Научная статья на тему 'Развитие непрерывного образования и демократические процессы в Швеции'

Развитие непрерывного образования и демократические процессы в Швеции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
534
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Полякова Яна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие непрерывного образования и демократические процессы в Швеции»

РАЗВИТИЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В ШВЕЦИИ

Я. В. Полякова

В докладе анализируется развитие концепции непрерывного образования в Швеции и связанные с этим процессом некоторые проблемы. Непрерывное образование охватывает различные области в рамках системы формального образования и за пределами компетенции Национального агентства по образованию. Воплощение принципа образования длиной и шириной в жизнь (lifelong and lifewide learning) в практику зависит от индивидуальной мотивации и способности использовать возможности образовательной среды. Элемент «длиной в жизнь» предполагает обучение в течение всей жизни, а «шириной в жизнь» включает формальное, неформальное и неформализованное обучение.

В современной Швеции существует ряд ключевых проблем в непрерывном образовании. Какие принципы и модели должны применяться к финансированию? Как оценивать образовательную среду за пределами формального обучения? Информация и руководство - другие ключевые проблемы, наряду с оцениванием и последующим сопровождением. Эквивалентность и гендерное равенство остаются неизменно важными целями образовательной политики. Но их осуществление становится все более сложным для государства. Непрерывное образование требует координации, инфраструктуры, кооперации и соответствующей национальной стратегии.

С точки зрения исторической перспективы шведское образование для взрослых можно разделить на три периода. Первый - с конца XIX в. до начала 1960-х гг. XX в. - отражает вклад образования взрослых в модернизацию шведского общества. Символизируют этот период концепция самообразования, учебные кружки и народные школы. Второй период начался в конце 1960-х гг. прошлого века и продолжался около двух десятилетий. Его можно охарактеризовать как становление шведской модели непрерывного образования. В этот период акцент был смещен от образования взрослых к так называемому «периодическому обучению» (recurrent learning). В 1970-е гг. было принято множество политических решений, в том числе реформа высшего образования 1977 г., направленных на создание диверсифицированной системы образования взрослых.

Третий период начался в середине 1980-х. В этот период идеи непрерывного образования пережили новое рождение. Швеция находилась в состоянии экономического кризиса с растущей безра-

420

ботицей. Технологическая и структурная трансформация экономики требовала увеличения инвестиций в образование. В это время шведским парламентом было принято большое количество политических решений, включающих вопросы финансирования и гибкой организации образования. Согласно закону об образовании 1991 г. в формальное образование взрослых было включено муниципальное образование на двух уровнях: образование для взрослых, соответствующее полной девятилетней школе (grundskolan), а также базовое изучение шведского языка для иммигрантов с целью преодоления недостатков в их предыдущем обучении и получения возможности дальнейшего обучения и трудоустройства. Реформы 1990-х гг. привели к децентрализации школьной системы, ранее управлявшейся национальным правительством. Когда уровень занятости стал снижаться (в 1995 г.) правительство предложило национальную программу образования взрослых.

На встрече министров образования в 1996 г. Организация экономического сотрудничества и развития в Европе (OECD) определила четыре краеугольных камня непрерывного образования: (1) улучшение условий доступа к образованию (к дошкольному, личностно-ориентированному обязательному среднему и к старшей школе для всех) и широкий диапазон различных форм формального и неформального образования; (2) совершенствование механизмов соединения образования с рынком труда (гибкий переход с одного этапа образования на другой, обучение без отрыва от производства, поддержка повышения квалификации, создание и улучшение компетенций и инструментов оценивания); (3) создание стимулов для работодателей, осуществляющих инвестирование в непрерывное образования; (4) пересмотр ролей и распределение ответственности между всеми сторонами системы образования, включая работодателей и различные правительственные организации.

В следующем, 1997 г., министры труда ОЕCD согласовали стратегию непрерывного образования, базирующуюся на следующих положениях: (а) расширение политики рынка труда в соответствии с потребностями целевых групп, включающих, кроме безработных, тех, кто имеет низкий уровень образования или находится в зоне риска; (б) принятие долгосрочной перспективы для обеспечения доступа к постоянно обновляющимся возможностям продолжения обучения; (в) создание новых подходов к обеспечению качественного образования, независимо от того, где оно реализуется; (г) систему оценивания обучения, способствующую обеспечить связи между обучением и рынком труда. В период 1997-2002 гг. прави-

421

тельство проводило крупную программу образования взрослых под названием «Инициатива образования взрослых» или «Подъем знаний» (Knowledge Lift). Ее целью было повысить уровень образования взрослых до третьего класса старшей школы, укрепив их позиции на рынке труда. Другой инициативой правительства было введение «индивидуальных счетов для обучения», субсидирования непрерывного образования, однако эту программу не удалось реализовать в полном объеме.

Непрерывное образование неразрывно связано с демократическими процессами в шведском обществе. Современный образ Швеции как гомогенной, равноправной страны более не соответствует действительности. Швеция наших дней характеризуется культурным разнообразием, плюралистическими ценностями и увеличивающимся расслоением между различными группами в обществе. Все меньше людей принимает участие в молодежных движениях, ассоциациях и политических партиях. Политическая активность граждан страны снижается. Особенно настораживает факт, что определенные группы населения маргинализируются и исключаются из жизни общества. В первую очередь это относится к безработным, иммигрантам и людям с низким уровнем формального образования, не включенным в жизнь шведского общества. Наряду с этим группы с высоким доходом и уровнем образования игнорируют политическую жизнь общества. Доклад Совета по демократии показывает, что граждане в реальности считают, что они имеют больше возможностей влиять на ситуацию в различных социальных ролях, однако не используют свои возможности для изменения ситуации. Демократия в Швеции сталкивается с совершенно новой проблемой. Многие из людей с высокими доходами предпочитают оставаться вне политической арены. Молодые образованные люди стремятся построить свою жизнь за пределами традиционных демократических каналов влияния, которые больше не считаются эффективными. Люди с высоким уровнем доходов достигают тех же самых или лучших результатов без участия в политике. Политическая вовлеченность теряет свою привлекательность, наблюдается тенденция к индивидуализации, где каждый человек считается архитектором собственного успеха.

Различия в уровне образования в шведском обществе увеличились за последние десятилетия, особенно между коренными шведами и иммигрантами. Для жителей Швеции иностранного происхождения затруднено присутствие в демократических институтах, так как у них нет политических представительств на национальном,

422

региональном и муниципальном уровнях. Есть также очевидные расхождения в отношении к шведской демократии между гражданами с высоким и низким уровнем дохода. Своеобразными школами демократии в Швеции считаются общественные организации и движения. Именно здесь граждане участвуют в применении принципов демократии, приобретают опыт принятия решений, уверенность в демократическом обществе и доверие к согражданам. Большинство граждан является членами одновременно нескольких ассоциаций. Но это членство становится все более формальным и пассивным. Данная тенденция подтверждает мысль о том, что роль непрерывного образования в сохранении и развитии демократии увеличивается. Поэтому и формальное, и неформальное образование приобретают новое значение для репродукции социальных норм и ценностей. Как в формальном, так и в непрерывном образовании приобретаются знания, навыки, опыт, формируются нормы и ценности, необходимые в демократическом обществе.

С точки зрения перспективы государственного управления, недостаточно улучшить знания, необходимо увеличивать инвестиции в развитие компетенций. В завершение следует отметить, что на международном уровне Швеция занимает ведущую позицию в организации непрерывного образования взрослых.

Список литературы

1. Alternative approaches to financing lifelong learning: Country report. Sweden, 1998. www.oecd.org/dataoecd/1/20/1917173.pdf

2. Eriscon Thomas. Trends in the pattern of Lifelong Learning in Sweden: towards a decentralized economy / Gotenburg University Publications Electronic. URL: http: hdl.handle. net/2077/2735

3. Lifelong Leaning in Sweden. The extent to which vocational education and training policy is nurturing lifelong learning in Sweden / Ann Kristin Borstrom, Emmanuel Boudard, Petroula Siminou. Cedefop Panorama Series, 2001.

4. Abrahamsson, Kenneth. Lifelong Education in Sweden reconsidered: concepts, organization and current trends. UNERSCO, IIEP, 1993. P.96-122.

423

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.