также охрану биологических ресурсов, можно сделать вывод о том, что на практике они слабо работали. Законодательные акты во многом принимались по принципу ad hoc. Природоохранные меры ужесточались и реализовывались лишь после крупных аварий или нарушений.

Таким образом, во второй половине XX в. остро встал вопрос о необходимости активного включения государства в природоохранную деятельность. В 1960-е гг. - середине 1980-х гг. ухудшение качества окружающей среды приводило к тому, что десятками принимались различные решения «партии и правительства» об усилении природоохранных мероприятий, но они практически очень мало влияли на природопользование в регионе.

Природоохранное законодательство существовало на бумаге. Эффективное его использование тормозилось отсутствием реально действующих механизмов воздействия на нарушителей.

Литература

1. Артемов, Н.Н. Исторический опыт государственной политики СССР в сфере природопользования и охраны окружающей среды в 1960-1980-е [Текст] : автореф. дис. ... канд. ист. наук / Н.Н. Артемов. - М., 2005. - 30 с.

2. Банников, А.Г. Охрана природы [Текст] / А.Г. Банников. - М. : Колос, 1977. -143 с.

3. ГАРФ. Ф. А259. Оп. 42. Д. 7506. Л. 16.

4. ГАРФ. Ф. А259. Оп. 46. Д. 322. Л. 4.

5. ГАРФ. Ф. А259. Оп. 45. Д. 3151. Л. 5.

6. ГАРФ. Ф. А259. ОП. 45. Д. 3151. Л. 5-5об

7. ГАРФ. Ф. А259. ОП. 45. Д. 3151. Л. 6.

8. ГАРФ. Ф. А259. ОП. 45. Д. 4799. Л. 1.

9. ГАРФ. Ф. А259. ОП. 45. Д. 4799. Л. 1об.

10. ГБУТО ГАТО. Ф. 814. Оп. 1. Д. 4855а. Л. 67

11. ГБУТО ГАТО. Ф. 814. Оп. 1. Д. 4855а. Л. 75.

12. ГБУТО ГАСПИТО. Ф. 3991. Оп. 1. Д. 31а. Л. 84.

13. ГБУТО ГАСПИТО. Ф. 3991. Оп. 1. Д. 31а. Л. 103, 104.

14. ГБУТО ГАТО. Ф. 1810. Оп. 3. Д. 701. Л. 17.

15. ГБУТО ГАСПИТО. Ф. П-124. Оп. 1. Д. 8207. Л. 32.

16. Краев, Н.В. Государственная политика в области охоты и охотничьего хозяйства в СССР [Текст] / Н.В. Краев. - М. : Наука, 2010. - 149 с.

17. Мостовенко, М.С. Проблемы развития охотничьих хозяйств на Севере Западной Сибири в 20-60-е годы XX в. [Текст] / М.С. Мостовенко // Мат-лы междунар. науч. конф. (Елабуга, 13-15 нояб. 2014 г.). - Елабуга : ИЦ Ела-бужского института КФУ, 2014. - С. 179-197.

18. О дополнительных мерах по усилению охраны природы и улучшению использования природных ресурсов [Текст] : постановление от 01.12.1978 № 984 // Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам / сост. К.У. Черненко, М.С. Смиртюков ; под общ. ред. К.М. Боголюбова, М.С. Смиртюкова. - М. : Изд-во полит. лит-ры, 1967. - Т. 1-16.

19. Об охране окружающей среды [Текст] : сб. док-тов партии и правительства (1917-1985). - М. : Политиздат, 1986. - 230 с.

20. Об усилении охраны природы и улучшении использования природных ресурсов [Текст] : постановление от 31.05.1973 № 296 // Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам / сост. К.У. Черненко, М.С. Смиртюков ; под общ. ред. К.М. Боголюбова, М.С. Смиртюкова. - М. : Изд-во полит. лит-ры, 1967. - Т. 1-16.

21. О мерах по дальнейшему развитию рыбного хозяйства в стране, улучшению качества и ассортимента рыбной продукции [Текст] : постановление от 10 дек. 1969 // Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам / сост. К.У. Черненко, М.С. Смиртюков ; под общ. ред. К.М. Боголюбова, М.С. Смиртюкова. - М. : Изд-во полит. лит-ры, 1967. - Т. 1-16.

22. О мерах по дальнейшему улучшению охраны природы и рациональному использованию природных ресурсов [Текст] : постановление от 20.09.1972 № 3351 // Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам / сост. К.У. Черненко, М.С. Смиртюков ; под общ. ред. К.М. Боголюбова, М.С. Смиртюкова. - М. : Изд-во полит. лит-ры, 1967. - Т. 1-16.

23. О мерах по дальнейшему развитию рыбоводства и увеличению вылова рыбы в пресноводных водоемах страны [Текст] : постановление от 17.08.1978 № 719 // Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам / сост. К.У. Черненко, М.С. Смиртюков ; под общ. ред. К.М. Боголюбова, М.С. Смиртюкова. - М. : Изд-во полит. лит-ры, 1967. - Т. 1-16.

24. О некоторых мерах по усилению борьбы с нарушениями правил охоты [Текст] // Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам / сост. К.У. Черненко, М.С. Смиртюков ; под общ. ред. К.М. Боголюбова, М.С. Смиртюкова. - М. : Изд-во полит. лит-ры, 1967. - Т. 1-16.

25. Основные направления развития народного хозяйства СССР на 1976-1980 годы [Текст] // Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. - М. : Изд-во полит. лит-ры, 1979.

26. Приходько, Ю.С. Экологическая политика государства на Севере Западной Сибири во второй половине ХХ - начале XXI вв. [Текст] : автореф. дис. ... канд. ист. наук / Ю.С. Приходько. - Сургут, 2015. - 24 с.

27. Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам [Текст] / сост. К.У. Черненко, М.С. Смиртюков ; под общ. ред. К.М. Боголюбова, М.С. Смиртюкова. - М. : Изд-во полит. лит-ры, 1967. - Т. 1-16.

28. Савчук, Н.В. Социально-экологические проблемы хозяйственного освоения Ангаро-Енисейского региона (1950-1991 гг.) [Текст] : автореф. дис. ... д-ра ист. наук / Н.В. Савчук. - Иркутск, 2007. - 51 с.

29. Шмыглева, А.В. Реализация государственной экологической политики в Западной Сибири в 1970-1980-х гг. [Текст] / А.В. Шмыглева. - Новокузнецк : ИЦ СибГИУ, 2017. - 180 с.

30. ГА РФ. Ф. 259. Оп. 45. Д. 1684. Л. 27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.