Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ НЕФТЕГАЗОВОГО ПРОЕКТА «ВОСТОК ОЙЛ» В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

РАЗВИТИЕ НЕФТЕГАЗОВОГО ПРОЕКТА «ВОСТОК ОЙЛ» В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Восток ойл / Северный морской путь / План развития Северного морского пути / грузооборот / транспортировка нефти / Vostok Oil / the Northern Sea Route / the Northern Sea Route Development Plan / cargo turnover / oil transportation

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Арина Сергеевна Козьменко

В статье рассматривается процесс и перспективы реализации проекта «Восток ойл» с точки зрения обеспечения наполняемости грузооборота Северного морского пути на основании до-кументов стратегического планирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE VOSTOK OIL PROJECT IN MODERN CONDITIONS

The article examines the process and prospects for the implementation of the Vostok Oil project from the point of view of ensuring the Northern Sea Route cargo turnover fullness on the basis of strategic planning documents.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ НЕФТЕГАЗОВОГО ПРОЕКТА «ВОСТОК ОЙЛ» В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

Козьменко А.С.

РАЗВИТИЕ НЕФТЕГАЗОВОГО ПРОЕКТА «ВОСТОК ОЙЛ» В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Аннотация. В статье рассматривается процесс и перспективы реализации проекта «Восток ойл» с точки зрения обеспечения наполняемости грузооборота Северного морского пути на основании документов стратегического планирования.

Ключевые слова. Восток ойл, Северный морской путь, План развития Северного морского пути, грузооборот, транспортировка нефти.

Kozmenko A.S.

DEVELOPMENT OF THE VOSTOK OIL PROJECT IN MODERN CONDITIONS

Abstract. The article examines the process and prospects for the implementation of the Vostok Oil project from the point of view of ensuring the Northern Sea Route cargo turnover fullness on the basis of strategic planning documents.

Keywords. Vostok Oil, the Northern Sea Route, the Northern Sea Route Development Plan, cargo turnover, oil transportation.

Введение

В непростой экономической и геополитической ситуации Россия занимается реализацией одного из самых крупных мировых нефтяных проектов - «Восток ойл». Стратегическое значение разработки и осуществления проекта заключается в обеспечении восполняемости ресурсной базы, создании с нуля и развитии промышленной, производственной, транспортной, энергетической, социальной инфраструктуры в тяжелых северных условиях, что требует колоссальных инвестиций.

Введение в эксплуатацию масштабного проекта приведет к росту мультипликативного эффекта, что положительно отразится на смежных отраслях, таких как машиностроение, электроэнергетика, дорожное строительство и металлургия. Помимо этого, доля проекта «Восток ойл» в обеспечении планируемого грузооборота Северного морского пути (СМП) в рамках Плана развития СМП составляет от 30% в 2024 году до 42% к 2035 году, поэтому большое внимание уделяется модернизации и строительству нефтяного танкерного и ледокольного флота. Проект «Восток ойл»

Идея создания проекта «Восток ойл» возникла в 2019 году, главной целью его является объединение крупнейших нефтегазовых месторождений севера Красноярского края и создание единой инфраструктуры для их освоения и транспортировки добываемого сырья. Общий объем инвестиций составляет 12 трлн рублей. В состав проекта вошли месторождения Ванкорского кластера (Ванкорское, Сузунское, Лодочное, Тагульское, Ичемминское), Пайяхское, Западно-Иркинский участок, ныне разрабатываемые.

ГРНТИ 06.61.33 EDN MFMYEY © Козьменко А.С., 2024

Арина Сергеевна Козьменко - кандидат экономических наук, научный сотрудник Института экономических проблем им. Г.П. Лузина Кольского научного центра РАН (г. Апатиты, Мурманской области).

Контактные данные для связи с автором: 184209, г. Апатиты Мурманской обл., ул. Ферсмана, д. 24а (Russia, Apatity, Fersmana str., 24a). Тел.: +7 921 436-93-90. Е-mail: fregat306@mail.ru. Статья поступила в редакцию 12.05.2024.

Также в дальнейшем планируется включить в проект Восточно-Таймырский кластер, на котором сейчас идут геологоразведочные работы.

Общее количество лицензионных участков - 52, на которых расположено 13 месторождений нефти и газа. Общие извлекаемые запасы составляют 2,6 млрд тонн нефти, суммарно к 2030 году ежегодно планируется добывать до 100 млн тонн нефти. Общая ресурсная база составляет 5 млрд тонн нефти. Месторождения будут соединены между собой нефтепроводами, идущими в нефтеналивной терминал «Бухта Север». По оценкам экспертов, реализация «Восток ойл» приведет к увеличению годового ВВП России на 2% (см.: https://goarctic.ru/news/vef-putin-i-sechin-obsudili-investitsii-v-vostok-oyl-i-tankery-gazovozy-spg-ledovogo-klassa-).

Схематично проект «Восток ойл» представлен на рисунке 1. В рамках проекта будет создано до 15 промысловых городков, два аэродрома, автодороги и трубопроводы: магистральные протяженностью порядка 800 км и внутрипромысловые - до 7000 км, а также электросетевое хозяйство, что в сумме обеспечит до 400 тыс. рабочих мест. Планируется бурение 6,5 тыс. скважин.

Рис. 1. Структура проекта «Восток ойл»

Отмечается высокое качество нефти, добываемой в рамках проекта: она низко сернистая (см.: https://fedpress.ru/projects/east_oil). Такая нефть всегда востребована на рынке, может использоваться для судового топлива, блендирования и повышения качества вязкой нефти, полностью соответствует новым стандартам IMO. Нефть будет торговаться с премией относительно Urals (сернистость 1,2%). По предварительным оценкам проект является самым масштабным в мире, сравнимым разве что с проектом «Прудо бей» на Аляске. Кратко хронология продвижения проекта представлена в таблице 1 (источник: https://dprom.online/oilngas/kak-prodvigaetsya-proekt-vostok-ojl).

Один из важнейших объектов проекта - Бухта Север - крупнейший морской порт в северной зоне, строительство которого началось в 2022 году. В начале 2024 года была проведена серия наблюдений за становлением ледового покрова, а именно фиксация процессов льдообразования, исследование ровного льда, образования гряд, торосов, определение форм, свойств и физико-математических характеристик ледовых образований, проведение спутникового мониторинга данных. Полученные материалы помогут при планировании и обеспечении безопасной навигации и транспортировки сырья в акватории Бухты Север и севера Енисейского залива.

В декабре 2023 года компания РН-Ванкор начала строительство подводного участка магистрального нефтепровода Ванкор -Пайяха-Бухта Север через р. Енисей. Общая длина этого нефте-

провода составляет 770 км, нефтепровод заложен траншейным способом. Расстояние от Пайях-ской группы до Бухты Север составляет 413 км, от Пайяхской группы до Ванкорского кластера -357 км. Также в конце 2023 года началось строительство зимних автодорог общей протяженностью 2 тыс. км.

Основным преимуществом проекта является его географическое расположение, близость к трассе СМП, что позволяет осуществлять прямые поставки сырья на рынок. Для обеспечения бесперебойных поставок требуется порядка 50 единиц ледокольного и транспортного флота. В 2024 году по трассе СМП планируется отгрузить 30 млн тонн нефти. Реализация проекта позволит обеспечить грузооборот по СМП до 80 млн тонн к 2024 году согласно Указу Президента № 204 от 07.05.2018 г. Поддержание грузооборота СМП

Согласно Плану развития Северного морского пути [1], объем грузопотока СМП складывается из нескольких проектов, в том числе нефтяных, среди которых Новый Порт и Восток ойл. Прогнозируемый объем грузооборота представлен в таблице 2. Доля нефтяных проектов в общем объеме грузооборота СМП до 2035 года не превышает 50%.

Таблица 1

Этапы реализации проекта «Восток ойл»

Год Этап реализации

2020 Получение лицензий на разработку; геологоразведочные работы. Привлечение инвесторов, первым иностранным партнером стало транснациональное нефтетрейдерское предприятие Trafig-ura (Сингапур) с долей в 10%. Приобретение у «Нефтегазхолдинга» и АО «Таймырнефтегаз» Пайяхского месторождения с запасами в 1,2 млрд тонн нефти

2021 Май 2021 - объявление о начале строительства «Бухты Север». Август 2021 - со стартом осенней навигации по реке Енисей отправлено первое судно с грузами для строительства трубопроводной инфраструктуры; запуск вертолетного сообщения с Норильском. Октябрь 2021 - введение в эксплуатацию речной логистической инфраструктуры: базы Точино, Та-налау, Воронцово, Караул. Начинаются работы по энергоснабжению предприятий проекта. Декабрь 2021 - НК Роснефть заручилась поддержкой консорциума Vitol S.A. и Mercantile & Maritime Energy Pte. Ltd. (Швейцария, Нидерланды), которые приобрели 5% от уставного капитала проекта. Начало строительства нефтепровода, соединяющего Ванкорский кластер и Пайяхское месторождение. Общая протяженность построенных зимних дорог, в том числе соединяющих Дудинку и Ванкорский кластер, а также с причалом Таналау составляет 1,5 тыс. км

2022 В Дудинке закончилась разгрузка первых судов с грузами, предназначенными для строительства объектов инфраструктуры. Американский инвестиционный банк Goldman Sachs назвал проект одним из самых перспективных в мире. Проектирование оптимальной морской транспортной системы, разработка решений по созданию рейдового перевалочного комплекса. Июнь 2022 - международный трейдер Trafigura продал свою долю в проекте гонконгской компании Nord Axis Limited ввиду санкций. Июль 2022 - консорциум Vitol S.A. и Mercantile & Maritime Energy Pte. Ltd. заявил о желании выйти из проекта ввиду санкций. Начало промышленной разработки Пайяхского месторождения. Начало строительства нефтеналивного терминала и причала порта Бухта Север. Вывод на полную мощность к 2030 году, стоимость проекта 117 млрд руб. Ввод в эксплуатацию в 2024 году. Октябрь 2022 - глава НК Роснефть И. Сечин на Евразийском экономическом форуме в г. Баку предложил участие в проекте компаниям ONGC Videsh Ltd., Indian Oil Corp Ltd. и Oil India Ltd. (Индия) и SOCAR (Азербайджан). Декабрь 2022 - сдача в эксплуатацию причала Воронцово на Енисее. Консорциум Vitol S.A. и Mercantile & Maritime Energy Pte. Ltd. продал свою долю в проекте компании Fossil Trading FZC (ОАЭ)

2023 Построено 200 км из 770 км нефтепровода от Ванкора до Бухты Север. Доставлен рекордный объем грузов, необходимый для реализации проекта (более 1 млн тонн). Начало строительства подводного перехода в рамках нефтепровода Ванкор-Пайяха-Бухта Север. Презентация проекта на российско-китайском энергетическом бизнес-форуме в Пекине. На Тагульском месторождении (Ванкорский кластер) добыта 10-ти миллионная тонна нефти. До 2038 года планируется пробурить 12 тыс. эксплуатационных скважин

Таблица 2

Прогнозируемый объем грузопотока по Северному морскому пути (млн тонн)

Наименование проекта Грузоотправитель 2024 г. Доля в общем обороте 2030 г. Доля в общем обороте 2035 г. Доля в общем обороте

Новый Порт ПАО Газпром 5,56 6,18% 3,14 1,45% 2,09 0,88%

(Ворота Арктики) Нефть

Восток ойл ПАО НК Роснефть 30 33,33% 100 46,20% 100 42,00%

Ямал СПГ ПАО Новатэк 19,7 21,89% 19,5 9,01% 19,5 8,19%

Арктик СПГ-1, ПАО Новатэк 12,6 14,00% 39,3 18,16% 42,9 18,02%

Арктик СПГ-2

Обский ГХК ПАО Новатэк 0,6 0,67% 5,2 2,40% 5,2 2,18%

(природный газ)

Норильский ни- ПАО ГМК Но- 0,96 1,07% 1,08 0,50% 1,08 0,45%

кель рильский никель

Сырадасайское ООО Северная 3,5 3,89% 12 5,54% 12 5,04%

месторождение (уголь) звезда

Баимское место- ООО Горнодобы- 0 0,00% 1,38 0,64% 1,01 0,42%

рождение (медь) вающая компания Баимская

Прочие проекты 0,31 0,34% 0,77 0,36% 0,75 0,31%

Транзит, грузы обеспечения 16,78 18,64% 34,08 15,74% 53,58 22,50%

Итого 90,01 100% 216,45 100% 238,11 100%

Целевой показа- 80 150 220

тель

В рамках проекта Новый порт действует терминал «Ворота Арктики» (ООО Газпром нефть) - единственный в мире нефтеналивной терминал за Полярным кругом в пресных водах. Первая отгрузка нефти была произведена в 2016 году. Проект расположен в акватории Обской губы на расстоянии 2 миль от мыса Каменный. Вывоз нефти осуществляется танкерным флотом в составе семи танкеров Arc7 типа «Штурман Альбанов» с обеспечением двумя вспомогательными ледоколами класса Ice-breaker8 «Александр Санников» и «Андрей Вилькицкий» (построены на Выборгском судостроительном заводе по заказу ООО «Газпром Шиппинг»).

Транспортировка добываемого сырья производится на рейдовый перевалочный комплекс «Норд» в акватории Кольского залива, где установлен танкер-накопитель «Умба» дедвейтом 300 тыс. тонн, способный обеспечить перевалку до 15 млн тонн нефти в год. Наличие семнадцати грузовых танков позволяет осуществлять швартовку с двух бортов одновременно. Добываемая нефть сорта Novy Port торгуется с премией относительно эталонной марки Brent, содержание серы составляет 0,1%. Максимальная производительность составляет 8,5 млн тонн нефти в год. Через две нитки нефтепроводов (длина 100 км) нагрузка терминала обеспечивается на уровне 5,5 млн тонн в год.

Согласно прогнозным данным, ресурсы Новопортовского месторождения постепенно себя исчерпывают, поэтому введение в эксплуатацию проекта «Восток ойл» является приоритетной задачей. Планы по наращиванию грузооборота по СМП амбициозны. Если опираться на консервативный и наиболее вероятный сценарий, «Восток ойл» в 2025 году отгрузит 18 млн тонн, к этому времени будет достроен нефтепровод из Ванкора в Бухту Север (см.: https://www.tek-all.ru/news/id10146-eksperti-o-perspektivah-proekta-vostok-oyl/?ysclid=lufb55qaj5144296901). Строительство первого танкера ледового класса Arc7, предназначенного для этого проекта, запланировано на конец 2024 года, второго и третьего - на первую половину 2025 года. По оценкам экспертов, этих судов недостаточно для вывоза нефти в Мурманск даже с учетом строящихся на ССК «Звезда» танкеров Aframax дедвейтом 114 тыс. тонн,

поскольку последние, Arc4, могут использоваться в Карском море только в летнее-осенний период навигации, то есть с июля по ноябрь.

Проблемы транспортировки

Исходя из расчетов ЦНИИ Морского флота РФ, для обеспечения грузооборота в 30 млн тонн в рамках проекта Восток ойл необходимо строительство 10 танкеров класса Arc7 с дедвейтом до 120 тыс. тонн и двух рейдовых перевалочных комплексов (см.: https://cniimf.ru/ otdely-i-laboratorii/20/251/?sphrase_id=38320). Танкеры будут готовы не раньше 2027 года, при вывозе собственными силами покрыть заявленные объемы не получится. Также при вывозе сырья в восточном направлении потребуется расширение флота, даже при наличии перевалочного комплекса на Камчатке.

В 2021 году был заключен контракт с южнокорейской верфью SHI на поставку оборудования и комплектующих для судостроительного комплекса «Звезда», который полностью занимается обеспечением проекта, с целью строительства первой серии (10 ед.) танкеров-челноков ледового класса Arc7 стоимостью 1,7 млрд долл., заказ на которые был размещен в 2020 году. Всего в портфеле заказов ССК «Звезда» 26 судов - атомные ледоколы «Лидер», нефтеналивные танкеры, многофункциональные суда снабжения, газовозы и арктические челноки (см.: https://neftegaz.ru/news/Suda-i-sudostroenie/703781-oborudovanie-dlya-tankerov-chelnokov-ledovogo-klassa-dlya-proekta-vostok-oyl-postavit-samsung).

Схема транспортировки нефти по проекту «Восток Ойл» восточным и западным маршрутом представлена на рис. 2. Особенность навигации в юго-восточной части Карского моря заключается в том, что суда усиленного ледового класса Arc 7 в период зимней навигации могут беспрепятственно передвигаться только при наличии ледокольного сопровождения, что обеспечивает деятельность восточной трассы СМП «в режиме канала». Если ледокольное сопровождение отсутствует, часть пути проходит караванной проходкой, однако экономически это менее выгодно, возникают задержки судов, связанные с ожиданием формирования каравана.

Согласно отчету корпорации Росатом о потребности в грузовом флоте высокого ледового класса, предназначенного для арктического экспорта, в 2023 году нефтяных танкеров среднего тоннажа (до 40 тыс. тонн) класса Arc 7 насчитывалось 7 единиц, танкеров крупного тоннажа класса Arc 7 (до 120 тыс. тонн) 0 единиц, в связи с чем в 2024 году планируется построить 2 (что противоречит расчетам ССК «Звезда»), а к 2030 году - еще 9 единиц крупнотоннажных танкеров, наращивать количество сред-нетоннажных танкеров до 2030 года не планируется (см.: https://paluba.media/news/60717).

Рис. 2. Пути доставки нефти в рамках проекта «Восток ойл»

Заключение

Невероятный по масштабам и ресурсной базе проект «Восток ойл» обещает быть одним из самых успешных и рентабельных в мире. Крупные американские банки пророчат высокую дивидендную доходность от вложений. Эксперты рассчитывают на мультипликативные эффекты, способные дать толчок к развитию смежных видов деятельности на фоне реализации нефтяных и газовых месторождений. При этом решается важная задача поддержания нефтяных запасов в режиме мобилизационной готовности с целью дальнейшего замещения действующих проектов без проседания в объемах добычи. Однако, без организации рациональной транспортировки достичь поставленных амбициозных целей не получится, поэтому строительство нефтяного флота, обеспечивающего работу проекта, сегодня является первостепенной задачей. Благодарности

Работа выполнена в рамках темы РЫБ2-2023-0009 «Стратегическое планирование развития Арктики в новых геоэкономических и политических условиях» по государственному заданию ФИЦ КНЦ РАН.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Распоряжение Правительства № 2115 -р от 01.08.2022 г. «План развития Северного морского пути на период до 2035 года».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.