Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ НЕЙРОПЛАСТИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ ТРАНСФОРМАТИВНО - РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ'

РАЗВИТИЕ НЕЙРОПЛАСТИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ ТРАНСФОРМАТИВНО - РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
195
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Ключевые слова
НЕЙРОПЛАСТИЧНОСТЬ / АДАПТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТРЕНИНГ / ТРАНСФОРМАТИВНО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ / НЕЙРОННЫЕ СВЯЗИ / НЕЙРОННЫЕ АНСАМБЛИ / ИНФОРМАЦИЯ / ВОЗРАСТНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Васильева Лидия Львовна

В статье рассматриваются различные подходы к пониманию термина «нейропластичность», приводятся факторы, влияющие на пластичность мозга, доказывается положительное влияние адаптивных технологий на нейропластичность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Васильева Лидия Львовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF NEUROPLASTICITY THROUGH TRANSFORMATIVE - DEVELOPMENTAL LEARNING

He article discusses various approaches to understanding the term neuroplasticity, using factors that affect brain plasticity, and proves the positive impact of relevant technologies on neuroplasticity.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ НЕЙРОПЛАСТИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ ТРАНСФОРМАТИВНО - РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ»

С®4 УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ ^D

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-8-469-472 ВАСИЛЬЕВА Лидия Львовна,

NIION: 2018-0076-8/23-653 доктор педагогических наук,

MOSURED: 77/27-023-2023-8-653 руководитель Международной школы

скорочтения Васильевой Л.Л., e-mail: info@chitai.ru

РАЗВИТИЕ НЕЙРОПЛАСТИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ ТРАНСФОРМАТИВНО - РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация. В статье рассматриваются различные подходы к пониманию термина «нейропластичность», приводятся факторы, влияющие на пластичность мозга, доказывается положительное влияние адаптивных технологий на нейропластичность.

Ключевые слова: нейропластичность, адаптивные технологии, тренинг, транс-формативно-развивающее обучение, нейронные связи, нейронные ансамбли, информация, возрастные изменения.

VASILYEVA Lydia Lvovna,

Doctor of Pedagogical Sciences, Head of the International School of Speed Reading L.L.

DEVELOPMENT OF NEUROPLASTICITY THROUGH TRANSFORMATIVE - DEVELOPMENTAL LEARNING

Annotation. The article discusses various approaches to understanding the term neuroplasticity, using factors that affect brain plasticity, and proves the positive impact of relevant technologies on neuroplasticity.

Key words: neuroplasticity, receptive technologies, advanced training, transformative developmental learning, neural, neural ensembles, information, age-related changes.

Актуальность темы исследования.

Современные научные тенденции особое внимание уделяют нейропластичности головного мозга. Этот интерес обусловлен возросшим количеством дегенеративных заболеваний головного мозга и инсультов, причем в раннем возрасте. Ранее бытовало мнение, которого придерживались ученые, что мозг человека не подлежит изменению, и однажды поврежденные участки не подлежат восстановлению. Последние исследования в этой области свидетельствует о том, что восстановить поврежденные участки мозга реально. Данное обстоятельство определило тему исследования. Кроме того, в статье приводятся аргументы, подтверждающие эффективность альтернативных способов восстановления мозга.

Головной мозг - это операционная система, состоящая из огромного количества взаимосвязанных между собой нервных клеток и их отростков. Нейроны - это узкоспециализированные, электрически возбудимые клетки нервной

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023

системы, способные образовывать между собой разветвленные сети для обработки, хранения и передачи информации. Эти клетки нервной ткани проверяют все раздражители и выполняют конкретные функции:

- генерируют и передают нервные импульсы;

- воспринимают, обрабатывают, записывают и хранят поступающую и от внутренних органов, и извне информацию. Именно мозг заставляет тело реагировать на раздражители.

Для того, чтобы операционная система-мозг работала на человека, а не против него, не потеряла способность выращивать новые нейроны, необходимо выполнять несколько требований:

- регулярно заниматься умственной работой не только в плане получения новых знаний, но о тренировать все его отделы по специально разработанным адаптивным технологиям;

- усиливать нейрогенез, проводя краткосрочные голодания, употребляя продукты, которые содержат флаваноиды;

- помнить, что алкоголь ослабляет процесс нейрогенеза;

- включить в рацион жирную рыбу, содержащую жирные кислоты Омега-3, чтобы создать условия для производства новых нейронов;

- ограничить калорийность пищи на 20-30 процентов;

- заниматься спортом;

- высыпаться;

- относиться к миру как к данности, не резонировать, так как длительный стресс уменьшает производство нейронов.

В нашем мозгу, согласно мнению учёных, около 100 млрд нейронов. Эти клетки формируются во внутриутробном состоянии и к моменту рождения уже практически не делятся. Те нейроны, которые не стали частью нервной системы и не связаны между собой нейронной сетью, уничтожаются. На протяжении всей жизни мозг меняется, и мы можем выбирать направление этих изменений. Качество жизни человека зависит не от количества нейронов, а от миллионов километров нейронных сетей, то есть от состояния операционной системы и от умения использовать данные природой возможности.

Когда человек осваивает новые алгоритмы работы с информацией, затем пользуемся полученными данными, прокладываются новые нейронные пути, которые усиливаются при повторном использовании алгоритма. Чем чаще мы используем тот или иной алгоритм, тем плотнее и длиннее становится нейронная сеть.

Идею нейропластичности мозга впервые предложил Уильям Джеймс в 1890 г., однако она осталась без внимания. Сам термин «нейропла-стичность» впервые описал польский нейрофизиолог Ежи Конорский. Автором подчеркивалось, что модификации синаптических связей происходят на протяжении всей жизни и включают в себя как процессы возникновения, так и элиминирования незадействованных межнейронных связей [9].

В современной литературе существует несколько определений понятия «нейропластич-ность». Но все они сходятся в одном: нейропла-стичность - свойство головного мозга, характеризующееся способностью нервных тканей изменять свою структуру, благодаря чему усиливаются химические и биохимические реакции, нарабатываются миллионы километров нейронных сетей и под воздействием нового опыта формируются новые нейронные ансамбли.

Нейропластичность характеризуется способностью нейронов вступать в связи с другими нейронами в любом возрасте, формировать таким образом новые связи, адаптируясь к изменениям. До середины XX века считалось, что есть

врожденные навыки и способности, а мозг взрослого человека - это система, в которой функции распределены по отделам, а сами нейроны могут только умирать. Это причина, следствием является убеждение многих учёных, что нервные клетки не восстанавливаются. О.А. Гомазков в своей статье приводит доказательства того, что утверждения предыдущих лет о неспособности нервных клеток к восстановлению - ошибочны [2].

Изученная литература и профессиональный опыт позволяют утверждать, что если человек прилагает определённые усилия, то есть занимается умственной работой не только в плане получения новых знаний, но и в плане активизации головного мозга, формировании новых каналов восприятия, развития компенсаторных механизмов, то операционная система мозга работает на него, а не против него [1; 5; 6; 7; 8].

Нейропластичность считается уникальной способностью головного мозга человека менять не только структуру, но и, нарабатывая новые каналы восприятия, усиливая компенсаторные механизмы, брать здоровым участкам головного мозга на себя несвойственные им ранее функции.

Нейропластичность зависит от следующих факторов:

1. От состояния сосудов. Чем активнее кровоснабжение мозга, тем лучше работают нейроны.

2. От возраста. Нейропластичность выше у молодых, чем у пожилых людей.

3. От тренировки. Чем чаще мы повторяем определенное действие, тем выше вероятность, что нейроны будут кооперироваться для выполнения этого действия. После травмы или инсульта лучше начинать тренироваться как можно раньше, так как иначе мозг успевает адаптироваться к происходящему (перестает учитывать поврежденные функции), и активизировать их со временем становится труднее.

4. От разнообразия практики. Чем чаще мы осваиваем новые знания, приобретаем новые умения, тем выше нейропластичность. При обучении конкретному навыку растет обучаемость нашего мозга в целом.

В научной литературе чаще встречаются медикаментозные и аппаратные методы восстановления нейропластичности. По нашему мнению, существуют и другие методы, такие как трансформативно-развивающее обучение, в основе которых лежат адаптивные образовательные технологии. Адаптивные технологии позволяет людям в возрасте не бояться возрастных изменений и инсульта [3; 4]. Это является доказательством того, что новые нейроны образовываются на протяжении всей жизни человека, незави-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023

симо от возраста. 32 года работы по методикам ТРО, более десяти тысяч взрослых учеников только в наших школах и во много раз больше в сети школ в стране и за рубежом - и ни одного инсульта. Это свидетельствует о том, что профилактические мероприятия (выполнение упражнений, которые активизируют весь мозг, позволяют усилить химические и биохимические реакции, нарабатывают плотную нейронную сеть, развивают компенсаторные механизмы) защищают человека от возрастных изменений. Думающие люди уверены, что могут стать умнее, успешнее только при условии чёткой выстроенной системы занятий, выполнения требований к выполнению тех или иных упражнений, а это именно то, что предполагают занятия в Школе скорочтения, управления информацией. Они понимают, что именно нейропластичность делает их жизнь эффективнее.

Уникальность трансформативно - развивающего обучения заключается в следующем:

- каждый из курсов разработан для определенной возрастной группы;

- дана четкая поурочная система формирования навыка скорочтения, система работы над языком, над ритмом мысли, структурой текста, скоростью мыслительных операций;

- упражнения расположены в соответствии с требованием «мозг должен быть лишь постепенно приучен к работе»;

- имеет четкие указания по времени, по алгоритму снятия информации, по результатам на каждом конкретном этапе;

- дан комплекс упражнений на формирование навыка запоминания информации с первого предъявления, выбор типа чтения в зависимости от цели;

- тренинг позволяет оптимизировать интеллектуальные ресурсы, мышление становится позитивным, нестандартным, меняется его качество и скорость мыслительных операций.

Для того, чтобы нейропластичность стала для мозга данностью, необходимо помнить, что весь мозг должен работать как единое целое. Скорочтение — единственный вид умственной деятельности, который позволяет развить весь блок психических процессов, активизировать операционную систему мозга. В основе скорочтения по методике Л.Л. Васильевой лежит принцип гармонизации работы полушарий головного мозга.

Левое полушарие отвечает за буквальное понимание слов, работу с числами, структурирование информации, создание алгоритмов, логику, двигательную систему правой половины тела.

Правое считывает подтекст, отвечает за целостность восприятия, наглядно-образную память, пространственное воображение, неорди-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023

нарность мышления, усвоение информации на уровне мысли,творческие способности.

Одновременное включение полушарий позволит нарабатывать новые нейронный связи, выполнение простых и оригинальных упражнений укрепит их, тем самым нейропластичность повысится.

А теперь несколько слов о нейрореабилита-ции. Мы по просьбе родственников брали несколько человек с разными стадиями возрастных изменений. Убедились, что активизация операционной системы головного мозга позволяет нормализовать состояние пациента на первой и второй стадии заболевания Альцгеймера и Пар-кинсона. Нельзя говорить о 100-процентном восстановлении таких функции, как зрительная, смысловая, наглядно-образная память, распределение и переключаемость внимания, координация движения, ориентация в пространстве, но заметное улучшение позволяет предполагать, что занятия по методикам школы позволяют значительно улучшить все эти параметры и продлить активную фазу жизни. Чем раньше родственники обращались за помощью к медикам и была начата терапия, чем добросовестнее выполняли наши рекомендации, тем больше шансов было на улучшение состояния. Вопрос о том, насколько эффективно натренированные участки мозга могут восполнить функции пострадавших, находится в стадии изучения [3].

Вывод: реорганизация головного мозга позволяет организму быстрее восстанавливаться после травм и нарушений, адаптироваться в информационной среде.

Список литературы:

[1] Бэз М. Нейропротекция: модели, механизмы, терапия. - М.: Бином, 2017. - С. 12.

[2] Гомазков О.А. Коррекция нейрогенеза взрослого мозга. Выбор терапевтических мишеней / Нейрохимия. 2017. Т. 34. № 1. - С. 5-15.

[3] Васильева Л.Л. Адаптивные образовательные технологии как профилактика болезни Альцгеймера // Вопросы педагогики. 2019. № 7-2. - С. 23-28.

[4] Васильева Л.Л. О проблематике трансформативно - развивающего обучения // Наука и образование: новое время. Научно-методический журнал. 2019. № 1 (14). - С. 37-39.

[5] Живолупов С.А., Самарцев И.Н., Сыроеж-кин Ф.А. Современная концепция нейропластич-ности // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2013. № 10. - С. 102.

[6] Маркин С.П. Нейропластичность - основа восстановительной неврологии // Прикладные информационные аспекты медицины. 2017. Т. 20. № 2. - С. 104.

[7] Назукина А.А. Трансформационные игры в профориентационном процессе старшей и средней школы [Электронный ресурс] // Наука и образование: новое время. Научно-методический журнал. 2019. № 1 (14). - Режим доступа: https:// articulus-info.ru/stati-zhurnala-1-2019-g-nauchno-metodicheskij-zhurnal-nauchno-metodicheskaya-rabota-v-obrazovatelnoj-organizatsii/ (дата обращения: 12.05.2023).

[8] Норман Д. Мозг, исцеляющий себя: реальные истории людей, которые победили болезни, преобразили свой мозг и обнаружили способности, о которых не подозревали / Пер. с англ. М.: Изд. "Э", 2017. - 512 с.

[9] Konorski J. Conditioned reflexes and neuron organization // Facsim. reprint of the 1948. Cambridge biological studies series, Cambridge University Press. 1968. - 89 p.

Spisok literatury:

[1] Bez M. Nejroprotekciya: modeli, mekha-nizmy, terapiya. - M.: Binom, 2017. - S. 12.

[2] Gomazkov O.A. Korrekciya nejrogeneza vzroslogo mozga. Vybor terapevticheskih mishenej // Nejrohimiya. 2017. T. 34. № 1. - S. 5-15.

[3] Vasil'eva L.L. Adaptivnye obrazovatel'nye tekhnologii kak profilaktika bolezni Al'cgejmera // Voprosy pedagogiki. 2019. № 7-2. - S. 23-28.

[4] Vasil'eva L.L. O problematike transforma-tivno - razvivayushchego obucheniya // Nauka i obra-zovanie: novoe vremya. Nauchno-metodicheskij zhurnal. 2019. № 1 (14). - S. 37-39.

[5] Zhivolupov S.A., Samarcev I.N., Syroezhkin F.A. Sovremennaya koncepciya nejroplastichnosti // ZHurnal nevrologii i psihiatrii im. S.S. Korsakova. 2013. № 10. - S. 102.

[6] Markin S.P. Nejroplastichnost' - osnova vosstanovitel'noj nevrologii // Prikladnye informacion-nye aspekty mediciny. 2017. T. 20. № 2. - S. 104.

[7] Nazukina A.A. Transformacionnye igry v proforientacionnom processe starshej i srednej shkoly [Elektronnyj resurs] // Nauka i obrazovanie: novoe vremya. Nauchno-metodicheskij zhurnal. 2019. № 1 (14). - Rezhim dostupa: https://articu-lus-info.ru/stati-zhurnala-1-2019-g-nauchno-metodi-cheskij-zhurnal-nauchno-metodicheskaya-rabo-ta-v-obrazovatelnoj-organizatsii/ (data obrash-cheniya: 12.05.2023).

[8] Norman D. Mozg iscelyayushchij sebya: real'nye istorii lyudej, kotorye pobedili bolezni, preo-brazili svoj mozg i obnaruzhili sposobnosti, o kotoryh ne podozrevali / Per. s angl. M.: Izd. "E", 2017. -512 s.

[9] Konorski J. Conditioned reflexes and neuron organization // Facsim. reprint of the 1948. Cambridge biological studies series, Cambridge University Press. 1968. - 89 p.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.