Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ НЕМАТЕРИАЛЬНОГО СЕКТОРА МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ'

РАЗВИТИЕ НЕМАТЕРИАЛЬНОГО СЕКТОРА МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
90
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА / РАЗВИТИЕ НЕМАТЕРИАЛЬНОГО СЕКТОРА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Розыгулыев Д.С.

В статье рассматривается развитие нематериального сектора мировой экономики и анализируются ее особенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ НЕМАТЕРИАЛЬНОГО СЕКТОРА МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ»

УДК 338.48

Розыгулыев Д.С.

Студент

Туркменского государственного института экономики и управления

Туркменистан, город Ашгабад

РАЗВИТИЕ НЕМАТЕРИАЛЬНОГО СЕКТОРА МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Аннотация

В статье рассматривается развитие нематериального сектора мировой экономики и анализируются ее особенности.

Ключевые слова:

мировая экономика, развитие нематериального сектора.

Сфера услуг, или третий сектор, является нематериальной сферой бизнеса. В настоящее время существует 160 видов услуг, которые делятся на 5 основных секторов: 1) торговля; 2) транспорт и связь; 3) финансово-кредитная; 4) государственное управление; 5) прочие услуги (здравоохранение, образование, наука, искусство, культура, туризм, социально-коммунальное хозяйство)

Несколько факторов экономического характера определяют развитие сферы услуг. В зависимости от повышения уровня жизни населения увеличивается доля расходов на услуги в составе их расходов. Спрос на услуги более высокого класса (здравоохранение, образование, туризм, финансовые услуги и операции) быстро растет. Обычные расходы компании на транспорт и услуги связи покрывались за счет расходов на маркетинг, рекламу, информационные и компьютерные услуги и страхование. В развитых странах основной причиной роста производства услуг за последнюю четверть века является увеличение спроса на товары.

Высокие темпы роста социальных услуг в 1960-х и 1980-х годах более характерны. Однако в последние два десятилетия этот рост замедлился из-за снижения регулирующей роли государства и сокращения бюджета. В этой группе услуг увеличивается количество услуг, оказываемых группам людей, нуждающихся в особой поддержке и помощи (инвалидам, пожилым и т.д.).

Несколько других услуг растут умеренными темпами. В одних странах доля транспорта и торговли в общей структуре экономики продолжает расти, а в других остается стабильной или снижается.

Объем бытовых услуг и услуг общественного питания растет несколько медленнее. Широко распространенные и непрерывные инновации в сфере жизненных технологий, продуктов быстрого питания и химии жизни значительно снижают рыночный потенциал услуги.

В конце 20-начале 21 века возрастает значение наукоемких секторов сферы услуг -информационных, компьютерных и других деловых и профессиональных услуг. Вместе с инновационными отраслями промышленности они составляют наиболее быстрорастущую часть экономики развитых стран.

Международная торговля услугами. Важным аспектом развития сферы услуг является участие ее отраслей в системе международных экономических отношений. Для сферы услуг особое значение имела либерализация внешнеэкономических связей, проведенная во многих странах мира в 1990-е годы.

Доля услуг в объеме экспорта товаров и услуг составляет более 20%. В то же время произошли изменения в его составе. Доля транспортных услуг постепенно снижается. Доля услуг международного туризма продолжает расти. Но в настоящее время основное место занимают информационные, профессиональные государственные и частные услуги (страхование, реклама, аудиторско-бухгалтерская работа, менеджмент и др.).

Доминирующее положение на рынке иностранных услуг, как и в их производстве, занимают развитые страны. На развитые страны приходится 75-80% мирового экспорта и импорта услуг. Соединенные Штаты доминируют в торговле услугами, на их долю приходится 20% мирового рынка.

В других странах соотношение численности занятых в оптовой и розничной торговле является основным показателем уровня развития отрасли. Например, в США доля работающих в оптовой торговле в общем числе работающих во внутренней торговле составляет 25%, а в Германии - 33%. Розничная торговля, в отличие от оптовой, характеризуется низкой степенью территориальной концентрации и централизации бизнеса, а также низким уровнем технической поддержки предприятий.

В развитых странах количество занятых в торговле обычно увеличивается как в абсолютном, так и в относительном выражении. В таких странах, как Великобритания, Испания, Швейцария, Япония, Канада, Южная Корея и Мексика, выше доля работников торговли и общественного питания. В каждой из перечисленных стран этот показатель превышает 20% от общего числа сотрудников. В России этот показатель составляет около 17%. Такой высокий уровень активности в торговле и общественном потреблении в развитых странах объясняется высоким уровнем ВВП на душу населения и соответственно высоким спросом на товары, особенно услуги, а также сохранением старой мелкотоварной системы в розничной торговле. В развивающихся странах основной причиной является переход части фермеров в коммерческую сферу.

Список использованной литературы:

1. Бор, М. З. История мировой экономики: Конспект лекций / М.З. Бор. - М.: Дело и сервис, 2014. - 496 c.

2. Борисов, Н. И. Zolldienst und Weltwirtschaft (Таможенная служба и мировая экономика). Немецкий язык для таможенников и экономистов / Н.И. Борисов. - М.: СГУ, 2016. - 256 c.

3. Гладков, И. С. История мировой экономики / И.С. Гладков, М.Г. Пилоян. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2017. - 216 c.

© Розыгулыев Д.С., 2023

УДК 33

Сапарова Г.,

студентка.

Туркменский государственный институт экономики и управления.

Ашхабад, Туркменистан.

ЗНАЧЕНИЕ КОНКУРЕНЦИИ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

Аннотация

Производители должны заботиться о расширении производства, совершенствовании его техники и организации, чтобы получить преимущество в рыночной конкуренции. Они также должны использовать эффективные экономические методы для снижения себестоимости своих товаров, повышения их качества, расширения ассортимента, улучшения торговых и постторговых услуг в борьбе со своими конкурентами.

Ключевые слова:

конкуренция, опыт, экономическая жизнь, общество, цены, услуги.

Abstract

Manufacturer should take care of expanding production, improving its technology and organization in

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.